Викторина по сказкам для 5 класса с ответами

Викторина по сказкам для 5 класса с ответами

Цели:

  • обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
  • развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
  •  воспитывать любовь к сказкам и к чтению.
  • активизировать детское чтение;
  • организовать досуг учащихся.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит грамоту «Знаток сказок».

Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам.

Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным.

Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!

Задания викторины:

I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).

  • Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
  • Жилище Бабы Яги? (избушка)
  • Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
  • Второе название скатерти (самобранка)
  • Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
  • Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)
  • Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
  • Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
  • Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)
  • Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)
  • Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
  • Сколько голов у Горыныча? (три)
  • Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)
  • Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
  • Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
  • Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).
  • Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
  • Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?
  • («Свет мой, зеркальце! Скажи,
  • Да всю правду доложи.
  • Я ль на свете всех милее,
  • Всех румяней и белее?»).

— От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

-Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).

— Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).

— Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).

— Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

— В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

2 конкурс (Чей это портрет?)

— « Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей –

Королевич Елисей» (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

— Родилась в цветке прелестном

Труден к счастью её путь

Каждый видно догадался

Как её зовут (Дюймовочка)

— Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

— Сладких яблок аромат

  • Заманил ту птицу в сад.
  • Перья светятся огнем,
  • И светло в ночи, как днем (Жар-птица)

— Побежала она за подружками,

  • Вскочила в огонь
  • И потянулась вверх легким паром,
  • Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).

— Эта скатерть знаменита

  • Тем, что кормит нас досыта.
  • Что сама собой она,
  • Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)

— Летела стрела, попала в болото,

  • И в этом болоте поймал её кто-то,
  • Кто, распростившись с зеленою кожей,
  • Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).

— Жила – была девочка

  • Имя забыла она свое давно
  • Так как однажды ей бабушка подарила шапочку
  • И все стали её звать … (Красная шапочка).

— Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.

( Золушка).

3 конкурс « Кто прислал телеграмму»

*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка»)

*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)

*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)

*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)

*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)

*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)

*Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки К. Чуковского Муха-Цокотуха»)

Весёлая минутка. Игра «Птицы» Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны. 1.Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи … 2.Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Гаечки, стрижи. 3.Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны!

Весёлая минутка. Игра «Эхо» Сколько времени сейчас? Эхо отвечает «Час, час». А чтоб веселей игралось, хлопайте в ладоши.

Собирайся детвора! Ра! Ра! Начинается игра! Ра! Ра! Да ладоши не жалей! Лей! Лей! Бей в ладоши веселей! Лей! Лей! Сколько времени сейчас? Час! Час! Сколько будет через час? Час! Час! И неправда! Будет два! Два! Два! Дремлет ваша голова! Ва! Ва! Как поёт в селе петух? Ух! Ух! Да не филин, а петух? Ух! Ух! Вы уверены, что так? Так! Так! А на самом деле как? Как? Как? Сколько будет дважды два? Два! Два! А сто двадцать минус два? Два! Два! Замечательный ответ! Вет! Вет! Математикам – привет! Вет! Вет! Это ухо или нос? Нос! Нос! Или, может, сена воз? Воз! Воз! Это локоть или глаз? Глаз! Глаз! А вот это, что у нас? Нас! Нас!

Вы хорошие всегда? Да! Да! Или только иногда? Да! Да! Не устали отвечать? Чать! Чать! Попрошу вас помолчать.

4 конкурс

  1. Чтобы навести окончательный порядок в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.
  2. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы).
  3. Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).
  4. Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).
  5. Кто смог победить Тараканище? (воробей).
  6. Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).
  7. Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом).
  8. Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).
  9. Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»).
  10. В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).
  11. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).
  12. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).
  13. В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).
  14. На чем ездил Емеля? (на печи).
  15. Где спрятался седьмой козленок? (в печке).
  16. Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).

5 конкурс «Дальше, дальше…»

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

  1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
  2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
  3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
  4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
  5.  Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
  6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
  7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
  8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
  9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
  10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
  11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
  12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
  13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
  14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
  15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
  16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
  17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
  18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
  19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
  20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Читайте также:  Рыцарский турнир в летнем лагере. сценарий

Вопросы для второй команды:

  1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
  2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
  3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
  4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
  5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
  6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
  7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
  8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
  9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
  10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
  11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
  12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
  13.  Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
  14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
  15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
  16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
  17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
  18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
  19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
  20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

6 конкурс «Волшебный сундучок».

  • Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
  • Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
  • Туфелька – «Золушка»
  • Монетка – «Муха-цокотуха»
  • Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  • Яйцо – «Курочка Ряба»
  • Красная шапочка – «Красная Шапочка»

Источник: https://multiurok.ru/blog/viktorina-po-skazkam-znatoki-skazok-5-klass.html

Литературная викторина «По следам любимых сказок». 5 класс

Литературная викторина

Данная разработка литературной викторины для 5 класса основана на знании учащимися народных, литературных сказок.

Материал можно использовать как обобщающий урок после изучения темы «Сказки» или как внеклассное мероприятие, что дает возможность не только обобщить изученный материал, но и расширить представления учащихся о многогранности народного мастерства в создании этого вида литературного жанра.

Литературная викторина

По следам любимых сказок”

5 класс

Условия проведения викторины:

  • Выбор команды ( по 7 человек).
  • Название команды.
  • Выбор ведущих (для каждой команды).
  • Выбор членов жюри .
  • Подведение итогов.

(правильный ответ- 5 баллов)

Оборудование и материалы:

  • Дидактические материалы к викторине
  • Иллюстрации сказок
  • Презентация для сопровождения викторины
  • Лист учета результатов викторины

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.” (А.С.Пушкин)

Вопросы:

I команда.

II команда.

Что такое сказка?

Что такое фольклор?

I команда.

Какие бывают сказки?

II команда.

Какие виды сказок вы знаете ?

I команда.

Приведите примеры сказочных зачинов .

II команда.

Приведите примеры присказок.

I команда.

Какие сказочные силы

противоборствуют в сказках?

II команда.

Какая цифра в сказках является магической ?

Привести примеры .

I команда.

II команда.

Назовите добрых сказочных героев.

Назовите злых сказочных героев .

( Кто больше назовет).

I команда.

II команда.

Назовите

Назовите предметы быта сказочных героев.

архитектурные сооружения,

встречающиеся в сказках.

I команда.

II команда.

Назовите сказки, в которых главные герои- животные.

Назовите сказки, в которых происходят сказочные превращения.

I команда.

Привести примеры народных сказок.

II команда.

Назвать

авторские”

сказки .

I команда.

В какой сказке героиня умела все:

и ткать, и печь, и плясать.

II команда.

В какой сказке смерть Кащея находилась на конце иглы?

Вопрос для обеих команд.

II команда.

I команда.

Чему нас учат сказки?

( Оригинальность ответа, примеры на основе сказок)

Ответы викторины:

  • I. Сказка- это произведение устного народного творчества.
  • II. Фольклор- устное народное творчество.
  • I. Сказки бывают народные и авторские.
  • II. Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных.
  • 3. I. “Жили-были..”, “ В некотором царстве, в некотором государстве…..”
  • II. “И я там был, и мед я пил….”, “Сколько сказка сказывается….” и т.д.
  • II. 3- магическая цифра в сказках. ( Три дороги, три царевны, три молодца…..и т.д.)
  • I. Добрые: Иван- царевич, Серый волк, Василиса Прекрасная, и т.д.
  • II. Злые: Кащей – Бессмертный, Баба- Яга, Леший, и т.д.
  • 6. I. Терем, избушка, хижина, юрта, избушка на курьих ножках.
  • II. Ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла, и т.д….
  • I. “Теремок” , “Кот в сапогах”, “Гуси-лебеди”,……..
  • II. “Лягушка-царевна”, “Конек- горбунок”,……..
  • 8. I. “Царевна- лягушка”, “Гуси- лебеди”…..
  • II. “Сказка о Золотом Петушке” ( А.С. Пушкин)….
  • II. “Царевна-лягушка”
  • 10 . Ответы учащихся.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/litieraturnaia-viktorina-po-sliedam-liubimykh-skazok-5-klass

Викторина В Мире сказок для 5 класса

Викторина В Мире сказок для 5 класса

В Мире сказок.

Ведущий. Ребята! Вы оказались в непростом классе. Это ворота в сказочную страну. Вас ждут испытания, по итогам которых мы выявим лучших знатоков сказок.

Для этого мы поделимся на две команды. Итак! Начинаем игру.

Команды заранее готовят волшебную эмблему, девиз.

Вопросы задаются каждой команде по очереди.

1 тур. «Разминка»

  • Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса.)
  • Сколько лет жил старик со своею старухою, пока не поймал золотую рыбку? (33.)
  • Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)
  • Кусал женщин то в нос, то в глаз, да еще и князь? (Комар.)
  • Количество оловянных солдатиков? (25.)
  • Имя девочки, которую ураган забросил в волшебную страну? (Элли.)
  • Перечислите всех бременских музыкантов. (Осел, собака, кот петух.)
  • Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Варенье.)
  • Первая женщина, совершившая полет. (Баба-Яга.)
  • В какой сказке грязная посуда решила сбежать о своей хозяйки? (Федерино горе.)
  • Назовите имена семи гномов. (Понедельник, вторник,ср.,чт,пт,сб,вс)

2 тур. «Подумаем над сказкой»

Ведущий. Даны три сказки: «Петушок – Золой гребешок», «Колобок», «Репка». (Команды вытягивают карточку с названием сказки).Надо ответить на следующие вопросы:

-Сколько героев в сказке?

-Какие слова чаще всего повторяются?

-Каков вывод сказки?

«Колобок»

-7 героев: дед, бабка, колобок, заяц, медведь, лиса, волк.

-«Я колобок, колобок по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».

-Вывод: не надо забывать об осторожности с хитрецами (простота хуже воровства)

«Репка»

-7 героев: дед, бабка, Жучка, кошка, внучка, мышка.

-«Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут».

-Вывод: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»

«Петушок – Золотой гребешок»

-4 героя: петушок, кот, дрозд, диса.

-«Петушок, петушок, золотой гребешок.

Маслена головушка, шелкова бородушка

Выгляни в окошко, дам тебе горошка»

-Вывод: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

3 тур. «Угадай сказку»

  • Мальчик, лианы, волк, стадо, факел («Маугли»)
  • Замок ,сапоги, поле, осел, шляпа. («Кот в сапогах».)
  • Дорога, разбойники, музыка, дружба. («Бременские музыканты»)
  • Тыква, тюрьма. Налоги, слезы, генералы. («Чиполлино»)
  • Нос, очаг, куклы, борода, полено. («Буратино».)
  • Пирожки, лес, дровосеки, веревочка. («Красная шапочка»)

4 тур. «Спой, светик. Не стыдись!»

Командам дается по одной песне и они должны ее спеть, заменяя все гласные на «о» или на «у»:

1 команда: «Жили у бабуси…»

2 команда: «В траве сидел кузнечик….»

Спеть песни, представив себя в детском саду:

команда: «Мамонтенок» («По синему морю………….»)

команда: «Бременские музыканты» («Ничего на свете……………..»)

5 тур. «Дополни имя»

  • Ведущий. У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю часть названия, а вы – вторую:
  • Кощей – (Бессмертный)
  • Елена – (Прекрасная)
  • Мальчик – ( с пальчик)
  • Иван – (Царевич)
  • Финист – (ясный сокол)
  • Братец – (Иванушка)
  • Змей — (Горыныч)
  • Андрей – (стрелок)
  • Крошечка – (Хаврошечка)
  • Марья – (Моревна)
  • Никита – (Кожемяка)

6 тур. «Вопросы из ларца»

Назовите автора «Маугли»

Очень правдивая вещь (Зеркальце говорящее)

Автор сказки «Чиполино» (Джанни Родари.)

Какой рост был у девочки, павшей в ореховой скорлупке? (Дюймовочка – 2,5 см.)

Какое слово должен был выложить Кай из льдинок в сказке «Снежная королева? (Вечность.)

Что хотелось приобрести Железному Дровосеку? (Сердце.)

Какое самое справедливое желание загадала девочка в сказке «Цветик – семицветик»? (Вылечить мальчику ноги.)

Кто ел неправильный бутерброд? (Дядя Федор.)

7 тур. «Сказочные вещи»

Ведущий. В русской сказке любой предмет может оказаться сказочным. Я сейчас показываю вам обычные предметы, а вы делаете их сказочными. В какой сказке они упоминаются?

Пузырь – «Пузырь, соломинка и шляпа»

Манная крупа – «Лиса и журавль»2

Рукавица – «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Читайте также:  Макет для изучения пдд с дошкольниками

Боб – «Боб и зернышко»

Перышко – «Финист – ясный сокол»

Горошек — «Кот, петух, и лиса»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Стрела – «Царевна-лягушка»

8 тур. «Чей это портрет»?

1 команда: «……одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда и все же неживая….»(«Снежная королева»)

2 команда:« Странный, неопознанный объект, напоминающий бочонок, летает над Стокгольмом, он издает звуки, похожие на гул самолета; у представителей авиакомпании возникло предположение, что этот спутник – шпион и его необходимо передать в руки полиции…» («Карлсон»)

9 тур. «Кроссворд из сказки»

Синеглазка

Колобок

Аленушка

Змей

Кощей

Иван

Рукавица

Уточка

Смородина

Сивка

Конь

Избушка

Емеля

1 команда:

С – имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде».

К – его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.

  • А – сестра Иванушки.
  • З – пресмыкающиеся с тремя головами.
  • К – смерть этого героя в яйце.
  • И – мужское имя в сказках.

2 команда:

  • Р – этим предметом Иван пытался разбудить братьев.
  • У – эта птица иногда превращается в кривенькую девочку.
  • С – на этой реке Иван бился с Чудом-Юдом.
  • С – кличка сказочного коня.
  • К – без этого парнокопытного животного не обходятся большинство сказок.
  • И – жилище Бабы Яги.
  • Е – имя героя.

Награждение победителей.

Ведущий. Ребята, мы отлично с вами прудились. А после труда что полагается? (Отдых.) Предлагаю немного отдохнуть. Сегодня вам предоставляется возможность попасть в театр. Но чтобы попасть в театр, что нужно сделать? Верно, приобрести билеты. Таким билетом является отрывок из сказки. Надеюсь, что вы без труда справитесь с заданием.

Билет№1

  • А дорога – далека,
  • Корзинка – нелегка,
  • Сесть бы на пенек,
  • Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

Билет№2

  • «…Я от бабушки ушел,
  • Я от дедушки ушел
  • А от тебя, лиса и подавно уйду…» («Колобок»)

Билет№3

  • «Мишка кормит, Мишка поит,-
  • Ловко я провел его!
  • А меня не беспокоит

Ровным счетом ничего!» (С.Михалков «Заяц – обманщик»)

Билет№4

  • «Кукареку, петушок,
  • Золотой гребешок,
  • Масляна головка,
  • Выгляни в окошко,
  • У меня-то хромы,
  • Хоромы большие.
  • В каждом углу
  • Пшенички по мерочке,
  • Ешь, сыт, не хочу!» («Кот, петух и лиса»)

Источник: http://aplik.ru/ref/2206/

Викторина по сказкам «Внекотором царстве» (Для учащихся 1 5 классов)

Цели: Развитие речи, мышления, памяти. Воспитание интереса к чтению, книге, библиотеке. Обобщение знаний о сказках, полученных на уроках внеклассного чтения, библиотечных занятиях, при самостоятельной работе с книгой.

Оборудование: Лист ватмана, на котором нарисован терем с балконом. В прорезь балкона вставляется двусторонняя фигурка царевны – с грустным и весёлым лицом. Корона и мантия для царя. Жетоны в виде золотых монет. Царские указы о награждении.

Здравствуйте, дорогие друзья!!! Рад приветствовать вас в своём сказочном царстве-государстве. Как вы уже, наверное, догадались, я – Царь-государь, самый тут главный и умный. А это дочь моя ненаглядная – Царевна-Несмеяна. Сидит она в своём тереме и слёзы льёт. С подружками хороводы не водит. Бродячих артистов гонит. А женихов, принцев да королевичей, даже на порог не пускает.

Обратился я за советом к мудрецам и звездочётам. И они меня к вам в школу отправили. Сказали, что только вы, ребята, сможете помочь развеселить доченьку мою любимую.

Знаю, что вы в библиотеку часто ходите за интересными книгами. Много сказок знаете да историй занимательных.

Мудрецы и звездочёты придумали для вас вопросы по сказкам. Если вы справитесь с заданиями, Царевна-Несмеяна обрадуется и выйдет из своего терема.

За каждый верный ответ я буду давать вам монеты из царской казны. У кого монет скопится больше – тот и победитель. И уж тогда пусть попросит у меня что угодно. Хоть коня с конюшни царской, хоть полцарства моего! А, может, я даже корону царскую померить разрешу спасителю дочери моей ненаглядной.

Начнём с разминки из лёгких вопросов. Вспомним наши любимые русские народные сказки.

  1. Для начала скажите, в какой сказке живу я и Царевна-Несмеяна? ( «По щучьему велению» )
  • Малых детушек хватают.
  • Бабке-ёжке служат верно.
  • Знаешь их и, ты, наверно. ( «Гуси- лебеди»)
  • Зайца, волка и медведя.

  • И хоть был не дурачок –
  • Попал к лисе на язычок. ( «Колобок»)
  • Проживают мышь-норушка,
  • Да квакушка, да волчок,
  • Заяц и лисица…
  • Захотели б, каждый мог
  • В том доме поселиться! («Теремок»)
  • Очень для еды пригодный.
  • Да без мышки, вот беда,
  • И ни туда, и ни сюда! («Репка»)
  • Разбить яичко для обеда –
  • Да силёнок не хватало.
  • Тут «зверюга» пробегала…
  • Видно, сильная была,
  • Раз яйцо разбить смогла. ( Мышка из сказки «Курочка Ряба»)

Пришла к ним в домик девочка –

  • Поела, попила.
  • И даже на кроватку
  • Поспать она легла.
  • Когда ж они вернулись,
  • То ноги унесла. ( «Три медведя»)
  • И без хвостика остался (Волк из сказки « Волк и лиса»)

Из лужи мальчишка напился.

В кого же он превратился? (в козлёнка)

  1. Стоит тот домик среди леса,

В нём обитает не принцесса,

А бабка страшная живёт –

В печи гостей своих печёт. ( Избушка на курьих ножках)

Только на печи валялся.

Щуку чудную поймал –

Вскоре царским зятем стал. ( Емеля)

  1. В ухо к корове девчушка влезала.

Коровушка ей во всём помогала. ( « Крошечка-Хаврошечка»)

И себя не позабыл. ( Мужик из сказки «Как мужик гусей делил»)

И старуху удивил.

Отвечайте, детвора:

Была та каша из… (топора)

Зелёной была.

За царского сына замуж пошла. ( «Царевна-Лягушка»)

Через костёр скакала.

Да вот беда – растаяла,

Водой весенней стала. ( «Снегурочка»)

Молодцы, друзья! Помните сказки наши русские! Порадовали вы царя-батюшку. Да и Несмеяна немного повеселела. А сейчас посмотрим, внимательно ли вы читали сказки А.С.Пушкина – великого русского писателя.

Избу, и терем, и дворец.

От жадности всего лишилась,

И с ним осталась наконец. (Корыто)

Дал попу по лбу щелчок.

Кто же этот мужичок? ( Балда)

Лебедь белая плывёт,

Много витязей прекрасных

Из морских выходит вод.

На этом острове чудесном

Гвидон с царицею живёт. (Остров Буян)

  1. Кто хрустальный гроб разбил

И царевну разбудил? (королевич Елисей)

О беде предупреждал,

Чтобы он из-за кордона

Вражье войско вскоре ждал? ( Золотой петушок)

Дал Золотого петушка? ( Звездочёт)

  1. Царица с сыном плыли в ней

По морю много-много дней.

Мальчонка вырос, сильным стал –

Плавсредство это поломал. (Бочка)

Физкультминутка. Например, игра «Заинька, попляши!» для 1-2 кл., «Море волнуется» для 3-5 кл.

Молодцы!!! И с этим заданием хорошо справились. По-моему, Несмеяне уже не терпится из терема выйти – на вас посмотреть и себя показать. Но у меня для вас ещё задания есть. В вашей школьной библиотеке много сказок, написанных авторами из других стран. Вы, конечно, читали книги Ш.Перро, братьев Гримм, Андерсена, А.Линдгрен…

А сейчас посмотрим, кого не стыдно послом в чужеземные королевства отправить, кто не посрамит царя-батюшку и землю нашу русскую!

  1. Девочка эта очень сильна –
  • Лошадь рукой поднимает она.
  • Волосы рыжие и конопушки.
  • Любят её друзья и подружки. ( Пеппи)
  • Злого волка не боятся.
  • Есть у братьев прочный дом,
  • Серый волк не страшен в нём. (Три поросёнка)
  • Что он только не видал.
  • Удивительные страны,
  • Лилипуты, великаны,
  • И даже настоящие
  • Лошади говорящие. ( Гулливер)
  • У него есть друг – Малыш. ( Карлсон)
  • И волшебных собак вызывает ( Огниво )
  • Под перинами лежала.
  • Об неё одна принцесса
  • Все бока себе намяла. ( Горошина )
  • И в печку он свалился.
  • В сердечко оловянное
  • Он в печке превратился. ( Оловянный солдатик)
  1. Был он страшненьким, ужасным.

Стал же лебедем прекрасным. ( Гадкий утёнок)

Мальчика в плен взяла.

А названная сестрица

Конечно, его спасла. ( Кай и Герда)

  1. Была эта девочка очень мала.

В скорлупке ореха малышка спала. ( Дюймовочка)

  1. Палец веретеном проткнула –
Читайте также:  Зачем нужны домашние задания

И на сто лет уснула. ( Спящая красавица)

  1. Девочка с волком в лесу говорила

И в неприятности угодила. ( Красная шапочка)

Очень хорошо знаком.

В гости к кролику пришёл –

Первым делом сел за стол. ( Винни-Пух)

Вижу, знаете вы сказки заморские! Не подведёте царя-батюшку! Русские писатели и поэты тоже написали немало хороших сказок. Сейчас мы с вами вспомним книги любимых детских авторов – Н.Носова, К.Чуковского, А.Толстого, С.Маршака.

  • Из одной весёлой книжки.
  • Любят пончики жевать,
  • Лимонадом запивать. ( Пончик и Сиропчик)
  • С ней никто не мог водиться,
  • Потому что она злая,
  • Вредная, крикливая. ( Варвара)
  • Повёл муху под венец. ( Комар)
  • Солнце в небе проглотил.
  • Ну а кто же в этой сказке
  • Крокодила победил? ( Медведь)
  • Сбежали кастрюли. ( Федора)
  • По аллее проходил
  • И мочалку, словно галку,
  • Словно галку проглотил? ( Крокодил)
  • Был тот мальчик деревянный
  • Непослушный и упрямый.
  • В переделку угодил,
  • Но всех злодеев победил. ( Буратино
  • Спать ложиться не желал.
  • И для вкусного обеда
  • Прямо к кошке в пасть попал. ( Глупый мышонок)
  • Носит на носу очки.
  • Но при этом не считает,
  • Что все другие – дурачки.
  • В городе живёт Цветочном.
  • Угадаете вы, точно! ( Знайка)

Ну, вот и закончилось наше сказочное состязание. Царь-государь доволен. Царевна-Несмеяна улыбается!!!! Все молодцы, хорошо потрудились и спасли мою доченьку от тоски-кручины. А теперь подсчитайте свои золотые монеты.

Награждение победителей – грамоты в виде царских указов, примерка царской короны.

Источник: https://refdb.ru/look/1066455.html

Литературная викторина «По страницам любимых сказок» (5 класс)

Викторина состоит из трех этапов. Правила викторины очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог.

«По страницам любимых сказок».

Горят причудливо краски, И, как ни мудра голова, Вы всё-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

ЦЕЛЬ:

  • Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

ЗАДАЧИ:

  • прививать любовь к чтению;
  • активизировать и закрепить знания детей о русских народных сказках;
  • создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога из сказки);
  • формировать умение составлять слова по следам звукового анализа;
  • развивать командных дух, умение действовать согласованно;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе;
  • помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды.

Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из трех этапов. Правила викторины очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог.

(Представить жюри).

Итак, я объявляю начало викторины. Желаю всем успехов!

Первый этап викторины – разминка.

  1. На сметане мешён На окошке стужён. У него румяный бок,Кто же это? (Колобок)
  1. Девочка добрая в сказке жила, К бабушке по лесу в гости пошла. Мама красивую шапочку сшила И пирожков дать с собой не забыла. Что же за девочка-лапочка.Как зовут её? … (Красная Шапочка)
  1. Друг за друга по цепочке Ухватились все так прочно! Но ещё помощники скоро прибегут, Победит упрямицу дружный общий труд.Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
  1. Человек немолодой С преогромной бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину. Вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас,Кто же это? (Карабас)
  1. Я мальчишка деревянный, Вот и ключик золотой! Артемон, Пьеро, Мальвина – Дружат все они со мной. Всюду нос сую я длинный,Моё имя … (Буратино)
  1. В шляпе синенькой мальчишка Из известной детской книжки. Он глупышка и зазнайка,А зовут его … (Незнайка)
  1. И на мачеху стирала И горох перебирала По ночам при свечке, А спала у печки. Хороша, как солнышко.Кто же это? … (Золушка)
  1. Он весел и не злобен, Этот милый чудачок. С ним мальчик Робин И приятель Пятачок. Для него прогулка – праздник И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказникМедвежонок … (Вини-Пух)
  1. Трое их живёт в избушке, В ней три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказкиКто герои этой сказки? (Три медведя)
  1. В лесу тёмном на опушке, Жили дружно все в избушке. Маму дети поджидали, В домик волка не пускали.Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Второй этап викторины – общие вопросы.

Вопросы

  1. С какими видами устного народного творчества мы с вами уже знакомы?

(1 балл за каждый правильный ответ)

  1. Вспомните пословицы и поговорки. (1 балл за каждый правильный ответ)
  2. Какие народные сказки вы изучили на уроках чтения? (1 балл за каждый правильный ответ)
  3. Какие литературные сказки вы изучили на уроках чтения? (1 балл за каждый правильный ответ)
  4. Сказки каких народов мы с вами изучили на уроках чтения? (русская, тофаларская, башкирская, татарская ). (1 балл за каждый правильный ответ)

Ведущий: — Вы ответили уже на большое количество вопросов и немного утомились, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть.

— Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.

— Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.

— Если вы любите шоколад, оближите губы.

— Если у вас есть друг, возьмите его за руку.

— Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.

— Если вы хотите получить удовольствие от викторины, будьте активны. Удачи всем.

Третий этап викторины – вопросы по сказкам.

Вопросы

  1. Какое зло причинял людям змей в русской народной сказке «Никита Кожемяка»? («много народу из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь»).
  2. Какое решение приняли звери на сходке для медведя в тофаларской народной сказке «Как наказали медведя»? ( «Отныне медведь будет каждый год проводить в спячке полгода. Пусть на всю нашу долгую зиму укладывается в берлогу, пусть спит с конца октября до конца апреля. И кормить его не надо, пусть лапу сосет»).
  3. Как звали дочь – красавицу старого бая в башкирской народной сказке «Золотые руки»? (Мэфтук).
  4. Какого жениха хотела выбрать Мэфтук в башкирской народной сказке «Золотые руки»?  («- Отец, я выйду только за того человека, который будет и самым богатым, и самым бедным человеком на свете»).
  5. Какие испытания придумал Морозко для падчерицы и для дочки в русской народной сказке «Морозко»? (для падчерицы – «напряди ты из этой кудели ниток, вытки холста, из холста мне рубаху сшей!», для дочки «- Покажи – ка сначала какова ты мастерица, свяжи мне рукавицы! »).
  6. Как решили позабавиться братья Морозы в русской народной сказке «Два Мороза»? («Давай-ка, братец Мороз-Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого и заморозим »).
  7. За что белка наказала старших дочерей в татарской народной сказке «Три дочери»? (за то, что отказались помочь матери, когда та заболела).
  8. Что предприняла царица, чтобы погубить молодую царевну в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Наказала сенной девушке Чернавке «отвести царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам…»).
  9. Почему Серая Шейка не могла улететь вместе со всеми в теплые края в сказке Д. Мамин- Сибиряка «Серая шейка»? (потому что у нее было сломано крыло).

Ведущий: А сейчас волнительный момент, мы подсчитаем баллы и узнаем, кто же победил в этой викторине.

(Жюри подводит итоги. Награждение команд благодарностями и сладкими призами).

Источник: https://pedsovet.org/articles/article/view/id/219179

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector