Скороговорки, считалки. история появления скороговорок и считалок

Скороговорки, считалки. История появления скороговорок и считалок

На данной странице вы найдете историю возникновения скороговорок, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

«Скороговорка-малый жанр английского фольклора – занимает особое место среди разнообразных произведений устного народного поэтического творчества. При всем различии с пословицами, поговорками, загадками, скороговорки также кратки и устойчивы по форме и емки по содержанию, ритмичны по строю, древни по происхождению.

»[Мезенина, 1993: стр.37] Источники возникновения скороговорок самые разнообразные. Чтобы стать скороговоркой, высказывание должно быть воспринято и усвоено простыми людьми. При этом первоисточник высказывания часто забывается. Превратившись в скороговорку, оно становится частью языка.

Можно безошибочно предположить, что любая скороговорка была создана определенным человеком в определенных обстоятельствах, однако для очень многих старых скороговорок источник их происхождения полностью утрачен.

Поэтому правильнее будет сказать, что скороговорки имеют народное происхождение, что их первоисточник находится в коллективном разуме народа.

С другой стороны, так же очевидно, что многие скороговорки были созданы вполне определенными людьми. Если это случалось с людьми в устном варианте, то, конечно, не оставалось никаких свидетельских записей, но если это происходило с умным человеком, имевшим привычку записывать свои мысли, то в некоторых случаях можно доискаться до первоисточника скороговорки.

В любом языке есть такой термин, как «скороговорка». В толковом словаре Ожегова она определяется как: «специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». [Ожегов, 1982: стр.644]То есть, она придумывалась специально для обучения.

Скороговорка является одним из элементов творчества народа, его истории. Основа скороговорок – сочетание труднопроизносимых звуков вместе, изначально скороговорка задумывалась для того, чтобы «повеселить, позабавить народ». Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром.

В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. Так как быстро и правильно произнести скороговорку удается не всем сразу, это вызывало комический эффект.

Кроме того, обычно скороговорки рассказывали о том или ином событии в приукрашенной и гиперболизированной форме, а сочетание трудносовместимых звуков усиливало ироническую окраску рассказа. Иногда это жанровая зарисовка, чаще всего бессмыслица, но звучащая, ритмичная и легко запоминающаяся.

Так же в скороговорках часто встречаются имена собственные, названия растений и животных, что очень нравится ученикам и делает скороговорки познавательными. Скороговорки в виде коротких стишков помогают развивать и совершенствовать память детей, тренируют речь. Например: One-One was a racehorse; Two-Two was one, too.

When One-One won one race, Two-Two won one, too.Методисты и педагоги рекомендуют включать скороговорки в самом начале изучения иностранного языка. Благодаря им появляется беглость в речи, ее четкость

Скороговорки представляют собой некий речевой тренажер, возможностями которого не стоит пренебрегать. Тренировки можно начинать с самого раннего возраста, однако, при этом учитывая уровень владения речью, возраст ребенка, его психологические особенности и другие факторы. От этого зависит подбор материала для использования, понятного и доступного для конкретного ребенка.

Для детей младшего возраста подойдут скороговорки рифмованные, с использованием сказочных сюжетов и персонажей. (Например: Fuzzy Wuzzy was a bear,FuzzyWuzzy had no hair, Fuzzy Wuzzy wasn't very fuzzy,was he? Для детей более старшего возраста можно подбирать скороговорки, напоминающие мини истории.(Например: Peter Piper picked a peck of pickled peppers.

A peck of pickled peppers Peter Piper picked.If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,Where's the peck of pickled peppers Peter Piper picked?) Таким образом, Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в весёлые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырёх-стишие.

Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально. (Например: I thought a thought. But the thought I thought wasn't the thought I thought I thought.

If the thought I thought I thought had been the thought I thought, I wouldn't have thought so much.)

Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.

Источник: http://kidsclever.ru/content/istoriya-vozniknoveniya-skorogovorok

Читать

Читать

© В. Г. Дмитриева, составление, 2016

© Л. В. Двинина, иллюстрации, 2016

© А. О. Кузнецова, иллюстрации, 2012

© О. Р. Серебрякова, иллюстрации, 2010

© С. О. Земчонок, иллюстрации, 2011

© Е. Р. Жуковская, иллюстрации, 2012

© В. Ю. Глотова, иллюстрации, 2013

© И. В. Горбунова, иллюстрации, 2013

© С. В. Емельянова, иллюстрации, 2014

© О. В. Граблевская, иллюстрации, 2015

© OOO «Издательство АСТ», 2016

* * *

Что дошколята любят больше всего на свете? Правильно – играть! Они способны превратить в игру любое занятие – даже самое серьёзное. Вот увидите, вашему малышу очень понравится тренировать свой язычок и пальчики: ведь скороговорки, считалки, пальчиковая гимнастика – это и есть настоящая игра.

Проговаривание скороговорок и разучивание считалок – не просто способ научиться говорить правильно и красиво, но любимая детская забава. Несложный, ритмичный, часто шуточный текст построен на сочетании трудных звуков.

И повторять рифмованные строчки можно в разных темпах: медленном, умеренном и быстром.

Как весело, как интересно: сначала ничего не получается, потом всё лучше и лучше, и вдруг – раз! – удалось произнести скороговорку или считалку, не запутавшись, от начала до конца.

Многие фольклорные скороговорки и считалки – настоящие произведения устного народного творчества, которые в самом раннем возрасте формируют эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего мира, обогащают словарный запас, тренируют память, развивают речевое внимание, образное мышление ребёнка.

Разыгрывание сценок с пальчиковыми играми развивает мелкую моторику, способствует интеллектуальному развитию малыша. А подготовка к первым выступлениям в кругу семьи может стать очень захватывающим и запоминающимся событием. Выбранное с любовью стихотворение, подобранные мимика и жесты позволят ребёнку проявить свои творческие способности и обрести большую уверенность в себе.

* * *

У Бориса был баран,

И залез баран в бурьян.

* * *

Белые бараны

Били в барабаны.

* * *

Был баран белорыл,

Всех баранов

Перебелорылил.

По двору-подворью в добром здоровье.

* * *

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

Читайте также:  Экологический праздник, 3 - 4 класс. сценарий

* * *

С одного дуба не дерут два луба.

* * *

Боронила борона

По боронованному полю.

* * *

Добыл бобов бобыль,

Бобов бобыль добыл.

На болоте жабы жили,

Булку с бубликом любили.

* * *

Жаба в болоте сидит на колоде.

* * *

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

* * *

Брат бродом в брод бредёт.

* * *

Купила бабуся бусы Марусе.

Бабкин боб расцвёл в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

* * *

Пошли бобы по грибы,

Да грибы забрались на дубы –

Остались бобы на бобах.

* * *

У белой будки

Голубели незабудки.

* * *

Булку, буханку,

Батон и баранку

Пекарь румяный

Испёк спозаранку.

У боярина бобра

Нет богатства, нет добра –

Два бобрёнка у бобра

Лучше всякого добра.

* * *

Бредут бобры

В сыры боры,

Бобры храбры,

А для бобрят добры.

* * *

Бобр, будь добр,

Добудь кобр.

Брёл бобёр до бобрихи,

Брела бобриха до бобра.

* * *

Рыли рылом ров бобры,

Были рылом предобры.

* * *

По бревну бодро

Бредут бобры.

* * *

В голубятне – голуби,

А на дубе – жёлуди.

Дятел дуб долбил-долбил,

Да недодолбил.

* * *

В дупле дуба

Дятла дом,

Целый день

Сидит он в нём.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=590847&p=1

Старинные считалки

Старинные считалки

Считалкой дети всегда выбирали в своих играх водящего (ваду). Читая эти старинные считалки, я вспоминаю свое детство, игры во дворе и в детском саду. Считалки всегда были неотъемлемой частью нашей детской жизни. Эти короткие или потешные стихотворные строчки передавались от родителей к детям. Иногда в группе одновозрастных деток в саду или во дворе была своя любимая считалка.

Как-то в детстве мы соревновались кто больше знает разных считалок. Оказалось, что больше всех знала моя мама. Она продекламировала нам такие считалочки, которые мы даже никогда не слышали.

А теперь я, сама уже мама, собрала для вас и ваших деток эти старинные считалки. Возможно какая-то вам покажется знакомой, а другие вы услышите впервые. Если эти стишки вам понравятся, обязательно подскажите их свои детям или ученикам. Пусть устное народное творчество остается жить в детских играх.

*** Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает Белый месяц! Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

*** Катилося яблочко Мимо сада, Мимо огорода, Мимо частокола; Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

***  — Заяц белый Куда, бегал? — В лес дубовый! — Что там делал? — Лыко драл! — Куда клал? — Под колоду! — Кто украл? — Родион.

— Выйди вон!

*** Катился горох по блюду.

Ты води, А я не буду.

*** — Чики-брики, ты куда? — Чики-брики, на базар. — Чики-брики, ты зачем? — Чики-брики, за овсом! — Чики-брики, ты кому? — Чики-брики, я коню! — Чики-брики, ты какому?

— Чики-брики, вороному!

*** Таря-Маря В лес ходила, Шишки ела — Нам велела. А мы шишки Не едим, Таре-Маре

Отдадим!

*** Ходит свинка По бору, Рвет траву-мураву. Она рвет, И берет, И в корзиночку кладет. Этот выйдет,

Вон пойдет.

*** Шла кукушка Мимо сети, А за нею Малы дети И кричали: «Кук! Мак!» Убирай

Один кулак!

*** Лиса по лесу шла, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела — Мужу двое, Себе трое И детишкам

По лаптишкам!

*** Шла кукушка Мимо сети, А за нею Малы дети. Кукушата Просят пить. Выходи —

Тебе водить!

*** Тара-бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить.

Тебе водить!

*** Кукушечка- Горюшечка Плетень плела, Детей вела. Дети шли, До конца дошли, До конца дошли, Обратно пошли.

Кук!

*** Первинчики, Другинчики, Летели голубенчики По утренней росе, По зеленой полосе. Здесь яблоки, орешки, Медок, сахарок, Поди вон

В уголок!

*** Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох. Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

*** Катилася торба С высокого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

*** Прыг да скок, Прыг да скок, Скачет зайка — Серый бок. По лесочку Прыг-прыг-прыг, По снежочку Тык-тык-тык. Под кусточек присел, Схорониться захотел.

Кто его поймает, тот и водит.

Тили-тели, На лавочке сидели — Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, Портной.

А ты кто такой?

*** Инцы-брынцы, Балалайка! Инцы-брынцы, Поиграй-ка! Инцы-брынцы, Не хогчу! Инцы-брынцы,

Вон пойду!

*** Трух-тух, Трух-тух-тух, Ходит по двору петух. Сам со шпорами, Хвост с узорами. Под окном стоит, На весь двор кричит. Кто услышит,

Тот бежит.

*** Летела кукушечка мимо сада, Поклевала всю рассаду И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак».

*** Погляди на небо, Звезды горят, Журавли кричат: — Гу-гу! Убегу! Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь.

*** — Тили-тели, — Птички пели, Взвились, к лесу полетели. Стали птички гнезда вить!

Кто не вьет, тому водить!

*** Покатилось колесо, Укатилось далеко, И не в рожь, И не в пшеницу, А до самой До столицы. Колесо кто найдет,

Тот ведет.

*** Конь ретивый С длинной гривой Скачет, скачет По полям Тут и там! Тут и там! Где проскачет он — Выходи

Из круга вон!

***

Петушок, петушок, Покажи свой кожушок. Кожушок горит огнем, Сколько перышек на нем? Раз, два, три, четыре, пять…

Невозможно сосчитать!

ЖИЛ-БЫЛ ГЛУПЫЙ МАЛЬЧИК ФЕДЯ…

Жил-был глупый мальчик Федя, Он пошёл искать медведя, А медведь, разинув рот, Прямо на него идёт. И рычит, и страшно воет, И когтями землю роет. Федя струсил, побежал, Зацепился, Покатился, И упал, И ушиб пребольно ногу, А медведь ушёл в берлогу, Видно, сыт он был тогда?

А была бы тут беда!

Ну, а напоследок, хочу предложить Вам интересное новое видео, которое может быть очень полезным Вам или Вашему ребенку!

Источник: http://gamejulia.ru/starinnie-schitalki.html

Логопедические скороговорки и считалки

Логопедические скороговорки и считалки

На звук «Ж»

Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума:

У ежей иголок тьма!

Читайте также:  Работа с родителями будущих первоклассников

* * *

Дождик, дождик не дожди, Дождик, дождик подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому.

* * *

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, но лень ворочаться. Вот лежит себе и ждет — может миска приползет?..

* * *

Эта буква широка И похожа на жука. Да при этом, точно жук. Издает жужжащий звук:

— Ж-ж-ж!

Жук на жердочке сидит, Песню звонкую жужжит: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Жу-Жу, жу-жу, жу-жу-жу».

Взялся уж жуку подпеть, Да умеет лишь шипеть. Спеть хотел он: жу-жу-жу,

Получилось: шу-шу-шу.

Жутко жуку жить на суку.

Ежу на ужин мышонок нужен.

Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком.

Мы режем, режем, режем, Бумагу всю изрежем, Вырежем жука — Желтые бока. И как станет жук жужжать, Все должны мы убежать!

Жжжжжжжжж…

Зажжужала муха, зажужжалась паука.

Ёжику нужен жук на ужин.

Уж от ужаса стал уже, ужа ужица съест на ужин.
И скажет: «Ужа ужалила ужица…»

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит?

Совсем не страшно жук жужжит.

Жук жужжал: Жу-жу, жу-жу, Я жилетку закажу, Желто-чёрную жилетку, Жу-жу-жу, как у пчелы, Жаль, что мне мои жилетки, Жу-жу-жу, уже малы! Жалко жабу на лужайке На лужайке жабе жарко, Покажи-ка ей, дружок,

Где болотный бережок!

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.

Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

В живом уголке жили ужи и ежи.

Золотистый, как из бронзы, Жук кружится возле розы. И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!

Очень с розами друж-жу!»

На звук «Ш»

Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

 * * *

Сшит колпак, да не по-колпаковски, Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

 * * *
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 * * *

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

 * * *

В шалаше шесть шалунов.

 * * *

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

 * * *

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку,
Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.

 * * *

Наши мыши ваших тише: Не шуршат по погребам.

К вам не ходят наши мыши — Не пускайте ваших к нам.

 * * *

Шесть мышак в камыше шуршат.

 * * *

Шли сорок мышей, Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше, несли по два гроша.

 * * *

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

 * * *

Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.

 * * *

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

 * * *

Шакал шагал, шакал скакал.

 * * *

Простоквашу дали Клаше. Недовольна Клаша:

«Нехочу я простоквашу, дайте просто кашу».

 * * *

Шел Шишига по шоссе, Шел шурша штанами. Шаг шагнет, шепнет: «Ошибка»,

Шевельнет ушами.

 * * *

У Маши мошка в каше, Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку,

И накормила кошку.

 * * *

У Прошки с плошкой вышла оплошка — Плошку Прошка перевернул.

 * * *

На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.

 * * *

Кошка крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

 * * *

Нашей Маше дали манную кашу. Маше каша надоела, Маша кашу не доела, Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай!

 * * *

Мышки сушек насушили, Мышки мышек пригласили. Мышки сушки кушать стали Зубы сразу же сломали.

Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

 * * *

Лишь завидит свой кишлак, Ускоряет шаг ишак. Не спеши ишак в кишлак,

Упадешь с горы в овраг.

 * * *

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

 * * *

Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

 * * *

Слышен шорох в камышах, От него шумит в ушах, Сто бесстаршных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

На звук «Л»

Лы-лы-лы забивали мы голы Лу-лу-лу возле окон на полу Ла-ла-ла не заметили стекла Лу-лу-лу мы не били по стеклу

Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

* * *

Мышка весело жила, На пуху в углу спала, Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

* * *

Веник пол подметал, Веник очень устал, Он чихнул, он зевнул,

И тихонько лег под стул.

 * * *

Скороговорки.У перепелa и перепелки пять перепелят. * * * Встaвaй, Архип, петух охрип. * * * От топотa копыт пыль по полю летит. * * * Бык тупогоб, тупогубенький бычек,у быка бела губа была тупа. * * * Сшит колпак не по колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

* * * Пришел Прокоп — кипит укроп, ушел Прокоп — кипит укроп, как при Прокопе кипит укроп, так из без Прокопа кипит укроп. * * * Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- «Попугай,попугай, попугай!» * * * У щучки — чешуйки, у чушки — щетинки.

* * * Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,

матросы две недели — карамель на мели ели.

{social}

Источник: http://yapoznaumir.ru/reading/78-news/lastnews/700-logopedicheskii-skorogovorki-i-schitalki

Читать Загадки, считалки и скороговорки

Азбука (буквы, чтение, грамота)

Быт человека

Вода в природе

Время, времяисчисление, времена года

Грибы

Деревья

Животные домашние и дикие

Зима и зимние забавы

Игры и игрушки

Инструменты — помощники человека

Математика для первоклассника

Музыкальные инструменты и ноты

Небо и земля

Огород и овощи

Одежда и обувь

Поле, злаки, сельскохозяйственные машины

Птицы

Рыбы

Средства передвижения

Улица

Учебные принадлежности

Фрукты и ягоды

Цветы

Человек

Школа

Явления природы

СЧИТАЛКИ

СКОРОГОВОРКИ

О. Д. Ушакова

ЗАГАДКИ,

СЧИТАЛКИ

СКОРОГОВОРКИ

Словарик

школьника

класса

школы

О. Д. Ушакова

ЗАГАДКИ, СЧИТАЛКИ И СКОРОГОВОРКИ

Словарик школьника

ББК 81.2P-4 У93

Ушакова О. Д.

У93 Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. — 96 с.

ISBN 5-94455-272-7

ISBN S-94455-272-7

© Ушакова О. Д„ 2004 © Издательский Дом «Литера», 2007

В ваших руках маленький сборник загадок, скороговорок и детских считалок, которые принято называть малыми формами устного народного творчества — фольклора.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для школьников ко дню победы 9 мая

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль.

А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству.

Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья? (Камень), да что цветёт без цветка? (Папоротник)', да что бежит без повода? (Вода).

В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.

Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа.

Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечне-

ление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки.

Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз).

Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки, предложенные в этой книге, подобраны по темам. Их можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу.

Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память.

В сборник включены старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.

Всегда любили на Руси и скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёрт-ками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж бы-

стро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скорогово-рить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносоче-таемые и труднопроизносимые слова и звуки.

Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка.

Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счёт, счётки, пересчёт, сосчи-талки, гадалки. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий. При помощи считалок разделяют роли, устанавливают очерёдность в игре. Это маленькое весёлое стихотворение построено часто на звукоподражаниях. Послушайте сами:

Цынца-брынца, балалайка, Цынца-брынца, заиграй-ка.

Эта считалка воспроизводит игру на балалайке. А чёткий ритм считалки «Аты-баты, шли солдаты…» напоминает шаг солдатской роты.

У древних людей со счётом было связано много разных представлений. Например, существовал запрет на счёт добытой во время охоты дичи. Чтобы владыка

леса не беспокоился за своих птиц и зверей, люди пользовались тайным, условным языком и тайной системой счёта. Предполагают, что некоторые считалки хранят память о той далёкой поре. До нас дошли едва понятные остатки тайного языка древних людей.

К примеру, есть такие считалки, где счёт ведётся словами, очень похожими на обыкновенные названия цифр: «Рази, двази, тризи, ризи, пята, лята, шуби, руби, дуби, крест». В этой считалке 10 слов, заканчивается она словом «крест». А на Руси счёт когда-то вели по зарубкам: после каждого десятка на бревне вырезали зарубку, ставили крест.

Вот поэтому и в дошедшей до нас считалке последнее, 10-е слово — крест. Ну а в наше время дети используют считалки в игре и даже легко придумывают их сами.

ЗАГАДКИ

Азбука (буквы, чтение, грамота)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком равненьи построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит.

Как называется он? (Алфавит)

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Встанут в ряд —

Сразу все заговорят. (Буквы)

Сели птицы на страницы,

Знают быль и небылицы. (Буквы)

Поле белое,

Овцы чёрные. (Бумага, буквы)

Белое поле, чёрное семя.

Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо, грамота)

Источник: http://online-knigi.com/page/237179

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector