Викторина с ответами для 5-6 класса по теме «русский народ о языке»

Викторина с ответами для 5-6 класса по теме «Русский народ о языке»

Викторина

«Знатоки русского языка»

«Вопрос-ответ»

1.Кто был создателем первого славянского алфавита?

Ответ:

Кирилл и Мефодий

2.Как назывались первые

славянские азбуки?

Ответ:

Кириллица и Глаголица

3.Какая часть речи самая немногочисленная – всего несколько десятков слов?

Ответ:

4.Какое слово русского языка является самым употребительным? Оно также – безусловный лидер по количеству связанных с ним орфографических ошибок.

Ответ :

Частица

5.Могут ли слова существовать вне речи, вне предложений?

Ответ:

Да, в словарях и учебных пособиях

6.Как называется искусство красивого письма?

Ответ:

Каллиграфия

7.Как называется искусство быстрого, сокращенного письма?

Ответ:

Стенография

«Вспомни

правило!»

Вопрос

Slide 3-Question/Answer (Cat1, $100)

This slide is the first Question/Answer slide. It corresponds to Category 1 for $100. Once you have followed the instructions on Slide 2 to replace category name placeholders with your actual categories, the text “Cat1” on this slide will be replaced with your 1 st category name.

When you click on Category 1 for $100 on the main slide, this slide opens automatically, with the Question appearing at the top. (Note: On TV Jeopardy, the contestant is actually shown an

Дайте определение имени существительного.

answer and is asked to offer a related question. Since this concept is sometimes difficult to understand and implement, this PowerPoint version shows a question followed by the corresponding answer.)

One way to play the game in class is to set up three teams. For each round, have one person from each team stand up as contestants. Have one pick the category and dollar value; click on that box and then ready the question that appears.

Call on the first contestant that raises his or her hand for the answer. If they are correct, their team gets corresponding points or dollars (e.g., 1 point for each $100).

If the first contestant misses the question or does not answer quickly enough, his or her team loses the corresponding points. Then, offer the question to the remaining two contestants in order of their raised hands.

After the question has been answered correctly, or after all three contestants miss it, or after no contestant wants to try, return to the main slide by clicking on the yellow arrow. The current contestants then sit down, and the game moves to the next round.

Note that this Jeopardy game does not have a Double Jeopardy question.

Ответ

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Или что?

To tailor this slide, follow these instructions:

You are now ready to put in your questions and answers, but you might want to go ahead and save this file first, using Save As and giving it a new name—one that makes sense for this particular Jeopardy game (e.g., Fractions Jeopardy ).

  • If your Question is short, simply double click on the word “Question” and type in your specific question (e.g., “50% of 150” or “Capitol of France”). If the text you enter will not fit on one line, there’s room for two lines at this font size. If you need more room, reduce the font size by triple clicking on the text and using the Font Size selector in the toolbar. In some cases, your question may need a drawn figure or graphic. You can use PowerPoint features to draw the figure you need or to insert graphics. A few examples are show below.
  • Double click on the word “Answer” and type in your answer in the same way.
  • Do the same steps to tailor the remaining Question/Answer slides, remembering to make questions of higher dollar value more difficult. Also remember to save your work.

Example Questions:

Вопрос

Дайте определение имени прилагательного.

Ответ

Имя прилагательное-часть речи,

которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

Какой? Чей?

Welcome to Power Jeopardy

© Don Link, Indian Creek School, 2004

You can easily customize this template to create your own Jeopardy game. Simply follow the step-by-step instructions that appear on Slides 1-3.

Вопрос

Наречие – это?

Ответ

Наречие — это неизменяемая часть речи, которая обозначает 

признак действия, признак другого признака,    реже признак предмета Отвечает на вопросы

где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?

Welcome to Power Jeopardy

© Don Link, Indian Creek School, 2004

You can easily customize this template to create your own Jeopardy game. Simply follow the step-by-step instructions that appear on Slides 1-3.

Вопрос

Глагол – это?

Ответ

Самостоятельная  часть речи , которая обозначает 

состояние   или  действие  

предмета и отвечает на  вопросы   что делать?   что сделать ?

Welcome to Power Jeopardy

© Don Link, Indian Creek School, 2004

You can easily customize this template to create your own Jeopardy game. Simply follow the step-by-step instructions that appear on Slides 1-3.

Вопрос

Имя числительное – это?

Ответ

Имя числительное  — это самостоятельная часть речи,

которая обозначает число,

количество и порядок предметов.

Отвечает на вопросы: сколько? который?

Welcome to Power Jeopardy

© Don Link, Indian Creek School, 2004

You can easily customize this template to create your own Jeopardy game. Simply follow the step-by-step instructions that appear on Slides 1-3.

Вопрос

Местоимение – это?

Ответ

Местоиме́ние —  часть речи , которая указывает на предметы,

признаки, количество, но не называет их.

К местоимению можно задать вопросы: кто? что? (я, он, мы); какой? чей?

(этот, наш); как? где? когда? (так, там, тогда) и др.

Welcome to Power Jeopardy

© Don Link, Indian Creek School, 2004

You can easily customize this template to create your own Jeopardy game. Simply follow the step-by-step instructions that appear on Slides 1-3.

Вопрос

Причастие – это?

Ответ

Причастие  — особая форма глагола,

которая обозначает признак предмета по действию

и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Welcome to Power Jeopardy

© Don Link, Indian Creek School, 2004

You can easily customize this template to create your own Jeopardy game. Simply follow the step-by-step instructions that appear on Slides 1-3.

Конкурс «Грамотей»

Придумайте слова на каждую букву слова «яблочки».

Сколько букв в сумме окажется в словах (более длинные слова), тот получает столько баллов.

Собери пословицу

ско

без

не

Без русского языка не сколотишь и сапога.

са

тишь

по

зы

го

га

я

ка

ло

и

ско

рус

Соедините фразеологическое.

1. Не ударить в грязь лицом. 2. Держать себя в руках. 3. Мелькнуть, как молния. 4. Игра не стоит свеч. 5. Стрелять без промаха. 6. Во что бы то ни стало. 7. Не находить себе места. 8. Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.

Б. Обязательно. В. Очень быстро. Г. Точно в цель. Д. Сохранять самообладание. Е. Показать себя с лучшей стороны. Ж. Быть в состоянии большого волнения. З. Огорчаться.

Проверка

  • 1-Е
  • 2-Д
  • 3-В
  • 4-А
  • 5-Г
  • 6-Б
  • 7-Ж
  • 8-З

Что объединяет следующие существительные?

1.Тбилиси, Дели, Токио, кофе.

2. Уссури, Нейси , Миссисипи, По.

3.Онтарио, пальто, какао, пенсне.

Ответы :

Все эти слова –несклоняемые существительные.

Они сгруппированы по родам:

1 — существительные мужского рода;

2 — женского рода;

3- среднего рода.

«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

  • Определите лексическое значение диалектизма. Что это такое?
  • 1. ноговицы
  • 2. издёвленок
  • 3. хлопанцы
  • 4. шмыгало
  • 5. провинка
  • 6. седмица
  • 7. рех
  • 8. подлокотник

Ответы:

  • 1. ноговицы — носки
  • 2. издевленок — шутник
  • 3. хлопанцы — шлепанцы
  • 4. шмыгало- подвижный человек
  • 5. провинка — ошибка
  • 6. седмица — неделя
  • 7. рех – дыра, отверстие, прореха
  • 8. подлокотник — помощник

В каком из слов нет окончания?

  • 1. степной
  • 2. стеной
  • 3. герой
  • 4. долой
  • 5. второй

Ответы на задание:

  • 1. степной (-ой)
  • 2. стеной – (-ой)
  • 3. герой – (нулевое)
  • 4. долой – (нет окончания, это наречие)
  • 5. второй – (-ой)
Читайте также:  Воспитательная программа оэр в школе

Как правильно обратиться к человеку в Испании?

  • 1) пан
  • 2) сеньор
  • 3) месье
  • 4) мистер
  • 5) дон

Ответ:

ДОН

«Вспомним детство»

1.Дрова

2.Дракон

3.Дерево

4.Дыня

5.Дом

6.Дятел

7.Дельфин

Шарады

Незнайки

ПРИМЕР ШАРАДЫ

Начало деревом зовётся,

конец – читатели мои.

А в книге целое найдётся,

ведь в каждой строчке есть они.

Отгадайте шарады

Первый слог – местоименье,

второй – крик лягушек летом.

А из целого получим

мы для Золушки карету.

ТЫ

КВА

Корова вам подскажет первый слог,

смеясь, легко отыщете другой.

А целое садится нагло на пирог

и чешет крылья заднею ногой.

МУ

ХА

Первая часть – так мы кошку зовём,

когда ищем или еду ей даём.

Вторую часть без всяких сомнений

ставят все люди в конце предложений.

Целое все вы макаете в краску,

Если в альбоме рисуете сказку.

КИС

ТОЧКА

Слог первый слова – нота,

вторая часть – оленя украшение.

А вместе – место оживлённого движения.

ДО

РОГА

Начало слова – голос птицы,

конец его – на дне пруда.

А в галерее целое

найдёте без труда.

ТИНА

КАР

Мой первый слог – это предлог, корабли – второй и третий слог.

А вот без целого, друзья,

нам всем ни есть, ни пить нельзя.

ПО

СУДА

Мой первый слог ищите

в нотах смело,

а имя женское – мой слог второй.

Меня тянуть не стоит в целом,

хоть тянет кое-кто порой.

РЕ

ЗИНА

Спасибо за участие!

Источник: https://intolimp.org/publication/viktorina-znatoki-russkogho-iazyka-5-klass.html

Лингвистическая викторина по русскому языку для 5 – 6 классов. — презентация

Лингвистическая викторина по русскому языку для 5 – 6 классов. - презентация

1 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА по русскому языку для 5 – 6 классов

2 «Узнай название команды» Первый конкурс

3 Команда 5 класса Команда 6 класса НКИМУЧИ ТЗКНИОА

4 Второй конкурс «Разминка»

5 1. Раздел науки о языке, который изучает звуки? фонетика

6 2. Слова противоположные по значению? антонимы

7 3. Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей? дополнение

8 4. Слова, которые пришли к нам из других языков? заимствованные

9 5. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов? суффикс

10 6. Предложение с одним главным членом? односоставное

11 Третий конкурс «Омонимы»

12 Каким ключом не откроешь дверь?

13 Из какого крана не берут воду?

14 Каким патроном не зарядишь ружье?

15 В каких лесах не водится дичь?

16 В какой клетке не держат птиц?

17 Из какого сосуда не напьешься?

18 Четвертый конкурс «Фразеологизмы»

19 Развесить уши

20 Зарубить на носу

21 Без задних ног

22 Сесть в калошу

23 Водить за нос

24 Вставлять палки в колеса

25 Пятый конкурс «Анаграммы»

26 Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь В кастрюлю я полезу.

27 Географию со мной Изучают в школе дети. Дай порядок букв иной И найдешь меня в буфете.

28 Я дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня повсюду Но слоги переставь во мне И воду подавать я буду.

29 Эта птица в небе вьется. А буквы поменяй местами, Полный зёрен к земле гнется

30 Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои – И целый лес ты мною свалишь?

31 Я застываю на сосне, Бываю и на ели. Смените буквы так во мне, Чтоб вы меня с картошкой съели.

32 Шестой конкурс «Перевертыши»

33 Огненный бедняк Снежная королева

34 Девочка — верзила Мальчик с пальчик

35 Янтарный сейф Малахитовая шкатулка

36 Мышь в кроссовках Кот в сапогах

37 Суп с пилой

38 Нищий на бобах Принцесса на горошине

39 Седьмой конкурс «Корректор»

40 Рассказ школьного портфеля Знакомьтесь: Петя, мой сосед. Ему уже 12 лет. Но говорит он до сих пор Не __________________, а коридор. «Дилектор входит в кабинет… Закрыт магазин на обед… Хозяйка моет стаканы́, Секёт свеклу́, пекут блины. И до меня дошёл черед: портфель он по́портфелем зовет.

41 Восьмой конкурс «Кто больше?»

42 ГРАММАТИКА

43 МОЛОДЦЫ!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1311815/

Викторина по русскому языку 5-6 классы

Викторина по русскому языку 5-6 классы


Викторина по русскому языку

для учащихся 5-6 классов

«Могучий и великий русский язык»

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята!

И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.

А в самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:

Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

(А. Яшин)

Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.

Для начала вам необходимо разделиться на две команды. Мы проведём небольшой отборочный тур, по результатам которого выберем участников команд.

1. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)

2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)

3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)

4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)

5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)

7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)

8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)

9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)

10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)

Ведущий: Мы определили участников команд, а сейчас пусть команды придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку. Также следует выбрать капитанов команд.

II конкурс. (каждый верный ответ 1 балл)

Ведущий: . В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.

1. Определить часть речи у следующих слов:

Карточка № 1.

Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

2. Определить способ словообразования. Ответ записать на листах

1. Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всем поклон отдаёт.

(земляника)

2. Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине – огонь да вода.

(самовар)

3. Зубов много, а ничего не ест.

(расчёска)

4. В маленьком окошке

Голубое солнце.

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(телевизор)

5. Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала…

(снежинка)

6. Это что за огород?

Огород с секретом.

Во дворе у нас мороз –

В огороде – лето.

(теплица)

3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.

Карточка № 2.

  1. Дело шуток не любит. (Им. п.)

  2. От слова до дела целая верста. (Род. п.)

  3. Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)

  4. Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

  5. Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)

  6. И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)

  7. Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

  9. Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)

  10. По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

4. Определить в прямом или переносном значении употреблены прилагательные.

Круглый столик (пр.), чёрная зависть (пер.), круглый год (пер.), круглая сумма (пер.), прозрачная вода (пр.), острое слово (пер.), прозрачный намёк (пер.), чёрный карандаш (пр.), острый нож (пр.), светлая мысль (пер.), живая вода (пер.), стальной обруч (пр.), сладкая речь (пер.), золотое сердце (пер.), сладкая ягода (пр.), золотое кольцо (пр.), стальной характер (пер.), живые цветы (пр.).

Читайте также:  Рыцарский турнир в летнем лагере. сценарий

5. Составить телеграмму

Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:

З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.

6. Определить лексическое значение у предложенных слов.

Карточка № 3.

1. выжига В а) очень жаркая погода
2. затуркать К б) возглас в значении «довольно», «достаточно»
3. жарынь А в) плут, пройдоха, прижимистый человек
4. баста Б г) ненадолго приехавший откуда-нибудь
5. квакушка Е д) о человеке, существе маленького роста
6. качкий Ж е) то же, что лягушка
7. ларёчник З ж) качающийся, неустойчивый
8. заезжий Г з) продавец в ларьке
9. катыш И и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого
10. невеличка Д к) то же, что затюкать

7. Конкурс с болельщиками.

Из предложенных пар слов составьте пословицы:

  1. Коса – камень (Нашла коса на камень)

  2. Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)

  3. Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)

  4. Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)

8. Конкурс

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, десять .

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, десять .

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, десять .

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, десять .

1. выжига а) очень жаркая погода
2. затуркать б) возглас в значении «довольно», «достаточно»
3. жарынь в) плут, пройдоха, прижимистый человек
4. баста г) ненадолго приехавший откуда-нибудь
5. квакушка д) о человеке, существе маленького роста
6. качкий е) то же, что лягушка
7. ларёчник ж) качающийся, неустойчивый
8. заезжий з) продавец в ларьке
9. катыш и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого
10. невеличка к) то же, что затюкать
1. выжига а) очень жаркая погода
2. затуркать б) возглас в значении «довольно», «достаточно»
3. жарынь в) плут, пройдоха, прижимистый человек
4. баста г) ненадолго приехавший откуда-нибудь
5. квакушка д) о человеке, существе маленького роста
6. качкий е) то же, что лягушка
7. ларёчник ж) качающийся, неустойчивый
8. заезжий з) продавец в ларьке
9. катыш и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого
10. невеличка к) то же, что затюкать
1. выжига а) очень жаркая погода
2. затуркать б) возглас в значении «довольно», «достаточно»
3. жарынь в) плут, пройдоха, прижимистый человек
4. баста г) ненадолго приехавший откуда-нибудь
5. квакушка д) о человеке, существе маленького роста
6. качкий е) то же, что лягушка
7. ларёчник ж) качающийся, неустойчивый
8. заезжий з) продавец в ларьке
9. катыш и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого
10. невеличка к) то же, что затюкать
1. выжига а) очень жаркая погода
2. затуркать б) возглас в значении «довольно», «достаточно»
3. жарынь в) плут, пройдоха, прижимистый человек
4. баста г) ненадолго приехавший откуда-нибудь
5. квакушка д) о человеке, существе маленького роста
6. качкий е) то же, что лягушка
7. ларёчник ж) качающийся, неустойчивый
8. заезжий з) продавец в ларьке
9. катыш и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого
10. невеличка к) то же, что затюкать
  1. Дело шуток не любит.

  2. От слова до дела целая верста.

  3. Не по сути дело, а по делу суть.

  4. Ты за дело, а дело за тебя.

  5. Велик телом, да мал делом.

  6. И умён, и крепок, и в деле гож.

  7. Всех дел не переделаешь.

  8. Языком не спеши, а делами не смеши.

  9. Умён на словах, да глуп на делах.

  10. По твоим делам о тебе судят.

1Дело шуток не любит.

  1. От слова до дела целая верста.

  2. Не по сути дело, а по делу суть.

  3. Ты за дело, а дело за тебя.

  4. Велик телом, да мал делом.

  5. И умён, и крепок, и в деле гож.

  6. Всех дел не переделаешь.

  7. Языком не спеши, а делами не смеши.

  8. Умён на словах, да глуп на делах.

  9. По твоим делам о тебе судят.

  10. Дело шуток не любит.

  11. От слова до дела целая верста.

  12. Не по сути дело, а по делу суть.

  13. Ты за дело, а дело за тебя.

  14. Велик телом, да мал делом.

  15. И умён, и крепок, и в деле гож.

  16. Всех дел не переделаешь.

  17. Языком не спеши, а делами не смеши.

  18. Умён на словах, да глуп на делах.

  19. По твоим делам о тебе судят.

  1. Дело шуток не любит.

  2. От слова до дела целая верста.

  3. Не по сути дело, а по делу суть.

  4. Ты за дело, а дело за тебя.

  5. Велик телом, да мал делом.

  6. И умён, и крепок, и в деле гож.

  7. Всех дел не переделаешь.

  8. Языком не спеши, а делами не смеши.

  9. Умён на словах, да глуп на делах.

  10. По твоим делам о тебе судят.

Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

  1. Дело шуток не любит. (Им. п.)

  2. От слова до дела целая верста. (Род. п.)

  3. Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)

  4. Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

  5. Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)

  6. И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)

  7. Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

  9. Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)

  10. По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

1. выжига В а) очень жаркая погода
2. затуркать К б) возглас в значении «довольно», «достаточно»
3. жарынь А в) плут, пройдоха, прижимистый человек
4. баста Б г) ненадолго приехавший откуда-нибудь
5. квакушка Е д) о человеке, существе маленького роста
6. качкий Ж е) то же, что лягушка
7. ларёчник З ж) качающийся, неустойчивый
8. заезжий Г з) продавец в ларьке
9. катыш И и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого
10. невеличка Д к) то же, что затюкать

З Д А Ж В Л Е Н Я Ч О Д Ц

Источник: https://multiurok.ru/files/viktorina-po-russkomu-iazyku-5-6-klassy.html

Урок-викторина по русскому языку, литературе в 6 классе. Игра «Юные филологи»

Урок-викторина по русскому языку, литературе в 6 классе. Игра «Юные филологи»

Разработала Капитанова О.М.

Урок-викторина по русскому языку, литературе в 6 классе. Игра «Юные филологи».

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся через внеклассную работу по литературе, русскому языку, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предметам, развитие у учащихся творческой активности, смекалки, чувства коллективизма, мероприятие направлено на развитие у обучающихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.

Правила игры: каждая команда выполняет задание, за которое получает Ключ. Победителем становится команда, собравшая как можно больше Ключей. В качестве экспертов в игре принимают участие учителя, библиотекарь. Оборудование: мультимедиа, презентация.

Ведущий:

Не наяву и не во сне, Без страха и без робости, Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе. На карту не нанесена, Но знаем вместе ты и я,

Что есть она, страна Филология!

1. Представление команд.

Команда «Пятачки». Девиз «Пятачок бежит всегда вперед и никогда не отстает.»

Команда «Винни Пухи». Девиз «Хоть ты лопни, хоть ты тресни: Винни Пух на первом месте.»

2. Знакомство с Картой путешествия:

полянка Заклинаний, домик Всезнайки, дупло Совы, гнездо Потерянных вещей, полянка Творчества, привал у старого Дуба.

3. Старт (определение наиболее активной команды). Командам предлагается отгадать загадки. Кто больше набирает очков, тот получает Ключ.

Какую траву и слепой узнает? крапива

Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет? школа

Что с земли не поднимешь? тень

Белая чайка по черному полю скакала, след за собой оставляла. мел,доска

Гуляет в поле , а не конь. Летает на воле , а не птица. ветер

Я весь мир слепить готов — дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин — у меня есть…пластилин

Читайте также:  Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме «весенняя прогулка»

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. язык

Слушайте внимательно, очень занимательно: чего нет в капусте, ни в свекле, ни в репе, 
А есть в моркови, огурце, помидоре?  буквы «О»

4. Полянка Заклинаний. В этом городе живут волшебные заклинания, нужно вспомнить, кому они принадлежат и произнести их нужным образом. Что должно потом произойти?

По щучьему велению, по моему хотению… «По щучьему велению», Емеля. Выполнение желания.

Сивка- бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! «Конек-Горбунок»,3-ий сын,вызов Конька -Горбунка

Раз, два, три, горшочек, вари! бр.Гримм, «Горшок каши». Заставляет горшок варит кашу.

Крекс, пекс, фекс! «Приключения Буратино»,лиса Алиса,кот Базилио. Заставляет расти дерево.

Лети, мой лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг…

Катаев «Цветик-Семицветик».Девочка Женя. Загадывание желания.

Избушка, избушка повернись к лесу задом, ко мне передом…

«Морозко»,Иван-царевич.Обращение к избушке.

Остолбеней; Окулюс репаро; Экспекто Патронум! Дж.Роулинг «Гарри Поттер». Окаменеть, восстановление предметов, заклинание, вызывающее  существо, которое защищает от дементоров.

5. Домик Всезнайки. Путешественников встречает Знайка: «Здравствуйте, дорогие 6-классники! У меня случилась беда: Винни Пух Приходил в гости и порвал мои книги. Помогите мне!»

«Айболит» К. Чуковский

«Незнайка» Н.Носов

«Зима в Простоквашино» Э. Успенский

«Чиполлино» Д.Родари

«Кот в сапогах» Ш. Перро

«Алиса в Стране чудес» Л. Кэролл

«Карлсон, который живет на крыше» А.Линдгрен «Дядя Стёпа» С.Михалков «Квартет» И.Крылов

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстой

«Аргонавты» мифы Древней Греции

6. Гнездо Потерянных вещей (на полочках лежат разные сказочные предметы) вернуть вещь хозяину.

Золотой ключик («Приключения Буратино») Статоскоп,термометр («Айболит»)

Яблоко («Спящая царевна») Кольцо («Двенадцать месяцев» и др.)

Кусочки зеркальца («Снежная королева») Апельсины («Крокодил Гена и его друзья»)

Клубочек («Василиса Прекрасная») Горошинка («Принцесса на горошине»)

Иголка («Кощей Бессмертный») Корзинка с пирожками («Красная шапочка»)

7. Дупло Совы:

Разминка:

Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 русские буквы? ( аз- бу- ка).

В каких словах по сто согласных? ( сто-л, сто-г, сто-н).

Какую часть слова можно найти в земле? (корень).

Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик»: дом-ик).

Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке).

Из каких букв можно приготовить вкусный суп? (У-ха).

Игра « Эрудит»: угадай слово по его лексическому значению.

Сосуд, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (Арена)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении награды на конкурсах. (Жюри)

Устное народное творчество народа (Фольклор)

8. Полянка творчества. Задания выполняются одновременно (подгруппами)

Задание 1. Придумайте буриме на рифмы:

роса – небеса пес – принес краски-сказки ветерки-мотыльки

Задание 2. Нарисовать по предложенному шаблону иллюстрацию к сказке, работы отправляют жюри.

9. Привал у старого Дуба.

Игра «Говори по-русски!»: поставить ударения в словах.

Рассказ школьного портфеля: “Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»,«Закрыт магазин на обед…»,«Хозяйка моет стаканы…»

«Секёт свеклу…»,«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:меня он «портфелем» зовёт.” (Ю.Тимянский)

Алфавит, документ, портфель, километр, красивее, положить, цемент, красивее, звонит, свекла, шофер,

щавель, торты, поняла, инструмент, каталог, баловать, столяр, щавель, углубить, творог, жалюзи.

Игра «Эти забавные животные» :вспомнить фразеологизмы с животными, объяснить их значения.

(Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Медведь на ухо наступил).

Ведущий:- Молодцы! Знаете много фразеологизмов, умеете их объяснить. Фразеологические обороты, куда относятся и крылатые слова, пословицы, поговорки, — язык нашей с вами культуры. Пословицы и

поговорки создавались людьми на самые разные темы.

Игра «Пословица не зря молвится»: собери пословицу по началу и концу.

Делу время……. Гуляй смело.

Труд человека кормит… потехе час.

Что посеешь, то… а лень портит.

Кончил дело… и пожнешь.

Поспешишь… коли делать нечего.

Скучен день до вечера… торопись делом

Не спеши языком… а человек знанием.

Земля освещается солнцем… людей насмешишь

10. Подведение итогов путешествия. Победители награждаются грамотами.

Использованная литература:

  1. Г.Александрова. Занимательный русский язык.-Москва,1999г
  2. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа. 5-11 кл.- Волгоград, 2013 г

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urokviktorina_po_russkomu_yaziku_literature_v_6_kla_163755.html

Викторина по русскому языку 4-5 класс c ответами

Викторина по русскому языку 4-5 класс c ответами

К 5 классу школы большинство прилежных учеников владеют достаточно обширными знаниями для проведения викторины по русскому языку 4-5 класс.

Подготовить такую викторину имея хорошо оснащенный кабинет русского языка совсем не сложно, достаточно будет развесить на стенах и доске некоторое количество дополнительных плакатов и украсить доску заманчивым ярким объявлением с приглашением принять участие в викторине для школьников с ответами.

Перед началом викторины школьников лучше разделить на команды, если в викторине принимают участие два класса, то перемешивать их не стоит, образовав команды из их состава. Играть могут не все, часть учеников может выступить в качестве судей, внимательно следящих за тем, кто из команды соперников первым дал правильный ответ.

Викторина по русскому языку, для учащихся 4-5 классов

Вопросы для викторины

Тур 1. Разминка

  • Сколько букв в русском алфавите?

(33)

  • Сколько букв было в российском алфавите в начале XIX века?

(36)

  • На какие буквы делится алфавит?

(на гласные и согласные)

  • Как называются элементы русского языка, которые слышатся, но не видятся?

(звуки)

  • Назовите на какой вопрос отвечает в предложении подлежащее?

(кто?, что?)

  • Какое количество гласных букв в русском алфавите?

(10)

  • Какая часть речи в предложении обозначает действие?

(глагол)

  • При помощи какой части слова связываются все слова в предложении?

(окончание)

  • Какое количество согласных букв содержится в русском алфавите?

(21)

  • Назовите две буквы в русском алфавите, не имеющие звуков?

(мягкий и твердый знаки)

(Кирилл и Мефодий)

Тур 2. Слоги – слова

Ведущий викторины раздает детям заранее подготовленные материалы, в виде листочков с разбросанными по ним слогами и предлагает составить слоги в слова.

Варианты данной работы могут быть следующими:

  1. Ли, мо, ма, н, ре, ма, ле;
  2. К, па, ни, па, га;
  3. Со, во, с, да, на;
  4. Мо, о, ре, зе, ро;
  5. Зе, ш, р, ка, но, ф;
  6. О, д, к, но, ве, рь;
  7. Ко, бо, ра, бль, ро, в;
  8. Ко, ку, ро, ри, ца, ва;
  9. К, ро, ди, вать, ван.

Задание может выполняться по вариантам, кто первый сдает листик с правильно выполненным заданием, тот и признается победителем.

Тур 3. Рисование

Викторина по русскому языку 4-5 класс выйдет более интересной, если включить в ее состав конкурс на лучшее изображение букв русского алфавита на бумаге, или доске.

Разрешено использование древнерусской вязи и других украшений для того, чтобы буква выглядела краше и лучше.

Полученные рисунки можно развесить на доске и предоставить судьям право выбрать из них три самых лучших, исполнители которых должны получить хорошие отметки.

Тур 4. Практическая часть

В этой части викторины ученикам придется немного поднапрячься, поскольку от этого будет зависеть то, чем завершиться игра.

  1. Разобрать слово «кувшинка» по составу

(кувшин – корень, к – суффикс, а – окончание)

  1. Осуществить синтаксический разбор предложения: Ранней весной расцвел первый подснежник.

(повествовательное, не восклицательное,  простое, двусоставное, не осложненное)

  1. Фонетический разбор слова «лошадь»

(л – согласная, звонкий, мягкий; о – гласная, ударная; ш – согласная, глухая, твердая; а – гласная, безударная; д – согласная, звонкая, твердая; ь – мягкий знак)

Тур 5. Вопросы на знание правил русского языка

  1. Какие слова считаются однокоренными, приведите примеры?

(слова с одним корнем, пример – лист, лиственница)

  1. Монолог – это…, диалог – это…

(монолог – речь одного человека, диалог –разговор двух и более лиц)

  1. Назовите то, как в предложении могут меняться глаголы?

(глаголы в предложении меняются по времени, числу, лицу и  роду (в прошедшем времени))

  1. Охарактеризуйте сложное предложение?

(сложным считается предложение, в котором имеется более двух сказуемых, или же двух подлежащих)

Завершить викторину можно выставлением оценок и награждением победителей.

Источник: http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/mladshie-shkolniki/viktorina-po-russkomu-yazyku-4-5-klass.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector