Развивающие игры для начальных классов. внеурочная деятельность

Развивающие игры для начальных классов. Внеурочная деятельность

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства в школе» 

Программа по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Цель программы: Развивать творческие способности, мышление, память детей, расширять знания детей по всем предметам начальной школы, обогащать словарный запас, мотивировать на учение.

Особенность занятий – игровая форма проведения. Главный герой медвежонок Миша, с ним дети учатся, играя, и путешествуют на протяжении всего курса обучения.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Многое в ребёнке можно рассмотреть через игру. Начальная школа открывает перед детьми огромные возможности, а главное учит учиться. На уроке как правило играть времени нет, а вот на внеурочке — это вполне возможно. Главное заинтересовать детей, вовлечь в какую-то деятельность, которая работала бы на результат.

В результате дидактических игр рождаются совместные творческие проекты. Некоторые занятия проводятся вместе с родителями. Они также становятся участниками образовательного процесса. Если ребёнок вовлёк в игру родителей, то гармония в семье обеспечена. На занятиях по внеурочной деятельности дети много узнают полезного и интересного.

Эти знания помогают им в жизни.

Тематика занятий разработана с учётом предметных тем ко всем урокам начальной школы. Представлена программа с тематическим планированием. К каждой теме подбираются задания в соответствии с возрастом детей. Я реализую эту программу уже четвёртый год.

Детям очень нравится, а я получаю настоящее удовольствие от работы. На занятиях развивается память, мышление, внимание. Обогащается словарный запас, раскрываются индивидуальные способности детей. Программу можно использовать и для детей с ОВЗ.

Только задания и игры для них подбирать исходя из их возможностей.

Пояснительная записка

Программа данного курса «Учимся, играя!» состоит из нескольких блоков:

  • Математический блок
  • Развитие речи
  • Логоритмика
  • Творческая мастерская
  • Окружающий мир

Особенность занятий – игровая форма проведения. Главный герой медвежонок Миша, с ним дети учатся, играя,  и путешествуют на протяжении всего курса обучения.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Что даёт игра школьнику:

  • свободу
  • порядок
  • гармонию
  • увлеченность
  • активизацию  умственных способностей
  • компенсацию недостатков 
  • предполагает обучение
  • совершенствует творческие навыки
  • развивает воображение
  • даёт поиск оптимальных решений
  • даёт психологическую устойчивость
  • увеличивает потребность ребенка в общении

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель и учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра выступает  средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Она включает в себя:

  • умственное воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание.

Система логоритмических занятий,  помогает исправлять речевые нарушения школьников. Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

  • Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • Развитие слухового и зрительного восприятия;
  • Увеличение объёма памяти;
  • Развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
  • Развитие двигательных кинестезий;
  • Развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
  • Формирование двигательных навыков.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лек­сические темы.

В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские на­родные сказки, что соответствует возрасту детей и позво­ляет решать коррекционные задачи в игровой форме.

Мно­гократное повторение изучаемого способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного ус­ложнения речевого материала.

Ритмические игры с музы­кальными инструментами постепенно усложняются; в пер­вых задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный.

Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насы­щенную атмосферу совместного творчества детей и взрос­лых, побуждает каждого ребенка принять активное учас­тие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование уме­ний и навыков у детей. На занятиях помимо речевых за­дач решаются также этические, большое внимание уделя­ется развитию эстетического вкуса.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

  • логопедическую (артикуляционную) гимнастику (ком­плекс упражнений для укрепления мышц органов артикуля­ционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьевой);
  • чистоговорки  для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой мотори­ки, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождени­ем и без него;
  • фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыха­ния;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инст­рументами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения на развитие мимических мышц для разви­тия эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-об­разного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динами­ческой стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выра­зительности невербальных средств общения, позитивного са­моощущения;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Структура занятия может не всегда включать все перечис­ленные элементы. Последовательность коррекционной рабо­ты над звуками можно варьировать в соответствии с характе­ром нарушений речи у детей.

Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, использованы стихи современных поэтов и народный детский фольклор раз­ных стран.

 Рекомендуется проводить  занятия 1 раз в неделю. На занятии должна быть атмосфера радости и добро­желательности. Педагог должен создать детям условия для воз­никновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать си­туацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам.

Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения.

С детьми, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, целесообразно позаниматься индивидуально. Овладение двигательными навыками, заучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

Следует обязательно включать в занятия коммуникативные игры или танцы.

Читайте также:  Викторина с ответами для школьников 6-7 класса по теме: мой пушкин

Поскольку большинство последних построены в основном на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отно­шение людей друг к другу, то в целом они дают положитель­ные, радостные эмоции.

Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социаль­ного климата в школе.

В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что рас­крепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его учас­тия в танце-игре.   Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов  ОУ.

Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, эле­менты костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п.

Многократное применение наглядного материала по лек­сическим темам помогает перейти образам-представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения.

Главный принцип достижения эффективности в работе –  индивидуальный подход к каждому ребенку, учи­тывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Программа курса рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Задания подбираются с учётом возрастных особенностей детей.

Тематическое планирование

Кол-во часов Тема занятий сроки
По плану По факту
1 1 Счёт предметов. Игра-путешествие «Найди отличия». Развитие зрительной памяти.
2 1 Составление рассказа по серии картин. Развитие слуховой памяти
3 1 Русское народное творчество. Чистоговорки, скороговорки. Обучение приёмам запоминания материала
4 1 Развиваем творческие способности.Игра «Учись рисовать».
5 1 Страна, в которой я живу. Исследование процессов запоминания.
6 1 Математический турнир. Развитие логического мышления.
7 1 Говорю красиво – интонирование.
8 1 Приключение звуковичка. Развитие фонематического слуха.
9 1 Игра «Лепка на картоне». Развитие мелкой моторики.
10 1 Да здравствует вода! Оглянись вокруг.
11 1 Решаем занимательные задачи. Развитие логического мышления.
12 1 Строим правильно предложения. Работа над грамматическим строем.
13 1 Развиваем творческие способности.Игра «Учись рисовать». Рисуем картину.
14 1 Что мы знаем о профессиях? Игра «Кто нас окружает».
15 1 Путешествие в страну Математику.
16 1 Стихосложение. Игра «Найди рифму».
17 1 Мы умеем танцевать. Игры-движения. Развитие чувства ритма.
18 1 Оригами. Развитие мелкой моторики.
19 1 Времена года.  Игра «Что меня окружает».
20 1 Геометрические фигуры. Развитие зрительной памяти, логического мышления.
21 1 Читать не вредно, вредно не читать! Работа над техникой чтения.
22 1 Подвижные игры. Развитие двигательных функций.
23 1 Бумажная мозаика. Развитие мелкой моторики и творческого мышления.
24 1 Домашние и дикие животные.
25 1 Развиваем логику, память, мышление.Загадки, ребусы. Мнемотехника.
26 1 Сказка о весёлом язычке. Артикуляционная гимнастика.
27 1 Думаем, двигаемся, говорим. Игра «Летит по небу шар», «У дяди Абрама»
28 1 Поздравительные открытки. Развитие эстетических чувств.
29 1 Правила дорожного движения. Путешествие в страну «Светофорию».
30 1 Как устроен человек. Игра «Познай себя».
31 1 Математическое лото. Развитие логического мышления.
32 1 Развиваем речь, мышление и память. Игра-конкурс.
33 1 Правила этикета.
34 1 Итоговое отчётное занятие «Мы учились, играя!»

Всего 34 часа.

Рекомендуется  на занятиях использовать рабочую тетрадь с развивающими заданиями Л.М.Козырева «Развитие речи и памяти», ООО «Издательство Астрель».

Список использованной литературы

1. ЮНЕСКО «Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех». Перевод с англ. языка: Светлана Котова. // Москва, РООИ «Перспектива»: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2007.

2.   Культура общения – язык и этикет. // М: РООИ «Перспектива», 2000–2012.

3.  Серия «Чтение и литература» издаётся с 1994 г автор – составитель О.В. Джежелей;

4.  М. А. Шилякин Справочник по русской грамматике 1993 г.;

5.   «Занимательная грамматика» М.Омега 2008 г.;

6.  Н.А. Плёнкин  Система работа связной речи учащихся  М-Просвещение 2009 г.;

7.  Е.И. Никитина  Русская речь  М-Просвещение 2003 г.;

8.  В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С. Соловейчик  Развитие речи: теория и практика обучения. 2004 г ;

9.  Л.Я.Успенская  Слово о словах. 2006 г.;

10.  М.С.Соловейчик Воспитания внимания к слову  журнал Начальная школа  № 10 1994 г.;

11.  А.Э Симановский «Развитие творческого мышления детей» Ярославль 2009 г.;

12.  Е.Н.Потапова  Радость познания   М. Просвещение 2010 г. ;

13.  М.Г.Львов  Школа творческого мышления М. Просвещение 2008 г.;

14.   М.С. Жукова  Обучение с увлечением  2007 год. 

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/16885.html

Внеурочная деятельность. Интеллектуальные игры

Внеурочная деятельность. Интеллектуальные игры

Внеурочная деятельность как одно из важных направлений реализации ФГОС НОО.

Школа после уроков это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений , своего «я».

Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

На основе диагностических исследований был сделан вывод, что у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Все эти процессы можно развивать в процессе игр, но не простых, а интеллектуальных.

В последнее десятилетие в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры.

Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления обучающихся была создана программа , которая направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Программа дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления, она призвана помочь учащимся стать раскованными и свободными в общении, своей интеллектуальной деятельности.

Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются её участники( игроки).

Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия , ибо играть- значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров , это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Ребенок на занятиях оценивает свои успехи сам. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания .

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока.

Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Успех партнеров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра – это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий.

Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, то есть о способности отождествлять себя с партнером, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого интеллектуального поединка.

Читайте также:  Закладка сада. как составить план сада

Ибо именно она является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/doklady/149914-vneurochnaja-dejatelnost-intellektualnye-igry.html

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности для учащихся начальных классов. «Умка»

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности для учащихся начальных классов. «Умка»

Министерство образования и науки РФДепартамент образования администрации городского округа СамараМуниципальное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 164Директор школы № 164Кузнецова Антонина Геннадьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по организации внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности для учащихся начальных классов.

«Умка»

Программа разработана на основе Примерных программ Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

Составитель:

Никитина Наталья Петровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.

Самара 2013г

ПРОГРАММА КРУЖКА «УМКА»

Пояснительная записка

Кто из родителей не желает, чтобы их ребёнок вырос успешным человеком, стремящегося  всего добиться в жизни самостоятельно? Это нормальное желание каждого  родителя, нужно только четко осознавать, что одних природных данных для этого совсем недостаточно.

С ребенком нужно заниматься, играть и в игре передавать новые знания, давать ему возможность познавать окружающий мир и,  тем самым, развиваться. Этот процесс важен для ребенка с самого рождения. В момент поступления ребенка в начальную школу  этот процесс не должен прерываться, а наоборот, его необходимо активизировать.

Начальная школа — это новый этап в жизни каждого ребенка, он открывает для себя новых друзей, в его жизнь входят новые занятия. И именно на данном этапе развития особое место занимают игры для детей начальной школы, ведь основные учебные материалы подаются детям в игровой форме. Игра — это самый продуктивный метод развития детей, как считают специалисты.

С помощью игр в начальной школе передаются не только знания, но также происходит воспитание ребенка, что способствует физическому, интеллектуальному, нравственному, в общем, гармоничному развитию ребенка.При помощи игр учащиеся начальной школы приобщаются к миру взрослых, к работе.

Можно даже отследить закономерность, по которой видно – как проявляет себя ребенок в игре, так он в будущем станет проявлять себя и в работе. Именно в игре проявляются все таланты ребёнка, его склонности. Играя, дети способны показать свой характер и отношение к людям. Тут очень много зависит от  родителей и учителя, которые должны разглядеть личность в каждом ребенке.

Учитель должен заинтересовать детей, вызвать в них такие чувства, как жажда познания, любознательность, желание достичь результата.

Игры для детей начальной школы  позволяют развивать детям свои таланты, осваивать социальные навыки, обнаруживать у себя склонности к творчеству. Также игры должны учить помогать друг другу, заботиться об окружающей среде.

Игры не должны быть только интеллектуальными, ведь неотъемлемым атрибутом развития детей являются и подвижные игры.

Поэтому, очень важно, чтобы интеллектуальные игры детей перемежались со спортивными играми, а самостоятельные игры детишек с коллективными сюжетно-ролевыми играми.

В играх учащиеся начальной школы развивают способности, навыки и умения, то есть, кроме интеллектуальной сферы, мышления, интуиции, игры развивают общую и мелкую моторику, поддерживают общее физическое развитие.

Общая характеристика курса

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Программа «Умка» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа«Умка» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.

Актуальность работы кружка — необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Цель программы:

создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Основные задачи программы:

  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству;
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
  • обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
  • расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Особенности программы В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал.

Данная программа построена так, что большую часть материала, учащиеся не просто активно запоминают, а сами открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют и т.п.

, при этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • включение учащихся в активную деятельность;
  • доступность, познавательность и наглядность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание теоретических и практических форм деятельности;
  • усиление прикладной направленности обучения;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действий;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Формы проведения занятийПрограмма предусматривает игровую деятельность: игры с правилами(принятие и выполнение готовых правил); составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра; работа детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.Основные виды деятельности: решение логических задач и выполнение заданий развивающего характера по разным отраслям знаний; работа с различными источниками информации, составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.

Форма подведения итогов

Участие в конкурсах и викторинах; выступления на конференциях; презентации своих творческих работ; выставка проектов; решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера.Форма подведения итогов реализации программы: открытый интеллектуальный марафон.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • игровые технологии, деловые, ролевые;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы контроля:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • фиксации частоты участия в соревнованиях, в играх, в празднично-игровых мероприятиях, конкурсах и т.п.;
  • мини-сочинения детей;
  • диагностика нравственной воспитанности обучающихся начальной школы. (Приложение).

Описание места курса в учебном планеПрограмма рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на 34 часа (34 недели) для учащихся 2-х классов.

Межпредметные связи на занятиях

Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Русский язык», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС.

Читайте также:  Берестов «честное гусеничное»

Учебно-тематический план. Кружок «Умка», 2 класс – 34 часа

,

№ п/п Примерные темы занятий. Количество часов
Всего Теория Практика
1 Игра «Вопрос на засыпку». 10 1 9
2 Игра «Умники и умницы». 5 2,5 2,5
3 Игра «Колесо истории». 2 0,5 1,5
4 Игровая программа «Воздушные фантазии». 1 1
5 Игра «Крестики-нолики». 2 0,5 1,5
6 Интеллектуально-развлекательная неделя «Калейдоскоп». 1 1
7 Интеллектуально-развлекательная игра «Шляпное сражение». 1 1
8 Своя игра «Всё обо всём». 2 0,5 1,5
9 Творческие задания «Учение с увлечением» 2 0,5 1,5
10 Эколого-биологическая игра «Весёлый муравейник» 1 1
11 Игра «Кладоискатели». 1 1
12 Игра «Безопасная дорога». 1 1
13 Игра «Детектив». 1 1
14 Игра «Тайны зелёного леса». 1 0,5 0,5
15 Открытый интеллектуальный марафон. 1 1
16 Резерв 2 2

Примечание:* учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от календарных дат, интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, городского, краевого и Российского).** Резервные часы учитель может использовать по своему усмотрению.

Содержание программы

Тема 1. Игра «Вопрос на засыпку» (10 часов).

Увлекательная, познавательная игра.Две команды (состоящие из пятерых детей и одного взрослого учителя-наставника) отвечают на весёлые заковыристые вопросы. Темы вопросов — самые разные: природа, человек, искусство, география, физкультура и многое другое. Внимательность и сообразительность — вот решающие факторы в игре.В процессе игры дети не только расширяют свой кругозор, но и проявляют творческие способности. Прежде всего, участники получают возможность лучше узнать себя, друзей и соперников, получают шанс доказать, что они самые умные и сообразительные. Участники погружаются в условия конкурентной борьбы, понимают, как стать победителями, и, самое главное, учатся «работать» в команде. Команда-победительница получает приз и диплом.

Источник: http://eco.na5bal.ru/doc/7926/index.html

Программа внеурочной деятельности «Мир сказок» для учащихся 1 класса

Программа внеурочной деятельности
(художественно – эстетическое направление)
студия
«Мир сказок»

1 класс «А»

на 2012-2013 учебный год

Учитель начальных классов
Сучкова Е. Н.

п. Кромы
2012 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мир сказок» составлена с учетом требований современной педагогики в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый.

Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни.

Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.

Актуальность программы

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.

Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты.

По желанию родителей для формирования духовной культуры и эстетического развития детей разработана программа «Мир сказок». Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок.

Цель программы: формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.

Задачи:

— открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
— используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
— развитие эмоционально – чувственной сферы;
— развитие прикладных умений и навыков;
— развитие мелкой моторики;
— развитие устной речи, навыков общения;
— обучение чтению – рассматриванию;
— формирование навыка чтения.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

Работа с детьми строится на взаимосотруднечестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
В качестве учебного материала для формирования первоклассников читателей выбрана сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный.

Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни.

В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки.

По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценизация и театрализация, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство, изготовление кукол, декораций, постановка спектаклей.
Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках литературного чтения, при проведении классных часов, праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, путешествие в сказку, литературный аукцион, конкурс, спектакль.
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.

Весь текст материала находится в приложенном файле

Источник: http://pochemu4ka.ru/load/nachalnye_klassy/planirovanie/programma_vneurochnoj_dejatelnosti_quot_mir_skazok_quot_dlja_uchashhikhsja_1_klassa/349-1-0-4751

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector