Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Тема: Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся на уроке

Описание работы: Материал может быть полезен учителям начальных классов и учителям-предметникам.

Предлагаю материал из своего опыта работы с младшими школьниками.

От учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно» У.Герберт определяет «интерес», как синоним учебной мотивации.

Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу», следовательно — «выполняю с интересом», а это значит личностно, а личностно, значит значимо каждому! Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре.

Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»? Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке, тем более в аутентичном классе, должен нести в себе мотивацию.

Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

— Давайте улыбнёмся друг другу!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

2. Отрывки из мультфильмов:

Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе.

Мультфильм «Барбарики. Доброта»

— Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

Мультфильмы «Мультяшки в кармашке» — «Три котёнка», «Мультяшки в кармашке» — «Книжки» и другие.

Огромное внимание уделяю делению класса на группы. Психологический комфорт в группе мотивирует учащихся на активную и качественную работу на уроке.

Чаще всего применяю способ деления на группы, связанный с темой урока. На уроке «Русская народная сказка «Сивка-бурка» учащиеся делились на группы с помощью сказок.

Учащимся раздаются карточки с изображением предметов или героев из сказок на выбор. На парты ложатся иллюстрации к сказкам (по необходимому количеству групп).

Ученики ходят по классу и ищут иллюстрацию к сказке, герой или предмет которой изображён на их карточке.

На уроке русского языка по теме «Части слова» раздаю каждому ученику карточку с группой слов. Ученик выполняет разбор своих слов по составу. Затем задаётся вопрос:

— Что общего у слов вашей группы?

Каждый ученик определяет общее в своей группе слов. У кого-то это корень, у кого-то приставка и т.п. После чего учащиеся находят в классе стол с нужным обозначением части слова и садятся в группу.

Стараюсь, чтобы проверка домашнего задания тоже имела мотивационный настрой. Не секрет, что проверка выполнения домашнего задания часто и не всем учащимся нравится и приятна. Как сделать так, чтобы ребёнок не боялся этого процесса?

Я обычно начинаю проверку с самооценки учеников своего выполнения домашнего задания. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Вопрос: Кто чувствует себя готовым на 5, на 4, на 3? Спасибо.

Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте.

Затем на этот же вопрос отвечает учитель или продвинутый ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу.

Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.

Ребёнка «мотивирует» достижение цели, поставленной им самим. Поэтому на уроках я использую такие приёмы, как «Инсерт», «Кластер», «Да-нетка», «Дерево предсказаний» и большое количество других приёмов и методов.

Например, на уроке литературного чтения, при изучении литературного понятия «эпитет» для мотивации учащихся на определение темы и цели урока я применила приём «Инсерт». Дети получили таблички с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.

Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.
Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Эпитет – образное, художественное определение.

Пример применения приёма «Да-нетка» на уроке при определении видов сказок.

Задание: Определи вид сказки Туве Янсона «Первый снег».

Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет» и определяют вид сказки.

Бытовая Да/нет волшебная Да/нет О животных Да/нет
Герои – простые люди Волшебство Веселое настроение
Веселое настроение Герои-злодеи Герои-животные
Смешные ситуации Герои-помощники Волшебное условие (животные разговаривают)
Высмеиваются плохие черты характера Необычные испытания Сильный защищает слабого
Восторг умом, находчивостью Таинственное настроение
Волшебные предметы
Троекратные повторы

Источник: http://pikalevaru.ucoz.net/publ/sozdanie_uslovij_dlja_realizacii_motivacionnoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_na_uroke/1-1-0-2

Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации

Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации

мотивация деятельности учащихся
на уроке и создание условий для ее реализации

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся.

Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Преподавать литературу в век телевидения, радио, видео и компьютеризации непросто. Ребята предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени для чтения.

Перед учителем-словесником остро стоит вопрос — как повысить интерес к своему предмету и сделать уроки литературы уроками жизни, уроками, на которых «душа обязана трудиться», уроками высокой нравственности.

Размышление над поступками героя, их причинами и последствиями, осмысление авторской идеи, соотнесение с личными этическими представлениями — это и есть главный результат читательской деятельности.

Нам, учителям литературы, необходимо помнить, что проблемы не интересны для учащихся, если они не связаны с жизнью, имеют общий характер, не выводят школьников на общечеловеческие ценности.

Для повышения мотивации к урокам чувашского языка и литературы использую следующие виды работ: дидактические игры, групповая работа, отгадывание загадок и кроссвордов, работа по алгоритмам.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью.

При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, пятиклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д.

Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание.

В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять.

В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.

Читайте также:  Житков «храбрый утенок»

Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.).

В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.

Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

  • мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
  • мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.

Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика.

Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания.

В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

Высокий уровень. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.

Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Следующим этапом по формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания, основанная на дифференцированном подходе к обучению.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, надо организовывать обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

  1. создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса

  2. создание нестандартных ситуаций на уроке

  3. демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке

  4. умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя

  5. умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Для учащихся с высоким уровнем развития способностей, проявляющих интерес к предмету, предлагаются занятия элективного курса.

Нетрадиционный подход, овладение современными педагогическими технологиями, осознание реалий нового времени поможет решить задачи школьного литературного образования.

Приобщение к миру творчества художников слова не проходит даром — в детях воспитывается творческое начало. Школьники становятся успешнее по другим предметам. Они увереннее справляются с заданиями ЕГЭ по языку. Придумывая, сочиняя, фантазируя и перевоплощаясь на уроках литературы, ребята совершенствуют творческие способности, которые всегда и везде пригодятся им в жизни.

Источник: https://www.InfoUroki.net/motivaciya-deyatelnosti-uchashchihsya-na-uroke-i-sozdanie-usloviy-dlya-ee-realizacii.html

Формы и методы повышения уровня мотивации учащихся начальной школы

Формы и методы повышения уровня мотивации учащихся начальной школы

МБОУ СОШ № 1 г. Красногорск

Тема доклада:

«Формы и методы повышения уровня мотивации учащихся начальной школы к получению знаний на уроке»

Доклад подготовила

Русых В.Б.

Вопрос о мотивации учения есть

вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин

Широко известно: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». (Слайд 1)

Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!».

Беда в том, что желающих учиться год от года становится всё меньше и меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят. И из тех 50%, кто на входе  тягу к знаниям имел, в первом полугодии (к декабрю) мы теряем еще 20%. (Слайд 2)

Это говорит о том, что уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника?

Управлять мотивацией  —  значит формировать определенное отношение к школе. Однако не стоит закладывать готовые мотивы и цели в голову обучающегося. Нужно  поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого  обучающегося.

Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и социальные на высшем уровне, внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников. Или “универсальная молекула высокой учебной мотивации”. (Слайд 3)

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока. (Слайд 4)

* Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:

  • актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”),
  • вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”),
  • усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”),
  • усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

* Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы).

Читайте также:  Классный час по экологии, 8 класс

Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

* Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение.

Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях.

Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.

Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения школьников учиться. (Слайд 5)

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. (Слайд 6)

Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.

  • Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
  • Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
  • Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.
  • При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””.
  • Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.
  • Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100.

Учащемуся ставится цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской. (Слайд 7)

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. (Слайд 8 — 11)

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

(Слайд 12)

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

Записана тема урока.

— Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

…………………

— Вот видите, как важно…

Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

  • В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:
  • А. На что был похож прошлый учебный год?
  • На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?Что тебе нужно сделать для этого?Какая нужна помощь?Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?Как ты поймёшь, что результат достигнут?Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:Чего не случиться, если я буду писать грамотно?Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?Что случится, если я буду писать грамотно?Что случиться, если я не буду писать грамотно?
  • Образовательная стратегия.— Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.Проблемность обученияНа каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.Тема “Термометр”Проблемные вопросы-Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?-Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?-В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?Проблемная задачаОсенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.)Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.Многие учителя используют информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках позволяет существенно повысить мотивацию учащихся. Урок становится более интересным, если его материал представлен на экране в красках, со звуком, с анимацией.Все перечисленные приёмы активно используются многими учителями начальных классов в нашей школе.Приемы, способствующие повышению мотивации младших школьников
  • как можно чаще ставить учеников в ситуацию выбора целей, заданий, форм реализации целей;
  • помогать ученикам видеть связь между усилиями и результатом труда;
  • постоянно ориентировать ученика на самооценку деятельности;
  • помогать ученикам быть ответственными за свои промахи и удачи;
  • сделать ситуацию успеха достижимой для каждого (использование лексики: «Я уверена, что у вас все получится…», «У меня не было сомнений, что вы…», «Я согласна»; фиксировать все положительные изменения;);
  • создавать условий для реализации и демонстрации способностей каждого (индивидуальных и творческих);
  • организовывать самоопределение (хочу и могу), целеполагание (что надо сделать), рефлексию деятельности учащихся (чего я достиг?);
  • использовать учебный материал как предмет активных мыслительных и практических действий (развивающие и проблемные методы, самостоятельные проектные работы, творческие задания, обмен мыслями, мнениями…);
  • предлагать детям в помощь опорные сигналы (символы знаний и правил поведения, наглядность, схемы, таблицы, пошаговые инструкции, технологические карты, «диафильмы», планы, алгоритмы…)
  • выстраивать интегрированные уроки, расширять границы познавательной активности;
  • каждые 5-7 минут сменять вид деятельности;
  • активно использовать игру, моделирующую деятельность (конкурсы, викторины, соревнования, праздники; «Вы сегодня не ученики, а учителя, философы, взрослые…»)(Слайд 16)И, главное, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самое небольшое достижение, продвижение вперёд. Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое, а значит – формировать положительную мотивацию.«Мотивация – это человеческое стремление…   проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным»,- А. Маслоу. И мы должны постараться помочь ребёнку почувствовать себя способным.
Читайте также:  Определение темперамента по айзенку

Источник: http://viktorya.ucoz.com/publ/tekhnologii/formy_i_metody_povyshenija_urovnja_motivacii_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly/2-1-0-10

Мотивация учащихся на уроке и создание условий для ее реализации

Cлайд 1

«Мотивация учащихся на уроке и создание условий для ее реализации» Педагогический совет 21.01.2010г. МОУ МАЙСКАЯ ООШ

Cлайд 2

ПОВЕСТКА ДНЯ 14.10 – 14.30 — доклад «Успех в учении – один из источников сил школьника», директор школы Коханова В.Н. 14.30 – 14.45 – «Анализ работы ОУ по формированию и реализации мотивации учащихся», зам.

директора по УВР Банная Т.В. 14.45 – 15.00 – работа в группах: Оптимисты, Пессимисты, Практики 15.00 – 15.10 – подведение итогов работы в группах 15.10 – 15.30 – Разное 15.30 – 15.

45 — Подведение итогов педсовета, принятие решения.

Cлайд 3

Ц е л и: Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся. Систематизировать приемы и методы конструирования на уроке ситуации успеха. Обобщить опыт работы учителей школы по созданию школьного «Банка ситуаций успеха». Определить стимулирующую роль учителя в формировании и поддержании мотивации школьников;

Cлайд 4

УСПЕХ В УЧЕНИИ – ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ СИЛ ШКОЛЬНИКА.

Cлайд 5

Три стадии в развитии интересов: Первая стадия характеризуется разброшенностью интересов, стремлением все попробовать, во всем принять участие (10-11 лет) На второй стадии, в 12-13 лет, интересы детей стабилизируются. На третьей стадии (14-15 лет) происходит дальнейшая стабилизация интересов.

Cлайд 6

Урок как целостный образ в сознании ребенка

Cлайд 7

УСПЕШНОСТЬ – свойство, заключающее в себе успех. УСПЕВАЕМОСТЬ – степень успешности обучения, усвоение знаний.

Cлайд 8

Успешная учебная деятельность имеет структуру: — мотивы учения — учебные задачи — учебные действия — контроль — оценка

Cлайд 9

Показатели результативности успеваемости: Принцип самоорганизации Принцип развития Принцип самодеятельности Принцип ролевого участия Принцип ответственности Принцип коллективизма Принцип психологического обеспечения

Cлайд 10

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности для достижения целей организации. Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

Cлайд 11

Потребность – это ощущение недостатка в чем-либо или ком-либо, формирует поведение человека. Человек постоянно находится в состоянии ситуационного выбора, взвешивая ценность (полезность, выгоду) своих действий, ожидаемого результата и затрат на их достижение. Цель – это средство удовлетворения потребности.

Cлайд 12

ЦИКЛ МОТИВАЦИИ ПОТРЕБ- НОСТИ УСИЛИЯ ДЕЙСТВИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Cлайд 13

Анализ работы ОУ по формированию и реализации мотивации учащихся Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно занимать с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности.

Cлайд 14

Материально-техническое оснащение 3 здания школы Спортивный зал 2 спортивные площадки Мини-стадион Школьная столовая 2 школьных автобуса Компьютерный класс, Интернет

Cлайд 15

Педагогические кадры Всего учителей: 15 человек Из них имеют: высшее образование – 13 среднее специальное – 2 Из них имеют: I квалификационную категорию — 7 II квалификационную категорию — 4 Не имеют категории (в том числе 1 молодой специалист) – 4

Cлайд 16

Цели работы ОУ на 2009-2010 уч.год 1. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка. 2. Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования.

Cлайд 17

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Cлайд 18

КЛАСС ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Работает по развивающей программе «Преемственность» Н.А.Федоровой В группе: 7 детей В 2007 году школа получила лицензию на право осуществления подготовки детей к школе

Cлайд 19

Начальная школа 6-9 класс (1-4 класс) Всего учащихся: 29 Учителя начальных классов работают по программе «Школа России» Введен курс «Информатика» в 3,4 классах Всего учащихся: 59

Cлайд 20

Работа школы по апробации предметов регионального компонента «Живое слово» — 6-8 класс «Истоки» — 2-6 класс «История западной России. Калининградская область» — 6-9 класс

Cлайд 21

Предпрофильная подготовка (8,9 класс) В школе ведутся курсы по выбору: 8 класс – «Профессиональное самоопределение» 9 класс «Химия в сельском хозяйстве» «Человек и закон» «Что скажет грамматика» «Геометрия окружности»

Cлайд 22

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В школе функционируют объединения и секции: историко-краеведческий музей «Юные книголюбы» Эколого-географический химико-экологический Компьютерная азбука Вокально-танцевальный

Cлайд 23

Программы каникулярного отдыха детей В школе функционирует пришкольный оздоровительный лагерь в время осенних, весенних и летних каникул. В течение 2008-2009 учебного года в пришкольном лагере отдохнуло и было оздоровлено 80% учащихся. Профильные отряды: Тимуровец Юные спасатели Диво-город Группа ЮИФ

Cлайд 24

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВНЕШНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО)

Cлайд 25

Анализ анкет учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам»

Cлайд 26

Положительная мотивация. 1. Удовольствие от учёбы 2. Значимость результата Отрицательна мотивация. 1. Вознаграждение за результат 2.

Принуждение к учёбе Признаки «+» мотивации — Осуществление собственной деятельности — Умение отстаивать своё мнение — Умение оценивать одноклассников — Умение объяснять слабым учащимся непонятные места — Умение выбрать посильные задания из предложенных для решения Признаки «-» мотивации — Слабая заинтересованность в учёбе — Нацеленность лишь на оценку — Неумение ставить цели — Неумение преодолевать трудности — Отрицательное отношение к школе, учителям

Cлайд 27

Анализ анкет учителей «Соотношение различных групп методов мотивации и стимулирования учебной деятельности»

Cлайд 28

«Соотношение методов внутри группы эмоциональных воздействий»

Cлайд 29

«Соотношение методов внутри группы познавательного интереса»

Cлайд 30

«Соотношение методов внутри группы волевых воздействий»

Cлайд 31

«Соотношение методов внутри группы волевых воздействий»

Cлайд 32

«Соотношение методов внутри группы социальных воздействий»

Cлайд 33

педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности: • содержание учебного материала; • организация учебной деятельности; • стиль педагогической деятельности учителя; • коллективные, групповые формы учебной деятельности; • оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

Cлайд 34

мотивационный цикл, позволяющий учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока в школе. 1-й этап. Возникновение мотивации. 2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. 3-й этап. Мотивация завершения.

Cлайд 35

Решение конкретной задачи

Cлайд 36

Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы: – стремление к максимальной гибкости; – способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся; – умение придать личностную окраску преподаванию; – владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися; – эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт16.12.2016 скрыт

493074931149314493264933349335493574935849364493714937449379

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/pedagogika/11437-motivaciya-uchaschihsya-na-uroke-i-sozdanie-uslovi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector