Внеклассное мероприятие в начальной школе. илья муромец

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Илья Муромец

БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА-игра для учащихся 5-х классов.

Звучит музыка.

Ведущий 1: Сильна и могуча Русь. Всегда Россия гордилась своими воинами-и солдатами, и генералами. Легендарный полководец Александр Васильевич Суворов считал, что нет лучше русского солдата: он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. Мы верим генералиссимусу не проигравшему не одного сражения,-русский солдат правдой богат.

Ведущий 2: Это Россия почти десять веков назад встала на пути монголо-татарских полчищ и заслонила собой Европу. Из России с позором бежал Наполеон, который к 1812 году завоевал почти полмира. Это наши солдаты в 1945 году освободили мир от немецко-фашистских захватчиков, подняли над Европой красное Знамя Победы и сегодня совершают подвиги, встают на защиту мирных людей.

Ведущий 1: Откуда же черпают русские воины свою великую силу? Говорят она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания,-от былинных богатырей. Издавна русский народ воспевает подвиги храбрых силачей, справедливых защитников, мудрых воинов.

Ведущий 2: Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах-о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называют такие песенные сказания о богатырях? (Былины, старины). Я не случайно говорю-«песенные сказания», ведь в старину былины сказывали под гусли.

Ведущий 1: Былинники-сказители были людьми с сильным голосом, с прекрасным музыкальным слухом и даром импровизаторов. Перестроил гусли на другой лад Боян-и получилось сказание о новых героях. Много в памяти своей хранили былинники. За то мудрыми слыли в народе.

Ведущий 2: Сказания о богатырях исполнялись во время княжеских пиров, народных собраний, и в воинских походах их хором пели княжеские дружинники. А в наше время композиторы часто используют былинные напевы, когда хотят донести до нас могучую красоту древних сказаний. Так, например, и сейчас для нас зазвучат слова древней былины…

Звучит фрагмент хора из оперы Садко.

Ведущий 1: А былина эта о русском богатыре по имени Вольга. В его честь сложена. Ведущий 2: Знаете ли вы богатыря по имени Вольга? А других русских богатырей? Сейчас мы это проверим. Внимание вопросы:

1. Когда родился Вольга?

2. Каким премудростям выучился Вольга?

3. Сколько «молодцов» было у Вольги в дружине?

4. А кто из богатырей не только воевал, но и землю пахал, да о себе говорил: «Меня любит мать сыра-земля?»

5. Как произошла встреча Вольги и его дружины с Микулой Селяновичем

6. Как былина говорит о силе Микулы Селяновича?

7. Какого еще богатыря удивил Микула Селянович?

8. Почему Святогор не смог поднять с земли сумку Микулы?

9. Что былина рассказывает о силе Святогора-богатыря?

10. Кому передал Святогор свой меч-кладенец?

Ведущий 1: Вот и богатыри, имена которых известны всем с детства. Их изобразил на знаменитом полотне художник Виктор Михайлович Васнецов.

Демонстрируется репродукция картины Васнецова «Богатыри».

Звучит первая часть богатырской симфонии Бородина А.

11. Ведущий 2: Картина эта давно известна каждому из вас. Она так и называется-Богатыри» Давайте поговорим об этих богатырях.

1. Назовите имена богатырей изображенных на картине.

2. Почему у Ильи такое прозвище-Муромец?

3. А где родились Добрыня и Алеша?

4. Мы помним отчество Добрыни-Никитич, а как уважительно называли других богатырей?

5. Из каких семей родом наши богатыри?

6. Какому князю служили богатыри и в каком городе он правил?

Ведущий 1: На высоких горах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы. Под Киевом трудились пахари, на речных берегах корабельщики строили челны: на лугах паслись стада…

Ведущий 2: За киевскими пригородами да селами тянулись дремучие леса. Бродили в чащах охотники, добывали зверей видимо-невидимо.

Ведущий 1: А за лесами тянулись степи без конца и без края. Приходило из этих степей горе горькое: налетали на русскую землю кочевники, жгли, грабили, уводили крестьян в плен…;

Ведущий 2: И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи богатырские заставы-маленькие крепости. Сторожили они путь на Киев, защищали от злых людей, от незваных гостей.

Ведущий 1: Разъезжали вокруг богатыри на могучих конях, зорко всматривались в степную даль: не видать ли вражеских огней, вслушивались — не слыхать ли вражеских коней?

Ведущий 2: Илья Муромец, Добрыня, Алеша — все они в чистом поле несли службу воинскую. Изредка съезжались богатыри к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, с друзьями потолковать.

1. Каких еще богатырей вы знаете?

2. А у одного из богатырей была дочка. Выросла она смелой и умной. Однажды спасла она своего мужа от княжеского гнева. Как ее звали и как она смогла перехитрить князя?

3. Кого из богатырей называют старым казаком?

4. Какие еще умения, кроме воинских были у Добрыни?

5. Кто из богатырей носил прозвище «тихий»?

6. Какого богатыря описывают так: «Едет богатырь выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее»

7. Что обычно служило дорожным указателем для богатыря?

8. Какую новую надпись сделал на этом указателе Илья?

9. Какие матушкины наказы нарушил Добрыня?

10. Кто из богатырей сам ковал себе оружие?

11. Какой матушкин подарок помог Добрыне победить Змея и освободить Забаву Путятичну?

12. Алеша Попович был не только силен, но и хитер. Как он победил Тугарина Змеевича?

Ведущий 1: Но больше всего любили и уважали, да и теперь уважают, богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских святых. В день когда мы все празднуем Новый год (1 января), вспомните также, что это день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

1. Каким было житье Ильи Муромца до 30 лет?

2. Кто и как помог Илье обрести богатырскую силу?

3. Какое напутственное слово сказали странники Илье?

4. Какие советы давали Илье родители?

5. Как звали коня Ильи Муромца?

6. Какое испытание первым выпало Илье?

7. С кем еще сражался Илья?

Ведущий 1: О славном богатыре Илье Муромце много былин сложено, и поэты не забывают русского богатыря. Послушайте отрывки из стихотворения А. К. Толстого Чтец: Под броней с простым набором, Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором Дедушка Илья,

Едет бором, только слышно, как бряцает бронь,

Топчет папоротник пышный богатырский конь.

И ворчит Илья сердито: «Ну, Владимир, что ж?

Посмотрю я без Ильи то, как ты проживешь?

Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь!

Я мужик не прихотливый, был бы хлеба кус!

Правду молвить, для княжего не гожусь двора.

Погулять по свету снова без того пора!

Вновь изведаю я, старый,

Волюшку мою —

Ну же, ну, шагай, чубатый,

Уноси Илью!»

И старик лицом суровым просветлел опять,

По нутру ему здоровым воздухом дышать,

Снова веет воли дикой на него простор,

И смолой, и земляникой пахнет темный бор.

Ведущий 2: А в заключение давайте рассмотрим снаряжение русского богатыря (демонстрирует иллюстрации)

1. Как назывался головной убор богатыря

2. При создании какого военного головного убора в XX веке за основу была взята форма богатырского шлема

3. Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец?

4. Какое рубящее холодное оружие было у богатыря

5. Если воины сходились в поединке один на один, то с какого оружия обычно начиналось сражение?

6. Чем прикрывает себя богатырь от удара врага?

7. Как называется оружие — тяжелый с шипами шар на рукоятке?

8. Какое еще оружие было у богатырей?

9. На каком инструменте согласно былине играл Добрыня?

Ведущий 1: Вот такие они — богатыри, люди исключительные, наделенные невиданной силой, безграничной храбростью, умениями, талантами и огромной любовью к Родине.

Ведущий 2: Они передали свою великую силу и воинам будущих поколений. Каждый воин, солдат встающий на защиту родной земли достоин того чтобы его помнили в веках. Звучит музыка. Подводятся итоги.

Лучшие команды награждаются грамотами.

Ведущий (к зрителям). Ребята, помогите.

Соловей-разбойник: Два братца в воду глядятся, да никак не сойдутся, (берега) Живут два друга глядят в два круга (глаза и очки) Два раза родится, а один раз умирает, (птица)

Ведущий. Ну что ж ты. Соловей-разбойник. Отгадай наших музыкантов. Соловей-разбойник. Ну, ладно выходите. А то тут богатыри рядом, еще достанется.

Выходят музыканты с дудочками и бубнами. Исполняют русскую народную песню.

Ведущий. Ну, а теперь последнее задание. Нужно пробежать эстафету с мячом.

Эстафета между группами.

Жюри определяет победителей-команды богатырей. Выходят девицы-красавицы и заводят хоровод песня русская народная «Заинька».

Награждение победителей.

Ведущий. Поздравляем вас. А вы не расстраивайтесь, растите и мужайте, у вас еще все впереди.

Команде богатырей-победителей даются пряники на всю группу, и они идут пить чай.

Источник: http://apruo.ru/metodicheskie-razrabotki/provedenie-uroka/108-poznavatelnaya-igra-dlya-shkolnikov-5-klassa-bogatirskaya-zastava.html

Сценарий «День Ильи Муромца и всех богатырей»

Сценарий «День Ильи Муромца и всех богатырей»

Сценарий «День Ильи Муромца и всех богатырей» (Занятие, ориентированное на сохранение духовного, нравственного здоровья)

Автор: Басова Инна Викторовна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования для детей «Спектр » г. Курчатов, Курская область.

Аннотация: « День Ильи Муромца» — это мероприятие для учащихся 1-х классов, посвященное Дню защитников Отечества. Последние годы все чаще говорится о кризисе в Российской Армии, о том, что падает престиж службы в армии, офицерских профессий.

Юноши не хотят или боятся идти в армию из-за неуставных отношений. И, тем не менее, история нашей Армии — славная, подвиги и победы наших воинов в разные времена — бессмертны.

В основном законе нашего государства — Конституции РФ записано, что служить Родине — почетная обязанность каждого российского гражданина.

Читайте также:  Былины для 2 класса

^ игровая программа, посвящённое Дню защитника Отечества

Возрастная группа: мальчики 1 –х классов

Название сценария: «День Ильи Муромца и всех богатырей »

^ : Прививать интерес к истории нашего государства и армии.

Задачи:

  • Воспитание патриотизма, уважения к защитникам Отечества;
  • Развитие творческой и познавательной активности учащихся.

^ проходит в классных коллективах. Учащиеся планируют, распределяют роли, изучают историю Армии, изучают значения древнерусских слов, читают былины, готовятся к конкурсам.

^ актовый зал или классная комната, кабинет, накануне праздника украшается плакатами, шарами, флагами.

Ведущий – педагог, выступающие – обучающиеся 1 –х классов.

Время реализации: 40 минут.

Прогнозируемые результаты: Участвуя в проекте, мальчики получат определенный багаж знаний по истории.

Авторский медиапродукт:

1. Выполнен в Microsoft Office PowerPoint 2007 2. Вид медиапродукта — презентация.

Оборудование:

  • презентация;
  • мультимедийный комплекс:
  • музыкальный центр, аудиозапись;
  • кегли, теннисные мячи;
  • баранки, йогурт;
  • плакат со старорусскими словами;
  • призы, грамоты.

Ход мероприятия.

Ведущий: Добрый день дорогие ребята! Здравствуйте уважаемые взрослые! Начинаем наш праздник «День Ильи Муромца и всех богатырей», который посвящаем Дню защитника Отечества. Ребята, а кто такие, эти защитники Отечества? (Ответы детей)

Правильно. А Отечество – это что? (Ответы детей) Да, Отечество – это наша Родина, наш город, это дом, в котором ты родился и вырос, это наша земля. Всё может родная земля: может накормить тебя тёплым вкусным хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой и только защитить себя не может.

Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её красотой. Древние летописцы отмечали, что наши предки – русичи – хлеборобцы и землепашцы очень любили свою землю. Как только на их территорию вступал враг, на борьбу поднимался и стар и млад.

Мужество и отвага русских воинов наводили страх и ужас на противника. Русские дружины защищали свою землю, своих сородичей, от иноземных захватчиков. О подвигах и сражениях русских богатырей слагали былины.

По сёлам и городам Древней Руси ходили певцы, которые под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента – гуслей, рассказывали о подвигах русских богатырей.

Чтец.

Уж как был Баян всем певцам певец, Да любил петь про битвы – сражения, Про дела героические военные, Да про силу удаль молодецкую. Только он, Баян, описать бы смог Богатырское пированье, Громогласные тосты – здравицы, Дорогих гостей, славных витязей, Что собрались здесь изо всех земель Праздник праздновать, Илью чествовать. (Выходит Певец Баян)

^

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит — не шелохнётся!

^ : Отгадайте ребята, какие богатыри к нам пожаловали?

1 чтец.

Долго могучая сила в нём зрела, А пробудилась от горя она. Встал богатырь за отчизну И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец)

2 чтец.

Храбрый и смелый – отважный смельчак. Рода поповского наш весельчак. Самый младой из троих богатырь, Русь защищая, врагов он разил. (Алёша Попович)

3 чтец.

Доброе имя носил богатырь Врагов не жалея, отчизну любил. Вместе с Муромцем служил, Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)Под музыку ВИА «Добры молодцы», «Богатырская наша сила» входит Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

^

Широка ты Русь, по лицу земли в красе царственной развернулась. У тебя ли нет поля чистого, где б разгул взяла воля смелая? У тебя ли нет про запас казны, для друзей стола, меча недругу? У тебя ли нет богатырских сил, старины святой громких подвигов?

^

Тебе не рез враги грозили Тебя сметали, не смели, Любовь моя, земля Россия! Тебя порушить не смогли.

Добрыня Никитич.

Тебя топтали – не стоптали, Тебя сжигали – не сожгли, Мы всё с тобою испытали, И даже больше, чем могли.

^

А что, Добрынюшка, знают ли науку ратную современные ученики? Смогут показать нам настоящую рукопашную схватку?

Добрыня Никитич.

А и, правда – разве в одном оружии сила?

^

Выходите, добры молодцы на рукопашный бой! Итак, мы приглашаем современных богатырей принять участие в нашем богатырском турнире.(Под музыку на сцену выходят участники соревнований)Начинаются конкурсы.

«Богатырь железная рука»

Состязание в армрестлинге. Победитель получает медаль с надписью «Богатырь – железная рука»

«Богатырь – железный зуб»

Этого звания удостоится тот, кто сможет откусить большую часть баранки, подвешенной на нитке, не помогая себе при этом руками.- Голодный богатырь – плохой защитник. Нужно подкрепиться.

«Кто быстрее съест кашу». (йогурт)

Следующий конкурс – «Богатырь – зоркий глаз»

С трех попыток нужно сбить как можно больше кеглей теннисным мячиком.

И последний конкурс «Богатырь острого ума»

Объяснить, что обозначают эти древние слова.Волхв- колдун. Длань – ладонь. Дружина — часть войска. Замуравиться – зарости травой. Мурава – молодая травка. Очи – глаза. Палица – дубинка. Полон – плен. Рать – войско. Чадо – ребёнок. Чело – лоб. Шелом – шлем.

^

Гляжу я на вас, молодцы, и радуюсь. Все как на подбор рослые, сильные и умелые.

Алёша Попович.

Отвечайте как по написанному, ни один перед другом слабины не дал.

^

Говорили мы про дела старые Что про старые, бывалые, Чтобы море синее успокоилось, Чтобы добрые люди послушали, Чтобы молодцы призадумались, Что века не меркнет слава русская! Что лучше того дела нету, Чем родную землю от врагов защищать!

Ведущий.

Вот и закончились наши соревнования. Все достойно провели «бой». А теперь послушайте, что хотят пожелать вам девочки.

Девочка.

Дорогие мальчики, Вам здоровья желаем И отличной учёбы, И успехов во всём. Вы растёте смелыми, И в делах умелыми, Добрыми, красивыми, Стройными и сильными.Нас не обижайте –

Всегда нам помогайте.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1761842.html

«Богатырские потехи Ильи Муромца»Сценарий спортивно-музыкального развлечения для детей подготовительной группы

Цель:

Воспитание чувства гордости за историю становления Российского государства и стремления защищать Родину.

Задачи:

— Формировать у детей образ героя, защитника Российского государства.

— Прививать любовь к Отечеству и родному краю.

— Знакомить детей с образами русских богатырей и их личностными качествами.

— Знакомить детей с образами богатырей в поэзии, былинах, музыке и живописи.

— Развивать у детей физические качества: силу, ловкость, выносливость, координацию движения.

Ход развлечения

Дети входят в зал под музыку «Богатырская сила» и занимают свои места.

Ведущий: Издавна славилась русская земля богатырями. А вы знаете, кто такие богатыри? (Ответы детей.) Богатыри — это герои русских былин, совершившие воинские подвиги. Русский художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину «Богатыри». Он изобразил трех богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

Звучит музыка «Богатырская сила», входит Илья Муромец.

Илья Муромец: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Я — богатырь Илья Муромец! Люблю я землю русскую, красива и богата наша страна! Беречь и защищать землю от ворогов непрошенных — моя святая обязанность! Силушка есть у меня, да и умения не занимать. Хочу и вас научить быть сильными, ловкими, смелыми! Хочу вместе с вами победить Соловья Разбойника!

Раздается свист. Входит Соловей Разбойник.

Соловей: Это кто здесь хочет победить самого Соловья Разбойника?!

Илья Муромец: Это я, Илья Муромец. Со мной — добры молодцы и красны девицы. Молодцы мои трудностей не боятся, а я — тем более!

Соловей: Хочу я сам убедиться в этом! Сможете ли вы перепрыгнуть глубокий ров?

Эстафета «Перепрыгни через ров»

Соловей: Это было самое легкое испытание.

Илья Муромец: Соловей Разбойник, давай посоревнуемся в силе молодецкой!

Конкурс «Перетягивание каната»

Участвуют только мальчики.

Соловей: Да, не занимать вам силушки… Но все равно не справиться вам с Соловьем разбойником! Хочу теперь проверить вас на ловкость.

Конкурс «Метание булавы»

Дети должны попасть «булавой» в кольцо.

Илья Муромец: Ну что, Соловей Разбойник? Годятся эти дети для моей дружины?

Соловей: И все равно вам меня не одолеть! Хочу проверить ваш ум и смекалку. Как называются доспехи и оружие богатырей? (Ответы детей: щит, меч, кольчуга, шлем, копье, палица, лук со стрелами.)

Соловей: И с этим справились! Ну ничего, мы еще встретимся с вами в настоящем бою! Поглядим, кто кого!

Соловей уходит.

Илья Муромец: Я вижу, что вы учитесь быть сильными, смелыми, ловкими. Спокоен я за нашу Родину, раз такие богатыри подрастают.

Ведущий: Илья Муромец, для тебя мы исполним танец «Богатырская сила»!

Танец «Богатырская сила»

Ведущий: Перед новыми подвигами передохни еще немного, Илья Муромец. А мы тебя русской народной песней порадуем.

Оркестр «Светит месяц»

Илья Муромец: Спасибо вам, красны девицы и добры молодцы! Пора мне в путь-дорогу, Родину защищать!

Илья Муромец уходит.

Источник: https://dohcolonoc.ru/utrennici/8911-bogatyrskie-potekhi-ili-muromtsa.html

День Ильи Муромца

День Ильи МуромцаЗдравствуйте.
На этой неделе очередь проводить классный час была у Димы Кондакова. Он выступал с темой «День Ильи Муромца. Праздник богатырей былинных». 
Дети любят читать сказки и смотреть мультфильмы. При чтении они, конечно же, сопереживают персонажам.

Девочки хотят быть пожими на царевну, принцессу или просто на русскую красавицу из сказки, а мальчики хотят быть добрыми молодцами, богатырями. А вот интересно, богатыри–это реальные персонажи или мифические, как Змей Горыныч и Баба Яга? 

Дима поведал ребятам информацию о знаменитом русском богатыре Илье Муромце.

Дети узнали, что такой человек действительно жил в давние времена.

Вкратце он рассказал и о других известных детям богатырях: Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче. А вы знали, уважаемые читатели, что эти люди, которых мы привыкли видеть на известной картине Васнецова, никогда в реальной жизни не встречались, потому что жили в разное время? Я не знала, как-то не задумывалась об этом.

Читайте также:  Игры на развитие творческого воображения для младших школьников

Так как богатырь–символ мужества, силы, непобедимости, то в честь Ильи Муромца названо очень много мощной техники и сооружены пямятники этому богатырю. Об этом вы можете узнать из презентации, которую представил Дима.

Чтобы проверить, как внимательно ребята слушали сообщение, Дима загадал загадки о трёх богатырях, а потом мы проявляли свою богатырскую удаль в небольших соревнованиях.

Сначала мы выявляли самого умного богатыря. 

Для этого дети разгадывали кроссворд, причём все отгадки должны звучать так, как они звучали в старину. Например мы отгадывли слова длань, очи, дружина, рать, шелом, кольчуга, полон, чадо, чело и другие.

Победителей этого и других конкурсов Дима награждал небольшими приятными призами.

Потом было соревнование на самого сильного богатыря. В несколько этапов было проведено соревнование по армреслингу. Страсти кипели нешуточные

Источник: http://volna73.blogspot.ru/2017/11/blog-post_30.html

Внеклассное мероприятие в 1 классе «Кто такие Богатыри»

Внеклассное мероприятие в 1 классе «Кто такие Богатыри»

Цель: Изучение образов защитников Родины, былинными богатырями.

Задачи:- учить детей характеризовать героев былин;

— развивать у детей интерес к истории нашей Родины.

-воспитывать чувство гордости за свой народ, пробуждать желание стать в будущем защитником своей страны.

Предварительная работа: чтение сказок и былин; рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова, беседа.

Материалы:

— альбомный лист ;

— карандаши, листы с изображением богатырей;

— плакат с названием темы «Кто такие богатыри»;

— таблички со словами: ГЕРОЙ, БЫЛИНА;

— репродукция картины Васнецова «Три богатыря».

Ход занятия

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живём, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди.

Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины.

А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

Прошли столетия, и центром земли Русской стал город Киев. Там правил великий князь Владимир Красное Солнышко. При нем границы Руси хорошо оборонялись, вражда затихла.

В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

— Кто такие богатыри? (заслушиваются ответы детей)

— Назовите имена богатырей, которых вы знаете? (заслушиваются ответы детей)

— С кем воевали богатыри и за что? (заслушиваются ответы детей)

Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри.

Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. Илья Муромец – крестьянский сын, он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства.

С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов» (640 кг).

Совсем по-другому выглядит Добрыня Никитич. Он из рода княжеского, происхождения знатного, художник В.М. Васнецов показал его городскую стать (стройность) и изящество воинского снаряжения. А вот Алеша Попович (он сын священника) врага побеждает не силой богатырской, а сметливостью, хитростью да ухваткой. Вот какие они разные – богатыри русские.

Илья Муромец по праву считается главным среди богатырей русских. Он самый сильный, мудрый, рассудительный. За ним всегда последнее слово, он идет на самые трудные дела. Служение святой Руси, отстаивание ее чести и независимости, защита справедливости – вот смысл его богатырских подвигов.

Сразился Илья Муромец с Соловьем-разбойником, а разбойник-то как свиснет по-соловьиному, так и гибнет все живое вокруг. Сшиб Илья Муромец Соловья каленой стрелой и привез с собой в Киев, тем самым очистив путь к стольному граду.

Воспитатель. Вольга – воин, племянник и правая рука великого князя киевского Владимира, а Микула – богатырь-пахарь. Пахал Микула поле, и была у него соха (сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли), позолоченная да булатная. Подъехал к нему Вольга со своею дружиной и позвал его в товарищи.

Микула согласился, но попросил дать ему время соху убрать. Послал Вольга на помощь сначала пять могучих молодцов, потом десять, потом всю дружину храбрую, но те, сколько, ни старались, не могли соху из земли выдернуть.

А Микула подошел, пихнул соху, и полетела она под облака, а как упала назад – ушла в землю по самую рукоять.

Бой Добрыни со Змеем – его первый богатырский подвиг. Коварный Змей, пролетая над Киевом, хватает Забаву и уносит её в своё царство. Великий князь Владимир просит Добрыню, известного своей храбростью, спасти племянницу. Трое суток длится бой. Добрыня побеждает чудовище и освобождает девушку.

Теперь поговорим о богатырском обмундировании. Как называются эти предметы? Для чего они предназначались? (заслушиваются ответы детей, дети рассматривают оружие и обмундирование богатырей, высказываются о том, что они знают об этом)

4.Физкультминутка

Богатырь, он таков: Показывают «силача».

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения.

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

Подрастаем мы, смотри, Дети из положения, сидя медленно поднимаются

Станем, как богатыри!

5.Раскрашивание рисунка

Ребята, а вы хотите разукрасить богатырей? (Да, хотим.)

Тогда, я предлагаю вам, ребята, нарисовать того богатыря, который вам наиболее понравился, или раскрасить портреты воинов, которые я вам приготовила.

Рисунки пока черно-белые, но, с вашей помощью, он может стать реальной цветной картинкой повествующей о храбрости, доблести и доброй силе настоящих богатырей, всегда готовых помочь и придти на помощь любому кому потребуется совладать с вражьей силой.

Вы обратили внимание на то, что одежда и оружие богатырей украшены различными узорами?! Узоры наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью.

Символ солнца на щите или мече был призван помогать отражать удары врага; знак проросших семян на одежде всегда говорил о пожелании богатства и благополучия.

Чем больше таких знаков, тем надёжнее защита, тем быстрее сбудется пожелание.

Молодцы, все справились, а теперь подойдите ко мне.

6.Рефлексия.Сегодня на занятии мы говорили о героях.Ребята, что вам на занятии больше всего понравилось? (ответы детей)

Спасибо ребята, мы хорошо позанимались и потрудились.

Список использованной литературы
Мосалова Л.Л. « Конспекты занятий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Источник: https://docbase.org/36577-vneklassnoe-meropriyatie-v-1-klasse-kto-takie-bogatyri.html

Урок литературного чтения в 3 классе «Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»»

Урок литературного чтения в 3 классе

Тип урока – ознакомление с новым материалом

На данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.

Цели урока:

  • обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
  • учить составлять план произведения при помощи моделирования.

Образовательные:

  • познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)
  • познакомить детей с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник”;
  • выявлять художественные особенности былин;

Развивающие:

  • развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
  • формировать литературоведческие представления

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности

Планируемые достижения учащихся на уроке:

  • называть правильно былины и выделять их особенности
  • сравнивать героев – положительных и отрицательных
  • пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды
  • читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
  • сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).

Оборудование:

  • компьютер, презентация урока
  • CD- диск «Шедевры русской живописи”
  • магнитофон с записью былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник”
  • репродукции картин В. М. Васнецова

Зрительный ряд:

  • подборка иллюстраций художника Н. Воробьева к былинам
  • интерактивная экскурсия с использованием CD- диска «Шедевры русской живописи”
  • художественный фильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник” (отрывок)

Звуковой ряд:

  • А. Муравлев «Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина
  • Р. Глиэр «Симфония №3” «Илья Муромец”

І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.

1. Ребятам предлагается работа со схемой, в центре которой помещено слово «Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы. )

Необходимо восстановить недостающий элемент – былины.

Таким образом, мы подводим детей к теме урока – былины.

На данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.

2. Звучит «Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина А. Муравлева с целью создания эмоционального настроя и подготовки к восприятию темы.

3. Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает слово «былина”? (ответы детей).

После этого идет работа со слайдом.

ІІ. Изучение нового материала.

1.Слово «Былина” означает «быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

2.  (изображение богатыря)

Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

Читайте также:  Правила поведения в библиотеке. информация и полезные рекомендации для школьников

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.

Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

Самыми известными былинами стали «Добрыня и Змея”, «Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, «Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.

Сегодня мы познакомимся с одной из них.

3. Слушание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник”

(слушание аудиокассеты с былиной)

4. Анализ текста былины, ответы на вопросы:

— Какие чувства вызвали у тебя герои былины?

— Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?

— Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.

— Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?

Словарная работа на уроке.

Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото

Ремни сыромятные — прочные ремни из невыделанной кожи животных

Тын — забор

Палаты княжеские – большое богатое помещение

Кафтан – верхняя одежда мужчин

Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить

Дружина — княжеское войско в Древней Руси

5. — Чтение былины детьми по цепочке после учителя.

— Последующий анализ: (групповая и индивидуальная форма работы)

1 группа (слабая) 2 группа (средняя) 3 группа (сильная)
Найти и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника Найти и прочитать описание поединка Моделирование плана былины
Проверка: чтение отрывка детьми Проверка: чтение отрывка детьми Показ составленной модели всему классу

Индивидуальное задание ученику:

— Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому

6. А теперь посмотрите, как эти герои представлены в к/ф и ответьте на вопрос:

— Удалось ли создателям фильма передать характер и внешний вид героев былины?

— В чем вы увидели разницу?

Просмотр отрывка из к/ф «Илья Муромец” (бой Ильи Муромца и соловья-разбойника)

ІІІ. Выполнение заданий в тетради (задания даются дифференцированно)

1 группа (слабая)

Перечитай первый абзац. Найди слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.

Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.

2 группа (средняя)

2) Обрати внимание на имена персонажей былины. Как их называет автор? Запиши

3 группа (сильная)

3) Найди в тексте и прочитай абзац и подчеркни слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.

Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил – до сих пор по ней люди добрые ездят.

Работа со всем классом.

4) Найди абзац, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. Впиши пропущенные слова.

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполненных работ.

8. Кроссворд

1) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)

2) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)

3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина)

4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)

5) Имя отца Соловья-разбойника. (Рахман)

9. Литературный диктант

Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородиная

IV. Итог урока. Интерактивная экскурсия. 

Мю Задание на дом:

  • художественный пересказ былины
  • нарисовать богатырские доспехи

Источник: http://xn—-ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai/publ/konspekty_urokov_v_nachalnykh_klassakh/literaturnoe_chtenie/urok_literaturnogo_chtenija_v_3_klasse_bylina_ilja_muromec_i_solovej_razbojnik/11-1-0-2619

Илья Муромец- защитник Земли Русской

В рамках военно-патриотического месячника мы рассказываем ученикам о великих битвах и великих воинах нашей многострадальной Руси. Я предлагаю вспомнить об одном из защитников Земли Русской — Илье Муромце (по прозвищу Чоботок). Этот богатырь часто упоминается в различных былинах. Но не все знают, что не выдумал его Боян, а  жил он на самом деле неподалеку от Мурома.

В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому.

Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу, защищая Русь от половцев. Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось крайне мало. Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к XVI в.

Известно, что сперва мощи богатыря находились в гробнице при Софийском соборе, а потом были перенесены в лаврские пещеры.

В 1988 году была проведена экспертиза  мощей св. Илии Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика. Результаты исследований поразительны.

Возраст былинного богатыря специалисты определили в 40-45 лет плюс 10 лет ввиду его специфического заболевания. Криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Ильи Муромца.

Предполагается, что родился Илья около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, сына Тимофеева и его жены Евфросиньи. Медэксперты датировали останки богатыря XII веком. В детстве и юности Илья страдал параличом, однако не роптал на судьбу, не жаловался, только молился со смирением.

При обследовании тела преподобного анатомы действительно отметили в поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. В народе из уст в уста передавали такую историю.

Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род — все мальчики будут рождаться калеками. Через 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом.

Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой. И горевал Илья лишь о том, что если б был он здоров, то «не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам». Вот и услышал Господь чистую молитву Ильи.

Однажды в дом вошли  странники и властно сказали ему: «Поди и принеси нам напиться!». Илья, послушный, кроткий, проводивший все время в молитвах, не мог ослушаться старцев и обидеть их. Искренне желая выполнить их волю, он встал на ноги и, таким образом, исцелился. Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. От этих же странников Илья получает благословение биться с врагами земли родной.

После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг — победа над Соловьем-разбойником. Исследователи считают, что Соловей-разбойник — не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву.

А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом. До пострига Илья состоял в княжеской дружине. Мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

С современной точки зрения, рост богатыря  был чуть выше среднего — 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном.  Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. События тех далеких лет драматичны.

В 1157-1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским, а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз.

Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли. И при обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов.

Произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск смоленского князя Рюрика Ростиславовича и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла.

После тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Это обычный шаг для православного воина – сменить меч железный на меч духовный и дни в сражении за блага небесные. Преподобный Илия не первый и не последний воин, поступивший так.

Вспоминаются тут и святой князь Александр Невский, и воины Пересвет и Ослябя, проходившие послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и геройски погибшие на Куликовом поле. Проведенная медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов.

Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году, в числе еще 69 угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. 

Источник: http://sotvorchestvo53.blogspot.ru/2014/01/blog-post_29.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector