Создание воспитательной среды в начальных классах

Создание воспитательной среды в начальных классах

Теоретические основы создания предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов;

— Понятие о предметно-развивающей среде, ее роль, цели и задачи;

— Влияние особенностей программ и УМК начального общего образования при создании предметно- развивающей среды;

— Педагогические условия создания предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Проектирование предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов.

— Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования и учебно-методических материалов для оснащения кабинета начальных классов.

— Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов

В соответствиисо стратегией модернизации российского образования Образовательное пространство школы, формируется на основе компетентностного подхода. Задача состоит в разработке и адаптации образовательной программы как основы образовательно-воспитательной программы конкретной школы.

В современных условиях мы понимаем, что знания — это не цель, а средство достижения другой цели — развития ребенка. Развитие — это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать.

Современные подходы к организации образовательного процесса предпо­лагают реализацию социальных запросов общества.

Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимо­действия и становится современный кабинет.

Каково содержание учебно-методического комплекса кабинета начальных классов и как оно может быть изменено? Каким он может стать, отличаясь от общепринятого представления?

Традиционно ученики начальных классов обучаются в Рос­сии в условиях кабинетной системы. Школьный учебный кабинет за послед­ние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУНов к пространству, обеспечивающему разнооб­разную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учи­тель — ученик» и «ученик — ученик

Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинетах, отражают практически все аспекты модернизации об­разования.

Так, валеологические парамет­ры оценки кабинета становятся все разно­образнее, соответствуя экологическим тре­бованиям к условиям организации прост­ранства жизнедеятельности, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса.

Эти требования для учителя представляют инвариантную составляющую, выполнение которой строго оценивается при проведе­нии внутришкольного контроля, в работе аттестационных комиссий и отслеживается членами жюри смотров и конкурсов.

В то же время в требованиях к сред­ствам и оборудованию кабинета все чаще прослеживается предоставление учителю права выбора дидактических средств для реализации целей, которые отражены в об­разовательных стандартах.

Однако реали­зация любого права выбора на практике требует как минимум достаточную вариа­тивность объектов, из которых предлага­ется свободно выбирать, и владение выби­рающим субъектом адекватными целям способами выбора оптимального варианта из возможных. Первое условие — вариа­тивность объектов — зависит не только от учителя, но и от возможностей конкретной школы.

Критерии выбора оптимального варианта оборудования, дидактического обеспечения, основ для систематизации ос­нащения кабинета — это прерогатива само­го учителя.

Специфика оформления кабинета начальной школы осно­вана на особенностях работы учителя, преподающего практи­чески все учебные предметы, за исключением физической культуры, музыки, иногда ИЗО и технологии, а также заклю­чается в особенностях восприятия учебного материала млад­шими школьниками.

Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная.

Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер (а в некоторых кабинетах – телевизор с видеомагнитофоном). В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей.

Управление учебным кабинетом как составляющая профессиональной системы компетенций современного учителя на­чальной школы — это важный предмет раз­работки и исследования современной кон­цептуальной педагогики. Успешность лю­бого управления в первую очередь зависит от того, насколько четко управленец пред­ставляет себе цели своей деятельности.

Как учитель формулирует свои цели в процессе управления кабинетом? Чем для него явля­ется кабинет: местом трансляции обяза­тельныхЗУНов или пространством педаго­гического общения? В конечном счете все возможные вопросы, исследующие эту проблему, можно свести к одному: чьи ин­тересы должен учитывать и обеспечивать учитель в своей деятельности по управле­нию учебным кабинетом?

Практика показывает, что вопрос не так банален, как кажется с первого взгляда.

Часто учитель грамотно, правильными сло­вами объясняет, что означает субъектность ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной ра­боты и в процессе внутришкольного конт­роля, представляя свой кабинет, демон­стрирует, насколько удобно в нем препода­вать, но не насколько удобно и комфортно в кабинете учиться.

В одном из исследований было выявлено, что до 30 % учителей начальной школы, ор­ганизуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предмет­ной дидактики начальной школы.

Кабинет должен помогать помогает реализовать цели:

образовательную Наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников, типовых заданий.
развивающую
воспитывающую Российская атрибутика, информационный материал на нравственные темы.

Оценка качества обустройства кабинета как дидактического ресурса должна отра­жать структуру учебного успеха ученика (знаю, могу, хочу, умею). Учебный кабинет как ресурс должен:

• содержать информационное обеспече­ние (ученик должен иметь возмож­ность знать);

• быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными осо­бенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих психофизиоло­гических и психических возможнос­тей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности сос­тавляют его могу);

• обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изу­чению разных предметов (ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов).

• быть обеспечен средствами, обучаю­щими ученика практическим предмет­ным, меж- и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь);

Сопоставление совокупности професси­ональных компетенций учителя начальной школы с вышеперечисленными критериями качества обустройства кабинетов выявляют конкретные компетенции, владение кото­рыми обеспечивает высокое качество каби­нета как дидактического ресурса личностно-ориентированного развивающего обра­зовательного процесса.

Так, недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности учителя проявится в том, что среди оборудования и оснащения кабинета будут преобладать те средства, которые от­ражают индивидуальный стиль деятельнос­ти учителя, но не будут предоставлять воз­можности для реализации индивидуально­го стиля деятельности разных учеников. Низкий уровень компетентности в области валеологии образовательного процесса «га­рантирует» его ученикам утомляемость, сниженную работоспособность, проблемы со зрением, осанкой, вплоть до дидактогенных заболеваний. Проанализировать ресур­сы и условия кабинета с профессиональной точки зрения, определить проблемы, сфор­мулировать цели, выстроить план действий, организовать выполнение этого плана, по­лучить результат и проанализировать его на соответствие результата заявленным це­лям — эти умения и навыки характеризуют управленческую компетентность учителя, который сознательно управляет своим ка­бинетом, а не просто выполняет «распоря­жения сверху».

Учителя начальных классов желательно освоить технологии педагогического анализа ре­сурсов и условий образовательного про­цесса по обустройству классных комнат; изучить рекомендации по оснащению ка­бинета в соответствии с системой характе­ристик индивидуального стиля учебной деятельности ученика начальной школы; сформировать содержание паспорта учебного кабинета по специально разработанной форме, позволяющей учи­тывать качество обустройства по различ­ным критериям, в том числе по принципам систематизации дидактического сопровож­дения образовательного процесса.

Кабинет, именно Кабинет с большой буквы, позволяет создать тот рабочий и тонкий эмоциональный настрой, при котором все слова учителя моментально могут быть подхвачены учениками.

Настоящий кабинет предметника является не только фоном, красивым дополнением, но и инструментом, который мощно стимулирует ученика и становится помощником учителя.

Именно поэтому ка­бинет является одной из важных составляющих образовательного процесса.

Каждый учитель стремится к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят

1. Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, ди­дактические материалы:

карточки для самостоятельных и груп­повых занятий;

набор заданий контрольных работ в не­скольких вариантах;

карточки индивидуальных заданий;

творческие работы учащихся;

2. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д.; литература для учеников:

· учебно-методические комплекты;

· дополнительная литература по предмету;

· словари и т. д;

3. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики), комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, приме­няемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины.

Кроме того желательно создать картотеку учебного оборудования, наглядных пособий для изучения каждой темы программы; картотеку с заданиями для осущес­твления дифференцированного подхода при обучении, организации самостоятельных ра­бот и проведения контрольных работ

Читайте также:  Сценарий интеллектуальной викторины для школьников «техника вокруг нас»

Современный кабинет, кроме методической базы, имеет, как правило, и разнообразные техни­ческие средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер, проекционная техника, принтер, сканер

Таким образом, традиционные ресурсы, используемые при оснащении кабинета как учебно-методического комплекса, можно объединить в две груп­пы: научно-методические и технические.

Современный кабинет начальной школы — это «визитная карточка» учителя на­чальных классов, это пространство, которое требует особого подхода к оформлению и оснащению для «проживания» учи­теля и младших школьников, их развития, творчества, инди­видуальной, групповой и коллективной деятельности.

Учителю начальных классов приходится вникать во все события класса, следить за взаимоотношениями в нем, ис­пользовать демократический стиль общения с детьми и взрос­лыми, основанный на взаимном уважении и доверии, форми­ровать доброжелательные отношения между участниками об­разовательного процесса, помнить о соблюдении такта и педагогической этики.

То есть в классе должна быть создана творческая развивающая среда.

Развивающая образовательная среда – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности.

Поэтому развитию социального, предметно-пространственного, технологического и информационного компонентов образовательной среды в начальном образовании должно быть уделено особое внимание.

КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ :

Социальный, предметно-пространственный, технологический, информационный.

Социальный компонент творческой образовательной среды– это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса.

Социальный компонент творческой среды может включать в себя:

— эмоционально насыщенную доброжелательную среду, которая позволит детям считать школу действительно значимым вторым домом, в котором каждый будет иметь свое место, где он будет проявлять положительное личностное отношение к тем, кто в этом доме находится;

-высокий уровень защищенности каждого ребенка от различного рода посягательств на его личность, отсутствие в классе «звезд» и «отверженных»;

-уникальную среду личных и личностных взаимоотношений, возникающую при «встрече» детей с педагогами, обладающих высокой культурой, ведущих нравственный образ жизни;

-человеческие связи и взаимоотношения, складывающиеся у детей при взаимодействии с учреждениями культуры (библиотеками, музеями, театрами и т.д.), клубами по интересам, досуговыми центрами, расположенными в городе;

-опыт взаимопомощи и совместной работы, складывающийся у детей при реализации совместных образовательных и социально-образовательных проектов.

Отражение в оборудовании кабинета этого компонента могут стать зона отдыха, классная библиотечка.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/21045.html

Создание развивающей среды на уроках в начальных классах средствами системно-деятельностного метода

Создание развивающей среды на уроках в начальных классах средствами системно-деятельностного метода

Автор: Глинская Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ-СОШ с. Орловское

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» ( И. Г. Песталоцци). Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности.

Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её.

  «Школа 2100» и есть та программа, которая помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.

Такой подход обеспечивает возможности обучающемуся самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивает целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности, усвоение учебного содержан формирование способностей учащихся.

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Все уроки, я думаю, должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее, современнее: тот, который построен по одному общему сценарию, или урок с гибкой структурой?» Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребёнка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не создающие условия для развития способности к самообразованию.

Поэтому хороший современный урок – это то время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется, это кусочек его жизни.

На уроках я решаю с учениками следующие задачи:

  • способствую эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
  • развиваю творческие способности;
  • применяю системно-деятельностный подход;
  • предлагаю разноуровневые учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
  • осуществляю личностно-ориентированную направленность;
  • помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
  • побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Мои уроки не разворачиваются как хорошо накатанная гладкая дорога, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это – извивающаяся горная тропа, на которой за каждым поворотом встречается новое, неожиданное.

Чем более разнообразна структура урока, тем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее.

Познакомлю с несколькими конкретными примерами такой работы:

  • в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске, на компьютере; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к этой теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
  • тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;
  • называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке, даю возможность самостоятельно предложить порядок их выполнения; в конце урока обсуждается, насколько удачным оказался предложенный порядок выполнения и сам их выбор, предложенный мною.

Один из важнейших моментов – это начало урока, которое выполняет сверхзадачу: концентрацию и развитие внимания, памяти, интереса к уроку, пробуждение жизненных сил ребёнка.

Поэтому уроки, проводимые мной подразумевают и валеологически целесообразное включение в урок, то есть создание доминанты. Этого достигаю на уроке четкой постановкой цели и задач урока и усвоение их обучающимися.

Кроме того, кратко описываю план занятия, виды учебной деятельности детей, чтобы они чувствовали свою сопричастность к уроку.

Помимо создания доминанты на уроке важно быстрое включение в урок за счет определенного действия, носящего характер ритуала. Общепринятым школьным ритуалом является приветствие вошедшего учителя стоя. Однако, я сознательно ввожу ритуал, связанный именно со своим уроком. Мои уроки начинаются с рецитирования, которое пробуждает жизненные силы ребенка, развивает его память и органы речи.

Главное назначение рецитирования вижу в том, чтобы организовать классный коллектив на усвоение новой темы, стимулировать учебно-познавательные мотивы без использования педагогических средств принуждения. Эта часть урока проводится стоя: ученики стоят у парт, я здороваюсь с ними, и вместе произносим ритуальное стихотворение, которое звучит на каждом уроке на протяжении года.

Вот пример рецитирования:

Утром солнышко взошло.
Новый день нам принесло.
Сильными и добрыми
Новый день встречаем мы.
Вот мои руки, я раскрываю
Их навстречу солнцу.
Вот мои ноги, они твердо
Стоят на земле и ведут
Меня верной дорогой.
Вот моя душа, я раскрываю
Её навстречу людям.
Наступи, новый день!
Здравствуй, новый день!

При планировании уроков я предусматриваю развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, большое внимание уделяю возможности постоянно приобщаться детям к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. На уроках учащиеся обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и учений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Приведу пример: на уроке русского языка надо было выполнить логически-поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: Москва, Украина, Армения, Узбекистан.

Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово Москва, так как это город, а остальные — государства.

Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и Узбекистан (это существительное 2-го склонения, а остальные — первого), и Москва, так как в этом слове два слога, а в остальных- четыре.

На уроке математики предлагаю задания поискового характера, задачи с наращиванием условия. «К Новому году вырезали 102 снежинки. 10 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос. 1. «А остальные снежинки вырезали девочки.

Сколько снежинок вырезали девочки? На сколько больше снежинок вырезали девочки, чем мальчики?» 2. «Сколько снежинок вырезала каждая из девочек?» (Количество девочек может быть разным. Главное, дети должны найти второе число, на которое бы делилось 72. Это может быть и 8, и 9, и 2, и 12, и 6, и З). 3. «А 5 девочек вырезали по 12 снежинок каждая.

Читайте также:  Астрология. гороскопы

Сколько снежинок вырезали взрослые?» (Дополненная так задача уже будет решаться четырьмя действиями).

Таким образом, дети не только находятся в творческом поиске условия задачи, но усложняют эту задачу. Такая работа позволяет быстрее научиться решать любые задачи.

Урок, направленный на развитие способностей может начаться и с разминки.

На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий.

Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера.

Приведу пример простой репродуктивной задачи интенсивного характера. «Прочитать числа, обращая внимание на знаки препинания: 21, 22, 23… 24? 25! 26?! 27, 28, 29.

Сосчитать их сумму рациональным способом, уменьшить ее на 25 и разделить на 2.

Сколько у вас получилось? (100) Как это звучит по-английски? С какими постоянными величинами в математике оно у вас ассоциируется? В название каких литературных произведений входит это число?»

Большинство учащихся на этом этапе стараются работать, используя все свои возможности и способности.

Деятельностный подход направлен на владение примами поисковой и творческой деятельности, на решение поставленных проблем.. Так, на уроке математики в 3 классе было предложено следующее задание: из квадратного листа бумаги вырезали наибольший круг, радиус которого 137 мм. Найти периметр данного квадрата.

Возникает проблема: как найти периметр квадрата, зная радиус круга. Уроки литературного чтения являются простором для творческой деятельности обучающихся. При изучении «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе.

( Поучение мальчика младшей сестре: «Сестрёнка моя, прими в своё сердце моё поучение. В учёбе своей не ленись, будь старательна, дабы все над тобой не смеялись. Не надейся в этой жизни на других, а только на себя. Остерегайся лжи: от неё погибнет душа твоя. Живи так, чтобы потом люди не стали проклинать тебя. Молвив слово, сдержи его. Почитай старших и друзей своих.

Приветливым взглядом одари больного, нищего. Добрым словом приветь окружающих. Учись только хорошему, а плохое выброси из головы»)

В составлении рассказов — загадок, задач выражается первое пробуждение мысли ученика. Это и есть исходное звено познавательного, поискового . и творческого процесса. При этом я обращаю большое внимание на содержание задач, характер и форму вопросов, их место в системе урока.

Так, в понедельник ученикам делается сообщение о том, что на уроках в пятницу будем говорить о воде и о том, что с ней связано. Дети в течение недели подбирают стихи, песни, загадки, другие сведения, связанные с водой.

В четверг мы отбираем тот материал, который можно использовать на уроке русского языка, математики и окружающего мира. В пятницу почти каждый ученик на уроке активный. Дети ждут этих уроков с нетерпением: ведь какое-то задание придумано им самим.

Это, конечно, для учащихся новая форма работы с материалом, в которой воплощается их активность, тяга к самостоятельности.

Большой интерес представляют для учащихся наметившиеся формы задавания вопросов на уроке. Вопросов, требующих однозначного ответа, не бывает. Так, при работе над предложением («Зеленеют все опушки, зеленеет старый пруд, а зелёные весёлые лягушки песенки поют».

) можно задать такой вопрос: «Что вы можете сказать об этом предложении?» Ответы могут быть различными; «Это предложение сложное. Оно состоит из трех частей. В нем есть однородные члены. Есть однокоренные слова. Оно повествовательное и невосклицательное. Каждая часть распространена. В нем три глагола и четыре имени существительных».

Именно, о падежах имен существительных будет говорится на данном уроке. Дети указывают падеж, но кроме этого получили более полную характеристику этого предложения.

Системно-деятельностный метод направлен на умение продолжить мыслительную деятельность за пределами требуемого. Предлагаю ознакомиться с одним из современных подходов к мыслительной деятельности обучающихся и достаточно простым инструментом, повышающим эффективность этой деятельности во всех направлениях.

Таким инструментом являются интеллект-карты, которые мы составляем на уроках математики. Они предназначены для эффективного хранения информации. А эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание.

И чем больше информации обучающиеся усваивают таким способом, тем сильнее становятся их память и интеллект.

Интеллект-карты являются формой графического выражения радиантного мышления. Термин «радиантное мышление» относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой которых является центральный объект.

Суть заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями.

Совершенствуйте достигнутое: пересматривайте созданную интеллект-карту, проверяйте свою способность к запоминанию информации.

Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков.

Быстрое усвоение происходит при прохождении материала быстрыми темпами, с опережением.

Такое обучение открывает перспективу: что предстоит учить потом, где и какие трудные и интересные вопросы ждут детей. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую «вести» за собой других.

Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся, которая полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.

Мои ученики выполняют исследовательские, творческие, межпредметные, информационные проекты, являются дипломантами Всероссийских и республиканских конкурсов, фестивалей.

В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.

Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья – успешно.

Использованная литература

  1. Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах.-«ИДР», 2009
  2. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

Источник: http://xn—-8sb3aemcew1d.xn--p1ai/sozdanie-razvivayushhej-sredy-na-urokah-v-nachalnyh-klassah-sredstvami-sistemno-deyatelnostnogo-metoda/

Формирование образовательно-познавательной среды в начальной школе

Формирование образовательно-познавательной среды в начальной школе

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников является перспективным фактором развития образования, который отвечает целям и задачам модернизации образования.

Педагогическая идея этой деятельности состоит в создании образовательной среды, в которой бы формировалась личность ребенка – исследователя.

Определю цели и задачи, стоящие перед учителем.

Цели – интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией, повышение общего образовательного уровня младших школьников путем использования современных методов обучения.

1. Организационно – подготовительный

2. Функционирующий

3. Аналитический.

1. Организационно – подготовительный этап начинаю с подготовительной работы, в которой выявляю мотивированных детей и знакомлю их с проектной деятельностью. В ходе работы определяются: тема, цели и темы проекта; подготавливается общий план деятельности по разработке основных разделов проекта, т.е. идет планирование работы по созданию проекта.

Планирование включает в себя следующие этапы деятельности :

v определение объекта и темы исследования;

v формулировка темы и проблемы, ее обоснование и актуальность;

v выдвижение гипотезы;

v изучение научной литературы и уточнение темы, составление «банка данных» по теме;

v формулирование целей и задач исследования;

v определение методов исследования и составление рабочего плана.

Подходы к выбору темы исследовательской работы могут быть разными. Можно начать с определения предметной области. Это может быть любимый учебный предмет или область увлечений ребенка. Тему могут подсказать и родители учащегося. При выборе темы необходимо учесть несколько важных, на мой взгляд, правил.

Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

Читайте также:  Стихи на тему весна для детей 2-4 лет

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие.

В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

2. Далее начинается исследовательская работа. Этапы исследования можно представить в виде теоретической части, ее практического обоснования и собственно исследования, доступные учащимся.

Этапы исследований:

• теоретическая часть – формирование понятийного аппарата и основ исследовательской деятельности;

• обоснование практической части;

• исследовательская часть — опросы, наблюдения, эксперименты, анализ, описание.

После проведения исследований можно начинать анализ собранной информации, обобщение данных и их анализ, оформление и рецензирование результатов исследования, т.е провести оформительский этап.

Теперь подошла очередь представления проекта и оценки результатов работы.

Формы представления результатов:

• письменный проект,

• фото и видеодокументы,

• статистическая и графическая информация,

• результаты социологических исследований,

• мультимедийные презентации.

3 Заключительный этап. Анализ выступлений на школьном туре.

Участники проекта:

Реализация каждого проекта возможна при четкой организации взаимодействия сплоченной команды:

— учителя, классного руководителя;

— творчества учащихся и их родителей.

Очевидно: роль учителя велика. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом.

На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На всех этапах выступаю как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

– консультирует;

– мотивирует;

– помогает.

Результаты:

— Повышение уровня информационной и коммуникативной культуры участников проекта.

— Приобретение опыта проектной деятельности для представления самостоятельных путей решения данной или иной интересующей проблемы.

— «Обучая других, обучаешься сам» – эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим.

Коллективные проекты моих учеников, созданные на уроках:

— Спорт и здоровье

— Космос

— Вредные привычки

— Режим дня

— Наша школа

— Если хочешь быть здоров

— Школа будущего

Исследовательские проекты учащихся и их результативность:

— Фразеологизмы—1место, окружной тур.

— Экономия тепла-2место, окружной тур.

-Чистая вода-2место, окружной тур.

— Путешествие на Сатурн-2место, окружной тур.

— Окаменелости-2 место, окружной тур.

— Город Петра-1место, окружной тур.

— Пчелы и их роль в жизни человека-3место, окружной тур.

— Арбат-душа Москвы- 1 место, окружной тур.

— Как стать успешным – 1 место, школьный тур.

— Загадки Юпитера – 2 место, городской тур.

В заключение хочу привести слова, которые написаны в «Законе об образовании»:

«Каждая школа должна стать вторым домом для детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку»

Полную информацию смотрите в файле.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/formirovanie-obrazovatelno-poznavatelnoy-sredy-v-nachalnoy-shkole.html

Средняя общеобразовательная №178 школа Санкт-Петербург

Сведения об образовательной организации

Уважаемые родители будущих первоклассников!

Администрация ГБОУ СОШ № 178 приглашает Вас на первое родительское собрание,

которое состоится 24 апреля 2018 года в 18.00.

Подробнее по ссылке

Уважаемые родители!!!

Отдых детей в период летних каникул!

Прием заявлений начинается 1 апреля 2018 года

Подробнее по ссылке

Мероприятия для родителей во IV четверти:

Дорогие родители!Просим Вас принять участие в анкетировании и ответить на заданные вопросы.Ваши ответы помогут выработать единые региональные стандарты школьной формы и создать имидж петербургского школьника.Благодарим Вас за участие.

 Подробнее по ссылке

Всем-всем-всем! Восстановим школьный музей!

 Подробнее по ссылке 

 Школа будущего первоклассника

«Море знаний»

 Подробнее по ссылке

Мы приветствуем Вас на официальном сайте школы № 178

Центрального района Санкт-Петербурга.

На этом сайте Вы сможете найти много полезной информации о нас.

Видео о школе и учителях

Мы открылись после капитального ремонта в 2010 году, мощность нашей школы составляет 300 учащихся. Школа однокомплектная, 11 классов.

Образование ведется на русском языке.

Школа оснащена современным оборудованием:

— 2 компьютерных класса,

— Лингафонный кабинет,

— Классы оборудованы:

   — интерактивными досками,

   — CD/DVD проигрывателями,

   — компьютерами.

— Компьютеры во всех кабинетах подключены к сети Интернет (более 50 ПК).

— Спортзал с площадкой для баскетбола и волейбола,

— Спортивная площадка для минифутбола во дворе,

— Для родителей есть доступ к электронному журналу,

— Библиотека с полноценной медиатекой,

— Конструктор Lego для занятий робототехникой в начальной и средней школах, 

— Оборудована спальня для группы продленного дня,

— Современная столовая, с горячим питанием.

В школе функционирует система бесплатного дополнительного образования:

— 14 кружков по различным направлениям;

— Выпускается школьная газета;

— Проводится множество различных концертов и выездов для учеников.

Мы находимся по адресу: Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.31 литер А

 
 
 

004; 8-800-2000-122; 576-10-10

Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России

VK: https://vk.com/gunk_mvd

Instagram: gunk_mvd

Собрание для родителей будущих первоклассников

Источник: http://www.178school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4&..

Создание экологоориентированной образовательной и воспитательной среды в школе для формирования экокультуры у школьников

Работа в этом направлении ведется нами уже четыре года. Был написан проект, который является планом действий, направленных на реализацию основной цели – создание экологоориентированной образовательной и воспитательной среды для формирования экологической культуры учащихся.

Основные направления нашей педагогической деятельности для реализации поставленной задачи, это:

  • интеграция экологических вопросов в содержание родственных предметов (анатомия, ботаника, зоология, общая биология);
  • создание системы экологического воспитания. Формирование экологического сознания через повседневную практическую деятельность учащихся;
  • система исследований влияния среды обитания на здоровье человека и человека на «здоровье» среды обитания.
  • Актуальность данной деятельности для школы состоит в том, что можно осуществить формирование экологонаправленной мировоззренческой установки у детей без сокращения объема программ по другим дисциплинам.

    О необходимости работы по воспитанию экологической грамотности у школьников мы поняли в результате анализа ситуации.

    Преподавание экологии в 8-9-х классах носит чисто академический характер. Полученные знания мало реализуются в практической деятельности учащихся.

    Отсутствует система экологического воспитания, которое формируется в процессе познания экологических закономерностей, применения их на практике и анализа полученного результата.

    Экология, как изучаемая дисциплина, оторвана от других наук, изучающих естественные законы, тогда как в природе всё взаимосвязано.

    Преодоление современного глобального кризиса общество усматривает в переходе к новым моделям развития, нацеленным на оптимизацию отношений общества и природы.

    Решение этой проблемы кроется в формирование новой культуры человечества – экологической.

    Инструментом реализации региональной политики в области экологического образования и просвещения является целевая программа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах.

    Экологическое воспитание определяет программы жизни каждого человека, отношения с окружающей природной средой, направленность поступков. Критерием сформированности экологического образования является экологически обоснованная деятельность, базис которой составляют естественнонаучные знания.

    Что бы стать основой повседневного поведения знания должны осознаваться. Это осознание приходит в результате освоения дисциплин естественного цикла. Необходима экологически ориентированная деятельность учащихся. Этот вид деятельности не укладывается в рамки урока.

    Все это требует создания специально оборудованной экологоориентированной воспитательной и образовательной среды.

    Реализация в содержании биологического образования идей системно-синергетического подхода помогает учителю раскрыть перед учащимися надпредметность экологических знаний, делает возможным формирование у них универсального знания о мире, делает реальным совмещение интеллектуального осмысления мира и его эмоционально-чувственного представления.

    В реализации педагогического проекта используем широкий спектр современных интерактивных технологий, адаптация которых в экологическом образовании позволяет эффективно формировать экологическую культуру учащихся.

    Мы предложим Вам схему создания такой среды, формы экологонаправленной деятельности, которые способны адаптировать учащихся к жизни с учетом экологических законов.

    Данный педагогический опыт может быть использован педагогами, желающими работать в направлении создания экологонаправленной образовательной и воспитательной среды.

    Источник: https://pedportal.net/starshie-klassy/ekologiya/sozdanie-ekologoorientirovannoy-obrazovatelnoy-i-vospitatelnoy-sredy-v-shkole-dlya-formirovaniya-ekokultury-u-shkolnikov-385834

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector