Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности учащихся начальных классов

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креатив­ных качеств — гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».

Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и раз­витие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуни­кативных способностей.

Задачи:

1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усер­дия и самостоятельности;

3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

4)прививать интерес к исследовательской деятельности.

В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микро­группе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный.

Курс «Проектная деятельность» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникатив­ных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/45540-rabochaja-programma-vneurochnoj-dejatelnosti-.html

Проектирование программ внеурочной деятельности в начальной школе

Проектирование программ внеурочной деятельности в начальной школе

Аннотация: В статье «Проектирование программ внеурочной деятельности в начальной школе» рассматриваются пути проектирования и нормативные требования к программе внеурочной деятельности.

Автор статьи рассматривает особенности данного компонента образовательного процесса и предлагает варианты его оптимизации, которые должны быть отражены в программе.

Варианты модульного построения программ внеурочной деятельности представлены на конкретных примерах, которые отражают эффективные принципы её проектирования и организации проведения в течение учебного года и в каникулярный период. 

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает внеурочную деятельность как обязательную часть образовательного процесса, которая обеспечивает возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие, воспитание и социализацию обучающихся, формирование универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность предполагает самостоятельность образовательной организации в процессе её наполнения конкретным содержанием. При определении содержания внеурочной деятельности школа руководствуется имеющимися в учреждении материально-техническими и кадровыми ресурсами, педагогической целесообразностью, пожеланиями родителей и детей.

Основным документом, регламентирующим внеурочную деятельность, является программа, входящая в состав основной образовательной программы школы. Структура программы внеурочной деятельности должна включать:

  1. титульный лист;
  2. пояснительную записку, отражающую цели и задачи программы;

–     место программы внеурочной деятельности в структуре образовательного процесса НОО;

–     описание ценностей, на формирование которых направлена программа;

–     общую характеристику содержания и организации внеурочной деятельности, предусмотренной программой;

  1. указание на результаты (личностные, метапредметные, возможно – предметные) внеурочной деятельности;
  2. содержание внеурочной деятельности, план мероприятий, сроки и формы контроля;
  3. материально-техническое обеспечение.

Программы внеурочной деятельности конкретного образовательного учреждения разрабатываются педагогами школы на основании программ, разработанных авторами учебно-методических комплектов, или самостоятельно (в этом случае они обсуждаются на заседании методического объединения учителей начальных классов, проходят рецензирование и принимаются решением педагогического совета общеобразовательной организации).

При разработке программы внеурочной деятельности необходимо учитывать особенности данного компонента образовательного процесса: разнообразие предлагаемых видов деятельности, возможность «погружения» в нее, создание условий для осознанного самоопределения и добровольности участия. Наиболее полно специфике внеурочной деятельности соответствует модульный подход, когда программа состоит из самодостаточных законченных единиц, предлагающих младшим школьникам разнообразные виды деятельности. Модульный подход к проектированию программы внеурочной деятельности позволяет поддерживать высокую мотивацию обучающихся. Они имеют возможность получить опыт различных видов деятельности, осмыслить личные предпочтения и сделать выбор, подключиться к внеурочной деятельности в течение всего учебного года.

Модульную программу может разрабатывать и реализовывать коллектив педагогов, что значительно облегчает подготовку учителя.

Например, программа «Умелые ручки» может включать модули «Оригами», «Бисероплетение», «Авиамоделирование», «Мягкая игрушка», «Квиллинг», «Витражи», «Лепка», «Лоскутное шитье», «Батик» и др.

  Методическое объединение учителей начальных классов выбирает тематику модулей, определяет их количество и продолжительность, дает поручение конкретным учителям разработать их содержание и дидактическое обеспечение.

Далее педагог, разрабатывавший модуль, проводит по нему внеурочные занятия в параллели, дублируя занятия в разных классах. Таким образом, установленное при тарификации количество часов выполняет каждый учитель, реализующий программу, работая с учащимися разных классов.

Так как модули не взаимосвязаны, последовательность их реализации в образовательном процессе для разных классов  может быть вариативной.

Реализация программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»,
организованной по модульному принципу

Класс 1 чет-верть 2четверть 3четверть 4четверть
«Оригами»(11часов, учитель Иванова М.А.) «Лепка»(11 часов, учитель Петрова С.О.) «Авиамоделирование»(11 часов, учитель Сидорова Н.И.)
«Лепка»(11 часов, учитель Петрова С.О.) «Авиамоделирование» (11 часов, учитель Сидорова Н.И.) «Оригами»(11 часов, учитель Иванова М.А.)
«Авиамоделирование»(11 часов, учитель Сидорова Н.И.) «Оригами»(11 часов, учитель Иванова М.А.) «Лепка»(11 часов, учитель Петрова С.О.)

Внеурочная деятельность предполагает возможность её проведения не только в учебное время, но и в каникулярный период, когда модули могут быть реализованы методом  «погружения».  Данное решение фиксируется в пояснительной записке к программе внеурочной деятельности и становится основанием для планирования.

Так как программа реализуется в каникулярный период, дети приходят по желанию. Ребенок имеет право посетить все занятия модулей, или отдельный модуль, или принять участие в работе одного дня.

Поэтому целесообразно использовать такие программы для организации внеурочной деятельности классов параллели или всей начальной школы.

Структура программы внеурочной деятельности младших школьников «Школа безопасности», реализуемой методом погружения в каникулярный период

Программа реализуется во внеурочной деятельности в объёме 34 часа,  адресована обучающимся 2–3–4-х классов. Программа реализуется методом «погружения» в период осенних (12 ч), весенних (16 ч) и летних (6 ч) каникул.

Программа предусматривает активные формы работы: беседы с сотрудником МЧС, полиции, разнообразную познавательную, игровую,  проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, просмотр и обсуждение видеофильмов, мультфильмов.

Содержание деятельности Форма Место проведения Колич. часов
1 модуль Осенние каникулы
1 день Встреча с инспектором ГИБДДОбсуждение важности соблюдения ПДД Беседа Актовый зал 1 час
Просмотр фильма/мультфильма о  ПДД, обсуждение Просмотр фильма,обсуждение Актовый зал 1 час
Говорящие знаки Мастерская Класс 1 час
Как я знаю правила дорожного движения Викторина, дидактическая игра Фойе школы, класс 1 час
2 день Безопасный маршрут из школы домой Проектная деятельность Класс, улицы 4 часа
3 день Просмотр фрагментов мультфильмов с ситуациями дорожного движения, их обсуждение Интерактивное занятие  Актовый зал 1 час
«Я – пешеход!» Моделирование и анализ ситуаций дорожного движения с позиций пешехода, пассажира, водителя Ролевая игра Фойе школы, школьный двор 2 часа
Подготовка странички портфолио «Почему нужно соблюдать ПДД?» Мастерская Класс 1 час
2 модуль Весенние каникулы
1 день Беседа о ЧС, дидактическая игра Интерактивное занятие  Класс 1 час
Встреча с инспектором полиции.Опасности, с которыми можно столкнуться на улице и дома Беседа Актовый зал 1 часа
Моделирование и анализ опасных ситуаций Ролевая  игра Фойе школы, класс 2 часа
Безопасный дом Проектная деятельность Класс, дом 2 часа
2 день Огонь – друг или враг? Интерактивное занятие, 6 шляп  Актовый зал, класс 1 час
Экскурсия в пожарную часть (или другие пункты МЧС), современные технические средства пожаротушения, беседа о деятельности МЧС Экскурсия Фоторепортаж Пожарная часть или спасательная станция и т.п.  2 часа
Отработка действий в случае пожара (иных ЧС) в школе Прак-тикум Помещение школы, школьный двор 1 час
Подготовка презентации (стенгазеты) о правилах пожарной безопасности с использованием  сделанных фотографий Мастерская Компьютерный класс, класс 1 час
3 день Просмотр фильма (мультфильма),обсуждение Просмотр фильма, обсуждение Актовый зал 1 час
Первая помощь при травмах Практикум Класс, медицинский кабинет 1 час
Безопасный дом Защита проектов Класс, фойе школы 2 часа
Подготовка странички портфолио «Правила безопасности дома и на улице» Мастерская Класс 1 час
3 модуль Летние  каникулы
1 день Летний  отдых: как сделать его безопасным? Беседа Актовый зал 1 час
Правила безопасного купания.Изготовление спасательных средств из бросового материала Решение проектных задач Класс, фойе школы 2 часа
Мы не заблудимся в лесу Ролевая игра В парке, на природе 2 часа
Подготовка странички портфолио «Правила безопасного отдыха на природе» Мастерская Класс 1 час
Читайте также:  День открытых дверей в центре детского творчества. сценарий

При проектировании программ внеурочной деятельности можно комбинировать представленные подходы. В рамках одной программы часть занятий можно выстраивать традиционным, линейным, образом (одно учебное занятие в неделю), включать в программу модуль (модули), предполагающие «погружение» (т.е.

большую плотность занятий в течение недели, например 8–10 занятий в течение  двух недель или модуль, который реализуется в каникулярное время) – это может быть актуально при работе над проектом, проведении исследования, экскурсий, в туристско-краеведческой работе.

В таком случае необходимо учитывать суммарный объем внеурочных занятий обучающихся за неделю (их максимально допустимый объем 10 часов в учебный период), то есть количество внеурочных занятий в неделю может быть неодинаковым.

Данные особенности организации внеурочной деятельности отражаются в пояснительной записке к программе и в основной образовательной программе ОУ, а так же в расписании внеурочной деятельности класса (параллели, ступени начального общего образования).

Структура комбинированной программы внеурочной деятельности  младших школьников «Хочу все знать» для 2 классов, 34 часа

Раздел программы внеурочной деятельности Содержание деятельности Форма Колич. часов,организацияработы
Модуль«Школа почемучек»(1 четверть) — определение круга проблем, интересующих школьников.- формирование умения задавать вопросы и находить ответы в различных источниках информации Интерактивные занятия 8 часов, 1 час в неделю
Модуль«Миллион впечатлений»(2 четверть) Посещение музеев, памятных мест, природных объектов, вызвавших интерес обучающихся Вирту-альные экскур-сии 6 часов,одно двухчасовое занятие в неделю
Экскурсия в краеведческий музей, сбор информации об истории и культуре родного края Экскур-сия 2 часа, каникулы
Модуль«Мой край»(3 четверть) Работа над коллективным проектом-энциклопедией «Мой край» Коллек-тивныйпроект 12 часов, «погружение» в каникулы или в течение 2 недель
Модуль«Мир рядом с нами»(4 четверть) Исследование «Жизнь растений моего края» (наблюдение, экспериментальная работа,фотосъемка объектов природы) Иссле-дование 4 часа с интервалом в неделю
Полевая практика 2 часа,на одной неделе

Таким образом, использование современных подходов к проектированию программ внеурочной деятельности позволяет сделать ее более интересной и разнообразной, более полно учесть запросы обучающихся и их родителей, эффективно использовать ресурсы образовательного учреждения в процессе  ее реализации.

Источник: http://viro.edu.ru/istochnik/index.php/novye-standarty/65-proektirovanie-programm-vneurochnoj-deyatelnosti-v-nachalnoj-shkole

Урочная и внеурочная проектная деятельность в начальной школе

Урочная и внеурочная проектная деятельность в начальной школе



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

вВ использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Каковы бы ни были опыт детей и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

Й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Й и 3-й этапы

Учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Таким образом, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.

Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Читайте также:  Спортивные частушки для школьников

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта.

Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.

Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами.

Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала.

Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

— умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

— умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

— умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

— умение устанавливать причинно-следственные связи.

Источник: http://megapredmet.ru/1-2646.html

Проектная деятельность в начальной школе как форма организации внеурочной деятельности

Проектная деятельность в начальной школе как форма организации внеурочной деятельности

Внеурочная и проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность — это большой потенциал для развития познавательного интереса ребенка. В начальной школе она ориентирована на широкое взаимодействие обучающихся друг с другом и на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Наиболее широко элементы проектной деятельности могут быть использованы на внеурочных занятиях.

Главное преимущество – это интеграция одного проекта в различные виды внеурочной деятельности, связь с учебным процессом, творческая свобода учащихся.

 В начальной школе могут быть использованы такие виды проектов как:

  • Исследовательские
  • Творческие
  • Информационные

Они подразделяются на:

  • Краткосрочные
  • Долгосрочные

Реализовать их можно в курсах внеурочных занятий:

  • «Умелые ручки»
  • «История города»
  • «Страна этикета»
  • «Классный час»
  • «Наш театр» и прочих. 

Чаще всего в младших классах используются творческие проекты: выпуск стен газет, плакатов, театрализации. Но не стоит бояться использовать и более серьезные проекты: информационно-исследовательские. Например, составление «Книги памяти» ко Дню Победы.

Где каждый участник проекта, сначала, собирает информацию и материал о членах своей семьи принимавших участие в Великой Отечественной войне, а затем коллективно оформляется и собирается целая книга, страницы в которой наполнены военной историей родственников учащихся.

Внеурочная деятельность, в отличие от учебного процесса, дает возможность реализовать проектную деятельность учащихся, отталкиваясь от важных, интересных для детей событий в учебном году. Таких, как:

  • День учителя
  • Новый год
  • День защитника Отечества
  • Международный женский день
  • День Победы
  • День города
  • День птиц
  • День книги и другие

При этом вспомогательным звеном могут стать беседы, экскурсии, встречи с известными, интересными людьми, посещение музеев, выставок и театров, что ребята принимают с удовольствием. А заинтересованность и воодушевление ребенка — это уже залог успешной реализации.

Основные этапы:

  • Подготовительный – мотивация, постановка задачи, обсуждение.
  • Планирование – распределение ролей.
  • Информационно-аналитический — сбор информации и материалов.
  • Составление – выполнение проекта: творческая работа.
  • Презентация – защита проекта: выставки, спектакли и инсценировки с участием детей.
  • Рефлексивный – анализ выполнения.

При разработке проектов на внеурочной деятельности, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для инициативы детей, направить, стать помощником, а не руководителем. Дети же учатся самостоятельно ставить цель, искать пути выполнения, работать индивидуально, в парах и в группе, распределять роли, слушать и понимать других, проявлять творчество, взаимопомощь, самостоятельность.

Занятия, проведенные во внеурочной деятельности, развивают познавательные навыки, коммуникативные, поисковые, рефлексивные умения ребенка, объединяют коллектив.

Ценность проектной деятельности, реализованной посредством внеурочных занятий, заключается в том, что она дает детям больше возможностей увидеть и прочувствовать практическое применение добытых знаний, проявить свои способности и таланты.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-kak-forma-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti

Выступление «Метод проектов как совместная исследовательская работа обучающихся начальной школы и учителя во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Развитие современного общества требует формирования всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией.

В настоящее время система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где учащийся развивает собственную универсальную сущность, свои природные возможности.

На современном этапе образовательной деятельности учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия.

Это приводит к необходимости организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся.

Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Целями и задачами использования проектной деятельности в начальной школе, на мой взгляд, являются:

развитие творческой, познавательной деятельности учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся;

воспитание чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность;

применение разнообразных, соответствующих возрасту способов мотивирования учащихся.

Исследования в проекте помогают ребенку проявить его личностные качества и умение отстаивать свою позицию в решении поисковых и творческих заданий, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, решительным; учат находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

Применение технологии метода проектов позволяет решать такие проблемы, как:

· мотивация к обучению, если низкая, то она однозначно повышается;

· низкая познавательная активность;

· недостаточный имеющийся уровень знаний по предметам, неясность его значимости в жизни;

· формирование механизма самореализации личности;

Основой применения метода проектной деятельности является то, что учащиеся приобретают опыт сотрудничества через совместное углубленное исследовательское изучение вопросов. В процессе работы над проектом у детей формируются основные виды учебных умений.

Читайте также:  Отравления. первая помощь при отравлении

Проект начинается и базируется на интересе ученика. Механизм «запуска» проектной деятельности может быть разным.

Побудить к проектной деятельности могут проблемные ситуации на уроке, проблемное изложение, частично-поисковый метод, а также мини-исследования на уроке (вопросов в ходе урока возникает множество, и задача учителя – заинтересовать ученика данной темой (через проблему, поиск, исследование) так, чтобы он захотел сделать проект). При этом предполагается, что ученики в курсе общих понятий и положений о проекте, которые они получают из бесед с учителем, выставочных и демонстрационных работ.

РОЛЬУЧИТЕЛЯ РОЛЬУЧЕНИКА РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ
— консультирует;-мотивирует;-стимулирует;-наблюдает. -явл. субъектом познав. деят-ти;-выбирает(принимает)решения;—выстраивает систему взаимоотношений с людьми;-оценивает. -консультирует;-мотивирует.

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент- работа над темой — это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент- работа над проектами — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта).

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.

Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Потому что переживание ситуации успеха – очень важный компонент мотивации любого школьника, особенно, если он ученик начальной школы.

Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации.

Они не бояться проявлять инициативу, учатся мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повышается общая учебная мотивация.

Применение метода проектов в совместной исследовательской работе младших школьников и учителя во внеурочной деятельности, как было отмечено исследователями, — расширяет кругозор младших школьников, который выходит за рамки того, что предлагается им на уроках;

— развивает умение вербально и наглядно презентовать подготовленные материалы;

— учит младшего школьника организовывать самостоятельную деятельность по поиску информации, её отбору и оформлению;

— учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;

— повышают познавательную активность.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Источники:

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metod_proektov_kak_sovmestnaya_issledovatelskaya_ra_204635.html

Проект по теме «Внеурочная деятельность в начальных классах»

7

Проект

по теме:

Внеурочная деятельность в начальных классах.

Выполнила

Косарева Лариса Николаевна

учитель МБОУ СОШ№45

г. Чебоксар

Внеурочная деятельность в начальных классах.

Косарева Л.Н., МБОУ «СОШ№45», г. Чебоксары

Проблема проекта: специфика формирования информационной культуры современного школьника.

Цель проекта: реализация программы «Мир моих интересов», направленной на развитие познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста через создание информационно-образовательной среды.

Задачи проекта:

1.Изучить значение и место соответствующей программы в образовательном проекте.

2.Адаптировать и эффективно использовать материал программы.

3. Представить отзыв о программе.

Ожидаемый результат:

Готовность педагога к организации целенаправленной и эффективной работы.

Конечный продукт:

Включение программы в план внеурочной деятельности.

Содержание

Введение.

1.Место программы в образовательном проекте.

2. Организация внеурочной работы в 1И классе МБОУ «СОШ№45»(из опыта работы)

3. Организация взаимодействия с родителями младших школьников. 4.Заключение.

Введение.

На современном этапе школьного образования актуальными становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и развитие деятельностных компетенций, которые позволяют расширить рамки образовательной программы. С каждым годом можно наблюдать увеличение информационного потока, частью которого является виртуальное пространство.

Актуальной проблемой становится умение ориентироваться, находить информацию, умение еѐ применять. В связи с этим меняются задачи современной школы и роль учителя. Учитель становится не единственным источником знаний для обучающегося.

Расширение образовательного пространства происходит за счѐт многочисленных интернет-ресурсов с различными сервисами: форумов, блогов, сообществ, творческих галерей.

Разработка любого школьного проекта или выполнение письменной работы сегодня, несомненно, сопровождается информацией из интернет-ресурса: для любого обучающегося не составит большого труда найти информацию для доклада, сочинения, реферата, сообщения, задать вопрос специалисту через портал, пообщаться по волнующей теме со сверстниками.

В связи с этим возникает проблема сопровождения обучающегося в этом всеобъемлющем виртуальном пространстве, где поиск материала становится хаотичным, бессистемным, сопровождающимся порой не только не нужной информацией, но и вредной для формирующейся молодой личности. Это приводит к потере времени и малой продуктивности учебной деятельности.

Из вышеизложенного видится проблема формирования информационной культуры современного школьника, составляющей которой является не только информационная грамотность, но и этика пребывания в виртуальной среде. На протяжении нескольких лет на базе Открытого молодѐжного университета разрабатывается и успешно реализуется Комплексная образовательная программа, задачей которой является:

 обучение IT-компетенциям, соответствующим новым востребованным

профессиям, новым средствам производства и рынку труда;

 знакомство с информационной культурой современного общества;

 формирование умения работать с виртуальной образовательной средой для повышения эффективности учебной деятельности и умения выстраивать коммуникативные связи в виртуальной среде;

 прививание норм этики и культуры поведения в виртуальном пространстве.

Стандарты нового поколения позволяют в рамках школьной образовательной программы вести занятия, направленные на развитие информационной грамотности с погружением в виртуальную образовательную среду уже с 1-го класса во внеурочное время.

В рамках ФГОС внеурочной деятельности отводится особое значение, которое становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность понимается как одна из форм организации свободного времени обучающихся, целью которой является расширение образовательного пространства, способствующего определению его интереса, свободному выбору направления и удовлетворению обучающихся в содержательном досуге.

Образовательная программа «Мир моих интересов» Открытого молодѐжного университета направлена на развитие познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста через создание информационно-образовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход. В основу курса положена технология проектно-исследовательской деятельности.

Одним из инструментов реализации проектно-исследовательской деятельности является виртуальная образовательная среда, где ребѐнок имеет возможность расширить собственный кругозор на занятии, проверить свои силы в решении заданий повышенной сложности, выполнить мини-проект творческого характера и оценить уровень учебных и внеурочных достижений.

Использование медиапродуктов позволит сформировать внутреннюю мотивацию обучающихся к познавательной деятельности, положительно повлияет на развитие функциональной грамотности, способствует развитию рефлексивных способностей, информационно-коммуникативной компетенции.

Приобретение навыков работы на ПК в рамках программы становится не целью, а средством достижения образовательных результатов. Развивая познавательную сферу ребѐнка, формируется исследовательские и проектные умения.

К исследовательским умениям относятся:

 умение видеть проблемы;

 умение выдвигать гипотезы;

 умение наблюдать, сравнивать;

 умение формулировать вопросы;

 умения и навыки проведения экспериментов (мысленных и практических).

Исследование рассматривается как часть проектирования, в процессе которого у детей формируются такие проектные умения:

 развитие познавательной активности ученика;

 приобретение опыта интеллектуальной деятельности под руководством взрослого;

 умение добывать необходимую информацию различными методами (работа с дополнительной литературой, Интернетом);

 умение работать в паре, группе; вести диалог, описывать свою деятельность.

Использование разных способов соорганизации (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) позволяет сохранить активность детей. При системном использовании парной и групповой работы приобретаются навыки учебного сотрудничества, сохраняется активность детей.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/proekt-po-teme-vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnykh-klassakh.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector