Скороговорки для развития речи у детей 7-8 лет

Скороговорки для развития речи у детей 7-8 лет

Современный мир предлагает малышам огромное количество интерактивных игрушек, высокотехнологичных развлечений, эффективных обучающих методик. Вместе с тем статистические показатели безжалостны: каждый четвертый ребенок в мире страдает задержкой речевого развития. Как помочь малышу не попасть в печальную статистику расскажет статья.

Начнем с общеизвестных фактов

#1. Большую часть нашего времени (около 16 часов в сутки) мы общаемся. Очевидно, что именно от коммуникативных навыков зависит успех человека буквально в любой сфере деятельности, поскольку речевые характеристики являются важной частью его образа. Недостатки речи могут оказать негативное влияние на будущее ребенка. К таким недостаткам относят:

  • монотонную или слишком экспрессивную интонацию
  • несоблюдение пауз
  • плохую дикцию
  • слишком быстрый или медленный темп речи
  • тихий или слишком громкий голос

Большинство недостатков вполне исправимы. И помогут в этом не нашумевшие методики заокеанских светил, а простые и несправедливо забытые скороговорки

#2. Игра — самый естественный вид деятельности ребенка. Именно поэтому игровые формы — оптимальный путь привлечения ребенка к обучению. Увлекаясь игрой со словесным материалом, в том числе скороговорками, дети сами того не замечая, сформируют ряд очень важных навыков, которые со временем

  • лягут в основу четкой размеренной речи
  • помогут быстро освоить чтение

#3. Каждый ребенок индивидуален. Общее и речевое развитие детей одного возраста может иметь некоторые различия. В таблице внизу приводится ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка

Возраст ребенка Звуки языка
От 1 до 2 лет [А], [О], [Э], [М], [П], [Б]
От 2 до 3 лет [У], [И], [Ы], [Т], [Д], [В], [Ф], [Г], [К], [Х], [Н], [Й]
От 3 до 4 лет [С], [З], [Ц]
От 4 до 5 лет [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
От 5 до 6 лет [Л], [Р]
6 лет Ребенок полностью владеет всеми звуками русского языка

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Сложные скороговорки для детей — самая занимательная игра

Скороговорки — это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов

Скороговорки

  • эффективно тренируют артикуляцию звуков
  • способствую приобретению навыков правильной речи
  • исправляют дефекты речи
  • избавляют от косноязычия
  • развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно

Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:

  1. Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.

Важно:

  • Не ждите, что малыш повторит все и сразу
  • Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
  • Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
  • Количество занятий: не ограничено
  1. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом — четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
  2. Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!

Чем сложнее скороговорка, тем интереснее ее выучить

Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics

Правильная артикуляция звука [ш] должна выглядеть следующим образом

Правильная артикуляция звука [ш]Для самых маленьких хорошим началом  станут не скороговорки, а чистоговоркиЧистоговорки со звуком [ш]

  • Ша-ша-ша — мама моет малыша
  • Ша-ша-ша — мама кормит малыша
  • Ша-ша-ша — мама любит малыша
  • Ша-ша-ша — мы качаем малыша
  • Шу-шу-шу — я письмо пишу
  • Шу-шу-шу — шарф повяжем малышу
  • Шу-шу-шу — шапку свяжем малышу
  • Шо-шо-шо — на прогулке хорошо
  • Шо-шо-шо — в нашем доме хорошо
  • Шо-шо-шо — летом в парке хорошо
  • Аш-аш-аш — у (имя ребенка) карандаш
  • Аш-аш-аш — мы доделали шалаш
  • Ши-ши-ши — что-то шепчут камыши

А для старших говорунов подойдут и веселые скороговорки-стишки

Детские стихи с [ш]

А теперь можно освоить и самые настоящие скороговорки

Скороговорки на букву «ш» для детей

  • Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки
  • Леша и Глаша едят пшеничную кашу
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки
  • Шли шестнадцать мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша
  • Яшма в замше замшела
  • Шапкой Миша шишку сшиб
  • В шалаше шесть шалунов

Скороговорки на букву «щ» для детей

Прежде всего, ознакомьтесь с правильной артикуляцией звука [щ]

Правильная артикуляция звука [щ]Чистоговорки настроят на работу маленьких непосед

  • Аща-аща-аща — впереди густая чаща
  • Ащ-ащ-ащ — мы купили плащ
  • Ащу-ащу-ащу — не ходите дальше в чащу
  • Ещ-ещ-ещ — в сетях бьется лещ
  • Ещ-ещ-ещ — на собаке клещ
  • Оща-оща-оща — шумит дубовая роща
  • Ощ-ощ-ощ — в огороде хвощ
  • Ощу-ощу-ощу — берегите рощу
  • Ущ-ущ-ущ — за забором плющ
  • Ща-ща-ща — мы несем домой леща
  • Ща-ща-ща — пояс от плаща
  • Ще-ще-ще — (имя ребенка) в плаще
  • Щё-щё-щё — повторим ещё
  • Щи-щи-щи — (имя ребенка) любит щи
  • Щу-щу-щу — (имя ребенка) я ищу

После чистоговорок можно приступать к занимательным стишкам

Стихи-скороговорки на букву «Щ» для детей

И, наконец, пришло время скороговорок

Скороговорки на букву «Щ» для детей

  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу
  • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ
  • Волки рыщут, пищу ищут
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки
  • Тщетно тщится щука ущемить леща

Скороговорки на букву «л» для детей

Звук [л], наравне со звуком [р], — самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков — 5 лет

Правильная артикуляция [л] выглядит следующим образом

Правильная артикуляция звука [л]Разминка — важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками.

Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работеЧистоговорки на букву «Л» для детей

  • Ул-ул-ул — наш малыш уснул
  • Ол-ол-ол — (имя ребенка) сел/села за стол
  • Ло-ло-ло — нам вместе весело
  • Ыл-ыл-ыл — я машину мыл
  • Ла-ла-ла — отвесная скала
  • Лу-лу-лу — обойдем скалу
  • Ле-ле-ле — гнезда на скале
  • Лю-лю-лю — (имя ребенка) я люблю

Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки

Стихи-скороговорки на букву «Л» для детейСтихи-скороговорки на букву «Л» для детей

И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание — скороговорки на звук [л]

Скороговорки на букву «Л» для детей

  • Клава клала лук на полку
  • Вкусная халва — мастеру хвала
  • Около кола колокола
  • Лайка — на лавке. У лайки лапки. На лапках — лапти
  • Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
  • Летели лебеди с лебедятами
  • Сел сокол на гол ствол

Скороговорки на букву «Л» для детей

Скороговорки на букву «р» для детей

Ох уж этот несговорчивый звук [Р]! Сколько расстройств из-за него у мнительных родителей! Но, уделяя должное внимание сложному звуку и следуя советам логопеда, всему можно научиться: даже рычать, как тигренок

Чистоговорки со звуком [Р] для разминки

Чистоговорки со звуком [Р]

  • Ре-ре-ре — все деревья в серебре
  • Ре-ре-ре — хитрый лис сидит в норе
  • Ря-ря-ря — взошла алая зоря
  • Рю-рю-рю — я обед тебе сварю
  • Арь-арь-арь — скушай, деточка, сухарь
  • Ра-ра-ра — (имя ребенка) спать пора
  • Ро-ро-ро — на полу стоит ведро
  • Ры-ры-ры — кружат-кружат комары
  • Ор-ор-ор — подмели мы двор

Чистоговорки со звуком [Р]Освоив предложенные чистоговорки, вы можете придумывать новые двустишья вместе с ребенком

А если придумывать не очень хочется — выучите с ребенком логопедические стишки

А после веселых стихов можно и скороговорками заняться

  • Артем трет на терке морковь
  • Брадобрей бритвой бреет бороды
  • Все бобры добры к своим бобрятам
  • Григорий — брат Георгия
  • Кобры — в террариуме, а карпы — в аквариуме
  • Рыбы в пруду — пруд пруди
  • Тридцать три трубача трубят тревогу
  • Трое трубачей трубили в трубы

Скороговорки со звуком [Р]

Скороговорки для детей 3-4 года

Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются

Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками

Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных [л], [р], свистящих, шипящих и звука [ф]

[В]

  • Веня и Иван не виноваты
  • Увидим Вадима и удивим
  • В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
  • Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
  • Внимание: в водоеме водяной
  • Видите: на диване у Вовы два удава

[Ф]

  • Конфеты — фее, конфетти — Тимофею
  • У Фимы — финики. У Фани — фантики
  • У Федота — фагот

[Б]

  • Не бубни, бей в бубон
  • Бегу к быку и от быка бегу

[П]

  • На копытах — подковы
  • Пете не допить напиток
  • Пони в попоне
  • Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
Читайте также:  Игры на развитие артистических способностей у младших школьников

[Д]

  • В водоеме воды видимо-невидимо
  • Дома — домовой, в воде — водяной
  • Один да один — два

[Т]

  • Опятки не на пятке
  • У Антона — антенна
  • У Тани — тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну

[К]

  • У Капы — компот
  • У кока — какао
  • Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень

[Г]

  • Бабе Яге маги не помогают магией
  • Вьюги не на юге
  • Игнат помогает готовить Инге и Агнии

[Х]

  • Подходит выходной. В выходной отдохнем
  • На охоте — Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
  • У хана — хна

[С]

  • У совы есть совесть
  • Всем бы вместе сесть и поесть
  • Осенью у Сени сени в сене

[З]

  • Зимой беззаботная Зоя зябнет
  • Не забудьте незабудки
  • Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»

Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам

Скороговорки для детей 3-4 года

Скороговорки для детей 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

Скороговорки для детей 5-6 лет

Наш чеботарь Всем чеботарям чеботарь, Никому нашего чеботаря

Не перечеботарить

Скороговорки для детей 5-6 лет

Петр Петрович, По прозванью Перепелович, Приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу

Перепеловичу перепелят

Скороговорки для детей 5-6 лет

Короткие скороговорки для детей 7-8 лет

  • Коси коса пока роса. Роса долой, коса домой
  • Три дроворуба на трех дворах дрова рубят
  • Сыворотка из-под простокваши
  • У бобра шапка добра
  • Пойду в лес по рябую корову
  • Морская волна сильна и вольна
  • В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи

Короткие скороговорки для детей 7-8 лет

Смешные и не всегда логичные скороговорки — замечательный способ не только исправить речевые проблемы, но и весело провести время с ребенком. Цените эти минуты игры и доверия. Небольшие игровые задания внизу помогут вам разнообразить занятия

Видео: Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Источник: http://HeaClub.ru/skorogovorki-dlya-detej-dlya-razvitiya-rechi-i-dikcii-po-godam-skorogovorki-dlya-detej-na-bukvy-r-l-sh-shh

Короткие скороговорки для детей 7–8 лет

Короткие скороговорки для детей 7–8 лет

Сейчас в мире новых компьютерных технологий, появилась масса развлечений для взрослых и детей. Множество художественных и мультипликационных фильмов, детских каналов на различную тематику, компьютерных игр. Ребёнка можно оставить на целый день около телевизора или дать ему в руки планшет и он будет занят, не мешая родителям заниматься домашней работой.

Результат – минимальное общение с ребёнком, слабое речевое развитие , замкнутость, необщительность. А ведь не секрет, что для развития ребёнка необходимо общение с родными и близкими, сверстниками. Будущее малыша зависит от многих факторов, в том числе и коммуникабельности. Умение общаться с людьми способствует выстраиванию отношений с окружающими людьми.

Правильное формирование речи

На развитие речи благотворно влияет частое общение, прежде всего с мамой, беседы, словесные игры, разучивание стихов, детских песенок, потешек, скороговорок. Соблюдая данные требования, ребёнок будет правильно развиваться и осваивать необходимые навыки:

  • правильно выстраивать предложения;
  • Разговаривать размеренной речью;
  • улучшается дикция;
  • говорить спокойным голосом, без выкриков;
  • быстро учиться читать.

Формируется чёткая и красивая речь

Но не стоит забывать что развитие каждого ребёнка индивидуально, и подход должен быть особенный, также учитывается фактор наследственности.

Примерная таблица усвоения звуков русского языка детьми по годам:

Если усвоение отдельных звуков русской речи у ребёнка не совпадает с данными в таблице не спешите расстраиваться, так как это приблизительные данные, а период формирование речи у каждого свой.

Но если в 6 лет ребёнок не выговаривает какие-то звуки, это повод обратится к логопеду.

Однако это не значит что всю ответственность можно переложить на плечи логопеда, в надежде что он все исправит, работа должна быть совместная с родителями. Желательно проводить занятия в игровой форме. При помощи словесных игр, скороговорок.

Детские скороговорки для развития речи

Детские скороговорки — это рифмованные, обычно простые по произношению стишки, с повторением каких-то звуков, которые требуют чёткого выговаривания, что осложняет быстрое произношение.

Сначала их выучивают медленно, с чётким выговариванием трудных слов, но в процессе тренировки постепенно увеличивается скорость произношения. Придуманные ещё в старину для лёгкого обучения детей родной речи. В народе их называли чистоговорками.

Делятся на народные и современные, детские и взрослые.

При помощи скороговорок:

  • формируется артикуляционный аппарат;
  • выстраивается правильная речь;
  • Устраняются речевые дефекты;
  • развивается фонематический слух.

Необязательно ждать пока ребёнок начнёт хорошо говорить. С самого раннего возраста можно во время игры проговаривать скороговорки, чистоговорки. Чтоб ребёнок слушал различные звуки, словосочетания, учился их различать и запоминал правильное произношение. Вот так развивается фонематический слух, что очень важно при формировании речи и чёткой дикции.

Детям очень нравится играть со скороговорками, занятия в игровой форме проходят интереснее, веселее и материал лучше усваивается. Причём стихотворная форма легко запоминается, что способствует развитию памяти.

Их очень любят использовать в своей практике логопеды,

Советы с чего начать

  1. Первым делом надо прочитать её как стишок правильно и с интонацией, чтоб заинтересовать ребёнка.

  2. Потом медленно прочитать, проговаривая каждый звук и слова, чтоб ваш малыш мог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Можно скороговорку пропевать.

  3. Следующий этап, если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость, до тех пор, пока не будет получаться говорить быстро.

Советы:

  • Не требуйте от ребёнка проговорить все сразу, и в быстром темпе.
  • Наберитесь терпения, оно вам понадобится.
  • Ваше занятие не должно длиться дольше 10 минут.
  • А тренироваться в столь интересной игровой форме можно сколько вам угодно. Только не переусердствуйте, чтоб не исчезло желание.

И ваши усилия будут вознаграждены.

Скороговорки на букву [Р] и [Л]

Одни из самых важных, это скороговорки на букву [Р] и [Л].

Очень много детей, которые долго не выговаривают эти согласные. При помощи этой методики можно избавиться от такого дефекта.

Сначала можно размяться на лёгких чистоговорках:

После можно перейти и к главной части занятия, к скороговоркам на букву [р] для детей:

Скороговорки для первого класса на букву [р]

На букву [Л]:

Для формирования шипящих звуков [Ч], [Ш], [Щ]:

Смешные скороговорки для детей

Весёлые скороговорки очень нравятся детям. Особенно когда они используются в игровой форме, а также с картинками, различными иллюстрациями. На таких занятиях не только развивается речь. А ещё и воображение, формируется память. Смешные стишки с весёлым смыслом поднимают настроение, вызывают положительные эмоции, что также благотворно влияет на психологическое развитие ребёнка.

В форме загадок

Скороговорки бывают в форме загадок, что тоже очень нравится детям, легко запоминаются, с удовольствием загадывают их друг другу. Тренируют речь, и способствуют развиватию логического мышления.

Сложные скороговорки для 7–8 лет

Длинные и тяжело выговариваемые логопедические стишки, нужно выучивать наизусть и тренироваться в выговаривании, пока не будет получаться без запинания. Не спешите сразу пытаться выговорить всю от начала до конца, медленно, трудные места можно повторить несколько раз, пока не получится правильное произношение. После постепенно увеличивайте скорость.

Необходимы такие скороговорки для улучшения дикции. Помогает обрести навыки спокойной не тараторящей речи.

Для каждого возраста своя сложность построения стишка, для малышей используются несложные звуки, обычно без таких как [Р] [Л] и [Ф] [В].

Для детей 7–8 лет используются все звуки в любых сочетаниях.

Скороговорки для 1 класса

На букву [Р ]

Скороговорки для 2 класса

Игры со скороговорками

Очень весело и эффективно проходит занятие в игровой форме. В игре ребёнок чувствует себя раскрепощённым, не зажимается, обучение сопровождается позитивными эмоциями, и яркими впечатлениями.

  1. Предложите ребёнку игру «Обезьянка», Взрослый проговаривает скороговорку, малыш повторяет. Можно усложнить эмоциями. Повторять грустно, радостно, сердито, удивлённо. Такая игра проходит очень весело. Способствует развитию мимики и фантазии, а также творческого мышления.
  2. Можно во время занятия взять мяч и во время чтения скороговорки перекидывать его из руки в руку.
  3. Общая игра «Кто быстрей». Первый читает скороговорку медленно, после увеличивает темп, пока не запнётся. Так, по очереди проговаривает каждый играющий, увеличивая темп. Кто скажет быстрее всех тот и победил.
  4. Игра называется «Испорченный телефон». Играющие делятся на две команды, игроки своих команд садятся друг за дружкой. Ведущие дают две трудновыговариваемые скороговорки, капитанам команд. По сигналу капитаны проговаривают логопедическую рифмовку на ухо рядом сидящему, и так информация должна дойти до последнего в команде, а он должен будет правильно произнести вслух. Та команда побеждает, в которой будет самое верное произношение скороговорки.
  5. Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий раздаёт по скороговорке каждому, одинаковые по сложности. И по очереди каждый должен выйти на шаг вперёд, проговорить скороговорку три раза. Если три раза проговорил и не запнулся, остаёшься на месте. Если, наоборот, шаг назад. Выигрывает тот, кто оказался впереди всех.
  6. Музыкальная игра «Проговаривай и пой». Необходимо под определённую чистоговорку подобрать какую-то мелодию из знакомой песни и пропеть её.

Полезные советы

  • Обращайте внимание во время занятий на состояние ребёнка, его голос, правильное спокойное дыхание, настроение, внимательность. Чтобы не переусердствовать.

Источник: https://devochki.guru/deti/razvitievospitanie/korotkie-skorogovorki-dlya-detej-7-8-let.html

Скороговорки для развития речи и улучшения дикции и артикуляции для детей, малышей на шипящие Ш, Щ, Ч, свистящие С, З, Ц согласные звуки и буквы и звук и букву Л, Т, Н. Детские легкие, простые маленькие, короткие скороговорки для детей: слова

Скороговорки для развития речи и улучшения дикции и артикуляции для детей, малышей на шипящие Ш, Щ, Ч, свистящие С, З, Ц согласные звуки и буквы и звук и букву Л, Т, Н. Детские легкие, простые маленькие, короткие скороговорки для детей: слова

Инструкции по исправлению дефектов речи. Артикуляционная гимнастика и скороговорки.

Читайте также:  Загадки про огород и овощи с ответами

Содержание статьи

  • Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет
  • Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет
  • Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет
  • Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч
  • Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц
  • Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
  • Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т
  • Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н
  • ВИДЕО: Артикуляционная гимнастика

Дети 3-4 лет достаточно активно разговаривают, используя много слов для описания предметов. Родители могут повести малыша к логопеду, если сомневаются в том, что их ребенок достаточно хорошо говорит для его возраста. Но можно самостоятельно развивать ребенка и корректировать его речь.

Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет

Специалисты считают, что дети до 3 лет могут вообще не говорить. Если вашему ребенку 3 года, и он не говорит, обратитесь к неврологу и дефектологу. Возможно, задержка развития речи обусловлена каким-то недугом.

Возможные нарушения речи у детей 3-4 лет:

  • Заменяет трудные звуки, на более легкие. Например «ц» на «с», «р» на «л». Для этого возраста это вполне нормально. Нужно просто больше говорить с малышом и произносить сложные звуки.
  • Неправильно ставит окончания, так как не умеет правильно определять падежи. Например, у меня один монета. Для этого возраста вполне допустимое нарушение.
  • Неправильное использование слов, близких по смыслу. Например, вместо жадный и скупой, ребенок говорит дешевый.
  • Долго думают, прежде чем описать какое-то происшествие. Перебирают в уме нужные слова. Это норма.
  • В этом возрасте ваша задача развивать и расширять словарный запас малыша. Много говорите, описывайте предметы, используя новые слова. Ниже представлены скороговорки для развития речи малышей 3-4 лет.

Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет

Это достаточно ответственный возраст. Если пропустить, потом может быть поздно. Речь ребенка ближе к 6 годам должна быть как у взрослого. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенка отдают в школу. Именно к 5 годам необходимо провести оценку речевого развития ребенка и при необходимости организовать занятия с логопедом.

Возможные проблемы с речью:

  • Глотает начало или конец слова. В таком случае необходимо консультация логопеда. Это говорит о том, что ребенок думает быстрее, чем говорит. Чтобы не было «каши» в разговоре медленно говорите с малышом, проговаривая все звуки.
  • Не может выразить мысли. Ребенок сбивается, заикается и долго думает, прежде чем что-то сказать. В этом случае малышу нужна помощь. Из-за этого возможны отставания в учебе.
  • Не выговаривает некоторые звуки. Это не является грубым нарушением, но родители должны обратить на это внимание. В основном в скороговорках для малышей такого возраста необходимо использовать сложные слова с большим количеством шипящих звуков. Прорабатывайте звук «р».

Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у дошкольников 5, 6, 7 лет

Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет

У детей старше восьми лет полностью сформированная речь. Дети хорошо произносят все звуки. При этом могут строить длинные и ложные предложения. Словарный запас огромный. Среди самых распространенных проблем – плохая дикция.

Ребенок не четко разговаривает, мямлит или глотает часть слов из-за того что спешит. Переживания, стресс и нервные потрясения отрицательно сказываются на дикции ребенка.

С плохой дикцией нужно бороться, для этого существует масса упражнений и скороговорок.

Нарушения дикции:

  • Логопеды считают, что около 30% всего земного населения страдают от нарушения дикции. Это чаще всего связано с особенностями речевого развития и средой обитания. Если кто-то из родителей картавит, заикается, неправильно произносит шипящие, то ребенок может перенимать эту особенность.
  • Чаще всего проблемы с шипящими. Сами звуки выговариваются, но нарушена артикуляция. В результате этого наблюдается нарушение дикции.
  • Большую часть нарушения дикции составляет неправильное произношение «р». Чаще всего это из-за неправильного произношения и слабого мышечного аппарата. Дикцию удастся исправить, тренируя мышцы и произношение.

Ниже представлены скороговорки для улучшения дикции школьников и тренировки мышечного аппарата.

Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет

Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч

В народе такое нарушение называют шепелявостью. Существует несколько вариантов этого недуга.  Чаще всего дефекты произношения связаны с деформацией мягкого неба, губ или прикуса. Но у детей произношение может нарушаться из-за неправильной постановки губ и языка. В таком случае помогут скороговорки с шипящими звуками.

Виды шепелявости:

  • Губно-зубная
  • Призубная
  • Носовая
  • щечная
  • Смягченная

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц

Существует несколько вариантов нарушения произношения этих звуков:

  • Кончик язычка просовывается между зубками. В итоге получается нечистое «с» и «з» (пришептывание).
  • При нормальном положении передней части языка средняя часть спинки его недостаточно опущена. Получаются смягченные сь и зь (сянки, зямок).
  • «С» и «з» заменяются другими звуками, часто «ш», «ж», реже в младшей группе «ф» на «в» (шапог, жамок, фапок, вамог). Среди малышей ясельного возраста это со временем проходит.
  • Ц заменяется звуками «с», «т», «ч» (сапля, тапля, чапля).

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

В основном нарушение произношение наблюдается среди детей возрастом 3-4 лет. При этом дети выговаривают этот звук, но получается он искаженным. Часто слышится «в» вместо «л». Например, вось, вместо лось.

Это связано с неправильной артикуляцией и постановкой языка, губ. В таком случае большую пользу приносит артикуляционная гимнастика, нежели скороговорки. Ниже представлены скороговорки, для исправления звука «л».

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т

Этот звук обычно дети хорошо произносят. Наблюдаются нарушения в случае врожденных патологий и при слабом мышечном аппарате. Во втором случае при помощи укрепления мышц можно добиться чистого произношения звука. Ниже представлены популярные и простые скороговорки для детей разного возраста.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н

Этот звук тоже обычно легко произносится. Возможно неправильное произношение, некоторое его искажение. Обычно буква смягчается. Ниже представлены скороговорки для тренировки нормального произношения звука «н».

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н

Как видите, при помощи скороговорок и артикуляционной гимнастики можно исправить произношение некоторых звуков.

ВИДЕО: Артикуляционная гимнастика

Источник: http://BabyBen.ru/vospitanie/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-uluchsheniya-dikcii-i-artikulyacii-dlya-detej-malyshej-na-shipyashhie-sh-shh-ch-svistyashhie-s-z-c-soglasnye-zvuki-i-bukvy-i-zvuk-i-bukvu-l-t-n-detskie-leg.html

200 скороговорок для развития дикции

Вот 200 труднопроизносимых скороговорок, которые сделают вашу речь четче и красивее. Проверено редакцией AdMe.ru.

  1. Интервьюер интервента интервьюировал.
  2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.

    Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе, Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.

    И у них родились дети.

    У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.

  3. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  4. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  5. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но, заскороговорившись, выскороговорил,

    Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

  6. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
  7. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
  8. У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  9. Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
  10. Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
  11. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  12. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
  13. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  14. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
  15. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  16. Пакет под попкорн.
  17. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
  18. В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  19. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  20. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  21. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  22. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  23. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  24. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  25. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  26. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  27. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  28. Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  29. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  30. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  31. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
  32. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  33. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
  34. Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
  35. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  36. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  37. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  38. У осы не усы, не усища, а усики.
  39. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
  40. Осип охрип, Архип осип.
  41. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  42. Сачок зацепился за сучок.
  43. По семеро в сани уселись сами.
  44. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  45. Свиристель свиристит свирелью.
  46. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  47. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  48. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
  49. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  50. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  51. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  52. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  53. Четверть четверика гороха без червоточинки.
  54. Инцидент с интендантом.
  55. Прецедент с претендентом.
  56. Константин констатировал.
  57. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
  58. Ценит цеп косец по косовице.
  59. Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.
  60. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  61. Жутко жуку жить на суку.
  62. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  63. Течет речка, печет печка.
  64. Щипцы да клещи — вот наши вещи.
  65. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  66. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
  67. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  68. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.
  69. Около колодца кольцо не найдется.
  70. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  71. Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
  72. Яшма в замше замшела.
  73. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
  74. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  75. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
  76. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  77. Ест Федька с водкой редьку.
  78. Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
    Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
  79. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  80. Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
  81. К Габсбургам из Страсбурга.
  82. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
    Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  83. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  84. У елки иголки колки.
  85. В один клин, Клим, колоти.
  86. Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
    А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
  87. Турка курит трубку, курка клюет крупку.
    Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
  88. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
  89. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  90. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
  91. Подал грабли крабу краб.
  92. От топота копыт пыль по полю летит.
  93. Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  94. У осы не усы и не усища, а усики.
  95. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  96. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
  97. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  98. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
    А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
  99. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  100. Рододендроны из дендрария.
  101. Сорока со скоросоковыжималкой.
  102. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  103. На дворе-подворье погода размокропогодилась.
  104. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
  105. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса

    Порвали в драке альбатросы.

  106. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  107. Когда-то галок поп пугая, В кустах заметил попугая, И говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но, только галок, поп, пугая,

    Не смей пугать ты попугая!

  108. Королева кавалеру подарила каравеллу.
  109. На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили

    И в туманы лимана манили меня.

  110. На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
  111. Невелик бицепс у эксгибициониста.
  112. Недопереквалифицировавшийся.
  113. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  114. Саша шапкой шишку сшиб.
  115. Футляр для дрели.
  116. Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
  117. Сняли с Надежды цветные одежды,
    Без одежд Надежда не манит, как прежде.
  118. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

  119. Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин

    и скажет: (начинай сначала).

  120. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  121. На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове. Технология шишкосушения:

    После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел.

    Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел.

    В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел.

    Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

  122. Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
  123. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
  124. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
  125. Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
  126. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
  127. Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
  128. Ткет ткач ткани на платье Тане.
  129. У перепелa и перепелки пять перепелят.
  130. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  131. Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.
  132. Лезут козы в гpозу в лозу — лозу козы в гpозу гpызут.
  133. Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
  134. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
  135. Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
  136. Около кола колокола, около ворот коловорот.
  137. Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
  138. А мне не до недомогания.
  139. Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
  140. Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.
  141. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  142. Коваль ковал коня, Конь — копытом коваля,

    Коваль — кнутом коня.

  143. Маленькая болтунья Молоко болтала-болтала,

    Да не выболтала.

  144. Петя был мал и мяту мял.
    Увидала мать — не велела мять.
  145. О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана

    Манили меня?

  146. Слава у Власа съел все сало.
  147. Клала Клава лук на полку,
    Кликнула к себе Николку.
  148. Только у молодца и золотца,
    Что пуговка оловца.
  149. Съел Слава солено сало,
    Да сала Славе мало.
  150. Козел-мукомол, Кому муку молол,

    Кому не молол?

  151. У Фили были, У Фили пили,

    Да Филю ж побили.

  152. Феофан — болван: Молоко взболтал,

    Да не выболтал.

  153. Милая Мила Мылилась мылом, Намылилась, смыла —

    Так мылилась Мила.

  154. Стоит поп на копне, Колпак на попе, Копна под попом,

    Поп под колпаком.

  155. Разнервничавшегося конституционалиста Константинова нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачивателя.
  156. Дед Додон в дуду дудел,
    Димку дед дудой задел.
  157. Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно,

    Обижать друзей не нужно.

  158. Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры,

    До поры остры топоры, до времени.

  159. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  160. Ходит квочка около дворочка,
    Водит деток около клеток.
  161. Встретил в чаще еж ежа, — Как погода, еж? — Свежа. И пошли домой, дрожа,

    Сгорбясь, съежась, два ежа.

  162. Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
  163. У нас на дворе-подворье
    Погода размокропогодилась.
  164. Лошадь с седоком,
    Да без седла и узды, без подпруги и удил.
  165. Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу похожие на маленьких ежат

    Шишки прошлогодние на траве лежат.

  166. Ты, молодец, скажи молодцу, Пуст молодец молодцу скажет,

    Пусть молодец теленка привяжет.

  167. На дуб не дуй губ,
    Не дуй губ на дуб.
  168. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира
    И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  169. Испугались медвежонка Еж с ежихой и с ежонком,

    Стриж с стрижихой и стрижонком.

  170. С мышами во ржи подружились ежи.
    Ушли в камыши — и во ржи не души.
  171. Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже —

    ужа ужица съест на ужин.

  172. Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам. Прежние пижамы

    Исколоты ежами.

  173. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
  174. Дятел лечит древний дуб,
    Добрый дятел дубу люб.
  175. Баран-буян залез в бурьян.
  176. Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
  177. Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.
  178. Был баран белокрыл,
    Всех баранов перебелокрылил.
  179. Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  180. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
  181. Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
  182. Бобры храбры, идут в боры,
    Бобры для бобрят добры.
  183. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  184. Вместо рубахи не носите брюк вы, Вместо арбуза не просите брюквы. Цифру всегда отличите от буквы

    И различите ли ясень и бук вы?

  185. Купила бабуся бусы Марусе.
  186. Бабкин боб расцвел в дождь,
    Будет бабке боб в борщ.
  187. Возьми у белобородого мужика
    Полкринки кислого молока.
  188. Купили Валерику и Вареньке
    Варежки и валенки.
  189. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу
    o Георгии Григорьевиче.
  190. Съел Валерик вареник,
    А Валюшка — ватрушку.
  191. Проворонила ворона вороненка.
  192. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  193. Соломы воз возница вез.
  194. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
  195. Валя на проталинке промочила валенки.
  196. Валин валенок провалился в проталинок.
  197. Забавной обезьяне бросили бананы,
    Бросили бананы забавной обезьяне.
  198. А мне не до недомогания.
    На меду медовик, а мне не до медовика.
  199. Командир говорил про полковника и про полковницу, Про подполковника и подполковницу. Про поручика и про поручицу, Про подпоручика и подпоручицу, Про прапорщика и про прапорщицу,

    Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

  200. Король — орел.
Читайте также:  Интеллектуальная игра: творчество пушкина, 9 класс

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/200-skorogovorok-dlya-razvitiya-dikcii-887160/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector