Викторина по произведению Л. Андреева «Петька на даче»

Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче».

Задачи:

  • Познавательные: пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);

Практические: ученики будут продолжать формировать навыки работы с рассказом, овладевать его спецификой,будут учиться комментировать эпизоды, в которых раскрываются чувства героя;

Развивающие: а) продолжать развитие у учеников умения сравнивать, анализировать, приводить примеры, обобщать, делать выводы, выделять главное; б) творческое мышление, догадку, смекалку, познавательный интерес к окружающей жизни.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественной литературы, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям; воспитание способности сопереживать; формирование качеств нравственной личности.

Оборудование: учебник « Литература. 5 класс. Автор –составитель Г.С. Меркин» , мультимедийная установка, презентации к уроку(подготовленная учениками).

Тип урока – урок ознакомления с новым материалом.

Методы и приёмы обучения – беседа, комментирование произведения внетекстовыми материалами, подбор материала из рассказа, работа с учебником.

План урока

  • Организационный момент (2 мин)
  • Вступительное слово учителя (5 мин)
  • Доклад ученика по презентации (5 мин)
  • Беседа по тексту. (10 мин)
  • Разбор рассказа по плану (10 мин)
  •  Заключительное слово учителя (5 мин). Подведение итогов урока (2 мин)
  • Домашнее задание (2 мин)

Ход урока

Учитель: Милосердие, сопереживание – самые благородные чувства человека. «Сотвори добро» — гласит древняя мудрость.

Это просто: достаточно поступить с другим человеком так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой.

Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило! А порой и невозможно, если человек глух, чёрств к сопереживанию. Молчит душа его. Ребята, что значит «сопереживать»?

  • Ученик: Сопереживать – значит сочувствовать кому – то как себе, понимать его душевное состояние.
  • Учитель: а как вы думаете, это качество заложено в каждом человеке с рождения?
  • Ученик: Нет, не с рождения
  • Учитель: Значит, ребята, нужно учиться чувствовать.

Учиться чувствовать…Что значит, учиться чувствовать? Необычная задача? Да. Понимать душевное состояние другого человека, умение поставить себя на место другого человека; понять интересы другого человека как свои собственные.

Сегодня будем учиться понимать чувства другого и чувствовать сами, а поможет нам в этом рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче». Дома вы прочитали этот рассказ. Автором рассказа «Петька на даче» является

Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора, один из вас подготовил презентацию. Давайте посмотрим. По ходу подготовьте вопросы и дополнения .

(Ученик делает сообщение по биографии Андреева, используя свою презентацию).

Учитель: Рассказ «Петька на даче» Андреев написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих своих произведений автор не выдумывал, у героев были прототипы. Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.

Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя- парикмахер Иван Андреев.

Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти.

Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний и был написан рассказ «Петька на даче».

Вопросы по тексту

  • Кто главный герой рассказа? Что узнали о нём?
  • Традиционно произведение начинают с представления героя. Соблюдена ли эта традиция в прочитанном рассказе?
  • Всю ли жизнь героя показал автор?

В ходе беседы выясняем, что сам жанр рассказа предполагает временную ограниченность, значит, мы ориентированы на повествование о каком-то периоде, но не всей жизни героя. Рассказ — это эпический жанр, следовательно, внимание автора сосредоточено на изложении событий.

Перед нами рассказ-событие. Его содержание — отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана.

С первого предложения читатель оказывается свидетелем события без подготовки и объяснения, точно так же он покидает героев, как бы не дослушав до конца их разговор

Учитель: Вашим домашним заданием было выделить смысловые части в этом рассказе.

Сколько частей можно выделить? И как их можно озаглавить?

(1. Тяжёлые будни Петьки в парикмахерской. 2. Счастливые деньки на даче. 3. Возвращение в город).

Учитель: Итак, мы выяснили, что в рассказе можно выделить 3 части. Две из них (большая часть произведения) повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая по объёму) – о его жизни на даче. Почему же свой рассказ Л.Н. Андреев назвал именно «Петька на даче»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Учитель: Что мы узнали о главном герое из 1 части произведения? (Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было. Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером).

С 7 лет Петька работал. Он служил «мальчиком» в парикмахерской. В четырёхтомном словаре русского языка даётся такое толкование этого слова:

«Мальчик» – малолетний работник в купеческих лавках, парикмахерских и других заведениях в дореволюционной России. Давайте найдём в тексте и зачитаем отрывок, в котором автор описывает внешность героя.

(стр.23 «Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика«).

Учитель: Какое слово чаще всего повторяется в описаниях? (Самое частотное слово грязный — только в первой части оно повторяется несколько раз и является главным определением городской жизни, причём в трёх лексических значениях: 1) запачканный, нечистый; 2) безнравственный, аморальный; 3) серовато-мутный.

Учитель: А как, ребята, обычно проходили у Петьки дни? Найдите в тексте и зачитайте строки, в которых автор это описывает ( стр. 22

« Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата.»)

  • Как окружающие относились к Петьке? (Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)
  •  Сочувствует ли автор своему герою? Что нас в этом убедило? (На это указывают и подобранные автором эпитеты, и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Фигурка «маленькая, худая», мальчик «худенький , веснушчатый», морщинки «тоненькие».).

– Что чувствовали вы, когда читали о жизни Петьки в городе? (Жалость)

Учитель: Каким мы представляем будущее Петьки, отталкиваясь от материала первой части? (Жизнь мальчика беспросветна, ему не вырваться из грязного и циничного существования города, он “думал, что когда-нибудь и он будет такой же”).

Запись в тетрадь: пять–шесть эпитетов, характеризующих город: безжалостный, беспорядочный, тревожный, грязный, равнодушный, скучный, жёлтый, порыжевший, неприятный, чёрный, серый, дешёвый, подозрительный. ( Эпитет — это это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету).

Работа по второй части рассказа

Учитель:Как среагировал Петька на известие о даче?

(стр. 23“Сперва Петька не понял, потом лицо его покрылось тонкими морщинками от тихого смеха…” Он не знал, что такое дача, но чувствовал, что она-то и будет тем местом, “о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно”, но куда он стремился).

Опишите мальчика в поездке по дороге на дачу.Прежде постоянно погружённый в тяжёлую дремоту, Петька оживился, он перебегал от одного окна к другому, голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне.

Родившийся и выросший в городе, он поражался всему новому и странному, открывшемуся в поле, и “глаза Петькины давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим”.

Всегда сонный, казавшийся собственной матери дурачком, маленький подмастерье, вырвавшись за границы городского мира, ожил, преобразился, исчезло сходство со старичком; вместе с тем изменилось и отношение к нему окружающих: вместо брезгливости незнакомые пассажиры дарят ему улыбки.

Андреев делает доминантным эпизод «На даче», потому что в нём происходит “просветление” героя.

Учитель: Чем занимался Петька на даче? Один из учеников подготовил нам устный рассказ от имени Петьки о его пребывании на даче. ( Слушаем рассказ).

  • Автор подчёркивает богатство и силу новых впечатлений, которые оказались чрезмерными для маленькой и робкой душонки. “Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы”.
  • Первоначальный страх и степенность старичка в постижении нового, влекущего к себе мира отступают, через два дня достигнуто полное соглашение с природой. Сделаны маленькие открытия: бегать босиком в тысячу раз приятнее, чем в сапогах, прыгать в “классики” легче, если надуваешь щёки.
  • Описывая купание в реке, автор сравнивает мальчика со щенком, впервые попавшим в воду; омовение грязного героя не сродни ли крещению? Занятных мальчишеских дел у Петьки оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду.

Постоянная занятость, пришедшая на смену прежнему дремотному состоянию, благотворно повлияла: он “изумительно помолодел” и забыл, что на свете существует парикмахерская Осипа Абрамовича.

Учитель: Каков главный итог недельного пребывания на даче? ( стр.27 “Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено”).

Читайте также:  Земклуника. что это такое?

Давайте прочитаем один из последних эпизодов рассказа.

Чтение по ролям ( стр. 27-28).

  • Автор
  • Петька
  • Надежда
  • Барин
  • Барыня

Учитель:Как отреагировал Петька на известие о необходимости уезжать? После долгого непонимания мысли стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, принадлежность счастливого мира, превратилась в призрак. Красочность описания меркнет, как только в сознании героя начинают проступать реальные черты города.

В проявлении недоумения от случившегося и отчаяния Петька не похож на детей, а воспроизводит привычные ему реакции грязных обитателей города: “…Он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре”. И всё же он ещё способен на эмоциональный всплеск, а вот “своевременно” успокоившись, он опять впадёт в мертвенную спячку.

Запись в тетради эпитетов, характеризующих дачную жизнь: светлый, весёлый, живой, ласковый, удивительно ясный, беленький, радостный, серебристый, серенький, яркий, тёмно-синий, зеркальный, седой от росы.

Работа по третьей части

Учитель: Опишите Петьку по дороге домой. (стр.28 Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонькой и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом»),

Учитель: Найдите слова автора, определяющие его понимание происшедшего. Как вы их поняли? (стр. 29 “Большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву”). Дети отмечают губительную силу одушевлённого, но не одухотворённого города, предназначение ребёнка стать жертвой, неотвратимость гибели маленького в столкновении с большим.

Изменилось ли что-нибудь в парикмахерской? Зачем автор в конце рассказа ещё раз описывает её? Выпавший на долю мальчика эпизод отходит, размывается, бледнеет, потому что наваливается прежний уклад. Обрамление эпизода дачной жизни описанием парикмахерской подчёркивает их контрастность, а также упрочивает мысль о незыблемости грязного существования, о победе города над счастливым мигом.

Учитель: Делаем вывод. Итак, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел; совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами ребенок».

Что осталось в памяти Петьки от недели на дачи? (Рассказы мальчика о даче по ночам звучат как сказки, потому что они “о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал”). Звенящий и взволнованный голосок — единственное свидетельство того, что Петька — маленький мальчик, способный жить чувствами.

  • Учитель: А теперь давайте подумаем, почему свой рассказ Л. Андреев назвал «Петька на даче»?Найдите в тексте рассказа подтверждение своим мыслям. (Для Петьки поездка на дачу была самым главным событием в однообразной жизни.
  • Возвратясь в парикмахерскую Осипа Абрамовича, мальчик стал жить воспоминаниями о другом мире, где все светло, радостно и красиво. Эти воспоминания согревали душу, будили фантазию, давали возможность почувствовать себя ребенком.
  • «А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька…»)Заключительное слово .
  • Учитель: Действительно, заглавием «Петька на даче» автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью.
  • С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит на работу, зарабатывает себе на еду. И поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни.

Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь.

Итог урока

Учитель: Так, о чём же повествует Л.Н. Андреев в своём рассказе? (О тяжёлом детстве героя)

А какие чувства испытывали вы во время чтения этого рассказа? (Жалость, сочувствие, радость).

Учитель: Сейчас я попрошу вас письменно в тетради ответить на вопрос — а о чём автор заставил нас задуматься? Буквально несколько предложений. Потом я соберу тетради и поставлю оценки. (О том, как люди должны относиться друг к другу; что надо быть добрее, уметь сострадать.

Так, повествуя о трудном детстве своего героя , автор заставляет нас, читателей, задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм, безразличие, и учит нас таким нравственным качествам, как : доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/landrieievpietkanadachie

Хребтова Елена

Уточнение понимания слов из рассказа: аляповатый, приказчик, потешный, подмастерье, окорначенный, оторопелый, апатичный.

  • Произведение какого жанра вы прочли?
  • Что подсказывает читателю выбор писателем именно этого жанра?
  • Кто главный герой рассказа? Что узнали о нём?
  • Традиционно произведение начинают с представления героя. Соблюдена ли эта традиция в прочитанном рассказе?
  • Всю ли жизнь героя показал автор?
  • Объясните название произведения. Полно ли оно отражает художественное время и место?

В ходе беседы выясняем, что сам жанр рассказа предполагает временную ограниченность, значит, мы ориентированы на повествование о каком-то периоде, но не всей жизни героя. Рассказ — это эпический жанр, следовательно, внимание автора сосредоточено на изложении событий. Перед нами рассказ-событие.

Его содержание — отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана. С первого предложения читатель оказывается свидетелем события без подготовки и объяснения, точно так же он покидает героев, как бы не дослушав до конца их разговор.

Названием автор подчеркнул значимость центрального эпизода — пребывание на даче.

Обращение к выполненному домашнему заданию

  • Какие эпизоды вы выделили?
  • Сколько частей у вас получилось?

Оптимальный вариант плана

  1. Петька в городе. (Примерно две с половиной страницы.)
  2. Поездка на дачу. (Четыре с половиной страницы. Со слов “Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал” до слов “На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву”.)
  3. После возвращения с дачи. (Одна страница.)

Соотношение частей по объёму упрочивает важность центрального эпизода. Рассказ повествует об отчётливо распадающейся на два мира жизни — в городской парикмахерской и на даче.

Работа с первой частью рассказа

  • Представьте мир города (парикмахерскую, окрестный квартал, работников и посетителей парикмахерской, жителей города).
  • Автор рисует нам пропитанную скучным запахом дешёвых духов, полную надоедливых мух парикмахерскую, её вид дополняют детали: грязная простынка, туповатая бритва с неприятным скрипом, одно зеркало с трещиной, а другое кривое и потешное, запятнанная стена, пёстрая от мушиных следов картина, чёрная копоть над керосиновой лампой.
  • Ощущение брезгливости вызывает перечисление находящихся в ней людей: больной жены хозяина, мастера с большими потными руками, ленивых подмастерьев, аляповато-красивых, но подозрительных молодцев и других посетителей.
  • Городской пейзаж мрачен. “Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же сырую, неохлаждающую тень…” Квартал заполнен домами дешёвого разврата, которые придают местности “особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного”. Главные события — пьянки и драки.
  • Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые или распущенные, с печатью утомления и пренебрежения к окружающим лица, они говорят хриплыми, резкими голосами, бранятся.
  • “И только побитая женщина плакала и бессмысленно ругалась; её растрёпанные волосы волочились по песку, а полуобнажённое тело, грязное и жёлтое при дневном свете, цинично и жалко выставлялось наружу”.
  • Опишите Петьку в городе. Автор рисует маленькую, худую, сгорбившуюся в углу на стуле фигуру, на нестриженой голове — нехорошие струпья, вызывающие брезгливость даже у нетребовательных посетителей. “
  • Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика”.

Петька не жил, а существовал, равнодушие и апатия характеризовали его, жизнь он воспринимал как длинный неприятный сон.

Какие чувства вызывает у читателя похожий на старичка мальчик?

Какое слово чаще всего повторяется в описаниях? Самое частотное слово грязный — только в первой части оно повторяется семь раз и является главным определением городской жизни, причём в трёх лексических значениях: 1) запачканный, нечистый; 2) безнравственный, аморальный; 3) серовато-мутный.

Какое сложилось у Петьки представление о хорошей жизни? Петька завидовал “умному и бесстрашному” Николке, который пил, курил, сквернословил, знал много грязных историй.

Каким мы представляем будущее Петьки, отталкиваясь от материала первой части? Жизнь мальчика беспросветна, ему не вырваться из грязного и циничного существования города, он “думал, что когда-нибудь и он будет такой же”.

Охарактеризуйте художественное время первой части. “Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похожие один на другой, как два родные брата”. Всё за эти три года его жизни в парикмахерской одно и то же: зимой и летом, утром и вечером “он всё подавал и всё подавал”. Автор подчёркивает недвижимость застывшего времени.

Запись в тетрадь: пять–шесть эпитетов, характеризующих город: безжалостный, беспорядочный, тревожный, грязный, равнодушный, скучный, жёлтый, порыжевший, неприятный, чёрный, серый, дешёвый, подозрительный.

Работа по второй части рассказа

  • Какими словами начинается повествование о втором эпизоде? Конструкция много ли, мало ли жил Петька напоминает сказочный оборот долго ли, коротко ли жил (шёл) герой; таким образом исподволь автор настраивает на сказочность, нереальность последующих событий.
  • Как среагировал Петька на известие о даче?
  • “Сперва Петька не понял, потом лицо его покрылось тонкими морщинками от тихого смеха…” Он не знал, что такое дача, но чувствовал, что она-то и будет тем местом, “о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно”, но куда он стремился.
  • Опишите мальчика в поездке по дороге на дачу. Прежде постоянно погружённый в тяжёлую дремоту, Петька оживился, он перебегал от одного окна к другому, голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне.
  • Родившийся и выросший в городе, он поражался всему новому и странному, открывшемуся в поле, и “глаза Петькины давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим”.
  • Всегда сонный, казавшийся собственной матери дурачком, маленький подмастерье, вырвавшись за границы городского мира, ожил, преобразился, исчезло сходство со старичком; вместе с тем изменилось и отношение к нему окружающих: вместо брезгливости незнакомые пассажиры дарят ему улыбки.

Андреев делает доминантным эпизод «На даче», потому что в нём происходит “просветление” героя.

Чем занимался Петька на даче? Автор подчёркивает богатство и силу новых впечатлений, которые оказались чрезмерными для маленькой и робкой душонки. “Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы”.

Читайте также:  Классный час на тему животные для 5, 6 класса

Первоначальный страх и степенность старичка в постижении нового, влекущего к себе мира отступают, через два дня достигнуто полное соглашение с природой. Сделаны маленькие открытия: бегать босиком в тысячу раз приятнее, чем в сапогах, прыгать в “классики” легче, если надуваешь щёки.

Описывая купание в реке, автор сравнивает мальчика со щенком, впервые попавшим в воду; омовение грязного героя не сродни ли крещению? Занятных мальчишеских дел у Петьки оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду.

Постоянная занятость, пришедшая на смену прежнему дремотному состоянию, благотворно повлияла: он “изумительно помолодел” и забыл, что на свете существует парикмахерская Осипа Абрамовича.

Каков главный итог недельного пребывания на даче? “Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено”.

Какой пейзаж рисует автор за городом? Л.Андреев был незаурядным художником и мастером цветной фотографии, это сказывается в цветовой палитре: словно чёрно-белая фотография сменилась цветной, появились краски, выходящие за пределы серо-грязной гаммы городского мира, проявились полутона.

Писатель передаёт нам детский взгляд на окружающий мир посредством слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ангелочки, облачка, домики), сравнения (домики, похожие на игрушечные, такая же игрушечная белая церковь), одушевления природы (тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать).

  • Важное для ребёнка сравнение с матерью и подчёркнутое сходство эмоций мальчика и одушевлённых явлений природы (радость, задумчивость, смех) подводят читателя к уяснению, что этот мир для Петьки родной и сам он естественная частица его. Замкнутость мертвенного города уступила место безграничности полной жизни природы: “…
  • Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю”.
  • Похожи ли жители загорода на городских? Танцы, музыка, весёлые, смеющиеся нарядные господа… Дача — это кусочек мира счастья, Петька, попав сюда, приобщается к этому безмятежному существованию.
  • Охарактеризуйте художественное время второй части. Ход времени убыстряется, несколько дней наполнены событиями так, что насыщенность маленького жизненного отрезка больше, нежели во всё предыдущее существование.
  • Как отреагировал Петька на известие о необходимости уезжать? После долгого непонимания мысли стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, принадлежность счастливого мира, превратилась в призрак. Красочность описания меркнет, как только в сознании героя начинают проступать реальные черты города.

В проявлении недоумения от случившегося и отчаяния Петька не похож на детей, а воспроизводит привычные ему реакции грязных обитателей города: “…Он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре”.

И всё же он ещё способен на эмоциональный всплеск, а вот “своевременно” успокоившись, он опять впадёт в мертвенную спячку.

Запись в тетради эпитетов, характеризующих дачную жизнь: светлый, весёлый, живой, ласковый, удивительно ясный, беленький, радостный, серебристый, серенький, яркий, тёмно-синий, зеркальный, седой от росы.

Работа по третьей части

  • Опишите Петьку по дороге домой. Находим подтверждение нашим выводам по предыдущему вопросу: город убивает в мальчике детское и живое, во внешнем облике автор вновь обращает внимание читателя на старческие морщинки.
  • Найдите слова автора, определяющие его понимание происшедшего. Как вы их поняли? “Большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву”. Дети отмечают губительную силу одушевлённого, но не одухотворённого города, предназначение ребёнка стать жертвой, неотвратимость гибели маленького в столкновении с большим.

Изменилось ли что-нибудь в парикмахерской? Зачем автор в конце рассказа ещё раз описывает её? Выпавший на долю мальчика эпизод отходит, размывается, бледнеет, потому что наваливается прежний уклад. Обрамление эпизода дачной жизни описанием парикмахерской подчёркивает их контрастность, а также упрочивает мысль о незыблемости грязного существования, о победе города над счастливым мигом.

  • Что осталось в памяти Петьки от недели на дачи? Рассказы мальчика о даче по ночам звучат как сказки, потому что они “о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал”. Звенящий и взволнованный голосок — единственное свидетельство того, что Петька — маленький мальчик, способный жить чувствами.
  • Какой картиной завершается рассказ? Автор передаёт звуки города: мощное громыхание проезжающего обоза, отдалённый жалобный крик пьяной женщины, которую бьёт пьяный мужчина. Ощущение грязи жизни усиливается.
  • Вырвется ли Петька из лап хищника города? Дача — символ счастья; как разрушается образ дачи в Петькином сознании, так и у читателя разрушается вера в возможность счастья.
  • Город не допустит, чтобы его беззащитная жертва вырвалась, а мимолётный миг загородной недели лишь подчёркивает неприглядность парикмахерской и делает жизнь в ней ещё горше.
  • Грязный город существовал и будет существовать, будет губить все светлые впечатления, невозможно преодолеть его влияние. Утрата счастья неминуема: она была предрешена сказочной стилистикой при введении центрального фрагмента.

Каким вы представляете писателя, создавшего такой рассказ? Дети подчёркивают способность сострадать, умение “нарисовать” образы и словесными средствами передать своё отношение к описываемому, убеждённость автора, что грубая действительность не допустит длительного существования счастья.

Варианты домашнего задания

  1. Подготовить устный рассказ Николке о даче от лица Петьки.
  2. Письменно ответить на вопрос: “Почему автор назвал Петьку жертвой большого города”?
  3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200302102

Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;
  • формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного, составление сообщения на определённую тему;
  • продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать  качества нравственной личности;
  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Задачи:

  • приобщиться к высокому нравственному и духовному  миру литературы и живописи;
  •  пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);
  • пробудить в них нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;
  •  дать начальное представление об особенностях стиля   Л.Н.Андреева;

Методы: диалогический, монологический, исследовательский, метод программированных заданий.

Оборудование: учебник « Литературное чтение. 7 класс, мультимедийная установка, презентации к уроку.

ХОД УРОКА

Работа с эпиграфом. Цели урока.

II. Вступительное слово учителя

– Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче».  – Кто главный герой произведения? – А о чём этот рассказ?    – Сегодня на уроке мы поговорим о трудном детстве героя, постараемся понять его чувства.

Автором рассказа «Петька на даче» является Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора, проведём небольшую экскурсию в Дом-музей Л.Андреева, которую подготовила для нас группа экскурсоводов.

III. Сообщения  экскурсоводов, сопровождающееся презентацией(Сымбат, Абылай, Татьяна)

Приложение 1

  • 1 ученик. (Сымбат) Леонид Николаевич – известный русский писатель конца 19 начала 20 века. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому. Он написал известные рассказы для детей – «Петька на даче», «Кусака».
  • 2 ученик. (Татьяна) Родился Леонид Николаевич Андреев в г. Орёл в 1871. Перед нами дом, в котором прошли детские годы писателя. 21 августа 1991 года, в день его 120- летнего юбилея, здесь был открыт музей.

Его отец был сыном предводителя уездного дворянства и крепостной девушки, мать происходила из семьи разорившегося польского помещика. Родители с трудом выбились из нищеты, благодаря тому, что отец получил место в банке, купил дом, начал обзаводиться хозяйством.

Его уважали за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости. Мать была женщиной малообразованной, но наделена даром рассказчика. Она рассказывала детям выдуманные истории, и отделить быль от небылицы было невозможно. Дар слова Леонид Николаевич почувствовал в себе ещё в гимназии.

  • Он списывал задачки у друзей, взамен писал за них сочинения, но мечтал не о литературе, а о живописи и с увлечением занимался рисованием.
  • 3 ученик. (Аблай) Многое помнят стены дома № 41 на 2-й Пушкарской. Из окон этой гостиной он наблюдал за жизнью улицы. Здесь жили люди разных профессий: сапожники, портные, плотники… Здесь он встретился с будущими героями своих рассказов.
  • Много радостных и трагических минут связано было у Андреева со стенами этого дома.В этом доме родились его братья и сёстры, здесь он пережил трагическую смерть отца и принял груз забот о большой семье, отсюда уехал учиться в далёкий Петербургский университет .
  • 1 ученик. (Сымбат) Это был очень талантливый человек. Он прекрасно рисовал, был отличным фотографом. Л.Н. Андреев был хорошо знаком со многими писателями и художниками.
Читайте также:  Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Его портреты писали мастера живописи . Этот портрет был написан известным русским художником Репиным (демонстрируется портрет Л.Н. Андреева).После Октябрьской революции писатель жил на даче в Финляндии.

Он умер в 1919 году.

Учитель. Итак, мы выяснили, что  в рассказе «Петька на даче»  Леонид Андреев описывает трудное детство героя. К этой теме обращались многие писатели.

К таким произведениям художественной  литературы можно отнести: («Ванька», «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко).
Тема трудного  детства была широко распространена  и в изобразительном искусстве 19 века.

Наши ребята подготовили сообщения о картинах, на которых изображена нелёгкая жизнь маленьких тружеников.

IV. Сообщения учащихся. Демонстрируются  изображения картин. 

Презентация (Орынбасар, Рсалды)

Приложение 2

Картина «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» была написана русским художником Перовым в 1866 году. Детский труд считался тогда обыденным явлением. Холод и голод вынуждали этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и помочь семье.

  • Уставшие дети с большим трудом тянут огромную бочку, наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой-то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь, он подталкивает сзади тяжелую поклажу.
  • Перов написал эту картину в коричнево-серых тонах, чтобы передать тяжёлое положение детей.

Картина «Свидание» написана русским художником Маковским в 1883 году. На ней изображены мать и сын, которые встретились после долгой разлуки. Можно предположить, что тяжелое положение в семье и бедность вынудили родителей отдать сына на обучение к какому-то ремесленнику.

Мальчик одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно уплетает принесенную из дома булку. Мать с жалостью смотрит на сына. Свидание происходит в холодных сенях.

Стены потемнели от времени, пол земляной.

– Скажите, а какие чувства вы испытывали, когда рассматривали эти картины? (Безрадостное чувство, настроение подавленное, жалость) 
– Как вы думаете, что помогло художникам вызвать у нас эти чувства? (Краски, одежда героев, убожество помещений, позы героев)

– А теперь, ребята, рассмотрим, как тема трудного детства раскрывается в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче.

— Но прежде чем мы перейдем к анализу произведения, вы выполните следующее задание: Викторина «Самый внимательный читатель»

Цели викторины: учить ребят читать тексты художественных произведений; обращая внимание на художественные детали, важные для характеристики героя; учить давать чёткий и точный ответ на вопрос; расширить кругозор учащихся.

– Когда вы читали дома рассказ, вы выделяли в нём смысловые части и озаглавливали их.
– Как вы озаглавили эти части?

(1. Тяжёлые будни Петьки в парикмахерской. 2. Счастливые деньки на даче.

3. Возвращение в город.)

V. Создание проблемной ситуации

– Итак, мы выяснили, что в рассказе можно выделить 3 части. Две из них (большая часть произведения)  повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая  по объёму)  – о его жизни на даче. Почему же свой рассказ Л.Н.  Андреев назвал именно «Петька на даче»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

– Что мы узнали о главном герое из 1 части произведения? Найдите в тексте и зачитайте отрывок, в котором автор описывает внешность героя. (Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было.

Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером).– А как, ребята, обычно проходили  у Петьки дни? Найдите  в тексте и зачитайте  строки, в которых автор это описывает.

– Как окружающие относились к Петьке? (Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)

– Что чувствовали вы, когда читали о  жизни Петьки в городе? (Жалость)

– Что чувствовал Петька,  находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом. (Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать…)

— Как звали друга Петьки в парикмахерской? (Николка)

— Сейчас вы с помощью диаграммы Венн сравните двух друзей:

– В какой части рассказа герой попадает в иной мир? (Во 2-й части).

Всё,  что происходит дальше, герой воспринимает как сказку. Сказка начинается уже в вагоне поезда.

– Как ведёт себя Петька во время поездки? (Он смотрит в окно, вскакивает со своего места, перебегает к другому окну) 
– Какие чувства он испытывает  во время поездки? (Чувства восторга, радости).

То есть изменяется его внутреннее состояние. Чувства восторга, радости переполняют мальчика. Он начинает интересоваться тем, что происходит вокруг.

– А как отнеслись к его восторгу  незнакомые пассажиры? (Многие улыбались ему,  и лишь  один господин раза два неприязненно покосился на мальчика).

– А  внешне мальчик изменился? Докажите это строками текста. («Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки  пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).
– Действительно, совсем недавно  мальчик   уехал из города, но изменился не только внутренне, но даже внешне. И вот Петька на даче в Царицыно. Перед ним развернулись прекрасные картины. Чтобы представить, что мог почувствовать 10 –летний мальчик, попав в это сказочное место, посмотрим  старые фотографии с изображением Царицыно.

А  в этом лесу гулял.

– Как же жил Петька на даче и что изменилось  в  герое за  неделю пребывания на даче?

— На этот вопрос вы ответите самостоятельно, работая в группах.

1 группа описывает Петьку в городе, а 2 группа – на даче.

(Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика).
Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика.

«Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок.

Но счастье было недолгим.

– Что же произошло? (Пришло письмо из города).– Теперь перейдём к 3 части рассказа.

– О  чём, ребята, автор повествует в 3 части? (О возвращении Петьки домой и его жизни в городе). – Петькина сказка закончилась. Он снова в реальном  мире,  снова работает в парикмахерской.

– А что изменилось в его внутреннем мире?  (У него появились воспоминания о даче, он узнал, что есть счастье).

– Какие строки 3 части текста говорят о том, что для героя поездка стала самым важным событием в жизни?  Найдите эти  строки  и зачитайте. («А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорили о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал…».)

– Но оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь? (Да)

– Какие  эпизоды  об этом говорят? (Оставленная удочка, рассказы о даче).

Творческая работа: Написать эссе, ответив письменно на вопрос: «О чём заставил меня задуматься  рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»?

VIII. Заключительное слово учителя

– Подошло время ответить на вопрос, поставленный в первой половине урока:
Почему  автор назвал свой рассказ « Петька на даче»? (Это самое яркое событие в жизни героя, это событие дало ему надежду на лучшую жизнь.)

– Действительно, заглавием «Петька на даче»  автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью.

С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит  на работу, зарабатывает себе на еду. И   поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни.

Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь.

– А о чём автор  заставил нас задуматься? (О том, как люди должны относиться друг к другу; что  надо быть добрее, уметь сострадать).

– Так, повествуя о трудном  детстве своего героя, автор заставляет нас, читателей,  задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм,  безразличие,  и учит нас  таким нравственным качествам, как: доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие.

Источник: https://multiurok.ru/files/nravstviennaia-probliematika-rasskaza-l-n-andrieieva-piet-ka-na-dachie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector