Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Капранова Екатерина Анатольевна,

ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка,

Учитель начальных классов

Актуальность и значимость темы.

Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги.

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать.

Цель: формирование грамотного читателя.

Задачи:

·         введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

·         приобщение детей к литературе как искусству слова, к понимаю того, что делает литературу художественной, — через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

·         развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя.

 Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?

Наиболее эффективные резервы обучения оптимальному чтению:

-Важна не длительность, а частота упражнений.

— Жужжащее чтение.

-Ежеурочные пятиминутки чтения.

-Чтение перед сном.

— Режим щадящего чтения.

— Развитие оперативной памяти.

-Таблица Кача.

Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир):

-Освоение материала алфавита.

-Первое чтение.

-Дети с указкой.

-Нарастание темпа. Шепот.

-Переход к чтению-«схватыванию».

Технология развития критического мышления.

Преимущества технологии:

 — Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

— Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

-Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Приемы:

кластеры.

 «верные или неверные утверждения».

маркировка текста по мере его чтения «Инсерт».

дневники и «бортовые журналы».

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

 Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Выводы.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Источник: http://rcwebroom-npkp.blogspot.ru/2015/04/blog-post_53.html

Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения

Никонова Елена Александровна, учитель начальных классов высшей категории

На данном этапе в системе современного образования происходят большие изменения. В его основе лежит активность и учителя, и, конечно же, ученика.

Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребят предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. Исследования показывают, что именно на активных занятиях учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя.

Каждый творческий учитель имеет свой набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них мышления.

Работая в школе 28 лет, я постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

Стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик на уроках работал активно и увлеченно; создаю условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, стимулирую учащихся к самостоятельности; помогаю преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях; стремлюсь повысить самооценку личности школьника и создаю условия для развития творческих способностей. (2 слайд) Ведь основная цель обучения – это воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно.

Инновационный подход позволяет организовать учебный процесс так, чтобы ребёнку урок был и в радость, и приносил пользу.

Как же правильно построить современныйурок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, вебинарах (по темам «, мастер-классах и поняла, что можно создать все необходимые условия для обучения учащихся, но познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнавать. Как же сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом команды класса? (3 слайд) Одна мудрость учит нас: «Скажи мне — я забуду. Покажи мне — я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь». По такому принципу в основу обучения положена активная деятельность. Одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является внедрение активных форм работы на разных этапах урока. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении создаются такие условия, при которых учащиеся имеют возможность для активного обмена знаниями и опытом работы не только с учителем, но и с другими участниками образовательного процесса. Можно сделать вывод: чтобы вести урок по инновационным технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать.

А что же такое сотрудничество? Во-первых, на уроке необходимо дать ребенку возможность высказаться. Ребенок должен понимать, о чём его спрашивает учитель. Именно те уроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/ispolzovanie_innovacionnyh_tehnologiy_na_urokah_literaturnogo_chteniya.-30362.htm

Применение технологий в процессе обучения чтению

Применение технологий в процессе обучения чтению

Гоношенко Анна Сергеевна, педагог, БОУ «Русскополянская гимназия №1», р.п. Русская Поляна

Образование всегда связано с обществом, в котором мы живём, и всегда решает задачи, востребованные на современном этапе развития. Современное общество поставило перед школой задачу развития активной, творческой, самостоятельной, конкурентоспособной личности.

Эта задача решается путём демократизации и гуманизации образования, включения растущего человека в культурологический процесс, направленный на освоение всех богатств человеческой культуры (это также является и требованиями обучения).

Применительно к начальной школе, осуществление данных требований предполагает формирование универсальных способов действия, желания и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Всё это делает необходимым использование в школьной практике современных технологий.

«Технология» — это внедрение в учебно-воспитательный процесс урока новых подходов при работе с определённым учебным материалом. Современные технологии, применяемые при обучении детей чтению, позволяют педагогу проводить уроки чтения на более высоком уровне.

У учителя появилась возможность строить уроки чтения на основе не только личной интуиции и таланта, но и знания о том, без чего даже развитая интуиция и щедрый талант, дарованные природой могут не дать желаемых результатов.

Технология развивающего обучения, как система упорядоченных процедур образовательного процесса, обеспечивает такую ключевую позицию как «умение учиться», достигать заданный результат.

На современном этапе идет расширение базы педагогической технологии (ТСО, программирование, информатика, теория коммуникаций, системный анализ, психология обучения, организация учебного процесса, интерактивное обучение, научная организация труда) переход от вербального к аудиовизуальному обучению.

Чтение — неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности учащегося. Оно несёт в себе огромный развивающийся потенциал, влияя на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащение личного опыта, интеллекта ребёнка.

В связи с демократизацией общества и появлением различных типов школ стали разрабатываться различные авторские программы и учебники, в том числе для обучения чтению в начальной школе.

Современные методические комплекты, такие как: «Чтение и начальное литературное образование» под редакцией Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, «Литературное чтение» под редакцией Л.А.

Ефросининой показывают, что наличие методической технологии развивающего обучения, её соблюдение не отменяет, а предполагает индивидуальное творчество учителя при обучении детей чтению.

Технология также позволяют учителю своевременно контролировать себя и творить урок, то есть разумно создавать его в соответствии с особенностями материала и класса, в котором он изучается, избегая всего случайного или даже вредного.

Но каждый из авторских коллективов в содержании программ и учебных книг реализует свои индивидуальные подходы и принципы: художественно-эстетический; жанрово-тематический; литературно- эстетического развития школьника; организации диалога читателя и писателя; эстетического восприятия литературы как искусства слова; формирование мировоззрения учащихся; нравственно-эстетического воспитания; начального литературного развития.

В настоящее время в педагогике разработаны открытые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.

Эти технологии личностно-ориентированы, универсальны: их можно применять на любом учебном предмете, для любого возраста.

Читайте также:  Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС: Толстой «детство Никиты»

Они образовательны: развивают мотивацию, формируют умение работать с информацией, способствуют рефлексии и самоорганизации учащихся.

Чтение для ребенка — и труд, и новые открытия. На каждом уроке ребенок в силу своих учебных возможностей и творческого потенциала делает новые и новые открытия, то есть на уроке у него преобладает поисковая деятельность. Это происходит уже с первых страниц его первой книги по обучению чтению Букварю.

Например, работая по программе «Начальная школа XXI века» по букварю под изданием Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой, предлагаю детям первые в их работах задания поискового характера. Фрагмент урока (стр.13). На этом уроке дети учатся вычленять в словах первые звуки.

Предлагается задание: «Подбери пары по первому звуку». Даны картинки: пальто, варежки, валенки, босоножки, шапка, ботинки, юбка, шорты. Дети активно включаются в поиск. Для начала вычленяется первый звук в слове. Дети произносят слово, с большей интонацией выделяя первый звук.

Затем подбирается для этого звука слово с таким же первым звуком. Пары подобраны, получилось три пары, дети называют их, и замечают, что два предмета остались, причем назвать их парой нельзя, так как они имеют разные первые звуки — пальто-[п] юбка-[й,у].

Такой метод активизирует мыслительную деятельность, заставляет детей учиться сопоставлять, анализировать, сравнивать, вызывает интерес.

Работая со слогами в период обучения грамоте, я активно применяю задания поискового характера такого вида.

Даны столбики слогов. Найди, собери слова.

би лет ба нан

ван ма

ди дон да ран

нозавр лет

Также поисковый метод дает учителю большую возможность для развития творческой деятельности детей.

С первого класса последовательно совершенствуется три вида деятельности учеников: учебная, речевая, читательская.

Слушая и читая произведения учебника и учебной хрестоматии, знакомясь с детскими книгами, выполняя задания учебника в рабочей тетради, дети овладевают необходимыми учебными и читательскими навыками, которые позволяют им воспринимать и интерпретировать литературные произведения по законам искусства слова, различать жанры, постигать замысел автора, погружаясь в текст, выражать свои впечатления и мысли о прочитанном. Благодаря такой разнообразной деятельности каждый ученик продвигается в своем литературном и общем развитии. Хочется отметить творческую деятельность учащихся на уроках чтения. В разделе «Речевое развитие» в обязательном минимуме содержания литературного образования выделяются такие виды деятельности творческого характера: «связный рассказ о персонажах произведения по плану», «простейший рассказ о своих впечатлениях по плану», «простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному». В программе А.Ф. Виноградовой в каждом классе выделен раздел Творческая деятельность школьников» В этом разделе указываются виды творческих работ, которые усложняются от класса к классу. Уже с первых уроков грамоты и литературного чтения в первом классе, а затем во втором-четвёртом классах самостоятельные работы творческого характера стали средством обучения на уроках литературного чтения: поиск и сравнение отдельных эпизодов произведения, героев (их речи, поступков), рассказывание от лица героя, выражение своего отношения и понимания, интерпретация текста [приложение 1,2]. Развитие творческой деятельности ведётся систематически, усложняясь от класса к классу. И к окончанию начальной школы в программу этого раздела входят: изложения и небольшие сочинения по текстам литературных произведений; сочинение загадок, потешек, поговорок, сказок; составление отзывов о прочитанном, аннотации на книги; умение воспроизводить сцены отдельных эпизодов, инсценирование литературных произведений из круга чтения; коллективные творческие работы «Мир фольклора». «Любимые книги», «О наших сверстниках»; литературные конкурсы.

Таким образом, я думаю, что курс «Литературного чтения в четырёхлетней начальной школе» не только обеспечивает выпускнику тот необходимый уровень подготовки, который заложен в государственных требованиях, но и значительно его превышает.

Современные программы содержат много заданий разработанных по новым технологиям.

Если учитель работает творчески, применяет новые технологии, совершенствует те технологии, которые имеются, значит, он решает и выполняет задачи, которые поставило перед ним современное общество и образование.

    Источник: https://infourok.ru/primenenie-tehnologiy-v-processe-obucheniya-chteniyu-681341.html

    Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

    Институт филологии

    Факультет иностранных языков

    Курсовая работа по методике преподавания ИЯ

    на тему «Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам»

                                                                        Научный руководитель:

    кандидат педагогических наук,

    Выполнила:

    студентка института филологии,

                                                          Елец, 2017 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………3-5

    Глава I. Характеристика современных педагогических технологий при обучении иностранным языкам.

    1.1 Виды современных информационные технологии в обучении иностранных языков…………………………………………………………6-14

    1.2 Преимущества информационных технологий в обучении иностранному языку………………………………………………………………………….15-19

    Глава II. Информационные технологии на уроках иностранного языка.

    2.1 Использование мультимедийных технологий в обучении иностранного языка…………………………………………………………………………..20-22

    2.2 Анализ мультимедийных программ и сайтов для изучения иностранного языка……………………………………………………………………..……23-24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Введение

    Актуальность исследования. В современном обществе владение хотя бы одним иностранным языком является необходимым. Однако имеются определенные трудности при овладении иностранным языком, такие, как недостаток устной и письменной практики каждого ученика, отсутствие индивидуального подхода и дифференциации обучения.

    Современные учебники иностранного языка, к сожалению, не предусматривают эти особенности и рассчитаны на среднего ученика.  Вследствие этого, для достижения правильных целей в обучении иностранному языку, педагоги нового поколения должны находить дополнительную информацию и применять информационные технологии на уроках иностранного языка.

    В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в нашу жизнь. Этой темой занимались и занимаются выдающиеся педагоги, ученые, методисты такие, какР. П. Мильруд, А. В., Н. Д. Гальскова, П. В. Сысоев, Н. Д. Гузеев, Н. В. Кузовлева, Девторова З. Р. и др.

      Доктор педагогических наук, Р. П.

    Мильруд в своей статье «Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре» трактует это определение так: Информационные технологии в обучении иностранным языкам  – это техническое оснащение учебного процесса, в виде электронных устройств и ресурсов.

    Иными словами, это – «умные орудия», определяющие обучение и учение.   Он подразделяет информационные технологии наобучающие, развивающие, образовательные.Обучающиеся технологии рассчитаны насистематическое и регулярное их применение учителем в решении задач обучающей деятельности.

    Развивающие технологии разрабатываются дляактивного совершенствования познавательных функций учащихся, пользующихся интернет-ресурсами.

    Образовательные технологии предназначены длярасширенияпознавательных ресурсов для всех пользователей иудовлетворения их интеллектуальных запросов.[1]

    Автор статьи «Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам» Писаренко В.И пишет, что применение новых технических средств предполагает освоение новых форм и методов преподавания,разработку новых подходов к процессу обучения.

    Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы работы, которые позволили бы каждому проявить свою активность, своё творчество, организовать его самостоятельные действия.

    [2]

    ИсследовательА. Я. Ваграменко  в своей статье «Материалы к концепции информатизации образования» выделяет, что все средства информационно-коммуникационных технологий представляет собой лишь инструмент, способ достижения цели обучения свободному овладению иностранным языком или языками. [3]

    Актуальность моей работы состоит в том, чтобы раскрыть проблематику современных информационных технологий, выявить положительные стороны и показать их применение на уроке иностранного языка.

    Цель исследования. Целесообразность применения современных информационных технологий на уроке иностранного языка.

    Объект исследования.Процесс обучения иностранному языку

    Предметом  исследования. Принцип использования новых педагогических технологий на уроке иностранного языка.

    Задачи исследования.В соответствии с целью, в работе были выделены следующие задачи:

    1. проанализировать классификацию современных педагогических технологий
    2. уточнить трактовку понятия педагогических технологий
    3. выявить достоинства использования современных технологий
    4. рассмотреть применение информационных технологий в школе
    5. проанализировать мультимедийные программы для обучения иностранному языку.

    Методы исследования.При написании работы мы руководствовались теоретическими методами исследования, такими как: наблюдение, сбор материала, анализ, сопоставление.

    Практическая значимостьданной работы заключается в возможности использовать полученный материал в педагогике преподавания ИЯ, методике преподавания ИЯ, так как в них в известной мере отражается современное состояние информационных технологий  в нашей стране и за рубежом.

    Цель и задачи исследования определили  структуру работу, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Глава 1 Характеристика современных педагогических технологий при обучении иностранным языкам.

    1.1Виды современных информационные технологии в обучении иностранным языкам.

    Читайте также:  Занятие по хореографии для старших дошкольников

    XXI век – это век информационных технологий.  Ученый Дмитрий Джулиус говорил:«Мир меняется. Все процессы ускоряются, технологии становятся все быстрей и совершенней. Информация – вот главное оружие 21 века. …»

    Современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедиа технологий (от англ.multi–много иmedia–среда). Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.

    ), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

    Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования.[4]

    Выдающийся методист  Р. П. Мильруд подразделяет информационные технологии наобучающие, развивающие, образовательные.Обучающиеся технологии рассчитаны насистематическое и регулярное их применение учителем в решении задач обучающей деятельности.

    Развивающие технологии разрабатываются дляактивного совершенствования познавательных функций учащихся, пользующихся интернет-ресурсами.

    Образовательные технологии предназначены длярасширенияпознавательных ресурсов для всех пользователей иудовлетворения их интеллектуальных запросов. [1]

    Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков – Девторова Зурета Руслановна, в своей статье «Компьютерные технологии в обучении иностранному языку», представляет возможности использования информационных технологий в обучении иностранному языку. Она дает трактовку современным компьютерным технологиям и описывает мультимедийные обучающие программы.

    Ведущей целью обучения иностранному языку в старших классах является коммуникативная – формирование коммуникативной компетенции, т.е. умения извлекать достаточно полную информацию при чтении иноязычных текстов, умения понять собеседника, а также выразить свою мысль, точку зрения устно и письменно.

    Таким образом, особенность предмета «иностранный язык» состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т.е.

    о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности (коммуникативная компетенция). В соответствии с теорией деятельности обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности.

    Отсюда следует, что при обучении иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия учащихся (причем каждого учащегося) в том виде речевой деятельности, которому их обучают.

    Если учащихся обучают чтению, то каждому обучаемому необходимо предоставить возможность читать, упражняться в чтении. При обучении говорению – следует предоставить возможность говорить, выражать свои мысли на иностранном языке. При обучении аудированию каждый учащийся должен получить возможность слушать иноязычную речь.

    На сегодняшний день в преподавании иностранного языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. И хотя тема использования компьютерных технологий в сфере обучения иностранному языку стала объектом всестороннего исследования специалистов сравнительно недавно, эффективность их применения на занятиях уже не подлежит сомнению. Все более разнообразные

    ресурсы сети Интернет, а также появляющиеся в большом количестве учебные материалы наCD-дисках ставят задачу проведения комплексного изучения возможностей и особенностей их применения в учебном процессе.

    Компьютерные технологии для изучения иностранных языков представляют собой неразделимый симбиоз аппаратного и программного обеспечений. Рассмотрим некоторые технические устройства, необходимые для оптимизации использования программного обеспечения в ходе преподавания иностранных языков.

    1. Мультимедиа-лингафонные кабинеты. Чаще всего обучение иностранному языку предусматривает работу в мультимедиа-лингафонном кабинете. Мультимедиа-лингафонные кабинеты – это аудитории, оборудованные лингафонными системами (аудио, видео и мультимедийными средствами) для современного обучения.

    Основной возможностью мультимедиа-лингафонного кабинета является речевая связь и видеосвязьпреподавателя со всеми учащимися или группой учащихся. Работа в мультимедиа-лингафонном кабинетедает широкие возможности для контроля икорректировки учебного процесса.

    Оборудование позволяет преподавателю создавать дополнительные обучающие программы по собственным авторским методикам, чтоспособствует повышению качества обучения.Преподаватель делает объявление в аудитории, и его речь транслируется на головные телефоны всехучащихся, а также по громкоговорящей связи.

    При этом возможна передача изображения с экрана преподавателя на мониторы учащихся. Преподаватель, работая с учащимся, ведет речевую связь с ним и видит содержимое его экрана на своеммониторе, а также может управлять его клавиатурой и манипулятором, используя свою клавиатуру и манипулятор.

    Данная возможность позволяет преподавателю индивидуально работать с учащимся, не покидая своего рабочего места. Иными словами, работа в лингафонном кабинете – это своего рода современный взгляд на традиционный

    процесс обучения.

    2. Сетевой обучающий комплексHiClass. Этот комплекс позволяетреализовать оригинальный подход вобласти обучения иностранному языку, создавая динамичную образовательную среду.

    HiClassпредоставляет преподавателю действительно эффективный инструмент для обучения на базе компьютера, а студенту дружественный интерфейс, концентрирующий внимание на предмете.

    Лекционный материал, демонстрируемый на преподавательском компьютере, в реальном времени и с реальной скоростью отображается намониторах учащихся.

    Мультимедийная сеть сочетает изучение и обсуждение, интерактивное общение студента и преподавателя, что существенно повышает эффективность обучения. Интерактивный комплексHiClassпозволяет преподавателю контролировать процесс обучения, удерживая внимание со стороны студентов. Возможностипроцесса обучения должны быть безграничны, сетевой обучающий комплексHiClassпомогает в этом.

    3.ICLE. Это – самое передовое ноу-хау в области использования программного обеспечения, позволяющего полностью «окунуться» в процесс обучения.ICLE(InteractiveCollaborativeLearningEnvironment) –ISSN 1997-2911 Филологические науки.

    Вопросы теории и практики, № 7 (18) 2012, часть 2 225первый в мире программный продукт, который дает возможность изучения иностранных языков в совместной трехмерной окружающей среде в реальном времени.

    ICLEинтегрирует самую последнюю технологию

    наушников с трехмерной средой, разработанную специально для обучения иностранным языкам на различных уровнях.Программно-аппаратный комплекс сочетает в себе простоту установки с полным набором функций для

    процесса обучения, который рассчитан на преподавателей, а не натехнических специалистов. Комплексобеспечивает преподавателя набором мощных функций для изучения материала при помощи технических

    средств, таких, какCD-ROMпривод, видеомагнитофон,TV,Internetи др. приложения. Применяя данныйкомплекс, преподаватель будет иметь возможность наблюдать за мониторами учащихся и при необходимости оперативно вмешиваться в процесс, не покидая своего рабочего места. Преподавателю предоставляютсяследующие возможности:

    — пересылка видео- и аудиоинформации на мониторы всех учащихся или выбранной группы, демонстрация учебных фильмов, работа с мультимедиа приложениями и др.;

    — проверка выполнения заданий в автоматическом, либо ручном режиме;

    — контроль методом дистанционного управления, объединение студентов в группы, организация диалогамежду группами;

    — привлечение внимания студентов к выделяемым на экранах объектам.

    В результате преподаватель сможет общаться с каждым студентом отдельно и правильно оценивать егознания, а студенты будут качественно лучше и с большим интересом воспринимать информацию в виде яркой картинки со звуковым сопровождением.

    Анализ вышеупомянутых аппаратных средств показывает, что современный рынок соответствующих услуг предлагает множество интересных технологических решений.

    Несомненно, спектр программного обеспечения и аппаратных средств значительно расширится в ближайшие годы, так как задачи модернизацииобразования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все егосферы.

    Их потенциал заключается в том, что они позволяют совершенствовать владение языком в различных видах речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, развивать языковые способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и

    речевые навыки, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося; способствуют повышению познавательной активности, мотивации и качества

    знаний обучаемых.

    Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов учебной деятельности, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. [4]

    Кандидат филологических наук Ф. Р. Имамутдинова в своей статье подробно описывает еще один вид современных технологий – интерактивную доску.

    Появление интерактивной доски (ИД) всистеме образования – революционный шаг не только для России, но и для всегомира.Мультимедиа – это современная компьютерная технология, которая объединяет в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение, пространственное моделирование и анимацию.

    Объединение этих средств обусловливает качественно новый уровень восприятия информации. Как показывают исследования, основной причиной утомления при восприятии визуальных объектов является длительная фиксация взгляда.

    Интерактивная доска, в отличие от ПК, создает условия для распределенного или скачкообразного движения глаз, что снижает уровень утомления и продлевает период активного восприятия визуальной информации, а также предлагает сбалансированный способ предъявления и получения визуальной информации.

    Технические свойства интерактивной доски, которые заложены ее разработчиками и на которых базируются интерактивные свойства заданий, позволяют осуществить:

    — наглядное моделирование объектов всех типов и форматов на «умной доске»;

    — распознавание почерка (замена прописного текста, сделанного «от руки», на

    печатный);

    — запись действий, производимых на поле доски, что особенно важно при выполнении творческих заданий с последующей демонстрацией результатов слушателей и их обсуждением, а также для сохранения процесса выполнения симуляционных заданий с целью контроля последовательности действий, приводящих к получению результата;

    — создание, преобразование и перемещение объектов различного характера, от простейших геометрических фигур до сложных информационных моделей;

    Читайте также:  Отношения в семье и болезни детей

    — большой набор иллюстраций, фонов, типов слайдов и шаблонов интерактивных заданий, поддающихся редактированию;

    — возможность пошаговой демонстрации заданных процедур;

    Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=100704

    Новые современные педтехнологии в преподавании английского языка

    В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебных заведениях. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

    Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком.

    Новая технология обучения с использованием НИТ позволяет значительно повысить степень осмысленности учебного материала, во-первых, за счет четкости, конкретности и минимальности постановки каждой проектной задачи, и, во-вторых, за счет использования не только абстрактных моделей, но и понятных каждому обучаемому наглядных зрительных образов.

    Введение в дидактические средства обучения английскому языку наглядных и, по возможности, хорошо знакомых зрительных образов значительно повышает степень осмысленности учебного материала. Отвечая на вопрос, для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка, ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

    —        формировать устойчивую мотивацию;

    —        делать занятия более наглядными;

    —        обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами;

    —        приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;

    —        обеспечивать моментальную обратную связь;

    —        повышать интенсивность учебного процесса;

    —        обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур;

    —        формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования, монологической и диалогической речи;

    —        расширять словарный запас;

    —        реализовать личностно ориентированный и дифференцированный подходы к обучению;

    [1] Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей учащихся, их уровня обучения, склонностей.

    Изучение иностранного языка с помощью компьютерных программ вызвало огромный интерес у учащихся. Задача преподавателя — активизировать познавательную деятельность студентов в процессе обучения иностранным языкам.

    В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (аудио, кино, видео).

    Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».

    Вообще говоря, любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование).

    Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

    Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

    Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

    Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения.

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении. При этом для студента он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

    На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас учащихся формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

    Конечно, проводятся постоянные наблюдения, анализ занятий, анкетирование, а также опрос учащихся, происходивший в форме беседы с целью выявления особенности воздействия информационных технологий на мотивацию, активность учащихся.

    Результаты показывают, что заинтересованность в получении знаний, в общении выросла, интерес к оценке немного уменьшился. Мнение родителей и друзей не так важны. Это означает, что внешние мотивы перестают играть ведущую роль в изучении иностранного языка, а более весомыми становятся мотивы внутренние.

    Возросла активность студентов на занятиях английского языка. У студентов появилось чувство удовлетворения от проделанной работы. Новые информационные технологии формируют и развивают мотивации студентов.

    Таким образом, под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах образовательного процесса и профессиональной деятельности учителя.

    Модернизация компьютерных технологий и связанных с ними информационных и коммуникационных средств дидактического и технического обеспечения образовательного процесса предоставляет огромный потенциал для развития личности обучаемого, формирования умений генерирования учебных задач и практической их реализации. Новые информационные технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать грамотными в их применении и внедрении их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации».

    Ученые-специалисты предлагают следующие формы работы с Интернет-ресурсами: [2]

    1.      Использование ресурсов Интернета при прохождении новой темы (подбирается дополнительный материал, учащимся объясняются цели и задачи, выдаются карточки с адресами, учащиеся должны просмотреть материал);

    2.      Самостоятельная работа учащихся с Интернет-ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);

    3.      Участие в международных проектах (целесообразно подбирать темы проектов, которые вписываются в программу, имеют связь с событиями города, школы);

    4.      Переписка по электронной почте;

    5.      Создание собственных сайтов;

    6.      Общение учителя с коллегами, обмен опытом.

    В этой связи необходимо отметить, что использование дидактических возможностей средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и интернет-технологий в содержании среднего образования по иностранному языку осуществляется не системно.

    Основными причинами такого положения дел является недостаточная концептуальная разработанность теоретических основ использования в учебной деятельности информационно-коммуникационных технологий и внедрения нетрадиционных методик организации учебной деятельности с помощью средств ИКТ.

    Использование ИКТ в учебной деятельности порой становится самоцелью для преподавателей, которые не задумываются об эффективности применения средств ИКТ на основе традиционных методов обучения.

    Изменить ситуацию необходимо с помощью выработки методологических и технологических аспектов использования средств ИКТ в новой информационно-коммуникационной образовательной среде.

    Объединение нескольких информационных сред на базе ИКТ позволяет реализовать большинство методов обучения, контроля и активизации познавательной деятельности учащихся на качественно современном уровне. Эти технологии создают информационную и коммуникационную среду, в которой учащиеся используют качественно новые возможности для формирования и развития лингвистических навыков (с помощью интегрированной информации различного рода — текст, видео, аудио, графика, анимация и т. д.) и коммуникативных навыков (за счет использования телекоммуникаций, Web-сервисов, сетевых сообществ).

    Информационно-коммуникационная образовательная среда и различные методические технологии, реализуемые в ней, обладают большим педагогическим потенциалом и позволяют рассматривать ее в качестве перспективной среды организации учебной деятельности при изучении иностранного языка. В связи с этим огромный потенциал дидактических возможностей средств ИКТ, полно раскрываемых именно в данной среде, даст качественно новые результаты при изучении различных тем английского.

    Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую образовательные технологии:

    К примеру игры. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.

    Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности.

    Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие — коллективно.

    Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10–12 минут учебного времени.

    Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные — желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности.

    Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.

    Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.

    Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.

    В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом.

    Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров.

    Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяются, но их могут выбрать и сами учащиеся.

    Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком.

    Обсуждение результатов игры начинаю с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.

    Литература:

    1.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образование: пособие для студентов. Е.С.Полат. Ростов, 2005.

    2.      Современная технология учебного занятия. Н.А.Морева – 2007.

    Источник: https://moluch.ru/archive/88/17036/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector