Вечер вопросов и ответов на нравственную тематику в 7 классе

Программа духовно-нравственного   воспитания

обучающихся на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

            В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года сформулированы важнейшие задачи  воспитания  школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. 

            Базовое звено образования — общеобразовательная  школа.

Именно основные общеобразовательные учреждения  активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.

            К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений..

В связи с этим задача  духовно-нравственного   воспитания  подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.

  И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с  воспитанием  Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности  духовно —  нравственного   воспитания    в   школе  свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического  воспитания  и др.  Из этого вытекает необходимость выделения  духовно —  нравственного   воспитания  в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Назначение Программы:

  • обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, способствующих  духовно —  нравственному   воспитанию  школьников.

Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:

  • обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах  школы, заседаниях МО классных руководителей, родительских собраний с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;
  • публикация в средствах массовой информации муниципального уровня;
  • психолого-педагогическая диагностика дошкольников и анкетирование родительской общественности.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

Источник: http://kur-kurb.ru/obychenie/stryktyra/161.html

Нравственные ценности Комитет администрации Мамонтовского района по образованию МОУ «Первомайская СОШ» Классный час в 7 классе Классный руководитель: Пархатский. — презентация

1 Нравственные ценности Комитет администрации Мамонтовского района по образованию МОУ «Первомайская СОШ» Классный час в 7 классе Классный руководитель: Пархатский В.А. П.Первомайский 2011

2 «Всё хорошее в природе – от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека». М. Пришвин

3 Тема: Нравственные ценности. Тема: Нравственные ценности.

4 Нравственность — это : русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синонимы Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести. Нравственные ценности — это ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

5 Нарисуйте ромашку… На каждом лепестке напишите нравственные ценности

6 Нравственные ценности Общительность Общительность Отзывчивость Отзывчивость Вежливость Вежливость Щедрость Щедрость Доброта Доброта Внимательность Внимательность Уважение к старшим Уважение к старшим

7 Какая нравственная ценность по вашему основная…

8 доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек — значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

9 Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра, она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!

10 Легко ли быть добрым?

11 Разделите качества людей на две группы…

12 Жизнь наша, как сама природа, непроста: С жестокостью соседствует и доброта, Сраженье мудрость с глупостью ведёт. А справедливости стрела С пороком счёты так и не свела, За трудолюбием, как тень, Из века в век плетётся лень

13 Выберите одно выражение и поясните свой выбор…

14 «В жизни есть только одно несомненное счастье- жить для других». Л.Толстой «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». Жан Жак Руссо «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе». Вильям Шекспир «Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других» Л.Толстой

15 Пословицы о добре

16 Без добрых дел нет доброго имени. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит. Доброе слово и железные ворота открывает. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

17 Соберите пословицы… Добрые дела красят человека. Доброе слово лучше богатства Жизнь дана на добрые дела.

18 Что бы вы хотели пожелать близким или сделать доброе… Запишите на отдельном листе. Прочтите

19 Немного вежливости…

20 — Растает даже ледяная глыба От слова теплого ….(спасибо) — Зазеленеет старый пень, Когда услышит.. (добрый день) — Мальчик, вежливый и развитый Говорит, встречаясь…. (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, Говорим … (извините, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощанье говорят …(до свидания)

21 Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик — все время зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь?» — спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» Права ли была девочка? Ситуация 2.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал «Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!» Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? Ситуация 3. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!» Правильно ли поступила девочка?

22 Правила, которые помогут вам в жизни…

23 Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

24 Давайте говорить друг другу комплименты

Источник: http://www.myshared.ru/slide/553225/

Этическое занятие в 7 классе «Дом, который построим мы…»

Этическое занятие в 7 классе

«Дом, который построим мы…»

Цель:

Развивать представление о ценности осознанного нравственного поведения человека.

Задачи:

— показать, что соблюдение каждым человеком нравственных норм и правил гражданского поведения является важной составляющей для развития полноценного общества, построения сильного государства, а стремление к развитию общественной активности, чувства нравственной ответственности за свое поведение и поступки есть регулятор поведения человека как гражданина;

— вызвать эмоциональный отклик на нравственную проблему;

— познакомить с нравственным опытом человека и общества;

— организовать накопление нравственного личностного опыта подростков.

Виды деятельности: этический диалог, чтение и обсуждение притчи, этические игры, работа в группах.

Основные термины и понятия: гражданин, должностное лицо, коррупция

Вспомогательные материалы к уроку:

— сюжет «Ералаша» («Два желания);

— видео притча «Два волка»;

— презентация;

— карточки для игр.

Ход урока:

Добрый день всем присутствующим в этом кабинете! Тема нашего занятия «Дом, который мы построим».

1-ый этап

Вовлечение в диалог

Демонстрация сюжета «Ералаш» («Два желания»)

Я уверена, что каждый из вас поступил бы в данной ситуации совсем по-другому и, конечно, помог бы пожилой даме. А какие желания вы попросили бы ее исполнить, запишите.

Давайте прочитаем свои желания. Что вы попросили для себя? (дети зачитывают)

А теперь послушаем, что вы желаете своим родным и близким (дети озвучивают). Молодцы! Замечательные пожелания.

А что вы пожелали для всех, для общества, для страны? (дети читают)

Давайте поблагодарим тех, кто уже сегодня задумывается о своей стране.

2-ой этап

Вывод на проблему

А как называют тех, кто думает и заботиться о своей стране? (патриоты, граждане)

В различных словарях значения этих слов толкуются так:

Патриот – это тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины (Т.Ф. Ефремова)

Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа (С.И.Ожегов)

А должно ли государство заботиться о своих гражданах? (да)

В чем проявляется забота государства о своих гражданах? (защита от преступников и внешних врагов, бесплатные образование и медицина, помощь в чрезвычайных ситуациях, свобода слова и вероисповедания, право на отдых и труд и т.д.)

Заботу о своих гражданах государство осуществляет через представителей законодательных и исполнительных органов власти и должностных лиц. Представители власти обычно наделены привилегиями, т.е.

преимуществами перед другими гражданами. Не секрет, что общество не всегда бывает довольно представителями власти.

Почему? (они часто пользуются своим положением для незаконного получения личной выгоды)

Могли бы вы привести примеры из жизни, когда представители власти злоупотребляли своим положением с целью получения личной выгоды? (взятки сотрудников ГИБДД, взятки врачам, взятки сотрудникам различных служб для ускоренного решения проблем с оформлением различных документов, взятки за успешную сдачу экзамена в ВУЗах и т.д.)

Как называется незаконное использование человеком своего служебного положения, когда он пытается влиять на других людей с целью получения личной выгоды? (коррупция)

Есть правовое определение коррупции, данное в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации:

Коррупция – умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками с целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу обществу и государству.

К огромному сожалению, коррупция в нашей стране стало повсеместным явлением и приобрело угрожающие масштабы, поэтому государство предпринимает самые решительные действия по борьбе с этим явлением: предусмотрено уголовное наказание за получение и дачу взяток, каждый чиновник обязан предоставлять в налоговые службы сведения о своих доходах и имуществе и т.д., создаются общественные движения, которые призывают осуждать взяточничество, открыто говорить о тех, кто не чист на руку, помогать правоохранительным органам.

(видеоролик о громких коррупционных делах)

Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить следующее задания:

первая группа выбирает слова, которые ассоциируются со словом «коррупция»; а вторая группа — слова, которые ассоциируются со словом «антикоррупция».

Гражданская активность, ответственность, мошенничество, бюрократия, тюрьма, блат, ГИБДД, вседозволенность, правительство, министерство, карман, выгода, подкуп, честность, совесть, борьба, порядочность, закон, оборонсервис, должность, гниль, чиновничество, взятка, полиция, принципиальность, неподкупность, вор, деньги, продажность, беззаконие.

3-ий этап

Развитие диалога

Как вы думаете, что является причиной появления коррупции? (незнание законов, соблазн, желание легкой наживы, зависть, нестабильность в стране, привычки, низкий уровень жизни населения и т.д.)

Давайте посмотрим видео притчу.

(демонстрация видео притчи «Два волка»)

Как вы поняли смысл данной притчи? (в каждом человеке живет два начала: добро и зло, надо работать над собой, чтобы победило добро)

Может ли каждый из нас внести свой вклад в борьбу с коррупцией? (да)

Каким образом? (развивая в себе честность, порядочность, принципиальность, непримиримость с нечестностью и непорядочностью других, вырабатывая в себе активную гражданскую позицию и ответственность перед обществом за свое поведение и поступки)

Если каждый из нас будет обладать такими качествами, наша страна, т.е. наш дом, станет значительнее лучше.

4-й этап

Обращение к собственному опыту

Если человек думает только о себе, он тоже может считаться гражданином. Но это не будет означать, что он гражданин – достойный сын Отечества, как сказал русский поэт Некрасов, и достойный сын своего народа. Он всего лишь гражданин по закону. На самом деле он обыкновенный обыватель.

Обыватель знает, что главное в жизни – это его собственное благополучие. Исторически сложилось, что обывателем стали называть человека, живущего мелкими, личными интересами. Он не подаст милостыню нуждающемуся, самому, мол, не хватает.

Он не пойдет на выборы, ему все равно, кто получит власть в его городе, стране.

Сейчас вы получите карточки. Ваши группы должны будут разделить их на две группы: поступки, характерные для истинного гражданина, и поступки, характерные для обывателя.

— принял участие в выборах;

— издевался над котенком;

— не помог пожилому человеку перейти дорогу;

— сообщил о готовящемся преступлении;

— перешел дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора;

— участвовал в субботнике по уборке территории;

— увлекся игрой в Интернете;

— участвовал в волонтерской деятельности;

— сломал ветку дерева;

— посадил цветы в общественном дворе;

— убежал, когда обежали слабого;

— помог пожилой бабушке, живущей по соседству.

Что у вас получилось?

В каждом человеке обычно присутствуют черты истинного гражданина и черты обывателя. Для того чтобы успешно работать над собой, улучшать свой характер, свои поступки, надо учиться разбираться в себе. Заполните таблицу, ответив на вопросы:

— Какие качества гражданина я нахожу в себе?

— Какие качества обывателя я должен в себе уничтожить?

Предлагаю вашему вниманию несколько изречений известных людей, которые, на мой взгляд, подходят к нашему разговору. Как вы понимаете смысл этих изречений?

«Бог свидетель, нам нелегко приходится в этой жизни, и терпение — это единственный способ жить честно» (Филип Честерфилд)

«Правда, законность, добродетель, справедливость, кротость — все это может быть объединено в понятии «честность» (Квинтилиан)

«Чтобы быть честным, надо присоединить к благородству души просвещенный ум. Тот, в ком соединены эти различные дары природы, всегда руководствуется компасом общественной пользы» (Гельвенций К.)

«Обстоятельства переменчивы, принципы – никогда» (Оноре де Бальзак)

«Лишь тот, достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» (И. В. Гете)

«Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» (Паскаль Блез)

Какое из изречений для вас наиболее значимое в работе по борьбе со своим «черным» волком? Объясните свой выбор? (дети поясняют свой выбор)

5-ый этап

Кульминационный момент

Я хочу прочитать вам еще одну притчу.

Притча о прорабе

Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

— Я увольняюсь, — сказал он работодателю, – ухожу на пенсию. Буду со своей старушкой внуков нянчить.

Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:

— Слушай, а давай так – построй последний дом, и проводим тебя на пенсию с хорошей премией!

Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки…

Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то недоделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы. Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки он вызвал хозяина.

Тот осмотрел дом и сказал:

— Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.

Что испытал прораб, было известно ему одному! Он стоял красный от стыда, все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали.

Что он краснеет от застенчивости, он краснел за собственную небрежность. Он осознавал, что все ошибки и недочеты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком.

И теперь он должен будет жить в том единственном доме, который построил плохо…

Мораль: мы все прорабы, так как строим свой дом. И я имею в виду не просто строение из кирпича, а нашу страну, наше Отечество, которое является для нас общим домом. И от того, как мы будем строить сегодня, зависит наша жизнь в будущем. Будет ли этот дом крепким и надежным или его растащат на отдельные кирпичики? Все зависит от нас с вами.

Рефлексия: В конце нашего занятия я прошу составить синквейн на тему «Отечество». Напомню, что синквейн — это японское стихотворение, состоящее из 5 строк:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна (отечество).

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль (сильное, любимое).

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы (нуждается, требует, защищает).

4 строка – фраза, несущая определенный смысл (Отечество – дом, который мы построим).

5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом (счастье).

(дети составляют синквейн и озвучивают по желанию)

Спасибо за вашу активность.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/etichieskoiezaniatiiev7klassiedomkotoryipostroimmy

Час общения. Внеклассное мероприятие на нравственную тематику для 6-7 класса «Все люди под одним небом живут»

Час общения 6-7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие на нравственную тематику

Сценарий внеклассного мероприятия для 6-7 класса «Все люди под одним небом живут»

Цель: формирование коммуникативных умений; развитие познавательных процессов, умения выражать свои мысли, чувства.

Звучит фонограмма «Пусть всегда будет солнце!».

Ход мероприятия

Учитель. Сейчас наше Отечество переживает, наверное, не лучшие времена. Но это не значит, что так будет всегда. Мы — великая нация! И сегодня, как никогда, значительно актуальнее звучат слова: «Когда мы едины — мы непобедимы».

Всмотритесь в любой временной отрезок нашей истории: Россия всегда занимала достойное место в мире. С нами считались, нас уважали, а кое-кто и побаивался. Немного найдется народов, которые внесли такой огромный вклад в мировую культуру, как россияне. И сегодня от нас невозможно отмахнуться, принизить все, что сделано народом.

Наша страна многонациональна, так исторически сложилось. Но из-за недопонимания, недоразумения на национальной почве она становилась уязвимой: присоединение Крыма, Нагорный Карабах, Чечня, распад Советского Союза.

Есть традиции, которые помогут преодолеть любые трудности. Но главное — нужно понять, что все люди равны независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального происхождения и любых других признаков.

Во всех цивилизованных странах люди начинают понимать, что счастье каждого человека зависит от счастья не только его народа, но и всех людей на Земле.

Сегодня мы поговорим с вами о единстве наций и народностей, проживающих на территории нашего государства, региона.

Эпиграфом к нашему мероприятию стали слова известного классика Н. А. Добролюбова «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» и, конечно, народная пословица: «Все люди под одним небом живут».

Они очень хорошо характеризуют силу единства, дружбу наций, дружбу между людьми в любом сообществе.

Сегодня в нашем классе, вновь «родившемся», собрались ребята разных национальностей. А для того чтобы мир на Земле существовал, должны быть мир и дружба в таких маленьких микросообществах, как наш класс, лицей, город. И тогда никакие непонимания не коснутся этого мира, никакие трудности не смогут побороть дружный коллектив. «Когда мы едины, мы непобедимы!»

С чего же начинается миропонимание, мироощущение? Конечно, с дружбы.

Ведущий 1.

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино?

Может быть, хороший пас в футболе?

Может быть, подсказку у доски?

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Ведущий 2.

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видел и молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься было неохота,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» —

Оба дружно начинают врать.

Ведущий 3.

Ну а может, дружба — это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Ведущий 4.

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен.

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Ведущий 5.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых, и цветных.

Дружба — это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Учитель. О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Дружба сплачивает, порождает традиции, учит добру, взаимопониманию.

Что же, по-вашему, ребята, дружба? Давайте выскажем свое мнение.

Учащиеся продолжают предложение «Дружба — это…», высказывают свое мнение.

Учитель. Молодцы, ребята. Но, к сожалению, в мировых и республиканских масштабах очень тяжело сдружить всех людей, пока есть злоба, зависть, приоритет денег, войны, катастрофы не природного, а техногенного характера.

Есть люди, не желающие принимать добро и милосердие к таким же, как и они.

Яркий пример человеконенавистничества: трагедия 2004 года в Беслане. Это страшная беда. Имя ей — терроризм. И чтобы противостоять ему, всем нам нужно объединиться, выступать единым фронтом. И те, кто сеет смерть на нашей земле, должны знать: возмездие будет суровым.

Информация из газет, Интернета о Беслане.

«Сегодня мы обязаны своими практическими действиями поддержать инициативы граждан в их стремлении бороться с террором, должны вместе найти механизмы, скрепляющие государство» (из выступления президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании правительства от 13. 09. 2004 г.).

Вы еще дети, у вас чистые души, беззлобные сердца, и в ваших руках, в ваших душах должно рождаться желание дружно жить в коллективе, по-доброму относиться друг к другу, к родителям, ровесникам, окружающим.

Я предлагаю вам сформулировать несколько фраз — традиции нашего класса, которые станут маленьким «кирпичиком» в построении доброго, душевного общества и мира в целом.

• Все дела вместе!

• Все дела творчески, иначе зачем?

• Дело на благо другу!

• Что сплотит всех вместе нас?

Наш физико-математический класс!

Ведущий 6.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг.

В беде протянет руку.

Не только в радости, но и в печали

Мы верных друзей повсюду узнавали,

Нас школьная семья недаром породила,

Мы школьные друзья, и в этом наша сила.

Фонограмма песни «Давай пожмем друг другу руки», сл. А. Шмульяна, муз. В. Сидорова.

Источник: https://docbaza.ru/naurok/vospitatelnaya_rabota/text-29306481.html

Библиотечный вечер

Формы. Методика подготовки

Библиотечный вечер относится к устным формам информации и рекомендации комплексного характера. Библиотечные вечера, как правило,  включают в себя кроме «книжной составляющей» художественное слово, музыкальные произведения, изобразительные средства и т.п.

Таким образом программа вечера состоит из комплекса форм информации и рекомендации книги, как наглядных, так и устных, объединенным темой и читательским направлением.

В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная.

 Методика подготовки вечера весьма непроста и требует, как правило, не менее 2-3 недель (в отдельных случаях и до 2-3 месяцев).

Организаторы вечера разрабатывают программу, план, сценарий вечера, привлекая к этому компетентных людей; подбирают иллюстративный материал и т.п.

Важным вопросом является и использование на вечерах технических средств. Библиотечные вечера очень разнообразны по форме. Рассмотрим некоторые подробнее.

Вечер вопросов и ответов

Этапы методики подготовки и проведения:

1.   Выбор темы определяется хорошим знанием интересов и потребностей населения, читателей, социальных проблем, стоящих перед обществом. Библиотека может провести опрос читателей с целью выявления проблем, интересующих их, выяснить, с кем из представителей власти или специалистов они хотели бы встретиться, задать вопросы.

2.       Определение состава участников. Представители власти, отвечающие за состояние дел в данной области.

Оппонентами их могут выступать специалисты в это вопросе, владеющие обширной и достоверной информацией о недостатках, нерешённых проблемах.

Главная их задача – вскрыть проблемы, предать их гласности, призвать к ответу представителей власти. Журналисты, которые будут освещать эту встречу в СМИ – ещё одна группа участников.

3.   Сбор вопросов от читателей. Чаще всего библиотека вывешивает объявление о проводимом вечере вопросов и ответов с именами приглашённых.

Рядом помещается небольшой «почтовый ящик», куда читателем предлагается опускать вопросы и называть дополнительно имена тех, кого они хотят видеть на данном мероприятии.

Одновременно идут сбор вопросов и пропаганда самого мероприятия  среди читателей.    

4.     Пропаганда литературы по теме вечера. Библиотека готовит серию выставок в разных отделах, проводит обзоры, организует рекламу.

5.        Работа с приглашёнными специалистами. Каждому из них библиотека передаёт заранее вопросы читателей, чтобы они могли основательно подготовиться, подбирает литературу, информацию по проблеме.

6.          Подбор ведущего. Им должен стать специалист, хорошо разбирающийся в теме, знающий статус и меру ответственности каждого из приглашённых. Кроме того он должен обладать рядом социально-психологических качеств (см. консультацию «Читательская конференция»)

7.          Оформление аудитории. Кроме традиционных  библиотечных выставок в аудитории могут экспонироваться  различные материалы, отражающие остроту проблемы, — фотодокументы, диаграммы и т. д.

8.        Проведение мероприятия. Оно начинается с обоснования проблемы и представления приглашённых. Читателям предлагают проявить  максимум активности при обсуждении  насущных проблем.

В ходе вечера приглашённые отвечают на вопросы как заранее заданные, так и поступившие спонтанно от читателей, присутствующих в зале. В заключение ведущий делает выводы, совместно с читателями вырабатывает рекомендации, предложения.

Традиционным является обзор литературы или приглашение познакомиться с выставкой.                                                                                     

Вечер-путешествие – познавательное дело-обозрение, участники которого делятся между собой своими знаниями, впечатлениями, предложениями об окружающей их жизни.

В вечере используются приёмы ролевой игры, позволяющие в живой, увлекательной форме развивать любознательность, пытливость ума, находчивость, творческое воображение, товарищескую взаимопомощь.

Вечер можно проводить в одном классом коллективе, и в союзе младших и старших.

Взрослые выступают в роли старших товарищей по путешествию или ведущих («советников»). Эта форма позволяет органически соединять и умственное, и нравственное и этическое воспитание. Вечер-путешествие можно проводить в любом молодёжном и взрослом коллективе.

Подготовка к вечеру. Маршрут путешествия выбирается коллективно на старте участников путешествия. Капитаны команд и два ведущих составляют «совет дела». Дальнейшая подготовка идёт в секрете друг от друга. В итоге отрабатывается план вечера.

Варианты вечера. Роли:

—    команда-экипаж вертолёта, корабля, ракеты и т. п. доставляет всех на объект и знакомит с ним;

—  команды-экспедиционные группы, докладывающие об участии и итогах экспедции;

—     команды-делегации представителей разных профессий.

Вечер должен быть наполнен радостными сюрпризами, неожиданностями, открытиями, как это бывает в настоящем путешествии. Не следует увлекаться сложными костюмами. Достаточно некоторых отдельных атрибутов, знаков отличия.

Команды могут представить, используя соответствующее оформление, свои коллективные творческие дела в виде устного журнала, кинопанорамы, защиты диссертации, пресс-конференции, интервью.

Ведущие вечера, передавая эстафету от одной команды к другой, должны естественно вести себя.

Фольклорный вечер.

Познавательное дело-обозрение, участники которого с помощью русских народных песен, пословиц, игр, танцев, обычаев, загадок, притч представляют и дарят зрителям один из народных праздников, восстанавливают народные традиции, обряды. Вечера-посиделки проводятся между несколькими коллективами или микроколлективами, которые по очереди показывают свой вариант праздника – посиделок.

Цель фольклорного вечера – пробуждать и развивать интерес к народному творчеству, расширять знания о фольклоре, его различных жанрах, стилях…

Вечер может быть конкурсным, если все коллективы будут работать над одной темой. Но лучше, когда каждый коллектив рождает свой вариант праздника.

Подготовка к вечеру внутри коллектива может быть проведена на основе работы творческих групп (или микроколлективов) по определённому заданию. Группы получают задание, например, подготовить:

несколько песен по теме; пословицы и поговорки; игры и забавы, танцы, частушки и т.д.

Затем на общем сборе коллектива обсуждается примерный вариант проведения вечера, поступившие предложения, прослушиваются выполненные задания. Избирается «совет дела», который возглавляет подготовку и проведение вечера по окончательно составленному сценарию.

Примерные варианты вечеров:

—                    Вечер в деревне;

—                    Проводы русской зимы;

—                    Праздник урожая;

—                    День солнца;

—                    Праздник русской берёзки;

—                    Русская свадьба и т.д.

В основу этих вечеров могут быть положены русские народные обряды и праздники (Масленица, Рождество…).

Необходимо красочно оформить место проведения вечера, подобрать и подготовить костюмы для участников;

В процессе представления необходимо смелее использовать приёмы ролевых игр. В случае заминок в ходе представления можно выходить из положения шуткой, частушкой, импровизацией

При проведении вечера необходимо музыкальное оформление.

В процессе подготовки необходимо направлять деятельность ребят на поиск фольклорного материала в литературных источниках, на тщательный, соответствующий теме, отбор его.

 Коллективная творческая деятельность в школе // Воспитание школьников. – 2003. — № 2. – С. 7

  Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов : лекция 7 : технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов  / Юлия Мелентьева // Библиотека в школе. – 2004. — № 23. – С. 55

        Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек : учебно-методическое пособие. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 120 С.

Источник: http://mei—blog.blogspot.ru/2011/10/blog-post_18.html

Классный час на тему «Золотое правило нравственности» в 5 классе

КЛАССНЫЙ ЧАС

На тему: «Золотое правило нравственности» (в 5 классе)

Цели:

  • Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни учеников через поселение в нём светлых образов и мыслей.

  • Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодняшнее мероприятие хотелось бы начать с небольшого стихотворения Е. Каргановой «Кого я уважаю»:

Я уважаю муравья

За то, что он трудолюбивый.

Я уважаю соловья

За песен звонких переливы.

Я уважаю снегирей

И дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей

Они в мороз не покидают.

Еще я уважаю снег

За то, что он весной растает.

Я очень уважаю тех,

Кто никого не обижает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем автор рассказывает нам этим стихотворением?

Примерные ответы учеников: о трудолюбии, патриотизме, доброте и т.д.

Учитель: Совершенно верно! Автор до нас пытается донести, что положительные качества всегда пользуются уважением.

Сегодня мы познакомимся с особым правилом для всех без исключения, независимо от возраста, национальности. Это« золотое правило нравственности».

  1. Обсуждение вопросов по теме классного часа.

Что такое нравственность?

Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П.Гольдбах)

Что такое нравственность?Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

(Гельвеций)

нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. (Цицерон)

  • Скажите, пожалуйста, в праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Почему?

Примерные ответы учеников: Нет. Наши желания не всегда безопасны для окружающих. Если каждый будет делать, что он хочет, тем самым он может нанести вред другим, а те, в свою очередь ему.

Учитель: Действительно, существуют правила, и называются они простыми нормами нравственности, являются простыми нормами поведения людей. Множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые вступают в контакты между собой. Нормы нравственности помогают им сгладить, а порой и избежать разных конфликтных ситуаций.

Кто следит за выполнением этих правил?

Записаны ли они где-либо?

Наказывается ли человек, отступивший от этих правил?

Учитель: За выполнением нравственных предписаний следит сам человек, а именно, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки. А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам? (Дети высказывают свои варианты).

Учитель: Ребята, давайте сформулируем простые нормы нравственности.

(уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения).

Притча старого индейца.

 Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

— Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

  Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

 — А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

 -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  1. Разрешение ситуаций по группам.

Учитель: Давайте с вами попробуем разрешить нравственные дилеммы. Дилемма – это двойное предположение.

Ситуация №1. Ваша одноклассница известна как сплетница и ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее не можете терпеть. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Дайте нравственную оценку: будет ли это «наказанием» для ябеды или «преступлением» с вашей стороны?

Ситуация №2. Представьте, что на улице вы нашли дорогой телефон, тот о котором, так долго мечтали. Что вы будете делать? Попытаетесь вернуть телефон владельцу? Присвоите телефон себе? Или может быть просто пройдете мимо находки?

Ситуация №3. Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберите?

  • Предложу посмотреть передачу вместе с братом.

  • Сначала посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.

  • Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

  • Пойду погуляю с братом.

  • Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.

Ситуация №4. Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому».Как ты поступишь?

  • Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно

Источник: https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-na-tiemu-zolotoie-pravilo-nravstvien.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector