Профессиональные умения учителя начальных классов

Профессиональные умения учителя начальных классов

Учитель — это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога.

Педагогическая компетентность — это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности.

При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие «педагог начальной школы» стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:

  1. Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
  2. Понимание минусов профессии учителя.
  3. Стремление к самосовершенствованию.
  4. Умение в каждом найти положительные качества.
  5. Правильная оценка своих возможностей как учителя.

Ведущие способности в педагогической деятельности

Кроме вышеперечисленных черт характера, некоторые выделяют и качества, которые являются главными в педагоге:

  • коммуникативность — человек, решивший стать учителем, должен любить людей и уметь общаться с ними;
  • эмпатия (умение сопереживать окружающим) и педагогическая интуиция;
  • учитель должен уметь убеждать с помощью логических доводов и принимать волевые решения;
  • должен быть эмоционально устойчив;
  • оптимизм;
  • творческий подход к работе.

Перечисленные личностные особенности в совокупности с теоретической базой и постоянным применением в профессиональной деятельности и являются педагогической компетентностью.

Взаимодействие педагогов и учащихся

Немаловажным в образовательном процессе является общение между учителем и учеником. Ведь именно через такое взаимодействие происходит передача накопленных знаний и формирование необходимых умений. Поэтому педагогу важно построить правильные отношения со своими подопечными.

Взаимодействие учителя и ученика не должно ограничиваться только общением в школе и на уроках. Педагог (а в особенности это касается классных руководителей) должен активно вовлекать учащихся в школьную и общественную жизнь. Это может быть организация праздников, походы, поездки на культурные мероприятия.

На уроках учитель должен использовать различные методы работы:

  • лекции;
  • выступления с докладами;
  • семинары;
  • дебаты.

Сами занятия должны проводится так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать на дальнейшую работу. Но уважительное отношение учеников будет зависеть от того, есть ли у педагога авторитет среди учащихся. Что это такое?

Авторитет учителя

Это характеристика отношения к педагогу, которая определяет его профессионально-личностное положение в обществе, принятие и признание его ведущей роли в образовательном процессе. Для того чтобы учитель пользовался уважением у учащихся, они должны видеть в нем не только того, кто передает им знания, но и наставника.

Педагог должен не только видеть возможный потенциал в каждом ученике, но и уметь критиковать, чтобы стимулировать своих подопечных и скорректировать их развитие и обучаемость.

Также учитель не должен выделять никого из своих учащихся, в каждом ему надо видеть и уважать личность. Педагог должен поддерживать дисциплину в классе и воспитывать в своих учениках ответственность.

Учитель является для детей справедливым наставником.

Отличия профессии педагога от других

Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии учителя?

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. «Объект» деятельности учителя — это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель — это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом — это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Источник: https://www.syl.ru/article/337231/professionalnyie-i-lichnostnyie-kachestva-uchitelya-kakim-doljen-byit-uchitel

Профессиональные навыки учителя (педагога)

Ниже представлены примеры профессиональных навыков для резюме педагога и учителя начальных классов. Данный список не является исчерпывающим, это лишь образец, который должен помочь соискателю составить свой перечень знаний и умений полученный на предыдущих местах работы и во время обучения.

Учитель (педагог)

  • Уверенный пользователь ПК;
  • Знание специализированных компьютерных программ;
  • Опыт классного руководительства;
  • Навыки репетиторства;
  • Грамотная письменная и устная речь;
  • Знание делового этикета;
  • Использование собственных методик проведения занятий;
  • Навыки организации учебного процесса;
  • Знание педагогики и психологии преподавания;
  • Умение заинтересовать учеников;
  • Осуществление самостоятельных исследований, написание научных работ;
  • Имею собственную методику проведения лабораторных занятий;
  • Навыки составления календарных планов, планов уроков;
  • Навыки организации экскурсий, турпоходов;
  • Наличие научных работ;
  • Навыки работы с младшими классами;
  • Опыт проведения семинаров;
  • Знание методов преподавания;
  • Навыки составления планов уроков;
  • Опыт ведения учебной документации;
  • Навыки проведения контроля знаний учеников.
  • Подбор индивидуальной программы (составление заданий);
  • Индивидуальный подход к ученикам;
  • Использование современных методик проведения внеклассных занятий;
  • Владение языками: русский и украинский языки — свободно.
Читайте также:  Изучение пдд в начальной школе

Учитель начальных классов

  • Базовые знания компьютера;
  • Грамотная письменная и устная речь;
  • Знание методик раннего развития;
  • Навыки классного руководства;
  • Навыки проведения занятий в игровой форме;
  • Знание педагогики и психологии;
  • Организаторские способности;
  • Умение заинтересовать и увлечь детей;
  • Опыт работы няней (наличие рекомендаций);
  • Творческий подход к работе;
  • Умение организовать дисциплину в классе;
  • Использование современных методик в работе;
  • Навыки организации познавательных и учебных экскурсий;
  • Навыки работы с детьми дошкольного возраста;
  • Опыт организации мероприятий;
  • Навыки подбора и разработки индивидуальных программ обучения;
  • Опыт ведения документооборота.

Если у вас все еще есть вопросы, ознакомьтесь с разделом профессиональные навыки.

Источник: http://master-rezume.com/professionalnye-navyki-v-rezyume/professionalnye-navyki-uchitelya

Резюме учителя начальных классов: образец составления для успешного приема на работу, как правильно описать профессиональные навыки и обязанности

Резюме учителя начальных классов: образец составления для успешного приема на работу, как правильно описать профессиональные навыки и обязанности

Первый учитель — одна из самых почитаемых фигур, самая искренняя, гуманная и добрая профессия. По крайней мере, именно таким видят наставника малышей родители и руководство.

На первый взгляд, всë просто — соискатель должности учителя начальных классов должен обладать призванием передавать знания и воспитывать детей, однако на деле резюме педагога составляется не только из личных качеств.

Чтобы получить эту работу, возьмите для составления резюме проверенный образец и воспользуйтесь рекомендациями наших экспертов.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Общие принципы составления резюме

Между строк резюме наниматель может найти много дополнительной информации о личности соискателя

Несмотря на то что официально установленной формы резюме не существует, на практике давно выработаны и «классическая» структура этого документа, и принципы оформления, и правила включения в него информации.

И если представителям творческих профессий придерживаться этих правил и проявлять креативность вполне дозволительно, то педагогам — людям подчëркнуто серьëзным и ответственным — следовать общепринятой структуре рекомендуется настоятельно.

Структура

Классическая схема расположения разделов в резюме представляет собой такую их последовательность:

  1. Название документа — «Резюме» (сюда же можно добавить и Ф. И. О. соискателя — «Резюме Скоробогатовой Людмилы Владимировны»).
  2. Целевая направленность документа — на соискание какой именно должности подаëтся резюме («Цель резюме — соискание должности учителя начальных классов»).

Личные данные соискателя:

  • возраст (в формате даты рождения или количества полных лет);
  • место жительства (достаточно лишь названия населëнного пункта);
  • общие сведения о семейном положении и количестве детей (подробные данные о них указывать не нужно);
  • контактные данные (номер телефона и адрес электронной почты).
  1. Сведения об образовании — перечисление всех оконченных соискателем учебных заведений (кроме средней школы) в хронологическом порядке. В качестве подраздела можно добавить сведения о повышении квалификации — прослушанных курсах, посещëнных семинарах и тренингах.
  2. Сведения об опыте работы — перечисление всех или основных мест работы в порядке от последнего к первому. По тем должностям из занимаемых, что родственны соискаемой работе, следует здесь же подробно описать возложенные обязанности. В качестве подраздела можно включить сведения о профессиональных достижениях (наградах и просто трудовых показателях) соискателя по прежним местам работы.
  3. Профессиональные навыки — перечисление знаний и умений соискателя, актуальных для желаемой должности.
  4. Личные качества — перечень особенностей характера соискателя, имеющих значение для представителя профессии, к которой относится должность.
  5. Дополнительные сведения — информация, не заявленная в требованиях к кандидатам, однако при прочих равных условиях могущая послужить преимуществом перед другими (наличие водительских прав и личного авто, хобби — рукоделие или другой вид творчества и пр.).
  6. Рекомендации с прежних мест работы в виде приложенных к резюме характеристик или контактов бывшего начальства.

Рекомендации по составлению успешного резюме для любой должности не исчерпываются чëтким следованием общепринятой структуре документа. Резюме профессионала, и особенно учителя, должно отвечать следующим общим принципам:

  1. Грамотное изложение текста — отсутствие грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок, опечаток.
  2. Единообразное форматирование — разделение текста на абзацы, соблюдение однотипных отступов, однотипного шрифта (и по стилю, и по размеру), выделение заголовков разделов резюме.
  3. Лаконичность изложения — отсутствие лишней, с точки зрения функций соискаемой должности, информации, соблюдение правила об идеальном объëме резюме (не более полутора страниц, в идеале — одна).
  4. Определëнность относительно собственных пожеланий к месту работы — обязательное указание разумного минимума заработной платы, а также указание в резюме конкретно той должности, на которую оно подаëтся.

Сопроводительное письмо — нужно ли?

Наличие сопроводительного письма к резюме в некоторых случаях способно также стать преимуществом для кандидата.

Составляют такие письма при подаче резюме в крупные компании западного толка, а также при отправке резюме по электронной почте вложенным файлом.

Наличие такого документа при резюме учителя может стать дополнительным подтверждением организованности соискателя, следования определëнным правилам делового документооборота.

В сопроводительном письме обычно указывают:

  • наименование и адрес компании — потенциального работодателя;
  • собственные Ф. И. О. и адрес;
  • наименование должности, на которую претендует соискатель;
  • информацию об источнике получения сведений об имеющейся вакансии;
  • просьбу о направлении результатов рассмотрения резюме в адрес соискателя.

Особенности содержания резюме учителя начальных классов

Учитель начальных классов — педагог общеобразовательной частной или государственной школы, полностью организующий учебно-воспитательный в отношении закреплëнного за ним класса (с первого по четвëртый). Следует понимать, что в обязанности такого специалиста входит не только преподавание целого ряда дисциплин, но и:

  • всесторонняя помощь в адаптации учеников к школе — ведь именно этот учитель первым встречает в школе первоклашек, его образ формирует в сознании детей первые ассоциации со школой и обучением;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся в процессе обучения;
  • организация культурной жизни класса;
  • организация самодеятельности учеников;
  • воспитание учеников;
  • взаимодействие с родителями по вопросам обучения и воспитания их детей;
  • ведение школьной документации.

Как видно, круг обязанностей и ответственность учителя младших классов велики, поэтому наниматели предпочитают назначать на эту должность самых квалифицированных и опытных сотрудников.

Образец

В резюме учителя младших классов важно всё — и образование, и опыт работы, и навыки, и личные качества

Раздел «Образование»

С недавних пор квалификационные требования к должности учителя начальных классов не допускают еë занятие лицами со средним специальным (пусть и профильным) образованием. Кроме того, даже высшее образование учителя младших классов не может быть любым — обязательна педагогическая специальность, желательна — непосредственно «Учитель начальных классов».

Раздел «Опыт работы»

Опыт работы в области образования, воспитания детей — бесспорный плюс в резюме педагога. Если у соискателя он имеется, обязательно следует подробно описать исполняемые на прежнем месте работы функции, а также достигнутые на педагогическом поприще успехи. Заострить внимание следует на полученной квалификационной категории, присвоенном звании.

Если опыта работы нет, стоит вспомнить о пройденной в рамках обучения в институте практике. С оговоркой о том, что опыт был приобретëн в качестве практиканта, следует подробно описать усвоенные знания, выполненные задания, сделанные выводы.

Раздел «Профессиональные навыки»

Ключевыми для учителя начальных классов являются:

  • знания по предметам начальной школы, которые предстоит преподавать;
  • знание и практические навыки применения на практике основ психологии преподавания, психологии младших школьников;
  • навыки владения офисной техникой, ПЭВМ, телеаппаратурой;
  • знания в области обеспечения безопасности жизни и здоровья детей в школе;
  • навыки организации мероприятий для детей (самодеятельность, культурный досуг, экскурсии и пр.);
  • знание методики преподавания и ведения факультативных занятий;
  • навыки ведения документооборота в школе (заполнение журналов, отчëтность, составление справок, служебных записок пр.).
Читайте также:  Ролевая этическая игра для младших школьников 1-2 класса

Раздел «Личные качества»

Особенности характера, позволяющие в полной мере обеспечить выполнение возложенных на педагога функций — едва ли не самый важный критерий для опытного нанимателя при рассмотрении вопроса о выборе кандидата на должность учителя. Ведь даже самое лучшее образование не заменит умения общаться с детьми, вызывать у них доверие. И особенно это актуально для учителя младших классов.

Личные качества, которые обязательно будут оценены потенциальным нанимателем:

  • любовь к детям и умение с ними общаться;
  • обязательность и организованность;
  • скромность;
  • организаторские способности;
  • грамотная, поставленная речь;
  • гуманизм;
  • справедливость;
  • трудолюбие;
  • коммуникабельность;
  • оптимизм;
  • стрессоустойчивость;
  • пунктуальность;
  • быстрая обучаемость;
  • открытость;
  • уравновешенность.

Учитель младших классов, прививая школьником правила морали, сам должен быть примером высокоморальной личности.

Поэтому в резюме ему следует умолчать о негативных особенностях собственного характера, фактах привлечения ко всем видам ответственности (в том числе и дисциплинарной).

В перечне мест работы не стоит упоминать о «сомнительных» в отношении морального образа личности, здорового образа жизни должностях (например, бармен, администратор ночного клуба, казино и пр.).

Что же касается общих для всех профессий антирекомендаций по содержанию резюме, то их всего несколько:

  1. Не следует в резюме указывать излишние подробности относительно параметров собственного тела (рост, вес и пр.), подробный адрес соискателя нанимателю также не понадобится до тех пор, пока не будет принято решение о приëме на работу.
  2. Не стоит вдаваться в подробности отношений с прежними нанимателями и коллективом, указывать причины увольнения с прежних мест работы.
  3. Не следует перечислять длинный перечень мест работы (если их много). Достаточно указать лишь основные, связанные с педагогикой, детьми.
  4. Не следует предъявлять нанимателю широкий список собственных условий относительно режима работы, обустройства рабочего места и пр.

Выбирая работника на должность учителя младших классов, наниматель (часто в этой роли выступает директор школы) ищет того, кому бы мог доверить большую часть собственной ответственности за детей, их базовые знания, воспитание, здоровье и даже жизнь. Поэтому уже на первоначальном этапе — оформлении и подаче резюме — соискателю, нацеленному на результат, важно подойти к самопрезентации очень ответственно.

Источник: http://sb-advice.com/work/3363-rezyume-uchitelya-nachalnyih-klassov-obraztsyi-i-pravila-sostavleniya.html

Резюме учителя: советы и рекомендации по составлению

Резюме учителя: советы и рекомендации по составлению :

Огромную роль для соискателей играет резюме. Для каждой вакансии обычно указываются свои особенности.

Какое резюме учителя может назваться хорошим? Какие особенности следует указывать здесь, а о чем можно умолчать? Точного шаблона нет, каждый самостоятельно описывает свою личность для трудоустройства.

Но некоторые рекомендации помогут вам составить хорошее резюме для учителя. Это не так трудно, как кажется.

Образование

Огромную роль при трудоустройстве в качестве учителей играет ваше образование. Оно должно быть, причем высшее. Резюме учителя начальных классов (и старших тоже) не может называться успешным, если в нем нет данных о вашем образовании. Оно в обязательном порядке должно быть высшим.

Необходимо окончить «педагогику». Также можно окончить любую предметную специальность: математику, физику, химию, биологию, филологию (русский язык). Все зависит от того, какой предмет вы планируете преподавать. Для учителей начальных классов необходимо именно педагогическое образование.

Важно: оно должно быть высшим. Техникумы и разнообразные курсы приветствуются, но только как дополнение. Запомните это. Никто не станет нанимать в качестве преподавателя человека без высшего образования.

Личные качества

Резюме учителя начальных или старших классов также должно отражать ваши положительные личные качества. Те, что указывают на навыки общения с детьми. Люди, которые не умеют общаться, как преподаватели никудышны. Их вряд ли возьмут обучать детей.

Что конкретно писать? В личных качествах обязательно укажите дружелюбность и общительность. Редкие в современном мире черты характера, присущие преподавателям. Особенно они важны для учителя младших классов. С детьми необходимо найти общий язык, чтобы научить их чему-то. Фактически подружиться с каждым ребенком.

Далее идет стрессоустойчивость. Тоже немаловажный пункт. Работа учителем — это постоянный стресс, вечное напряжение. Поэтому вы не должны поддаваться эмоциям. Умение справиться со стрессом и не поддаваться ему очень ценится работодателями на любой специальности.

Быстрая обучаемость и активность — очередные пункты, которые должны быть в резюме учителя. Данные личные качества указываются для всех профессий. Человек, который схватывает все налету, всегда способен принести пользу компании. Для преподавателей же умение учить не менее важно, чем личная обучаемость. Если человек сам способен быстро учиться, то и другим он может давать знания.

Пунктуальность — то, что ценят работодатели. Для учителя пунктуальность особо важна. Ведь такому сотруднику придется четко следовать составленному расписанию. Умение управлять временем встречается не слишком часто, но оно обязательно будет оценено работодателем по существу.

Профессиональные навыки

Какими профессиональными навыками должен обладать любой преподаватель? В резюме учителя обязательно должен быть пункт под названием «грамотная речь». Человек, который разговаривает безграмотно, не умеет строить предложения, никогда не сможет нормально обучать детей.

Разборчивый почерк — еще один момент, который придется учесть. Его отсутствие не критично, но лучше, чтобы он был.

Резюме учителя, образец которого можно назвать успешным, должно содержать в обязательном порядке пункт, говорящий о вашей любви к детям. Это тоже профессиональное качество преподавателя. Оно играет важную роль. Особенно для того, кто хочет обучать детей в начальной школе.

Трудолюбие является очередным важным фактором, имеющим значение для преподавателя. Резюме учителя начальных классов (и старших в том числе), содержащее упоминание о вашем трудолюбии, привлечет внимание к кандидатуре.

Пример

А теперь наглядный пример «визитной карточки» преподавателя. Сначала вы должны написать данные о себе: фамилию, имя и отчество, город проживания, домашний адрес, контактный телефон и семейное положение. А дальше действуйте по предложенному плану:

Образование: высшее, специальность «учитель начальных классов», БФУ им. Канта, 2000-2005 г., были закончены курсы по детской психологии в 2006 году.

Личные качества: пунктуальность, дружелюбность, стрессоустоивость, активность, быстрая обучаемость, умение находить общий язык с людьми, открытость, уравновешенность, ответственность.

Профессиональные навыки: понятный и разборчивый почерк, любовь к детям, трудолюбие, знание ПК, познания в психологии, дисциплинированность, грамотная речь.

Далее ставите дату и подпись. Вот и все. Данный шаблон поможет вам быстро составить успешное резюме учителя.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-rezyume-uchitelya-sovety-i-rekomendacii-po-sostavleniyu.html

Профессиональные знания и педагогические умения учителя

Профессиональные знания и педагогические умения учителя

Знания, педагогические умения и личностные особенности, а также результаты деятельности педагога можно считать составляющими профессиографического модуля учителя. Соотношение данных параметров у работающего педагога может быть различным, что и позволяет говорить о разных уровнях профессионализма учителя.

Профессиональные знания (психолого-педагогические, предметно-научные, методологические, общекультурные и т.д.

) по основам наук, сведения о соответствующем опыте практической деятельности, обеспечивающие преемственность в профессиональной деятельности учителя, составляют основу его профессионального развития.

Среди них особую значимость приобретают знания о сущности труда учителя в современный период, об особенностях педагогической деятельности и общения, о личностных особенностях учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных и индивидуально-типологических особенностях.

Современной тенденцией развития науки, культуры является взаимодействие различных областей, что отражается на открытии новых межнаучных направлений, культурных сфер, специальностей и специализаций.

В этой связи в образовательном процессе актуализируется проблема объединения учебных дисциплин, методологических стратегий, подходов в реализации межпредметных связей, создания единой развивающей среды. По-видимому, уходит время жестокой предметной специализации учителя.

Разработка целостных междисциплинарных интегрированных курсов в значительной мере изменит структуру знаний учителя.

Педагогические умения – основа профессии учителя. Психологической основой педагогических умений, по К.К.Платонову, является единое взаимоотношение между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения.

Под педагогическим умением будем понимать владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний (О.А.Абдуллина).

При определении перечня профессиональных умений большинство исследователей исходит из функций педагога. Так, О.А.Абдуллина считает первейшей функцией любого педагога изучение учащихся и выдвигает на первый план диагностические умения, затем –проектировочные, воспитательные и исследовательские. А.И.

Читайте также:  Классный час в 6 классе по теме: мой город

Щербаков выделяет следующие функции умений: информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, коммуникативная, организаторская, исследовательская. В.А.

Сластенин выделяет конструктивно-планирующую, организаторскую, коммуникативно-обучающую, воспитывающую и исследовательскую функции педагогических умений.

Следуя за Н.В.Кузьминой, мы исходим из того, что профессиональный модуль учителя имеет в своем составе педагогические умения двух классов: общепедагогические и специальные. Специальные умения связаны с преподаванием конкретного предмета. Дадим краткую характеристику каждого общепедагогического умения.

Познавательные умения связаны с познанием предмета, учащихся и результативности собственной деятельности. Педагог:

  •  умеет добывать новые знания, приводить их в мобилизационную готовность при решении педагогических задач;
  • ориентируется на инновационную деятельность (инновация – внедрение новшеств в уже существующую реальность) как объективную ценность;
  • осознает себя субъектом профессионального выбора, понимает и принимает необходимость выбора и самоопределения в отношении собственной профессиональной стратегии в условиях существующих технологий;
  •  умеет анализировать свою деятельность и деятельность учащихся во взаимосвязи, ищет причины неудач в недостатках собственной деятельности и личностных свойствах.

Проектировочные умения связаны с перспективным планированием, со структурированием плана, координацией его отдельных частей. Педагог:

  • умеет формулировать стратегические педагогические задачи;
  • устанавливает цели обучения и воспитания по своей дисциплине в виде одной или нескольких профессиональных стратегических задач, расчленяет конечную цель на подцели, выбирает средства для их осуществления;
  • изучает личность ребенка в целях диагностики и прогнозирования развития;
  • создает модули (виды работы) обучения, строя их по принципу функционального узла, интегрирующего все компоненты системы и обеспечивающего ее динамику;
  • конструирует проблемно-модульные учебные программы;
  • разрабатывает перспективный план изучения материала в целом, устанавливая связи интегрирующего характера по всему курсу, соотнося изучение материала курса со стандартами, базисным учебным планом, учитывая культурные традиции, национально-исторические особенности при планировании курса.

Конструктивные умения связаны с ежедневным планированием, с композицией каждого конкретного урока, занятия, лекции. Педагог:

  • умеет выбирать рациональную структуру урока и определять его построение;
  • осуществляет презентативную (предъявление), интенсивную (побуждение), диагностическую и корректировочную функции при конструировании урока;
  • понимает и принимает ценностное и смысловое содержание диалога как максимально продуктивной стратегии отношения к окружающему миру, людям, системе ценностей межличностного общения;
  • учитывает при планировании разноуровневость, профильность и вариативность образования;
  • отбирает, моделирует, актуализирует учебный материал с позиции его адекватности интересам развивающейся личности учащегося;
  • определяет движущие силы развития ребенка и заботится о развитии его индивидуальности и неповторимости;
  •  создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей воспитанников, стимулирует интерес учащихся;
  • умеет планировать свою работу и работу учащихся на конкретном уроке, занятии, лекции.

Организаторские умения связаны с организацией учебного материала, организацией своей деятельности и деятельности учащихся. В организаторских умениях отражаются требования образовательных систем к методам, технологиям, техникам, средствам, формам, приемам в области организации содержания обучения. Педагог:

  • организует исполнение профессиональных замыслов, методологических ориентиров, педагогических проектов;
  • предъявляет учебно-воспитательную информацию в соответствии с принципами педагогики сотрудничества;
  • организует обучение как процесс самовыражения учащихся;
  •  вооружает учащихся технологиями деятельности и способами работы, создает условия для проявления личностных качеств учащегося, в основе которых лежат их индивидуальные особенности и возможности.

Коммуникативные уменияпроявляют искусство общения педагога с детьми.

Они обширны и многообразны и разделяются на две группы:

  • связанные с саморегуляцией педагога, управлением его своим поведением, настроением, вниманием, речью;
  • умения строить взаимоотношения с учащимися, среди которых выделяются коммуникативно-познавательные, коммуникативно-конструктивные, коммуникативно-организаторские и собственно коммуникативные умения.
  • Подобное деление объясняется тем, что коммуникативная деятельности представляется производной от всех других, она является своеобразной экстериоризацией познавательной, проектировочной, конструктивной и организаторской деятельности педагога.

Общепедагогические и специальные умения по-разному развиты у каждого учителя. Их взаимосвязи могут быть сильными, слабыми или вообще отсутствовать. Структурное сочетание их является показателем уровня продуктивности деятельности педагога, показателем его профессионализма.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/28483.html

Качества учителя: профстандарт и реальность

Качества учителя: профстандарт и реальность

Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше — добрый или строгий? Какой будет более успешен — бунтарь или конформист?

Хороший учитель — это почти как хороший бизнесмен

Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Каким должен быть идеальный учитель? Может, таким? Кадр из х/ф «The School of Rock» (2003)

А если не спорить, а спросить окружающих: какие качества учителя считают важными именно они? Такой разговор поможет одним участникам образования по-новому посмотреть на других.

Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян.

Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама.

Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».

Или таким? Кадр из х/ф «Доживём до понедельника» (1968)

Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ — это профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 1 января 2015 года.

На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство.

Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью.

Это и решила сделать Гоар Саркисян.

В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии — педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»

Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.

Идеальный учитель с точки зрения учеников

100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.

«Твои лекции должны быть для тёти Шуры!»

80% опрошенных — за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).

Учащиеся объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же словами описывается в ответах других респондентов толерантность.

Здесь и далее — таблицы из подробного описания работы с сайта учителя Щёлковской гимназии Хусаинова Р.Р.

Для всех опрошенных родителей идеальный учитель — тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».

Хочется читать нотации? Вспомните о Матиуше

В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.

Неравнодушие объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам. Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда это необходимо.

А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней — за отличное знание предмета и терпеливость.

Но главное — именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.

Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.

Источник: https://newtonew.com/opinion/real-teacher-qualities

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector