Включение музыкальных физкультминуток в нод и режимные моменты доу

Включение музыкальных физкультминуток в НОД и режимные моменты ДОУ

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.

Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание  умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне.

Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются.

Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полу приседания,подпрыгивания,ходьба).Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия.

При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей — глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным.

Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.).

Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.

Основные требования к проведению физкультминуток:

  • проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
  • подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;
  • отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
  • подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнениядля физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали — покажем» и т. д.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

  • стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
  • преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;
  • содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия.

Так, например, отгадывать загадки ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.).

Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).

Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей, как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.

Комплексы физкультминуток.

1.Приплыли тучи, дождевые                        Руки вытянуты, ладоши вниз.

Лей дождик — лей!                                 Потряхивают руками, топают

Дождинки как живые,                                пляшут, ногами.

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт!                                           Наклоняются, садятся.

2.Зайки, где вы пропадали?

-Мы в капусте отдыхали,                             Трясутся от страха

А капусту вы не ели?

-Только носиком задели.

Вас бы надо наказать.

-Так попробуй нас догнать!Убегают.

3.Сначала буду маленьким,                         Присесть, обнять колени руками,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,                      Встать,

До неба дотянусь,        поднять руки вверх, встать на носочки.

4.Ветер дует нам в лицо.                     Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо.                           Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише.                Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше.                    Тянутся вверх.

5.Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).

6.Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Выполнять согласованные со словами действия).

7.Гриша шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз — грибок,

Два — грибок,

Три — грибок,

Положил их в кузовок.

(Выполнять согласованные со словами действия).

8.Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

— Отчего-ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова –

Раз, два и готово.

(Выполнять согласованные со словами действия).

9.Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

10.Дождь

Капля — раз, капля — два,                        Хлопки руками на каждое слово.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом.                         Бег.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.                                Хлопки руками на каждое слово.

Кап-кап, кап-кап.                                        Свободные движения пальчиками.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.                                Соединить руки над головой.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.                                        Взмахи руками.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.                                        Повороты вокруг себя.

Обуваемся

Я умею обуваться,

Топать ногами.                                                        Если только захочу,

Я и маленького братца                                            Руки перед грудью,

Обуваться научу.                Показывают «маленького братца».

Вот они, сапожки,                                                Наклон вперед.

Этот с правой ножки,                                                Погладить правую ногу.

Этот с левой ножки.                                                Погладить левую ногу.

Снегопад

Белый снег, пушистый.                                                Взмахи руками.

В воздухе кружится                                                Повороты вокруг себя.

И на землю тихо

Падает, ложится.                        Опуститься на корточки.

Машина- 1

Шла по улице машина,                                      Двигаться в заданном

Шла машина без бензина,                                направлении, вращая

Шла машина без шофера,                                воображаемый руль.

Без сигнала светофора,

Шла, сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

Машина — 2

Завели машину: ш-ш-ш.                        Вращения руками перед грудью

Накачали шину: ш-ш-ш. «Насос».                        Вращение воображаемого

Улыбнулись веселей, и поехали скорей.                Руля.

Хлоп — топ

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

Весенний дождь

Поутру надел на ножки        «Пробегать» пальчиками одной  руки по другой

Дождь хрустальные сапожки,              от предплечья к кисти.

Где наступит сапожок,                          Похлопывать руки ладонями.

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки.                                        Поглаживать руки ладонями.

Солнышко

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Руки поднимаем.

Радуга

В небе радуга висит,              В воздухе «нарисовать» радугу.

Детвору веселит.        Потянуться вверх и помахать кистями рук.

С нее, как с горки,                 Опустить руки вниз.

Едут Егорка, петух, кот, свинья и я.                Загибать пальцы на руке.

Пароход

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Потягушеньки

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки.        Потягивание вверх, стопы приподнимаются на носки.

Сон, скорей уходи, сила, приходи.        Напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях.

Читайте также:  Отношения с мамой

Улыбнись, глазок, хоть один разок.        Улыбка — мимическое движение.

Прогулка

С тобой гуляем весело,

По улице идем.

И по дороге песенку

Веселую поем.                                                        Шагать на месте.

Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

По улице идем.                                                      Шаги на месте.

Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

Мы песенку поем.                                                Шаги на месте.

Фрукты

Будем мы варить компот.                                        Маршировать на месте.

Фруктов нужно много.

Вот:                                        Показать руками — «много».

Будем яблоки крошить,                                     Имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить,                                рубят,

Отожмем лимонный сок,                                отжимают

Слив положим и песок,                                    кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот,                               Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ.                                Хлопать в ладоши.

Птички

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

(Выполнять согласованные со словами действия).

Источник: https://bobrova-ozgdou11.edumsko.ru/articles/fizkul_tminutki_i_ih_mesto_v_rezhime_dnya

Физкультминутки в режиме дня

Физкультминутка в режиме дня

       Физкультминутки (физические упражнения) проводят с целью предупреждения общего утомления организма ребенка, мышечного напряжения (от статичного напряжения при занятиях за столом, н-р) и утомления нервной системы детей (н-р, на занятии с большой умственной нагрузкой и недостатком мышечной деятельности).

      Физкультминутки переключают ребенка с одного вида деятельности на другой, являются физической разрядкой, улучшающей самочувствие ребенка.   

        Для физкультминуток подбираются доступные и эффективные физические упражнения, помогающие поддерживать хорошее настроение, самочувствие и работоспособность детей на занятии и в повседневной жизни.

      При выборе упражнений важно учитывать особенности нервной системы ребенка: спокойные упражнения в среднем темпе предлагаются легко возбудимым детям, а для заторможенного ребенка рекомендуются упражнения, активизирующие его мышечную систему.

       В комплекс, рассчитанный на 2-3 минуты, следует включать знакомые детям упражнения для крупных групп мышц: упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты, приседания, подскоки.

Полезны также упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, н-р мышц шеи, кисти.

В физкультминутках можно использовать упражнения для кисти с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами, выполнять перекрестные движения и пр.

        В перерывах между занятиями в старшей и подготовительной группе можно давать упражнения с мячами, скакалками, детскими тренажерами, а также подвижные игры, игры-эстафеты и др.

       Не следует предъявлять особых требований к технике выполнения упражнений, лучше акцентировать внимание на моменте расслабления, активном выдохе. В некоторых случаях полезно применить и более интенсивные упражнения: 10-15 подскоков, 10-12 приседаний, бег на месте (30-40 секунд).

        Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной для детей, проходить в игровой форме и давать детям мышечную разрядку от сравнительно неподвижной позы и устойчивого внимания.

     Важно, чтобы физкультминутка сняла утомление, но не перевозбудила детей.

КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

НА ЗАНЯТИЯХ

ЗАНЯТИЯ ПО  ЭМП

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

Комплекс №1

1. До пяти считаем,                     И.П.: Стоя, ноги слегка расставлены.

   гири поднимаем.                         В.: Руки поднять медленно верх — в стороны,

                                                             пальцы сжаты в кулаки.

2. Сколько раз ударю в бубен           И.П.: Стоя, ноги на ширине плеч, руки в

    Столько раз дрова мы рубим.             замок, подняты вверх.

                                                             В.: Резкие наклоны вперед вниз.

3. Сколько клеток до черты,          И.П.: Произвольное

   Столько раз подпрыгни ты.       В.: На доске изображено 5 клеток.

                                                               Восп. указывает на них. Дети прыгают.

Комплекс №2

1. Сколько точек будет в круге,          На доске круг с точками.

   Столько раз поднимем руки.            Считают. Выполняют.

   (4-5 раз)

2. Сколько елочек зеленых,                 И.п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

   Столько выполним наклонов.

   (4-5 раз)

3. Приседаем столько раз,              И.п.: Стоя, ноги расставлены,

   Сколько бабочек у нас.                          Во время приседания руки вперед.

  (10-12 раз)

Комплекс №3

1. На носочки встанем —                    И.п. : Руки на поясе.

   Потолок достанем.                            В.: Поднимаясь на носки, руки вверх,

   (5 раз)                                                        в стороны, потянуться.

2. Наклонились столько раз,             И.п.: Стоя, ноги врозь. При наклонах

   Сколько уточек у нас.                              ноги не сгибать.

3. Сколько покажу кружков,             И.п.: Стоя, руки на поясе.

    Столько выполним прыжков.

   (5* по 3 раза)

Комплекс №4.

1. Сколько черточек до точки                   И.п.: О.С.

   Столько встанем на носочки.                В.: При подъеме на носках,

                                                                            Руки в стороны, вверх, ладони

                                                                           Ниже уровня плеч.

2. Будем считать, грибы собирать.        И.п.: стоя, ноги на ширине плеч,

                                                                       наклоны вперед («собираем грибы»)

3. Ягоды считаем, дружно приседаем.    И.п.: О.С. руки на поясе.

   (10-15 раз)                                                 голову не опускать, спина прямая.

Комплекс №5.

1. И.п.: О.с., руки к плечам.

   На 1-2 локти назад /вдох/

   На 3-4 в и.п. медленно.                   То же, вращение локтями назад (4 раза).

2. И.п.: стоя, ноги врозь /вдох/

   на 1-2 поворот вправо, правая рука за спину. Левая рука вперед /выдох/

  на 3-4 вернуться в и.п.

 (Резкие повороты в стороны с захлестом рук)

 Бег на месте (30 сек). Темп средний.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Текст произносится во время выполнения упражнений. Все упражнения выполняются стоя.

Комплекс №1.

1. Лебеди летят.                                       Плавные движения руками с большой

   Крыльями машут.                                  амплитудой.

2. Прогнулись над водой.

   Качают головой.                                    Наклоны вперед.

3. Прямо и гордо умеют держаться.       Приседают 2-3 раза.

   Очень бесшумно на воду садятся.

Комплекс №2.

1. Конь меня в дорогу ждет.                    Руки за спиной сцеплены в замок.

Бьет копытом у ворот.                        Ритмичные поочередные поднимания

На ветру играет гривой                        согнутых в коленях ног, покачивание

Пышной, сказочно красивой.                головой.

Быстро на седло вскачу,                       Подскоки на месте.

Не поеду – полечу. Цок-цок.                 Руки полусогнуты в локтях перед

Цок-цок. Там за дальнею рекой           собой.

Помашу тебе рукой.

Комплекс №3.

Медвежата в чаще жили,                   Круговые движения головой

Головой своей крутили,                        поочередно в разные стороны.

Вот так, вот так.

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,                     Наклоны в стороны, руки вперед.

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так.

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили                          Ходьба по-медвежьи,

И из речки воду пили.                         наклоны вперед.

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

А потом они плясали,                       Подскоки на месте.

Выше лапы поднимали.

Вот так,  вот так.

Выше лапы поднимали.

Комплекс №4.

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики            Энергичные движения

Прыг — скок, прыг – скок                                           руками. Прыжки.

Стоп, сели.                                                                 Приседания.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше высоко,

Прыгать на носках легко.                                   Прыжки на месте.

Комплекс №5.

 Вот мотор включился,                           Вращательные движения руками

Пропеллер закрутился,                           перед собой.

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

К облакам поднялись,                              Поочередные поднимания колен,

И шасси убрались.                                    Покачивание руками разведенными

                                                                   в  стороны.

Вот лес, мы тут приготовим парашют.

Толчёк, прыжок, летим дружок.           Прыжок вверх, руки в стороны,

Парашюты все раскрылись,                  приседания.

Дети мягко приземлились.

Комплекс №6.

Как головою между листвою              Движения головой вверх-вниз

Дятел деревья долбит.

Как на рыбалку и вперевалку              Бег на месте с разведением рук

Гусь за гусыней бежит.                      в стороны.

Как удивились, остановились             Наклон вперед, руки назад.

Гуси у самой реки.

Воду попили, крылья раскрыли           Руки в стороны, плавные движения

И потихоньку пошли.                          в  вверх-вниз.

Комплекс №7.

Эй, лошадки, все за мной!                    Руки вперед, пружинистые движения

Поспешим на водопой!                        ног.

Вот река, широка и глубока,              Плавное разведение рук в стороны,

Не достанешь до дна.                         Наклоны вперед.

А водица вкусна, пейте!

Хороша водица!

Постучим копытцем!                          Притопывание ногой.

Эй, лошадки, все за мной!                    Прыжки на месте.

Поскакали домой!

Гоп! Гоп! Гоп!

ИЗО- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст произносится во время выполнения упражнений. Все движения выполняются сидя.

Комплекс №1.

Мы сегодня рисовали,                         Активное сгибание и разгибание пальцев.

Наши пальчики устали.                     Встряхнуть руками перед собой.

Пусть немного отдохнут,                Энергично отвести локти назад.

Снова рисовать начнут.              

Дружно локти отведем,

Снова рисовать начнем. (2 раза)

Комплекс №2.

Мы сегодня рисовали,                     Плавно поднять руки перед собой,

Наши пальчики устали,                 встряхнуть кистями.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь                  Разводить и сводить ноги.

Заколачиваем гвоздь. (4-5 раз)

Комплекс №3.

Руки подняли и покачали-                  Плавное покачивание поднятыми

Это деревья в лесу.                            руками, встряхивание рук перед собой.

Руки подняли, кисти встряхнули-    Горизонтальные одновременные

Ветер сбивает росу.                         Движения руками вправо/влево.

В стороны руки, плавно помашем-

Читайте также:  Классный час на 1 сентября в 6 классе

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем —        Присесть, руки назад.

Крылья сложили назад. (2 раза)

Комплекс №4.

Долго-долго мы лепили,                      Встряхивание кистями перед собой

Наши пальцы утомились.                  Отвести руки назад-вниз,

Пусть немного отдохнут                  отклоняясь на спинку стула

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем.

Комплекс №5.

Наши алые цветки                           Плавное раскрывание пальцев.

Распускают лепестки.                     Помахивание руками перед собой

Ветерок чуть дышит                      и плавное опускание их на стол.

Лепестки колышит.

Закрываясь лепестки

Тихо засыпают.

Тихо засыпают,

Головой качают. (2 раза)

Комплекс №6.

В прятки пальчики играли                           Сжимание и разжимание кистей.

И головки убирали,

Вот так, вот так

И головки убирали.

Комплекс №7.

На зарядку солнышко поднимает нас

Поднимаем руки по команде «раз».

А под нами весело шелестит листва

Опускаем руки по команде «два».

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише. Деревцо все выше, выше.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

В  РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

  1. Только в лес мы все зашли-

Появились комары.

Руки вверх — хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

  1. Раз — подняться, потянуться.

                                                                   Два – согнуться, разогнуться.

                                                                   Три – в ладоши три хлопка.

                                                                  На четыре – руки шире.

                                                                 Пять – руками помахать.

                                                                 Шесть – за стол спокойно сесть.

  1. Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать!

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше.

И легко, легко подышим.

Раз-два: выше голова!

Три – четыре: руки шире!

Пять-шесть: тихо сесть!

                                                     4.На моей руке пять пальцев,

                                                        Пять хватальцев, пять держальцев,

                                                        Чтоб строгать и чтоб пилить,

                                                       Чтобы брать и чтоб дарить,

                                                                 Чтобы их же сосчитать:

                                                                 Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду, иду, иду.

А колеса говорят:

«Так-так-так, так-так-так».

Достаем руками крыши

На два счета поднялись,

Три-четыре: руки вниз.

                                               6.Ветер тихо клен качает,

                                                 Вправо-влево наклоняет.

                                                Раз — наклон, два-наклон,

                                                Зашумел листвою клен.

7.По острову бродит пират.

  Он глядит на восход, на закат.

  Под каждую пальму глядит,

 Одну только фразу твердит.

 Он думает глядя вокруг,

 Не здесь ли запрятан сундук?

                                              8.Руки на пояс поставьте вначале,

                                                 Влево и вправо качните плечами

                                                Вы дотянулись мизинцем до пятки?

                                                Если сумели, все в полном порядке.

9.Раз-два, выше голова!

Три-четыре. руки шире!

Пять-шесть, тихо сесть!

10. Буратино потянулся,

     Руки в стороны развел.

     Раз –нагнулся, два-нагнулся.

    Вот присел.

    Потом пошёл.               

                                            11. Мы читали и писали,

                                                  И немножечко устали.

                                                 Физкультминутку проведем

                                                 И все вместе отдохнем.

                                                Руки в стороны держите,

                                                И на пояс опустите.

                                               Шаг на месте – раз, два, три!

                                                Плечи шире разверни.

                                                Проведем одну игру,

                                               Все присядем, скажем: «У-у»!

                                               Быстро встанем, скажем: «А»!

                                               Нам пора уж за дела!

Источник: https://lelsad4.schools.by/pages/fizkultminutki-v-rezhime-dnja

Добро пожаловать! МБДОУ детский сад «Рябинка»

Добро пожаловать! МБДОУ детский сад

«Динамическая пауза  в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах».

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.

Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
  9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

Динамические паузы — это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.).

«Обезьяна» — подражание движениям животных, птиц, физкультурные упражнения.

Утро лучше начинать с психологического тренинга «Доброе утро, дети!». Детей становлю в круг. К первому от себя ребенку протягиваю ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони мне, я говорю: «Доброе утро, Рома! Он отвечает: «Доброе утро Евдокия Ильинична».

Поворачивается, и рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя» — «Доброе утро, Рома». По кругу последний ребенок протягивает мне ладони: «Доброе утро, Евдокия Ильинична». «Доброе утро, Алина».

Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они окончательно проснулись.

Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делю на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между занятиями, т.к. они положительно настраивают детей.

Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры.

Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.

При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

Остановлюсь на массаже пальцев и кистей рук.

Отношение к рукам у человек всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Защищали, строили жилище, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили, учились. По рукам судили о здоровье человека, о его положении (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные или рабочие руки).

О характере, темпераменте (вялые, быстрые, нервные).

Не случайно в русском языке много выражений, связанных с руками: мастер на все руки, золотые руки, положа руку на сердце, рукой подать, не подать руки, руками развести, обеими руками за, своя рука владыка, чужими руками жар загребать, руки не оттуда растут, работать не покладая рук, как рукой сняло.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики. «Две сороконожки».

Игры-массажи «Собираемся на бал» для девочек 4-6 лет, для мальчиков «Собираемся на охоту». Существует целая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями.

С двух лет рекомендуются приёмы самомассажа кисти руки, пальцев (мальчик-пальчик).

«Вот помощники мои»

Пальцы встали дружно в ряд,  Десять маленьких ребят. Эти два всему указка Всё подскажут без подсказки. Пальцы – два середничка,

Два здоровых добрячка.

Ну а эти безымянны Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них

Два больших и удалых.

Подготовил: Заместитель заведующего по методической работе

Бухарова Ирина Владимировна

Источник: http://ryabinka.my1.ru/publ/dinamicheskaja_pauza_v_neposredstvennoj_obrazovatelnoj_dejatelnosti_i_rezhimnykh_momentakh/1-1-0-22

Физкультминутка

Страница обновлена 18.07.2017

                                                                                                                         Подготовила учитель-дефектолог Бреславец О.Я.

Всё раннее детство малыша протекает в игре. Ребёнок развивается и узнаёт новое, играя. Чтобы дошкольник легко и успешно приобретал новые познания, умения и навыки, нужно обеспечить, чтобы малыш правильно развивался и не был утомлён занятиями. Для этого существуют физкультминутки, которые дети очень любят, особенно если они в стихах.

Читайте также:  Игра-путешествие форт байярд для летнего лагеря

Специалисты в области детской физиологии утверждают, что все виды детской образовательной деятельности вызывают напряжение нервной системы. Немалая нагрузка приходится на глаза и слух ребёнка, его руки (особенно кисти), мышцы всего тела – когда оно практически неподвижно, в статическом положении.

В результате подобной усталости у детей пропадает интерес ко всем занятиям, особенно обучающего характера, рассеивается внимание, ухудшается память, существенно снижается работоспособность.

Дети начинают всячески шалить, двигаться, крутиться, ёрзать за столом, отвлекать друг друга, после чего становятся вялыми и равнодушными к своим занятиям. И вот мы уже видим, как они потягиваются и зевают.

Всё это – очевидные сигналы для взрослого, что дети устали, им необходимо переключиться на другой вид деятельности, немного отдохнуть и подвигаться. Физкультминутки — отличные помощники в этом деле.

Физкультминутки – это набор полезных ребёнку физических упражнений в виде весёлых игр и тематических стихов. При выполнении таких упражнений у ребёнка улучшается кровообращение, работа сердца, лёгких, восстанавливается положительное эмоциональное состояние. А ещё так малыш отдыхает.

Физкультминутки проводят, в первую очередь, с целью оздоровления детей. А ещё в процессе физкультминуток можно обучить детей чему-то полезному: развить память путём запоминания стихов, счёту, временам года, часам, явлениям природы и многому другому.

Физкультминутки – это обязательный компонент учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении. Такой весёлой игровой зарядкой можно начать заниматься с малышами раннего дошкольного возраста, причём это актуально при домашних занятиях с детьми, а не только лишь в детском саду.

Так кроха постепенно будет узнавать своё тело, научится чувствовать ритм, выучит цифры, запомнить много стихов и присказок.
Предлагая малышу сделать физкультминутку, ориентируйтесь на индивидуальные особенности его нервной системы.

Легко возбудимому ребенку подойдут спокойные упражнения в умеренном темпе, а немного заторможенным деткам лучше предложить более активные, бодрые упражнения.

Физкультминутки в детском образовательном учреждении обычно проводят в середине занятия. Физкультминутка поэтому так называется, что её продолжительность – 1-2 минуты.

Лучше всего сочетать разные виды физкульминуток в рамках одного занятия: так вы сможете охватить разные сферы деятельности детей. Подбирайте достаточно интенсивные упражнения для разных групп мышц дошкольников, но только не утомительные.

Больше всего дети любят упражнения со стихами, особенно тематическими. Малыши легко их запоминают и с радостью выполняют, так как они очень интересны и просты.
 

Виды физкультминуток

Виды физкультминуток разнообразны: упражнения, которые снимают общее и локальное утомление, гимнастика для кистей рук упражнения для глаз, упражнения, направленные на формирование и коррекцию осанки, дыхательная гимнастика, упражнения, в основе которых лежат танцевальные движения и музыка.

Физкультминутки можно проводить в разных вариациях: в виде ходьбы или бега на месте, других простых общеразвивающих упражнений в виде подвижных игр в виде танцевальных движений под музыку, пения взрослого и детей, в виде дидактических игр, в которых дети должны двигаться под стихотворения, считалки или загадки, в виде имитаций профессиональных движений (водителя, дровосека, лодочника, лётчика и пр.), имитаций движений животных и птиц в виде упражнений для отдельных частей тела, мимики. Ещё с помощью физкультминуток можно выучить счёт, познакомиться с явлениями природы и узнать многое другое.

Снимаем утомление.

Физкультминутки чаще всего используют, чтобы снять утомление дошкольников. Для этого нужно использовать динамические упражнения для расслабления разных групп мышц (шеи, плеч, спины, рук и ног). Для самых маленьких подойдут известные детские стихи, которые легко инсценировать:

Жираф (Самуил Маршак)

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста (сесть на корточки и изобразить сбор цветов)

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок. (встать на носочки, выпрямив ноги, и «собрать цветы», наклоняясь, но, не сгибая колен)

Кораблик (Агния Барто)

Матросская шапка,

Верёвка в руке (маршировать на месте)

Тяну я кораблик

По быстрой реке. (начать двигаться, будто тянем кораблик)

И скачут лягушки

За мной по пятам ,(присесть и подпрыгнуть)

И просят меня: — Прокати, капитан! (помахать рукой).

Слон (Агния Барто)

Спать пора!

Уснул бычок, (подставить ладошки под одну щёку, как будто спим)

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать, (подставить ладошки под другую щёку)

Только слон не хочет спать. (стать на четвереньки)

Головой качает слон, (стоять на четвереньках и качать головой)

Он слонихе шлёт поклон (кланяться).

Пингвин

(выполнять упражнения по тексту)

Неуклюжий шёл пингвин

Посреди холодных льдин.

И по ледяной дорожке

Прыгал он на правой ножке.

А теперь подскок на левой –

И присел, согнув колени.

Встал, присел –

И пять прыжков:

Очень климат уж суров!

Упражнения для глаз

Во время занятий глаза детей испытывают немалую нагрузку. Для профилактики утомления глаз, их заболеваний, нарушения зрения рекомендуется делать специальную гимнастику.

Старшим дошкольникам подойдёт несложный комплекс упражнений для глаз, при котором им рекомендуется смотреть вверх, вниз, вправо, влево, рисовать движениями глаз фигуры (например, круги) или буквы.

Младшим дошкольникам лучше всего подойдут физкультминутки для глаз в стихах.

Доктор медицинских наук, педагог-новатор Владимир Базарный разработал комплекс из специальных упражнений для малышей «Физкультминутка для глаз»:

Исходное положение – сидя или стоя. 15 движений справа налево, а потом – слева направо.

Упражнение «Воробей»

Воробьишка потянулся,

Распрямился, встрепенулся.

Головой кивнул три раза,

Подмигнул нам черным глазом,

Лапки в стороны развёл,

И по жёрдочке пошёл.

Прогулялся и присел,

Свою песенку запел:

Чик-чирик-чирик-чирик.

15 движений глазами вверх и вниз, вниз и вверх.

15 круговых движений глазами слева направо.

15 круговых движений глазами справа налево.

Упражнение «Гусак»

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево,

Повороты сделал смело.

Пощипал немного пух –

И с разбегу в воду плюх!

15 круговых движений глазами, а также в форме уложенной набок цифры 8.

Развиваем кисти рук

Известно, что дошколятам достаточно трудно поначалу научиться удерживать в руке карандаш, кисточку или столовый прибор, а также пользоваться ими правильно.

Малышам не удаётся удержать карандашик вообще, а детки постарше начинают слишком сильно сжимать его пальцами, рисуя – в этом случае перегружаются мелкие мышцы руки и кисти в целом.

И тут на помощь тоже приходит физкультминутка, но не простая, а пальчиковая. Лучше всего, когда она сопровождается весёлым стихотворением
 

Гости.

Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук к себе.)

И Иван приди,

и Степан приди,

и Матвей приди,

и Сергей приди,

а Никитушка — ну, пожалуйста. (Поочерёдный массаж кончиков пальцев правой руки.) Стала Маша гостей угощать:

и Ивану блин,

и Степану блин,

и Матвею блин,

и Сергею блин,

а Никитушке — мятный пряничек. (Поочерёдный массаж кончиков пальцев левой руки.)

Две сестрички.

Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)

Рубят, строят, роют, (Изображаем в движении слова текста.)

Рвут на грядке сорняки,

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Работая с детьми дошкольного возраста, важно достаточное время уделять физкультминуткам на основе упражнений для развития тонкой координации движений кистей рук. Такие упражнения готовят руку к письму.
 

Формируем правильную осанку
Немаловажным является и формирование осанки дошкольника.

Проводя занятия за столом, не забывайте делать физкультминутки с целью профилактики нарушения осанки, поскольку подобные нарушения влекут за собой общие проблемы со здоровьем.

Среди главных причин нарушения осанки у дошкольников называют: гиподинамию (недостаточное количество движений), несоответствующую росту ребёнка мебель плохое освещение.

Обезьянки

Мы сегодня обезьянки, (прыжки на двух ногах).

По-английски — просто манки.

Покривляемся немножко,

И похлопаем в ладошки. (хлопки)

Головой кивнём друг другу. (кивки головой)

И опять бежим по кругу. (бег по кругу)

Часы

(наклоны туловища вправо и влево)

Тик да тик — часы стучат,

Целый день вперёд спешат.

Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.

Снова тикают часы —

Девять раз пробьют они.

У часов тяжёлый труд:

Всё они идут, идут…

Уважаемые педагоги и внимательные родители, сделайте физкультминутку в стихах обязательным ежедневным элементом жизни дошкольников! Старайтесь, чтобы чередовались упражнения различного предназначения. Ведь проведение физкультминуток — это необходимое условие поддержания высокой работоспособности ребёнка и сохранения его здоровья, а ещё — источник знаний и хорошего настроения

Источник: https://mdou231.edu.yar.ru/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsii_uchitelya_minus_defektologa/fizkultminutka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector