Урок литературного чтения в 4 классе. братья гримм «белоснежка и семь гномов»

Урок литературного чтения в 4 классе. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Урок литературного чтения «Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм для учащихся 2 класса

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ во 2 классе «БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ» БРАТЬЯ ГРИММ Автор презентации: Рахимжанова Раушан Аскаровна учитель начальных классов ГУ «СОШ №34» г. Караганда

2 слайд Описание слайда:

Братья Гримм (нем. Brüder Grimm или Die Gebrüder Grimm; Якоб, 4 января 1785 — 20 сентября 1863 и Вильгельм, 24 февраля 1786 — 16 декабря 1859) — немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры.

Собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными.

Знакомство с творчеством Братьев Гримм на примере сказки «Белоснежка и семь гномов»; Развитие литературного вкуса учащихся; Развитие речи и коммуникативных способностей школьников; Воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности

3 слайд Описание слайда:

Братья Гримм (нем. Brüder Grimm или Die Gebrüder Grimm; Якоб, 4 января 1785 — 20сентября 1863 Вильгельм Гримм, 24 февраля 1786 — 16 декабря 1859) — немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры. Собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными.

4 слайд Описание слайда:

Прозвенел уже звонок Начинается урок В путешествие пойдём В страну сказок попадём. Слушай , думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте, Сказку в душу пропускайте. За горами, за лесами, За широкими морями. В чудном домике своём Живут гномы всемером. С ними поселилась я. Ну- ка, открывай глаза!

5 слайд 6 слайд Описание слайда:

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА Ать- ать- ать– хотят дети рисовать, Да- да- да- есть бумага и вода, Чу- чу- чу- чу- чу- найти кисточку хочу, Ать – ать- ать- ать- как люблю я рисовать

7 слайд Описание слайда:

ИГРА «СОЛНЫШКО» (перекрёстные вопросы) Кто написал сказку «Белоснежка и семь гномов? Сколько было гномов? Как выглядела Белоснежка? Любимый предмет Королевы? Что спрашивала Королева у зеркальца? Как выглядела избушка гномов? Что добывали гномы в горах?

8 слайд Описание слайда:

РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ (выборочное чтение)

9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд Описание слайда:

ФИЗМИНУТКА Мы гномы, гномы, гномы Мы малюсенький народ. И под подосиновиком Каждый из нас живёт. С бабочками дружим мы, С лягушками в ладу, Даже головастики Очень рады нам в пруду.

13 слайд Описание слайда:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛОСНЕЖКА КОРОЛЕВА добрая злая весёлая жадная трудолюбивая жестокая жизнерадостная бессердечная

14 слайд Описание слайда:

КРОССВОРД 1. Как зовут главную героиню? 2. Кто считал себя самой первой красавицей в стране? 3.Гномы добывали золото и …. 4. С чем любила разговаривать королева- мачеха? 5. Мачеха приготовила ядовитое- преядовитое… 6. Где стоял гроб с Белоснежкой?

15 слайд Описание слайда:

1 Б Е Л О С Н Е Ж К А

16 слайд 17 слайд Описание слайда:

1 Б Е Л О С Н Е Ж К А 2 К О Р О Л Е В А 3 А Л М А З Ы

18 слайд Описание слайда:

1 Б Е Л О С Н Е Ж К А 2 К О Р О Л Е В А 3 А Л М А З Ы 4 З Е Р К А Л О

19 слайд Описание слайда:

1 Б Е Л О С Н Е Ж К А 2 К О Р О Л Е В А 3 А Л М А З Ы 4 З Е Р К А Л О 5 Я Б Л О К О

20 слайд Описание слайда:

1 Б Е Л О С Н Е Ж К А 2 К О Р О Л Е В А 3 А Л М А З Ы 4 З Е Р К А Л О 5 Я Б Л О К О 6 Г О Р А

21 слайд Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ Знайте, дети, никогда Не доводит до добра Зависть, злоба и порок: Зло вернётся, словно рок. Подлость, низость или гадость Никогда не станет в радость, А вот если добрым будешь – Про несчастья позабудешь

22 слайд

Краткое описание документа:

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=96711

Презентация на тему «Братья Гримм»

  • Слайд 2Братья Гримм широко известны как писатели детских сказок. Редкий человек не читал их произведений. Но мало кто знает, что братьев было не двое, а пять. Просто известность получили Якоб, Вильгельм и Людвиг. Первые два занимались мифологией и философией, и добились в этом направлении высот не меньше, чем на поприще написания сказок. А самый младший, Людвиг, слыл отменным художником и гравером, и именно его работы впоследствии украшали все сказки старших братьев.
  • Слайд 3Да, мы знаем Якоба и Вильгельма как хороших писателей детской литературы , ведь все читали про прекрасную Белоснежку и семь гномов, а веселые песни Бременских музыкантов мы часто в детстве слушали и пели. Но не стоит забывать и о том, что братья получили признание других ученых не только как фольклористы, но и как ученые, сделавшие значительные успехи в лингвистике, филологии, в открытии и развитии новых научных направлений. Большим трудом братьев, над которым на протяжении более чем 100 лет работали другие ученые, является «Немецкий словарь». Хотя сами братья хотели сделать это раз в пять быстрее (а ведь зная их трудоспособность, это не выглядит бахвальством).
  • Слайд 4Путь братьев Гримм как ученых начался с обучения в гимназии, где они подавали немалые надежды и проявляли тягу к знаниям. Окончив гимназию, братья поступают в университет Марбургска, который также блестяще и без труда заканчивают. После университета пути Якоба и Вильгельма временно разошлись – первый отправился в Париж на поиски и исследования различных рукописей древности, второй же брат вернулся в Кассель к матери.
  • Слайд 5Но помимо рукописей Якоб начал собирать сказки различных народов, а чуть позже к этому занятию подключился и брат Вильгельм. В 1808 Якоб становится библиотекарем брата Наполеона, короля Жеромо Бонапарта. Несмотря на то, что братья жили далеко друг от друга, это не повлияло на их творчество и в 1812 году выходит сборник «Детские и семейные сказки»,
  • Слайд 6который и приносит братьям известность и популярность. Через три года братья снова выпускают новый сборник. Оба тома иллюстрировал Людвиг, младший из братьев. После успеха первых двух сборников, братья выпускают новый сборник в двух томах «Немецкие предания». Их произведения вызывают интерес у читателей как среди детской аудитории, так и среди взрослой.
  • Слайд 7Однако, несмотря на такой успех, Якоб чуть было не прекратил занятия наукой и фольклором – когда на Венском конгрессе 1815 года он своей эрудицией и аналитическим складом ума поразил и впечатлил профессиональных дипломатов. Сразу же ему начали поступать заманчивые предложения, принятие которых могло бы отлучить его от науки.
  • Слайд 8Но все же Якоб карьере дипломата предпочел место библиотекаря рядом с братом и занятие наукой. Позже он уехал в Геттинген и стал профессором немецкой литературы местного университета. Чуть позже присоединился к нему и Вильгельм, и вместе они написали «Германскую мифологию», окончили «Немецкую грамматику», состоявшую из 4 томов
  • Слайд 9Со временем научные изыскания и труды братьев отошли на второй план, уступив место фольклору. Немногие знают о огромном вкладе братьев в развитие науки. Они сделали неоспоримый взнос в мировую литературу, наполнив ее сокровищницу своим бесценным даром, который без преувеличения покорил весь мир.
  • Слайд 10Белоснежка и семь гномов Братья ГриммДавным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег.
  • Слайд 11Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала:- Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль.И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой.К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку. Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной и тщеславной и совсем не занималась Белоснежкой.Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая:- Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее?И зеркальце неизменно отвечало:- Ты, моя королева, прекрасней всех на свете.Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она.А тем временем Белоснежка подрастала и становилась с каждым днём всё красивее.
  • Слайд 12Однажды королева, как обычно, спросила волшебное зеркальце:- Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее?А ей зеркальце в ответ:- Ты, королева, прекрасна, но Белоснежка всех милее, всех прекрасней и белее.
  • Слайд 13Королева не на шутку рассердилась и сразу же задумала, как бы избавиться от Белоснежки.Королева тайком позвала одного из королевских охотников.- Отведи Белоснежку в лес и брось её там. Да сделай так, чтобы она не нашла обратного пути, — приказала королева.Увел охотник Белоснежку на другой конец королевства и оставил её там одну в дремучем лесу
  • Слайд 14Белоснежка очень испугалась, ей хотелось заплакать. Однако сначала она решила подыскать себе местечко для ночлега.Шла она лесом пока не набрела на крошечную избушку. Постучала в дверь, но никто не ответил. Тогда она вошла в избушку.
  • Слайд 15Там она увидела стол, а на нём семь тарелок. А наверху, в спальне стояло семь кроваток.Белоснежка была усталая и голодная. Немножко перекусила она и прилегла на одну из кроваток.Ночью вернулись в свою избушку семеро гномиков и увидели спящую Белоснежку. Выглядела она так мило, что гномики решили её не будить. На следующее утро они внимательно выслушали историю Белоснежки.- Оставайся с нами, здесь тебя никто не обидит, — посоветовали семеро гномиков.
  • Слайд 16Отправляясь утром на работу, гномы всегда предупреждали Белоснежку, чтобы она никому не открывала дверь.- Королева хитрая-прехитрая, — говорили они.Так оно и было. Узнала королева от волшебного зеркальца, что Белоснежка жива и здорова и что живет она у гномиков.Королева решила раз и навсегда покончить с ней. Нарядилась она крестьянкой и отправилась к лесной избушке.
  • Слайд 17Купи яблочко, — предложила она Белоснежке.Яблоки выглядели так аппетитно, что Белоснежка не удержалась и купила одно яблоко.А яблоко-то было отравлено. Как только Белоснежка его надкусила — сразу же упала на пол.
  • Слайд 18Пришли вечером домой гномики, нашли бездыханную Белоснежку и подумали, что она умерла.Сильно опечалились гномики и никак не могли решиться её похоронить. Смастерили они хрустальный гроб, положили в него Белоснежку и отнесли на вершину высокой горы.С того дня один из гномиков сторожил её покой. Прошло много лет, казалось, что Белоснежка только лишь спит.Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку.Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился.- Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков.Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились.
  • Слайд 19Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали.
Читайте также:  Игры в лагере во время дождя

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/bratia-grimm

Технологическая карта по литературному чтению 4 класс «Сказка «Белоснежка и семь гномов»

Технологическая карта по литературному чтению 4 класс

Литературное чтение, 4 класс

I полугодие

Технологическая карта № 5

Раздел

Литературная сказка (26 часов)

Тема

Сказки зарубежных писателей (16 часов)

Цели

Сформировать представление о литературной сказке зарубежных писателей.

Ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержаниетемы

Термины и понятия

Актуализация знаний об особенностях волшебной сказки. Изучение содержания сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Проведение исследования текста сказки «Белоснежка и семь гномов». Введение алгоритма оформления отзыва о прочитанной сказке.

Изучение сказок Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик», «Спящая красавица». Написание сценария сказки «Спящая красавица». Изучение сказок Ханса Кристиана Андерсена «Дикие лебеди», «Пятеро из одного сундучка». Составление и оформление отзыва о сказке.

Написание сказки о предмете.

Высокомерная, веретено, достоинство, добродетель, жить в своё удовольствие, ободрить, псарь, парламент, приноровились, подённая работа, собиратели сказок, сорные травы, смиренно, тщедушная.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать литературные сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена;

— эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

— творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке;

— понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «высокомерная», «псарь» «парламент», «достоинство», «добродетель», «веретено», «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражений «собиратели сказок», «жить в своё удовольствие», «подённая работа», «сорные травы» и использовать их в активном словаре;

— определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

— определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Работать с текстом сказки:

— проводить исследование текста сказки;

— составлять описание литературного героя.

 Писать сценарий и инсценировать сказку.

 Писать сказку о предмете.

 Оформлять отзыв о прочитанной сказке.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Форма работы

Русский язык

Тема «Имя существительное».

ИЗО

Тема «Рисуем сказку».

Окружающий мир

Тема «Страны Западной Европы».

Информационный материал:

Учебник «Литературное чтение», ч. 2.

Творческая тетрадь.

Демонстрационный материал:

Компьютерная презентация «Братья Гримм», «Шарль Перро», «Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен».

Интерактивный материал:

Памятки-алгоритмы «Работа с текстом сказки», «Написание сценария сказки», «Составление описания героя литературного произведения»; карточки с учебными заданиями.

Фронтальная;

индивидуальная 

   парная       

групповая         .

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный

УУД:

 Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание научиться оформлять отзыв.

https://www.youtube.com/watch?v=WpMmAEHvf3Q

Презентация сказки «Белоснежка и семь гномов»

Аня и Ваня получили задание оформить отзыв о прочитанной сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Аня написала: «Сказка братьев Гримм „Белоснежка и семь гномов“.

Главная героиня сказки мне понравилась, потому что она красивая и добрая, помогала гномикам вести хозяйство, никогда не ругалась и заботилась о лесных зверях и птицах».

Ваня написал: «Главная мысль сказки братьев Гримм „Белоснежка и семь гномов“ — только добрый, трудолюбивый человек достоин счастья. Эта сказка учит не завидовать людям, быть добрым и трудолюбивым. Мне сказка понравилась».

Профессор Самоваров прочитал отзывы Ани и Вани о сказке «Белоснежка и семь гномов» и предложил их доработать.

Ребята, почему профессор считает отзывы Ани и Вани незаконченными?

Школьники высказывали разные версии; дискуссия показала, что они пока не имеют определённых знаний и умений, для того чтобы убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться составлять и оформлять отзыв о прочитанной сказке, чтобы помочь Ане и Ване?

II. Актуализация знаний

УУД: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебную задачу, участвовать в обсуждении учебных проблем; точно выражать свои мысли.

— соотносить отрывки из сказок с иллюстрациями;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

— строить понятные для партнёра высказывания.

Ввести понятия «собиратели сказок», «высокомерная», «псарь».

Немецкие писатели-сказочники братья Гримм подарили миру замечательные произведения: «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Горшочек каши», «Госпожа Метелица», «Белоснежка и семь гномов».

Сюжеты для своих сказок братья Гримм брали из немецких народных легенд и сказаний, но при написании текста сказки они заменяли простонародные выражения литературными. Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, их любят читать не только дети, но и взрослые.

Задание 1

Учебник, ч. 2, с. 4—9.

Объясните значение выражения «собиратели сказок».

Назовите известных вам собирателей сказок.

Назовите известные вам сказки братьев Гримм.

Задание 2

Можно ли утверждать, что сказки братьев Гримм являются народными? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3

Учебник, с. 8—9.

Определите название каждой сказки и её героев, используя иллюстрации и фрагменты текста.

Задание 4

Проведите исследование текста фрагмента сказки и оформите результаты в таблице.

Дети объясняют. Называют героев.

Можно и объясняют почему.

Сказка «Белоснежка и семь гномов»

III. Постановка учебной задачи и решение учебных задач

УУД: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебную задачу, участвовать в обсуждении учебных проблем; точно выражать свои мысли.

Актуализировать умения:

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять задания в соответствии с целью.

 Научить:

— выбирать вариант выполнения ситуативного задания;

— использовать разные источники информации;

— оформлять отзыв о сказке;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Презентация к сказке 

Задание 5

Учебник, с. 10—19.

Объясните значение слов «высокомерная», «псарь».

Назовите главную мысль сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Назовите главных героев сказки «Белоснежка и семь гномов».

Объясните композицию сказки «Белоснежка и семь гномов».

Назовите языковые особенности произведения «Белоснежка и семь гномов», используя текст сказки.

Расскажите об отношении автора к героям сказки «Белоснежка и семь гномов».

Назовите вид сказки «Белоснежка и семь гномов».

Задание 6

Можно ли утверждать, что главная мысль сказки «Белоснежка и семь гномов» соответствует выражению «Быть красивее всех — только так можно стать счастливой»? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что Белоснежка ушла из дома благодаря хорошему отношению близких? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что лучшие человеческие качества братья Гримм называли «сорными травами»? Обоснуйте своё мнение.

Алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке

Для того чтобы оформить отзыв о прочитанной сказке, надо:

1. Указать автора и название произведения, определить тему прочитанной сказки.

2. Определить главную мысль сказки.

3. Выразить своё отношение к героям сказки, подтверждая это их поступками.

4. Сформулировать вывод о том, чему учит эта сказка.

Например:

Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» рассказывает о принцессе Белоснежке и её приключениях. Главная мысль сказки — только доброта и трудолюбие достойны награды.

Мне очень нравится главная героиня сказки Белоснежка, потому что она трудолюбивая, помогает гномам готовить, стирать, убирать постели, шить, вязать. Белоснежка — вежливая девушка. Разговаривая со старой торговкой, она называет её тётушкой.

Вызывает огорчение самый отрицательный герой сказки «Белоснежка и семь гномов» — злая мачеха-королева, которая завидует красоте Белоснежки и готова её за это убить.

Сказка «Белоснежка и семь гномов» учит быть добрым, не завидовать чужой красоте и не ждать благодарности от других людей. Счастье приходит к тем, кто много трудится и заботится о других людях.

Задание 7

Расскажите алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.

Задание 8

Можно ли оформить отзыв о сказке, прочитав только её часть? Обоснуйте своё мнение.

Задание 9

Выберите сказку братьев Гримм…

Источник: https://www.InfoUroki.net/tehnologicheskaya-karta-po-literaturnomu-chteniyu-4-klass-skazka-belosnejka-i-sem-gnomov.html

Сравнение сказок братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Сравнение сказок братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к чтению и изучению сказок русских и зарубежных писателей, сравнивать сказки разных народов.

Метапредметные результаты:

планировать свою деятельность по решению учебной задачи, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

сравнивать русские и зарубежные сказки, выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты, характеризовать героев;

работать в паре, в группе. Предметные результаты: анализировать текст сказки;

выявлять основные специфические особенности сказочного текста;

сравнивать сказки русских и зарубежных писателей.

Ход урока

Вступительная часть урока

Какое домашнее задание требовалось выполнить? Кто готовил выразительное чтение фрагментов сказки?

Почему были выбраны именно эти фрагменты?

Кто нарисовал иллюстрации к понравившимся фрагментам сказки? Какие фрагменты сказки были проиллюстрированы?

Постановка учебной задачи

На выставке книг представлены два произведения:

Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов»;

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Рассмотрите книги на выставке. Назовите их. Знакомы ли вам эти сказки? Знакомы ли вам авторы сказок?

— Можно ли сказать, что у сказок похожи сюжеты, герои? Это будет главный вопрос нашего урока. Составим план урока:

Прочитать сказку братьев Гримм.

Прочитать сказку А. С. Пушкина.

Сравнить сказки.

— С какой целью мы будем читать сказку братьев Гримм? С какой целью мы будем читать сказку А. С. Пушкина? Что значит сравнить сказки? На какие основные специфические особенности сказки будем обращать внимание при сравнении?

— Сравните сказки братьев Гримм и А. С. Пушкина.

— Напомню вам, что немецкие учёные-филологи братья Гримм записывали сказки, которые исполняли народные сказители, сознательно стремясь сохранить народный язык.

Сказки братьев Гримм были впервые опубликованы в 1812 году. Сказка А. С. Пушкина была опубликована в 1833 году.

Возможно ли, что сказки братьев Гримм стали основой для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Основная часть урока

Учащимся предлагается самостоятельно поработать с текстами сказок. Эту исследовательскую работу можно провести в группе. Для составления подробного анализа сказки учащимся предлагается таблица, которую они самостоятельно заполняют, а затем обсуждают.

ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯ «БЕЛОСНЕЖКА ИСЕМЬ ГНОМОВ» «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
Авторы Немецкие сказочники переработали народную сказку Русский поэт обработал народные сказки и создал литературную сказку
Название сказки В названии указаны главная героиня сказочного сюжета и семь помощников В названии указаны главная героиня и семь её помощников — русских богатырей
Положительные герои сказки Белоснежка, семь гномов, принц Царевна, королевич, семь богатырей
Отрицательные герои сказки Мачеха Мачеха
Основные события сказки Рождение девочки у королевы-матери; смерть королевы-матери; женитьба короля на новой королеве; разговор королевы и волшебного зеркальца; псарь по приказу новой королевы отводит Белоснежку в лес, чтобы убить; Белоснежка в лесу у семи гномов; королева узнаёт, что Белоснежка жива, и отправляется в лес к семи гномам, чтобы её извести; королева три раза дарит подарки Белоснежке, которые приводят к её смерти; два раза гномы спасают её, на третий раз спасти Белоснежку гномы не могут; спасение Белоснежки королевичем, свадьба королевича и Белоснежки, смерть королевы Рождение девочки у королевы-матери; смерть королевы-матери; женитьба короля на новой королеве; разговор королевы и волшебного зеркальца; Чернавка по приказу новой королевы отводит царевну в лес, чтобы убить; царевна в лесу у семи богатырей; королева узнаёт, что царевна жива, и отправляется в лес к семи богатырям, чтобы её извести; королева дарит ей яблоко, которое приводит к её смерти; спасение царевны королевичем, свадьба королевича и царевны, смерть королевы
Конецсказки Зло наказано Зло наказано: мачеха сама умирает от зависти и тоски
Язык сказки Проза В стихах, красивый литературный язык
Читайте также:  Классный час в 5 классе на тему: масленица

Методический комментарий

Учащиеся делают вывод, что в сказке братьев Гримм торжествует доброе, наказывается злое. В этом смысл сказки. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — это сказка о любви, о красоте, о верности.

Дайте характеристику главным героиням сказок. Каковы черты характера главных героинь? Определите это из предложенного списка, обязательно подтвердите текстом. (Ответ: ласковая, нежная, трудолюбивая, верная, красивая, добрая.)

Вспомните других героинь сказок. В каких сказках главными героями были также мачеха и падчерица? Перечислите.

(Ответ: Русская народная сказка «Морозко»; С. Маршак. «Двенадцать месяцев»; Русская народная сказка «Хаврошечка»; Ш. Перро. «Золушка».)

Какими были мужикова дочка, Хаврошечка, Золушка, падчерица? Что их объединяет?

Подведение итогов урока

Если вам нужно было бы создать выставку книг по теме «Литературные сказки, сходные по сюжету с народными сказками», то какие произведения были бы на этой выставке?

Напишите аннотацию на одну из книг, включив в содержание сноску о сходных сюжетах представленной сказки и исходной народной сказки.

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Прочитайте русские народные сказки. Определите, в каких сказках сюжет будет близок к прочитанным на уроке сказкам.

Прочитайте сказки народов России. Определите, в каких сказках сюжет будет близок к прочитанным на уроке сказкам.

Сделайте иллюстрацию к прочитанной сказке. Расскажите, какой фрагмент сказки изображён.

Источник: http://tetradkin-grad.3dn.ru/load/plan_konspekt_uroka/literaturnoe_chtenie/sravnenie_skazok_bratev_grimm_belosnezhka_i_sem_gnomov_i_a_s_pushkina_skazka_o_mjortvoj_carevne_i_o_semi_bogatyrjakh/4-1-0-978

Урок математики путешествие по сказке братьев гримм «белоснежка и семь гномов» — государственное учреждение «комсомольская средняя школа»

Урок математики путешествие по сказке братьев гримм «белоснежка и семь гномов» - государственное учреждение

ГУ Комсомольская СШ

Есильский район

Акмолинской области

УРОК

МАТЕМАТИКИ

Путешествие по сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Учитель

Жукова М.А.

2016

г.

Тема: состав чисел (урок закрепления)

Цель:

1. Закрепить знания детей о прямом, порядковом, обратном счете.

2. Закрепить умение увеличивать и уменьшать числа в пределах первого десятка на несколько единиц.

3. Закрепить умение складывать и вычитать числа.

4. Развивать внимание, память, логическое мышление.

5. Воспитывать усидчивость, умение работать дружно в коллективе.

Оборудование:Картинка с изображением Белоснежки и семи Гномов; карточки-цифры; карточки-знаки сравнения;

карточки-задания; песенка про Гномов.

Ход занятия

I часть   Организационный момент

— Звучит песня «Гномики», настроение у всех радостное, (на доске поляна с гномами и Белоснежкой)

Прозвенел звонок – Начинается урок 

— Ребята, к нам на урок пришла Белоснежка с гномами. (Вдруг в класс вбегает злая волшебница и «усыпляет» Белоснежку (кладет ее в кровать на столике), оставляет письмо и убегает.)

-Что случилось?  Ах! Это злая волшебница усыпила Белоснежку и оставила письмо.    (Учитель читает письмо)

— Письмо: Белоснежка проснется только тогда, когда гномы выполнят все задания по математике. (У каждого лепесток с заданием, из лепестков, выполнив задание, складывается ромашка) Белоснежка услышит аромат ромашки и проснется. 

   -Загрустили гномики, потому что они не учились в школе и не знают, как это делать… — Поможем им?

II часть   Основная

Задание 1

— Это задание для Малыша, поможем ему. 

(Читаем первое задание с лепестка гнома)

— Прямой счет и обратный, порядковый (начнем хором, потом игра «Продолжи»)

— Назвать соседей числа (показываю над доской число, дети называют соседей)

— Назовите предыдущее, последующее число, слева от 5 справа….

—  Игра «Покажи число». -Увеличьте число на 2,уменьшите на 1 (показываю цифру на линейке, дети показывают ответ)

Спасибо, ребята!

Справились с заданиями, появился лепесток на доске у желтой серединки….

Задание 2

-Всезнайке колдунья приготовила задание труднее: ему нужно отгадать

1. — Какая цифра потерялась?  4, 5,….7, 8,9

2.  -А здесь цифры перепутались (Таблица Шульте) (Хаотично разбросаны цифры, быстро найти их и прочитать по порядку)

Спасибо за помощь!  Еще один лепесток в ромашке.

Задание 3

1. -Сейчас ваша помощь нужна Ворчуну, ему нужно вспомнить состав числа 6.   (на доске елка, украсим ее шарами из цифр)

6-это5+…              6-этоЗ+…              6-это1+…

6-это4+…              6-это2+…  

2. — по карточкам «Найди нужное число и поставь в клетку на этаж» (домик из 5 этажей, на крыше цифра 6, 7… 3 и 3…) (на столах у каждого)

— Спасибо за помощь!

Задание 4

— Лежебоке нужно повторить движения.  Ему, наверное, будет очень трудно, ведь он больше любит лежать. А вы сможете повторить?

Физминутка

Раз согнуться- разогнуться,

Два согнуться- потянуться.

Три в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять руками помахать.

Шесть тихо сесть,

Семь и восемь лень отбросим.

— Молодцы, вижу, для вас это задание оказалось не очень сложным. Следующий лепесток появился у ромашки.

Задание 5

— Посмотрим, что приготовила колдунья для Непоседы. Этому Гному нужно решить трудные задачи. Ему

потребуется внимание и усидчивость. Справитесь? Давайте поможем, ему хочется быстрее увидеть Белоснежку. 

(Решение составить на столах)

— У Ани было 7 книг. Мама купила ей еще 2 книги. Сколько книг стало у Ани?

— У Саши было 10 яблок, два он съел, а остальными угостил друзей. Сколько яблок досталось друзьям?

Задание 6

— Испытание для Неженки. Он должен решить примеры по карточкам поможем ему?

3+5=      

6-2=       7+3=     10-5=      

3-3= 

Спасибо, ребята! Еще один лепесток у цветка!

Задание 7

Задание для самого маленького Гнома Младенца работа в азбуке- тетради.

IV    Итог урока

Выполнили 7 заданий —  Белоснежка проснулась и хочет тоже поучаствовать в уроке, у нее две занимательные задачки.

1.    

— На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.

Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали — приполз жук и занял еще одно место.

Вопросы.

Сколько стульев было занято? (9)

Сколько было гостей? (8)

Иллюстрационно раздаточный материал

                  Рефлексия урока:

Выполнили ли мы все поставленные задачи?

Что нового узнали на этом уроке?

Что Вам больше всего понравилось на уроке?

Какие трудности у Вас возникли на уроке?

Как Вы их преодолевали?

С каким настроением Вы заканчиваете урок?

Источник: http://sc0012.esil.akmoedu.kz/documents/view/c201dbf15ed5c12fecbfcbacbbfba8b8.html

Братья Гримм.»Белоснежка и семь гномов» — Персональный сайт учителя русского языка и литературы

ПодробностиКатегория: Для чтения и обсуждения

Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева и шила под окошечком, у которого рама была черного дерева. Шила она и на снег посматривала, и уколола себе иглой палец до крови. И подумала королева про себя: «Ах, если бы у меня родился ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево!»

И вскоре желание ее точно исполнилось: родилась у ней доченька — белая, как снег, румяная, как кровь, и черноволосая; и была за свою белизну названа Белоснежкой.

Притом у нее было такое волшебное зеркальце, перед которым она любила становиться, любовалась собой и говаривала:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

Тогда и отвечало ей зеркальце:

Ты, королева, всех здесь милей.

И она отходила от зеркальца довольная-предовольная и знала, что зеркальце ей неправды не скажет.

Белоснежка же между тем подрастала и хорошела, и уже по восьмому году она была прекрасна, как ясный день. И когда королева однажды спросила у зеркальца:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

Зеркальце отвечало ей:

Ты, королева, красива собой;

А все же Белоснежка выше красой.

Ужаснулась королева, пожелтела, позеленела от зависти. С того часа, как, бывало, увидит Белоснежку, так у ней сердце от злобы на части разорваться готово. И зависть с гордостью, словно сорные травы, так и стали возрастать в ее сердце, и разрастаться все шире и шире, так что наконец ни днем, ни ночью не стало ей покоя.

И вот позвала она однажды своего псаря и сказала: «Выведи эту девчонку в лес, чтобы она мне более на глаза не попадалась. Убей ее и в доказательство того, что мое приказание исполнено, принеси мне ее легкое и печень».

Псарь повиновался, вывел девочку из дворца в лес, и как вынул свой охотничий нож, чтобы пронзить невинное сердце Белоснежки, та стала плакать и просить: «Добрый человек, не убивай меня; я убегу в дремучий лес и никогда уже не вернусь домой».

Пожалел псарь хорошенькую девочку и сказал: «Ну и ступай. Бог с тобой, бедная девочка!» А сам подумал: «Скорехонько растерзают тебя в лесу дикие звери», — и все же у него словно камень с сердца свалился, когда он пощадил ребенка.

Как раз в это время молодой оленчик выскочил из кустов; псарь приколол его, вынул из него легкое с печенью и принес их королеве в доказательство того, что ее приказание исполнено.

Повару приказано было их присолить и сварить, и злая баба съела их, воображая, что ест легкое и печень Белоснежки. И вот очутилась бедняжка в дремучем лесу одна-одинешенька, и стало ей так страшно, что она каждый листочек на деревьях осматривала, и не знала, что ей делать и как ей быть.

И пустилась бежать, и бежала по острым камням и по колючим кустарникам, и дикие звери сновали мимо нее взад и вперед, но ей не причиняли никакого вреда.

Бежала она, пока несли ее резвые ноженьки, почти до вечера; когда же утомилась, то увидела маленькую хижинку и вошла в нее.

В этой хижинке все было маленькое, но такое чистенькое и красивенькое, что и сказать нельзя. Посреди хижины стоял столик с семью маленькими тарелочками, и на каждой тарелочке по ложечке, а затем семь ножичков и вилочек, и при каждом приборе по чарочке. Около стола стояли рядком семь кроваток, прикрытых белоснежным постельным бельем.

Белоснежка, которой очень и есть, и пить хотелось, отведала с каждой тарелочки овощей и хлеба и из каждой чарочки выпила по капельке вина, потому что она не хотела все отнять у одного.

Читайте также:  Литературная игра для 5-7 классов по произведениям чуковского

Затем, утомленная ходьбой, она пыталась прилечь на одну из кроваток; но ни одна не пришлась ей в меру; одна была слишком длинна, другая — слишком коротка, и только седьмая пришлась ей как раз впору.

В ней она и улеглась, перекрестилась и заснула.

Когда совсем стемнело, пришли в хижину ее хозяева — семеро гномов, которые в горах рылись, добывая руду. Засветили они свои семь свечей, и когда в хижинке стало светло, они увидели, что кто-то у них побывал, потому что не все было в том порядке, в каком они все в своем жилье оставили.

Первый сказал: «Кто сидел на моем стульце?» Второй: «Кто поел из моей тарелочки?» Третий: «Кто от моего хлебца отломил кусочек?» Четвертый: «Кто моего кушанья отведал?» Пятый: «Кто моей вилочкой поел?» Шестой: «Кто моим ножичком порезал?» Седьмой: «Кто из моей чарочки отпил?»

тут первый обернулся и увидел, что на его постели была маленькая складочка; он тотчас сказал: «Кто к моей постели прикасался?» Сбежались к кроваткам и все остальные и закричали: «И в моей, и в моей тоже кто-то полежал!» А седьмой, заглянув в свою постель, увидел лежавшую в ней спящую Белоснежку.

Позвал он и остальных, и те сбежались и стали восклицать от изумления, и принесли к кроватке свои семь свечей, чтобы осветить Белоснежку. «Ах, Боже мой! — воскликнули они. — Как эта малютка красива!» — и так все были обрадованы ее приходом, что не решились и разбудить ее, и оставили ее в покое на той постельке.

А седьмой гномик решился провести ночь так: в кроватке каждого из своих товарищей он должен был проспать по одному часу.

С наступлением утра проснулась Белоснежка и, увидев семерых гномиков, перепугалась. Они же отнеслись к ней очень ласково и спросили ее: «Как тебя звать?» — «Меня зовут Белоснежкой», — отвечала она. «Как ты попала в наш дом?» — спросили ее гномики. Тогда она им рассказала, что мачеха приказала было ее убить, а псарь ее пощадил — и вот она бежала целый день, пока не наткнулась на их хижинку.

Гномики сказали ей: «Не хочешь ли ты присматривать за нашим домашним обиходом — стряпать, стирать на нас, постели постилать, шить и вязать? И если ты все это будешь умело и опрятно делать, то можешь у нас остаться надолго и ни в чем не будешь терпеть недостатка». — «Извольте, — отвечала Белоснежка, — с большим удовольствием», — и осталась у них.

Дом гномов она содержала в большом порядке; поутру они обыкновенно уходили в горы на поиски меди и золота, вечером возвращались в свою хижинку, и тогда для них всегда была готова еда.

 Весь день Белоснежка оставалась одна-одинешенька в доме, а потому добрые гномики предостерегали ее и говорили: «Берегись своей мачехи! Она скоро прознает, где ты находишься, так не впускай же никого в дом, кроме нас».

А королева-мачеха после того, как она съела легкое и печень Белоснежки, предположила, что она и есть теперь первая красавица во всей стране, и сказала:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

Тогда зеркальце ей отвечало:

Ты, королева, красива собой,

Но все же Белоснежка, что за горой

В доме у гномиков горных живет,

Много тебя красотой превзойдет.

Королева испугалась; она знала, что зеркальце никогда не лгало, и поняла, что псарь ее обманул и что Белоснежка жива.

И стала она думать о том, как бы ей извести падчерицу, потому что зависть не давала ей покою и ей непременно хотелось быть первой красавицей во всей стране.

Когда же она наконец нечто придумала, она подкрасила себе лицо, переоделась старой торговкой и стала совершенно неузнаваемой.

В этом виде направилась она в путь-дорогу за семь гор к хижине семи гномов, постучалась в их дверь и крикнула: «Товары разные, дешевые, продажные!»

Белоснежка глянула из окошечка и крикнула торговке:

«Здравствуй, тетушка, что продаешь?» — «Хороший товар, первейшего сорта, — отвечала торговка, — шнурки, тесемки разноцветные, гребни для волос», — и вытащила на показ один золотой гребень. «Ну, эту-то торговку я, конечно, могу впустить сюда», — подумала Белоснежка, отомкнула дверь и купила себе красивый гребень.

Вскоре после того в вечернюю пору семеро гномов вернулись домой и как же перепугались, когда увидели Белоснежку, распростертую на земле; притом она и не двигалась, и не шевелилась, была словно мертвая. Когда они внесли ее в дом, выпал из золотистых волос заколдованный гребень, и принцесса открыла глаза.

Когда гномы от нее услышали о том, что с нею случилось, они сказали:

«Эта старая торговка была твоя мачеха, безбожная королева; остерегайся и никого не впускай в дом в наше отсутствие, нельзя принимать подарки от незнакомых».

А злая баба, вернувшись домой, подошла к зеркальцу и спросила:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

И зеркальце ей по-прежнему отвечало:

Ты, королева, красива собой,

Но все же Белоснежка, что за горой

В доме у гномиков горных живет,

Много тебя красотой превзойдет.

Когда королева это услышала, то задрожала от бешенства. «Белоснежка должна умереть! — воскликнула она. — Если бы даже и мне с ней умереть пришлось!»

Затем она удалилась в потайную каморочку, в которую никто, кроме нее не входил, и там изготовила ядовитое-преядовитое яблоко. С виду яблоко было чудесное, наливное, с румяными бочками, так что каждый, взглянув на него, хотел его отведать, а только откуси кусочек — и умрешь.

Когда яблоко было изготовлено, королева размалевала себе лицо, переоделась крестьянкою и пошла за семь гор к семи гномам.

Постучалась она у их дома, а Белоснежка и выставила головку в окошечко, и сказала: «Не смею я никого сюда впустить, семь гномиков мне это запретили». — «А мне что до этого? — отвечала крестьянка.

— Куда же я денусь со своими яблоками? На вот одно, пожалуй, я тебе подарю». — «Нет, — отвечала Белоснежка, — не смею я ничего принять». — «Да уж не отравы ли боишься? — спросила крестьянка.

— Так вот, посмотри, я разрежу яблоко надвое: румяную половиночку ты скушай, а другую я сама съем».

А яблоко-то у ней было так искусно приготовлено, что только румяная половина его и была отравлена. Белоснежке очень хотелось отведать этого чудного яблока, и когда она увидела, что крестьянка ест свою половину, она уж не могла воздержаться от этого желания, протянула руку из окна и взяла отравленную половинку яблока.

Гномы же, вечерком вернувшись домой, нашли Белоснежку распростертой на полу, бездыханной, помертвевшей.

Они ее подняли, стали искать причину ее смерти — искали отраву, расшнуровали ей платье, расчесали ей волосы, обмыли ее водою с вином; однако ничто не могло помочь ей. Белоснежка была мертва и оставалась мертвою.

Они положили ее в гроб и, сев все семеро вокруг ее тела, стали оплакивать и оплакивали ровно три дня подряд.

Уж они собирались и похоронить ее, но она на вид казалась свежею, была словно живая, даже и щеки ее горели прежним чудесным румянцем.

Гномы сказали: «Нет, мы не можем ее опустить в темные недра земли», — и заказали для нее другой, прозрачный хрустальный гроб, положили в него Белоснежку, так что ее со всех сторон можно было видеть, а на крышке написали золотыми буквами ее имя и то, что она была королевская дочь.

Затем они взнесли гроб на вершину горы, и один из гномов постоянно оставался при нем на страже. И даже звери, даже птицы, приближаясь к гробу, оплакивали Белоснежку: сначала прилетела сова, затем ворон и наконец голубочек.

И долго, долго лежала Белоснежка в гробу и не изменялась, и казалась как бы спящею, и была по-прежнему бела, как снег, румяна, как кровь, чернява, как черное дерево. Случилось как-то, что в тот лес заехал королевич и подъехал к дому гномов, намереваясь в нем переночевать. Он увидел гроб на горе и красавицу Белоснежку в гробу и прочел то, что было написано на крышке гроба золотыми буквами.

Тогда и сказал он гномам: «Отдайте мне гроб, я вам за него дам все, чего вы пожелаете».

Но карлики отвечали: «Мы не отдадим его за все золото в мире». Но королевич не отступал: «Так подарите же мне его, я насмотреться не могу на Белоснежку: кажется, и жизнь мне без нее не мила будет! Подарите — и буду ее почитать и ценить как милую подругу!»

Сжалились добрые гномы, услышав такую горячую речь из уст королевича, и отдали ему гроб Белоснежки. Тогда принц наклонился и поцеловал принцессу.

Белоснежка тут же открыла глаза.

«Боже мой! Где же это я?» — воскликнула она. Королевич сказал радостно: «Ты у меня, у меня! — рассказал ей все случившееся и добавил: — Ты мне милее всех на свете; поедем со мною в замок отца — и будь мне супругою». Белоснежка согласилась и поехала с ним.

А потом в замке справили свадьбу. Это была самая великолепная свадьба на свете. Все вволю повеселились, а гномики сидели за столом рядом с принцем и принцессой. На это празднество была приглашена и злая мачеха Белоснежки.

Сначала она и вовсе не хотела ехать на свадьбу, однако же не могла успокоиться и поехала, чтобы повидать молодую королеву.

 Едва переступив порог свадебного чертога, она узнала в королеве Белоснежку и от ужаса с места двинуться не могла.

Но для нее уже давно были приготовлены железные башмаки и поставлены на горящие уголья… Их взяли клещами, притащили в комнату и поставили перед злой мачехой. Затем ее заставили вставить ноги в эти раскаленные башмаки и до тех пор плясать в них, пока она не грохнулась наземь мертвая.

Источник: http://bodnia.ru/index.php/xntybt-b-j-ce-ltybt/283-bratya-grimm-belosnezhka-i-sem-gnomov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector