Правила поведения на уроке физкультуры. полезные советы и рекомендации для младших школьников

Правила поведения на уроке физкультуры. Полезные советы и рекомендации для младших школьников

Оцените:  
Просмотрите список похожих статей на нашем сайте

Уроки по физической культуре всегда связаны с повышенным риском травматизма. Это накладывает на учителя по физкультуре высокие требования к исполнению техники безопасности.

Преподаватель, а также каждый ученик должны неукоснительно придерживаться установленных правил.

Руководство учебного заведения обязано обеспечить соответствие нормативам безопасности спортивный зал, открытую спортивную площадку, а также спортивный инвентарь и любое дополнительное оборудование использующееся на уроках.

В случае если преподаватель физкультуры обнаружил несоответствие каких-либо объектов, связанных с занятиями, установленным нормам, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство школы и прекратить использовать их в уроках до устранения опасности.

Техника безопасности на уроках физкультуры предполагает, что ученики с ней будут ознакомлены еще до того как приступят к занятиям. Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время уроков и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения.

Здесь мы приводим лишь базовые правила техники безопасности по физкультуре. Каждое учебное заведение может видоизменить или дополнить перечень запрещенных или разрешенных действий в соответствии местными условиями.

Также рекомендуем ознакомиться со статьей «Техника безопасности на уроках труда в мастерской».

А для учителей младших классов, возможно, будет интересен материал, размещенный на нашем сайте, «Правила безопасности на уроках труда для младших школьников»

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

 

  • Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;
  • К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;
  • На уроках по физической культуре участвуют только ученики, которые имеют соответствующих уровень допуска из медицинского учреждения и предоставили преподавателю документ;
  • Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.
  • После болезни ученики обязаны предоставить преподавателю справку из медицинского учреждения;
  • Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;
  • На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;
  • После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

Положения техники безопасности на уроках физкультуры во время учебного процесса, а также до и после занятий

 

Техника безопасности на уроках физкультуры до начала занятий

  • Ученики должны переодеваться в специально отведенном для этих целей помещении – раздевалке. Мальчики и девочки должны переодеваться в раздельных помещениях. На занятие ученик должен выходить в спортивной форме и обуви;
  • Перед уроком необходимо снять с себя и убрать из карманов все предметы, которые могут представлять собой опасность при занятиях физкультурой – браслеты, перстни, часы и так далее.;
  • С разрешения учителя школьники могут приходить на место проведения урока;
  • Перед уроком физкультуры с разрешения преподавателя ученики могут аккуратно подготовить спортивный инвентарь;
  • Услышав команду, ученики должны встать в строй для начала проведения урока физкультуры.

Инструкция по технике безопасности на уроках физкультуры во время занятий

  • Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;
  • Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;
  • Выполняя групповой забег на короткую дистанцию, бежать только по свой дорожке;
  • При забеге для минимизации риска падения и столкновения после пересечения финишной черты школьник не должен резко останавливаться;
  • Нельзя выполнять прыжки на рыхлом, скользком или неровном грунте, также нельзя приземляться после прыжка на руки;
  • Перед выполнение упражнений метания необходимо удостоверится в отсутствии в секторе броска людей или посторонних предметов. Также нельзя стоять справа вблизи от метающего, находится в зоне броска во время упражнения и ходить за снарядами без разрешения преподавателя;
  • Во время упражнений выполнять соответствующие правила техники безопасности: соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений и так далее;
  • Ученикам запрещено несанкционированно менять траекторию движения, делать опасные движения или броски предметов, выполнять упражнения на брусьях и перекладине с влажными ладонями, баловаться и мешать проведению занятия;
  • При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий

  • При необходимости и с разрешения преподавателя ученики убирают спортивный инвентарь;
  • Ученики после разрешения учителя по физкультуре организованно и спокойно покидают место спортивных занятий и идут в раздевалку;
  • Учащиеся переодеваются в школьную одежду и обувь;
  • Школьники хорошо моют с мылом руки и умываются.

Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

Источник: http://bezopasnost-detej.ru/bezopasnost-shkolnikov/91-tekhnika-bezopasnosti-na-urokakh-fizkultury

Дисциплина на уроке физкультуры

Дисциплина на уроке физкультуры

  Тема статьи — педагогика взаимоотношений между учителем физической культуры и школь­никами. Мы произносим много правильных, вроде бы, слов, оправдывая применяемые нами в школе методы принуждения и насилия. И как нам не поверить, что, заставляя ученика беспре­кословно подчиняться, мы заботимся именно о нем.

    Ведь, дозволь школьнику делать все, что ему заблагорассудится, рассуждаем мы, если он не будет повиноваться и понимать педагога с полуслова, ни о каком порядке на уроке не может быть и речи.

А порядок на уроках физической культуры просто необходим, так как здесь летают тяжелые баскетбольные мячи, не говоря уже о гранатах, ядрах и прочем. Нигде нет такой опасности получить травму, как на наших уроках.

Значит, учебный процесс невозможен без порядка.

   О том, как мы его наводим, в какие отношения при этом вступаем с детьми, и попробуем разобраться, рассматривая конкретные ситуации, которые автору этой статьи лично доводилось наблюдать или в которых он сам был в числе действующих лиц.

    Начнем с того, что понимать под порядком. Не обращаясь к наукообразным определениям, представим себе урок физической культуры. Учитель отдает команды, дети четко их выполня­ют. Учитель — это высшая власть: он знает, что делать, как делать, когда делать, зачем делать. Если ученики такие условия принимают, полно­стью повинуются его указаниям, мы говорим, что порядок есть.

     Какой путь ведет к достижению такого поряд­ка? Как правило, следующий. Во-первых, до учеников доводят требования к поведению, которые учитель считает необходимым соблю­дать. Во-вторых, жестко и неукоснительно следят за выполнением этих требований.

Главное здесь, чтобы все происходило без исключений, послаблений и за каждое нарушение следовали наказания, причем неважно, в какой форме.

Учащиеся скоро привыкают, и в присутствии учителя порядок обеспечен, а в некоторых случаях и без него дети не шалят, не безобразни­чают, зная его строгость и дотошность в расследо­вании нарушений.

   Читатель, наверное, уже понял, что я не за этот путь. Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры — важнейшее направление работы учителя.

Я вме­сте со многими родителями считаю: пусть мой ребенок не научится чему-нибудь, зато я буду спокоен за его здоровье. При этом имеется в виду физическое, если можно так сказать, здоровье ребенка. Однако это только часть его здоровья.

Оправдано ли травмировать детей психически, запугивая, унижая, оскорбляя их, ради их послушания, ради видимого, внешнего порядка?

   Начну с примера. По данным исследований психологов, даже малыши начиная с трехлетнего возраста способны выполнять соответствующие их возможностям задания только в том случае, если им совершенно ясен смысл ставящихся перед ними задач. О школьниках в этом плане, думаю, и говорить не стоит.

Мне кажется, ученикам можно предлагать что-либо для выпол­нения лишь после того, как они осмыслили, зачем и для чего им это нужно. Повторю: понять задание, и осознать, и принять его — совсем не одно и то же.     Ученик может понять, что от него хотят, но не принять задание как необходимое ему.

А для успешной работы нужно именно принять задание. Другими словами, не только требования учителя должны быть ясны ученику, но в этих требованиях школьнику необходимо помочь отыскать свое, нужное ему.

Тогда только можно надеяться, что произойдет смена режи­мов работы — с чистого исполнительства на сотрудничество с учителем, а впоследствии появится и самостоятельность.

Поэтому помимо накопления методических приемов, которые способствуют освоению учащимися учебного материала, педагогу очень важно обращать внимание на то, как осуществляется его взаимо­действие с учениками. Такой анализ явится одной из предпосылок повышения педагогического мастерства.

Читайте также:  Педагогическое взаимодействие семьи и школы

   Попытаюсь на отдельных примерах взаимо­отношений учеников с учителем обратиться к этой стороне педагогического процесса. Давая детям задание, учитель должен не забывать о следующем. Во-первых, чтобы дети задание поняли.

Этот совет не настолько тривиален, как может показаться поначалу, особенно если речь идет о младших школьниках. Кому не приходи­лось наблюдать учителей, бушующих в гневе на бестолковых учеников, которые делают совсем не то, что им было сказано. Однако зачастую дети здесь ни в чем не повинны.

Они слушали педагога, но поняли его по-своему. Это он не удосужился проверить, что в детском сознании после его объяснения осталось. Отсюда и недо­разумения.

К слову сказать, в связи с темой нашего разговора и по многим другим причинам, лучше не начинать общение с ребенком с замеча­ния, даже если он, по вашему мнению, его заслужил. Не редкость, когда учитель, выяснив причины, попадает в неловкое положение оказы­вается, ребенок просто не понял, чего от него требовали.

    Всем учителям, и особенно работающим в начальных классах, важно добиваться от учеников «обратной связи» на свои указания, замечания. Намного чаще, чем мы порой предполагаем, они не так понимают слова учителя. Например, мальчик делает кувырок и не выполняет группировку.

Учитель снова и снова указывает на ошибку, но тот упорно продолжает свое: перекатывается через голову в упор присев и лишь тогда обхватывает голени руками* прижимается грудью к коленям. Причины этого в исследуемой нами ситуации оказались в следующем. Положение группировки ученик принимал первоначально из положения упора присев.

Поэтому в его представлении «группировка» сочеталась именно с этим положением. Последу­ющие упражнения — перекаты в группировке, группировка лежа на спине — воспринимались им уже как нечто иное, к группировке напрямую не относящееся.

Поэтому-то, работая с младши­ми школьниками, мало ограничиваться односто­ронними указаниями, а надо еще наладить обратную связь, спрашивать  самих занимаю­щихся, чтобы знать, как они поняли учителя. Итак, во-первых, каждое задание должно быть понятно школьникам. Во-вторых, будучи поня­тым, каждое задание должно быть ими принято.

А это возможно в том случае, когда ученики са­ми будут ставить перед собой задачи. Что значит самому ставить перед собой задачи? Не берусь ответить на этот сложнейший вопрос полностью, но попробуем вместе хотя бы приблизиться к его пониманию. Например, учитель рассказал уча­щимся о пользе длительного бега для здоровья и для развития выносливости, рекомендуя от урока к уроку увеличивать продолжительность бега.

   Ученики задание поняли и внешне охотно его выполняют. Одни бегают, лишь бы учитель не приставал к ним, но, пользуясь удобными моментами, отлынивают от занятий бегом. Другие, заботясь об отметке, демонстративно усердствуют на глазах педагога.

Третьи вообще никак не относятся ни к бегу, ни к учителю, хотя они и бегают вместе со всеми, но нацелены они на что-то, к физкультуре не относящееся. Есть и четвертые, и пятые, и у всех свои проблемы.

Однако, если наша цель — физическое воспита­ние детей, нам нужно думать о том, как принести детям больше пользы. Но можем ли мы, учителя, лучше конкретного Сережи знать, что ему сейчас больше всего нужно? Наверное — нет,.

Поэтому и задача наша видится мне в создании «на уроках условий, чтобы каждый ребенок находил свое, лично ему необходимое в наших заданиях.

   Как это делать? Наверняка многие из коллег найдут свои варианты. Я же рассказываю о том способе, который знаю и опробовал. Вернемся к примеру с бегом. Учитель может сказать: «Сегодня будете бегать 3 минуты, на следующем уроке — 4 минуты» — и т. д.

Можно тот же материал преподнести иначе: «Выносливость развивается в том случае, если выполнять какую-либо работу, преодолевая усталость. Поэтому отметьте для себя количество кругов, которое вы пробежите до появления первых признаков усталости, а также запомните, сколько вы после этого сможете пробежать кругов.

Перейдите на ходьбу и, отдохнув, попробуйте пробежать еще. На следующем уроке старайтесь свои результаты превзойти». Что сделал учитель во втором случае? Он познакомил учеников со способом развития выносливости.

Теперь они (при желании, конечно) смогут ориентироваться на субъектив­ные ощущения, а не на учителя в роли надсмотрщика, смогут ставить свои задачи.

Правда, выдвинутое нами предложение — не решение всех проблем, но, по-моему, делается небольшой шаг в направлении предоставления учащимся больших прав, а отсюда и возрастаю­щая их ответственность за свои действия: они сами определяют, сколько кругов им, например, бегать. Таким образом, и достижение конечных результатов будет на их совести.

    Развивая эту мысль, конкретизируем еще один момент. Часто замечания учителя не срабатыва­ют, потому что дети не осознают, что они делали что-то не так. Поэтому простые указания педагога типа «Встань в строй! Не вертись! Не бери мяч!…» часто бывают бесполезными. Если этим заниматься весь урок, учитель может превратить­ся в пастуха.

Эффективнее попросить расша­лившегося или провинившегося повторить зада­ние, выяснить, выполнял ли он его, попросить объяснить, почему учителю пришлось обратить внимание на его поведение, и т. п.

Как правило, подобные вопросы, произнесенные спокойным тоном, выводят детей из так называемого полевого состояния, в которое они иногда впадают, помогают им разобраться в том, что происходит на уроке, понять свое место в учеб­ном процессе, и прочие.

   А разве нет учителей, которые во вне учебное время бывают с детьми больше, чем на уроках! Их ученики прекрасно понимают, для чего и зачем они занимаются на уроках, им не требуются лишние объяснения. Без труда можно привести еще много примеров.

Поэтому дело не в описываемых случаях, а в том, что за ними понимание, осмысление, осознание учениками того процесса (процесса физического воспита­ния), в который они включены на уроках физической культуры.

Только сам учитель на своем конкретном месте, анализируя свои дей­ствия и действия детей, пытаясь каждый раз проникать в суть этих действий для выяснений той реальности, которая за ними стоит, сумеет понять, какую в действительности работу он выполняет: «оздоровляет» учащихся, заставляя их выполнять его задания, или они занимаются на его уроках физической культурой.

    Словом, важно не заставлять и принуждать детей бездумно выполнять наши требования, а стараться с возможной полнотой раскрывать перед ними то, что им предлагается. Это касается как освоения учебного материала, так и введения различных правил и требований, регламентирую­щих поведение учащихся, взаимодействие их с учителем, и также других вопросов.

    Приведу набивший всем оскомину пример с наличием у детей спортивной формы. Конечно, заниматься лучше в спортивной форме — это гигиенично, практичнее и удобнее, менее трав­мо опасно. Но ведь зачастую занимающиеся не осознают всего этого. Учитель, безусловно, говорит, почему на уроках физической культуры необходима спортивная форма.

Однако одно дело — знать, другое — осознавать. Может быть, для достижения этой цели и нужно иногда разрешать кое-кому из забывших форму заниматься на уроке.

Но при этом использовать соответствующие ситуации, показывая школьни­кам преимущества спортивных трусов в сравне­нии с брюками во время приседаний и взмахов ногами, прыжков и бега в кедах по сравнению с прыжками и бегом в сандалиях.

И ни в коем случае, используя на уроках отрицательные при­меры, нельзя обижать тех учеников, на примере действия которых вы что-либо демонстрируете. Всегда надо обставить дело так, чтобы предме­том обсуждения были не ученики, а какие-то действия, ситуации. Чтобы ребенок не выставлял­ся на посмешище перед классом.

    Необходимо также видеть, чувствовать, готовы ли учащиеся к восприятию того или иного сообщения им.

На практике же, к сожалению, бывают и такие случаи, когда учитель что-либо сообщает детям, заранее уверенный, что его сообщение в данный момент не принесет пользы, не будет усвоено учащимися, так как они не готовы слушать педагога или же им мешают какие-либо другие обстоятельства.

Однако педа­гог, считая, что он выполняет свой долг, что он обязан сделать то или иное сообщение, глаголет в пустоту. Поэтому подчас лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. У учащихся должно сложиться убеждение, что, если учитель взял слово, нужно его слушать, ибо обязательно узнаешь что-то интересное, полезное, важное.

   Опытные учителя, которые за много лет перепробовали в своей работе массу разных методических приемов, наверняка возразят мо­им рассуждениям. Почему автор статьи упирает все время на сознательность и осмысленность.

Разве можно, основываясь лишь на этом, плодо­творно строить учебный процесс? Ведь нередки ситуации, когда взаимопонимание с классом не получается. Дети перевозбуждены переменой, прогулкой, предыдущим уроком, да мало ли что может произойти в школе.

И в такие моменты взывать к их сознательности бессмысленно.

Читайте также:  Минеральные удобрения. их виды и характеристика

   Согласен, случается и такое. И в подобных случаях может помочь использование различных упражнений, цель которых — воздействие на подсознательную сферу ребенка, переключение его внимания на другое действие.

Наподобие того, как плачущему малышу подсовывают другую игрушку взамен разбитой и он, пора­женный ее блеском, забывает о своих огорчени­ях. Такое не должно становиться правилом, но изредка может применяться.

Вот эти упражне­ния:

1.   Под медленный счет учителя выполнение простых движений: руки на пояс, к плечам, вверх, вперед и т.  п. Голос учителя звучит требователь­но, но успокаивающе, он сам показывает упраж­нения. Часть класса, как правило, сразу включа­ется    в    работу,    постепенно    присоединяются и остальные. Иногда бывает достаточно несколь­ких таких упражнений, чтобы дети успокоились.

2.  Нагрузочные упражнения (приседания, на­клоны, выполняемые с большой амплитудой) под счет в медленном или среднем темпе.

3. Простые упражнения, связанные с подсчетом количества повторений: руки вперед — 2 хлопка в ладоши, руки вверх — 3 хлопка, руки вперед —2 хлопка, руки вниз.

4. Упражнения типа игры «Запрещенное дви­жение»: ученики быстро повторяют все движения учителя,   кроме   заранее   оговоренного   запре­щенного движения.

5.  Упражнения типа игры   «Класс, смирно!». Дети выполняют наклоны головой, туловищем, движения   руками,   приседания   и   т. д.   только после обращения «Класс!». Без такого обращения команды учителя выполняться не должны.

6. Педагог называет одно упражнение, а делает другое,   предупредив   детей,   что   они   должны следовать   словесным   командам,  а   не  показу. Можно и наоборот.

   Очень интересный случай мне пришлось наблюдать на уроке в I классе. Перевозбужден­ным детям учительница в начале урока сказала: «Вы сейчас не готовы внимательно меня слушать, сделайте несколько упражнений, чтобы успоко­иться». И малыши стали придумывать упражне­ния, чтобы успокоить себя. Через минуту-другую все они успокоились, привели себя в норму. Порядок на уроке был обеспечен.

  Рабочая программа  физической культуре 1-4 класс ФГОС

Физическое воспитания детей, в школе и дома.

Боли в шеи. Комплекс упражнений для укрепления мышц.

Источник: http://fizkultura-na5.ru/fizicheskaya-kultura/distsiplina-na-uroke-fizkultury.html

Правила безопасного поведения в школе

Правила безопасного поведения в школе

Всеми давно признано истинным утверждение, что время получения школьного образования должно являться для ребенка одновременно и школой жизни.

Поэтому, кроме обучения основам наук, на общеобразовательные заведения сегодня возлагается множество иных задач, в том числе и освоение детьми основных правил безопасного поведения.

Начинать обучение им необходимо с разговора про безопасное поведение в школе.

Школа – это место, где в течение учебного года дети и подростки проводят больше всего времени. Здесь они получают знания, отдыхают во время перемен, посещают кружки и внеурочные занятия. Чтобы школьная жизнь не омрачалась неприятными и опасными событиями, существуют определенные правила.

Часть требований учитывается еще при строительстве. Школьные помещения размещаются в специальных зданиях, которые из соображений пожарной безопасности не проектируются многоэтажными. Из высоко расположенных кабинетов в случае пожара труднее эвакуировать учащихся, особенно малышей. По этой же причине начальные классы располагают обычно на нижних этажах.

Существуют определенные нормы освещенности помещений, расположения мебели в кабинетах, чередования уроков различной сложности. К школам прикреплены медицинские работники для наблюдения за здоровьем учащихся и своевременного оказания помощи в случае необходимости. Работают буфеты и столовые, где во время перемен школьники могут перекусить.

За соблюдение всех требований безопасной работы школы отвечает коллектив сотрудников во главе с директором. У каждого работника есть свои обязанности по охране жизни и здоровья детей. Но без соблюдения самими учениками определенных правил безопасного поведения в школе любые усилия взрослых окажутся безрезультатными.

Эти правила условно можно разделить на две подгруппы:

  • безопасное поведение в повседневной школьной жизни
  • безопасное поведение в условиях экстремальной ситуации.

Повседневное безопасное поведение

В течение учебного дня можно выделить периоды, во время которых нарушение правил может повлечь за собой опасность причинения вреда здоровью как самого нарушителя, так и окружающих. В этих случаях соблюдение требований безопасного поведения особенно важно.

Безопасность на переменах

Перемены между уроками существуют для того, чтобы школьники могли отдохнуть, перейти из одного кабинета в другой, подготовиться к следующему уроку или зайти в буфет.

Некоторые учащиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и возню с одноклассниками. Такие действия опасны.

За порядком во время перемены наблюдают дежурные учителя и учащиеся старших классов, которые вынуждены останавливать слишком расшалившихся, чтобы не допустить травм.

Безопасное поведение в школе во время перемены:

  • по коридорам и лестницам идти шагом, не бежать, не расталкивать окружающих;
  • держаться правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными;
  • на лестнице придерживаться за перила, не съезжать по ним, не прыгать через ступеньки;
  • выполнять требования дежурных старшеклассников и учителей.

Безопасность в классе

Даже такое, казалось бы, спокойное место, как предметный кабинет может оказаться источником опасности. Во время урока неосторожный ученик может защемить пальцы откидной крышкой парты, ящиком стола, между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу.

Тонкие края листов учебника или тетради грозят торопливым или невнимательным школьникам порезами, а еще более того опасно точить карандаши ножом или лезвием. Даже обычный грифель острого карандаша бывает причиной травмы.

Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу.

Чтобы подобного не случилось, нужно:

  • на уроке аккуратно обращаться с учебными предметами и мебелью;
  • для заточки карандашей использовать безопасные точилки;
  • входя в класс или выходя из него, резко не распахивать и не захлопывать дверь.

Работа в лабораториях и мастерских

На уроках физики, химии и биологии требуется особая осторожность при выполнении лабораторных работ. То же самое можно сказать о занятиях в учебных мастерских. Приборы, химические реактивы, столярные и слесарные инструменты требуют строгого выполнения правил техники безопасности и определенных навыков использования.

Во избежание нежелательных последствий небрежности и неумения следует придерживаться определенных правил:

  • перед началом работы выслушать инструктаж учителя о технике безопасности;
  • во время работы точно следовать инструкциям;
  • не допускать шалостей или небрежности при выполнении работ или нахождении рядом с работающими;
  • не использовать оборудование и реактивы не по назначению.

Безопасное поведение в спортивном зале и на спортивной площадке

На уроках физической культуры может представлять опасность как оборудование спортивного зала или школьного стадиона, так и собственное поведение школьников. Урок физкультуры воспринимается многими как разрядка, возможность в движении сбросить напряжение, накопленное во время остальных занятий.

Тем не менее все перечисленное должно происходить в рамках правил:

  • заходить в спортивный зал или на площадку только с разрешения учителя;
  • иметь для занятий установленную спортивную форму;
  • перед выполнением упражнений внимательно выслушать объяснения;
  • не трогать спортивных снарядов и оборудования без позволения учителя;
  • соблюдать правила культурного поведения, не нарушать дисциплину в зале, на площадке и в раздевалках.

Эти правила безопасного поведения в школе установлены для обычного течения учебного процесса. Однако не исключено возникновение чрезвычайных ситуаций, во время которых неумение грамотно действовать может стоить здоровья, а то и жизни, и часто не одному человеку, а многим.

Безопасное поведение в условиях экстремальной ситуации

Во время занятий могут возникнуть ситуации, нарушающие привычное течение школьной жизни.

Среди них можно выделить следующие:

  1. Пожар, задымление.
  2. Угроза урагана или наводнения.
  3. Обнаружение взрывоопасных предметов, боеприпасов.

Каждая из перечисленных ситуаций предусматривает определенный порядок действий, но самое первое, что необходимо сделать при возникновении любой из них – оповестить об этом сотрудников школы, а в случае надобности и специализированные службы: полицию или МЧС.

Действия при пожаре или задымлении

Если во время занятий в школе обнаружен очаг возгорания или сильное задымление, самое главное – не впадать в панику и сохранять спокойствие. Из-за панических действий во время чрезвычайных ситуаций страдает больше людей, чем собственно от опасности. Знание того, как следует поступить, и отработка необходимых навыков помогут избежать серьезных потерь.

Действовать при пожаре или задымлении следует так:

  • Если непосредственной опасности для находящихся в классе нет и сигнала об эвакуации не поступало, правильным будет не покидать помещения, закрыть окна и вентиляционные отверстия и заложить щели мокрыми тряпками во избежание попадания дыма и отравления продуктами горения, после чего спокойно дождаться пожарных.
  • При получении сигнала о необходимости эвакуации ученики совместно с учителем организованно выходят на улицу по пути, предусмотренному планом пожарной эвакуации. План должен располагаться на видном месте. Рассмотреть его и разобраться в способах выхода лучше заранее, в спокойной обстановке, не дожидаясь необходимости.
  • Верхнюю одежду из гардероба школьники во время эвакуации могут забрать только при отсутствии непосредственной опасности подхода и возникновения давки, по указанию учителя. В остальных случаях школу покидают без верхней одежды и на безопасном расстоянии ожидают дальнейших распоряжений директора или других ответственных лиц.
  • При проходе по задымленным коридорам или лестницам надо помнить, что внизу дыма меньше. Идти лучше пригнувшись, а если нужно – то и на четвереньках. Ни в коем случае не отставать от товарищей.
  • Почувствовав себя плохо, и поняв, что продолжать движение невозможно, рекомендуется громко кричать, привлекая внимание учителя и одноклассников. Учителю в такой ситуации сложно уследить за состоянием каждого, поэтому его нужно оповестить о плохом самочувствии, своем или товарища. По возможности следует использовать индивидуальные средства защиты, например, прикрыть лицо мокрым платком, варежкой или шапкой для защиты органов дыхания от дыма.
  • Покинув опасную зону, требуется проверить количество вышедших, установить, не отстал ли кто-нибудь, и оказать необходимую помощь пострадавшим.
Читайте также:  Классный час «мать тереза», 6 класс

Угроза стихийного бедствия

При возникновении угрозы стихийного бедствия, например, урагана или наводнения, нет возможности ни оставить учащихся в школе, ни отпустить домой, не подвергая их опасности.

Как начальник штаба гражданской обороны школы, директор ознакомлен с правилами действия в опасных ситуациях и полностью отвечает за безопасность учащихся, поэтому принимает решение о необходимости использования подготовленных убежищ.

Обнаружение взрывоопасных предметов, боеприпасов

В случае нахождении на территории школы взрывоопасных предметов, например, боеприпасов времен войны, единственное, что должен делать ученик – не приближаться и тем более не прикасаться к ним.

О находке оповестить старших, которые вызовут специалистов.

В случае объявления эвакуации соблюдать те же правила, что и при пожаре: выходить организованно, проверив, не остался ли кто-нибудь в опасной зоне.

При нахождении подозрительных сумок, пакетов и тому подобного действовать требуется так же: ничего не трогая, сообщить старшим.

Соблюдая правила безопасного поведения в школе, можно избежать ситуаций, опасных как для себя, так и для окружающих.

Основные формы работы по обучению безопасному поведению в школе

В настоящее время определенный набор действий, направленных на формирование у школьников навыков безопасного поведения регламентирован соответствующими инструкциями и методическими рекомендациями.

Во всех школах, так или иначе, но задействован следующий набор мероприятий по обучению безопасности:

  • инструктажи по технике безопасности с регистрацией их в журналах соответствующего образца (вступительные, повторные, целевые, заверенные подписью учащегося или без этого);
  • профилактические беседы;
  • освещение соответствующих тем во время изучения специальных курсов, а также отдельных тем предметов учебной программы;
  • воспитательные мероприятия (вечера, собрания, классные часы);
  • взаимодействие с другими государственными и общественными структурами (медики, спортивные организации, правоохранительные органы).

Также школами осуществляется просветительская и профилактическая деятельность среди родителей, недостатки в воспитательной работе которых очень часто оказываются вынужденными исправлять учителя.

Правила безопасного поведения в школе чаще всего бывают зафиксированы в ее уставе, Правилах для учащихся и других подобных документах. Ежедневный, так сказать, поточный надзор за их соблюдением традиционно возлагается на дежурных учителей и старших учеников.

Проблемы обучения правилам безопасности детей

Хотя средства массовой информации ныне переполнены сообщениями о несчастьях с детьми и их неразумном опасном для жизни и здоровья поведении, все равно следует признать, что абсолютное большинство этих происшествий случаются вне стен образовательных учреждений. Таким образом, непосредственной вины педагогов в таких случаях нет и быть не может. Однако их распространенность свидетельствует о том, что работа по обучению детей безопасности далеко не всегда оказывается эффективной.

Кроме случаев формального отношения к ней, существуют и вполне объективные причины. Едва ли не важнейшей из них является присущее людям (и молодым в особенности) стремление к самоутверждению через риск.

Это качество, правильно нацеленное, может быть очень полезно, оно порождает первооткрывателей и борцов. Но в условиях недостатка реальных впечатлений оно может выразиться у детей в стремлении демонстративно нарушать любые правила, лишь бы доказать свою смелость и независимость.

Это стремление усугубляется усилиями информационного пространства, прививающего культ пренебрежения правилами.

Кроме того, в наше время очень часто случается, что родители, и особенно учителя, боясь ответственности за ущерб детям, стремятся оградить их вообще от каких-либо рисков, даже иллюзорных. Но маленький синячок или царапина никакого вреда здоровью ребенка не причинят.

Напротив, их отсутствие может оказаться куда опаснее, поскольку ребенок не будет видеть возможных последствий своих действий и не будет мотивирован прислушиваться к требованиям безопасности.

Это положение в свое время было блестяще разработано советскими педагогами супругами Никитиными.

Наконец, самый большой вред компьютерных «стрелялок» скорее не в том, что они учат насилию (хотя и это плохо), а в том, что в любой момент в них можно «перезагрузиться».

Таким образом, ребенку прививается представление о том, что любая, самая опасная ситуация может быть легко исправлена.

И как ему понять, что это не так, если в жизни ему не пришлось столкнуться даже с самой крошечной опасностью?

Возможные пути улучшения ситуации по обучению безопасному поведению

Все вышесказанное не означает, что работа по обучению безопасности должна быть полностью перестроена. Многие ее составляющие доказали свою важность и эффективность.

Естественно, необходимы инструктажи по технике безопасности для детей, особенно при проведении лабораторных работ, работе на компьютере или в мастерских, а также при поездках или экскурсиях.

Добросовестное дежурство учителей почти гарантирует выполнение учащимися правил безопасного поведения в школе. Нужны и полезны беседы с родителями, медицинский контроль и встречи с правоохранителями.

Однако смена некоторых акцентов в воспитательной работе может сделать обучение безопасности более эффективным.

Можно предложить:

  • изучая правила безопасного поведения в общественных местах, указывать, что выполнять их – значит защищать других, более слабых, то есть проявлять силу и смелость;
  • отказаться позиционировать безопасность как цель, поскольку она не близка детям, а объявить ее средством (не огорчать родителей, не навредить друзьям, сохранить силу, здоровье и жизнь для великих дел);
  • поощрять развитие детского спорта и подвижные игры (традиционные «догонялки» и «казаки-разбойники» избавят от гиподинамии и разовьют командный дух, и одновременно помогут «выпустить» излишки энергии);
  • вводить в практику воспитательной работы больше мероприятий с элементами приключений (походы, «Зарница»);
  • педагогической общественности осуществлять давление на средства массовой информации с целью обеспечить в изложении новостей правильную расстановку смысловых акцентов.

Возможно, эти простые изменения помогут вырастить наших детей сильными, храбрыми, инициативными, направить их любовь к приключениям и стремление к самоутверждению в созидательное русло. Тогда они действительно будут в безопасности сами и не станут угрозой для других.

Правила поведения в школе — видео

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8428-bezopasnoe-povedenie-v-shkole.html

Как проводить урок физкультуры

Инструкция

В первом классе учатся дети 6-7 лет. В этом возрасте происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. У одних детей этот процесс происходит легко и безболезненно, у других – более сложно. Но для любого ребенка это переломный этап в развитии, связанный со стрессом.

Поэтому маленького ученика необходимо поддерживать, обеспечивать комфортную среду.Какой бы предмет вы ни преподавали, придерживайтесь общих правил работы с первоклассниками.Для этих маленьких учеников очень важны личные взаимоотношения с учителем. Чаще всего, они ложатся в основу дальнейшего отношения к предмету.

Поэтому будьте доброжелательны, учтивы, проявляйте внимание не к отдельным ученикам, а в равной степени к каждому. Дети, видя хорошее отношение и вашу искреннюю доброту, будут стараться порадовать любимую учительницу своими успехами.Учитывайте также, что детям в этом возрасте сложно долго концентрировать внимание на учебной деятельности.

Поэтому каждые 15-20 минут проводите веселую разминку. Иначе дети во второй половине урока переутомятся или, наоборот, не смогут больше усидеть на месте, начнут вставать со своих мест, ходить по классу.

В начале учебного года старайтесь часто включать игровые элементы в образовательный процесс.

Ведь еще совсем недавно эти озорные первоклассники ходили в детский сад, и им сложно сразу адаптироваться к новым условиям.

Чтобы грамотно и эффективно провести урок в первом классе, учитывайте психофизиологические особенности детей в этом возрасте.

При объяснении нового материала проговаривайте информацию громко и четко, повторяйте ключевые моменты несколько раз.

Диктуйте медленно, четко произнося все части слова, т.к. дети только начинают учиться, и то, что кажется вам элементарным, для них, чаще всего, сложно и непонятно.

При фронтальном опросе по пройденному на прошлом занятии материалу внимательно следите за реакцией класса на свои вопросы. Первоклассники часто боятся признаться, что не поняли чего-то, но их поведение (взгляд, жесты, мимика) выдают их. Внимательно присмотритесь к детям, и вы увидите, какие аспекты вызывают у них сложности.Учитывайте также тот факт, что любой ответ перед классом является для ребенка в той или иной мере стрессом. Дети боятся, что учитель внезапно задаст им вопрос, а они не смогут на него сразу правильно ответить. Не меньше страшит первоклассников и реакция их товарищей. Чтобы предупредить появление этих сложностей, предупреждайте учеников о предстоящем опросе, давайте им возможность повторить материал. При ответе ребенка обеспечьте тишину в классе, вежливо пресекайте все комментарии и реплики детей во время выступления ученика.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-27345-kak-provodit-urok-fizkultury

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector