План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению м. ю. лермонтова «бородино»

План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Цели урока: воспитание и уважение к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования.

План урока:

  1. 3 мин. Вступительная беседа.

  2. 5 мин. Слово о поэте.

  3. 5 мин. Историческая справка о Бородинском сражении.

  4. 5 мин. Словарная работа.

  5. 5 мин. Начало работы с текстом.

Словарная работа: по тексту стихотворения.

Оборудование: репродукции картин П.Заболотского «Старый солдат», С.Герасимов «М.И.Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва», Ф.Рубо «Панорама Бородинской битвы», А.Кившенко «Военный совет в Филях» и др.

Информация для учителя.

Размышления автора о смелости, бесстрашии, подвиге, воинском долге защиты Отечества, связи поколений волнуют современных подростков.

Не злоупотребляя словарной работой над терминами, которые относятся к военной истории, обратим внимание на такие словосочетания, как «воинский долг», «воинский подвиг». Они употребляются при обсуждении диалога старого и молодого солдата.

Вот один из вариантов работы с текстом. Вслед за вступительным словом учителя читаем текст, размышляем о названии произведения, думаем о его героях. В центре внимания будут те 13 строф, которые передают рассказ старого солдата. Именно в них – сюжет произведения.

Проследим за логикой развития сюжета. Очень яркая экспозиция («Мы долго молча отступали…»). Завязку ученики видят в словах: «И вот нашли большое поле…. Построили редут».

Затем следует развитие событий: «Два дня мы были в перестрелке…» И наконец, само сражение: «Ну ж был денек!» За кульминацию принимаем следующие три строфы.

И хотя об этом дне рассказывает непосредственный участник событий, ему удается рассказать не о своем подвиге, а о масштабе события, его величин.

Развязка в стихотворении очевидна. Кого стали считать бойцы? Уцелевших? Погибших? В некоторых классах по этому поводу возникают споры. Главное, чтобы ученикам стало ясно, что погибших было много, и что герои победы тоже были достаточно многочисленны. Учителю приносит удовлетворение то, что у учеников уже сформировалась способность чувствовать финал яркого лироэпического произведения.

В композиции этого произведения есть моменты, на которые обратим внимание. Почему первая и последняя строфы в рассказе старого солдата почти полностью повторяются? Что в них изменено? Как это объяснить?

— Да, были люди в наше время, — Да, были люди в наше время,

Не то, что в нынешнее племя: Могучее, лихое племя,

Богатыри – не вы! Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля: Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля… Не многие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля, Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы! Не отдали б Москвы!

Кроме выделенных строк можно обратить внимание и на то, что в пятой строке первой строфы – многоточие, в последней – точка. Особенно важно и противопоставление поколений: нынешнее и могучее, лихое племя. Сам Лермонтов – именно из «нынешнего» поколения. Подумаем, почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой: «Богатыри – не вы!»

Однако учеников больше интересуют «схватки боевые», о которых так поэтично рассказал старый солдат. Поэтому устный рассказ об этих схватках с максимальным включением стихотворных вставок-цитат – одно из интересных творческих заданий по этому произведению.

В сильном классе можно сравнить юношеское стихотворение Лермонтова «Поле Бородина» и «Бородино». Сравнение убедит учеников в том, как труден путь к каждому слову шедевра.

В учебнике есть слова В.Г. Белинского, который утверждал, что язык старого солдата «благороден, силен и полон поэзии». Можно подумать в классе, в чем прав великий критик.

Возможна творческая работа: рассказы о старом и молодом солдатах.

Цель её – приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их понимания к восприятию содержания изучаемого произведения.

    • Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
    • А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях.

Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой двух уроков будет разговор об одном из таких событий – Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова.

По учебнику В.Коровиной, с.144-145.

По программе Т.Ф.Курдюмовой повторение уже известных фактов биографии М.Ю.Лермонтова.

Организуя этот этап урока, учитель должен помочь учащимися понять, почему волновал поэта 1812 год и почему к 25-летию со дня Бородинского сражения он обращается к этому событию. Говоря в доступной форме о трагедии лермонтовского поколения, учитель подведет к пониманию (при дальнейшем чтении стихотворения) строк: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.

Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М.Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери.

Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми.

Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…»

Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, т.к.

русские впервые остались непобежденными, ослабило её наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света.

Остаётся Россия, но я раздавлю её…» Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми»

Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об её учреждении говорилось: «Войны! Славный… год, в который …поразили вы лютого и сильного врага … минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!».

Большинство военных терминов первой четверти XIX века (редут, лафет, бивак, кивер, улан, картечь, драгуны) объяснены в учебных хрестоматиях. Можно некоторые из них соотнести со зрительными впечатлениями, с помощью подготовленных к уроку репродукций.

  1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Проверяя первичное восприятие, зададим вопрос:

Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

  1. Особенности организации текста стихотворения.

— В чем особенность построения стихотворения?

(Диалог и монолог)

— Кто участвует в разговоре?

— Напомним понятие строфы, как сочетания стихотворных строк, образующих единство.

— Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата?

— Как содержание первой строфы подсказывает нам, как её читать?

— Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?

Отвечая на вопросы, пятиклассники говорят о диалогической форме стихотворения. Участники разговора – старый солдат и его племянник. Большую часть стихотворения (13 строф) занимает рассказ участника Бородинского сражения. Рассказ о нём доверен рядовому солдату, находившемуся когда – то в гуще событий. Он ведёт свое повествование неспешно, без ложного пафоса.

Домашнее задание.

Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата. План может быть цитатным.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt-uroka-po-literature-myulermontov-borodino-65738.html

Конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Автор: Чернега Виктория Станиславовна, учитель русского языка и литературы гимназия МИИТ, город Москва

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию план-конспект занятия по литературе для учащихся 5 класса. Данный конспект будет полезен преподавателям и студентам высших педагогических учебных заведений.

Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с основными фактами биографии великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, а также познакомит детей с одним из самых ярких патриотических произведений русской литературы.

План-конспект урока литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Цель урока: Познакомить учащихся 5 класса с патриотическим стихотворением «Бородино» и его исторической основой, научить анализировать и синтезировать информацию текста.

Задачи урока:

  1. Образовательная. Введение учащихся в сложный мир лермонтовского стиха, рассмотрение особенностей поэтического таланта М.Ю.Лермонтова, выявление выразительных средств стихотворения.

Актуализация уже сформированных понятии: ритм, эпитет, метафора, аллегория и др. Показать отражение темы «Отечественная война 1812 года» в различных видах искусства (литература, история, изобразительное искусство).

  1. Развивающая.Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи.

  2. Воспитывающая. Привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам поэта, любовь и уважения к великому прошлому России, воспитание патриотических чувств на основе произведения.

Средства обучения: учебник, интерактивная доска, репродукции картин, словарь литературоведческих терминов.

Методы обучения:

— групповой.

Ход урока

Дозировка Содержание Работа учеников
11 мин
  1. Приветствие. Объявление темы урока (На экран проецируется слайд с темой урока и эпиграфом к уроку «Москва, Москва!.. люблю тебя,как сын,Как русский, — сильно, пламеннои нежно»).
  1. Запись темы и эпиграфа учениками в тетрадях.
8 мин
  1. Проверка домашнего задания.

(Одновременно на экран поочередно проецируются портреты Лермонтова в разном возрасте с комментарием биографии).

  1. Заранее подготовленный пересказ учениками основных этапов биографии Лермонтова.
26 мин
2 мин6 мин8 мин10 мин
  1. Чтение стихотворения учителем.
  1. Вопросы по содержанию текста с одновременным показом на экране:
  1. Какому событию посвящено стихотворение?
  2. Знакомо ли вам слово «Бородино»? (На экран выводится вопрос, а затем, после догадок учеников, появляется подсказка)
  3. Вспомните историю. Известны ли вам фамилии полководцев, участников войны 1812 года? (На экране показаны портреты М.И.Кутузова и Б.Наполеона)
  4. Известны ли вам полотна, посвященные истории этой войны? (На экране появляются репродукции картин Рубо, Верещагина, Смирнова)
  1. Работа с вопросами учебника и запись ответов в тетради (стр.8, вопросы №2-4):
  1. Все ли слова текста стихотворения вам понятны? Давайте запишем объяснение некоторых из них. (На экране появляются поочередно слова, затем появляется комментарий к ним, определение)
  2. Какими чувствами пронизан текст произведения? Найдите подтверждающие примеры в тексте и запишите их в тетрадь. (Одновременно с ответами учеников на экране появляются слова-подсказки и их объяснение)
  3. От лица кого ведется рассказ о сражении? Что этим достигается? Какие чувства он испытывает?
  1. Актуализация знаний. Беседа об изобразительно-выразительных средствах стихотворения:
  1. Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства вы уже знаете?
  2. Назовите те изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в стихотворении.
  3. А в этом произведении есть такие средства как аллегория и звукопись. Запишите их названия и определения в тетрадь: звукопись – использование звукового состава слова для усиления выразительности поэтической речи, аллегория – иносказание, изображение абстрактного объекта посредством конкретного образа.

Давайте попробуем их найти в тексте стихотворения.

  1. Прослушивание стихотворения.
  1. Стих-е посвящено Бородинской битве в Отечественной войне 1812 года.
  2. Бородино – название места под Москвой, где произошло сражение войны 1812 года.
  3. Багратион, Наполеон, Кутузов.
  4. Просмотр репродукций картин.
  1. Поиск иноязычных, непонятных слов в тексте, объяснение их с подсказками учителя, запись в тетрадях составление историко-лингвистического комментария.
  2. Оно пронизано мыслью любви к родине, мужеством, храбростью, отвагой солдат. Запись примеров из текста в тетрадь.
  3. Рассказ ведется от лица старого солдата-участника битвы. Т.о., можно ощутить себя на поле боя, почувствовать себя участником битвы. Старый солдат сожалеет о такой битве, но радуется силу и мужеству русского войска: если бы не Высшие силы, не отдали б Москвы; во что бы то ни стало, будут биться до конца. Он настоящий полководец, отец солдатам.
  1. Демонстрация знаний уже изученных терминов с объяснением значения с записью нескольких примеров в тетрадь:
  1. Эпитет, метафора, сравнение.
  2. Эпитеты: большое (поле), грозная (сечь), ночная (тень), избитый (кивер), летучий (дым), пестрые (значки), кровавые (тела), удалый (бой), протяжный (вой), могучее, лихое (племя). Метафоры: ликовал француз, спит в земле сырой, сверкнув очами. Сравнения: носились знамена, как тени; французы двинулись, как тучи.
  3. Запись учениками под диктовку учителя терминов и их определений. Затем поиск учениками в тексте стихотворения примеров с записью в тетрадь:

Звукопись: всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй, вот затрещали барабаны. Аллегория: басурманы.

3 мин
1 мин
  1. Подведение итогов урока, вывод (На экране показан вывод урока):

Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда создавал стихотворение?О чем мы должны помнить?

Любовь к Родине, гордость за свою страну, за народ, грусть.Мы не должны забывать о подвигах героев войны, о великих военачальниках.
2 мин
  1. Объяснение домашнего задания (На экран проецируется слайд с домашним заданием).

Литература:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… : Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2012.

  3. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. М.: Просвещение, 2005.

  4. Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. М: Просвещение, 2013.

  1. Конспект

    Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: М.Ю.Лермонтов … портрет М.Ю.Лермонтова; карточки с заданиями; учебник по литературе; стихотворения М.Ю.Лермонтова (книги … Богу; в реалистической лирике («Бородино», «смерть поэта») переживает враждебное …

  2. Рабочая учебная программа

    стихотворения Тема Бородина и Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. Значение рассказчика-солдата в поэтическом по … ) 9- 11 классы.- М., «Экзамен», 2006. Конспекты уроков для учителя литературы.5- 9 класс. Русская литература 19 века ( …

  3. Пояснительная записка

    по литературе 9 класс   № Тема урока Количество часов Тип урокаЛермонтова. 1 Урок изучения нового материала. Семинар Анализ лирического стихотворения … опорных конспектов У … класс). Музыка. А. Бородин «Князь Игорь». Презентац иллюстрац Прочитать по

  4. Пояснительная записка

    конспект Ответы на вопросы викторины постихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Выразительное чтение отрывка стихотворенияурок «Путешествие по стране Литературии 5 класса

  5. Рабочая программа

    по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004 10) Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по … «Бородино». Слово учителя, беседа, чтение «Бородино» … ли-рики Лермонтова Уметь: определять … их роль в стихотворении, особенность звукового …

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/34258.html

Конспект открытого урока в 5 классе на тему: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Конспект открытого урока в 5 классе на тему: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»

План –конспект открытого урока

в 5 классе на тему:

«Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

(Проведенный на районном семинаре учителей русского языка и литературы)Учителя русского языка и литературыМОУ «Лицей №1» с. Атажукино Дышековой Р.С.2007 г.

М.Ю.Лермонтов

Тема: Стихотворение «Бородино».

Цель урока:

1) Познакомить с историей создания стихотворения «Бородино».2)Учить анализировать стихотворение2) Закрепить знания по пройденным темам.3) Воспитывать любовь к Родине.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, слайды по стихотворению «Бородино», кадры из фильма «Война и мир», «Бородинское сражение», репродукции картин Лермонтова «Воспоминание о Кавказе», фонозапись романсов «Парус», «Выхожу один я на дорогу».

Учитель – Сегодня мы с Вами повторим пройденные темы с помощью тестов, послушаем сообщения о жизни и деятельности М.Ю.Лермонтова и проанализируем стихотворение Лермонтова «Бородино».Итак, начинаем урок.

Работа с тестами .

Ребята, перед вами тесты. Заполните ваши листочки.

Взаимопроверка .

А теперь взаимопроверка. Вы знаете, как мы оцениваем тесты. А теперь внимательно послушайте: Из какого произведения отрывок? Кто автор?

  1. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди ..

(«Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воевода Претича») Близко зверь не пробежит,Даже облака небесНа дремучий, тёмный лесНе навеет ветерок …(«Спящая царевна»).Следующий отрывок.3)«Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя… »(«Утес» М.Ю. Лермонтов).Правильно. Сегодня мы продолжим разговор о творчестве поэта.

Опрос домашнего задания.

Давайте теперь послушаем ваши сообщения с помощью ОК «М.Ю.Лермонтов».

* Детство М.Ю. Лермонтова прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Лермонтову шел третий год, когда умерла его мать. Он остался с бабушкой , которая не поладила с отцом мальчика и отец вынужден был расстаться с сыном. Ссора самых близких людей тяжелым грузом легла на душу ребенка.

Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева — горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой.Как было принято в дворянских семьях ,мальчик учился дома .

С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно , как русским , изучал историю ,географию, математику. Он выучился игре на скрипке и фортепьяно.

Учитель: Однажды он вылепил целую сцену охоты на зайца, в другой раз изобразил битву Александра Македонского- там были многочисленные войны, слоны, колесницы.

Но детство кончилось. Елизавета Алексеевна переезжает с внуком в Москву, чтобы продолжить учение

1828-1830гг.

Тринадцати лет Лермонтов поступил сразу в 4 класс Московского благородного пансиона. Эта была замечательная школа вроде Царскосельского лицея. Особенно любили воспитанники литературу. Они читали и обсуждали стихи и прозу. В 14 лет он начинает писать стихи , которые становится для него дневником ; юный поэт говорит в них обо всем., что его волнует.

1830-1832 гг.

Лермонтов поучился в пансионе два года .А пятнадцати лет он поступил в Московский университет . Он живет с бабушкой. В его комнате собираются друзья. В лермонтовских стихах звучит мечта о подвиге во благо людей.

1832 год ПЕТЕРБУРГ

Вскоре его спокойная жизнь ломается. Лермонтову пришлось уйти из университета, переехать в Петербург и поступить в военную школу. Трудным был этот перелом. Поэт тоскует по друзьям, по Москве. Неизвестно что ждёт его впереди. В эти дни создано стихотворение «Парус» Прослушивание романса на стихи М.Ю.

Лермонтова «Парус» композитора Варламова.1837 год. Стихотворение «Смерть поэта». Ссылка на Кавказ. Это был год гибели А.С.Пушкина. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Царь Николай I приказал из-за этого стихотворения отправить Лермонтова на Кавказ, надеясь, что он погибнет на войне с горцами.

Учитель : Тебе Кавказ, суровый царь земли –

Я снова посвящаю стих небрежный:Как сына ты его благословиИ осени вершиной белоснежной!От ранних лет кипит в моей кровиТвой жар и бурь твоих порыв мятежный:На севере, в стране тебе чужой,Я сердцем твой, — везде и всюду твой!Лермонтов очень любил Кавказ. Он не только писал стихи о нём: но и картины.

Вот репродукции картин М.Ю.Лермонтова «Вид Пятигорска» (1837г.), «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» (1837г «Воспоминание о Кавказе » (1838 г.).

Учитель 1838 Лермонтов сражался как храбрый воин ,своей удалью удивлял даже кавказских джигитов. Через год Лермонтов вернулся в столицу.

1840 Произошла ссора между Лермонтовым и французским послом де Барантом. А затем последовала дуэль. Поэт защищал честь офицера, тем не менее его признали виновным и передали военному суду. За ним последовала вторая ссылка на Кавказ. Лермонтов очень полюбил горы Кавказа и не раз посвящал им стихи.

13 июля 1841 года в Пятигорске Лермонтов поссорился со своим бывшим одноклассником по военной школе.

15 июля 1841 год у подножия Машука состоялась дуэль. Первым выстрелил Мартынов на месте поединка не оказалось ни врача, ни экипажа. Дождь лил как из ведра. Лермонтов был похоронен на Пятигорском кладбище. Вот и весь круг. Только две последние цифры поменялись местами в датах его жизни.1842 г. – тело поэта привезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах.В 1912 г. В Пятигорске основан музей М.Ю.Лермонтова. В 1973 г. преобразован в Государственный музей – заповедник М.Ю.Лермонтова объединивших ряд историко-культурных и природных памятников связанных с жизнью и творчеством поэта.За свою короткую жизнь Лермонтов написал около 400 стихотворений. «Бородино» — одно из лучших созданий поэта. Стихотворение «Бородино» является откликом на 25 – летнюю годовщину Бородинского сражения. Бородинское сражение, решавшее судьбы народов России, произошло 26 августа 1812 года. Потери французской армии в этом сражении превышали потери русских войск. Тем не менее, после Бородинского сражения главнокомандующий Кутузов во имя сохранения армии решил сдать Москву без боя. Вскоре, однако, Наполеон был вынужден уйти из Москвы.Началось отступление французской армии по Старой Смоленской дороге; к середине декабря 1812 года, остатки «великой армии» были полностью изгнаны из России.

Чтение стихотворения «Бородино»

Учитель – А теперь послушайте стихотворение «Бородино» и посмотрите кадры из фильма «Война и мир».

Учитель – Ребята, прежде чем прочитать стихотворение «Бородино», посмотрите на доску.

Словарная работа

РедутКартечьСечаЛафетБивакКиверХватУлан, драчунБасурманы

Ученик – читает стихотворение «Бородино».

Вопросы для обсуждения:

  1. Ребята, от чьёго имени ведётся рассказ?

Ученик – Рассказ ведётся от имени простого солдата, рядового участника сражения.

Ученик – Это делает рассказ более ярким, правдивым.

  1. Правильно.

    А каким вы представляете рассказчика?

Ученик – Рассказчика я представляю сильным человеком, смелым, благородным, любящим свою Родину.

Учитель – Да, это смелый человек, который повидал много в своей жизни, и испытал все тяготы войны.

  1. Как в стихотворении передана напряжённость обстановки перед решающим боем? Сравните поведение русских и французов.
  2. Как вы понимаете строки?

— Уж мы пойдём ломить стеною,Уж постоим мы головоюЗа родину свою!

Ученик – Эти строки доказывают, что солдаты готовы отдать свою жизнь за родину.

Учитель – Кто ещё дополнит?

Ученик – Ломить стеною – значит плечом к плечу идти в бою, зная, что можешь погибнуть.

6) А теперь, ребята, посмотрите иллюстрации художника Кондратьева к стихотворению «Бородино». Найдите эпизоды сражения, изображённые художником.Молодцы!7) Какими художественно — изобразительными средствами насыщено стихотворение?

Ученик – Эпитеты: схватки боевые, нынешнее племя, русские штыки, синие верхушки, русский бой удалый, могучее лихое племя, рукопашный бой.

8) Почему можно сказать, что стихотворение «Бородино» написано в форме монолога? Докажите это.

Ученик – В первой строфе молодой воин спрашивает старшего солдата с просьбой рассказать о Бородинском сражении.

Вторая строфа начинается со слов – Да, были в наше время – это старый солдат начинает свой рассказ о Бородинском сражении.9) Ребята, а вы не задумывались над тем, что старый солдат говорит: — Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри – не вы!Как это вы понимаете.

Как он называет своё племя?

Учитель– Да, ребята, Лермонтов рассказал нам о великой любви русского народа к Родине, к Москве. Впервые в Отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

В стихотворении звучит тихий голос бывалого солдата, грустное сознание «невозвратимых утрат и жертв».

Любовь к Родине способна победить любого врага. И способна объединить людей, чтобы о них можно было сказать «могучее лихое племя». Запомните это, ребята.

«Звучит музыка романс».

Среди последних стихов Лермонтова было стихотворение «Выхожу один я на дорогу», в котором есть такие заключительные строки:Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть,Я ищу свободы и покоя!Я б хотел забыться и заснуть!Но не тем холодным сном могилы..

Я желал навеки так заснуть,Чтоб в груди дремали жизни силы,Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;Чтоб всю ночь, весь день мой слух Лилея,Про любовь мне сладкий голос пел.Надо мной, чтоб вечно зеленея,Тёмный дуб склонялся и шумел.И тёмный дуб склоняется над его могилой в Тарханах, и сладкий голос любви к нему и его поэзии оберегает, наконец, его покой.

Прошло 166 лет с той трагической дуэли, отнявший у России великого поэта М.Ю.Лермонтова. И до сих пор звонко звучит голос поэта – гражданина. И до сих пор посвящают поэты разных народов ему стихи. Во одно из них.

В завершении нашего урока, ребята, хотелось бы услышать, что нового вы узнали на уроке, что вам понравилось?- Какому событию посвящено это стихотворение?- С какими новыми словами вы познакомились?Выставление оценок.Д/з. 1) выучить отрывок наизусть

  1. записать слова в словарики.

Тесты по пройденным темам.

  1. Как называется обращение к солнце, радуге, дождю?

а) приговорка; в) пестушки;б) закличка; г) считалки.

  1. К какому виду сказок относится сказка «Сивка — бурка»?

а) бытовые; в) волшебные;б) о животных; г) смешные.

  1. Как назывался первый летописный документ, дошедший до нас?

а) «Хождение за три моря».б) «Повесть временных лет».в) «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».г) «Слово о полку Игореве».

  1. Созвучие окончаний стихотворных строк -это

а) ритм; в) баллада;б) рифма; г) ода.

  1. Одна из сказок А.С.Пушкина заканчивается такими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

а) «Сказка о золотом петушке».б) «Сказка о рыбаке и рыбке».в) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

г) «Сказка о царе Салтане».

Источник: http://5-bal.ru/literatura/17936/index.html

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме

«М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая

основа стихотворения».

Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.
Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;2) познакомиться со стихотворением;3) развивать умение анализировать художественное произведение;4) Узнать, каково историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.
Оборудование: презентация, аудиозапись стихотворения «Бородино” в исполнении В.Зозулина, компьютер, учебник под. ред. Коровиной, карточки с заданием для работы в группе.
План урока.1. Вступительная беседа.2. Слово о поэте.3. Историческая справка о Бородинском сражении.4. Словарная работа.5. Прослушивание стихотворения. 6. Работа над содержанием. (Исследовательская работа в группах).7. Подведение итогов урока.8. Домашнее задание.

Ход урока.

I.Учитель сообщает цель урока. Вступительная беседа.— Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?-А бывает ли, на ваш взгляд, что-то, что является предметом гордости всего народа?(Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях. Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой разговора сегодня как раз будет одно из таких событий — Бородинское сражение 1812 года, которое запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова.)-Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу, показал преданность своей родине, ,являются предметом гордости всего русского народа.

^

ЦЕЛЬ УРОКА (от детей).И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –

Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”. 2012год-год 200 -летия победы русского народа в войне 1812года.

ЗАДАЧИ-Всегда ли нам удаётся сохранить память о наших предках, сражавшихся с врагами Отечества и одержавших победу? (Рассуждения учащихся)-Как вы понимаете высказывание польского философа Т. Котарбиньского?

^

  • «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.» Котарбиньский Т.

— Стихотворение М.Лермонтова «Бородино» как раз рассказывает о самом крупном историческом событии той войны , и благодаря литературным произведениям , произведениям других видов искусства, останется в памяти поколений навсегда.

^

Подготовленные ученики рассказывают об известных фактах биографии М.Ю.Лермонтова. Рассказ сопровождается показом презентации.

           ^ : М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта.

Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ — в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Отца маленький Миша видел редко — бабушка не любила зятя.

 Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя под конец. В слезах угасла мать моя. От них остался только я. 

            ^ Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона.

Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты Гусарского полка.

 

            ^ : 17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”.

Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась.

С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

 

           ^ : Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано.

Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко.

И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

 

           ^ : Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.

 

^

            Учитель: Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю?          

          ^ : Ответим на этот вопрос подробнее. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

 

          ^ : Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва- одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года.

В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино — великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение.

Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен.

 

          ^ : На другой картине этого же художника, которая называется “ На большой дороге. Отступление, бегство…”, мы видим, как жалки остатки, отступавшей из России французской армии, подходили границе.

Русские войска и партизаны энергично добивали вражеские части. Весь путь отступления французов был завален трупами, зарядными ящиками, пушками, повозками. Наполеон, окруженный гвардейцами, часть дороги шел пешком, но в ночь на 06.12.

1812 года бросил свою армию и тайком уехал во Францию.

 

         ^ И еще обратимся к одной картине. Это картина И. И. Прянишникова “В 1812 году”. Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли.

Обратите внимание, по заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, “завоеватели”. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг — очищают землю от врагов.

На этой картине видно, что на защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.

 

         ^ : Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву.

Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась Французам.

Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

           При Бородине французская армия расшиблась об русскую. Русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. человек, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. человек, в том числе генерала. 

          Этот день станет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов. 

^

— Как об этом событии рассказывает поэт М.Ю.Лермонтов?«Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.Сейчас мы будем слушать стихотворение «Бородино”. Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, потому что прошло 200 лет с того времени. кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;булат – оружие булатной стали, сабля;лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;улан, драгун – солдаты конных полков;редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;бивак – стоянка войск под открытым небом;

^

Теперь все слова нам понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение «Бородино” в исполнении артиста Виктора Зозулина

Когда вы будете слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов.

^

— О каком событии рассказывается в стихотворении?

— Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

— Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?

(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

-В чём особенность построения произведения? (Деление на строфы, диалог)-Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?

(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)

-Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? (чтение 1 строфы)-С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?-Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой — слишком много пережито, на лице остались шрамы — страшные следы войны. На голове — кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.) -Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);б) решительность: «Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундирыО русские штыки?» (3 строфа);в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…Как наши братья умирали…» (9 строфа)«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

Вывод: лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.-От какого лица ведёт повествование старый солдат?-Каким был бой?

(Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).

-Какие чувства выражены в стихотворении?

(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)

-В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).

^ .

— Определите роль Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года.- С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?- Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? Обращение к эпиграфу урока — Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад?

Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы? (Ответы детей).

Рефлексия

— Что важное для себя вы отметили на сегодняшнем уроке?

^

Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы. В этом году мы отмечаем 200-летие со дня Бородинского сражения.

Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные?Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг «недаром помнит” и будет помнить «вся Россия”.

Оценки.

Домашнее задание.

Составить в тетради план стихотворения (обычный или цитатный – по желанию)

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;булат – оружие булатной стали, сабля;лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;улан, драгун – солдаты конных полков;редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;бивак – стоянка войск под открытым небом;кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;булат – оружие булатной стали, сабля;лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;улан, драгун – солдаты конных полков;редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;бивак – стоянка войск под открытым небом;кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;булат – оружие булатной стали, сабля;лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;улан, драгун – солдаты конных полков;редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;бивак – стоянка войск под открытым небом;кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;булат – оружие булатной стали, сабля;лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;улан, драгун – солдаты конных полков;редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;бивак – стоянка войск под открытым небом;

Источник: http://lit-yaz.ru/istoriya/85576/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector