Виды игр и их классификация в педагогике

Виды игр и их классификация в педагогике

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  •  познавательные, воспитательные, развивающие;
  •  репродуктивные, продуктивные, творческие;
  •  коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехничесие и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки — предметы — дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности.

Это игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении — не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала.

Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию.

Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника, сотрудника ГОЧС и т.д.

Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр — активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей — это игры с готовыми правилами.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное — знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.

В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

Интеллектуальные игры — игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

  • дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;
  • воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;
  • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/37295.html

Виды игр в педагогическом (обучающем) процессе

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

  • «Игры творческие и их разновидности: игры — драматизации и строительные игры;
  • подвижные игры;
  • дидактические игры».

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

«… Игры с правилами можно разделить на три подгруппы:

  •   подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);
  •   сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку);
  •   режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи);
  • игра — драматизация (можно провести аналогию со спектаклем…)

На наш взгляд интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

Так, естественные игры разделены на три рода:

  •  игры теплокровных животных и их детенышей;
  •  игры первобытных людей и их детей;
  •  игры современных детей на разных стадиях развития.

Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики».

Род результативных игр имеет два основных класса: — энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта; — интеллектуальные объединены в три вида — абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

 по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.

Педагоги учреждений дополнительного образования как практики классифицируют игры по следующим видам: — малоподвижные игры. Участников игры может быть любое количество, дети играют сидя или стоя на месте. Проводятся тогда, когда нужно выбрать будущих участников для игры в зале, на сцене, или эстафетной игры.

Может быть использована, когда возникла пауза в ходе праздника, концерта или в кругу друзей; — эстафетные игры — это состязание двух или больше команд в беге, быстроте реакции, в смекалке, эрудиции, творческих возможностях.

Задания могут быть связаны с переноской предметов, бегом с неустойчивыми предметами, аттракционами с завязанными глазами, творческими заданиями (пантомимы, ребусы, вопросы викторины, песенные конкурсы).

В эстафетной игре могут быть задания для всей команды или отдельно для девочек и мальчиков, для болелыциков; — аттракционы подразделяются на зрелищные и организуемые на площадке. Зрелищные аттракционы — это игры-состязания между двумя или несколькими участниками в ловкости, силе, меткости, быстроте реакции, умении ориентироваться в темноте.

Все остальные дети являются болелыциками, зрителями; — аттракционы имеют небольшой запас зрелищности, потому что скоротечны. В их организации важно использовать яркие реквизиты: мячи, кегли, кубы, маски и т.д. Аттракционы для площадки — это игры на предельное метание, ловкость, выдержку и терпение.

  • Каждый участник играет для своего удовольствия и нуждается в зрителях. Когда проводятся большие массовые праздники, где учавствует много детей, желательно площадку разделить на сектора для разнообразных аттракционов: силовые, народные игры, игры, демонстрирующие ловкость, прицельное метание и др.
  • При большом количестве играющих можно вывести жетонную систему, где за определенное (5-7) количество жетонов ребенок может получить приз в специально отведенном месте; — игры со сцены — это, во-первых, игры для всего зрительного зала: когда организатор задает вопрос, а ответ звучит хором; когда дети исполняютхоровую песню или проводится песенный аукцион; когда проводится малоподвижная игра, где участники ,сидя на месте, совершают действия (хлопают, топают и т.д.). Во-вторых, игра со сцены может быть с отдельным участником из зала, приглашенным на сцену, с которым проводится зрелищный аттракцион.
  • В-третьих, игра для двух или болыпе команд, с которыми проводится эстафетная игра. Важно учесть при организации хорошую видимость из зала того, что происходит на сцене, и все задания должны нести запас зрелищности.
Читайте также:  Женщины в годы войны. рассказы для школьников

— массовые подвижные игры, связанные с передвижением, перестроением всех игроков под музыку, где дети танцуют и поют. В них принимает участие большое количество детей. Проводить игры можно в фойе или на улице. Чаще всего эти игры организуются на новогоднем празднике, масленице, празднике Нептуна и др., ими можно начинать или заканчивать большие уличные мероприятия. Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра — это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей.

Жизнь — это игра, а где игра — там другая жизнь.

Источник: http://biofile.ru/chel/5775.html

Классификация детских игр

Классификация детских игр

Детские игры — явление неоднородное. Даже глаз непро­фессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из ви­дов игры с учетом его функций в развитии детей, дать класси­фикацию игр.

Это крайне важно для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педа­гогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи пер­вым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классифика­ции положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому зна­чению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры подвиж­ные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к ʼʼиграм обычных функцийʼʼ.

  • Вторую группу игр, по его классификации, составляют ʼʼигры специальных фун­кцийʼʼ. Эти игры представляют из себяупражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охо­ту, ухаживание и др.).
  • В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени са­мостоятельности и творчества детей в игре. Первоначаль­но к классификации детских игр по такому принципу подо­шел П.Ф, Лесгафт, позже его идея получила развитие в ра­ботах Н. К. Крупской. П. Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст — пери­од имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда.
  • Стремление ребенка в первые 6- 7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по орга­низации — самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых.

В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по фор­ме. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвиж­ные (игры с правилами).ʼʼПривязываниеʼʼ П. Ф.

Лесгафтом каждого вида игр к определœенному возрасту может показаться несостоятель­ным для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, в педагогическом процессе которого игры с правилами занимают достойное место, начиная уже с младших групп.

Совсœем иное положе­ние было в те годы, когда П. Ф. Лесгафт в книге ʼʼСемейное воспитание ребенка и его значениеʼʼ предложил свою клас­сификацию игры: в России было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, в связи с этим подвижные игры в основном начинались в школьном возрасте.

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта͵ но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми.

Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особен­ность — самостоятельный характер.

Такое название сохра­нилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр.

Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.
Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регули­рующих отношения между играющими, способы использо­вания игрового материала. Но эти правила, во-первых, оп­ределяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру нужно выслушать всœех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер.

Так, дети отказываются прини­мать в игру ребенка, потому что он всœегда затевает ссоры, ʼʼмешает игратьʼʼ, хотя и не оговаривают предварительно правило ʼʼНе будем принимать в игру того, кто ссоритсяʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета͵ выполнения ролей.

В играх с фиксированными правилами (подвижные, ди­дактические) дети проявляют творчество, придумывая но­вые варианты, используя новый игровой материал, соеди­няя несколько игр в одну и т. п. К примеру, в старшей груп­пе появилась новая игра — ʼʼЗоологическое лотоʼʼ.

Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей гово­рит: ʼʼТак играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточкуʼʼ.

Далее дети придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где оби­тает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений должна быть много, всœе зависит от фан­тазии играющих.

Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

Для любознательных:

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.

Новосœеловой, представле­на в программе ʼʼИстоки: Базисная программа развития ребенка- дошкольникаʼʼ (М., 1997).

В корне классификации лежит представ­ление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),  само­стоятельные игры:

  • игра-экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры:

  • сюжетно-отобразительные,
  • сюжетно-ролевые,
  • режиссерские,
  • театрализованные;

игры, возникающие по инициативе взрослого, который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

  • дидактические,
  •  сюжетно-дидактические,
  • подвижные;

досуговые игры:

  • игры-забавы,
  • игры-развлечения,
  • интеллектуальные,
  • празднично-карнавальные,
  • театрально-постановочные;

игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:

  • традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

 

Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/247591_klassifikaciya_detskih_igr

Классификация детских игр, своеобразие каждого вида игр

Классификация детских игр, своеобразие каждого вида игр

Классификация детских игр.

Своеобразие каждого вида игр.

Возможны различные подходы к выбору основания для классификации детских игр:

  • с точки зрения развития и воспитания выделяют игры, направленные на психическое и физическое развитие, умственное, трудовое, нравствен­ное, эстетическое воспитание;
  • при учете возрастного подхода — игры дошкольников, младших школь­ников, подростков, старшеклассников;
  • с социально-психологической точки зрения — массовые, групповые, ин­дивидуальные;
  •  с точки зрения управления игрой — стихийные, педагогически управляемые;
  • по происхождению — игры, придуманные самими детьми (самодеятель­ные, вольные), и созданные для детей народной или научной педагоги­кой (в том числе дидактические);
  • по характеру отражения действительности — репродуктивные, творческие;
  •  по используемому материалу — словесные, предметные (с мячом, ска­калкой, кубиками);
  • по месту проведения.
Читайте также:  Правила поведения в библиотеке. информация и полезные рекомендации для школьников

Среди детских игр различают также музыкальные, настольно-печатные, фокусы, аттракционы.

Различают два основных типа игр:

  • со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяются сюжетом и ролью, правила содер­жатся в них в скрытом виде);
  •  с открытыми (фиксированными) правилами. Здесь правила создаются специально и осознаются детьми как неотъемлемая часть игры. Это харак­терно для дидактических и подвижных игр, а также для большинства развивающих интеллектуальных, музыкальных, для игр-забав, аттрак­ционов и пр.

В современной дошкольной педагогике принята следующая классификация игр (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

  • творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драмати­зации, режиссерские, строительно-конструктивные);
  •  дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);
  • подвижные игры (по степени подвижности, по обучающей задаче).

Творческие игры отражают:

  • стремление детей к активности, самостоятельности;
  •  детское подражание;
  •  удовлетворение потребности в реализации жизненных и художествен­ных впечатлений;
  • своеобразное взаимодействие в детском коллективе.

С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит созда­ние чего-то нового, оригинального.

Дидактические игры созданы специально для детей народной или науч­ной педагогикой. Они обладают наличием обучающей задачи и игровым действием обучающего характера.

Подвижные игры требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели.

Особенности сюжетно-ролевой игры

Основные понятия сюжетно-ролевой игры

Ролевая (бессюжетная) игра

Игра-драматизация

Режиссёрские игры

1. Основные понятия сюжетно-ролевой игры: тема, содержание, вообра­жаемая ситуация, сюжет, роль.

Тема и содержание — отображаемая в игре область действительности.

Воображаемая ситуация образ игры, ее модель, возникающая в ре­зультате перенесения реальных значений и отношений с одних объек­тов на другие, расположенные в поле игрового действия.

Сюжет — последовательность воспроизводимых детьми действий, со­бытий, отражающих тему и конкретизирующих содержание игры.

Роль — игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации.

Тема, содержание, воображаемая ситуация и роль претерпевают изме­нения на протяжении всего дошкольного возраста.

2. Ролевая (бессюжетная) игра возникает как результат развития вообра­жения, способности к подражанию взрослым, различным животным, машинам.

В таких играх воспроизводится не столько усложняющаяся последовательность действий, сколько сам образ объекта подражания. Поэтому в ролевых играх у малышей действия однотипны (собака лает, паровоз гудит, машина урчит).

На основе ролевого подражания возни­кают игры-грезы, игры-фантазии.

3. Игра-драматизация представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета, сценарий которого заранее существует, но не является жест­ким каноном, как это имеет место в театральной пьесе, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Импровизация может касаться не только текста, но и сценического дей­ствия.

В этом смысле буквальное воспроизведение детьми сказки, сти­хотворения, чтение литературного текста по ролям, участие в создан­ной взрослыми литературно-музыкальной композиции в строгом значении этого слова не есть игра.

В то же время инсценировка той же сказки или отрывка из любимой книги (даже если текст передается дос­ловно) будет игрой в той мере, в какой дети смогут свободно, са­мостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействия и отношения героев.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения для других. Если они разыгрываются в обыч­ной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Игры-драматизации дошкольников в основном воспроизводят жизнен­ные впечатления по сценарию, созданному взрослыми или с их помо­щью. Эти игры полезны для развития воображения и образной, вырази­тельной речи.

В среднем и старшем дошкольном возрасте наряду с произведениями народного фольклора и художественной литературы инсценируются сюжеты кино- и телефильмов.

Элементы драматизации помогают детям совершать воображаемые пу­тешествия в историю.

Начиная с дошкольного возраста (и до подросткового) распространены режиссерские игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников: за зверей в I зверинце, автомашины, трамвай, пешеходов на улице, героев при­думанной страны и т. д.

Режиссерские игры могут быть и групповыми: каждый ведет какие-либо игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизиро­ванного концерта, спектакля. В таких играх накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Источник: https://infopedia.su/14×8739.html

Классификация детских игр

Классификация детских игр

Большинство классификаций детских игр опираются на их содержание и воспитательную или развивающую направленность (Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, Д. Гарон и др.).

Основу классификации игр, которая длительное время принята в российской педагогике, заложил П.Ф. Лесгафт, подошедший к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка.

Именно П.Ф. Лесгафт (анатом, врач, педагог и общественный деятель) раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных игр. Он первым обратил внимание на то, что играя, ребенок усваивает привычки и образ жизни семьи в окружающей среде.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр был уточнен в трудах Н.К. Крупской, выделяющей в своих статьях игры, созданные самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), организованные и с готовыми правилами.

Основной современной классификацией детских игр является классификация, разработанная С.Л. Новоселовой.

Новая классификация детских игр С.Л. Новоселовой, которая, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве системообразующей основы классификации категорию «инициативы», исходящей от объектов игры.

Игры первого класса имеют общий признак – они являются самостоятельными и возникают по инициативе самих детей, как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности:

  •  самостоятельные игры, экспериментирования. Экспериментирование с природными объектами и явлениями, с животными, с игрушками и другими предметами.
  •  самостоятельные сюжетные игры, сюжетно-отобразительная игра (ранний возраст), сюжетно-ролевые игры, режиссерские и театрализованные игры.

Второй класс игр исходит из инициативы взрослых, но дети, освоив эти игры, могут играть в них самостоятельно, что не делает их самостоятельными, но способствует обогащению последних:

  • обучающие игры: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, учебные (предметные) дидактические игры, «игры с правилами».
  • досуговые игры: интеллектуальные (шахматы, шашки, и др.), игры-забавы, развлечения, театральная игра, празднично-карнавальные игры.

Третий класс игр определяется исторической инициативой этноса, в глубинах которого они возникают:

  • традиционные или народные игры: обрядовые, тренинговые, досуговые игры.

По мнению автора классификации (С.Л. Новоселова) все классы игр исторически связаны между собой.

Наиболее древними являются игры экспериментирования и символические примитивные сюжетные игры, за ними следуют народные игры.

Учитывая, что ведущей деятельность в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка, другие классы игр обслуживают процессы обучения и воспитания, инициатива которым принадлежит взрослым.

По типу организации игры делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные.

Также учитывается место организации (игры на воздухе и в помещении), связь со структурой календарного планирования педагогами (игры в первую и вторую очередь половину дня), способ организации умственной деятельности (игра-экспериментирование, компьютерные игры) и т.д.

Несмотря на существование различных подходов к классификации детских игр, их объединяет одно – игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Этапы развития игры у детей дошкольного возраста:

  • 1 этап – ознакомительная игра (1 год);
  • 2 этап – отобразительная игра (на рубеже 1 и 2 года);
  • 3 этап – сюжетно-отобразительная игра (2-3 года);
  • 4 этап – собственно ролевая игра (с 3 до 7 лет).

Классификационные признаки и характеристики игровой деятельности дошкольников

Виды игр: предметные, ролевые, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, театрализованные, подвижные, игры-забавы.

Функции игры: познание, экспериментирование, упражнение, исследование, прогнозирование, моделирование, самопознание, забава, отображение, релаксация, компенсация.

  • Инициатива в возникновении игры: от ребенка, от взрослого, от других детей.
  • Предмет игры: готовые игрушки, заместители, воображаемые предметы и образы, слово, рисунок, компьютерная программа, природные материалы и явления.
  • По количеству играющих: индивидуальные, рядом, микрогрупповые, коллективные, массовые.
  • По динамике: статичные, малоподвижные, подвижные.
  • По способу решения игровых задач: интеллектуальные, социальные, двигательные.
  • По степени и характеру: готовые, репродуктивные, творческие, импровизированные.
  • По месту развития: в помещении, на воздухе, в воображении.
Читайте также:  Пластилинография в детском саду. мастер-класс бабочка

Источник: https://poisk-ru.ru/s39347t4.html

Видовое разнообразие и классификация детских игр

Видовое разнообразие и классификация детских игрВидовое разнообразие и классификация детских игр
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.

Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф.  Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр:

  • на развитие ума (умственные игры),
  • внешних органов чувств (сенсорные игры),
  • движений(моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры развивающие волю отнесены к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов.
Классификация игр по К.Гросу

« обычных функций» « специальных функций»

  • игры подвижные,
  • умственные,
  • сенсорные,
  • развивающие волю
  • семейные игры,
  • игры в охоту,
  • ухаживание

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «…

первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться…

При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался…

Он приобретает, таким образом, известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни». П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами. В

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

  • разрезные игры
  • складные геометрические фигуры.
  • настольно-печатные

Современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются «творческими», или «сюжетно-ролевыми». Первое название представляется нам наиболее точным, так как сюжет и роли имеются и во многих играх с правилами. При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы — подвижные и дидактические.

Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека… Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».

В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.

Благодаря исследованиям С.Л. Новоселовой внесен значительный вклад в теорию игры: разработана новая классификация игр, опирающаяся на системообразующий признак личностной инициативы в игре и понимание самодеятельных игр как формы практического размышления ребенка о действительности, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе они возникают.

Выделяются три класса игр:

  1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), – самодеятельные игры;
  2. игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целями;
  3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, делится на виды и подвиды. Так, в состав первого класса входят игра-экспериментирование и самодеятельные сюжетные игры – сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная.

Эти игры представляются наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Именно самодеятельнаяигра становится ведущей деятельностью в дошкольном детстве.

Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением со взрослым.Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др.) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, а также театрально-постановочные (не игры в театр, а сам театр). Все они могут быть и самостоятельными, но никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. В основе их классификации могут лежать следующие аспекты:
Содержания

в зависимости от того какой раздел включён,это могут быть игры:

  • Сенсорные,
  • Речевые.
  • Математические,
  • Экологические,
  • Музыкальные

Специфика материала:

  • Игры с игрушками и предметами(настольно – печатные, головоломки, домино, мозайка и др.
  • Использование слов

Воспитательное и развивающее значение подобных игр огромно. Они формируют культуру игры, служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний, способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

Третий класс игр – традиционные, или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Предметная среда народных игр так же традиционна, как они сами, и чаще представлена в музеях, чем на детских игровых площадках.

Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

Источник: http://mognovse.ru/cbt-vidovoe-raznoobrazie-i-klassifikaciya-detskih-igr.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector