План-конспект урока литературы в 5 классе

План-конспект урока литературы в 5 классе

 План-конспект урока литературы в 5 классе

(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 17 г. Карталы Г. Г. Коврина)

Тема: «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»»

Цели:

  1. продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста
  2. углублять знания в области теории литературы        ( «идея», «автобиография», «эпитет» и др.)
  3. учить работать с дополнительной литературой
  4. учить выявлять взаимосвязь человека и природы
  5. совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения
  6. развивать навыки работы в группе
  7. развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном
  8. воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

    • Литература 5 класс.Учебник-хрестоматия.ч.2 под. ред.Курдюмовой
    • Слайды
    • Памятки
    • Иллюстрации к тексту, подготовленные учащимися

ХОД УРОКА

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя, сообщение целей и задач урока:

— Сегодня на уроке мы вновь обратимся к страницам автобиографического произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, выяснить , какова взаимосвязь между человеком и природой. СЛАЙД №1

-А эпиграфом к нашему уроку станут слова В.П.Астафьева: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока (Человек и природа) и запишем её в рабочих тетрадях.

-Не случайно мы разделились с вами на три группы «Литераторы», «Архивариусы» и «Юннаты».Каждая группа получила индивидуальные задания, которые помогут нам разобраться в прочитанном.

Итак, представляю вам первую группу-«архивариусы», вместе с ними мы сегодня вспомним о детстве и начале литературной деятельности В.П.Астафьева.

-Давайте выясним, почему группа называется именно так, кто такие архивариусы?(от слова «архив»)

3.Реализация домашнего задания

-Какие факты удалось вам, ребята, найти в литературных архивах о детстве и начале литературной деятельности В.П.Астафьева?(рассказ учащихся) СЛАЙД №2-3

-Итак, рассказ «Васюткино озеро» появился в 1956 году.

-Скажите, а к какому литературному жанру относится данное произведение? (автобиографическая проза)

— Что такое автобиографическая проза?

-А какова же история его появления вообще? Что говорится об этом в литературных архивах? Рассказ учащегося

4.Анализ прочитанного.

-С чего же начинается рассказ?( с описания озер). Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдет с Васюткой?С какой целью уходил  Васютка в лес?

Давайте вспомним, как это было. Будьте внимательны. Приглашаем на сцену литераторов (инсценировка «Васютка собирается в тайгу»,стр.180) СЛАЙД №4

— Что взял с собой Васютка? Зачем?Какие оплошности допустил В., чем пренебрег, собираясь в тайгу? Что еще вы взяли бы с собой, отправляясь в лес?

-Что же нужно помнить идущему в лес? Группа «Юннатов» подготовила для нас с вами памятку идущему в лес, давайте послушаем. СЛАЙД №

— А теперь давайте отправимся в тайгу вместе с главным героем Васюткой.( Музыка леса, пение птиц.)

— С какого события начались приключения Васютки?( встреча с глухарем)

-Найдите описание тайги, как рисует её автор?(стр.183) СЛАЙД №6 Какие изобразительные средства использует? Для чего?(передает состояние главного героя)

-Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором?(муха- пленница паука, мальчик – пленник леса)

— Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?( картины природы- описание тайги, муха в паутине)

— Итак, мальчик четко осознал, что заблудился. Как это случилось? Давайте вспомним монолог Васютки?(Монолог Васютки наизусть стр.184-185)

— Какие слова отца и деда помогли мальчику собраться?(стр. 185 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)

— Почему отец и дед считали тайгу кормилицей?

— Что предпринял герой, чтобы спастись?

— Как природа и знание законов тайги способствовали этому?( в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло)

— Как бы вы повели себя на месте Васютки?

— Группа юннатов приготовила для вас памятки, что же нужно делать, если ты заблудился, давайте послушаем. СЛАЙД №7

— Итак, ребята, давайте сделаем выводы-как помогает природа человеку, находящемуся в отчаянии?

— На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание?( стр.190)

-Какой из предложенных пейзажей наиболее соответствует авторскому описанию, почему? СЛАЙД №8

— У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

Николай Заболоцкий

Лесное озеро

Опять мне блеснула, окована сном,

Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,

Где пьют насекомые сок из растенья,

Где буйствуют стебли и стонут цветы,

Где хищными тварями правит природа,

Пробрался к тебе я и замер у входа,

Раздвинув руками сухие кусты.

В венце из кувшинок, в уборе осок,

В сухом ожерелье растительных дудок

Лежал целомудренной влаги кусок,

Убежище рыб и пристанище уток.

Но странно, как тихо и важно кругом!

Откуда в трущобах такое величье?

Зачем не беснуется полчище птичье,

Но спит, убаюкано сладостным сном?

Один лишь кулик на судьбу негодует

И в дудку растенья бессмысленно дует.

И озеро в тихом вечернем огне

Лежит в глубине, неподвижно сияя,

И сосны, как свечи, стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края.

— Как озеро спасло мальчика?(ему удалось выйти к Енисею)Или на самом деле его спас все же Енисей? СЛАЙД №9

-Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем( стр.196)

— В чем была его заслуга в эти последние мучительные часы? (Не

 терял силы духа и надеялся , что Енисей поможет ему выжить)

5.Обобщение.

— Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека, и как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.

— Огромная просьба- ответы аргументировать примерами из текста.

  1. Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
  2. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)
  3. Знание законов природы помогает человеку выжить
  4. Человек и природа неразрывно связаны между собой.
Читайте также:  Праздник осени в детском саду. сценарии. средняя группа

— И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера.

( Даша Субочева читает наизусть стихотворение)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

                                В. Шефнер

6.Рефлексия

 — Множество литературных произведений посвящено проблеме человека и природы. Какие еще примеры из литературы и жизни вы можете привести, когда человек, оставшись наедине с природой, сумел выжить?(Робинзон Крузо).

— Ребята, чему научились мы у Васютки?

7. Итог урока и домашнее задание.

— Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались, и мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал дома Васютке письмо- отзыв о нашем совместном путешествии или о том, чему вы научились у героя.

24 июня 2015

Источник: https://sch17kar.educhel.ru/collective/attestacia_rab/post/101183

План — конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро» «Трудный путь к истинной дружбе»

План - конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро» «Трудный путь к истинной дружбе»

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях./Авторы – составители: Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шапчикова В. М. – Москва: Вентана-Граф, 2012 год.

Название раздела, темы: Среди ровесников. Ю. П. Казаков «Тихое утро». «Трудный путь к истинной дружбе».

Цели урока: обучение учащихся работе с текстом художественного произведения; вовлечь учащихся в размышления об истинной дружбе и об испытаниях, которые пришлось пройти героям рассказа; воспитывать чувство взаимопомощи, доброты.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь делать краткий, художественный и выборочный пересказ, уметь выразительно читать текст, уметь делать сравнительную характеристику героев, знать литературоведческие термины: «сравнение» и «антитеза», знать содержание прочитанного произведения, воспринимать текст литературного произведения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи: география, живопись, ОБЖ.

Этапы урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация начала урока. Психологический настрой на урок-Ребята, возьмитесь за руки, пожмите друг другу руки, улыбнитесь._А вы можете назвать себя друзьями?Закончите предложение Друг………..Зачитайте свои мысли. Ребята, а кто такой истинный друг?Подберите синонимы к слову истинный. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, демонстрируют готовность к уроку.Отвечают на вопросы учителя.Осмысливают фразу и пишут свои мысли по теме.Словарная работа: подбор синонимов истинный, подлинный, настоящий. Личностные: внимание, уважение к окружающим.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.Регулятивные: саморегуляция.
Формулирование темы, задач урока, планирование собственной деятельности. С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?Кто главные герои рассказа?Можем ли мы назвать их друзьями?А истинными друзьями?Посмотрите на эпиграф к уроку:«Истинный друг познаётся в несчастье» Эзоп.Как вы его понимаете?Попробуйте сформулировать тему урока.Ребята, попробуйте сформулировать вопросы, на которые мы будем искать ответы. (Как развивались отношения Яшки и Володи, что с ними случилось, в чём проявляется истинная дружба)Что нам нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?( Знать содержание рассказа, сравнить Яшку и Володю, выяснить, как проявили себя герои в трудной ситуации, сделать выводы) Отвечают на вопросы, строят понятные высказывания.Построение развёрнутого ответа на поставленный вопрос.Формулирование темы и задач урока. Планирование деятельности. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками с учителем.Регулятивные: целеполагание, планирование собственной деятельности.
Анализ текста,составление плана, устное словесное рисование. Ребята, по ходу анализа текста мы будем составлять план, чтобы наблюдать развитие событий.Вспомним как начинается этот день. Представить северную деревню нам поможет картина С. А. Виноградова «Северная деревня».Чем необычна деревня в предрассветный час? Какое образное средство использует автор?Какое настроение создаёт описание утра?Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Обдумывание первого пункта плана текста.Устное словесное рисование «Деревня утром».Выборочный пересказ, работа с литературоведческим термином «сравнение».Построение развёрнутого ответа на поставленный вопрос. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развёрнутого анализа.Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Регулятивные: планирование.
Сравнительная характеристика героев.Работа в парах. Сравним поведение Яшки и Володи. Выпишите слова, которые характеризуют состояние героев, их чувства ранним утром.Как раскрываются характеры Яшки и Володи в сборах на рыбалку? Работа с текстом, поиск слов, характеризующих настроение Яшки и Володи ранним утром. Заполнение таблицы собранным материалом.Сравнительная характеристика героев и выводы о характере Яшки и Володи. Познавательные: извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста в речевое высказывание, анализ, умение доказывать.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Анализ эпизода. Ребята, как можно озаглавить следующую часть текста?Перескажите сцену «У колодца»Почему изменилось отношение Яшки к Володе? Составление плана.Подробный пересказ эпизода.Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.Коммуникативные : строят устные связные высказывания.
Инсценирование эпизода. Посмотрите эпизод «Яшка и Володя по пути на рыбалку», Что произошло с мальчиками по дороге к реке?Какое описание вносит нотки тревоги?Что такое омут?Рассмотрите картину И. Левитана «Омут», чем заинтересовало художника это место? (Омут таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение)Всё ли получалось у Яшки на рыбалке? Почему Яшка опять злится? Инсценировка диалога Яшки и Володи.Ответы на поставленные вопросы, словарная работа «омут», описание картины И. Левитана «У омута».Анализ поведения Яшки. Личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии.Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.Коммуникативные: строят взаимодействие с партнёром (инсценирование), формулируют собственные мысли.
Смысловое чтениеЧтение текста с остановками. Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы думаете, что случится с героями?Чтение эпизодов с анализом.

  1. Чтение отрывка «Он вскочил….некому было крикнуть о помощи»….

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Что Яшка может сделать? Как ему быть?

  1. Чтение отрывка « Яшка судорожно схватил его за руку…..бросился к берегу»

Почему Яшка вернулся? Что он понимает? Какое естественное чувство человека при страхе смерти? Смог ли побороть его Яшка?

  1. Чтение отрывка «Дёрнулся из последних сил….утопил его.»

Что произошло? Какой показана природа в этом эпизоде? (равнодушное утро – ужас) Можно ли ещё что-то сделать?

  1. Чтение эпизода «Яшка моргнул….вытащил Володю»…

Какое чувство заставляет вернуться Яшку к гибельному месту? Что нужно делать дальше? Как оказать помощь утопающему?

  1. Чтение отрывка «Перевернув Володю ….смотрел на Володю».

Ребята, вы рады спасению Володи? Можете ли вы представить себя на месте Яшки?

Отвечают на вопросы.Предугадывают продолжение текста, выдвигают свои предположения, что дальше случится с Яшкой и Володей.Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.Анализируют действия, поведение героев.Сравнительный анализ описания событий, происходящих с героями, и описания природы.Делают вывод о том, что эти описания противоположны друг другу. Работа с литературоведческим термином «антитеза».Высказывание собственных чувств по поводу прочитанного. Личностные: оценивание усваемого содержания, нравственно – этическая ориентация.Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста для построения связного высказыванияАнализ текста, умение доказывать свою точку зрения.Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Осмысление прочитанного.Групповая работа. Обсудите в группе, что пережил Яшка и запишите его чувства, расскажите об этом.Вернёмся к плану. Дайте название прочитанным частям текста. (Володя тонет. Спасение Володи.) Групповая работа.Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов работы в группе.Продолжение работы над планом текста. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.Коммуникативные: поиск наиболее подходящих речевых средств, для выражении чувств героя.Навыки сотрудничества со сверстниками.Регулятивные: составление плана.
Поиск ответа на вопрос в тексте. На стр. 171 найдите и прочитайте состояние Яшки после случившегося. Поиск информации в тексте, выразительное чтение. Познавательные: поиск информации в тексте.Выразительное чтение.
Обобщение изученного.Проблемный вопрос Почему Яшка смеялся и плакал одновременно?Изменятся ли Яшка и Володя после случившегося? Что они поймут?Вернёмся к нашему эпиграфу. Можно ли Яшку назвать истинным другомЗакончите фразу Яшка и Володя…… Поиск ответа на проблемный вопрос.Построение развёрнутых ответов на поставленный вопрос.Продолжение фразы в соответствии с осмысленной работой на уроке. Личностные: оценивание усваемого содержания ( исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Анализ жизненной основы произведения. Ребята, могут ли в жизни произойти такие ситуации? Посмотрите фрагмент новостей, в котором рассказывается о подобной ситуации. Какие выводы мы для себя сделаем? Смотрят видеозапись, делятся впечатлениями.Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя. Личностные: соотнесение жизненного опыта с текстом произведения.Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.Регулятивные: делают выводы.
Ребята, рассказать о случаях из вашей жизни, когда на помощь вам приходил друг, будет вашим домашним заданием.
Рефлексия. Понравился ли вам урок? Какие выводы для себя вы сделали? Я желаю вам, чтобы вы никогда не были в такой стрессовой ситуации.Для того, чтобы снять напряжение от эмоциональных сцен рассказа, предлагаю вам расслабиться, закрыть глазки и представить себе раннее утро, солнечные лучи согревают вас лаской и любовью.Спасибо вам за урок! Дают развёрнутый ответ на вопрос.Встают и выполняют действия, предложенные учителем. Личностные: положительно относятся к учению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.Регулятивные: саморегуляция, рефлексия собственной деятельности.

Список использованных источников.

  1. nsportal.ru

  2. festival.1september.ru

  3. Турьянская Б.И.,Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе. Урок за уроком.- М.: Русское слово,1999.

  4. Литература в школе// 2001, №2.

Источник: http://globuss24.ru/doc/plan-konspekt-uroka-literaturi-v-5-klasse-po-rasskazu-p-kazakova-tihoe-utro-trudniy-puty-k-istinnoy-druzhbe

План-конспект урока русской литературы в 5 классе «Сказка ложь, да в ней намёк…»

План-конспект урока русской литературы

в 5 классе

«Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Цели урока:

— дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок; — обобщить и повторить знания по теме «Русские народные сказки»; — развивать умение анализировать произведение фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами; — воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию; -воспитать читателя, чувство товарищества, взаимовыручки, умение уважать мнение другого, веру в человеческое величие, эмоциональный отклик на образное слово.

^

Презентация, проектор, экран, тексты сказок, отдельные статьи Конвенции прав ребёнка, схемы «Классификация сказок», «Законы общества», таблица «Права ребёнка», стихотворения о сказке, иллюстрации к сказкам, сборники пословиц и поговорок, музыка «В гостях у сказки», анимированные картинки, фрагмент из мультфильма «Гуси-лебеди»,

План урока

1. Орг. момент2. Подготовка к восприятию темы * Стихотворение о сказках; * Слово учителя3. Восприятие темы * Работа с таблицей «Законы общества»; * Допиши определение; * Приметы сказки; * Таблица «Классификация сказок»; * Работа со сказкой «Гуси-лебеди»; * Выразительное чтение и анализ сказки «Морозко»; * Тренинг; * Индивидуальная работа со сказками и статьями из Конвенции прав ребёнка; 4. Итоги урока;5. Домашнее задание. 6. Рефлексия

Ход урока

1. Орг. момент (звучит музыка «В гостях у сказки») (Слайд №1)

Учитель литературы:

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы будем говорить о сказках, русских народных и литературных, о Конвенции прав ребёнка, о том, как в русских народных сказках можно проследить нарушение прав детей. И тема нашего урока звучит так: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок). Запишите дату, тему урока в тетради.

^

Стихотворение о сказках (Слайд №2)

Мне веет светлым вдохновением Веселой зеленью долин, Ключей задумчивым журчаньем От русских сказок и былин.Прекрасен сказок мир воздушный, К нему с младенчества привык; Мне мил и дорог простодушный Животворящий их язык.Вступаю с трепетом священным Под кров радушной старины, Передаю струнам смиренным Ее младенческие сны.

(Слайд №3)

Учитель литературы: Сказки… Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать.

Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать им, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки.

Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца.

Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

(Слайд №4) Любое общество живёт по определённым законам и правилам. Эти законы строятся на основе определённых документов.

^

Учитель литературы: Допишите определение сказки.

Сказка – это ____________ рассказ о необыкновенных _______________ событиях и приключениях. (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях.)(записать на доске с пропущенными словами). Прежде чем записать определение сказки, ответим на вопросы.

^ : Скоро сказка сказывается ,да не просто «складывается».Как сказка складывается, строится?

Присказка ( она приглашает в сказку) ,зачин, действие, концовка.

Учитель литературы: За что мы любим сказку в любом возрасте?

^

Симпатичный герой: он или положительный, или отрицательный.

Богат, выразителен язык сказки(постоянные эпитеты ,синонимы, повторы, обращения…)

Приметы сказки(записать в тетради)

* присказка; * зачин; * концовка; * чудесные помощники; * постоянные эпитеты; * повторы; * обращения;

^ Проверим наши записи.(Слайд №5).

А теперь заполните схему «Классификация сказок».

(Учащиеся работают на листочках, затем проверяем по слайду) (Слайд №6).

Учитель литературы : Посмотрите отрывок из мультфильма (Слайд №7) и ответьте:

(Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди» по DVD диску)

Учитель :

* Как называется эта сказка? ( Гуси-лебеди); * Какая это сказка? (Волшебная, народная); * Какое право нарушено?Чтобы легче было работать, воспользуемся

таблицей «Права ребёнка»

Ст. 34 Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. (Слайд №8)

Учитель литературы: Чему учит эта сказка? Докажите, что это волшебная сказка.

^

(Слайд №10)Чтение и анализ сказки «Морозко»

1. Какая это сказка? Докажите свою точку зрения. 2. Перечислите героев сказки. Разделите их на две группы. Поясните свой выбор. 3. Найдите зачин сказки. Что он нам помогает узнать? 4. Какова концовка сказки? В чём её особенность? 5. Найдите повторы, обращения. Что они в себе несут? 6. Найдите устаревшие и разговорные слова. Какую роль они играют в сказке? 7. Чему учит нас эта сказка?

Тренинг(обратить внимание на сказочников- плакаты).

^

Какое право ребёнка нарушено в сказке «Морозко» ?(п.1по таблице).

(Слайд №11)Ст. 6 Государство – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство — участники обеспечивают в максимальной степени выживание ребёнка.

^ : Найдите в списке или придумайте сказки, в которых нарушено такое же право. (Работа с таблицей «Права ребёнка»). (Слайд №12)

Учитель литературы: В «Конвенции…» есть ст. 37, где говорится Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом ( пункт 5 таблицы )

^ : Какая сказка или сказки подходят для иллюстрации этой статьи? (Дети работают по таблице ) Перескажите её сюжет. Дайте ей характеристику. (Слайд №13)

Учитель литературы( пункт 11)

Ст. 19, 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство (Слайд №14)

^ : ( пункт 4)

Ст. 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию (Слайд №15)

^

Учитель литературы: По каким законам живут герои в сказках? (после ответа детей (Слайд №16)

Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи.

Учитель литературы: (Слайд №17) Какие права человека вам помогли узнать сказочные герои?

* Право на жизнь; * Право на свободу и неприкосновенность; * Право на честь и достоинство; * Право на защиту собственности; * Право на образование; * Право на свободу собраний;

^

Учитель литературы: Вам предлагается следующее домашнее задание, а вы выберете по силам и по душе (Слайд №18)

— пересказать или инсценировать одну из сказок, использованных на уроке; — подобрать сказки для иллюстрации прав из Конвенции прав ребёнка; — сочинить сказку, руководствуясь одной из статей Конвенции прав ребёнка.

6. Рефлексия

Много жанров есть на свете: Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас.Что наш маленький народ, В мир волшебный унесёт? Полный смеха, света, краски,

А зовётся чудо – сказки! (Слайд № 19) Звучит музыка «В гостях у сказки»

Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-287841.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector