Плюсы и минусы методики масару ибука

  • Ребенок учится обслуживать себя сам.
    Другими словами, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы на рубашке, чистить ботинки гуталином, гладить одежду и чистить картошку. Отсюда берутся Монтессори-пособия, которые мир называет уникальными, но их можно создать из подручных средств: шнуровки, рамки и вкладыши, коробочки с крупой, бусинками и песком.

    С какого возраста?

    С 2-2,5 года.

    Плюсы

    • Развитие логики, аналитического мышления, навыков письма, чтения и счета.
    • Приучение к порядку, который, по мнению автора, органичен для ребенка.Минусы
      • Методика уделяет мало внимания творческому развитию ребенка.
      • Дети почти не играют в классические игры – прятки, дочки-матери, солдатики и пр.
      • Категорически не подходит для непоседливых и чрезмерно активных детей (один из главных принципов Монтесори-школы: «Не мешай другим!»).
      • Детям, склонным к аутизму, нужно заниматься с осторожностью: занятия в Монтессори-клубе могут спровоцировать большую замкнутость, отстраненность от коллектива.
      • Система разделяет возраста, в которых у ребенка формируются те или иные качества (например, с 2,5 до 6 лет – коммуникация и социальные навыки). И если пропустить момент, подходящий для развития, уроки могут оказаться бесполезными.
      • Заниматься лучше вместе с очень опытным Монтессори-педагогом, по-настоящему «бездеятельным» (который не вмешивается в игру ребенка, а лишь наблюдает и координирует ее).Что почитать?Мария Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики», Мария Монтессори. «Воображение в творчестве детей и великих художников», Мария Монтессори. «Помоги мне это сделать самому».

        Глен Доман

        Американский военный врач-нейрохирург в сороковых годах прошлого века занялся реабилитацией детишек с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Его методы были спорными: Доман показывал больным карточки с ярко-красными точками, буквами, словами, затем целыми картинками. Но факт остается фактом: больные заговорили, проявили интерес к жизни и к миру, научились читать и считать…Отличительные черты методики

        • Мозг ребенка необходимо интенсивно нагружать. Отсюда бесконечные демонстрации карточек, плакатов, слайдов. По мнению Домана, пичкать ребенка энциклопедическими знаниями очень полезно – так вы тренируете память и развиваете высокий интеллект.
        • Ребенок должен двигаться с рождения и обязательно ползать.О знаменитом треке Глена Домана слышали даже те, кто не интересуется ранним развитием. На нем малыш должен проводить большую часть дня, ползая вперед-назад, здесь же засыпая от усталости и просыпаясь для новых двигательных подвигов. Доман напрямую связывает движение и развитие мозга: как только малыш освоил новый навык (например, научился переворачиваться или садиться), начинается развитие нового отдела мозга.С какого возраста?С рождения.Плюсы
          • Better Baby Institute (Институт Глена Домана) уже успел разработать системы обучения не только чтению и счету, но и истории, географии, биологии, физике – словом, вся школьная и институтская программа за первые годы жизни.
          • Обучение чтению и счету по системе Домана приносит очень хорошие и быстрые результаты у 75% детей.Минусы
            • Методика сложно приживается у непоседливых детей, не склонных воспринимать информацию только визуально (они будут тянуть карточки в рот, пытаться их порвать, смять). А давать карточки в руки и отвлекаться от просмотра Глен Доман настоятельно не рекомендует.Что почитать?Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка. Как сделать ребенка физически совершенным. Как увеличить умственный потенциал ребенка», Глен Доман. «Дошкольное обучение».

              Сесиль Лупан

              Эта предприимчивая француженка, в прошлом актриса и педагог по актерскому мастерству, провела много времени в Институте Глена Домана, а по возвращении написала собственную книгу, упростив методики своего учителя и адаптировав их для жителей Старого Света, которым, по ее мнению, традиционные американские подходы абсолютно не подходили.Отличительные черты методики

              • Знакомство с миром при помощи слуха и тактильных ощущений.Что бы вы ни делали, читали малышу про лукоморье, меняли подгузник или любовались вместе в зеркало, обязательно разговаривайте с ним и давайте изучать предметы на ощупь. Только сочетая два этих аспекта, раннее развитие может быть успешным. И если в зеркале отражается любопытный носик, его нужно потрогать и назвать.
              • Любые занятия с малышом нужно завершать тем, что у него лучше всего получается. Иначе интерес к учебе будет утерян надолго! Никакого насилия, только веселая и увлекательная игра, в которую вы оба играете с удовольствием.С какого возраста?С рождения.Плюсы
                • Усовершенствованная методика Домана, исключающая практически все минусы его системы.Минусы
                  • Требует от матери огромной отдачи и много свободного времени.Что почитать?Сесиль Лупан. «Поверь в свое дитя».

                    Лена Данилова

                    Наша соотечественница и современница, мама четверых детей, увлеклась идеями раннего развития с рождением старшего сына, вместе с которым делала свои первые родительские открытия, изобретала авторские игрушки, придумывала обучающие игры. «Все, о чем я пишу, основано на родительском опыте. Всему, что я умею, научили меня мои дети», – заявляет Лена.Отличительные черты методики

                    • Дайте ребенку свободно двигаться!Не позволяйте угасать тем рефлексам малыша, с которыми он появляется на свет. Поощряйте рефлекторное ползание, ходьбу, попытки все схватить, потрогать и удержать в крохотных ручках.
                    • Занимайтесь не столько ранним, сколько своевременным развитием.А значит, не форсируйте события и не заставляйте ребенка делать то, к чему он еще не готов. Вовсе не обязательно с пеленок учиться читать – вы вместе освоите эту науку, как только малыш проявит к ней интерес.С какого возраста?С рождения.Плюсы
                      • Все элементы методики разбиты по месяцам жизни малыша и усложняются по мере взросления.
                      • Новые «уроки» вводятся постепенно, и малыш, и родители успевают приспособиться к ним.
                      • Система совмещает как новые оригинальные подходы, так и их упрощенные варианты.
                      • Используется масса самодельных игрушек для малыша (и приводятся советы по их изготовлению), а следовательно, методика не очень затратная.Минусы
                        • Родителям придется пересмотреть свой подход на обустройство детской (долой красивую кроватку в рюшечках, даешь кроватку с турничками, вертикальными поручнями).
                        • Работа по методике требует полной отдачи от родителей и много времени.Что почитать?Лена Данилова, Михаил Федотов. «Раннее развитие. Первый год», Лена Данилова. «Энциклопедия развивающих игр», Лена Данилова, Михаил Федотов. «Как дать ребенку энциклопедические знания».

                          Масару Ибука

                          Ибука-сан прославился не только как основатель фирмы Sony, но и как глава национальной Ассоциации раннего развития детей в Японии. Это он заявил о том, что к 3 годам развитие клеток головного мозга на 70-80% завершено и все усилия по образованию детей нужно сосредоточить на тех, кто еще не отпраздновал третий день рождения.Отличительные черты методики

                          • Новорожденный – это чистый лист.И на нем можно писать все, что вздумается родителям. Ребенок видит мир таким, какой он есть на самом деле, без всяких «хорошо» и «плохо». Ибука предупреждает родителей об ответственности и советует, как не поломать эту уникальную способность «видения».
                          • Способности ребенка к переработке информации неисчерпаемы.Ему можно транслировать любые знания, чтобы дитя впитывало нужные сведения о мире. Способы подачи информации неограниченны.С какого возраста?С рождения.Плюсы
                            • Жажда исследований вашего малыша ничем не ограничена. Это и плюс, и минус одновременно (но только для вас, а для него – однозначно плюс!). Ибука не жалует детские игрушки, зато подталкивает родителей давать детям всякие жизненные игрушки (от вилок до ящиков комодов, от батареек до системных блоков компьютера).
                            • По системе Ибука работает крупнейшая развивающая ассоциация в Японии, и ее работа приносит однозначно положительные плоды.Минусы
                              • Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям.
                              • Ибука-сан высказывает некоторые спорные идеи (например, о наказаниях детей, о половых различиях), которые могут не совпадать с вашими представлениями о воспитании.Что почитать?Масару Ибука. «После трех уже поздно».

                                Семья Никитиных

                                Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины воспитали семерых детей и на них же оттачивали свою уникальную методику НУ-ВЭРС (Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей). Как и многие другие авторы, Никитины считали: если до трех лет вы ничему не научили ребенка, значит, обрекли его на бездарную и скучную жизнь…Отличительные черты методики

                                • Ребенок занимается тем, чем хочет, столько, сколько хочет, сочетая физические и интеллектуальные нагрузки.Не нужно заставлять его слезть со шведской стенки (которую он наверняка освоит к 10-12 месяцам, если будет заниматься по Никитиным) и заставлять читать по слогам. Набирайтесь терпения, и он сам увлечется чтением настолько, что вы будете просить его оставить книжку и вернуться к спортивному снаряду!
                                • Все в доме должно способствовать движению.Одежда должна быть легкой (пока за окном достаточно тепло, даже младенцу хватит подгузников), а спорткомплекс – всегда под рукой.С какого возраста?С рождения.Плюсы
                                  • Методика не только затрагивает развитие ребенка, но и дает дельные советы родителям по общению с малышом.
                                  • Игры Никитиных очень быстро развивают логику малыша, аналитические способности, пространственное мышление, интеллект.Минусы
                                    • Система делает упор на физическом и интеллектуальном аспекте развития и уделяет очень мало внимания эмоциональной составляющей.Что почитать?Б.П. Никитин. «Развивающие игры», Б.П. Никитин. «Детство без болезней», Б.П. Никитин. «Резервы здоровья наших детей».

                                      Развиваем своего малыша

                                      Советы от Лены Даниловой, автора развивающих игр, игрушек, пособий, книг для детей и родителей, создателя и ведущей интернет-портала о раннем развитии.Коробка-погремушкаО пользе контрастных черно-белых рисунков наверняка знают большинство мам: новорожденному можно предлагать их для разглядывания, малышу постарше – для более детального изучения и пробы «на вкус». Можно, конечно, обойтись карточками, но их нужно как-то закреплять или подвешивать, а коробка в этом смысле самодостаточна.

                                      • Возьмите любую коробку (лучше картонную, средних размеров), вложите внутрь крышку от пластиковой бутылки. Игрушка уже зазвучала! Оклейте коробку белой бумагой. Черным маркером разрисуйте коробку в меру своих художественных способностей (можно ограничиться кружочками, полосками, треугольниками). Отличная идея – предложить сделать такую игрушку кому-то из ваших старших детей.
                                      • Такая игрушка развивает не только зрение, но и мышление малыша.
                                      • Игрушка-выключательДля этой игрушки понадобятся обычный кнопочный выключатель, короткий шнурок и две крупные цветные бусины. Детали выключателя развинтите, внутрь положите шнурок – так, чтобы его кончики выходили в отверстия для провода, и снова соберите выключатель. На шнурок наденьте бусины, закрепите их узелками. Малыш может тянуть за кончики шнурка и попеременно притягивать бусины к выключателю, нажимать кнопку и щелкать ею. Игрушка отлично развивает пальчики крохи.Первая фотогалереяВозьмите любую коробку среднего размера (из-под детской обуви или мобильного телефона), внутрь насыпьте любой «звучащий наполнитель» (пригоршню гороха, пробки от бутылок, колпачки от фломастеров, бубенчики), оклейте коробку цветной бумагой или самоклеящейся пленкой.

                                        • На каждую грань коробки наклейте фотографии членов вашей семьи. Не забудьте и о фото самого малыша! На белой бумаге крупными буквами напишите, кто есть кто, и приклейте фотографии и подписи на коробку. Сверху можно укрепить конструкцию прозрачной пленкой и скотчем.
                                        • Игрушка развивает зрение, ручки ребенка, знакомит его с миром, заменяет первые книжки или карточки.
                                        • Игрушки из перчатокВек обычных перчаток короток, и мы часто забываем их, теряем или просто рвем. Одинокая перчатка перевоплотится в отличную тактильную игрушку, если каждый пальчик набить различными наполнителями – бусинками, кусочками шуршащего пакета, бубенчиками, фасолью и пр. Основание каждого пальчика и ладошку перчатки набейте синтепоном и стяните основание прочной ниткой.

                                          • Такие перчатки прекрасно развивают ручки малыша.

                                          Совет напоследок
                                          Заведите «Дневник наблюдений» за малышом.

                                          Пускай это будет обычная тетрадка в клеточку, куда вы будете записывать каждую мелочь: как он отреагировал на первое купание, сколько времени учился ползать и когда вылез первый зуб.

                                          Не полагайтесь только на свою память: вы не сможете досконально запомнить каждый день малыша. А сведения о его развитии очень пригодятся, чтобы анализировать, где у вас пробелы и каким занятиям нужно уделять особое внимание.

                                          P.S.  Теперь, совершив эту экскурсию по вселенной раннего развития, вам стало проще ответить на вопрос, какой системы придерживаться. А быть может, вы создадите для своего малыша свою собственную методику, почерпнув элементы у разных педагогов. 

    Читайте также:  Загадки, считалки и скороговорки
  • Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/147997385-30383099/

    Раннее развитие малыша — плюсы и минусы

    Соседский сын в 2 года уже читает, занимаясь с кубиками Зайцева, у подруги дочь ходит в Монтессори-садик, полугодовой племянник плавает как дельфин по методике Клэр Тиммерманс … Внутренний голос начинает шептать: «Что же мы за родители такие?» — а рука сама тянется к Гуглу в поиске ближайших развивающих центров.

    СТОП! Давайте сначала разберемся, действительно ли нужен вашему малышу то раннее развитие, или это просто модный тренд, в погоне за которым можно лишить его счастливого детства.

    Из чего выбирать?

    Все методики раннего развития базируются на идее, что в течение первого года жизни мозг ребенка развивается на 60%, до 3 лет — на 80%, а в 7 лет останавливается. Поэтому начиная обучение ребенка с 1-го класса мы теряем много возможностей. Насчитывается множество методик раннего развития, и ни одна из них не является универсальной. Давайте познакомимся с самыми популярными из них.

    Система Марии Монтессори

    Девиз: «Помоги мне сделать самому»

    Системе итальянского педиатра более 100 лет. Практикуется с 8 месяцев. Основные принципы: самостоятельность ребенка и отсутствие принуждения. Для малыша создают специальное Монтессори-среда, состоящее из зон:

    • зона реальной жизни: он учится самостоятельно одеваться, убирать, раскрашивать, вырезать и т.д.;
    • зона сенсорного развития: играет с предметами, различными по весу, цвету, форме;
    • зона космического воспитания: учится основам географии, математики, биологии, физики, химии;
    • зона движения — делает упражнения для развития равновесия и координации.

    Малыш сам выбирает зону, предмет для игры и хочет ли он играть самостоятельно или с другими детьми. Родители (учитель) должны помогать, не вмешиваясь в процесс.

    плюсы:

    • Уделяется большое внимание развитию мелкой моторики (шнуровки, рамки-вкладыши, предметы из разных по фактуре материалов).
    • Малыш работает в собственном темпе, отсутствует элемент соревнования.
    • Воспитывается любовь к порядку.
    • Активно развивается левое полушарие мозга (логика, аналитические способности).

    минусы:

    • Правое полушарие, отвечающее за творческие способности, почти не развивается.
    • Отсутствует мотивация быть первым.
    • Система подходит не всем: застенчивым детям трудно работать без помощи взрослых, а активным будет скучно.
    • Плохо формируются социальные навыки.
    • Мало внимания уделяется физическому развитию детей.

    Методика Глена Домана

    Девиз: «Без фактов нет знаний».

    Практикуется с 6 месяцев. Методика сочетает в себе интеллектуальное и физическое нагрузки. Американский физиотерапевт предлагает эффективно использовать зрительную память детей.

    В основе метода — так называемые «карточки Домана» с «битами» информации — это нанесены красным цветом слова (для обучения чтению), точки (для обучения счету) и изображения животных, людей и природных явлений (для расширения кругозора).

    Карточки показывают в течение 2-3 секунд до 20 раз в день. Рекомендуется выполнять динамическую гимнастику, также стимулирует развитие мозга.

    плюсы:

    • Формируется фотографическая память.
    • Ребенок будет исчерпывающие знания во многих областях.
    • Родители могут делать карточки сами.
    • Родители и дети проводят много времени вместе .

    минусы:

    • Трудно работать с непоседливыми детьми и теми, кто плохо воспринимает информацию визуально.
    • Малыш является пассивным объектом обучения.
    • Нет места совместном творчестве.
    • Недостаточный эмоциональный и сенсорный развитие.
    • Малыш может вырасти «ходячей энциклопедией», но так и не научится практически применять свои знания.
    • Не формируется текстовое мышление: малыш не учится анализировать слова, он лишь запоминает их визуальный вид.
    • Большие объемы информации могут нанести вред детской психике.

    Методика Сесиль Лупан

    Девиз: «Ребенок — это не емкость, которую нужно заполнить, а огонь, который надо зажечь»

    Сесиль Лупан взяла за основу методику Глена Домана и усовершенствовала ее. У Домана все четко по возрасту, а в Лупан — за возникновением интереса, с учетом склонностей.

    Карточки Домана показываем — но не часто; только если малыш сам захочет их пересмотреть; столько времени, сколько он сам захочет и обязательно комментируя, что на них изображено. Карточки должны быть везде: карточку «Диван» размещаем на диване, и тому подобное.

    Как и в Домана, параллельно с интеллектуальным развитием обязательный физическое развитие (акцент на плавании по методике Клэр Тиммерманс).

    По мнению Сесиль лучшие учителя для ребенка — родители, поэтому следует проводить с малышом много времени.

    Обучение должно приносить радость и напоминать веселую игру — пойте названия букв на мотив песни, вместе изготавливайте книги с фотографиями о приключениях малыша («Оля спит», «Я завтракаю»), выдумывайте сказки о цифрах, изображая их в виде причудливых животных и тому подобное. Обучение обязательно останавливать до первых признаков утомления и ни к чему не принуждать.

    плюсы:

    • Малыш является активным субъектом обучения.
    • Родители могут делать карточки сами.
    • Физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
    • Родители и дети проводят много времени вместе.
    • Формируются социальные навыки.

    минусы:

    • Родители должны уделять много времени занятиям с малышом а также изготовлению карточек.
    • Не все решаются заниматься с малышом плаванием с самого рождения.
    • Ребенку фактически нечего будет делать в первом классе школы.

    Для вдохновения почитать:

    • «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей» — Хилтунен Е.А.
    • «Поверь в свое дитя» — Сесиль Лупан
    • «Гармоничное развитие ребенка» — Глен Доман

    Методика Никитиных

    Девиз: «Движение — залог интеллектуального развития»

    Родители 7 детей предлагают создать дома среда для развития различных навыков: спортивный уголок, интеллектуальные игры на развитие логики, пособия — должны стать привычными для малыша.

    Основные принципы: самостоятельность и отсутствие принуждения. Если малыш не справляется с задачей, игру нужно отложить на потом.

    Много внимания Никитины уделяют закаливанию и физической активности от рождения.

    плюсы:

    • Активно развивается левое полушарие мозга (логика, аналитические способности).
    • Много внимания уделяется физическому развитию ребенка.
    • Закаливание способствует укреплению иммунитета.

    минусы:

    • Недостаточно внимания эстетическому и эмоциональному воспитанию детей.
    • Малыш привыкает делать только то, что интересно, а значит легко, и пасует перед трудностями.
    • Не всем детям подходят активные занятия спортом и жесткое закаливания.

    Методика Н. Зайцева

    Девиз: «Учимся, играя»

    Практикуется с 2 лет. Обучение чтению происходит с помощью специальных кубиков с составами, из которых легко составлять слова и предложения. Кубики Зайцева разные по размеру, цвету и звучанию (наполненные различными материалами), что помогает отличить согласные от гласных, глухие звуки от звонких. Обучение напоминает игру: дети пропевают склады, хлопают в ладоши, прыгают и бегают.

    плюсы:

    • Малыш быстро учится читать и считать.
    • Тренируется зрительная память и расширяется словарный запас.
    • Для обучения нужен только набор кубиков, таблиц и музыкальный диск.

    минусы:

    • Недостаточно тренируется мелкая моторика рук для подготовки к письму.
    • Малыш запоминает склады как единственный символ, и в школе могут возникнуть проблемы с фонетическим разбором слов.
    • Методика не раскрывает творческий потенциал ребенка.

    Методика Масару Ибука

    Девиз: «После трех — уже поздно»

    По мнению одного из основателей корпорации «Sony» у ребенка нет четких представлений о том, что легко, а я трудно, поэтому изучать украинский или английский, танцевать под классическую музыку или под детские песни, учить стихи гениальных поэтов или детские считалки, просматривать творения Рембрандта или раскраски — можно одновременно, ведь малышу интересно все! Табу на фабричные игрушки, предпочтение отдается играм с бытовыми предметами. Много внимания уделяется музыкальному образованию.

    Читайте также:  Сценарий праздника по сказкам для 1-2 класса

    плюсы:

    • Гармоничное интеллектуальное и эстетическое воспитание.
    • Родители и дети проводят много времени вместе.

    минусы:

    • Не все родители готовы найти время, вдохновение и деньги для того, чтобы параллельно с первыми шагами ставить малыша на коньки, а одновременно с прослушиванием дома детских песен посещать с ним консерватории.
    • Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию).
    • Некоторые идеи являются спорными, например, вопрос телесного наказания детей.

    Вальдорфская методика

    Девиз: «Нет — раннему развитию»

    Методика австрийского педагога Рудольфа Штайнера, которой более 100 лет, существенно отличается от других. По его мнению малыша следует как можно дольше (минимум до 7 лет) оставлять в сказочном мире. Его нельзя учить читать и писать, ведь еще не развито абстрактное мышление.

    Основной акцент на творческом, духовном и физическом развитии: дети участвуют в кукольных спектаклях, занимаются вышиванием, лепкой , резьбой по дереву, готовят, сочиняют стихи, поют, рисуют (причем работают только с природными материалами). Важной составляющей занятий является эвритмия (упражнения под музыку), которая развивает координацию, и игра на инструментах.

    Вальдорфские педагоги настаивают на отказе от телевизора, компьютера, фабричных игрушек, искусственных материалов в одежде.

    плюсы:

    • Методика раскрывает творческий потенциал ребенка.
    • Уделяется большое внимание развитию мелкой моторики.
    • Отсутствует элемент соревнования.
    • Активно формируются социальные навыки.

    минусы:

    • Методика не готовит ребенка к школе.
    • Не все родители готовы лечиться гомеопатией и забыть о телевизоре и компьютере.
    • Малыш растет в изолированной среде и дальнейшее обучение в обычной школе может стать для него настоящим стрессом.

    А надо выбирать?

    Ни одна методика не способна вырастить гения, тем более, что многие методики в первую очередь разрабатывались для детей, отстающих в развитии. Если ребенок в чем-то гениальная, то это проявится и так.

    Поэтому избегайте крайностей и не лишайте малыша счастливого детства.

    Иногда вместе поиграть и рассказать что-то интересное — полезнее, чем четко придерживаться шаблонных инструкций какой методики, которая не учитывает индивидуальные особенности вашего ребенка.

    Лучше всего сочетать методики в лайт-формате. Например, создайте Монтессори-среда дома, сшейте куклу из природных материалов, время от времени слушайте классическую музыку, купите несколько игр Никитиных и набор кубиков Зайцева и не забывайте следовать рекомендациям психологов:

    • Главное — творческий подход, нет — шаблонности
    • Малыш не должен уставать во время занятий
    • Адаптируйте задачи под интересы и способности вашего малыша
    • Ставьте реальные цели

    Помните: лучшей методикой для вашего малыша будет та, которую вы изобретете для него сами!

    Для вдохновения почитать:

    • «Развивающие игры» — Б.П. Никитин
    • «После трех уже поздно» — Мисару Ибука

    Источник: http://medictionary.ru/rannee-razvitie-malysha-plyusy-i-minusy/

    Чем может быть полезна методика Масару Ибуки?

    Думаю, многих потрясли кадры, показанные по новостным каналам о землетрясении в Японии, и все заметили, как стойко, организованно, по-человечески японцы перенесли выпавшее на их долю стихийное бедствие. Вспомните, к примеру, как россияне ведут себя в экстремальных условиях. Почему такая большая разница в поведении? Ответ лежит на поверхности – все дело в сложившейся системе воспитания детей.

    Поэтому хочу поделиться с вами полезными советами Масару Ибуки – основателя корпорации «Сони», который написал книгу «После трех уже поздно», прекрасно осознавая огромную роль именно раннего развития детей. Представить себе автором подобной монографии кого-нибудь из российских олигархов пока, согласитесь, сложно.

    Масару Ибука – гениальный человек, добившийся успеха и славы своим трудом, занимаясь исследованиями в области детской психологии, пришел к однозначному выводу: маленький ребенок обладает потенциалом для развития широкого спектра способностей в возрасте до трех лет, потом это сделать значительно труднее.

    Соответственно, пуская на самотек процесс образования, родители лишают ребенка впоследствии прочной основы для успеха в жизни и возможности изменить мир к лучшему.

    Почему нужно заниматься ранним развитием ребенка?

    Современные исследования показывают, что развитие клеток головного мозга к трем годам уже завершено на 70-80 процентов, поэтому закономерно родителям направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста.

    Основной целью раннего развития является не воспитание гениев (хотя по данным опросов, среди Нобелевских лауреатов многие обучались по методике Глена Домана – развитие с рождения математических способностей и обучение чтению через демонстрацию специальных карточек), а возможность дать ребенку такое образование, благодаря которому он будет обладать глубоким умом и здоровым телом, будет смышленым и добрым.

    Подробный анализ ранних лет великих людей свидетельствует о том, что заложенные с рождения таланты развиваются максимально при благоприятных условиях получения прекрасного образования, созданных для ребенка в детстве родителями. Если же новорожденный воспитывается в чужой по природе среде, то вопреки распространенному мнению – ребенок, рожденный человеком, не становится человеком.

    Известны случаи воспитания детей животными, и, несмотря на последующее их обучение людьми, дети-маугли остались полулюдьми-полуживотными, так как был упущен сензитивный период для развития человеческой речи, мышления.

    Кроме того, замечено, что в случае целенаправленного воспитания детей, рожденных с ограниченными возможностями, они по результатам своего развития значительно опережают здоровых детей, с которыми не занимались ранним образованием. Разница такая большая, что изумленные педагоги, в частности Мария Монтессори, разумно задают вопрос родителям: «Что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?»

    Таким образом, раннее развитие не предполагает насильственного обучения младенца различным знаниям и умениям, главное – введение нового опыта вовремя, для развития безграничных потенциальных возможностей, чтобы сделать ребенка счастливым.

    Ни один ребенок не рождается ни дураком, ни гением – все зависит от личного опыта познания в период роста мозговых клеток (приблизительно до семи лет).

    Самый важный период – первые три года жизни, в которых многое зависит от усилий и терпения родителей, их готовности к помощи своему ребенку в получении необходимого образования.

    Каждый ребенок может учиться хорошо, все зависит от метода обучения. Найдите подходящий для вашего ребенка ключ к успеху.

    Принципы Масару Ибуки

    В первые годы жизни с ребенком надо быть и строгим, и ласковым, уважать детское «я». Невмешательство родителей по представлению «он еще маленький, поэтому ему можно все», а затем давление и предъявление требований в более позднем возрасте может лишь погубить талант ребенка и вызвать в нем сопротивление.

    Ребенок обладает замечательной образной памятью, и нужно ему давать материал для запоминания, окружая лучшими предметами искусства и тем, чем бы вы хотели, чтобы он в будущем знал.

    Взрослые понятия «хорошо» и «плохо», «трудно» и «легко» не годятся для маленького человека. Для него все одинаково ново и интересно.

    Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации, в частности, освоить несколько иностранных языков. Сколько сил и энергии малыш при этом затратит, вас не должно беспокоить, так как ему совершенно нетрудно выучить то, что его интересует. Родителям следует знать, что многие навыки невозможно приобрести, если не усвоить их в раннем детстве.

    Исследования доказывают, легче и лучше в младшем возрасте дается изучение иностранных языков, развитие музыкального слуха (представить гармоничное развитие ребенка без музыки просто невозможно – уже пятимесячный малыш вполне может оценить творения Баха), формирование физических способностей – координации движений, чувства равновесия (к примеру, новорожденные чувствуют себя в воде комфортнее многих взрослых).

    Главное влияние на ребенка оказывает его окружение, а не гены, поэтому так отличаются друг от друга близнецы и дети одних родителей. Часто спрашивают: «Мы воспитывали одинаково, а дети – совершенно разные. Почему?». Японская поговорка гласит: «Из луковицы не вырастет роза». Но проблема здесь не столько в генах, сколько в окружающей среде, созданной родителями, и жизненном опыте ребенка.

    По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, тем самым упуская наиболее благоприятное для обучения время.

    Любое влияние на ребенка в раннем детстве оставляет в его душе неизгладимый след на всю жизнь, в частности, впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и поступков.

    И задача родителей – позаботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.

    Источник: http://www.kraskizhizni.com/edu/develop/76-metodika-masaru-ibuki

    Основные принципы Масару Ибука

    Методика рассчитана на детей от 0 до 3 лет. Масару Ибука считал, что маленькие дети способны легко и играючи освоить что угодно (игру на музыкальных инструментах, иностранные языки, плаванье, верховую езду и т.п.). Дети всегда готовы учиться, просто взрослые иногда ленятся заниматься с ними или следуют устаревшим традициям воспитания.

    Автор методики Масару Ибука – один из основателей всемирно известной корпорации «SONY», прославившийся не только своими инженерными идеями, но и новаторской теорией раннего развития детей, а также созданием Японской ассоциации раннего развития.

    Основные принципы: 

    — Основной принцип методики заключен в названии книги Ибуки – «После трех уже поздно». Ибука считает, что развитием детей необходимо заниматься с первых дней жизни;

    — Реальные возможности детей безграничны и, «вовремя» вводя новые знания, можно добиться поразительных результатов;

    — Воспитать гения просто – надо всего лишь заниматься с ребенком с рождения, а не с 3 лет, как предполагает большинство методик. К 3 годам мозг формируется на 70-80% и в дальнейшей жизни сыграют роль именно те знания, которые родители успели заложить в ребенка до этого возраста;

    Читайте также:  Деловая игра «правила общения», 10 класс

    — Дети от природы имеют желание учиться, но оно не должно притупляться игрушками и развлечениями;

    — В качестве дидактических материалов Ибука предлагает использовать сокровища мировой цивилизации: учить наизусть стихи, просмотр мультфильмов заменить просмотром творений Рембрандта и Леонардо, а танцевать не под детские песенки, а под классическую музыку.

    ДОСТОИНСТВА:

    — Индивидуальный подход: система занятий для каждого ребенка разрабатывается индивидуально, исходя из его предпочтений и возможностей;

    — При этом задачи, которые ставятся перед ребенком, не разграничиваются на сложные и легкие: ребенок не знает, что познание идет от простого к сложному и воспринимает многие вещи не как взрослые, поэтому часто с успехом решает сложные задачи и получает стимул к дальнейшему развитию;

    — Система подразумевает занятия по расписанию и формирование у ребенка дисциплины;

    — При этом Ибука подчеркивает тесный характер взаимодействия «мать-ребенок», призывая большое внимание уделять общению родителей и других родственников с ребенком, ведь это развивает интеллект малыша;

    — Методика позволяет воспитать разносторонне развитого человека: физически подготовленного, владеющего живописью, языками, музыкальными инструментами и при этом сохраняющего вкус к жизни.

    НЕДОСТАТКИ:

    — Методика Ибуки представляет собой общие рекомендации, специальных пособий по методике нет;

    — Многие методисты обвиняют Ибуку в допущении физических наказаний (шлепков), но Ибука подчеркивает, что наказание не может быть основным воспитательным методом и не должно унижать личность ребенка;

    — Многие принципы методики – спорные и плохо согласуются с российским опытом (например, обучение катанию на коньках одновременно с первыми шагами), но с другой стороны, плавающие младенцы или трехлетки, говорящие по-английски – сегодня не такая уж редкость, а значит, методика действует.

    Как обучиться? 

    Принципы Ибуки реализуются во многих образовательных и воспитательных учреждениях. Рекомендациям Ибуки можно следовать самостоятельно, а книга «После трех уже поздно» дает необходимый психологический настрой и идеалистический стимул.

    Источник: http://www.minibanda.ru/article/osnovnye-principy-masaru-ibuka

    Методика Масару Ибука, Раннее развитие детей

    Оригинальный подход к воспитанию детей в Японии уже давно вызывает жгучий интерес у наших соотечественников.

    И это неудивительно, если принять во внимание насколько воспитанными и законопослушными вырастают дети в японских семьях.

    Большим потенциалом в этом смысле обладает методика Масару Ибуке, которому принадлежит теория о том, что после трех лет приступать к занятиям по развитию ребенка уже поздно.

    Оригинальный подход к воспитанию детей в Японии уже давно вызывает жгучий интерес у наших соотечественников. И это неудивительно, если принять во внимание насколько воспитанными и законопослушными вырастают дети в японских семьях.

    Естественно, большое влияние на воспитание оказывает не только особый подход к детям, но и образ жизни японцев в целом. Тем не менее, некоторые авторские методики раннего развития, разработанные в Японии, можно взять на вооружение и российским родителям.

    В частности, большим потенциалом в этом смысле обладает методика Масару Ибуке, которому принадлежит теория о том, что после трех лет приступать к занятиям по развитию ребенка уже поздно.

    Отметим, что Масару Ибуке не предлагает насильно «забивать» голову малыша энциклопедическими знаниями.

    По его мнению, маленького ребенка, который еще и разговаривать толком не умеет, невозможно «напичкать» новыми впечатлениями и сведениями больше, чем он готов принять: как только детский мозг почувствует, что «с него достаточно», включается защитный механизм, и новая «порция» информации не воспринимается. Основной упор господин Ибуке предлагает делать на стимуляции развития головного мозга и заложенных природой способностей ребенка в наиболее решающий период его жизни – от рождения до трех лет.

    Несколько слов о Масару Ибуке

    Если Вы думаете, что Масару Ибука это известный японский педагог или психолог, то глубоко заблуждаетесь. Широкой общественности он больше известен, как основатель знаменитой японской корпорации «Sony», продукция которой имеется (или имелась) едва ли не в каждом доме.

    Однако этот талантливый инженер в 70-х годах прошлого столетия буквально взорвал мир, но не новой инженерной разработкой, а своей новаторской теорией и одноименной книгой «После трех уже поздно«, в которой он доступным языком и максимально подробно описал основные принципы раннего развития детей.

    В книге Масару Ибуки Вы не найдете привычных рекомендаций на тему, как, сколько и где проводить занятия с ребенком. Нет в ней и практических инструментов, позволяющих вырастить гения. Зато в этой книге Вы узнаете ответ на самый важный вопрос «Зачем?». Зачем нужно активно заниматься развитием ребенка именно в раннем детстве, и почему это так важно для его будущего.

    Кстати, Масару Ибука доказывает эффективность собственной методики не только на страницах своей книги, но и на практике. Вот уже много лет он руководит организацией «Обучения талантов», а также Ассоциацией раннего развития, которая уже давно славится уникальными методиками.

    Дети, воспитанные по методике Масару Ибуки, свободно владеют несколькими иностранными языками, прекрасно адаптированы к окружающей среде, превосходно рисуют и плавают, играют на различных музыкальных инструментах, и даже сочиняют серьезную симфоническую музыку.

    Особенности методики Масару Ибуки

    Господин Ибука уверен, что к трем годам у ребенка практически полностью (около 70-80%) сформировываются нейронные связи между клетками головного мозга, обеспечивающие дальнейшее эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие человека. Другими словами, в первые три года детский мозг развивается невероятно быстрыми темпами, поэтому очень важно в этом время «заложить» прочную основу, на базе которой и будет проходить дальнейшее развитие личности ребенка.

    Основной принцип методики Масару Ибуки построен на создании индивидуальной программы развития для каждого ребенка. Подразумевается, что сами родители, основываясь на особенностях своего ребенка, должны стремиться к своевременному внедрению в жизнь своего малыша новых навыков.

    Господин Ибука настаивает, что матери должны выработать собственный подход к воспитанию своего ребенка, в котором не будет места модным тенденциям, штампам и облегченным методикам.

    Таким образом с самого раннего детства у ребенка формируются стремление и навыки к изучению нового, которые при поддержке и одобрении близких людей не угаснут и в дальнейшем.

    Большое внимание в системе Масару Ибуки уделяется обучению иностранным языкам. Не ради того, чтобы вырастить гениального лингвиста, а для развития безграничных потенциальных возможностей.

    Не меньшее внимание необходимо уделять и приобщению малыша к музыкальной культуре. Ибука утверждает, что академическое обучение музыке в самом раннем возрасте не только улучшает характер и смягчает душу, но и воспитывает усидчивость.

    Помимо этого автор методики уверяет, что между музыкальными занятиями и выработкой лидерских качеств существует тесная взаимосвязь.

    Ну и конечно же, нельзя забывать и о физическом воспитании. Ибука призывает учить детей плаванию с самого рождения. А обучение катанию на роликовых или ледовых коньках с первых же самостоятельных шагов малыша положительно повлияет на развитие координации движений и баланса.

    Как проходят занятия по методике Масару Ибуки

    Методика Масару Ибуки – это не комплекс занятий, а образ жизни, подчиненный полноценному развитию ребенка в рамках жесткой дисциплины, строго режима и четкого расписания всех повседневных занятий.

    Автор не предлагает следовать каким-либо специальным программам.

    Он просто убеждает, что решающее значение на формирование личности ребенка оказывает поведение самих родителей, а также то, как они разговаривают с малышом, что чувствуют и делают. Поэтому:

    • учите с ребенком стихи – мозг малыша может удержать в памяти огромное количество коротких стихотворений. И чем интенсивнее используется память ребенка, тем лучше она развивается и функционирует;
    • вносите разнообразие в занятия – ребенку полезно постоянно пробовать свои силы в новых занятиях. Это придаст ему уверенности в себе и позволит с успехом приобретать новые навыки;
    • как можно чаще берите малыша на руки – физический контакт с родителями не только положительно сказывается на интеллекте ребенка, но и способствует воспитанию чуткого и восприимчивого человека;
    • не стремитесь окружить ребенка большим количеством игрушек – это не только рассеивает внимание малыша, но и отрицательно влияет на развитие нестандартного мышления, фантазии и изобретательности;
    • как можно раньше дайте малышу карандаши – все, что ребенок делает своими руками – рисует, рвет бумагу или разбрасывает игрушки, развивает его творческие способности и интеллект. И чем раньше малыш получит в руки карандаши, тем больше возможностей у него появится для самовыражения;
    • больше двигайтесь – пешие прогулки стимулируют мыслительный процесс (уже давно подмечено, что во время ходьбы в голову приходят новые идеи), поэтому они являются превосходным упражнением для интеллекта малыша.

    Недостатки методики Масару Ибуки

    Как уже упоминалось выше, в методике Масару Ибуки нет четких инструкций, как проводить занятия и что делать в тех или иных случаях.

    С одной стороны это хорошо, поскольку позволяет избежать узких рамок и штампов, навязываемых некоторыми другими программами раннего развития.

    Но с другой стороны отсутствие специальных пособий по методике вызывает много вопросов, особенно у неопытных родителей, которые хотят дать своему ребенку все самое лучше, но не знают как этого добиться.

    Другим недостатком системы Масару Ибуки многие специалисты считают допущение физических наказаний ребенка, путем легких шлепков.

    Но Ибука настаивает, что физическое наказание не является основой его воспитательного метода, и допустимо оно только в возрасте до 2 лет и исключительно в самых крайних случаях.

    В два-три года у ребенка уже сформировано чувство собственного достоинства, поэтому наказывать его поздно. Начиная с этого возраста с ребенком нужно разговаривать.

    Материал полезен?

    Источник: https://fulledu.ru/articles/145_rannee-razvitie-detey-metodika-masaru-ibuka.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector