Плюсы и минусы методики марии монтессори

Плюсы и минусы методики Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Давайте попробуем разобраться, такая любовь к данной системе воспитания — дань моде или способ вырастить маленького гения?

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально,  разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития.

Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению.

Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда»,  без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.

Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным.

Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется  весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов.

Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Источник: http://blog.nils.ru/metodika-montessori-plyusy-i-minusy/

Раскрыты минусы методики Монтессори

Раскрыты минусы методики Монтессори

Среди детских воспитателей и психологов многие предпочитают работать с так называемой методикой Монтессори. Попробуем разобраться, что это такое, каким детям подходят такие занятия и в чем минусы методики Монтессори.

Минусы методики Монтессори:

  1. Взглянем на историю.
  2. Чем заинтересовывает методика?
  3. Минусы методики Монтессори

Взглянем на историю

Взглянем на историю

Метод детского развития разработан итальянским врачом – Марией Монтессори. Она длительное время работала с группами проблемных детей, которые страдали отставанием в развитии, небольшими психическими отклонениями и отсутствием коммуникативных навыков.

Наблюдая за малышами, Мария разработала методику, которая не учит ребенка, а помогает ему учиться и развиваться самостоятельно.

Она предложила проводить занятия в так называемой обучающей среде индивидуально или в небольшой группе. Малышам предлагались разнообразные упражнения в игровой форме, которые тренировали память, мышление, моторику, помогали самостоятельно развиваться, понимать, что такое хорошо и плохо, правильно и неправильно.

Методика Монтессори совершенно не похожа на наш традиционный подход к дошкольному образованию, она не нависает догмой над ребенком, а учит его развиваться самостоятельно и проявлять индивидуальность и творчество.

Методика была разработана специально для детей, отстающих в развитии.

Но позже, видя несомненные плюсы, врачи приспособили ее и для обычных малышей, внеся некоторые изменения. Сейчас такой тип воспитания очень популярен во многих странах мира.

Чем заинтересовывает методика?

Чем заинтересовывает методика?

Родителей часто подкупают позитивные аспекты такого способа детского развития. Это, в принципе, неудивительно. Методика Монтессори содержит в себе много плюсов:

• Развивает в детях самостоятельность. Малыши учатся сами принимать решения, искать ответы на важные вопросы, пути саморазвития и самообучения.

• Формирует личность.

Она составлена таким образом, что воспитатель поддерживает любые начинания ребенка, позволяя ему искать пути самореализации и свободно выражать свое мнение по любому поводу. То есть ребенок с ранних лет учится иметь свое мнение, прислушиваться к себе и самовыражаться, то есть становится полноценной независимой личностью.

• Не травмирует самооценку.

Мария Монтессори считала вредным оценивать ребенка. Она проповедовала истину, что все дети – хорошие, просто каждый по-своему. Поэтому если ваше чадо занимается в классе по такой методике, на него никогда не накричат, не осудят, не накажут.

• Ребенок учится в группе согласно своим интересам, в условиях, максимально способствующих приобретению новых знаний.

• Как правило, дети в таких группах отличаются ранним развитием и высоким уровнем творчества и фантазии.

Минусы методики Монтессори

На первый взгляд, минусов в ней нет и быть не может. Но на самом деле это далеко не так. Минусы методики Монтессори связаны как с тем, что изначально она была разработана для необычных детей, так и с особенностями человеческого социума.

• Она небезопасна.

В группах дети часто выполняют упражнения для улучшения мелкой моторики, то есть работают с маленькими предметами. Соответственно, если воспитатель не уследит, малыш может проглотить небольшую вещь, затолкать ее в ноздрю себе или соседу.

• Она не учитывает реалий социума.

В группе малыши находятся в закрытой системе, где их хвалят и помогают раскрыться способностям. Нет осуждения, критики, конкуренции. В реальном же мире последнее – обычное поведение большинства.

То есть, попадая из группы, например, в обычный школьный класс или даже в песочницу во дворе, малыш может столкнуться с негативом, который станет для него шоком.

• Методика неудобна для непосед. Она разработана для спокойных детей, которые легко подолгу сидят на месте, любят исследовать, узнавать новое. Если же малыш не может посидеть спокойно и минуты, а после него в комнате наблюдается эффект урагана, такие занятия будут для него слишком скучными, а, соответственно, неэффективными.

Читайте также:  Фикус, уход и размножение

Минусы методики Монтессори: видео

Источник: http://xvatit.com/vospitanie_detey/144529-raskryty-minusy-metodiki-montessori.html

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

Методика развития Монтессори не ограничивается пересыпанием круп и играми с вкладышами, как зачастую многие родители себе это представляют. На самом деле автор разработала целую педагогическую систему, основанную, прежде всего, на уважении к детям и предоставлении им максимум свободы.

В основе данной методики лежит благородная цель – воспитание независимого, свободного и самостоятельно рассуждающего человека, который сможет принять решение и нести за него ответственность.

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой методика раннего развития Марии Монтессори.

Если у современных родителей спросить, какая методика воспитания детей является самой популярной, то подавляющее большинство с уверенностью ответит: система Монтессори.

Несмотря на то, что эта программа недавно отметила вековой юбилей, ее до сих пор активно применяют в многочисленных развивающих центрах и детских садах по всему миру. Давай узнаем, в чем секрет подобного долголетия и популярности.

Система Монтессори – немного истории

Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.

Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.

Однако поначалу новая авторская методика не вызвала большого энтузиазма у педагогической общественности. Научные круги заинтересовались методом лишь после того, как воспитанники школы успешно сдали выпускные экзамены.

Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.

Только в 1906 году, после распространившихся слухов о прорыве в педагогике, Монтессори разрешили читать лекции. Именно этот год является официальной датой рождения популярной методики.

Основные принципы методики развития Марии Монтессори

Суть педагогической системы Монтессори в том, чтобы стимулировать кроху к саморазвитию и самообучению. По мнению автора, дети обладают большой потребностью познавать окружающий мир.

Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:

  • создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
  • предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.

Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.

1. Создание развивающей среды

Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:

  • все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
  • обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
  • малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.

Опыт Монтессори и других педагогов показывает, что для маленьких детей наибольший интерес представляют те предметы и действия, которые дублируют реальную жизнь взрослых людей.

Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.

Огромное значение в Монтессори-педагогике придается совершенствованию мелкой моторики рук, поэтому большинство развивающих занятий проводится при помощи пуговиц, прищепок, крупы и т.д.

2. Предоставление детям самостоятельности и свободы

Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительность занятий. Ни педагоги, ни родители не должны его заставлять.

Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.

Свободная деятельность также подразумевает отсутствие запретов, то есть пространство нужно организовать таким образом, чтобы кроха не смог дотянуться до опасных или дорогих предметов.

Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.

Главные правила методики Марии Монтессори

Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности. Неотъемлемой частью Монтессори-педагогики является приучение детей к соблюдению нескольких четких и несложных правил.

  1. Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
  2. ​После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке. Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
  3. Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди. Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
  4. Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.

Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.

Еще одно важное условие: если ваше чадо не желает убирать игрушки или выполнять другое правило, не стоит заставлять его. Покажите своим примером, постепенно вовлекая в процесс и малыша.

Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.

1. Зона реальной жизни

Предметы этого блока учат детей самостоятельности и помогают осваивать практические навыки. К примеру, здесь малыш может застегивать и расстегивать пуговки, подмести пол, ребенок постарше – погладить кофту для куклы.

Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.

2. Зона сенсорного развития

Малыш с помощью подобранных монтессори-материалов может развивать сенсорные ощущения: слух, зрение, обоняние и осязание. Многочисленные кубики, цилиндры, отличающиеся цветом, размером и формой, способствуют совершенствованию восприятия и формированию представлений о свойствах окружающих предметов.

3. Зона математики

Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.

Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.

4. Языковая зона

В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».

Еще одна особенность монтессори-материалов – фактурные буквы, которые кроха может исследовать на ощупь.

Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительностью в любых ее проявлениях: Вселенной и космосом, явлениями природы, разнообразием флоры и фауны, а также культурными традициями народов мира. С помощью этих пособий ребенок сможет понять собственное место в нашем мире.

Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.

Критика методики раннего развития Марии Монтессори

Как и любая другая система воспитания, метод Монтессори обладает как достоинствами, так и недостатками. Главным же преимуществом, о котором мы писали выше, является возможность воспитать самостоятельного ребенка, особо не вмешиваясь в его индивидуальный темп развития. Давайте подробнее остановимся на существенных минусах, которые отмечают психологи.

  1. Большинство материалов направлены на развитие и совершенствование левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается.
  2. Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
  3. Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-группы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельность, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения.
  4. Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.

И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.

Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.

Читайте также:  Мероприятие в школе к международному дню борьбы с наркоманией. сценарий

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/metodika-marii-montessori

Минусы и плюсы методики Монтессори

На сегодняшний день большинство детских садов считают себя успешными благодаря применению методики воспитания Монтессори. В них создаются отдельные комнаты и группы раннего развития и адаптации к детскому саду.

В них детки вместе с опытными педагогами и родителями (в адаптационных группах) проходят обучение, согласно основным принципам этой методики. Но не все родители осведомлены об основных принципах.

Мы расскажем о методах воспитания, которые предлагаются Марией Монтессори, поймем ее плюсы и минусы.

Методика Монтессори

Мария Монтессори – психолог, работающий с отстающими в развитии детьми.

Еще в начале двадцатого столетия из собственного педагогического стажа работы с ребятишками, сделала выводы о том, как правильно развивать малыша на разных промежутках времени и этапах его развития.

Итог методики – изучение характера малыша, окружающей среды в которой он растет, воспитывать самостоятельность, уверенность в принятии решений и, с поддержкой родителей, ребенок может развиваться по своему избранному пути, который будет со своей уникальностью и индивидуальностью.

На сегодня много теоретических правил воспитания детей и одна из них заключается в том, что за ее основу принят тот факт, что дети умнее родителей. Они сами подсказывают взрослым о любимых занятиях и делах, которые приведут к гармонии личности.

Основной задачей взрослых становится принцип не мешать, а только поддерживать кроху. То есть, основной принцип можно даже понять из девиза сформулированному Марией: «Помоги мне это сделать самому!».

Таким образом, мы просто должны создать необходимую среду для формирования и отработки малышом различных навыков.

Теория этой методики предлагает не делать препятствий занятиям и познаниям интересных для ребенка в настоящий момент. Не стоит навязывать свои интересы и пожелания. Ваша задача только помогать развивать личность в гармонии с собой.

По методике, принципиально (!), дети сами выбирают свой путь развития, познания и совершенствования. Для этого родителям нужно очень аккуратно принимать решения предоставляя крохам полноценный выбор.

Какими игрушками играть сегодня, что выбрать для самостоятельного занятия.

Это поможет в итоге ребенку быть наблюдательным и стремиться к познаниям чего-то нового без страха пробовать и изучать новые материалы.

Главное условие занятий с малышом давать ему свободный выбор обучающего материала, тогда эти игры не утомляют его, а только прибавляют энергии и любопытства. Впрочем, как и у нас взрослых, заниматься любимым делом это всегда здорово.

Методика Монтессори плюсы и минусы

Как и в любой методике у нее есть свои сильные и слабые стороны. Поэтому сторонники других методов воспитания относятся к Марии Монтессори очень скептически.

В основном их главным аргументом становится отсутствие ролевых игр, как социальной адаптации в обществе. Развитие только логических способностей крохи, то есть без участия эмоций и творческой натуры.

В целом, если вернуться к моменту того, что она занималась с детьми отстающими в развитии и имеющими психологические проблемы развития, то такая методика полностью оправдана за счет того, что можно из отсталых детей вырастить здравомыслящих людей.

Но для полноценного развития эта метода не годится. Только как дополнение в качестве более углубленного развития мелкой моторики и логики ребенка.

Плюсы методики Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – дать возможность воспринимать и познавать окружающий мир самому.

То есть самостоятельность ставиться на первое место! Родитель может присутствовать при играх (в адаптационных группах садиков так и происходит), но в случае создания такой комнаты дома – ребенка в итоге можно будет оставлять одного играть и развиваться в этой среде.

При этом не забывайте, что главная задача родителей – создать среду, организовать пространство, заполнить это пространство инвентарем, которое научит ребенка самообслуживанию, логическому мышлению, моторике, внимательности, счету.

Минусы методики Монтессори

Методика Марии Монтессори имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

  • Одним из минусов является то, что малыш самостоятельно не может творчески мыслить и фантазировать. Родителям необходимо приложить максимум усилий творческому развитию малыша для познания окружающего мира. Но если вы используете данную систему обучения в комплексе, то она даст вам отличный результат для развития мелкой моторики и логического мышления.
  • Отсутствие сюжетно-ролевых игр в раннем возрасте негативно сказывается на общем развитии малышей. Важно, чтобы такие игры как больница, парикмахерская, школа, стоматолог присутствовали в игровом процессе. Иначе страхи и неизвестность жизненных ситуаций, которые малыши спокойно отыгрывают между собой, скажут на эмоциональном состоянии ребенка.
  • По отзывам педагогов детских садов и начальных классов, не все дети, но многие, которые посещали до общеобразовательных мест подобные классы, труднее адаптируются к графику игр и режиму дня. Привычка все делать, когда тебе этого хочется – сильно закрепляется у ребенка и переучивать его под требования школы становится очень сложно.
  • И еще один минус методики Монтессори, который относится к застенчивым, неуверенным деткам. Она (метода) предполагает самостоятельное изучение и работу с дидактическим материалом, а стеснительные детки даже если хотят чего-то, то им нужно, чтобы преподаватель или мама предложила им эту игрушку сама. Или еще вариант, когда у такого малыша не получается что-то – он вряд ли сможет попросить помощи. Поэтому в данном случае мама не дает ему самостоятельности, потому что малыш этого не позволяет сам! И методика Монтессори в итоги утрачивает свое истинное значение и остаются только развивающие логику игры и материал, в который мамы и малыши играют вместе. Если это не смущает, то скорее здесь этот пункт будет плюсом для деток, чем минусом. Но в данном случае сама методики уже не применяется, а только используется материал.

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/minusy-i-plyusy-montessori.html

Методика развития Монтессори — это что такое? Плюсы и минусы :

Сегодня существует большой выбор различных систем воспитания и развития ребенка. Много написано книг с разными методиками раннего развития. Открываются садики и школы, которые работают по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями, так как нужно из большого потока информации выбрать лучшее обучение для своего чада.

Монтессори — это система воспитания ребенка, которая была разработана итальянским педагогом Марией Монтессори в первой половине двадцатого века. Кто такая Мария Монтессори? Что это за методика? На каких принципах она основана? Какие нее достоинства и недостатки? Все это можно прочитать в данной статье.

Монтессори

Мария Монтессори — это итальянский врач, педагог, ученый, психолог, работала с «особыми» детьми. Родилась в 1870 году, а в 1952 году ушла из жизни. В 1900 году создала школу для детей с отклонениями в развитии. Ортофреническая школа была первой в Европе с особым уклоном. Программа занятий построена на специальных упражнениях и играх, а также на особых условиях в группах детей.

До двадцатого века «особых» людей не лечили, а просто изолировали от общества. Но Мария Монтессори считала, что окружающий мир и среда, в которой находится человек, влияют на развитие. Невозможно вылечить больного с помощью изоляции. Для выздоровления им нужен уход, забота и комфортная обстановка.

М. Монтессори разработала специальный комплекс тренировок, чтобы развить моторику пальчиков для деток, которые плохо говорили.

Она знала, что именно на кончиках пальцев находятся нервные окончания, благодаря которым можно простимулировать нервный центр в коре головного мозга.

Чтобы дети понимали обучение, были разработаны специальные материалы, по которым они могли самостоятельно узнавать и изучать мир.

Благодаря школе, многие детки раньше своих сверстников научились писать, читать и считать. Это были поразительные результаты. Уже в 1907 году М. Монтессори открывает еще одну школу, но уже для обычных детей. Школа «Дом ребенка» была построена в самом бедном районе Рима, но со временем стала известна на всю страну.

Система раннего развития

На чем же основана методика Монтессори? Основные принципы:

  1. Каждый малыш — это личность. В детстве у ребенка свои увлечения и интересы. Необходимо их подпитывать и развивать. У малыша есть большой выбор и полная свобода, но также их учат уважать свободу других.
  2. Учитель не учит ребенка в прямом понимании этого слова, а просто наблюдает за ним. Помогает разобраться в том предмете, который малыш сам выбрал.
  3. Создать нужную среду. Ребенок, как губка, все впитывает из окружающей среды. Он еще не может анализировать и решать, правильно это или нет. Поэтому учителя должны создать интересную и полезную среду, чтобы в ней было много развивающих материалов.
  4. Разный возраст. На занятиях присутствуют дети маленькие и постарше. Это положительно сказывается на них. Старшие проявляют заботу и опеку над младшими, а младшие учатся и перенимают опыт у старших.
  5. Отсутствие конкуренции. Каждый ученик занимается с определенным материалом столько, сколько ему необходимо.

Активность и свобода

Как только рождается ребенок, он стремится стать независимым и свободным от родителей. Монтессори это описывает как главный биологический процесс человека. С ростом тела он получает свободу движения, благодаря движениям он развивается и становится автономным организмом. Именно в этот момент родители должны быть союзниками ребенка и создать ему среду по потребностям и стремлениям.

Система Монтессори утверждает, что родитель – это не строгий учитель или наставник, а всего лишь помощник. Взрослые должны помогать, а ребенок должен самостоятельно познать окружающий мир. Он сам себе учитель.

Так как у каждого малыша есть своя фаза чувствительности, обучение в школе для каждого индивидуальное. Преподаватели умеют определять подходящую фазу и способны подвести малыша к интересующей именно его деятельности.

Было замечено, что дети от трех до шести лет фокусируют свое внимание на деятельности, которая направлена на их развитие. В этот момент у них возникает спонтанная дисциплина, открывается способность сочувствовать, и они хотят помочь другим. Такое психологическое состояние М. Монтессори называет «нормализация».

Читайте также:  Загадки про фрукты с ответами

Подготовленная окружающая среда

Педагогика Монтессори основана на главном элементе — подготовленной среде. Без этого компонента методика не работает.

Только специальная и подготовленная окружающая среда дает возможность ребенку постепенно становиться независимым. Для этого все оборудование в школе или дома должно соответствовать возрасту малыша.

Для них очень важно самостоятельно делать самые элементарные вещи: переставить стул, подвинуть стол и т. д.

Методика Монтессори поясняет, что благодаря шумным передвижениям предметов развивается моторика. В такой ситуации ребенок учится бесшумно передвигать предметы, чтобы не нарушать спокойствие других.

Детский сад Монтессори оформлен элегантно и эстетично, здесь используется даже хрупкий фарфор. Ребенок должен осознавать ценность предметов и уверенно использовать (без страха) деликатные вещи.

Школа Монтессори отвечает критериям методики. Помещения не должны отвлекать от работы и развития самостоятельности. Комнаты должны быть студийного типа.

Они должны быть светлыми, а цвета интерьера — спокойными. В доступности размещаются раковины с водой, а туалеты для ребенка оснащены подставками.

В классе много растений, которые расположены на уровне роста ребенка. Это дает возможность малышу заботиться о них.

Чтобы призвать к действию, все материалы стоят в доступном месте, на уровне глаз. Методика развития Монтессори основана на обучении детей социальному поведению, учит учитывать мнение и потребности других детей. Поэтому все материалы в комнате находятся только в одном экземпляре. Здесь ребенок сам заботится о своем окружении и приобретает независимость.

Впитывающий разум ребенка

Монтессори — педагогика, которая объясняет возможность детей впитывать всю информацию окружающей среды без особых усилий. Эту бессознательную способность называют впитывающий разум. Именно ребенок может быстро выучить язык, культуру, перенять привычки и обычаи. Эти способности объясняются особой ментальностью и типом психики, которыми владеет ребенок.

Если взрослые осознано пытаются освоить знания, то ребенок это делает неосознано, впитывая их с впечатлениями из окружения. Такие возможности есть у детей до шести лет. Поэтому эти годы очень важны для формирования личности. Родители в этот период должны максимально обеспечить эффективным обучением и развитием ребенка, используя способности впитывающего разума.

На эту тему Мария Монтессори издала книгу «Впитывающий разум ребенка». В ней она не только рассказывает о данном феномене, но и показывает всю ответственность родителей, которые должны развивать образованность с самого рождения чада.

Стадии развития

По мнению Монтессори, дети делятся на четыре уровня развития. Первый уровень — это возраст от рождения до шести лет. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения. В этот момент дети исследуют мир и выполняют работу над развитием себя, приобретают независимость.

С 6 до 12 лет — это второй уровень развития. В это период система Монтессори отмечает изменения в физиологии и психике маленького человека. У детей выпадают молочные зубы, становится равномерным рост туловища и ног.

В этот момент просыпается необходимость в социализации. Поэтому школа Монтессори создает специальную среду для таких детей в классе, на уроке, снабжает материалами, которые соответствуют возрасту.

Родители и преподаватели в этот период должны формировать у детей социальную организацию и интеллектуальную независимость.

С 12 до 18 лет — это третий уровень. Монтессори это развитие связывает с половым созреванием и изменениями в психике. В этом возрасте приходит психическая неуравновешенность и возникает трудность в концентрации. В этот период развивается чувство внутреннего достоинства и справедливости. Подросток стремится получить оценку окружающих, ищет свое место в обществе.

С 18 до 24 лет — это четвертый уровень. Для этого возраста Мария не разработала программу и очень мало написала про эту стадию развития.

Она считала, что раннее развитие Монтессори на предыдущих уровнях дает возможность быть лидером в этом возрасте. Подросшие дети, юноши и девушки, уже готовы к изучению науки и культуры.

Она считала, что с помощью работы за деньги в этом возрасте можно получить независимость.

Детский сад Монтессори

Все детские сады организованы по методике. Садик принимает детей от двух до семи лет. Группы формируются по интересам и склонностям, а не по возрасту. Преподаватели в обучении используют материалы М. Монтессори.

Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений, самостоятельности, кроме того, дети обучаются считать, писать и читать.

Садик и школа Монтессори используют один важный метод — это не заставлять ребенка обучаться, он должен учиться без принуждения.

В каждой группе от пятнадцати до двадцати человек. Они формируются так, чтобы в каждой было поровну детей разных возрастов. Методика помогает стать самостоятельным и общаться с разными детками. Все пособия и материалы расположены так, чтобы ребенок сам смог воспользоваться ими, не прося помощи.

Все помещения детского сада поделены на пять уголков:

  • жизненная практика — это угол, где малыши учатся самостоятельно мыть руки, чистить зубы, стирать, одеваться и так далее;
  • сенсорное развитие — здесь происходит ознакомление с предметами и развитие органов чувств;
  • в математическом углу находятся материалы для счета;
  • в космическом углу детки получают первые сведения по: биологии, химии, географии, физике;
  • языковый угол для письма и чтения.

Дети сами выбирают угол, где они сейчас хотят заниматься.

Материалы для обучения

Система Монтессори рассчитана на то, что дети будут играть с предметами и в такой форме обучаться. Чтобы это делать, не обязательно иметь какие-то специальные игрушки. В детских садах для игр и обучения используются обычные предметы и вещи: ложка, стаканчик, тазик, сито, вода, крупа и т. д. Но есть и особенные игрушки: коричневая лестница, розовая башня, формочки-вкладыши и так далее.

Дидактические материалы преследуют две цели:

  1. Прямую. Движение детей: одевание, застегивание, нахождение одинаковых фигур и так далее.
  2. Косвенную. Развитие координации движений, утончение слуха и обучение самостоятельности.

Все обучающие материалы разработаны так, что дети сами находят свои ошибки и сами исправляют их. Они учатся не только решать сложные ситуации, но и не совершать их.

Плюсы методики

Многие родители хотят отдать свое чадо именно в садик с методикой Монтессори. Ее достоинства:

  1. Детки развиваются самостоятельно со своим темпом, без постороннего вмешательства.
  2. Коллектив формируется по интересам.
  3. Обучение происходит через открытие.
  4. Система предоставляет максимальную свободу ребятам в группе. Формирует уважение к свободе других.
  5. Отсутствует негативная критика со стороны преподавателя.
  6. Развитие происходит через сенсорное восприятие. Тренируется моторика ребенка.
  7. Ребенок обучается не у взрослых людей, а у товарищей по группе. Здесь они учатся заботе о ближнем человеке.
  8. Система обучает с самого раненого возраста самостоятельно принимать решения, без помощи родителей.
  9. В садике дети обучаются навыкам самообслуживания.
  10. Дети учатся уважительно относиться к окружающим, быть терпеливыми, не шуметь, убирать после себя и так далее.

Недостатки методики

У всех методов есть не только достоинства, но и недостатки. Методика раннего развития Марии Монтессори тоже имеет свои нюансы:

  1. Развивает только интеллект и практические навыки.
  2. Отсутствуют ролевые и подвижные игры.
  3. Творчество считают препятствием для умственного развития.
  4. После обучения в таких школах и детских садиках детям трудно проходить обучение в обычных школах. Им тяжело быть дисциплинированными и выполнять указания преподавателей.

Такая методика подойдет не всем детям. Например, активному ребенку будет скучно в такой группе. Мария Монтессори считала сказки не полезными, поэтому их нет в ее методике.

Несмотря на все недостатки, данная методика считается самой лояльной из всех существующих.

Подведение итогов

Школа Монтессори в Индии занесена в Книгу Гиннеса как самая многочисленная. В ней учатся около двадцати двух тысяч детей. Такую школу в Америке окончила дочка Билла Клинтона, а также внуки Льва Николаевича Толстого. В Нидерландах, Соединенных Штатах Америки, Финляндии школы и детские сады этой методики включены в реестр официальных учебных учреждений.

Сейчас школы и детские сады, в которых дети воспитываются по методике Марии Монтессори, в большом количестве функционируют в Китае, Японии, Гонконге, Соединенных Штатах. Существуют такие школы и России, но в малом количестве.

Мария Монтессори видела детей своими глазами. Это уникальные дети, наделенные безграничными возможностями и желанием познать весь мир. Умные родители должны уважать свое чадо и не мешать его развитию, создавая ему постоянно развивающую среду. Вот чего хотела психолог и ученый Мария Монтессори.

В 2006 году в США проводились исследования детей, которые обучались по данной методике. В исследовании принимали участие дети от трех до шести лет и от шести до двенадцати.

В группах проводили познавательную, социальную, академическую оценку, а также итоги по освоению навыков.

После проведения исследования было выявлено, что дети школы Монтессори лучше справились с заданиями, чем дети из обычных школ.

Источник: https://www.syl.ru/article/330900/metodika-razvitiya-montessori—eto-chto-takoe-plyusyi-i-minusyi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector