Сценарий масленицы для начальной школы

Сценарий Масленицы для начальной школыСценарий праздника для школьников (1-3 классов)

Предварительная подготовка:

1. Разучивание песен, частушек.

2. Подготовка реквизита: бутафорские сани для Масленицы и дуга с колокольчиками и мишурой, чучело Масленицы, бутафорские гири, канат, ложки, бубны, самовар, плакат с нарисованной без хвоста коровой, «хвост коровы» — веревка, 2 мешка с соломой.

Ведущая:

Все, кто любит блины в сметане!

Приходите Масленицу встречать,

А зиму прогонять!

Не скупитесь, не рядитесь,

На Масленицу наглядитесь!

Масленице навстречу

Готовь пшеничку да гречу,

Яичко да творог,

Да рыбный пирог!

А на второй день

Все, кому не лень,

Готовь качели да салазки,

Строй всем глазки!

А на лакому среду

Зазывай гостей к обеду!

А на широкий четверок

Гуляй весь денек!

А на пятницу-тещу

Корми блинами нетощими!

А в субботу — безделки —

Золовкины посиделки!

А в воскресенье догуляй,

Да и Масленицу провожай.

А потом уж не взыщи —

Хлебай пустые щи!

После Масленки — пост —

Грызи редьки хвост!

Ребёнок:

Ой, ты, Масленица-кривошейка,

Мы встречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом,

Пирогом, ватрушками,

Веселыми частушками.

Группа детей исполняет частушки.

Вот и Масленка идет,

Весела гуляночка.

Скоро, скоро заиграет

Веселая тальяночка.

Девки, Масленка идет.

Кто нас покатает?

У Алешки за двором

Сивка пропадает.

Я на Масленку катался,

Трое санок изломал,

Ворона коня измучил,

Но девчонок покатал.

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась — платье съела!

Что же я наделала?

Ты, Алеша, ты, Алеша,

У тебя гармонь хороша!

Надевай-ка сапоги,

Приходи на пироги!

Запрягу я вороного

В расписные сани,

Кому хочется плясать,

Выходите сами.

Ставь, маманя, самовар,

Ко мне едет сыровар,

Сыровар молоденький,

Зовут его Володенькой.

У меня четыре шали,

Пятая — пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые.

Ходи, хата, ходи, печь,

Негде барышне прилечь,

Буду «Барыню» плясать,

Буду дроби отбивать.

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

Ведущая:

Эй, ребятки, ну-ка в круг!

Пусть летят здесь перья, пух!

На «петушиный бой» приглашаются

Драчуны смелые, толкаться умелые!

Встали плечом друг к другу — раз!

Поджали одну ногу — два!

Руки за спину — три!

А теперь попробуйте соперника вывести из равновесия или вытолкнуть из круга!

Проводятся «петушиные бои».

Начинаем снежную дуэль.

Кто поразит снежками цель,

Тот будет главный победитель.

Кто хочет первым? Выходите!

Закон игры у нас таков:

По десять сделайте снежков,

Теперь вы будете бросать,

А я внимательно считать.

Проводится «Снежная дуэль».

 А теперь, друзья, начнем

Состязанье — бег вдвоем.

Парам свяжем ловко ноги

Да и пустим по дороге!

Первым кто к черте придет,

Тот подарок и возьмет.

Проводится конкурс «Бег в парах».

 Внимание! Внимание!

Начинаем командное состязание!

Тот, кто силушкой богат,

Перетянет наш канат.

До чего сильны ребята!

Не порвали бы канаты!

Проводится конкурс «Перетягивание каната».

Ведущая. Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки. 

Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик) Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)

Из оконца в оконце — золотое веретенце. (Солнечный луч) С неба пришел, в землю ушел. (Дождь) Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей) Старый дед, ему сто лет, мост намостил. Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.

) Что не сеяно весной родится? (Трава) Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.) Матушкой весной — в платьице цветном, матушкой зимой — в плаще белом. (Поле) Начали братцы из люльки выбираться. На землю упали — зелеными стали.

(Прорастающее зерно.)

Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Стоит изба из кирпича То холодна, то горяча. (Печь.)

По небу ходит Маляр без кистей.

Краской оранжевой Красит людей. (Солнце.)

Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

 Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было.

Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман.)

ведущая: 

Поединок на бревне!

Ну-ка, ловкие, ко мне —

Кто не будет побежден,

Будет нами награжден!

Проводится поединок на бревне:

Силачи! Это состязанье для тех,

В ком сила играет для зимних потех.

В ком кровь молодая в морозы не стынет,

Кто гирю подальше, подальше закинет.

Бросать можно слева,

Бросать можно справа.

Кому по плечу богатырская слава?

Поклонись-ка гире —

Плечи будут шире.

конкурс «Силачи»: кто дальше закинет бутафорскую гирю.

ВИКТОРИНА:

Откуда пошли выражения «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур тебе на язык!»?

(Чур — божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т. е. «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!» Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», и злое пожелание не сбудется.)

2. С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг?»

(Перун — бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели — четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

3. В каких духов верили древние славяне?

(Болотник — дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину.  Болотница — дева-утопленница. Живет на болоте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.  Кудияр (Чур) — особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.  Дворовой — покровитель двора мужского пола. Клетник — дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.  Луговой — дух лугов, помогает косить траву. Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время. Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром. Полевой — дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появляется в облике старца в белых одеждах. Помогал усердным и наказывал ленивых. Ржаница — дух, живший на полосах ржи. Из вредности может сплести несколько колосьев ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь. Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву. Леший — дух леса.)

Читайте также:  Рассказ про грибы рыжики для детей

4. Как задобрить Лешего?

(Поблагодарить за грибы, ягоды, оставить на пеньке пирожок, блин.)
5. Где в доме живет домовой?

(За печкой.)
6. Назовите древних славянских богов.  (Перун — бог грозы в Древней Руси. Его считали покровителем воинов. Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке.

Белес — бог скотоводства и богатства. Зембог — бог земли. Дидилия — богиня деторождения. Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества. Огонь, другое название Сварожич, — бог огня. Морозко — бог зимы и холода.

Даждьбог (Хорс) — бог солнца.)

7. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

(Хоровод. Танцующие образуют круг — символ Солнца и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)
А теперь, народ, оглянись,

На корову подивись!

А корова-то — ха-ха! —

А корова без хвоста!

(На плакате рисунок коровы без хвоста).

Конкурс мой хорош и прост —

Прикрепи корове хвост!

Глаза тебе завяжут,

«Цепляй», — скажут.

Чтоб корова краше стала,

Не лепи хвост, куда попало,

А туда, куда надо!

Тогда получишь блин в награду!

Проводится конкурс «Прикрепи корове хвост».

Праздник наш гуляет вольно

Каждый Масленице рад.

Пусть задорно и раздольно

Песни русские звучат.

Русь талантами  богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она!

ПЕСНЯ 

Еще такого не бывало! Соревнование на метелке. Из березы или елки? Это сказки или быль? Ведьмы поднимают пыль? 
«Гонки на метелке» рисуется длинная полоса — трасса, вдоль нее расставляются змейкой пластиковые бутылки, участники (можно целую семью усадить) садятся верхом на длинные метлы и бегут к финишу.

Конкурс «Веселые пляски»

Для этого конкурса необходимо подготовить карточки, на которых были бы указаны задания.

Карточка 1

Знаменитый самовар Мухи-цокотухи научился танцевать.

Карточка 2

В джунглях праздник больших танцев, на который были приглащены зебра, жираф и лягушка.

Карточка 3

Карабас Барабас и Карлсон были замечены на самой модной вечеринке года.

Задача учеников станцевать так, как бы сделали их герои.

Игра «Найди своих»

формирует две равновеликие команды. Ассистенты завязывают детям глаза и перемешивают их друг с другом. Одна команда хрюкает, другая – мяукает.
Задача: опередив соперников, собраться своей командой в кучу.

«Метание валенка»

Суть игры заключена в самом названии. Валенок метают на дальность, точность, близость падения второго валенка от первого. 

ПЕСНЯ «БЛИНЫ»

Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Масленица-пересмешница,

Объедала — многогрешница

Нагулялась-напроказничала.

Потешила и живот, и слух,

А теперь уноси свой скоромный дух!

Гори костерком!

Лети ветерком!

1-й ребенок.

Масленица, прощай!

На тот год опять приезжай

С горки кататься,

Блинами объедаться.

2-й ребенок.

Мы тебя будем ждать,

Во дворе встречать.

Славить будем песнями,

Стихами интересными

Ведущая. Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.

Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне. Дети (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

После всего можно выйти на улицу и по-настоящему сжечь чучело Масленицы. Поводить вокруг большого костра хоровод или просто погулять всем вместе.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/russkaya_maslenitca_004441.html

Праздник Масленицы в начальной школе. Сценарий

Праздник Масленицы в начальной школе. Сценарий

Смагина Елена Пантелеймоновна ГБОУ СОШ № 354 г. Санкт-Петербурга

Праздник Масленицы в начальной школе. Сценарий.

Ведущий.
Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима.)

Выходит бабушка-загадушка в платочке, валенках. Здоровается с ребятами.

Бабушка-загадушка. Отгадайте мои загадки.
Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег.)

Кто осенью спать в берлогу ложится,

А весной встаёт? (Медведь.)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик.)

Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)

Из капкана он уйдёт, От аркана убежит. В тундре звёздной и морозной Всюду путь ему открыт. (Ветер.)

За белой дверцей стужа, лед, Там Дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник.)

Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лиса.)

Белой стайкой мошкара Вьётся, кружится с утра, Не пищат и не кусают, Просто так себе летают. (Снежинки.)

Скачет по лесу то взад, то вперед,

Веет, гудит и деревья трясет. (Вьюга.)

Подводятся итоги конкурса загадок, вручаются призы.

Ведущий. Много песен написано о зиме. О чем в них поется?
Исполняется песня «Кабы не было зимы…

Ведущий:

Масленица — проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -«встреча», вторник — «заигрыш», среда — «лакомка», четверг — «широкий», пятница — «тещины вечерки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощеный день».

За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.

Мальчик:
Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!

Ведущий:

Понедельник — «встреча». Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.

Девочка:
Дорогая наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная. Коса длинная, триаршинная, Платок беленький, новомодненький, Брови черные, наведенные, Шуба синяя, латки красные, Лапти частые, головастые, Портянки белые, набеленные.

Ведущий:

Вторник — «заигрыш». В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова «Взятие снежного городка»). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками. Дети исполняют частушки.

Девочка:
Шила платье из капусты, Огурцом отделала. Рассердилась, платье съела, Что же я наделала?

Мальчик:
Я на Масленку катался, Трое саней изломал, Ворона коня замучил, И милашку закатал.

Девочка:
У меня четыре шали, Пятая пуховая, Не одна я боевая… (хором): Все мы здесь бедовые!

Другие дети исполняют дразнилки.

Девочка:
Ах ты, Сашка-таракашка, На сарай полезай. Там кошку дерут, Тебе хвостик дадут!

Мальчик:
А у Дашки на носу Ели кошки колбасу!

Девочка:
Ты чего на весь свет раскричался, Будто в ухо тебе мух попался?

Читайте также:  Игровое развивающее занятие в детском саду для детей третьего года жизни

Мальчик: Кто-кто попался?

Девочка: Мух!

Мальчик: Кто это — мух?

Девочка:Ребята, он не знает муха! Вот у воробьихи муж — воробей, У соловьихи муж — соловей, У курицы муж — петух, А у мухи муж будет — мух!

Мальчики:
Ваши вороны кверху пупом летят!

Девочки:
А ваши дураки задравши голову глядят!

Ведущий: Среда — «лакомка». С этого дня пекли блины — желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

Девочка (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами): Блин добро не один. Блин брюха не портит.

Блин не клин, брюха не расколет.

Мальчик:
У кумы была сестрица Печь блины-то мастерица. Напекла их кучек шесть, Семерым их не поесть. А сели четверо за стол, Дали душеньке простор, Друг на друга поглядели И… блины-то все поели!

Ведущий: В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами… Дети (хором): Подайте широкой Масленице!

Тетушка, не скупися, Масляным кусочком поделися!

Ведущий: А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами… Дети (хором): Паршивые блины по аршину длины.

Ведущий: В воскресенье — «прощеный день» — устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.

Дети расступаются, показывают имитацию костра, кладут к нему чучело. Костер может быть нарисован или сделан из веток, красной ткани и елочной гирлянды.

Девочка:
Прощай, Масленица-вертушка, Настает великий пост. На деревне все приели, Подают селедки хвост!

Мальчик:
Сидит кошка на окошке, Вышивает себе хвост. Широка Масленица проходит. Настает великий пост.

Дети кланяются по-русски. Далее — конкурсная программа. 1) «Ряженые» Ведущий: Чучело Масленицы катали на санях ряженые, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.

Масленица годовая, Гостья наша дорогая, Она пешком к нам не ходит, Все на конях приезжает. У ней кони вороные, Слуги молодые. В команде выбирают одного ряженого.

Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

2) «Встреча» От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы. Карточка N°1 Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Карточка №2 Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!

3) «Частушки» Конкурс на самое задорное исполнение. Карточка №1 Купи, тятя, мне коня Вороные ножки. Буду девочек катать По большой дорожке.

Карточка N°2 Девки, масленка идет! Кто нас покатает? У Петрушки на дворе Сивка пропадает.

4) «Дразнилки» Конкурс на самое выразительное чтение. Карточка №1 Николай! Николай! Сиди дома, не гуляй, В балалаечку играй.

Карточка №2 Андрей-воробей, Не гоняй голубей, Гоняй галочек Из-под палочек.

Мы предлагаем вам две русские народные игры – «Петушки» и «Почта».

Петушки
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками: — Динь, динь, динь! — Кто там? — Почта! — Откуда? — Из города… — А что в городе делают? Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий.

А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания.

Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.

Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

После конкурсной программы все приглашаются на чаепитие.

Источник: http://pedsovet.su/load/243-1-0-25623

Сценарий праздника для начальной школы» «Масленица широкая»

МОУ Устьевская основная общеобразовательная школа

Собинского района

«Сценарий праздника для начальной школы»

«Масленица широкая»

Разработала

Никитова Т. М., учитель

1 квалификационной категории
2009год

Цели: 1) знакомство с истоками культурных традиций русского народа, расширение кругозора и эрудиции

2) пополнение знаний в области русского фольклора, обрядов старины (на примере праздника Масленицы);

3) развитие творческих способностей школьников;

4) воспитание коллективизма, способности воспринимать прекрасное, уважения к русской культуре. Праздник проходит на улице.

Ведущий (учитель):

— У русского народа, как и у многих других народов, есть своя музыка, свои песни, обычаи и праздники. Один из любимых в народе праздников, на котором царят смех, шутки и забавы – это Масленица. Этот праздник проводов зимы и встречи весны играли всем миром: старики и взрослые ходили друг к другу в гости. А сколько радости и веселья было детям!

Как только народ не называл Масленицу — и честная, и широкая, и весёлая, и объедуха, и полизуха, и сырная… Гуляли Масленицу семь дней, каждый из которых имел своё название. Символом Масленицы считается блин, круглый, горячий, как солнышко. На праздник всегда делали чучело Масленицы, которое в конце сжигали.

Давайте же вспомним этот праздник и повеселимся на славу.

По-над речкою повисло,

Зацепило два крыльца…

И совсем не коромысло —

Просто — МАСЛЕНИЦА! (хором)

Ученица: — Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица!

Пришла раненько,

Встретим мы тебя хорошенько.

Сыром, маслом и блином,

И румяным пирогом!

Ученик: — Душа ты наша, Масленица!

Приезжай к нам на широкий двор

На горках кататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!
(Входит Масленица.)

Масленица: — Здравствуйте, гости дорогие!

Дорогие друзья-земляки!

Имена ваши очень простые:

Михаилы, Иваны, Петры,

Александры, Егоры, Кириллы,

Анны, Дарьи, Натальи, Марии,

Пелагеи, Галины, Марины —

Всех за праздничный стол позову,

Веселиться, плясать помогу.

Дорогие друзья-земляки!

Ни межи нас, ни сёла нас не разнят,

И поэтому с лёгкой руки

Открываю заслуженный праздник.

Он корнями уходит в века,

Силу, удаль людей умножая,

Праздник, памятный издалека,

открывающий путь к урожаю.

Ученик: — Дорогая наша гостья — Масленица,

Авдотья Ивановна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Гостья важная, долгожданная,

Коса длинная, двуполтинная,

Платок беленький, да с горошками.

Ноги стройные, да с сапожками,

Бровки чёрные, наведённые,

Портянки белые, набелённые.

Солнце тёплое в небе дразнится,

Здравствуй, гостьюшка наша Масленица!

(Ученица, посещающая музыкальную школу, по собственной инициативе поёт русскую народную песню «Масленица».)

(Дети усаживают Масленицу на санки и везут на площадку. Встают по кругу.)

Читайте также:  Дидактическая игра для младшей группы детского сада «разноцветная посуда»

Ученик: — Выезжала честная Масленица,

Широкая боярыня

На серебряных санях

В широкой лодочке

В велик город пировать —

Душой потешиться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться.
Ведущий: — Скоро-скоро снег растает,

Вся земля согреется.

Убирайтесь, Вьюга злая

Да Пурга с Метелицей!

Ух ты, злющая Зима,

Уходить тебе пора!

Налетим со всех сторон

И тебя прогоним вон!

Зима: — Это что за шум и гам?

Кто тут поднял тарарам?

Разбудить меня посмели!

Чуть на солнце отогрелись,

Сразу Зиму прогонять!

Осмелели, расшумелись,

Но Весны вам не видать! (Зима начинает кружиться около детей, размахивает руками, хочет их заморозить. Дети от холода жмутся друг к другу.)

Ведущий: — От пурги спасенья нету!

Всё! Конец теплу и свету!

Приходи, Весна, скорей!

Нас, озябших, обогрей!

(В центр круга выходит Весна.)

Погляди, народ, к нам Весна идёт!

Весна: — Я — Весна красная — красная.

Солнечная, ясная — ясная.

Весна, Весна красная, (Дети водят хоровод.)

Пришла Весна с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким, (Дети поднимают руки вверх.)

С корнем глубоким, (Приседают.)

С дождями сильными, (Идут в центр круга.)

С хлебами обильными. (Расходятся.)

Зима: — Что ж, устала я сражаться,

Знать пришла пора прощаться.

На прощание хочу загадать вам одну загадку.

Была белая да седая,

Пришла зелёная да молодая. Кто это?

Вы Весну — красну встречайте,

Но меня не забывайте.

Я же в будущем году

Снова в гости к вам приду! Весна: — Ребята, а теперь отгадайте мои загадки.

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает.

Бежал по тропинке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой —

И речка сделалась рябой.

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

— Молодцы! Продолжаем праздник. Говорят, что нашей Масленице семь годков, а всего у Масленицы семь деньков!

Ученик: — Первый день — понедельник — «встреча»,

Вторник — «заигрыши».

Во вторник будем мы играть,

Красно солнышко встречать!

Ученица: — Среда — «лакомка», «сластёна».

Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.
Ученик: — Четверг — «широкая Масленица».

Разгуляй — четверг придёт,

Шутки, песни принесёт.
Ученица: — Пятница — «тёщины вечёрки».

К тёще на блины идём

И друзей с собой ведём.
Ученик: — А в субботу не безделки —

«Золовкины посиделки».

Ученица: — Воскресенье — прощёный день.

В воскресенье с Масленицей прощались.

Ведущий: — Выходит, в понедельник Масленицу встречали, в воскресенье провожали, неделю пели да плясали…А суть-то в чём? А суть в названии последнего дня недели. Помните, как он называется – прощёное воскресение… В этот день на Руси все просят прощения друг у друга. Неважно, что говорили, главное, чтобы слова шли от сердца, от души.

Ученик: — Сегодня воскресенье —

Кончилось наше веселье.

Прощай, прощай, Масленица!

Ты прощай, прощай, широкая!

Ты пришла с добром, с весельем,

Со блинами, пирогами и оладьями.

Прощай, Масленица, прощай! (Чучело Масленицы выносят на отведённую площадку.) Ведущий: — Собирайся, детвора, всем на проводы Зимы пора!

Ученик: — У нас такой обычай есть:

Надо Масленицу сжечь,

Чтоб тепло её костра

Весна – девица — красна

Всей душою ощутила,

К нам на праздник поспешила.

Ведущий: — Масленицу сожжём да песни попоём! (Поджигает чучело Масленицы.)

Все дети поют: — Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Ученик: — Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай, наша широкая!

Ты не в среду-то пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

всю неделюшку веселье.

Ученица: — Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом,

С блинами, пирогами да с оладьями.

Ученик: — А сегодня в воскресенье

Наше кончилось веселье.

Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ведущий: — Да! Чуть было не забыла —

На Руси законом было —

Щедро Зиму провожать,

Всех блинами угощать.

-А как будем блины печь?
(Дети загибают пальцы, отвечают.)

— Большаку — дрова рубить,

А тебе воды носить (указательный),

А тебе печь топить (средний),

А тебе тесто месить (безымянный),

А тебе, малышке, песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать (мизинец).

Играют в «ладушки» и поют.

-Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки.

Маслом поливала, детушкам давала.

Даше блин, Маше блин,

Ване блин, Тане блин,

А Егорушке целых пять.

Хороши оладушки да у нашей бабушки! Дети водят хоровод и поют песню «Блины».

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Припев:

Ой, блины, блины, блины!

Вы, блиночки мои!

В кадке новой растворили,

Два часа блины ходили.

Припев.

Растворили на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

Припев.

Моя родная сестрица –

Петь блины-то мастерица.

Припев.

Напекла она поесть –

Сотни две, наверно, есть.

Припев.

На поднос блины кладёт

И сама на стол несёт.

Припев.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы!

Зима и Весна проводят подвижные игры (коллективные и по командам):

«Кошки-мышки».

«Третий лишний».

«Сороконожка». (Ведущая – Весна. Она старается запятнать как можно больше детей. Каждый запятнанный ребёнок встаёт позади неё, держась за пояс, — получается «сороконожка». Играющие не должны разрушить её во время движения.)

«Меткий глаз» (снежком надо попасть в мишень)

«Кто быстрее?» (перевезти друга на санках)

«Бег в мешках»

Масленица: — Молодцы, ребята! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,

Пела и плясала, больно я устала.

Кончилось весельице — беритесь за дельице,

А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Ученики хором: — Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

После игр ребята и родители идут в класс, показывают сценку про блины.

Было у тёщи семь зятьёв:

Хомка — зять, и Пахомка — зять,

И Гришка — зять, и Гаврюшка — зять,

И Марка — зять, и Захарка — зять,

А зятюшка Ванюшка милей всех зятьёв!

И стала тёща зятьёв за стол сажать:

Хомка сел, и Пахомка сел,

И Гришка сел, и Гаврюшка сел,

И Макарка сел, и Захарка сел,

Зятюшка Ванюшка,

Поди вот туда сядь!

Стала тёща зятьёв угощать:

Хомке — блин, и Пахомке — блин,

Гришке — блин, и Гаврюшке — блин,

И Макарке — блин, и Захарке — блин,

А Ванюшке-зятюшке — два блина.
Весна приглашает детей и родителей к столу и угощает блинами.

Литература:

  1. «Начальная школа», №2, 2001.
  2. «Начальная школа», №2, 2008.
  3. Сценарии школьных праздников. Кн. 1. – М.: Школьная пресса, 2002.
  4. Хохлова С.В. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. М.: Илекса;
  5. Народное образование, 2006.

Источник: http://mognovse.ru/vle-scenarij-prazdnika-dlya-nachalenoj-shkoli-maslenica-shirok.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector