Внеклассное мероприятие «русские народные традиции», 2 класс

Внеклассное мероприятие «Русские народные традиции», 2 класс

Традиции.

Национальная культура – это память народа, то, что выделяет хранит человека как личность, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. А теперь поработаем и мы. Следуя принципу — поговорке: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. КАК ВЫ ЕЁ ПОНИМАЕТЕ ?

Т.е. дело должно занимать большее время, чем отдых. А также мы можем её понять , что всему своё время – и делу, и работе.

Крестьяне отдыхали в основном только в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье».

С помощью чего мы с вами сегодня определяем когда какой праздник будет, чтобы заранее приготовить подарки своим любимым и близким людям? Какой предмет нам в этом помогает? – ОТВЕТЫ детей.

И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Этот календарь «описывает» по дням месяц за месяцем, обычаи и суеверия, традиции, природные явления.

Долгое время в деревнях жили тремя календарями. А какие календари вы знаете? Первый – природный, земледельческий. С помощью этого календаре крестьяне узнавали когда пахать землю, когда её сеять, даже когда поливать.

Второй –дохристианских времён, также его называли языческим. Третий календарь – христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи, — двенадцать.

Кто видел такой календарь в наши дни?

Сейчас мы с вами узнаем какие праздники почитали на Руси, и какие дошли до наших дней. У вас на парте лежат листочки…. Какие же праздники почитали на Руси?

Не забудем отметить про этот праздник в нашем листочке.

Рождество

В древности главным зимним праздником считалось Рождество. Кто знает такой праздник – поднимите руку. На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в Х в. А какой век у на с на дворе? День накануне этого праздника называется колядой.

На святки запрещалось ссориться, сквернословить, и совершать плохие поступки.

Как вы думаете, что люди делают на колядки? Ходят по домам…., желают добра, благополучия, и за это получают угощенья!

Считалось, если к тебе в дом пришли колядующие – это пожелание хозяинам всяких благ, добра, мира в доме. Колядующие ходили не просто собирать разные вкусняшки, они пели разные песни. Вот слова одной из них:

Рождественские колядки

К нам приходит коляда

Накануне Рождества.

Просит, просит коляда

Хоть кусочек пирога.

Кто пирог колядке даст,

Будет тот во все горазд!

Будет скот того здоров,

Полон хлев будет коров

Кто зажмет же свой кусок,

Будет год весь одинок.

Не найдет удачи, счастья,

Год промается в ненастье.

Не жалей ты пирожок,

А не-то создашь должок!

Не забудем отметить про этот праздник в нашем листочке.

Следующий праздник, представляющий традиции русской культуры —

Масленица

    Что делали на масленицу? На масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: “зарывали” в снег или осыпали снегом масленицу.

    Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой.

    Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне.

    На Руси не было ни одного зимнего праздника, который бы не сопровождался бы катанием на санях, в какое время года он бы не проходил.

    Считалось, чтобы лен вырос высоким, девушки катались с гор, стараясь съехать как можно дальше ипеть как можно громче.Женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.

    Последний и наиболее важный день в масленичной недели — воскресенье — заговенье – в этот день можно было поесть любое блюдо перед началом Великого поста.

    Также этот день называется Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности.

    Запишите в свои листочки праздники Масленицу и Прощённое воскресенье.

    И ещё 1 праздник, о котором я хочу вам рассказать – это…

    Свадьба А как вы поняли, что здесь изображена свадьба? Ведь у невесты не белое, а красное платье. Что обозначает красный цвет платья у невесты? – радость, красоту.

    Послушайте народную песню, которую исполняли, готовя невесту к венчанию.

    В жизни всех народов свадьба — это одно из самых важных и красочных событий. Каждый человек должен иметь свою семью и детей.

    А чтобы не случилось так, что кто-то долго засиделся «в девках» или » в женихах», — значит если молодым было 17 и больше лет, на помощь приходили свахи. Свахами были женщины бойкие, словоохотливые, знающие свадебные традиция.

    Когда сваха приходила сватать невесту, она, помолившись, садилась или становилась на такое место, которое, считалось, могло бы принести удачу в сватовстве.

    Разговор она начинала с принятых в этом случае иносказательных фраз, по которым родители невесты сразу догадывались что за гости к ним явилась. Например, сваха говорила: «У вас товар (невеста), а у нас купец (жених)». Если и ту и другую сторону устраивали условия заключения брака, то договаривались о свадьбе.

    Запишем и этот праздник в нашу таблицу.

    А сейчас отгадаем кроссворд, посвященный теме нашего следующего классного часа. Подсказка: это самый главный праздник у крестьян ещё с древней Руси.

    Народный костюм

    Русский народный костюм разделён по социальному статусу: крестьянский и «городской».

    Вы сможете определить где крестьянская одежда, а где боярский костюм? Чем были украшены костюмы? Первый представляет собой вышитые крестьянские одежды, с народным орнаментом, лапти, головные уборы.

    Городской русский национальный костюм представлен в основном верхней одеждой — это длинные кожаные или шерстяные пальто, высокие черные кожаные сапоги, казачьи шляпы и пр.

    А знаете ли вы что русский — народный костюм за рубежом ассоциируется с косоворотками, сарафанами, шубами и лаптями с валенками?

    Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны, т.е. имели одно и тоже значение.- как вы думаете, что это за костюм? Правильно, невесты.

    Ткани, цвет, орнамент

    Что это такое? Правильно, это узоры на костюмах. Это наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, елочки, кустики, птицы, лошади, жар птицы.

    Лошадь – русская сила, дух смелости. Жар-птица – благородие, красота. Птица – голубь – мир, взаимопощь. Узоры вышитые, выполнялись шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

    Что вы можете ещё отнести к русской — народной традиции? – это кухня.

    Кухня

    Русская кухня давно пользуется широкой известностью во всем мире. Исконно русские пищевые продукты (икры, красной рыбы, сметаны, гречневой крупы, ржаной муки и т. п.) или некоторых наиболее знаменитых блюд русского национального меню (студня, щей, ухи, блинов, пирогов и т.

    д.), так и в косвенном влиянии русского кулинарного искусства на кухни других народов. Ассортимент блюд русской кухни стал столь разнообразен, а популярность в Европе настолько велики, что о ней заговорили с большим уважением, как и о знаменитой французской кухне сегодня.

    Какие блюда русской кухни вы можете мне привести?

    Кто знает, как готовили раньше еде, когда не было микроволновок, модных электропечей, красивых варочных поверхностей? — ОТВЕТЫ.

    Вот по слушайте. Любое блюдо не обходилось без приготовления в русской печи. Еду готовили в горшочках, разных по своему размеру.

    Самые большие назывались щаным горшкомв них готовили любимое русское первое блюдо – ЩИ, Кто из вас любит это болюдо, поднимите руки.

    Горшочек средней величины назывался кашник – он служил для вторых блюд. Самые маленькие горшочки назывались малыши, горшенята или махотки – в них топили масло или готовили варенец.

    Первым за стол всегда садился самый старший в семье – отец или дедушка, т.е. хозяин. Первый всегда начинал есть именно он из щаного горшка, никто и ложки в руку не брал, пока хозяин первый не попробует блюдо.

    Как только он съест одну ложку, вся остальная семья присоединялась к трапезе. Ели из одного горшка. Если за столом случались неразрешенные разговоры, т.е. те, которые самый старший не начинал, то говорящие получал большой деревянной ложкой по голове.

    Также за стол не допускались дети с распущенными волосами или в небрежном виде.

    А кто из вас за обедом всё время молчит и ничего не говорит, пока родитель не разрешит сказать что-нибудь?

    А чем заваривали чай?

    Сейчас мы поиграем ещё в одну русскую – народную игру, но для этого нам нужно выбрать начинающего или как ещё говорят – водящего.

    1. («Креллушки») — Это игра перед самой игрой, когда разыгрывают ход, т.е. кто первый водит.

    Камешки или Креллушки У каждого играющего должно быть пять камешков. Сначала определяют, кому начинать игру. Для этого каждый играющий берет в свои руки камешки, подбрасывает вверх, затем, быстро перевернув руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной руки.

    При этом часть камешков, возможно, попадет на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый проделывает свою часть игры, по очереди передавая каждому играющему возможность подбросить камешки.

    Иногда перед началом игры приговаривают:

    На два камня Сберыши, доберыши, Не собрать одного камушка! Катышки, матышки, Из кон-кон, по первый кон! Двоечки, сдвойтеся, Троечки, стройтеся, Стрехоньки, смахоньки, Выпусти, не выпусти — Ни ты меня, ни я тебя!

    1. Игра «А — у».

    Весёлая подвижная игра “охлопок”

    Простая и забавная иградля весёлых людей любых возрастов. Участники игры становятся в кружок и подбрасывают вверх охлопок – кусочек ваты (можно взять и пёрышко). Задача заключается в том, чтобы не дать охлопку упасть. Тот играющий, на кого (или возле кого) он упадет, платит штраф (можно играть на исполнение желания).

    Всякий играющий старается отдуть охлопок к своему соседу. Дуют то сильнее, то слабее, и охлопок летает то высоко, то низко, то вправо, то влево. Соответственно надо либо вытянуть шею, либо загнуть голову, быстро подвинуться, чтобы отдалиться от охлопка. Презабавно видеть целый круг в хлопотах, в движении, на первый взгляд, «из-за ничего».

    Та часть кружка, которая отдула от себя вату, от души хохочет и радуется, глядя на усилия другой части участников, забывая, что сама только что занималась тем же самым и выглядели так же нелепо. Если играющих мало, садятся вокруг стола, а охлопок кладут на стол; но тогда руки надо держать под столом.

    Читайте также:  Минеральные удобрения. их виды и характеристика

    Возле кого вата (пёрышко) упадёт со стола, тот проиграл.

    Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=39952

    Занятие внеурочной деятельности «Русские народные традиции»

    Занятие внеурочной деятельности «Русские народные традиции»

    Занятие внеурочной деятельности «Русские народные традиции» — страница №1/1

    Занятие внеурочной деятельности

    «Русские народные традиции»

    Подготовила и провела Кохова Лариса Алексеевна

    Тема занятия: «Кузьминки – 14 ноября»

    Цели занятия: Расширение представления детей о

    народном празднике.

    Рассказ Хозяйки о народных приметах и

    об обычаях, связанных с

    днём Кузьмы и Демьяна.

    Разучивание народных игр (игра в

    Кривого Петуха);

    Разучивание хоровода «Прялица»

    Оборудование и материалы к занятию:

    угощения (сухари, пряники, печенье,

    пироги домашние, куриная каша), чай,

    кукла Кузьма, листочки с

    приметами для чтения, УЛО фильм

    фольклорного ансамбля

    «Песнохорки»(отрывок).

    На доске: 14 сентября – Кузьминки.

    День Кузьмы и Демьяна (бессеребренников). Куриные именины.

    Праздник ремесленников и курятников.

    Праздник кузнецов. Девичий праздник.

    Проводы осени. Вторая встреча зимы. Кузьминки – встреча зимы.

    Ход занятия.

    1 Пролог.

    –Добрый день, дорогие гости!

    Сегодня я приглашаю вас в гости, чтобы рассказать о

    том, какой народный праздник в этот день отмечают православные верующие.

    (дети рассаживаются)

    -(учитель рассказывает) 14 сентября – Кузьминки.

    День Кузьмы и Демьяна (бессеребренников).

    Куриные именины.

    Праздник ремесленников и курятников.

    Праздник кузнецов. Девичий праздник.

    Проводы осени. Вторая встреча зимы. Кузьминки – встреча зимы.

    -Вот сколько названий имеет этот праздник. Давайте обратимся к православному календарю, чтобы узнать подробнее.

    Православный календарь

    День памяти бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их преподобной Феодотии (умерли в 284 году). Святые Косма и Дамиан, братья, родом из Малой Азии. Их мать Феодотия воспитала их в христианской вере.

    Хорошо образованные, искусные врачи, они исцеляли телесные и душевные муки людей, лечили даже животных. Они не брали платы за лечение, за что их и назвали бессребренниками.

    Но однажды Дамиан по просьбе выздоровевшей женщины взял у нее три яйца. Косма был этим огорчен, т.к. брат нарушил обет, и, умирая, завещал не хоронить брата рядом с ним. Вскоре умер и Дамиан, и его похоронили рядом, т.к. посчитали, что дар был взят ради имени Божьего, т.е. женщина просила во имя Святой Троицы. Даже после смерти они совершали подвиги во имя людей, прославляющих Христа.

    Их почитают и покровителями семейного очага. Они считаются покровителями ремесел — особенно мастеров кузнечных дел, женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Козьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

    Им молятся о сохранении кур. Считается, что в этот день курица — именинница. Ей первое место на столе. На обед готовят курицу и первый кусочек — сердце курицы дается самому слабому в семье.

    Это девичий праздник, знаменуемый посиделками, выбором невест, угощением. Обязательна при этом куриная лапша.

    Считают Кузьму и Демьяна и помощниками в книжном учении.

    Этюд: —Давайте посмотрим фильм Фольклорного ансамбля «Песнохорки»

    про «Кузьму и Демьяна. История одной посиделки»

    (смотрим отрывок из фильма)

    Экспликация и практикум:

    — А давайте попробуем сами прожить некоторые моменты праздника.

    И так: Я – хозяйка!

    В первый праздничный день – девушки выбирают помещение и приносят угощение.

    (Х ) — Здравствуйте, девушки! Здравствуйте, красавицы! С чем пожаловали?

    — Сегодня Кузьминки – по осени поминки.

    Кузьма и Демьян – кузнецы. Они людям помогают.

    Кузьма и Демьян охраняют дом от беды.

    Хотим устроить посиделки в вашем доме.

    Разрешите нам, а мы потом поможем Вам по хозяйству!

    Мы и угощенье принесли!

    (Х ) — Проходите ! Гостям мы рады!

    (дети ставят угощенье на стол и садятся)

    (Стук в дверь) заходят мальчики. Кланяются в красный угол.

    — Добрый день вам! Здравствуйте, Хозяюшка! Здравствуйте, девушки! А мы пришли на посиделки!

    (Х ) -Проходите, гости дорогие! Да вы с подарками!

    (дарят подарки и садятся)

    (Х ) Кузьминки – это куриные именины. В этот день угощали куриной лапшой или кашей.

    Ну! Где ваши ложки?

    ( из печки достаётся лапша или каша и дети угощаются по кругу)

    (Х ) Как? Хороша куриная каша?

    -Мальчики! Приглашайте девочек на кадриль!

    (Кадриль)

    А теперь давайте поиграем в игру «Кривой петух»

    (завязывают глаза, наподобие игры в «жмурки»)

    Все: Кривой Петух! На чём стоишь?

    Петух: На иголочках.

    Все: А как тебе, не колко?

    Петух: А я на подковочках.

    Все: Ступай в скут

    Там блины пекут,

    Там блины пекут.

    Тебе блин дадут.

    (топот)

    Все: Кто там?

    Петух: Тарас!

    Все: Лови нас не открывая глаз!

    (Х ) -Пришло время пробовать девичье угощение.

    Приглашайте девицы всех к столу!

    (дети пьют чай)

    (Х ) — Кузьминки-вторая встреча зимы. (пословицы)

    1. Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.

    2. Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна.

    3. Демьянов путь – не путь, а только зимы предпутье.

    4. Коли Кузьма-Демьян закует, то Михайло (21 ноября) раскует.

    5. Кузьма-Демьян с мостом – Михайло с полумостом.

    (Х) — Кузьминки — это девичий праздник, знаменуемый посиделками, выбором невест, угощением.

    А происходило это вот так:

    (вносят куклу Кузьму)

    — Это Кузьма. Водим хоровод с ним и юноши выбирают себе девушек-невест. Кузьма выбирает последним.

    (дети водят хоровод»прялица»)

    Прялица – коколица моя.

    С горя выброшу на улицу тебя.

    Стану прясть да попрядывать.

    На беседушку поглядывать.

    -Кроме куклы Кузьмы – игровой куклы, шили ещё и обрядовые куклы, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника. Кузьма и Демьян — покровители семейного очага и ремесел

    -Вы хотите сделать таких кукол?

    Я вам помогу.

    Рефлексия:

    (х) – Что вы запомнили о празднике Кузьминки?

    — Как вы себя чувствовали на посиделках?

    Все: Кривой Петух! На чём стоишь?

    Петух: На иголочках.

    Все: А как тебе, не колко?

    Петух: А я на подковочках.

    Все: Ступай в скут

    Там блины пекут,

    Там блины пекут.

    Тебе блин дадут.

    (топот)

    Все: Кто там?

    Петух: Тарас!

    Все: Лови нас не открывая глаз!

    Прялица – коколица моя.

    С горя выброшу на улицу тебя.

    Стану прясть да попрядывать.

    На беседушку поглядывать.

    Источник: http://davaiknam.ru/text/zanyatie-vneurochnoj-deyatelenosti-russkie-narodnie-tradicii

    Открытое внеклассное мероприятие «Современные русские посиделки»

    Открытое внеклассное мероприятие «Современные русские посиделки»

    Тат.Бурнашевская СОШ.

    Открытое внеклассное

    мероприятие

    «Современные русские посиделки»

    (для учителей школы)

    Кл. руководитель:

    Тимохина Н.В.

    2006 год.

    Цели:

    1.Знакомство с русскими национальными традициями.

    2. Развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся.

    3. Формирование досуговой культуры общения, укрепление коллективистских связей, дружеских привязанностей.

    Оборудование:

    1. Разнообразные памятные аксессуары старины: столы и лавки, керосиновые лампы, самовар, деревянная и глиняная утварь, скатерти, занавески с орнаментом, костюмы.
    2. Репродукции картин.
    3. Фонограмма колокольного звона, аудиозаписи с русскими народными песнями.

    Музыкальное вступление (русская народная песня).

    Учитель. Гости дорогие, добро пожаловать на наши русские современные посиделки! Посиделки (посиденка,посидки, посидухи, поседки, посидушка), по словарю В. Даля, есть «сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав, песен».

    Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения, самовыражения. Попытаемся вспомнить сегодня русские народные традиции, произведения устного народного творчества, показать свои знания в этой области.

    Будем сегодня гостеприимными хозяевами!

    Ученик 1. Давно мы вас мы поджидали,

    Без вас речей не начинали.

    Ученик 2. Подарки есть на всякий вкус:

    Кому – сказка, кому – быль,

    Кому – песенка вприкус.

    Ученик 3. И хлеб-соль, как в старину. За хлебом да солью всякая шутка хороша.

    Ученица 1. Нам начинать досталась роль,

    Не путайте с нагрузками,

    Мы принесли вам хлеб и соль

    На посиделки русские.

    Ученица 2. Жива как память старины

    От поколенья старшего.

    Важны обряды и слова

    Из прошлого из нашего…

    И потому принять изволь

    Тот, кто пришел на посиделки,

    На этой праздничной тарелке

    Из наших рук и хлеб, и соль!

    Ставят тарелку на стол, а хлеб «путешествует» по кругу, и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.

    Ученица 1. Не случайно по сей день есть такое слово – хлебосольство, то есть открытое гостеприимство, радушие. Соль, по мнению народа, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился предложенным Хлебом-солью, значит, он не замышляет зла, принимает предложенную дружбу. Если же кто-то отказывается отведать хлеба-соли, он тем самым наносит хозяину большое оскорбление.

    Учитель. О почтительном отношении к хлебу говорят многие русские пословицы. Ребята, какие вы знаете?

    Ученики приводят примеры пословиц и поговорок.

    Учитель проводит викторину:

    1) А вот скажите-ка теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Какой овощ?

    а) свекла;

    б) репа;

    в) капуста.

    Крестьяне хранили репу в сыром виде почти всю зиму. В кадки аккуратно укладывали песок, слой репы, снова песок и т.д.

    2) У славян, наших предков, на столе обязательно должен был постоянно находиться один продукт. Что это?

    а) соль;

    б) хлеб;

    в) квас.

    Существовала даже пословица: «Хлеб на стол, так и стол — престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома.

    3) Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи, хоть кнутом хлещи»?

    а) крапивные;

    б) на рыбном отваре;

    в) пустые, т.е. без мяса.

    Пустые щи ели только в пост, а если весь год пустые щи хлебать – как тут на щи не осерчать?

    4) Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты, «широкая», «веселая»?

    а) Троица;

    б) Пасха;

    в) Масленица.

    Масленица, проводы зимы и встреча весны, – один из самых веселых праздников. Перед Масленицей закупали много продуктов, ведь даже бедняк гулял на широкую ногу. Этот праздник немыслим без блинов, их пекли каждый день.

    5) Когда в деревне устраивались колядки?

    а) на Иванов день;

    б) на Рождество;

    в) на Пасху.

    На Рождество колядующие еще и устраивали представления с помощью вертепа. Это такой ящик с куклами, а разыгрывали, конечно, сцены из Евангелия. Ходит молодежь с вертепом и звездою (а то и без них) по домам, славит Христа, желает хозяевам здоровья и добра, за что получает подарки. Не одаришь – соответствующие пожелания будут.

    6) О каком древнейшем музыкальном инструменте говорят, что он подобен звучанию целого оркестра?

    а) колокол;

    б) пастушья дудка;

    в) гусли.

    Говорят, что у каждого колокола свой яркий и неповторимый голос. Колокол звучал не только во время церковной службы. На Пасху с колокольни можно было услышать и народную музыку: «барыню» или «камаринскую».

    Читайте также:  Воспитательная программа оэр в школе

    До сих пор сохранился такой обычай: целую неделю после Пасхи любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокол. Многие композиторы пробовали передать звучание колокола в своих произведениях.

    Звучит фонограмма колокольного звона.

    7) Представьте, праздник закончился, хозяева устали, или спать хочется, а гости шумят, не расходятся. Как тут быть? Как намекали гостям в Древне Руси, что де пора и честь знать?

    а) культурно раскрывали двери настежь;

    б) пели песню вроде «колыбельной»;

    в) давали как бы на прощанье пряник, который назывался «разгоняй».

    В старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Поэтому-то и провожали вежливо, приятно – с пряником.

    8) К сожалению, многие слова, употребляемые на Руси, утрачены для нас. Огонь, например, называли «теплина», а паутину – «мережка». А что такое «поставец»?

    а) почтальон;

    б) блюститель порядка;

    в) невысокий шкаф для посуды.

    9) Какая подвижная игра была раньше популярна в России?

    а) жженки;

    б) паленки;

    в) горелки.

    Горелки – русская народная игра, в которой один из участников ловит других, убегающих от него поочередно парами.

    10) В каком веке на Руси изобрели самовар?

    а) в 17 веке;

    б) в 18 веке;

    в) в 19 веке.

    Ученица 2. Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара – Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только механические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

    Я вам расскажу, как пользовались самоваром. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала.

    Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель… Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники.

    Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.

    Учитель. Самовар стал символом домашнего очага, уюта, дружеского общения. В Древней Руси самовар занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе: «Печка – матушка, да самовар – батюшка».

    Ой, слышите, кто-то стучится! Это «небылицы» в лицах. Те, что сидят в теремах да светлицах. Щелкают орешки да творят насмешки.

    Появляются две старушки.

    Первая старушка. Смех-потешки услыхали –

    Сразу к вам мы прибежали.

    Вторая старушка. Где потешки поют –

    Там и весело живут.

    Правда, Даниловна?

    Первая старушка. Правда, Гавриловна!

    Вторая старушка. Неразлучные старушки –

    Мы живем в одной избушке.

    Первая старушка. Избушка на кочке,

    Блинами обита,

    Оладьями покрыта.

    Вторая старушка. Есть ограда кругом –

    Пирожки с творогом.

    Первая старушка. Что Марфуша для Петра

    Наварила, напекла?

    Вторая старушка. 92 блина, 2 корыта киселя,

    5 пирогов – не нашла я едоков!

    Первая старушка. А вы, ребята, знаете небылицы да потешки?

    Все. Конечно, знаем.

    Ребята разыгрывают небылицы и потешки.

    — Иван, ты где?

    — Я в горнице.

    — А что ты там делаешь?

    — А я Петру помогаю.

    — А Петр что делает?

    — Да на печке лежит.
    -Здорово, кума!

    — На рынке была.

    — Никак ты, кума, глуха?

    — Купила курицу да петуха.

    — Прощай, кума!

    — Пять алтын дала.

    — Тит, а Тит, пошли зерно молотить.

    — У меня голова болит.

    — Тит, а Тит, пошли кисель есть.

    — А где моя большая ложка?

    -Акуля, что ты шьешь не оттуля?

    — А я, матушка, еще пороть буду.

    — Федул, чего губы надул?

    — Кафтан прожег.

    — Зашить можно?

    — Да иглы нет.

    — А велика ли дыра?

    — Один ворот остался.

    — Приятель, есть хочешь?

    — Спасибо, друг, а то я очень голоден.

    — Да разве ты не ел?

    — Да не ел, перекусил только.

    — А что же ты перекусил?

    — Да съел кусок пирога, горшок сметаны да решето калачей.

    — Фома, что из леса нейдешь?

    — Медведя поймал.

    — Так веди сюда.

    — Да он нейдет.

    — Так сам иди.

    — Так он не пускает!

    — Иван, у тебя в избе тепло?

    — Тепло! В шубе на печи согреться можно.

    — Сынок, сходи на речку за водицей.

    — Брюхо болит.

    — Сынок, иди кашу есть.

    — Ну, раз мать велит, надо идти.

    Первая старушка. Ох, и молодцы, ребята!

    Вторая старушка. Порадовали старушек.

    Учитель. Эх, хороши потешки складом,

    Ну, а песни наши ладом!

    Ученики исполняют русскую народную песню.

    Учитель. Было время, когда вся жизнь русского человека сопровождалась песней. Н. А. Добролюбов писал: «Еще в колыбели дети убаюкивались песнями, подрастая, сами выучивались напевать… Собиралась зимой молодежь на посиделки, и здесь раздавались песни. Приходила весна, выходили поселяне встречать ее. Ехал крестьянин пахать землю, он облегчал труд свой песней.

    Собирался молодец жениться, его сватанье, девишник, свадьба – все это непременно оглашалось песнями, готовыми на этот случай. Умирал человек – над ним раздавались похоронные, печальные песни». На деревенских посиделках не только песни пели, но и водили хороводы.

    Они проводились, как правило, на открытом воздухе, на возвышенных местах, чтобы вся деревня могла любоваться этим красочным зрелищем. В крупных деревнях это было особенно красиво. Основной формой движения хоровода является движение по солнцу, т. е. влево по кругу. Внутри одного круга мог двигаться другой в противоположном направлении. Кроме круга, хоровод мог идти «улицей», т. е.

    по прямой линии, «змейкой», или он мог состоять из двух линий-рядов, стоящих друг против друга: эти ряды наступали с песней один на другой.

    Звучат русская народная песня «Камаринская» (в сопровождении гармони), русский

    народный танец трепак (гусли), кадриль, русский перепляс «Барыня».

    Учитель. На посиделках велись и серьезные разговоры. Вспоминали о прошлом, думали о лучшей жизни. С самых древних времен человек хотел знать, что же ждет его в будущем. И предсказывали будущее с помощью гаданий. Например, гадание на вещах.

    Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюдо, накрывают полотенцем или салфеткой. После этого участвующие в гадании поют песню, посвященную хлебу и соли, потом другие подблюдные песни. По окончании каждой, запустив руку и отворотясь от блюда, вынимают какой-нибудь предмет, попавшийся первым под руку.

    К этому применялось содержание песни. Но так как вынутые из-под блюда вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, то происходит выкуп вещей.

    В большое блюдо складывают предметы, накрывают полотенцем. Садятся в кружок, начинают гадать, приговаривать.

    Ученица 2.Щука шла из Новагорода! Слава!

    Она хвост несла из Белаозера! Слава!

    Как на щуке чешуйка серебряная! Слава!

    Что серебряная, позолоченная! Слава!

    Как у щуки спина жемчугом сплетена! Слава!

    Как головка у щучки унизанная! Слава!

    А заместо глаз – золотой алмаз! Слава!

    Кому же мы пели, тому добро,

    Кому вытянется, тому сбудется!

    Учитель. Песня о щуке предсказывает богатство.

    Ученица 1. Рассыплю я монисто по закрому,

    С кем монисто собирать буду?

    Собирать буду с милым дружком.

    Кому вытянется, тому сбудется,

    Сбудется, не минуется.

    Учитель. А эта песня предсказывает встречу с возлюбленным или с возлюбленной. Ну, а какие посиделки без частушек? Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая. Происходит от слова «часто», отсюда быстрый темп исполнения частушки.

    Ученики исполняют частушки.

    Станем, девицы, рядком,

    Да частушки пропоем.

    Да и мы, пожалуй, встанем,

    От подружек не отстанем.

    Пропоем мы вам частушки,

    Замечательны таки,

    Что пойдут плясать старушки,

    Затанцуют старики!

    Девочки-беляночки,

    Где вы набелилися?

    Мы вчера коров доили,

    Молоком умылися.

    Самовар блестит, кипя,

    Чай в нем уже пенится.

    Погляди-ка на себя –

    Ну и отраженьице!

    Уж я топну ногой,

    Да притопну другой.

    Выходи ко мне, Ванюша,

    Попляши-ка ты со мной!
    Ставлю ногу на носок,

    А потом на пятку.

    Стану русскую плясать,

    А потом вприсядку.

    Из богатых я невест, Миленький, тону, тону,

    Не волнуйся, миленький: Иду к самому ко дну!

    У меня в приданом есть Не потонешь, милочка,

    Самовар красивенький. Поплывешь, как рыбочка.

    Ты, подруга, из-за друга Тит с трибуны держит речь:

    Не сердися на меня. «Волгу мы должны беречь».

    Лучше буду я без друга, Как на деле поступает?

    Чем, подруга, без тебя. Свою «Волгу» в ней купает.

    Слышится пение сверчка. Все потягиваются, зевают.

    Ученица 1. Замолчал петушок, затрещал сверчок.

    Вышла маменька, закрыла ставеньки.

    Все ребята спят-поспят,

    Всему миру спать велят.

    Учитель. Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам, ребята на прощание быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого.

    Источник: http://mognovse.ru/qbv-otkritoe-vneklassnoe-meropriyatie-sovremennie-russkie-posi.html

    Традиции русского народа (2 класс, окружающий мир) | ДоклаДики

    Традиции и обычаи  всегда имели большое значение для русского человека. Правила поведения передавались из поколения в поколение веками. В наши дни многие уже не знают откуда пришел к нам тот или оной обычай и в чем его суть, но традиции так прочно закрепились в обществе, что русские люди продолжают соблюдать их.

    Значительная часть русских традиций заимствована из язычества, но они органично вписались в современный быт и жизнь православного русского человека.

    Рождество

    Год начинается с празднования Рождества Христова.  Отмечают этот христианский праздник 7 января, в день, когда согласно православной вере родился спаситель человечества — Иисус Христос. Верующие поздравляют друг друга с великой радостью, а в церквях проводят праздничное богослужение.

    Рождественский пост и колядки

    За много дней до Рождества начинается Рождественский пост. Во время поста верующим предписываются ограничения в пище и воздержание от злых поступков и лжи.

    В последний день рождественского поста, в Сочельник, устраивают колядки. Православные ходят колядовать, то есть ходят по домам, поют особые песни и получают за это угощение.

    Считается, что колядование приносит в семью счастье и благополучие на весь год.

    Святки

    После Рождества Христова начинаются Святки — 12 дней после окончания Рождественского поста, когда празднующие веселились, жгли костры и играли в игры. Считалось, что в это время года можно встретить на улице настоящую нечистую силу. По улицам ходили люди, наряженные в яркие костюмы с бородами, рогами или страшными масками. Девушки на Святки гадали.

    Крещение господне

    Русская зима славится своими морозами. А в середине января они особенно сильны. На Крещение любители весело и экстремально провести время купаются в проруби. Славяне предполагали, что в крещенские морозы вода в реках и озерах обладает особой целебной силой, заряжает человека здоровьем и энергией на долгое время.

    Читайте также:  Мероприятия к 9 мая в школе. сценарии

    Масленица

    Весной на русскую землю приходит Масленица — неделя, когда пекут блины и блинчики с разнообразными начинками. Блин — олицетворение яркого круглого солнышка. Масленицу сопровождает веселье: катание на упряжках, на коньках, посиделки и разудалые пляски. Под конец праздника сжигают соломенное чучело, которое символизирует уходящую зиму.

    Веселым праздник был не всегда. Много веков назад в этот день вспоминали умерших родственников и поминали их блинами.

    Пасха

    Пасху, пожалуй, знают все. Этот праздник посвящен воскрешению Иисуса Христа. Для верующих он имеет особое религиозное значение. Повсюду можно услышать поздравления: «Иисус воскрес!» и «Воистину воскрес!».

    На Пасху многие красят яйца в яркие цвета, расписывают их мудрёными узорами или просто украшают цветными наклейками. Готовят и другие  традиционные для пасхи блюда — сладкую творожную массу с изюмом и, конечно же, пасхальный кулич.

    Иванов день

    Праздник Ивана Купалы — языческий. В конце июня, в дни летнего солнцестояния принято прыгать через костер, веселиться и распевать песни.

    Свадебные обряды

    Интересны русские свадебные обряды. Свадьба на Руси состояла из многих этапов, где все обряды совершались по особым правилам.  Мы расскажем лишь о некоторых из них.

    Задолго до того, как девочка становилась взрослой, ей полагалось готовить приданое — вещи, которые она принесет в дом мужа после свадьбы.  Обычно это была одежда, постель и полотенца с вышивкой, которые шила и украшала сама девочка.

    Первым делом в дом невесты приходили сваты — родители или специально нанятые люди, которые объявляли о намерении юноши жениться. Иногда сваты наносили не один, а несколько визитов, в ходе которых договаривались о возможности бракосочетания. На брак надо было получить благословление (разрешение) родителей невесты и жениха.

    На предсвадебном обряде помолвки юношу и девушку объявляли женихом и невестой. А далее невеста и ее подруги устраивали девичник — посиделки.

    Незадолго до свадьбы невесту могли украсть и требовать за нее выкуп. Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором.

    Свадьбу справляли два или три дня, устраивали свадебный пир, пели свадебные песни. На лошадей в свадебной тройке вешали бубенчики от нечистой силы, а молодых осыпали зерном, символизирующим большое количество детей и богатство.

    Русские традиции богаты и невозможно описать их в одном докладе. Мы осветили лишь некоторые из них — наиболее известные и соблюдаемые по сей день.

    Источник: http://dokladiki.ru/doklad/tradicii-russkogo-naroda-2-klass-okruzhayushchiy-mir

    Внеклассное мероприятие во 2 классе «Учимся быть добрыми»

    Внеклассное мероприятие во 2 классе

    Опубликовано: 14:26:35 02-08-2016

    Тема: «Учимся быть добрыми»

    Цель: формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности;

                облагораживание души и сердца обучающихся;

                обогащение духовного мира.

    Задачи: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение;

                   способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

                   развивать умения анализировать собственные поступки ;

                   повышать уровень сплоченности;

                   формировать положительную мотивацию.

    Оформление: презентация; лист ; картинки  — 

                           дом, дерево, облака, солнце, цветы, птицы, звери и т.д.; бусинки; коврик;

                           песня «Дорога добра», «Если добрый ты».

                                                      Ход классного часа.

    1.Организационный момент.  Интрига. ( слайд 2) Читаем хором.

         Добро и зло творить всегда во власти всех людей.

         Но зло творится без труда, добро творить трудней.

    Звучит песня «Дорогою добра» видеоклип. Ребята   подпевают.

    – О чем эта песня, ребята?

    — Правильно о добре, доброте.
    – Сегодня мы поговорим о доброте.

    – Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна?  А как вы, ребята,  думаете, нужна доброта или не нужна?  Ответы. 

    — Вам, ребята, с каким человеком легче общаться, с добрым или злым? Ответы
    – А как вы думаете, где живет доброта? Ответы. Послушайте стихотворение.

    В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час. Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты,

    В доме столько доброты? 

    Так, где же живёт доброта? (Ответы детей)

    -Правильно, ребята, прежде всего в наших сердцах, наших словах и наших делах, поступках!

    — Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

    — Ёщё  издавна люди стремились к добру и ненавидели  зло,   и мы в этом убедились на примере библии, притчи.  Эту мысль они отразили  и в пословицах, которые передаются из уст в уста. И сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание.

    • «Восстановите пословицы» (работа в парах   на карточках)  (слайд  5, 6)

    Притча о Добре и Зле.

             Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

    Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой волк добро – мир, любовь, надежду, верность, истину, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: « А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:    «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

    — Ребята, а какого волка кормите вы? Расскажите о добром поступке, который вы сами совершили или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.(рассказы детей)

    — Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?  Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы убедились на примере притчи. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом ваши учителя, родители,  старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.

    Игра «Сказка».

    — Я буду вам показывать сказочного героя. Если он добрый – хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (слайд 3) (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка,      Дюймовочка, Красная шапочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Баба – Яга, Золушка, Буратино,  Морозко, Мальвина.)

    —  Ребята, скажите мне, о чем вы спорите иногда  друг с другом? (высказывания)

        Как вы себя чувствуете после такого спора? (высказывания)

    — Сегодня я принесла вот такую вещь. Это «коврик мира». Я положу этот коврик на середину комнаты, рядом игрушку. Приглашаю к себе двух девочек. Представьте, что вы хотите взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а вас – двое.

    Как быть? Может у кого – то есть предложение, как разрешить ситуацию, чтобы не было ссоры? (девочки сидят не трогают игрушку, придумывают свой разговор)  Дети высказывают свои предложения. Затем девочки инсценируют свою беседу.

          

    — Послушайте  стихотворение. (читает подготовленный ученик)       

    Не навреди! Подумай! Не шуми!                                          

    Всех уважай! Добрее посмотри!          

    Не спорь, коль не уверен! Отойди!

    А, если с кем и вышло что не очень.

    То первым подойди сам, между прочим.

    Скажи: — «Давай забудем все разборки.

    «Худой мир лучше ссоры»  в поговорке.

    Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю.

    Тебе я, милый, очень доверяю!

    Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.

    И эта ссора надо нам? Едва ли!»

           -Как же надо вести себя, если все-таки произошел конфликт? Какие слова  из стихотворения  вы  запомните? (высказывания детей)

    — Боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов  сказал: « Словом можно убить, словом можно воскресить».

    Игра «Я тоже»

                – Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите « я тоже»

                 если плохой, то молчите.

                «Я помогаю ухаживать за  цветами» –  я тоже.

                «Я убираю за собой игрушки» – я тоже.

                  «Я разбрасываю свои вещи» – …

                 «Я помогаю маме» –  я тоже.

                «Я играю с младшей сестренкой» –  я тоже.

                 «Я держу кошку за хвост» – …

                «Я не здороваюсь с соседкой» – …

                «Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – я тоже.

    Творческое задание «Доброе дело»

     (Учитель раздаёт карточки с рисунками  любых предметов или явлений окружающего мира, например:  солнце, ветер, земля, деревья, дом, бабочки, цветы, речка  и т.д. )    

      — Каждый должен рассказать о доброте того,  что  ему досталось  на карточке, не называя его.  А вы  должны угадать, о ком рассказывают ваши   друзья и потом  прикрепить к ватману на доске.  (Выполняют работу) — Как  можно назвать  эту картину? Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Ответы детей).  (Добрая земля!)                                                          

    Ведь делать  добро – это здорово!                                                                                        

       — Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте,  в природе? (Ответы детей)

    Беседа о вежливых словах.

    — Первый   шаг к доброте –  это доброе слово, или волшебное слово.

    — А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)

     — Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача — досказать подходящее по смыслу доброе слово.

    Придумано кем-то просто и мудро —

    При встрече здороваться … (“Доброе утро!”)

    Зазеленеет старый пень,

    Когда услышит: … (“Добрый день!”)

    Мальчик вежливый и развитый,

    Говорит, встречаясь: … (“Здравствуйте!”)

    Растает ледяная глыба

    От слова доброго … (“Спасибо!”)

    Когда бранят за шалости, Мы говорим: … (“Прости, пожалуйста!”)

    И в России, и в Германии  говорят, прощаясь: … (“До свидания!”)

    Всем вам с большой любовью

    Желаю… (Крепкого здоровья.)

    — Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)       — Добрые слова — это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

    Слова  чудеснейшие эти

    Услышать каждый очень рад;

    Добреют взрослые и дети

    И улыбнуться всем спешат 

    (Украшение лиц улыбками.)

    Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и  будем учиться быть добрыми.                      

    4.Заключение

    — Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой.  Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, вежливыми, смелыми и трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Спешите делать добро!   Делитесь своей добротой с другими!   Сегодня я  всех благодарю  за доверительный разговор, умные мысли, за творческое отношение к работе.

     — Закончим путешествие «Песней о доброте ».

    Источник: http://a2b2.ru/methods/22916_vneklassnoe_meropriyatie_vo_2_klasse_uchimsya_byt_dobrymi

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector