Правила поведения за столом для школьников

Правила поведения за столом для школьников

С раннего возраста учите ребенка, как правильно вести себя за столом. Правила этикета за столом для детей осваивайте со своим малышом начиная с 2-летнего возраста.

Правила этикета за столом для ребенка

Что такое этикет для ребенка — это свод правил поведения, которых следует придерживаться в цивилизованном обществе. Они основаны на принципе безопасности при приеме пищи, чтобы не подавиться и не травмироваться.

С младенчества ребенок должен освоить, что семья за столом принимает пищу. Это должно происходить в специально отведенном месте — в столовой или на кухне. К пяти годам ребенок уже должен знать правила этикета и демонстрировать их в обществе — это основы вежливости.

Ребенок должен освоить основополагающие правила поведения за столом — еда подается в посуде и есть ее следует при помощи столовых приборов. Дайте понять  малышу, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь, если ему что-то не дается. Например, он может попросить порезать ему пищу на кусочки, передать салат или налить ему напиток.

Основные правила этикета:

  • Садиться за стол и вставать из-за него вместе с семьей.
  • Вымыть руки перед едой.
  • Пожелать в начале трапезы приятного аппетита, а по завершении поблагодарить.
  • Есть с закрытым ртом, не набивать едой полный рот, не болтать и не баловаться.
  • Не чавкать, не ковыряться во рту.
  • По необходимости пользоваться салфеткой.
  • Не тянуться за блюдом через весь стол, а вежливо попросить сидящего рядом передать необходимое.
  • Не раскладывать локти на столе и не опираться о них — держать при себе.

Детей чуть постарше учат пользоваться столовыми приборами (вилка в левой, а нож в правой руке). Детям следует знать, что прежде, чем запить еду, надо вытереть рот салфеткой: неэтично оставлять жирные следы от губ на стакане.

Если требуется налить напиток в стакан, то следует попросить о помощи взрослых, чтобы не разлить содержимое. Держать тяжелую чашку необходимо двумя руками. Перед началом трапезы расстелить на коленях полотенце/салфетку, а детям до 5-ти лет — заткнуть ее за ворот, чтобы не испачкать одежду.

Выходить из-за стола следует с правой стороны стула. Передавать продукты вокруг стола надо слева направо. Сначала предложите блюдо сидящему слева, а затем передайте соседу справа.

Перед тем как выпить напиток, надо прожевать и проглотить находящуюся во рту пищу. Если необходимо отлучиться из-за стола, то просто извиниться и выйти, не оповещая гостей о своих планах посетить туалет.

Источник: https://www.nur.kz/1662313-pravila-etiketa-za-stolom-dlya-detey.html

Правила поведения за столом: этикет. Правила поведения за столом кратко :

Правила поведения за столом: этикет. Правила поведения за столом кратко :

Сегодня очень важно знать правила поведения за столом. Это одна из необходимых ветвей знаний, которая помогает нам вести себя правильно в любой ситуации, ведь приём пищи — это наша ежедневная процедура.

То, насколько человек знает правила поведения за столом (этикет), показывает уровень его воспитания и может многое о нем сказать. С этими знаниями мы делаем себя приятным к общению и показываем обладание хорошими манерами. Это может быть как ужин в тесном кругу семьи, где зачастую правила этикета особо не соблюдаются, так и прием пищи с коллегами или на свидании.

Современный человек должен соблюдать несколько стандартных правил. Речь идет об обычных технических моментах, соблюдая которые мы проявляем себя в лучшем свете. Вот несколько таких правил.

Беседа

Важной частью этикета является беседа. Правила поведения за столом во время разговора также существуют, и с ними мы обычно знакомы с детства.

  1. При обращении кого-либо к вам за столом с тостом правильно будет приподнять бокал со стола и держать его на весу, пока тостующий не договорит. После этого обычно следует «чоканье» бокалами, и все трапезничающие отпивают из бокалов. Кстати, при этом необходимо смотреть человеку, к чьему бокалу вы подносите свой, прямо в глаза. В некоторых странах, таких как Германия, отведение взгляда считается грубостью.
  2. Не набивайте рот, когда вы хотите к кому-то обратиться или когда кто-то говорит с вами. Ни в коем случае при пережевывании не чавкайте.

Манеры

Важно знать, как нужно сидеть за столом, как вести себя во время светского раута или же неформальной встречи. В принципе, можно отметить, что правила поведения за столом (этикет) в обоих случаях не отличаются. Просто некоторые из них на неформальных встречах не так строги к выполнению.

  1. Не сутультесь за столом, и не кладите на него локти. Правильно будет опираться только запястьями на стол либо вовсе положить руки на колени, локти при этом стоит прижимать к себе. Тем не менее женщине позволительно недолгое время опираться на стол с помощью одного локтя. Ноги должны быть расположены прямо, вытягивание их также считается некрасивым.
  2. На мероприятиях, где много гостей, блюда необходимо передавать через рядом сидящих. Причем делается это против часовой стрелки. То есть вставать через весь стол за желаемым салатом, например, не стоит. Просто попросите других гостей передать его вам.
  3. Хозяин вечера или обеда начинает кушать первым.

Салфетка

Существуют отдельные правила поведения за столом, касающиеся салфетки.Это немудрёные действия, которые продемонстрируют ваши знания этикета.

  1. Салфетка должна находиться у вас на коленях. Первым берет свою салфетку хозяин мероприятия. При этом не делайте лишних резких движений — встряхиваний и махов, спокойно и бесшумно разворачивайте вашу салфетку.
  2. Не заправляйте салфетку за воротник, пояс, не пытайтесь приспособить её где-то выше колен.
  3. Принято вытирать губы салфеткой, прежде чем отпивать из бокала, поскольку на нем могут остаться следы помады или же от жирной пищи.
  4. Если вам необходимо выйти из-за стола, оставляйте салфетку на вашем стуле.
  5. Когда трапеза окончена, принято класть салфетку слева от тарелки. Салфетку, которая упала на пол, стоит заменить на новую, попросив об этом официанта.

Столовые приборы и прочие предметы на столе

Конечно же, важную часть этикета составляют правила поведения за столом, касающиеся столовых приборов.

  1. Вилку держим в правой руке, а нож в левой. Золотое правило. Для левши — с точностью наоборот. Прерываясь на разговор, кладите ваши приборы на тарелку так, чтобы они полностью были размещены на ней.
  2. Если вы просто прерываете ваш приём пищи, сложите ваши приборы на тарелке накрест, если же вы закончили с этим блюдом, сложите приборы в горизонтальном положении, параллельно друг другу так, чтобы ручки смотрели по диагонали на 10 часов (если сравнивать с циферблатом часов).
  3. Если на стол подано много разнообразных приборов, и вы не разбираетесь, к примеру, это десертная ложечка или суповая, то есть одна подсказка: приборы всегда лежат в том порядке, в котором будут подаваться блюда. То есть первым используется первый от тарелки прибор, и так далее — до крайнего.

Правила поведения за столом: как кушать?

  1. Не доедайте блюдо полностью, не оставив от него и следа. Оставляйте элементы декора на тарелке.
  2. Все поданные блюда в ресторанах кушаются с помощью столовых приборов. Особенные, экзотические блюда, которые вы, возможно, дома ели руками, необходимо также есть приборами, которые будут поданы специально для них.

  3. Прежде чем просить солонку или перечницу, необходимо пробовать блюдо. Даже если вы точно знаете, что оно будет недосолено. Демонстрация таких «предвидений» также говорит об отсутствии вкуса и попытке расстроить хозяйку, засомневавшись в её мастерстве.
  4. Хлеб нужно отламывать руками, не кусая.

    Макать кусочки хлеба в соус или горячее блюдо также не стоит.

  5. Правила поведения за столом говорят следующее: если к блюду подается хлеб и масло, необходимо разломать хлеб на небольшие куски, чтобы можно было за один-два укуса его съесть, и только тогда намазывать масло на каждый кусочек.

  6. Кости, хрящи или другие несъедобные элементы блюда принято доставать изо рта с помощью вилки: поднесите её ко рту и помогите себе губами и языком, после чего положите это на край вашей тарелки. Конечно же, было бы лучше сделать это как можно более незаметно. Это может быть косточка от оливки или рыбная.

  7. Соус к блюду подается обычно со специальной ложечкой. Необходимо взять такую ложечку и положить соус на край тарелки. Не вздумайте макать еду прямо в общую соусницу или поливать соусом по всему своему блюду. Иногда соусница может подаваться с носиком и без ложечки.

    В таком случае посмотрите на консистенцию соуса, если он жидкий и подается к мясу, тогда полейте мясо. Если же нормальной густоты, кладите на край тарелки.

Правила поведения за столом детям также важно объяснять начиная с малого возраста, хотя-бы азы: не чавкать, кушать аккуратно и медленно, сидеть ровно.

Напитки

  1. Не дуйте на горячий напиток. Лучше всего подождать, пока он остынет до нужной вам температуры.
  2. Чашку обязательно держите за ручку. Не обхватывайте её двумя руками.
  3. Если случилось так, что напиток разлился на блюдце, не нужно протирать его салфеткой.

    В этом случае необходимо просто попросить официанта заменить блюдце. Разумеется, не стоит макать в вашу чашку с горячим напитком печенья, пирожные или другие сладости.

Если хотите привлечь к себе внимание, и вас вовсе не беспокоит ваша репутация, то вам помогут шуточные правила поведения за столом.

При этом можно делать все с точностью до наоборот. Только убедитесь в том что это абсолютно безопасно для вас и никак не повлияет на вашу дальнейшую жизнь.

Это можно делать в неформальной обстановке, допустим, вы зашли к друзьям в гости и, дабы показать насколько вы довольны этим визитом, благородно «почавкайте» за столом, утверждая, как же вкусно вам было кушать угощенья.

В итоге

В нашей статье мы рассказали вам правила поведения за столом кратко, но есть и более расширенные версии. Но важно понимать, что строгое выполнение всех этих правил не всегда уместно. И если вы в неформальной обстановке будете применять их все, то это может стать сделать вас слишком напыщенным(-ой). Хорошего всегда должно быть в меру.

Источник: https://www.syl.ru/article/168081/new_pravila-povedeniya-za-stolom-etiket-pravila-povedeniya-za-stolom-kratko

Правила поведения за столом для школьников | Советы мамам

✓ Если вас зовут за стол, не опаздывайте, не заставляйте себя ждать.

✓ Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

✓ Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нем.

✓ Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки — у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

✓ Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

✓ Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

✓ Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

✓ Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно так же не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

✓ Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

✓ Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

✓ Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

✓ Сдерживайте отрыжку.

✓ Не разговаривайте с набитым ртом.

✓ Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

✓ Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

✓ Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

✓ Не ешьте суп с конца ложки, не прихлебывайте. Приоткройте рот, поднесите ложку боковой стороной, слегка наклоните ее в сторону рта и бесшумным движением губ снимите пищу с ложки.

✓ Не требуйте второй порции.

✓ Не старайтесь ухватить последний кусочек мяса, зачерпнуть последнюю ложку супа и т.д.

✓ Не выискивайте на общем блюде куски получше: берите то, что лежит ближе к вам.

✓ Не выплевывайте кости, шкурки и другие «лишние» кусочки на тарелку. Прислоните к губам вилку и извлеките изо рта кость, после чего положите столовый прибор на тарелку. Фруктовые косточки надо извлекать изо рта с помощью ложки.

✓ Не играйте столовыми приборами, салфетками и другими столовыми принадлежностями.

✓ Если вы в гостях, не садитесь за стол, пока вас не пригласит сесть за стол хозяин или хозяйка дома. Помните, что мальчики не должны садиться раньше девочек.

✓ Если вы сопровождаете к столу девушку, подайте ей правую руку. Подавать левую не принято.

✓ Если за общим столом рядом с вами сидит девушка, ваша обязанность поговорить с ней, предложить помощь.

✓ Если вы сидите между двумя людьми и хотите поговорить с одним из них, не поворачивайтесь к другому спиной. Не разговаривайте с другим человеком через соседа.

✓ Сидя за столом, не ковыряйтесь во рту зубочисткой. В крайнем случае старайтесь делать это незаметно.

✓ Не критикуйте блюда, которые подают к столу.

✓ Если вам не хочется какое-либо блюдо, откажитесь от него, не объясняя причин. Не говорите, что оно вам не нравится: этим вы обидите хозяев.

✓ Не оставляйте чайную ложку в чашке. Помешав напиток, положите ложку на блюдце.

Источник: http://tipsformoms.ru/bez-rubriki/pravila-povedeniya-za-stolom-dlya-shkolnikov.html

Базовые правила поведения за столом для детей и взрослых

Для родителей очень важно поведение ребенка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочеты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.

Очень важно, чтобы родители проработали вместе с чадами правила поведения за столом, тогда не будет повода к разногласиям в семье.

Чтобы не стыдиться в гостях, надо своего ребенка научить. как вести себя за столом

Некоторые родители уверенны, что ребенок должен априори знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребенку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот. Как и все нормы поведения в человеческом обществе ребенок должен учиться корректному поведению за обеденным столом.

Когда начать обучение?

Средний возраст для усвоения манер поведения за столом – 2 года. В этом возрасте малыш, конечно, не освоит все тонкости этикета и владение столовыми приборами, но родители своим примером и пояснениями должны заложить основу культуры поведения за столом.

Обучение надо начинать с первого года ребенка

Базовые правила обучения этикету

  • Ребенок учится, подражая взрослым, это первая ступень на пути к этикету. Процесс освоения хороших манер длится примерно до пяти лет, за это время важно объяснить базовые принципы поведения.
  • Идеальный вариант познания правил этикета – игра. Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все приборы и проводить гостей. В такой непринужденной форме необходимо оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение.
  • Все дети любят смотреть мультфильмы, во время просмотра можно обсудить правила этикета, которых придерживаются или нарушают герои.

Базовые правила поведения за столом в картинках

Азы

  1. Перед трапезой следует воспользоваться салфеткой, которая расположена рядом с приборами. Если вы ее не обнаружили, можно тактично спросить у окружающих, где она находится. Если ребенку меньше пяти лет, то допускается заправить салфетку за воротник, так ребенок сбережет верхнюю часть одежды от загрязнений.

  2. За столом ребенок должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула, стопы параллельно полу.
  3. Емкости большого диаметра допускается брать обеими руками, это поможет предотвратить опрокидывание.
  4. Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует отвернуть лицо к плечу, прикрыть рот салфеткой или рукой.

  5. Во время еды и питья следует соблюдать тишину, глотание и пережевывание не должны быть очень громкими.
  6. Если ребенку необходимо посетить ванную комнату, то он должен извиниться и аккуратно выйти из-за стола, если ребенок находится у себя дома, то излишние комментарии ни к чему.

  7. Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко от малыша, то не нужно тянуться, необходимо попросить рядом сидящих людей о помощи. После передачи блюда необходимо поблагодарить человека за услугу.

  8. Если кувшин с напитком находится рядом, но он слишком тяжелый, то следует наливать его обеими руками, если даже в таком варианте задача не под силу, то следует обратиться к помощи взрослого человека.

Уроки этикета в детском саду

Чего делать нельзя?

  • Чавканье и беседа с набитым ртом.
  • Сплетни, перебивание и грубый тон разговора.
  • Начинать употребление пищи, пока не обслужены все гости.
  • Облизывание ножа и других острых столовых приборов.
  • Ставить локти на обеденный стол.
  • Раскачивание на стуле.
  • Поглощение последнего кусочка пищи без предложения другим.
  • Откусывание слишком больших кусков пищи.

Как вытирать рот — веселая картинка

Полезные привычки

Мытье рук перед употреблением пищи. Необходимо на личном примере показывать ребенку важность гигиенических процедур перед едой. Для начала можно проводить совместное мытье рук, со временем это станет полезной привычкой. Врачи рекомендуют мылить руки в течение нескольких минут, можно разучить веселую считалку и вместе с ребенком ее пропеть в течение мытья.

Прием пищи должен проходить в обеденной зоне, с юных лет важно приучать ребенка к этому правилу.

Обедать надо за обеденным столом, можно вести беседу

В дальнейшее будет проще наводить порядок во всей квартире, выработается культура принятия пищи. Не рекомендуется употреблять еду за просмотром телевизора, за компьютером, чтение газеты, это отвлекает от процесса и минимизирует общение с членами семьи.

Приборы для малыша можно давать уже с 1-го года

Во время еды используйте полотняную салфетку, которая защитит от загрязнений одежду малыша, тогда такой предмет не введет в ступор уже подросшего ребенка. Такое правило поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребенка, ведь не всегда дети аккуратны во время употребления пищи.

Во время обучения ребенка правилам поведения за столом будьте терпеливы и последовательны.

Не давайте ребенку играть с едой

Только эти качества помогут добиться стойкого результата и сохранят дружеские отношения в семье. От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

Объясните ребенку: нельзя отворачиваться от еды

Если малыш нарушил этикет поведения за столом для детей, то не следует в грубой форме делать замечания во время обеда, лучше всего провести работу над ошибками уже дома. Не следует упрекать ребенка, унижать личность. Все недочеты и ошибки следует относить к конкретной ситуации, а не к ребенку.

Другие важные моменты

  • Важна посадка ребенка, спина должна быть ровной, можно слегка опереться на спинку стула, нельзя раскачиваться на стуле.
  • Во время обеда нужно удобно расположиться, не рекомендуется расставлять локти, тем более толкать рядом сидящих людей.
  • Обед это не только принятие еды, но и беседы. В диалог моно вступать только после полного пережевывания пищи. Собеседник будет лучше слышать вас, поведение будет тактичным.

Научите ребенка, как правильно держать приборы

  • Для удобства нужно использовать приборы, при помощи ножа и вилки можно разделать пищу, поглощать ее небольшими кусочками. В процессе еды не стоит торопиться, нужно спокойно и размеренно пережевать еду.
  • За столом может случиться всякое, если хочется чихнуть или покашлять, необходимо отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой. Если ситуация не исправилась, можно извиниться и покинуть застолье, посетить ванную комнату.
  • Во время обеда поведение должно быть сдержанным, не стоит приковывать общего внимания, активно жестикулировать, громко разговаривать. Активные дети часто хотят быть в центре внимания, но следует соблюдать правила, вести себя в рамках приличия.
  • Если ребенку приглянулось блюдо, которое находится слишком далеко от него, то следует попросить окружение передать блюдо. Нельзя тянуться через весь стол, расталкивая окружающих, такое поведение недопустимо.
  • Когда передали блюдо, то нельзя копаться в нем в поисках лучшего куска, это выглядит очень не эстетично. Перед возвращением блюда на место следует предложить порцию своим соседям.

Обучение этикету в игре

Для детей, которые освоили базовые правила этикета можно переходить к изучению столовых приборов, тонкостей их использования. Очень интересно использовать новые столовые приборы в повседневной жизни, тогда для ребенка не будет сюрпризов, он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Для чего?

Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться вам с ребенком легко, но вы всегда должны помнить, что они – важная часть приспособления.

В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста.

Бесплатные бонусы, которые родители заложили в своем чаде, будут служить ему всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.

Источник: http://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/pravila-povedeniya-detej-za-stolom.html

Конспект занятия » Хорошие манеры и Правила поведения за столом»

Конспект занятия

Правила поведения за столом или чего нельзя делать ребёнку за столом:

Начинать есть, пока не обслужены все присутствующие за столом, и вставать из-за стола до того, как все поели.

Облизывать нож! Острые предметы никогда нельзя держать во рту.

Балансировать на задних ножках стула.

Говорить с набитым ртом.

Жевать с открытым ртом и громко чавкать.

Ставить локти на стол.

Перебивать других во время беседы за столом, грубо разговаривать или сплетничать.

Направлять столовые приборы на рядом сидящих людей.

Забирать последний кусок, не предложив его другим.

Откусывать такие куски пищи, которые невозможно пережевать.

Правила поведения за столом, которые вы должны объяснить своему ребёнку:

Сев за стол, нужно простелить салфетку на колени. Если кто-то случайно взял вашу салфетку, не нужно кричать во всё горло: «Кто взял мою салфетку?». Тихонько спросите об этом окружающих.

Многие родители не знают, как лучше распорядиться салфеткой: заправить её за воротник, чтобы уберечь верхнюю часть одежды малыша, или простелить на колени и обезопасить низ.

Специалисты по этикету советуют заправлять салфетку за воротник ребенка, если ему меньше 5-ти лет.

Посадка за столом должна быть ровной: прямая спина, опёртая на спинку стула, подошвы расположены параллельно полу.

Если необходимо, стеклянные стаканы и ёмкости с напитками можно держать двумя руками. Маленькими ручками тяжело захватить широкую посуду, поэтому стоит использовать две руки для предотвращения её опрокидывания.

Если за столом по кругу передаётся корзинка с хлебом или другие продукты, то делается это слева направо. Если вас просят передать какое-то блюдо, которое находится к вам ближе всего, возьмите его левой рукой и сначала предложите человеку, сидящему слева от вас, а уже потом, переложив его в правую руку, передавайте направо.

Когда вам хочется чихнуть или кашлянуть, нужно отвернуть лицо от стола в сторону к плечу и прикрыть рот рукой или салфеткой (лучше салфеткой).

Всегда вытирайте рот салфеткой, прежде чем сделать глоток из стакана или бокала. Жирные губы оставляют неприятный и неаппетитный след на стекле.

Если вам нужно воспользоваться туалетом или умывальником, просто извинитесь и выйдите из-за стола. Когда у вас в доме присутствуют гости, не нужно уведомлять всех о том, куда вы идёте и с какой целью.

Выходить из-за стола нужно справой стороны от стула.

Правила поведения за столом. Напитки

Малыши любят отстаивать свою независимость и являются большими сторонниками самостоятельности, копируя поведение взрослых. Но когда дело доходит до напитков, появляются новые правила поведения за столом для детей, которые следует соблюдать:

Во-первых, ребёнок не должен тянуться за напитком через весь стол. Ему следует вежливо попросить об этом кого-то другого, при этом, не забывая говорить слова «пожалуйста» и «спасибо».

Если кувшин, чашка или другая ёмкость слишком тяжелая или неудобная для малыша, нужно использовать две руки для того, чтобы её перенести или сделать глоток. Одна рука должна держать ёмкость за ручку, а вторая — поддерживать противоположную сторону сосуда.

Напомните ребёнку, что для того, чтобы налить напиток, он может обратиться за помощью к взрослым, и такая просьба не будет считаться зазорной.

Сёрбанье и громкое глотание неприятно и неаппетитно для окружающих. Объясните малышу, что пить нужно спокойно и медленно. А перед тем, как сделать глоток жидкости, следует прожевать, проглотить всю пищу и вытереть рот салфеткой. Исключения могут быть в тех случаях, когда дети по незнанию кладут в рот что-то острое или горячее.

Когда ребёнок становится старше и уже мастерски владеет искусством разлива, он может предложить свою помощь людям, сидящим слева и справа от него. Разлив напитков можно даже включить в застольные обязанности малыша.

Источник: https://infourok.ru/zanyatie-dlya-detey-horoshie-maneri-i-pravila-povedeniya-za-stolom-1495275.html

Основные правила поведения за столом для школьников

Основные правила поведения за столом для школьников

Правила поведения за столом были известны еще во времена существования Древнего Египта. Те люди, которые пользовались столовыми приборами, считались воспитанными и образованными. Именно поэтому египтяне старались прививать навыки обращения со столовыми приборами своим детям с раннего детства.

Петровские времена

На Руси столовые приборы при дворе великих князей и московских государей подавали только важным гостям. В правила поведения за столом самих хозяев они не входили.

Только Петр I решил обучить русских дворян европейским манерам. Именно им была составлена и издана книга «Юности честное зерцало». Она включала в себя этикет за столом, правила поведения в обществе.

Что важно знать

В настоящее время любой воспитанный человек понимает, что есть определенные нормы, которые необходимо соблюдать в обществе. Приведем некоторые правила поведения за столом для школьников:

  • не следует торопиться занимать первым место за столом;
  • мальчик должен помогать девочке садиться за стол, отодвигая для нее стул;
  • находясь за столом, нельзя отказываться от приема пищи: подобное поведение обидит хозяйку, поэтому нужно попробовать предлагаемое блюдо;
  • не старайтесь есть все подряд, не обращая внимания на других гостей;
  • если тарелка с блюдом, которое хочется попробовать, находится далеко, не нужно за ним тянуться, достаточно попросить, чтобы его передали другие гости;
  • на тарелку кушанья необходимо класть маленькими порциями, не смешивая сразу несколько салатов или вторых блюд.

Собираемся в общественное место

Это далеко не все правила поведения за столом для детей. О чем еще важно знать, собираясь в ресторан, кафе? Для того чтобы защитить одежду от жирных пятен, не следует засовывать салфетку за воротник, ее кладут на колени. Ею не вытирают ни столовые приборы, ни рот, ни руки. Для этого в кафе (ресторане) есть бумажные салфетки, которые после использования кладут в тарелку.

Во время приема пищи не нужно торопиться, разговаривать с полным ртом, важно соблюдать аккуратность. Если кто-то задает вопрос, то до того как на него ответить, необходимо прожевать либо проглотить пищу.

Пользуемся столовыми принадлежностями

Правила поведения за столом неразрывно связаны с особенностями использования вилкой и ложкой. Например, не только некрасиво, но и опасно есть что-либо с ножа. Нож во время еды должен располагаться в правой руке, а вилка в левой.

Что предполагает столовый этикет? Правила поведения за столом не разрешают перекладывать вилку в правую руку до тех пор, пока блюдо не будет съедено.

Если во время обеда (ужина) падет нож, ложка, вилка, их не поднимают. Нужно попросить другой столовый прибор, стараться не привлекать внимания к своей персоне.

Детский этикет

Правила поведения за столом для школьников – отдельная тема, заслуживающая пристального внимания. К примеру, нельзя делать замечаний во время еды своему однокласснику. Если в тарелке окажется какой-то несъедобный предмет, необходимо незаметно от него избавиться.

Если предлагается мясное блюдо, необходимо нарезать его маленькими кусками. Правила поведения за столом предполагают отрезание одного куска, его съедание, только после этого можно переходить к новым манипуляциям.

Если сразу разрезать всю порцию, мясо остынет, да и внешний вид тарелки будет абсолютно неэстетичным.

Кушать необходимо бесшумно, не чавкая, не стуча столовыми приборами, не прихлебывая.

Курицу, индейку, гуся, утку с общей тарелки нужно брать вилкой, отрезая маленькими кусками.

Правила поведения за столом для детей предусматривают вытаскивание рыбных косточек руками или вилкой.

Некрасиво хлебом собирать по тарелке соус, находясь в кафе или ресторане. После завершения трапезы, грязные столовые принадлежности кладут в свою тарелку.

Что еще предусматривает этикет за столом? Правила поведения не допускают выхода из-за стола без разрешения хозяйки, если ребенок находится в гостях.

Важные моменты

Для того чтобы у ребенка выработались навыки красивого поведения во время еды, родители должны быть примером. Необходимо помнить о том, что культура поведения за столом является составной частью общей культуры современного человека. Все правила поведения за столом на приемах, в гостях формировались на протяжении истории существования человечества.

Многие из них являются проявлением уважительного отношения к тем, рядом с кем ребенок находится за столом. Вряд ли другим людям будет приятно брать сахар, если перед ними вы вытаскивали его руками. Основные правила поведения за столом во время еды ученики рассматривают на уроках технологии в школе.

Педагог не только рассказывает о них, но и делает пояснения по каждому пункту, чтобы ребятам были понятны причины их возникновения.

Сервировка стола

Для отработки теоретических знаний на уроках труда предусмотрена практическая работа.

Как связана сервировка стола и правила поведения за столом? Ответ на этот вопрос ребята находят после того, как сами располагают на столе предметы, необходимые для обеда (ужина). Для начала на столе расстилается скатерть или клеенка.

Затем необходимо провести мысленно на расстоянии 1-2 сантиметра от его края линию. По ней должны расставляться тарелки, причем каждая ставится напротив стула, поставленного у стола.

При сервировке к обеду, сначала располагают мелкую тарелку, на нее ставят емкость под суп. Справа от тарелок располагают ножи, острым концом к посетителю, слева должна находиться вилка, острие которой направлено вверх.

Суповая, десертная ложки располагают параллельно краю стола, направляя вправо ручками. Справа от приборов расставляют бокалы под сок или воду, салфетку кладут на тарелку.

В качестве элемента декора на праздничном столе можно использовать вазу с цветами.

Гости за столом

Какие еще важно учесть правила поведения за столом? 1 класс – тот возраст, когда ребята с удовольствием вовлекаются в разнообразные ролевые игры. Именно поэтому на уроках обслуживающего труда педагог, рассказывая об этикете, для отработки теоретического материала привлекает «гостей» и «хозяйку», организуя импровизированный званый прием.

Какие важно знать 5 правил поведения за столом?

  1. Почетным гостям отводится место в центре стола. Если планируется день рождения, то это место занимает именинник. За праздничным столом в новогодние праздники почетное место принадлежит хозяину или уважаемому гостю старшего возраста.
  2. Дедушки и бабушки усаживаются так, чтобы за ними могли ухаживать младшие родственники.
  3. Хозяйка дома занимает место за столом так, чтобы у нее была возможность быстро выйти, отнести либо принести что-либо.
  4. За столом допускается светская беседа, не касающаяся конкретных дел и проблем. Если собралось 30-40 человек, то беседа ведется между людьми, находящимися за столом недалеко друг от друга. В светском этикете считают недопустимыми беседы о здоровье кого-либо из гостей, заработной плате, материальных доходах, проблемах с руководством.

В качестве тем, которые рекомендованы для разговора за столом, предполагается: погода, искусство, культура. За столом не переговариваются через соседей, не поворачиваются к собеседнику спиной.

Какие еще важно знать правила поведения за столом? Кратко они рассматриваются на уроках технологии, чтобы дети имели представление о культуре приема пищи.

Безусловно, для того чтобы дети получили навыки культуры еды, важно не только слушать, но и отрабатывать теорию на практике. Именно поэтому так важно включать в школьные занятия ролевые игры, направленные на формирование и отработку навыков сервировки стола, поведения во время еды.

«Вкусные» уроки

Как превратить в увлекательное занятие изучение правил поведения за столом? 5 класс – то время, когда девочки на уроках обслуживающего труда сначала разбирают теоретические аспекты, а затем отводятся часы для практической работы.

Будущие хозяйки могут пригласить мальчиков, которые станут «гостями» за праздничным столом, смогут оценить навыки своих одноклассниц. Например, такое занятие можно провести в канун 23 февраля, чтобы в необычной обстановке поздравить ребят с предстоящим праздником. Помимо чаепития, организованного усилиями девочек, можно продумать необычные конкурсы, провести обычный урок в виде праздника.

Предлагаем сценарий такого занятия, который не только позволит сформировать интерес к предмету «Технология», но и позволит сформировать у школьников навыки работы в команде, расширить кругозор, повысить уровень культуры поведения за столом.

Педагог, приветствуя всех ребят, объявляет тему занятия, представляет членов жюри, которые будут определять победителей. В роли экспертов выступают мальчики.

Программа состоит из пяти конкурсов, представления, а также приветствия каждой команды.

Девочки делятся на группы, каждая придумывает себе название, девиз, эмблему.

В ходе мероприятия предлагаются следующие конкурсные испытания:

  • разминка;
  • это надо знать;
  • особенности этикета;
  • сервировка стола;
  • «музыкальное блюдо».

Первый конкурс. Для того чтобы присутствующим было интересно, каждая команда озвучивает свое название, проговаривает девиз, представляет всех членов своей группы. Максимальное количество баллов за это творческое испытание – 3.

Во втором конкурсе участникам предлагаются загадки, связанные с тематикой мероприятия. Например, ведущий предлагает часть фразы, в которой упоминаются правила поведения за столом:

  • когда ем, то (глух и нем);
  • в воде родилась, на солнце выросла, а в воде умирает (соль);
  • возьму пыльно, сделаю жидко, а брошу в пламень, будет камень (хлеб);
  • две утки, где они пройдут, там стену рвут (ножницы);
  • два уха, четыре ноги, один нос, да брюхо (русский самовар);
  • под землей огонь сидит, а снаружи дым виден (морковь);
  • белый тулуп без рубчика пошит (яйцо).

За правильный ответ команда получает один балл. Право ответа получает группа, первой поднявшая флажок.

Третий конкурс посвящен сервировке и украшению праздничного стола. Командам предлагаются определенные предметы, из которых они должны оформить стол, используя навыки, полученные на теоретическом занятии.

На выполнение задания каждой команде отводится десять минут. Среди предметов, которые предлагаются юным хозяйкам, могут быть: столовые приборы, бумажные салфетки, ножницы, цветная бумага, чайный сервиз. Что оценивается членами жюри при подведении итогов этого конкурсного испытания?

Пять баллов (максимальное количество) выставляется за следующие показатели:

  • отражение праздничной атмосферы в сервировке стола;
  • соблюдение правил и требований по расположению столовых приборов, расстановке посуды;
  • творческий подход и эстетичность результата.

За столом, который будет назван лучшим членами жюри, потом будет устроено праздничное чаепитие всего класса.

Четвертый конкурс посвящен правилам этикета. Команды выбирают по очереди карточки, на которых предлагаются вопросы, связанные с культурой поведения за столом. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Если одна команда отвечает неправильно, у других групп есть возможность получить дополнительный балл.

Приведем примеры вопросов, в которых нужно найти правильные ответы.

  1. Если планируете попробовать определенное блюдо, которое находится далеко от вас, вы: а) встанете, потом сходите за ним, расположите его недалеко от себя; б) потянитесь за ним с места; в) попросите того, кто сидит с ним рядом, передать его вам.
  2. Хлеб нужно брать из хлебницы: а) вилкой; б) руками; в) бумажной салфеткой.
  3. Если к обеду подано мясо: а) приступите к разрезанию его на мелкие кусочки; б) будете отрезать по одному куску, отправляя лакомство в рот; в) наколете кусок на вилку, будете откусывать его, заедая гарниром.
  4. Входя в любой магазин, вы: а) растолкаете людей, которые движутся навстречу вам, прорветесь внутрь; б) уступите дорогу тем, кто выходит из магазина, только потом зайдете в него сами; в) будете ругать тех, кто замешкался в дверях, мешает вам попасть внутрь.
  5. Кем был введен в обиход термин “этикет”: а) Петром I; б) Людвигом Х1V; в) Владимиром Мономахом.
  6. Куда нужно поместить использованную бумажную салфетку: а) бросить незаметно под стол; б) смять, затем положить под свою тарелку; в) положить под бортик тарелки.
  7. Вы завершили обед, хотите об этом сообщить официанту. Для этого вы: а) нож и вилку положите на тарелку параллельно друг другу ручками вправо; б) нож и вилку положите острыми концами на тарелку крест-накрест; в) рядом с тарелкой положите нож и вилку на скатерть.
  8. На столе во время еды могут находиться только: а) локти; б) кончики пальцев; в) кисти рук.
  9. Если после того, как будет допит компот, вы обнаружите у себя во рту косточку, вы: а) выплюнете ее обратно в стакан; в) вытащите изо рта пальцами и положите на тарелку; б) незаметно, беззвучно положите ее на ложку, а затем – на тарелку.

После того как все конкурсные испытания будут завершены, жюри проводит подсчет количества баллов, набранных каждой группой. В это время ведущий проводит дополнительный конкурс для болельщиков.

Например, предлагается определенное готовое блюдо, нужно определить ингредиенты, используемые при его приготовлении, дать ему название. За каждый правильный ответ предусматривается 1 балл. Набранные баллы болельщики могут обменять на вкусные призы во время праздничного чаепития.

Логичным завершением этого необычного урока технологии станет чаепитие.

Изучение этикета в ДОУ

Говорить о том, как необходимо правильно вести себя в ресторане, в кафе, в гостях, важно, начиная с детского сада.

Для процесса обучения правилам хорошего тона воспитатель может использовать любые подвижные игры, предполагающие активную деятельность дошкольников.

Сюжетно-ролевые ситуации, где у детей появляется возможность ощущать себя главными героями, являются отличным способом отработки теоретических знаний по правилам этикета.

Основой игры является воображаемая ситуация, в которой ребенок должен показать свое знание правил поведения за столом, в гостях.

Благодаря взаимодействию родителей, педагога, воспитанников, достигается максимальный эффект усвоения дошкольниками основ этикета. Если педагог имеет возможность работать только с группами малышей, то родители взаимодействуют с конкретным ребенком, а потому имеют гораздо больше возможностей для оттачивания навыков, полученных на занятиях в детском саду.

После введения новых образовательных стандартов в систему дополнительного образования во многих детских садах были разработаны специальные программы, направленные на формирование у дошкольников норм поведения за столом. В качестве варианта приведем следующий план занятий:

  • этикет – особенность поведения людей;
  • красота дома;
  • как принять гостей;
  • соблюдение этикета в различных общественных местах.

Так как дошкольники лучше усваивают материал в ходе сюжетно-ролевых игр, для отработки правил этикета необходимо включать сюжетные фрагменты. Например, детям предлагается обыграть воскресное посещение семьей кафе. Каждый из детей получает определенную роль: родителей, детей, официантов в кафе, других посетителей.

Воспитатель предлагает определенную задачу для каждой группы, затем вместе с ребятами обсуждается, правильно ли малыши вели себя в предложенной ситуации.

Меняясь ролями, дошкольники получают возможность оказаться не только в качестве гостей, которые не умеют себя вести в общественном месте, но и в качестве официанта, который вынужден терпеть подобные нарушения.

Заключение

Попадая в любое общественное место, к сожалению, часто не только маленькие дети, но и взрослые люди забывают о тех нормах и основных правилах, которые необходимо соблюдать.

Для того чтобы не стать предметом для обсуждения, не выглядеть смешным на серьезном мероприятии, праздничном застолье, важно сначала внимательно изучить, запомнить, а затем соблюдать правила поведения за столом, в общественном месте.

Если работа в данном направлении начинается с детского сада, в таком случае у ребят формируются правильные нормы поведения, они не будут ощущать себя дискомфортно в незнакомом обществе.

Источник: http://102mikro.ru/article/6129/pravila-povedeniya-za-stolom-ili-etiket-kak-priem-pischi-s-dostoinstvom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector