Цель урока: Познакомить обучающихся с новым разделом «Жить по совести, любя друг друга» и рассказом А. Толстого «Детство Никиты».
Задачи
- Формировать представление о нравственных поступках
- Стимулировать интерес к произведениям А. Толстого
- Развитие умений оценивать героев, давать им характеристику
- Формировать навык чтения
Оборудование:
учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова (Перспектива).
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте, дети. Меня зовут Константин Романович, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку: у каждого на партах должен быть учебник литературного чтения. Садитесь.Я наблюдал за вами несколько уроков с задних парт, и могу сразу сказать, что у мне у вас будет приятно работать. | Проверка готовности к уроку |
Подготовка к восприятию текста | Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Откройте учебник на странице 98.Учитель просит одного из учащихся прочитать название раздела – Жить по совести, любя друг друга.В названии раздела используется слово «совесть». В вашем понимании совесть что это?Однажды Александр Сергеевич Пушкин написал, что совесть — это когтистый зверь, как вы понимаете это описание «Совесть – это когтистый зверь»? Почему именно зверь? Вы всё верно сказали, совесть это и … (перечисление наиболее подходящих ответов детей). В словаре совесть определяется как чувство ответственности за своё поведение, в 7 классе вы будете изучать отдельную тему про совесть и в словаре учебника обществознания 7 класса совесть определяется, как внутренний самоконтроль человека, то есть совесть — это что-то внутри нас, которое контролирует наше поведения, если мы делаем какой-либо нехороший поступок начинает нас мучить, чтобы мы раскаялись в этом поступке, то есть признали, что поступили плохо. И чувство душевных терзаний, когда нас мучает совесть — это хороший знак, который говорит о том, что этот человек добрый, и воспитанный. О таких людях говорят: «У него есть совесть». А может ли человек жить без совести?Жить то он сможет, а что будет если все люди будут без совести?Будет хаос, будут беспорядки, и тогда, возможно, и человечества не будет. | Ответы детей |
Целеполагание | Итак переходим… Стоп! Мы забыли с вами про самое главное, самый главный вопрос на который мы с вами должны ответить, прочитайте снова название раздела, кто сформулирует вопрос? (Если возникают затруднения, учитель говорит вопрос сам, или подводит детей к вопросу посредством выделения фразы «Жить по совести») Так что же значит жить по совести?Правильно, жить по совести значит жить справедливо. Итак, как вы думаете, что же мы будем рассматривать в данном разделе? О чём могут быть произведения, в этом разделе?Правильно вы сказали, может мы будем читать о … (перечисление наиболее подходящих ответов детей). А может о том, как авторы описывают свои случаи совестных поступков, о том, как поступать стоило нехорошо, а как стоило лучше, и, возможно, о результатах этих поступков. Но более точно мы с вами узнаем в момент изучения произведений в разделе, и уже точно определим в конце раздела. Переходим к первому нашему рассказу. Находится он на следующей странице.Учитель просит одного из учащихся прочитать название произведения.Итак, дети исходя из названия, как думаете о чём мы с вами будем читать?А сейчас мы с вами и проверим наши предположения. | Дети формулируют вопрос (Что значит жить по совести).Ответы детей |
Первичное чтение текста | Учитель читает автора, название произведения, эпиграф, и название первой части. Читает первый абзац, далее читают ученики также по абзацам до второй части. | Слушание.Чтение. |
Лексическая работа с первой частью | После прочтения первой части учитель задаёт вопрос какие встретились незнакомые слова.Плотник – рабочий занимающийся обработкой древесины.Каретник – мастер, делающий кареты, сарай где хранятся кареты.Верстак – специальный стол в столярке, для различной ручной работы.Крутые берега – резко меняющий направления, изогнутый.Выстрогать – сделать гладким.Удрать – убежать. | Выделают новые слова. |
Проверка понимания по содержанию первой части | Учитель даёт задание разделится на группы по рядам, каждой группе составить вопрос по содержанию первой части, и задать его другой группе.После этого можно, если дети не спросили этого, задать следующие вопросы:О чём рассказывает нам автор в самом начале?- Что сделал Пахом Никите?- Что хотел сделать Никита?- Верно ли, что Пахом не умеет держать слово? Обоснуйте своё мнение.Верно вы ответили, автор в начале нам рассказывает о солнечном утре, посмотрите какие слова он использует для описания утра, и рассказывает нам о том, что Никита хотел сбежать на речку ранним утром, но у него не вышло. Уже можно сказать, что Никита немного непослушный ребёнок, но подтвердим, или опровергнем только после прочтения рассказа, или одной из частей, где мы явно увидим его непослушание. | Ответы детей:О солнечном утре, и что Пахом сделал для Никиты скамейку, чтобы кататься по сугробам с горы.Сбежать и покататься на скамейке.Нет, в тексте сказано: «Если, говорит, что я сказал — закон, сделаю». |
Чтение второй части | Учитель даёт задание детям разделится на роли: Автор, Аркадий Иванович, Никита, Мама. (Ввиду того, что слов автора много, роль автора меняется)Чтение по ролям. Учитель останавливает детей, как только они прочитали слова: «от которых глаза слипаются». | Чтение по ролям. |
Лексическая работа со второй частью | Какие незнакомые слова встретились в это части?Расторопный – быстрый и ловкий в любом деле.Пронюхал – узнал.Нарочно – специально запланировано.Насупился – нахмуриться.Ёкнуло – вздрогнуло.Держать ухо востро – не быть слишком доверчивым, то есть внимательно относится к чему-либо.Кадка – бочка с прямыми боками и одним днищем.Башлык – высокий, остроконечный капюшон с длинными завязывающимися концами сделанный из шерсти, надеваемый поверх шапки.Стал неслухом – стал непослушным. | Выяснение незнакомых слов и их значений (учитель сам говорит значения слов) |
Проверка понимания по содержанию второй части | — Назови действующих лиц?- Кто такой Аркадий Иванович- Почему Никита насупился?- Почему Никите приходилось держать ухо востро?- Правда ли, что Никите нравилось решать арифметические задачи и писать пословицы? ОбоснуйЧто вы можете сказать о Никите? | Ответы детей:Никита, Аркадий Иванович, МамаПотому что у него не удалось сделать то, что он планировал.Чтобы понимать Аркадия ИвановичаНет, в тексте говорится: «будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются» |
Итог урока | Какой раздел мы начали изучать?С каким произведением ознакомились на уроке?Кто автор произведения?Что нового вы узнали на уроке?Сегодня мы начали изучать новый раздел по названию: «Жить по совести, любя друг друга» узнали, что такое совесть, начали читать новый рассказ Алексея Толстого «Детство Никиты», узнали много новых слов. | Ответы детей:Жить по совести, любя друг друга |
Рефлексия | Что было трудным на уроке?Что удавалось легко?Оцените свою работу на уроке. | Ответы детей. |
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-probnogho-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass-alieksiei-tolstoi-.html
Конспект к уроку по литературному чтению миру на тему «Н. Толстой «Детство Никиты» (глава «Аркадий Иванович» из повести)
Тема: А.Н. Толстой «Детство Никиты» (глава «Аркадий Иванович» из повести)
Цель:
- создать условия для формирования умения составлять характеристику героя с использованием цитат из текста, навыка выразительного чтения;
- способствовать развитию навыков выборочного чтения, воспроизведения и анализа текста, творческих способностей учащихся;
- содействовать воспитанию дисциплинированности, прилежания и послушания.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для составления цитатной характеристики, карточки для работ в группах и дифференцированной работы, НОТ учащегося, толковые словари, гонг, карточки-опоры («аукцион», «эмоция», «пантомимика»), цветные сигналы, цветные квадраты, аудиозаписи детских песен («Улыбка», «Дружба», шум моря), портрет А.Н.Толстого, книга «Золотой ключик или приключения Буратино».
Организационно-мотивационный этап
Слово учителя.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся,
А потом мы скажем вместе:
«Здравствуй, здравствуй, новый день!»
— Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
— Какое настроение вызывает такая погода у вас?
Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется.
Учитель. Я хочу поделиться с вами улыбкой, я дарю вам свою улыбку. У вас такие солнечные лучистые улыбки, что них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
2. Этап актуализации знаний.
Слово учителя. Когда же ещё так искренне улыбаться, как не в детстве. На предыдущих уроках мы познакомились с удивительным человеком, который написал биографическую повесть о своём сыне Никите…(«Детство Никиты»). Имя писателя …(Алексей Николаевич Толстой).
- — Что же вам известно о жизни и творчестве этого человека?
- Выставляем его биографию на аукцион (появляется карточка).
- Кто из вас знает, что такое аукцион? Заглянем в толковый словарь:
- АУКЦИОН – публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит наивысшую цену.
- Итак, «для продажи» будет выставлено произведение Алексея Николаевича Толстого. Его сможет купить тот, кто заплатит знаниями о жизни и творчестве писателя.
- Звучит гонг:
- Начинаем. Алексей Николаевич Толстой родился…(1883-1945)
3. Дыхательная, артикуляционная гимнастика.
- Упражнение «Песенка «Алфавит»»
Давайте пропоем алфавит в сопровождении знакомой мелодии из песни «Детство»:
- А Б В Г Д Е Ё Ж З
- И Й К Л М Н О П Р
- С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
- Ъ Ы Ь Э Ю Я !
Представьте, что вы на улице, идёт снег, и снежинки опускаются прямо в ваши ладошки. Поднесите ладони к лицу на расстоянии 10-15 см, плавно выдыхайте, старайтесь, чтобы снежинки растаяли. А теперь наоборот подуйте на снежинки так, чтобы они взлетели как можно выше.
4. Этап проверки домашнего задания.
- Игра «Верите ли вы, что…»
Слово учителя. Вспомним содержание главы «Солнечное утро». Я буду задавать вопросы, а вы, отвечая на них, найдете подтверждение в тексте. Взяли сигналы…
- Верите ли вы, что действия, описанные в главе, происходят в зимний период?
- Верите ли вы, что Пахом – это конюх?
- Верите ли вы, что Пахом смастерил санки?
- Верите ли вы, что Никита мечтал поиграть в снежки после того, как проснётся?
- Верите ли вы, что Никита собирался попросить разрешения пойти покататься на санках?
- Верите ли вы, что мальчику удалось осуществить свой план?
Учитель. Как видим, автор очень эмоционально повествует о происходящих событиях. (Появляется карточка эмоция).
ЭМОЦИЯ – в переводе с латинского языка – возбуждать, волновать.
С помощью эмоций или чувств мы выражаем своё настроение, переживания, отношения к событиям и героям.
— При помощи чего передаются эмоции?
ПАНТОМИМИКА – мимика, слова, выразительные движения.
Найдите слова Пахома и человека, который заглянул в комнату к мальчику. Определите чувства и речи героев. Попробуйте эти эмоции выразить при чтении.
5. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой главой из повести, которая называется «Аркадий Иванович».
— Какую цель поставим на данный урок?
6. Подготовка к восприятию текста. Прогнозирование.
— Как вы думаете кто такой Аркадий Иванович?
— Встречались ли мы уже с ним на страницах повести?
— Как он выглядел? Найдите описание в тексте.
— Каким вам представляется учитель Никита?
7. Работа с текстом главы
ВЕРСТАК
БАШЛЫК
СЮРТУК
— Кому знакомо значение этих слов?
— Давайте обратимся за толкованием на стр. 121 и толковому словарю.
— Как вы считаете, о чём пойдёт речь в этой главе?
- Первичное восприятие (жужжащее чтение)
— Оправдался ли наш прогноз?
Минутка отдыха (тренинг мышечного расслабления).
(Поза покоя – сесть на край стула и откинуться на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги немного расставлены).
Любопытная Варвара
- Смотрит влево,
- Смотрит вправо,
- А потом опять вперед –
- Тут немного отдохнет.
- Шея не напряжена,
- А расслаблена она.
- А Варвара смотрит вверх!
- Выше всех, всё дальше вверх!
- Возвращаемся обратно!
- Расслабление приятно!
- Шея не напряжена.
- А расслаблена она.
- А теперь посмотрим вниз –
- Мышцы шеи напряглись.
- Возвращаемся обратно –
- Расслабление приятно!
- Шея не напряжена,
- А расслаблена она.
- Вторичное восприятие (учитель и хорошо читающий учащийся).
— Почему Никите не удалось «улизнуть» на улицу?
— Что заставил сделать Никиту учитель? Зачитайте.
— Как вел себя Аркадий Иванович? Зачитайте.
— Расскажите, как Никита занимался математикой. Прочитайте, как он представил условие задачи.
(С опорой на слайд объясняем значение слов «купеческая лавка», «сукно».)
— Почему мальчик не мог сосредоточиться?
— Как Никита воспользовался переменой? Зачитайте.
- Составление характеристики героя. Работа в парах.
Заполните таблицу. В левой части размещены цитаты из текста, в правой – сделайте свой вывод – определите черты характера и внешности героя.
Портрет Аркадия Ивановича | Его портрет вашими глазами |
«…голова в очках с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой», «длинным, как карандаш пальцем…» | Высокий, худощавый человек в очках с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. |
Поведение Аркадия Ивановича | Как оно характеризует учителя |
«Удивительно расторопный и хитрый», по мнению Никиты… был невыносимый человек, всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало».«…не жаловался ни когда…» | Человек добрый, весёлый, расторопный, сообразительный, хитрый, не жаловался на Никиту. Он хорошо понимал мальчика, знал о его проделках и хитростях, но не выдавал его. |
(отчёт работы пар)
8. Закрепление изученного. Минутка творчества.
- Игровое задание «Собери пословицу».
- У вас на партах лежат карточки со словами. Ваша задача объединится в группы по цветам карточек и, собрав пословицу, объяснить её смысл.
- Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
- Хорошо того учить, кто слушает.
- Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
- Учение – свет, а неученее – тьма.
- Дифференцированная работа в группах.
Сейчас у нас будут работать две команды – творческие группы.
«УЧИТЕЛЯ» (мальчики).
— Проанализируйте поведение Никиты. Какой совет вы дадите ему?
«ЛИТЕРАТОРЫ» (девочки).
— Придумайте продолжение этой главы.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
- Славно дети потрудились
- И чему же научились?
— Чего вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
— Какой урок вы извлекли из этой главы?
— Кто доволен своей работой и общением с товарищами – пожмите соседу руку. Кто устал, положите голову на плечо.
10. Домашнее задание.
Дома перечитайте главу и составьте характеристику Никиты (1 вариант), Аркадия Ивановича (2 вариант).
Учитель. А на прощание предлагаю завязать узелок на память.
Источник: https://www.videouroki.by/razrabotki/konspiekt-k-uroku-po-litieraturnomu-chtieniiu-miru-na-tiemu-n-tolstoi-dietstvo-n.html