Внеклассное мероприятие в начальной школе к 9 мая. зоя космодемьянская

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

филиал в с.Иловай-Рождественское

Тамбовской области Первомайского района

Урок мужества, посвященный 90-летию со дня рождения Зои Космодемьянской и подготовке к 70 – летию Великой Победы

«Имя, ставшее легендой»

Подготовила:

учитель истории

Михина Людмила Ивановна

с.Иловай-Рождественское

ул.Заречная, д.38

тел.64-2-22

[email protected]/ru

2013-2014 учебный год

Урок мужества, посвященный 90-летию со дня рождения Зои Космодемьянской и подготовке к 70 – летию Великой Победы

«Имя, ставшее легендой»

Цели:

-формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к войне;

-воспитание чувства сострадания и милосердия;

-воспитание чувства патриотизма, чувства любви к родному, гордость за земляков.

Оборудование:

фотографии Зои;

фонограмма песни «Майский вальс»

компьютер с мультимедийным проектором.

Ход урока

Верю: ныне и присно

Жить тебе, как легенде,

И в граните, и в гипсе,

И в литом монументе…

С. Подтелков

Учитель: Сегодня мы проводим очередной урок мужества, посвященный 90-летию со дня рождения Зои Космодемьянской и подготовке к 70 – летию Великой Победы.

Кто же такая Зоя Космодемьянская? Это юная героиня советского народа, которая прожила короткую, но замечательную жизнь.(слайд 2)

Старожилы тамбовского села Осино-Гай Пичаевского района хорошо помнят Анатолия Петровича и Любовь Тимофеевну Космодемьянских. (слайд 3)

В этой учительской семье в 1923 году родилась Зоя. Здесь она росла, со сверстниками бегала купаться на речку Кашму, играла на улице. В 1931 году Космодемьянские переехали в Москву.

С детства Зоя отличалась серьезностью, любознательностью, правдивостью и честностью, была необыкновенно настойчива, начатое дело всегда доводила до конца. Она горячо любила русскую литературу и наш народ, свою Родину и ее героическую историю. 20 июня 1941 года Зоя сдала последний экзамен и перешла в десятый класс, а 22 июня началась война.

В тревожные дни осени 1941 года, когда враг стоял у ворот столицы, тысячи комсомольцев рвались на самые опасные участки борьбы.

1 ноября 1941 года Московский городской комитет комсомола послал группу комсомольцев, в том числе и Зою Космодемьянскую в распоряжение разведывательного управления Западного фронта.

17 ноября вышел приказ И.В.

Сталина №0428, предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в селах и городах…», «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск». (слайд 4-5)

Зоя попала в партизанский отряд Бориса Крайнева. В отряде были и опытные партизаны, которые уже ни раз выполняли задания командования, были и новички, такие как Зоя.

Подруга Зои по отряду Клавдия Милорадова вспоминая дни, когда группа снаряжалась в тыл врага, рассказывала:

«-Ребята были одеты в ватные брюки и телогрейки, в валенки. Все -и парни, и девчата были обвешаны гранатами, через плечо перекинуты сумки с горючей смесью. У ребят винтовки, а у девушек на ремне наганы.

Зоя была одета в коричневое пальто с черным воротником, в сапогах.

Многие советовали надеть ей шинель, но она решительно отказывалась: «Не хочу быть мишенью!» В сапогах она мерзла и Борис учил ее солдатской науке -вязать портянки». (слайд 6)

27 ноября в 2 часа утра Борис Крайнев, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома. Под прикрытием темноты Борис добрался до леса, где они условились встретиться с Зоей. Но она так и не вернулась из Петрищева.

Зоя, разминувшись с товарищами, решила вернуться и продолжить поджоги.

Однако и немцы и местные жители уже были настороже, причем немцы создали охрану из нескольких петрищевских мужчин, которым было поручено следить за появлением поджигателей.

С наступлением вечера при попытке поджечь сарай С.А.Свиридова (одного из назначенных немцами «стражников») Зою выследили.

… Подойдя к конюшне, Зоя сунула за пазуху наган, который держала в руке, достала из сумки бутылки с зажигательной смесью, полила из нее, потом нагнулась, чтобы зажечь спичку. В этот момент немец схватил Зою.

(слайд 7)

Ее доставили в дом жительницы Седовой В.И., а потом избитую, босую и раздетую повели через всю деревню в штаб на допрос. На допросе она назвалась Таней и не сказала ничего.

Раздев догола, ее пороли ремнями, тушили об лоб сигареты, затем приставленный к ней часовой водил ее босой, в одном белье по улице на морозе, пока сам не замерз.

К истязанием над Зоей пытались присоединиться местные жительницы Солина и Смирнова (погорелицы), бросившие в Зою котелок с помоями. В последствие они были приговорены к расстрелу.

29 ноября Зою снова допрашивали. Она молчала. Тогда фашисты решили казнить. Посреди деревни немцы устроили виселицу, собрали около нее солдат и местных жителей.

Истерзанную, покрытую кровоподтеками и посиневшую от ударов и мороза Зою, гитлеровцы вывели на улицу.

Саму казнь одна из свидетельниц описывает следующим образом:

«До самой виселицы вели ее под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Довели до виселицы, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали ее фотографировать… При ней была сумка с бутылками, на шее висела табличка «поджигатель домов» по-русски и по-немецки.

В момент съемки Зоя обращаясь к народу, крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть-это мое достижение». Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен». Немецкий офицер злобно заорал: «Русь!».

Но Зоя продолжала говорить: «Советский союз непобедим и не будет побежден». Потом подставили ящик. Она без всякой команды встала сама на ящик. Подошел немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас не вешайте, всех не перевешайте, нас 170 миллионов. За меня наши товарищи отомстят».

Это она сказала уже с петлей на шее. Она хотела еще что-то сказать, но в этот момент ящик выбили из-под ног и она повисла.

После казни все разошлись». (слайд8-10)

Три дня возле виселицы стояли немецкие часовые. Тело Зои провисело около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствами со стороны проходивших через деревню немецких солдат.

Под Новый год пьяные немецкие солдаты в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами.

На следующий день, заметая следы своих кровавых злодеяний, фашистские палачи сожгли виселицу, а труп Зои приказали закопать за околицей деревни.

Посмертное признание подвига

О судьбе Зои широко известно из статьи Петра Лидова «Таня», опубликованной в газете «Правда» 27 января 1942года. Автор случайно услышал рассказ о казни в Петрищеве от свидетеля-пожилого крестьянина, которого потрясло мужество неизвестной девушки: «Ее вешали, а она речь говорила. Ее вешали, а она все грозила им…»

О подвиге Зои узнала вся страна. И этот подвиг поднимал на борьбу миллионы, ибо он был выражение стремлений и чувств миллионов советских людей. (слайд 11-13)

16 февраля 1942 года Зое Анатольевне Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Зоя… Это имя знает весь мир.

В память о Зое воздвигнуты памятники, ее именем названы улицы многих городов и сел, школы. Зое посвятили свои произведения многие советские писатели, поэты, драматурги, художники и скульпторы.

Останки Зои Космодемьянской были перевезены в Москву и после кремации прах был погребен на Новодевичьем кладбище. (слайд 14-16)

Время не властно над подвигом Зои, ибо он -часть подвига советского народа в великой битве за свободу.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vneurochnoe-meropriyatie-k-90-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-zoi-kosmodemyanskoy.html

Урок мужества , посвященный подвигу Зои Космодемьянской

2012 год

воспитание патриотизма на примере подвига Зои Космодемьянской

Музыкальный фон: песня «Журавли», в исполнении М.Бернеса.

Слайд 1 — Зоя

Чтец.

Не сразу выплыло из тайны

И докатилось до молвы,

Что эта девочка не Таня,

Что это – Зоя, из Москвы,

Не с Енисея,

Не с Оскола,

Не из степного куреня,

А вот – из 201-й школы, –

В трех остановках от меня.

1-й ведущий. Вот так поэт В.Туркин, вдохновленный подвигом бесстрашной девушки, писал о Зое Космодемьянской.

2-й ведущий. Зоя… Имя русской девушки, облетевшее все континенты земли. Символ несгибаемой стойкости под ударами тяжких испытаний и светлый образ чистоты и нравственной силы.

3-й ведущий.

Кто она, заставившая трепетать и содрогаться врагов, заставившая восхищаться собой друзей и внушавшая людям неистощимую веру в человеческое достоинство? 27 января 1942 года в газете «Правда» был напечатан очерк Петра Александровича Лидова «Таня», рассказывающий о казни фашистами в подмосковной деревне Петрищево девушки-партизанки, назвавшей себя на допросе Татьяной. Рядом была опубликована фотография: изувеченное женское лицо с веревкой на шее.

Слайд 2 — Фотогазета

Чтец. «В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной…

Она умерла во вражеском плену, на фашисткой дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей.

Она приняла мученическую смерть как героиня, как дочь великого народа, который никому и никогда не сломить! Память о ней да живет вечно!» (Лидов П. «Таня». «Правда», 27.01.42 г.).

3-й ведущий.

Стало известным лишь партизанское имя девушки, были установлены при помощи очевидцев подробности пыток, мучительной ночи, казни. Над неизвестной девушкой засиял ореол народной героини. С того момента начались нелегкие поиски истины, недели опознания погибшей партизанки. Это потом стало известно, что это Зоя Космодемьянская, а имя Таня – ее партизанское имя – выбрано неслучайно.

Зоя взяла это имя в честь своей любимой героини времен Гражданской войны, героически погибшей учительницы Татьяны Соломахи.

1-й ведущий. Она героически погибла в 1941 году, в самом начале войны, но память о ней, память о ее подвиге, о ее мучительной гибели вдохновляла и поднимала многих на еще более отчаянную борьбу против фашистских захватчиков. Как же она росла, мужала в испытаниях, готовилась к подвигу?

Слайд 3 — Семья

2-й ведущий. Зоя родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Гаи Тамбовской области. Ее родители были учителями, люди одаренные, сильные духом и верные своему долгу. Отец Анатолий Петрович предложил жене: «Назовем дочку Зоей».

Мать, Любовь Тимофеевна, с радостью согласилась: в имени была заявка на долгую дочкину жизнь, т.к. Зоя в переводе с древнегреческого языка означает «жизненная».

Зоя росла маленькой помощницей матери по дому, ухаживала за братом Сашей, который был двумя годами моложе.

Читайте также:  Литературно-музыкальная композиция для школьников «сталинградская битва»

1-й ведущий. В 1929 году семья Космодемьянских переехала в городок Канск в Енисейском округе, но прожила там недолго и в 1931 году поселилась в Москве. Отец вскоре умер, и все заботы о воспитании детей легли на плечи матери.

Слайд 4 — Зоя и Саша

С 1933 года Зоя и ее брат Александр учились в 201-й московской школе. Уже в годы учебы в школе у Зои начал формироваться характер, да такой, что стало ясно, эта девушка отличается от многих своих сверстников.

Лидия Николаевна Юрьева, учительница 4-го класса в котором учились Космодемьянские, вспоминает: «Зоя часто оставалась после уроков, чтобы помогать товарищам: одному уяснить задачу, другому – правила грамматики.

Однажды ее мама, Любовь Тимофеевна, пришла ко мне с просьбой не задерживать Зою после уроков. Девочка была огорчена. На другой день после занятий я напомнила ей, что пора идти домой.

Знаете, что ответила Зоя? “Я думала, что поступаю правильно, если помогаю товарищам”».

3-й ведущий.

Но с другой стороны, Зоя никогда не оказывала помощи способному, но ленивому ученику. Таким она говорила прямо: «Сам должен выучить!» Рисковала ли она потерять уважение кое-кого из одноклассников, поступая таким образом? Да, рисковала, но она не боялась этого. Зоя не нуждалась в дешевой популярности.

И ребята понимали это. Они уважали и любили Зою, потому что видели: она не просто придирчива к другим, но прежде всего, требовательна к себе.

1-й ведущий. И в 5-м, и в следующих классах Зоя была примерной ученицей. Образцовыми были ее ответы, книги без единого пятнышка, аккуратные записи в тетрадях. Она не просто отлично успевала по всем предметам; она выделялась самостоятельностью суждений. Особенно любила Зоя историю и литературу. Ей всегда удавались сочинения, не раз они зачитывались в классе как лучшие.

2-й ведущий. Да, у Зои были определенные способности к истории и литературе, но она с такой же тщательностью и добросовестностью относилась и к другим предметам.

Как-то на уроке математики Зоя неудачно ответила на вопрос. Через несколько дней она обратилась к учителю с просьбой спросить ее по тому же разделу. Ответила она блестяще.

Это было исправление ошибки, а не исправление оценки.

3-й ведущий.

Да, это ее характер, характер, закаленный постоянной работой, стремлением достойно выполнить каждое дело, за которое она бралась. Все это укрепило то высокое чувство долга, которое помогло ее совершить подвиг…

И вот последняя мирная ночь 1941 года… Мирная жизнь, школьные заботы и радости, теперь это лишь воспоминания… Теперь хозяйка – война, со своими бедами и горестями.

2-й ведущий. Зоя вместе с матерью шила одежду для фронтовиков и завидовала брату Шуре, который строил оборонительные сооружения.

Уже в это время Зоя чувствовала в себе бойца и понимала, что должна быть на фронте, а не в тылу.

Естественно, что как только Зоя узнала о том, что формируются партизанские отряды из молодых добровольцев, она не задумываясь подала заявление и настойчиво добивалась отправки в тыл врага.

Слайд 5 — В партизанском отряде

3-й ведущий.

Зоя была направлена в партизанское соединение, которым командовал майор Артур Карлович Спрогис. Отряд минировал шоссейные дороги, резал телефонные провода. Условия борьбы с врагом в его ближайшем тылу было исключительно сложным делом, приходилось даже вступать в неравные схватки с гитлеровцами. Не все из Зонных друзей-партизан возвращались…

В ноябре 1941 года отряд получил боевое задание. На задание в деревню Петрищево вызвалась идти Зоя. В ночь с 27 на 28 ноября падали крупные хлопья снега, луна пряталась в тучах…

1-й ведущий. Юная партизанка должна была действовать в селе, где располагался штаб 332-го гитлеровского полка. К Петрищеву ползли осторожно. Командир указал Зое объект – конюшню на околице села.

Подойдя к конюшне, где содержалось около 200 лошадей, Зоя достала из сумки бутылку с бензином, облила жидкостью стену и нагнулась, чтобы зажечь спичку. В этот момент она была схвачена гитлеровцами.

2-й ведущий. Со связанными руками девушку привели в дом Ворониной, где располагался штаб немецкого гарнизона. Здесь ее допрашивал немецкий подполковник Рюдерер. Он потребовал, чтобы партизанка ответила, кто ее послал, кто был вместе с ней, где остались ее товарищи. Но она на все вопросы отвечала твердо: «Нет, не знаю, не скажу».

3-й ведущий.

Из акта, составленного в деревне Петрищево 25 января 1942 года: «Ее повели в дом Седовой Марии Ивановны, раздели и начали допрос. Но получить какие-либо сведения от нее не пришлось.

Слайд 6 — Допрос

После допроса у Седовой, разутую и раздетую, ее повели в дом Ворониной, где находился штаб. Там продолжали допрашивать, но она на все вопросы отвечала: “Нет! Не знаю!” Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить ее ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала около 200 ударов. Она не кричала и даже не произнесла ни одного стона…»

Слайд 7 — «За мою смерть отомстят!..»

1-й ведущий. «Ее вывели из дома Ворониной; она шла, ступая голыми ногами по снегу, привели в дом гражданки Кулик. Когда ее вводили в избу Кулика, на лбу у нее было большое иссиня-черное пятно и ссадины на руках и ногах.

Она тяжело дышала, волосы ее растрепались, и черные пряди слиплись на высоком, покрытом каплями потам лбу. Ее руки были связаны сзади веревкой, губы искусаны в кровь и вздулись.

Наверное, кусала их, когда пытками хотели вырвать признание.

2-й ведущий. Измученная и истерзанная, она находилась в кругу врагов. Немецкие солдаты всячески издевались над ней. Она попросила пить – немец поднес ей зажженную лампу. Солдаты, жившие в избе, окружили девушку и громко потешались.

Одни шпыняли кулаками, другие подносили к подбородку зажженные спички, а кто-то провел ей по спине пилой. Потом все солдаты ушли, остался один часовой. Руки ее были связаны назад. Ноги обморожены. Часовой велел ей подняться и под винтовкой вывел на улицу. И опять она шла, ступая босыми ногами по снегу.

И водил до тех пор, пока не замерзал сам. Часовые менялись через 15 минут. И так продолжали водить ее по улице целую ночь…»

3-й ведущий.

Вскоре пришли гитлеровцы. Они швырнули на лавку черные сатиновые шаровары, черную рубашку и чулки. Морщась от боли, но, не издавая не единого стона, натягивала Зоя на свои почерневшие, распухшие ноги. А дальше последний путь – к смерти и бессмертию.

Слайд 8 — Маленькая героиня народа

Чтец. «Полдень 29 ноября 1941 года.

Слайд 9 — Газета «Правда»

Конные с саблями окружили построенный утром эшафот. Жителей согнали человек двадцать, они плакали. На грудь Тани повесили доску с надписью по-русски: “Поджигатель домов”. Она обернулась к жителям: “Эй, товарищи!..

– Офицер замахнулся, она отвела плечом его руку. – Что смотрите невесело?.. Бейте фашистов, жгите, травите! За мою смерть отомстят!..” Она продолжала говорить, а петля затягивалась на ее девичьей шее…» (Лидов П.

Таня // Правда, 27.01.42 г.).

1-й ведущий. Мы победили в этой страшной войне, отстояли независимость своей страны. Победила и Зоя, и сотни таких, как она, таких, которые внушали страх врагам своей самоотверженной стойкостью и любовью к Родине.

Это они внушали фашистам неуверенность в своей победе. Когда немецкий офицер, присутствующий при допросе Зои, был захвачен в плен, он записал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего».

Слайд 10 — «Звание Героя Советского Союза»

2-й ведущий. 16 февраля 1942 года Указом Президиума Совета СССР Зои Александровне Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, которой присвоили звание Героя во время Великой Отечественной войны.

1-й ведущий. Звание Героя Советского Союза за свои боевые подвиги было присвоено и брату Зои Александру Александровичу Космодемьянскому, посмертно…

Слайд 11 — Мемориальный музей

Чтец.

Узел размышлений, развяжись!..

Я Америк вовсе не открою,

Коль напомню вам, что имя Зоя

В переводе означает – «жизнь»…

Защищать идя родную власть

В страшную годину испытаний,

Ты в отряде партизанском

Не случайно, видно, Таней назвалась.

Петь, смеяться, плакать и любить

Как и Жанне д'Арк, тебе хотелось…

А враги убить решили Смелость.

Но ее, как жизнь, нельзя убить!

Слайд 12 — Памятник в Подмосковье

Взяв на плечи хрупкие свои

Трудные не девичьи заботы,

Ненависть к врагу до эшафота

Гордо ты несла через бои.

Вот уже разверзлась смерти пасть…

А ведь у тебя вся жизнь в начале…

Только разве перед палачами

На колени ты могла упасть?!

Слайд 13 — 70 лет

Литература:

1. Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре.

2. Интернет-сайты:

Источник: https://infourok.ru/urok-muzhestva-posvyaschenniy-podvigu-zoi-kosmodemyanskoy-1182434.html

Внеклассное мероприятие «9 мая – День Победы»

Цель: формирование патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины; воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал и тех, кто пережил эту войну;развивать речь, память.

Оборудование: мультимедийная установка, творческие работы детей по теме, плакаты.

Ход мероприятия

Прошла война,  Прошла беда,  Но боль взывает к людям.  Давайте, люди, никогда  Об этом не забудем! 

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. 

Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый человек. 

22 июня 1941 года на нашу Родину напала немецко-фашистская Германия. В то время в Германии правили фашисты во главе с Гитлером – жестоким и беспощадным поработителем других народов. Вместе со своими генералами он составил план быстрого захвата Советского Союза .  Фашисты были уверены в своей непобедимости. И действительно.

Читайте также:  Интеллектуальная игра для 6 класса на тему «москва»

Они завоевали много других стран и имели очень хорошее вооружение, технику, поэтому могли атаковать нашу землю с моря. С воздуха и на суше. Они хотели разгромить наши армию и флот, уничтожить большие города вместе с их жителями. А тех, кто уцелеет, сделать своими послушными рабами.  Первыми приняли удар наши пограничные войска.

Все они показали беспримерное мужество, сражаясь до последней капли крови. Особенно отличились защитники Брестской крепости.  В начале войны фашисты были сильнее. Поэтому они захватили большое пространство и подошли к сердцу нашей родины Москве. Враги окружили кольцом блокады прекрасный город на Неве Ленинград (Санкт- Петербург).

Девятьсот дней и ночей в окружённом городе защищались ленинградцы, но врага в город не пустили. 

За каждый клочок родной земли боролись наши войска на фронте. На занятой врагом земле воевали партизаны. А на Большой земле, там, куда враг не добрался, день и ночь работали советские люди: делали самолёты, танки, автоматы, снаряды и патроны. Повсюду можно было увидеть написанный крупными буквами лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!» Весь народ яростно обрушился на врага. 

Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. 
В каждой семье живёт память о тех, кто воевал или трудился в годы Великой отечественной войны.

  Прошла война, прошла страда, 

Но боль взывает к людям: 

Давайте, люди, никогда  Об этом не забудем.  Пусть память верную о ней  Хранят, об этой муке,  И дети нынешних детей, 

И наших внуков внуки. 

Учитель: Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги.  Не стояли холодными ночами за хлебом… Мы не знали, что такое похоронки. Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, мы узнаем, что почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, был ранен. 

Двадцать семь миллионов жизней унесла эта война. Помните о них! 

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

МИР — это Земля, мир — это люди, мир — это дети.

 Мир — это спокойная и  радостная жизнь.

Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!

Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить.

Учитель: Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

Великая Отечественная Война, это урок нам, современному поколению, урок воспитывающий нас и показывающий нам, насколько храбры и отважны те люди, которые подарили нам сегодняшний мир!

Люди! Покуда сердца стучатся,-

Помните!

Какой ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните! (Роберт Рождественский)

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/9_maya__den_pobedi_211512.html

Классный час «Подвиг Зои»

Модель классного часа по теме: «Подвиг Зои», разработанного учителем начальных классов ОГКОУ «Вичугская школа VIII вида»

Шавакулевой Е.Г.

.

Цели: воспитывать у обучающихся патриотизм, мужество, любовь к Родине, формировать чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия.

Слайды. (Звучит песня «Журавли»).

Слайд «Зоя Космодемьянская».

Учитель: «В нашем городе есть улица, которая носит имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. На этой улице мы побывали во время экскурсии 12 мая. О подвиге бесстрашной девушки и пойдёт речь на классном часе».

1ученик.

Не сразу выплыло из тайны

И докатилось до молвы,

Что это девочка не Таня,

Что это Зоя из Москвы,

Не с Енисея,

Не с Оскола,

Не из степного куреня,

А вот – из 201-ой школы, –

В трёх остановках от меня.

Вот так поэт В. Туркин, вдохновлённый подвигом бесстрашной девушки, писал о Зое Космодемьянской.

Зоя… Имя русской девушки, облетевшее все континенты Земли. Символ несгибаемой стойкости под ударами тяжких испытаний и светлый образ чистоты и нравственной силы.

Кто она, заставившая трепетать и содрогаться врагов, заставившая восхищаться собой друзей и внушавшая людям неистощимую веру в человеческое достоинство?

27 января 1942 года в газете «Правда» был напечатан очерк Петра Александровича Лидова «Таня», рассказывающий о казне фашистами в подмосковной деревне Петрищево девушки-партизанки, назвавшей себя на допросе Татьяной. Рядом была опубликована фотография: изувеченное женское лицо с верёвкой на шее.

Чтение учащимися отрывка из статьи.

«В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной… Она умерла во вражеском плену, на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть как героиня, как дочь великого народа, который никому и никогда не сломить! Память о ней да живёт вечно!»

Стало известным лишь партизанское имя девушки, были установлены при помощи очевидцев подробности пыток, мучительной ночи, казни. Над неизвестной девушкой засиял ореол народной героини.

С того момента начались нелёгкие поиски истины, недели опознания погибшей партизанки. Это потом стало известно, что это Зоя Космодемьянская, а имя Таня – её партизанское имя – выбрано неслучайно.

Зоя взяла это имя в честь своей любимой героини времён Гражданской войны, героически погибшей учительницы Татьяны Соломахи.

Она героически погибла в 1941 году, в самом начале войны, но память о ней, память о её подвиге, о её мучительной гибели вдохновляла и поднимала многих на ещё более отчаянную борьбу против фашистских захватчиков. Как же она росла, мужала в испытаниях, готовилась к подвигу?».

Слайд «Маленькая помощница».

Учитель: «Зоя родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Гаи Тамбовской области. Её родители Любовь Тимофеевна и Анатолий Петрович были учителями, люди одарённые, сильные духом и верные своему долгу.

Отец Анатолий Петрович предложил жене: «Назовём дочку Зоей». Мать, Любовь Тимофеевна, с радостью согласилась: в имени была заявка на долгую дочкину жизнь, так как Зоя в переводе с древнегреческого языка означает «жизненная». Зоя росла маленькой помощницей матери по дому, ухаживала за братом Сашей, который был двумя годами моложе.

В 1929 году семья Космодемьянских переехала в городок Канск в Енисейском округе, но прожила там недолго и в 1931 году поселилась в Москве. Отец вскоре умер, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи матери».

Слайд «Любимая школа».

Учитель: «С 1933 года Зоя и её брат Александр учились в 201-ой московской школе. Уже в годы учёбы в школе у Зои начал формироваться характер, да такой, что стало ясно, эта девушка отличается от многих своих сверстников».

Слайд «Педагогический коллектив».

Учитель: «Лидия Николаевна Юрьева, учительница четвёртого класса, в котором учились Космодемьянские, вспоминает: «Зоя часто оставалась после уроков, чтобы помогать товарищам: одному уяснить задачу, другому – правила грамматики.

Однажды её мама, Любовь Тимофеевна, пришла ко мне с просьбой не задерживать Зою после уроков. Девочка была огорчена. На другой день после занятий я напомнила ей, что пора идти домой.

Знаете, что ответила Зоя? «Я думала, что поступаю правильно, если помогаю товарищам».

Слайд «4 класс».

Учитель: «Но с другой стороны, Зоя никогда не оказывала помощи способному, но ленивому ученику. Таким она говорила прямо: «Сам должен выучить!».

Рисковала ли она потерять уважение кое-кого из одноклассников, поступая таким образом? Да, рисковала, но она не боялась этого. Зоя не нуждалась в дешёвой популярности. И ребята понимали это.

Они уважали и любили Зою, потому что видели: она не просто придирчива к другим, но прежде всего, требовательна к себе».

Слайд «Зоя Космодемьянская».

Учитель: «И в пятом, и в следующих классах Зоя была примерной ученицей. Образцовыми были её ответы, книги без единого пятнышка, аккуратные записи в тетрадях. Она не просто отлично успевала по всем предметам; она выделялась самостоятельностью суждений. Особенно любила Зоя историю и литературу. Ей всегда удавались сочинения, не раз они зачитывались в классе как лучшие.

Да, у Зои были определённые способности к истории и литературе, но она с такой же тщательностью и добросовестностью относилась и к другим предметам. Как-то на уроке математики Зоя неудачно ответила на вопрос. Через несколько дней она обратилась к учителю с просьбой спросить её по тому же разделу. Ответила она блестяще. Это было исправление ошибки, а не исправление оценки.

Да, это её характер, характер, закалённый постоянной работой, стремлением достойно выполнить каждое дело, за которое она бралась. Всё это укрепило то высокое чувство долга, которое помогло ей совершить подвиг.

И вот последняя мирная ночь 1941 года… Мирная жизнь, школьные заботы и радости, теперь это лишь воспоминания.… Теперь хозяйка – война, со своими бедами и горестями».

Слайд. (Звучит песня «Священная война».)

Слайд «Зоя с братом Александром».

Учитель: «Зоя вместе с матерью шила одежду для фронтовиков и завидовала брату Шуре, который строил оборонительные сооружения. Уже в это время Зоя чувствовала в себе бойца и понимала, что должна быть на фронте, а не в тылу».

Слайд «В партизанском отряде».

Учитель: «Естественно, что как только Зоя узнала о том, что формируются партизанские отряды из молодых добровольцев, она, не задумываясь, подала заявление и настойчиво добивалась отправки в тыл врага».

Слайд «На задании».

Учитель: «Зоя была направлена в партизанское соединение, которым командовал майор Артур Карлович Спрогис. Отряд минировал шоссейные дороги, резал телефонные провода. Условия борьбы с врагом в его ближайшем тылу было исключительно сложным делом, приходилось даже вступать в неравные схватки с гитлеровцами. Не все из Зоиных друзей-партизан возвращались».

Слайд «Во вражеском тылу».

Учитель: «В ноябре 1941 года отряд получил боевое задание. На задание в деревню Петрищево вызвалась идти Зоя. В ночь с 27 на 28 ноября падали крупные хлопья снега, луна пряталась в тучах…»

Читайте также:  Знак зодиака близнецы. характеристика

1ученица.

Тишина, ах какая стоит тишина!

Даже шорохи ветра нечасты и глухи.

Тихо так, будто в мире осталась одна

Эта девочка в ватных штанах и треухе.

Слайд «Деревня Петрищево».

Учитель: «Юная партизанка должна была действовать в селе, где располагался штаб 332-го гитлеровского полка. К Петрищеву ползли осторожно. Командир указал Зое объект – конюшню на околице села.

Подойдя к конюшне, где содержалось около 200 лошадей, Зоя достала из сумки бутылку с бензином, облила жидкостью стену и нагнулась, чтобы зажечь спичку. В этот момент она была схвачена гитлеровцами».

Слайд «Допрос».

Учитель: «Со связанными руками девушку привели в дом Ворониной, где располагался штаб немецкого гарнизона. Здесь её допрашивал немецкий подполковник Рюдерер. Он потребовал, чтобы партизанка ответила, кто её послал, кто был вместе с ней, где остались её товарищи. Но она на все вопросы отвечала твёрдо: «Нет, не знаю, не скажу».

2ученица.

Вот и наступила та минута.

Отвечай, не то тебе капут! –

Он подходит к ней развалкой пьяной,

Кто ты есть и как тебя зовут? Отвечай!

Меня зовут Татьяной!

Из акта, составленного в деревне Петрищево 25 января 1942 года, : «Её повели в дом Седовой Марии Ивановны, раздели и начали допрос. Но получить какие-либо сведения от неё не пришлось.

После допроса у Седовой, разутую и раздетую, её повели в дом Ворониной, где находился штаб. Там продолжали допрашивать, но она на все вопросы отвечала: «Нет! Не знаю!». Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить её ремнями.

Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала около 200 ударов. Она не кричала и даже не произнесла ни одного стона…».

«Её вывели из дома Ворониной; она шла, ступая голыми ногами по снегу, привели в дом гражданки Кулик. Когда её вводили в избу Кулика, на лбу у неё было большое иссиня-чёрное пятно и ссадины на руках и ногах.

Она тяжело дышала, волосы её растрепались, и чёрные пряди слиплись на высоком, покрытом каплями пота лбу. Её руки были связаны сзади верёвкой, губы искусаны в кровь и вздулись.

Наверное, кусала их, когда пытками хотели вырвать признание».

Слайд.

Учитель: «Измученная и истерзанная, она находилась в кругу врагов. Немецкие солдаты всячески издевались над ней. Она попросила пить – немец поднёс ей зажжённую лампу. Солдаты, жившие в избе, окружили девушку и громко потешались.

Одни шпыняли кулаками, другие подносили к подбородку зажжённые спички, а кто-то провёл ей по спине пилой. Потом все солдаты ушли, остался один часовой. Руки её были связаны назад. Ноги обморожены. Часовой велел ей подняться и под винтовкой вывел на улицу. И опять она шла, ступая босыми ногами по снегу.

И водил до тех пор, пока не замерзал сам. Часовые менялись через 15 минут. И так продолжали водить её по улице целую ночь».

1 ученица.

И уже почти, что над снегами,

Лёгким телом устремясь вперёд,

Девочка последними шагами

Босиком в бессмертие идёт.

Слайд «Казнь».

Учитель: «Вскоре пришли гитлеровцы. Они швырнули на лавку чёрные сатиновые шаровары, чёрную рубашку и чулки. Морщась от боли, но, не издавая ни единого стона, натягивала Зоя на свои почерневшие, распухшие ноги. А дальше последний путь – к смерти и бессмертию».

Чтение отрывка из статьи.

«Полдень 29 ноября 1941 года. Конные с саблями окружили построенный утром эшафот. Жителей согнали человек двадцать, они плакали. На грудь Тани повесили доску с надписью по-русски: «Поджигатель домов».

Она обернулась к жителям: «Эй, товарищи! – Офицер замахнулся, она отвела плечом его руку. – Что смотрите невесело?.. Бейте фашистов, жгите, травите! За мою смерть отомстят!..

» Она продолжала говорить, а петля затягивалась на её девичьей шее…»

Слайд «Казнь».

1ученик.

Гордо вскинув голову, Зоя сказала:

Граждане, не стойте, не смотрите!

(Я живая, – голос мой звучит.)

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит.

Слайд «Место казни Зои».

Учитель: «А через несколько дней село Петрищево было освобождено нашей армией. Найденный изуродованный труп долго не могли опознать. Но вскоре стало известно имя московской школьницы, героини – Зоя Космодемьянская».

Слайд «И слава о ней не умрёт».

Учитель: «Мы победили в этой страшной войне, отстояли независимость своей страны. Победила и Зоя, и сотни таких, как она, таких, которые внушали страх врагам своей самоотверженной стойкостью и любовью к Родине.

Когда немецкий офицер, присутствующий при допросе Зои, был захвачен в плен, он записал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны её кровоточили, но она не сказала ничего».

16 февраля 1942 года Указом Президиума Совета СССР Зое Анатольевне Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, которой присвоили звание Героя во время Великой Отечественной войны».

Слайд «И слава о ней не умрёт».

1 ученик.

Узел размышлений, развяжись!..

Я Америк вовсе не открою,

Коль напомню вам, что имя Зоя

В переводе означает – «жизнь»…

2 ученик.

Защищать идя родную власть

В страшную годину испытаний,

Ты в отряде партизанском

Не случайно, видно, Таней назвалась.

Петь, смеяться, плакать и любить

Как и Жанне д ’ Арк тебе хотелось…

А враги убить решили Смелость.

Но её, как жизнь, нельзя убить!

3 ученик.

Взяв на плечи хрупкие свои

Трудные недевичьи заботы,

Ненависть к врагу до эшафота

Гордо ты несла через бои.

4 ученик.

Вот уже разверзлась смерти пасть…

А ведь у тебя вся жизнь в начале…

Только разве перед палачами

На колени ты могла упасть?!

Источник: https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-podvigh-zoi.html

9 мая День Победы: классный час в начальной школе

Скачать методическую разработку классного часа «9 мая День Победы» в формате doc

С трепетными чувствами Школьный портал подошел к описанию методической разработки классного часа «9 мая День Победы». Мероприятие рекомендовано для проведения в начальных классах в форме классного часа либо внеклассного мероприятия с участием родителей.

Целью классного часа является создание необходимых условий, способствующих воспитанию у младших школьников патриотических чувств, формирование собственной гражданско-патриотической позиции и ознакомление с историческим прошлым своего народа.

Для эффективного проведения классного часа нужно заранее подготовить оборудование и материалы: мультимедийный проектор с экраном, презентацию «9 мая День Победы» (можно скачать выше), музыкальные композиции «Священная война» и «Прощание славянки», «День Победы» и «Солнечный круг», фрагмент с речью Левитана о начале Великой Отечественной Войны, звуковой фрагмент минуты молчания — метроном, бумажные голуби.

9 мая День Победы — краткое описание хода мероприятия

Начало классного часа ознаменует звук фанфар, после которых прослушивается фрагмент песни «Прощание славянки» и переходим к основной части.

Учитель напоминает ребятам, что 9 мая вся страна отмечает День Победы и вспоминает, чествуя своих героев, освободителей. После такой вступительной речи классного руководителя дети читают стихи, которые были розданы им предварительно. Стихи сопровождаются демонстрацией слайдов презентации «9 мая День Победы«.

По прочтению двух стихотворений педагог рассказывает учащимся о том, что 9 мая 1945 года война Великая Отечественная закончилась, а вот началась она в 1941 году 22 июня ранним утром в 4 часа, и читает небольшое стихотворение о войне.

Затем слушаем первый куплет из песни «Священная война» и, продолжает свой рассказ классный руководитель глубоко патриотическими словами.

Более полувека прошло с того дня, когда была объявлена победа, но по-прежнему чтим память всех павших и клянемся тем, кто еще жив.

9 мая День Победы — Как все начиналось

А началось все с первого удара немцев, который на себя приняли отважные пограничники Брестской крепости 22 июня на рассвете. И в это самое время по всему Советскому Союзу, по всей территории самой большой страны, советские люди услышали ужасные фразы, которые били прямо в сердце — речь Левитана о начале войны. Дети слушают запись его речи и проникаются духом того времени.

Прослушав второй куплет композиции «Священная война», руководитель класса поведает еще о событиях этой страшной войны. Ребятам не нужны все кровавые подробности, но передать им весь героизм и славу подвигов Советской Армии и простого народа просто необходимо.

Война нарушила мирный труд советских граждан. Весь народ поднялся защищать свою страну, свою Родину. И взрослые, и дети вносили свой посильный вклад на общее дело, на общую победу.

Героическим подвигам советских людей нет счета: блокада Ленинграда, битва под Москвой, битва под Сталинградом, длившаяся 200 дней и ночей, Курская дуга (ныне Огненная дуга), битва за Днепр и много других великих сражений.

После столь громких слов можно ребятам поведать рассказ танкиста из одноименного стихотворения Твардовского А., который может прочесть один или несколько из учеников, хорошо подготовленных.

9 мая День Победы — В заключение классного часа

Не сильно акцентируя внимание на самой войне, чтобы не разбудить в юных школьниках чувства ненависти, с гордостью, руководитель класса повествует о том, что, спустя 1418 дней, наступил тот долгожданный 9 мая День Победы. За годы страшной войны страна потеряла более 20 миллионов своих граждан. Предлагаем всем присутствующим на классном часе почтить минутой молчания всех, кто отдал жизнь за Победу, кто стал жертвой этой войны.

С каждым часом и днем эта война все дальше от нас и дальше, но жизнью мы все обязаны советским солдатам.

Автор методической разработки предлагает в заключительной части мероприятия провести выход учащихся с голубями бумажными в руках, сопровождая словами и слайдом то, что страна наша всегда стремится к миру, а дети хотят дружить со всеми детьми других стран. Подробный сценарий классного часа и презентацию «9 мая День Победы» скачайте в начале статьи. Ниже доступна презентация также для просмотра ↓

Источник: http://nashashcola.ru/9-maya-den-pobedy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector