Система воспитания Сухомлинского: развитие эмоционально-чувственной сферы

Чему учить детей и как их воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец — общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского.

Главной движущей силой в педагогике и творчестве В.А.Сухомлинского была любовь к детям.

По определению В.А.Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения.

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Василий Александрович учит детей чувствовать красоту природы, красоту искусства и постепенно приводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.

  • В.А.Сухомлинский был уверен, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Вечный источник прекрасного — в природе, в мире, окружающем человека, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
  • хождение искусства в духовный мир ребенка начинается с познания красоты слова. Познание красоты слова является важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово — могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств.
  • Большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи (рисованию) и музыке.
  • В.А.Сухомлинский отмечал, что красота сама по себе не воспитывает в человеке духовное благородство.
  • «Красота воспитывает нравственную  чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего проникнут уважением к человеку.
  • Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности». Для Сухомлинского воспитание в труде – это, прежде всего, воспитание любви к труду.
  • Очень важно не превращать добрые чувства и добрые дела в показные «мероприятия». Как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту – таких требований надо придерживаться в воспитательной работе».

Для Сухомлинского важно, что чувствует ребенок, когда совершает добрый поступок, счастлив ли он, что сделал доброе, находит ли он радость в самом делании добра или нуждается в том, чтоб его поступок заметили, отметили, похвалили. Важно вызвать волнение, связанное с собственным добрым поступком.

Иначе воспитание становится формальным, то есть абсолютно лишенным силы, никаким.

Нравственное начало, по Сухомлинскому, должно пронизывать и цементировать все аспекты воспитательного процесса, все формы деятельности школьника.

Усвоение моральной культуры, по его мнению, невозможно без освоения общечеловеческих норм нравственности – «азбуки морали» и в первую очередь таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие и др.

В Павлыше эти нормы усваивались через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию исопереживанию.

«Сопереживанию надо учить – так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание – это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем».

Сухомлинский учил своих воспитанников умению сопереживать чувствам людей, «у которых на сердце горе и невзгоды», чуткости к духовному миру человека, способности откликаться на чужое несчастье. «Горе другого человека должно стать личным горем ребенка, заставить задуматься над тем, как помочь тому, кто нуждается в этом».

С чуткости, отзывчивости, сердечности начинается «высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная красота».

Сухомлинский старался не просто привить детям те или иные хорошие качества, а создать у каждого ребенка нравственный идеал.

Высоконравственное поведение ребенка складывается из множества множеств отдельных маленьких поступков: из слова, действия, бездействия, из отношения к действиям и словам других.

«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Воспитание по Сухомлинскому — это управление самовоспитанием, в организации которого вся суть педагогического искусства.

Ученый неоднократно подчеркивал, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию» и есть «настоящее воспитание».

«Постоянно познавая «себя в себе», «овладевая собой», — говорил он, — человек должен сам заниматься воспитанием своих чувств, дисциплинировать мысль и волю, вырабатывать уравновешенный характер».

Исходным пунктом самовоспитания было научение ребенка самоорганизации, то есть научение умению «заставить себя». Оптимальным периодом для этого В.А.Сухомлинский считал возраст с 7 до 11 лет, так как в детстве и раннем отрочестве ребята восприимчивы к советам старших и с интересом следуют им.

Многолетняя педагогическая практика убедила В.А.Сухомлинского в том, что самовоспитание не состоится без развитости совести, которая является внутренним регулятором поведения и поступков человека.

Совесть проявляется и вместе с тем воспитывается тогда, когда поведение человека никто не проверяет, не контролирует.

Задача учителя – научить детей смотреть на себя глазами общества, коллектива, рассматривать свои поступки с точки зрения общественной морали.

Приобщая воспитанников к возвышенным идеям, ценностям, прививая знания о человеке, о культуре, о морали, нравственности и гражданственности, В.А.

  • Сухомлинскийбеседовал с детьми об этике и нравственности, не представляя себе воспитание без постоянных рассказов о красивых поступках и подвигах людей, без объяснения правил морали. По глубокому убеждению В.А.
  • Сухомлинского, дети должны овладеть не только знаниями всех научных и художественных богатств, но и всем этическим богатством человечества.
  • «Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье». Для Сухомлинского культ матери — это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.
  • Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время. Наследие В.А.Сухомлинского может стать нашей путеводной звездой в любви к детям, в отношении к своей профессии воспитателя.

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=36203

Воспитательная система В. А. Сухомлинского

В. А. Сухомлинский был против одностороннего понимания воспитания только как воздействия на формирующуюся личность.

Воспитание законо­мерно включает в себя многообразные явления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни, духовные и моральные цен­ности, нравственные отношения между людьми, которые его окружают, их духовную культуру. В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания:

  1.  заранее продуманную воспитательную работу с детьми;
  2.  сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки. Важное положение Сухомлинского заключается в следующем: воспита­ние — не искоренение недостатков, а укрепление в ребенке всего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их «вытесняет бурная поросль достоинств».

Воспитание осуществляется через отношения, в основе которых должны лежать не власть и подчинение — они не вызовут взаимного доверия, по­датливости, — а уважение и любовь.

В. А. Сухомлинский дал глубокий анализ содержанию воспитания. Наря­ду с трудовым, умственным, эстетическим и физическим он во всех педа­гогических трудах обращает особое внимание на нравственное воспита­ние.

Главным в нравственном воспитании он считал формирование лич­ного отношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга и ответственности перед обществом, перед родителями, перед кол­лективом, перед самим собой — перед совестью.

Эта задача осуществима лишь в том случае, когда ребенка приучают к пре­одолению трудностей, к борьбе, к сдержанности, к самообладанию.

Правильное воспитание пробуждает чувство ответственности и формиру­ет способность, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. В воспи­тании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желание самосовершен­ствования.

Связующая воспитателя и воспитанника нить — это искреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя — видеть воспитанни­ка лучшим, чем он есть сейчас.

Такое отношение воспитателя рождает у воспитанника веру в себя, в возможность своего развития.

Идеалом воспитания Павлышской средней школы, которой руководил В. А. Сухомлинский, была всесторонне и гармонически развитая лич­ность, активный участник общественного процесса. Гармония способно­стей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, которая осознается и переживается им как счастье.

  • Проблема эстетического воспитания в школе Сухомлинского решалась следующим образом: здание Павлышской школы утопало в зелени; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабинетах и классах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым атрибутом каждой классной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых — и аквариум.
  • Что касается трудового воспитания, то оно особенно важно, как отмечал В. А. Сухомлинский, в единстве с интеллектуальной жизнью. Каждой сту­пени интеллектуального развития личности должна соответствовать определенная ступень трудового мастерства, трудовой зрелости.
  • Так, ученик, решающий на уроке математики сложные задачи, стоит вы­соко по уровню трудового развития: владеет умениями и навыками элект­ромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннего сгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков.
  • Задачу общеобразовательной школы Сухомлинский видел в том, чтобы воспитать у учеников любовь к знаниям, книге, науке, возможно полнее раскрыть способности каждого юноши и каждой девушки, вступающих в жизнь.
  • Поэтому ученики в старших классах в школе Сухомлинского име­ли возможность выходить за рамки программы того предмета, который интересовал их в наибольшей мере.
  • Сухомлинский говорил о целесооб­разности создания особой программы интеллектуального и трудового раз­вития и совершенствования.
  • Во многом проблему выявления способностей и задатков в Павлышской средней школе решали кружки, которых насчитывалось около 80 (химия, металлургия, металлообработка, радиотехника, электротехника, автоматика, литература, поэзия, музыка, сельскохозяйственное производство и т. д.). Надо сказать, что наряду с этим кружки решали проблему профессиональ­ной ориентации.
  • Критерий воспитанности, по В. А. Сухомлинскому, — совесть человека, его умение видеть себя глазами других людей и оценивать свое поведение со стороны. Это и рождает желание стать лучше самому и приносить ра­дость другим. Создавая радости для других, человек испытывает гордость за себя. Это очень важный стимул воспитания.
  • Для того чтобы воспитать гуманного человека, отношение воспитателей к детям должно быть гуман­ным. Гуманизм Сухомлинский определял как справедливость, как соче­тание уважения с требовательностью. По-настоящему требовать — значит уметь понять и почувствовать, что ребенку по силам, а что — нет, и помочь ему в его усилиях.
  • Важный элемент школьного воспитания — самовоспитание. Оно заклю­чается в том, что, познавая окружающий мир — природу, труд, обществен­ную жизнь, — воспитанник познает и самого себя, оценивая свои убежде­ния, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов.
Читайте также:  Вкладыша и рамки марии монтессори

Таким образом, Сухомлинский видел суть воспитания в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается отношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулировать внутреннюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденность человека.

Важной задачей воспитания Сухомлинский считал формирование созна­ния — мировоззренческих, моральных и эстетических понятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимым поступ­кам.

Одна из центральных задач школы — воспитание благородных чувств: любви к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих до­стоинств каждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыст­ное наслаждение культурными богатствами.

Отсюда основным содержанием нравственного воспитания Сухомлин­ский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гума­низм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Какие же методы воспитания рекомендует В. А. Сухомлинский? Он при­дает большое значение воздействию словом. Слово должно быть содер­жательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску.

Чтобы слово воспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспи­танника. Сам В. А. Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, посвященных явлениям природы, чувствам, переживаниям.

Очень часто эти сочинения-миниатюры он читал на своих уроках, при­зывая своих учеников думать, размышлять. Воспитание словом осуще­ствлялось и посредством книг.

В кабинете литературы Павлышской шко­лы было такое объявление: «Юноши и девушки! Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют пе­ред вами красоту искусства».

Воспитательные задачи осуществляются успешнее, когда школа и семья выдвигают единые требования.

Тогда нет раздвоенности, противоречий, которые мешают ребенку разобраться в нравственных понятиях и выбрать четкую линию поведения.

Педагогический коллектив Павлышской шко­лы работал совместно с родительским коллективом. Была образована ро­дительская школа, слушатели которой были разделены на 5 групп (по воз­расту детей):

дошкольники (5-7 лет);

  • 1-II классы;
  •  III-IV классы;
  •  V-VII классы;
  •  VIII-Х классы.

Занятия в родительской школе проводились два раза в месяц. Основной формой занятий были лекции и беседы директора, завуча и наиболее опыт­ных учителей. Особое внимание уделялось возрастной психологии, пси­хологии личности, теории физического, умственного, нравственного и физического воспитания.

Школа брала под свое покровительство ребенка с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жажда знаний, любознательность и пытливость, закладываются основы морали.

В своей Школе радости Су­хомлинский учил дошкольников обращать внимание на красоту окружаю­щей природы. Уроки часто проводились в лесу, роще, на лужайке. Большое значение также придавалось прослушиванию классической музыки. Семью В. А.

Сухомлинский считал подлинной школой воспитания люб­ви, сердечности, отзывчивости. Особую роль в ней играет мать. Педагог стремится всеми средствами воспитать у детей глубокое уважение к мате­ри, желание помочь ей своим трудом, заботой.

В школе Павлыша были установлены традиции, способствующие формированию чувств любви и уважения к матери: это выращивание цветов, яблонь, кустов роз для нее, проведение праздника Матери.

Среди других традиций, существовавших в Павлышской школе, можно отметить такие:

  • встреча семилетних малышей — будущих первоклассников (начало июня); они получали в подарок книгу;
  • праздник первого звонка для первоклассников: ученики выпускного класса поздравляют детей, ведут малышей на школьный участок и пе­редают под наблюдение новых школьников деревца, посаженные ког­да-то ими самими 10 лет назад, затем сажают вместе яблоньку;
  • праздник последнего звонка для выпускников;
  • вручение аттестатов;
  • ежегодные встречи выпускников (30 января);
  • праздник Матери;
  • праздник девочек (первое воскресенье зимних каникул);
  •  весенние праздники — праздник песни, праздник цветов, праздник птиц;
  • новогодняя елка для самых маленьких;
  • зимний праздник снежного городка и т. д.

Источник: http://zdamsam.ru/a22376.html

Воспитательная система В.А. Сухомлинского Катя

• основание педагогической концепции (ведущая педагогическая идея системы):

Коллективное воспитание с акцентом на внимании к отдельному ребёнку. Приоритет воспитания перед обучением.

Отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и другим членам семьи.

Стержневая идея всей педагогической системы Сухомлинского – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке.

Его философско-педагогические воззрения заметно отличались от общепринятых в то время, не совпадали с официальной доктриной формирования личности.

• цель и содержание воспитания в системе:

Главная цель воспитания – гражданско-патриотическое формирование личности. Воспитание у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Две важнейшие задачи учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

При этом в развитии детской индивидуальности В. А. Сухомлинский большое значение придавал знаниям, социальному опыту. Учение является для школьника ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи приобретают социальную функцию и влияют на всю дальнейшую жизнь человека.

В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения В. А. Сухомлинского являются: природа, книга, сказка, труд.

Сухомлинский считал, что полноценное умственное воспитание может быть осуществлено при том условии, когда достоянием учащихся станут наиболее ценные интеллектуальные богатства человечества.

В Павлышской школе Сухомлинским была поставлена практическая задача – добиться того, чтобы в умственном развитии учеников надлежащее место заняли основы наук о природе и труде, о человеческом организме и мышлении, об обществе и духовной жизни человека, об искусстве.

Сухомлинский отмечает, что без ознакомления учащихся с основами геологии, минерологи, биохимии, космогонии, психологии, стилистики, этнографии немыслимо полноценное умственное воспитание.

В Павлышской школе большое значение придавалось математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, практичности.

Читайте также:  Интеллектуальные игры по истории

Педагоги Павлышской школы имели как бы две программы: одну – с обязательным материалом, другую – рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники.

Для каждого вопроса из обязательной программы создавался своеобразный интеллектуальный фон материала необязательного.

В своей деятельности в Павлышской школе Сухомлинский использовал эксперимент – незаменимое средство интеллектуального обогащения труда, сочетания труда с мышлением, анализом.

• преобладающие виды деятельности:

Помимо уроковвечера и чтения на различные темы, которые носили воспитательный характер.

Технический, научно-предметные и юннатский кружки, в которых дети слушали лекции старших учеников, наблюдали явления природы, ставили опыты, проводилась другая внеклассная работа.

Как отмечал Сухомлинский, занимающийся такой работой ученик не встречает в учении непреодолимых трудностей: чем больше он читает, пишет, думает, наблюдает, тем меньше он чувствует тяжесть учебного труда.

• особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач:

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В. А. Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Он считал, что если ребенок достигает успехов в учебе, то у него непременно будет желание учиться дальше. В педагогическом опыте В. А. Сухомлинского неудовлетворительные отметки в начальной школе полностью отсутствовали.

Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского:

доверие к детям,

  • учение без принуждения,
  • воспитание без наказаний,
  • сотрудничество детей и взрослых,
  • творческий труд и нравственная свобода,
  • возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,
  • принятие ответственности за свой выбор.

Талантливые и одаренные дети обучались по индивидуальному плану. Сухомлинский считал, что «если учитель выводит наиболее способных учеников за пределы программы, интеллектуальная жизнь коллектива становится богатой, многогранной, и благодаря этому не отстают и самые слабые ученики».

Сухомлинский все общедидактические методы обучения разделял на две группы:

  • методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний;
  • демонстрация и иллюстрация;
  • показ трудового процесса, умения;
  • самостоятельное наблюдение;
  • экскурсия, практическая и лабораторная работа в процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений.
  •  методы осмысливания, развития и углубления знаний: упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы;
  • изготовление учебных пособий и приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент;
  • управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений;
  • продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний.

При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка.

• специфика взаимоотношений участников педагогического процесса:

Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Учитель в первую очередь должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное».

И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, который не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Увлеченность совместной с учащимися трудовой деятельностью – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности.

Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности.

Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Характер взаимодействия воспитательной системы с социумом:

  • Школа была тесно связана с родительской общественностью. В ней проводились «дни открытых дверей», а представители родительской общественности принимали непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.
  • Быларазработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. В. А.
  • Сухомлинский был убежден, что все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, в конечном счете, ослабляет и школу.
  • Поэтому одной из важнейших задач школы он видел в необходимости давать родителям элементарные знания по педагогике. Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.

 «Изюминка» данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственной только ей, какая-либо педагогическая находка):

  • Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он называл стиль – «содружества семьи и школы».
  • Он пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью.
  • Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе.

Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе.

Источник: https://infopedia.su/3x2e5d.html

Система воспитания в «Школе радости»

Василий Сухомлинский стал учителем начальной школы в семнадцать лет. Это была небольшая школа, расположенная недалеко от родного села.

На дневном отделении педагогического института Василь смог проучиться только два года. После тяжелого заболевания плевритом был вынужден перевестись в Полтавский пединститут уже на заочное отделение.

Окончил институт Сухомлинский в 1939 году. Ранее этот же институт окончил Макаренко.

За свою жизнь В.А. Сухомлинский написал сорок книг и пособий, множество научных и научно-популярных статей. Его работы были изданы во многих странах мира, на различных языках.

Наиболее известными и популярными произведениями являются следующие:

  • «Сердце отдаю детям»;
  • «Как воспитать настоящего человека»;
  • «Мудрая власть коллектива»;
  • «Разговор с молодым директором школы»;
  • «Родина в сердце»;
  • «Хрестоматия по этике»;
  • «Письма к сыну»;
  • «Потребность человека в человеке»;
  • «Об умственном воспитании»;
  • «Книга о любви»;
  • «Человеческая личность неповторима»;
  • «Верьте в человека»;
  • «Нравственный идеал молодого поколения»;
  • «Рождение гражданина»;
  • «Павлышская средняя школа»;
  • «Воспитание коллективизма у школьников»;
  • «Мудрость родительской любви».

Сухомлинского вдохновляла на эффективную работу директором школы и одновременное написание научных работ, прежде всего, любовь к детям.

Главным предметом в его школе было человековедение. Сухомлинский считал это важной частью в образовании и воспитании маленького человека. Истоки такого подхода скрыты в трагедии войны, которую испытали миллионы людей, в том числе и Сухомлинский.

Василий Александрович стал директором Павлышской средней школы в 1947 году. С тех пор он целые дни проводил с детьми.

Сухомлинский был счастлив, обучая, воспитывая, перевоспитывая, выхаживая детей переживших ужасы войны. Работать Сухомлинский начинал рано, уже в четыре-пять часов утра, он сидел в своем кабинете и работал.

В восемь часов он каждый день на протяжении многих лет выходил встречать детей, их голоса радовали его сердце.

Основные принципы педагогической деятельности в «Школе радости»

Опыт В.А. Сухомлинского в разной степени используется в современном образовании воспитателями и педагогами. Идеи Сухомлинского касались разных областей воспитания, а в частности:

  • умственного воспитания;
  • нравственного воспитания;
  • трудового воспитания;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание;
  • семейное воспитание;
  • такому средству воспитания, как природа;
  • средству воспитания — сказке.

Сухомлинский большую роль отводил использованию природы в воспитании дошкольников и младших школьников. В.А. Сухомлинский считал, что познание природы провоцирует умственное развитие детей. Он отводил общению с природой много учебного времени, считая это уроками мышления и развития ума.

Он полагал, что развитие детского мозга наиболее эффективно происходит среди наглядных образов, в частности среди образов родной природы. Постепенно мысли ребенка переключаются с наглядного образа на обработку информации об этом образе.

Изоляция детей от природы, восприятие знаний только через слово, порождает утомляемость и не способность справиться с задачами, которые ставит педагог.

Сухомлинский считал природу источником нравственного воспитания и доброты.

Человечность и доброта, ласка и доброжелательность, согласно теории Сухомлинского, зарождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

В красоте природы он видел неиссякаемый источник поэтического творчества детей. Природа способствует сочинению детьми сказок, стихов, рассказов.

Читайте также:  Воспитание любви к чтению методами арт-терапии

Естественным источником детского здоровья также является природа. В.А. Сухомлинский вместе с медиками изучал состояние здоровья детей в «Школе радости». Он совмещал укрепление здоровья детей и познание явлений природы.

Первые три-четыре недели «Школы радости» ребята проходили каждый день два-три километра; во второй месяц это расстояние увеличивалось до пяти; в третий до шести километров. Всё это реализовывалось среди родной природы.

Для оздоровления детей В.А. Сухомлинский в «Школе радости» применял следующие методы:

  • Закаливание ног. В весенние, летние и осенние месяцы дети ходили в школу босиком.
  • Пешие прогулки среди природы.
  • Питание на природе, с целью развития аппетита у детей.
  • Создание и использование детских площадок для возможности игр на свежем воздухе.
  • Проведение различных праздников и мероприятий.
  • Создание материальной базы для реализации трудовой деятельности детей.

Для повышения эффективности оздоровительной работы Сухомлинский предлагал продолжать эти мероприятия в семье. Он формулировал их так:

  • Обязательное употребление детьми меда в лечебных целях, желательно со своей пасеки.
  • Высадка плодовых деревьев в семейном саду, особенно яблонь.
  • Запас продуктов на весенние месяцы, богатых витаминами.
  • Поездки родителей с детьми в поля с воздухом насыщеном фитонцидами злаков.
  • Высадка родителями под окнами детских комнат ореховых деревьев, запах которых убивает микробы и отпугивает вредных насекомых.
  • Оборудование во дворе летнего душа.

В «Школе радости» проходило планомерное вовлечение всех учащихся в общественно полезный труд, трудовые обязанности выполнялись в основном на свежем воздухе.

Сухомлинским были сформулированы правила вовлечения детей в общественно полезный труд, которые реализовывались в «Школе радости»:

  • включение всех детей с пяти-шести лет в полезный физический труд;
  • собственной заслугой может считаться только сделанное своими руками, разумом и творчеством;
  • ценность имеют подарки в которые вложены собственные трудовые и умственные усилия.

Еще одной особенностью «Школы радости» был принцип оценки знаний.

У Сухомлинского отметка всегда всегда несла оптимизм, это было вознаграждением за трудолюбие, а не наказание за лень.

Сухомлинский добился, чтобы родители его учеников не требовали от них высоких оценок. «Школа радости» не знала психоза погони за отличными отметками. Отличники не чувствовали себя счастливчиками, а троишников не угнетало чувство неполноценности.

Педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского имеет огромное значение. Оно актуально в современном мире, когда на первый план в образовании снова выходит формирование личности, воспитание гражданина-патриота и настоящего человека.

Источник: https://Author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_vospitaniya/sistema_vospitaniya_v_shkole_radosti_/

Система нравственного воспитания В.А. Сухомлинского

  • Чему учить детей и как их воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец — общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского.
  • Главной движущей силой в педагогике и творчестве В.А.Сухомлинского была любовь к детям.
  • По определению В.А.Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения.
  • Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Василий Александрович учит детей чувствовать красоту природы, красоту искусства и постепенно приводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.
  • В.А.Сухомлинский был уверен, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Вечный источник прекрасного — в природе, в мире, окружающем человека, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Вхождение искусства в духовный мир ребенка начинается с познания красоты слова. Познание красоты слова является важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово — могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств

Большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи (рисованию) и музыке.

В.А.Сухомлинский отмечал, что красота сама по себе не воспитывает в человеке духовное благородство.

«Красота воспитывает нравственную  чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего проникнут уважением к человеку.

Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности». Для Сухомлинского воспитание в труде – это прежде всего воспитание любви к труду.

Очень важно не превращать добрые чувства и добрые дела в показные «мероприятия». Как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту – таких требований надо придерживаться в воспитательной работе».

Для Сухомлинского важно, что чувствует ребенок, когда совершает добрый поступок, счастлив ли он, что сделал доброе, находит ли он радость в самом делании добра или нуждается в том, чтоб его поступок заметили, отметили, похвалили. Важно вызвать волнение, связанное с собственным добрым поступком.

Иначе воспитание становится формальным, то есть абсолютно лишенным силы, никаким.

Нравственное начало, по Сухомлинскому, должно пронизывать и цементировать все аспекты воспитательного процесса, все формы деятельности школьника.

Усвоение моральной культуры, по его мнению, невозможно без освоения общечеловеческих норм нравственности – «азбуки морали» и в первую очередь таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие и др.

В Павлыше эти нормы усваивались через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

«Сопереживанию надо учить – так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание – это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем».

Сухомлинский учил своих воспитанников умению сопереживать чувствам людей, «у которых на сердце горе и невзгоды», чуткости к духовному миру человека, способности откликаться на чужое несчастье. «Горе другого человека должно стать личным горем ребенка, заставить задуматься над тем, как помочь тому, кто нуждается в этом».

С чуткости, отзывчивости, сердечности начинается «высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная красота».

Сухомлинский старался не просто привить детям те или иные хорошие качества, а создать у каждого ребенка нравственный идеал.

Высоконравственное поведение ребенка складывается из множества множеств отдельных маленьких поступков: из слова, действия, бездействия, из отношения к действиям и словам других.

  •   «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
  • Воспитание по Сухомлинскому — это управление самовоспитанием, в организации которого вся суть педагогического искусства.
  • Ученый неоднократно подчеркивал, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию» и есть «настоящее воспитание».
  • «Постоянно познавая «себя в себе», «овладевая собой», — говорил он, — человек должен сам заниматься воспитанием своих чувств, дисциплинировать мысль и волю, вырабатывать уравновешенный характер».
  • Исходным пунктом самовоспитания было научение ребенка самоорганизации, то есть научение умению «заставить себя». Оптимальным периодом для этого В.А.Сухомлинский считал возраст с 7 до 11 лет, так как в детстве и раннем отрочестве ребята восприимчивы к советам старших и с интересом следуют им.

Многолетняя педагогическая практика убедила В.А.Сухомлинского в том, что самовоспитание не состоится без развитости совести, которая является внутренним регулятором поведения и поступков человека.

Совесть проявляется и вместе с тем воспитывается тогда, когда поведение человека никто не проверяет, не контролирует.

Задача учителя – научить детей смотреть на себя глазами общества, коллектива, рассматривать свои поступки с точки зрения общественной морали.

Приобщая воспитанников к возвышенным идеям, ценностям, прививая знания о человеке, о культуре, о морали, нравственности и гражданственности, В.А.

Сухомлинский беседовал с детьми об этике и нравственности, не представляя себе воспитание без постоянных рассказов о красивых поступках и подвигах людей, без объяснения правил морали. По глубокому убеждению В.А.

Сухомлинского, дети должны овладеть не только знаниями всех научных и художественных богатств, но и всем этическим богатством человечества.

Сухомлинского культ матери — это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время. Наследие В.А.Сухомлинского может стать нашей путеводной звездой в любви к детям, в отношении к своей профессии воспитателя.

Источник: https://pptcloud.ru/raznoe/analiz-vospitatelnoy-sistemy-v-a-suhomlinskogo-1918-1970

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector