Внеклассное мероприятие в начальной школе. творчество есенина

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Творчество Есенина

ЧТЕЦ:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,

Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска весёлая в алостях зари.

3 слайд

1-ЫЙ ВЕДУЩИЙ:

         Всем нам знакомы строки этого стихотворения, написанные великим русским поэтом С. А. Есениным.

         К вершинам мировой поэзии С. Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии.

Здесь «по заре и звёздам» он школу проходил, и мыслил, и читал… «по библии ветров»; здесь подружился он на всю жизнь « с зеленокосой», «в юбчонке белой» берёзой и старым клёном «на одной ноге»; здесь началось пробуждение его творческих дум, и он написал свои первые стихи:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосёт.

         Юному поэту тогда едва исполнилось 15 лет. В Петербург он «грянул» в 1913 году простоватым парнем. Впоследствии сам рассказывал, что, увидев Блока, вспотел от волнения.

         Жизнь Сергея Есенина была, словно притча – одновременно простой и сложной: восприятие бытия рождало поэтический художественный образ, а затем этот образ становился прозой действующего житейского характера.

4 слайд

ЧТЕЦ:

Вечер чёрные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!

Наша жизнь пронеслась без следа.

Может, завтра больничная койка

Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцелённый навек,

Слушать песни дождей и черёмух,

Чем здоровый живёт человек.

Позабуду я мрачные силы,

Что терзали меня, губя.

Облик ласковый! Облик милый!

Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,

Но и с нею, с любимой, с другой,

Расскажу про тебя, дорогую,

Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая

Наша жизнь, что былой не была…

Голова ль ты моя удалая,

До чего ж ты меня довела?

5 – 6 слайды

2-ОЙ ВЕДУЩИЙ:

         Помните знаменитые слова из стихотворения, написанного поэтом в возрасте 15 лет?

… Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,

Унесу я пьяную до утра в кусты…

         Нет, не о распутстве и не о чрезмерной ранней тяге к женщине говорят эти строки. Скорее, о воображении, предчувствии близкой любви, которая скоро «настигнет» поэта.

Нежное чувство испытал, видимо, впервые Есенин к Анне Сардановской, с которой поэт учился  в юношеские годы в епархиальном училище. Они были ровесники, гуляли по окрестностям допоздна. Сергей читал своей возлюбленной новые стихи.

Говорят, они поклялись быть всегда вместе, но неожиданно Анна вышла замуж. Есенин глубоко переживал первое разочарование. Много позже, на излёте жизни, он напишет поэму «Анна Снегина».

         В 1922 году Анна Алексеевна умерла при родах, о чём поэт знал, поскольку чувство жило в его душе и тогда, когда Сардановская была замужем.

ЧТЕЦ:

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Берёзовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

«Пройдут голубые года,

 И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь

И грустно другую любя,

Как будто любимую повесть

С другой вспоминает тебя.

7 слайд

1-ЫЙ ВЕДУЩИЙ:

 Русский, не обделённый красотой парень с пшеничным кудрявым чубом да ещё знаменитый поэт, безусловно, нравился женщинам. Бросив мясную лавку, где работал отец Есенина, Сергей перешёл в Сытинскую типографию. Там он подружился с Анной Изрядновой.

У них нашлись общие интересы, касающиеся литературы. Вскоре поэт переехал жить в комнату Анны. Не было ни венчания, ни регистрации этого брака, но Изряднова оказалась женщиной-однолюбкой.

Даже после разрыва она оставалась верной первой любви, воспитывала сына Есенина.

Судьба Есенина-сына сложилась трагически. Унаследовав от отца страсть к стихосложению, он тоже писал, имел взгляды на ситуацию в стране, не совпадавшие с официальными. В 1937 году юный Георгий был арестован, после пыток признал свою вину. Приговор – расстрел…

8 — 9 слайды

2-ОЙ ВЕДУЩИЙ:

         Ранней весной 1915 года Есенин в поисках счастья в издании своих произведений поехал в Петербург. Слава 20-летнего поэта покатилась ярким солнышком по России. Он стал знаменит. И вот однажды он познакомился в редакции с миловидной застенчивой машинисткой по имени Зина. Как-то вместе с друзьями-поэтами Есенин поехал на пароходе на север «собирать» темы для стихов.

Вместе с Сергеем Александровичем ехала и Зинаида Райх, которой суждено будет войти в историю жизни двух выдающихся деятелей России. Во время посещения по пути одного из селений  Есенин несколько неожиданно обвенчался с Зиной. Сергей Александрович искренне и мучительно любил Зинаиду Райх. У них родились двое детей: Константин и Татьяна. В 1921 году семья, однако, распалась.

Для близких было загадкой, что развело поэта с женой. Говорят, роковую роль сыграла сестра Зинаиды – актриса театра Мейерхольда. Видя, в какой бедности живут Есенины, она терзала супругу поэта за терпимость, считая, что с её внешностью она могла бы сделать блестящую карьеру. Она- то и познакомила сестру с Всеволодом Мейерхольдом.

Так почему произошёл разрыв у поэта и его жены?

         Многие исследователи считают, что ответ на этот вопрос дан в стихотворении «Письмо к женщине».

Звучит романс «Вы помните…» на стихи С. Есенина «Письмо к женщине».

1-ЫЙ ВЕДУЩИЙ:

         А ведь и в самом деле можно понять душу поэта и причины, разлучившие его с женой.

Впрочем, мать поэта, воспетая им в невероятных по искренности и любви стихах, стоя у гроба сына рядом с его бывшей женой, глухо скажет: «Это ты, Зинаида, во всём виновата…» Дети Есенина – Костя и Таня – росли и воспитывались в новой семье матери.

В 1939 году Мейерхольд был репрессирован. Зинаида Райх, однако, не ожидала, что и её ждёт страшная участь. Словно Всевышний решил покарать её за Есенина.

Через полтора месяца после ареста Мейерхольда она вечером вернулась в свою квартиру, где на неё обрушились удары бандитов в чёрных масках. Не исключено, что и Зинаида приняла такую же мученическую смерть, как и её законный супруг Сергей Есенин. Его самоубийство, как известно, сейчас воспринимается с большими сомнениями.

Звучит песня «Мне осталась одна забава…» в исполнении А. Малинина.

10 слайд

2-ОЙ ВЕДУЩИЙ:

         Третьей женой поэта стала знаменитая балерина Айседора Дункан, приезжавшая в Россию. Богатая популярная красавица Айседора неожиданно околдовала Сергея Александровича, как, впрочем, и он её. Любовный порыв был настолько сильным, что даже разница в годах (Айседоре минуло 44, Сергею – 26) не помешала.

Демонстрируется ролик «Айседора»

1-ЫЙ ВЕДУЩИЙ:

         Дункан хотела стать для Есенина своеобразным Вергилием и с трепетом показывала ему мир. Между ними постоянно возникали забавные сценки, когда они хотели внушить что-то друг другу. Ведь большая часть их языка состояла из жестов и ломаного английского, который понимали только они.

         Есенин мечтал покорить мир, но принципиально не учил языков, заявляя: «Пусть иностранцы сами учат русский, чтобы читать меня». Однако, Америка встретила его совсем не так, как он ожидал.

         Поэт обвинил в холодном приёме жену и постоянно оскорблял родину Айседоры в её присутствии.

         Когда Сергей и Айседора уезжали в Россию, то напоминали две заблудившиеся опустошённые души… В России дебоши, устраиваемые Есениным, возобновились с новой силой.

Он раздаривал направо и налево свои костюмы, а также наряды Дункан, которые необъяснимым образом пропадали у неё во время их долгого путешествия. Вскоре Сергей исчез на несколько недель. По городу поползли слухи о том, что его встречают в ресторанах с женщиной. Появлялся он только за деньгами.

Но Айседора не чувствовала по отношению к нему ни малейшего гнева: когда он возвращался, ему достаточно было броситься к её ногам, и она прижимала его златокудрую голову к груди, успокаивая его.

Однажды он бросил в огонь альбом с фотографиями её детей (которые трагически погибли в 1914 году) и, схватив её за руки, чтобы она не могла спасти его, принялся выкрикивать гадости. Дункан потеряла сознание. Больше она его не видела.

11 слайд

ЧТЕЦ:                 Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

По-смешному я сердцем влип,

Я по-глупому мысли занял.

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях.

Я на эти иконы плевал,

Чтил я грубость и крик в повесе,

А теперь вдруг растут слова

Самых нежных и кротких песен.

Не хочу я лететь в зенит,

Слишком многое телу надо.

Что ж так имя твоё звенит,

Читайте также:  Открытие олимпиады по предметам естественно-математического цикла. сценарий

Словно августовская прохлада?

Я не нищий, ни жалок, ни мал

И умею расслышать за пылом:

С детства нравиться я понимал

Кобелям да степным кобылам.

Потому и себя не сберёг

Для тебя, для неё и для этой.

Невесёлого счастья залог –

Сумасшедшее сердце поэта.

Потому и грущу, осев,

Словно в листья, в глаза косые…

Ты такая ж  простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

2-ОЙ ВЕДУЩИЙ:

         Это стихотворение из цикла «Любовь хулигана», который был посвящён Августе Леонидовне Миклашевской. В 1923 году состоялась её помолвка с Есениным, но к вечному союзу не привела.

Я помню осенние ночи,

Берёзовый шорох теней.

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

         Из воспоминаний Августы Миклашевской: «Помню, как первый раз пришёл он ко мне. помню, как он сидел на ковре у моих ног, держал мои руки и говорил: «Красивая, красивая…»»

Звучит песня «Заметался пожар голубой…»

1-ЫЙ ВЕДУЩИЙ:

Из воспоминаний Августы Миклашевской: «…Вид у него был измученный, больной, голос хриплый. По-видимому, он всю ночь где-то бродил.

Когда мне удалось заглянуть ему в глаза, он улыбнулся, взял меня за руку, спокойно вошёл в дом и заговорил о поездке в Италию.

Я засмеялась: «А в Италии вы тоже будете устраивать серенады под моими окнами?» … Мне хотелось встать и пойти за ним всё равно куда. Я переждала какую-то минуту-другую и поняла, что я опять что-то бессмысленно сломала в себе…»

ЧТЕЦ:

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

12 слайд

2-ОЙ ВЕДУЩИЙ:

         Галина Артуровна Бениславская… Судьба этой женщины кажется невероятной. Она родилась от случайной любви француза и грузинки. Отец вскоре после встречи исчез, а мать тяжело заболела и попала в психбольницу. Галя воспитывалась у родственников, получила образование, в революцию встала на сторону большевиков, затем работала в секретариате ВЧК, живя в Кремле.

Брак этот не был оформлен, хотя Бениславская считалась гражданской женой, секретарём и доверенным лицом Есенина. Жили они вместе. Любовь её к поэту была неистовой. И даже, когда он ушёл, она продолжала ждать. Жизнь её закончилась трагически: она покончила с собой на могиле Есенина. Г. А.

Бениславская стала прототипом загадочного женского образа в стихотворении «Собаке Качалова».

ЧТЕЦ:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придёт, даю тебе поруку.

И без меня, в её уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За всё, в чём был и не был виноват.

13 слайд

1-ЫЙ ВЕДУЩИЙ:

         Любовь Галины-чекистки, глубокая, сильная, к сожалению, тяготила поэта. Связь держалась, пожалуй, лишь на том, что он ночевал в её комнате. И поэтому Сергей Александрович, встречаясь с друзьями, подвыпив, признавался, что не прочь жениться на дочке Шаляпина или внучке Льва Толстого.

Всё это казалось шутками. Но вдруг близкие узнают, что действительно Есенин зарегистрировал брак с Соней Толстой. И поэт переехал в шикарную квартиру наследницы великого писателя. Это был 1925 год. А в конце его Сергей Александрович покинул нас, отправившись в небытие.

Софья Толстая-Есенина осталась в этом мире вдовой поэта.

14 слайд

ЧТЕЦ:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

2-ОЙ ВЕДУЩИЙ:

         И сегодня в прессе появляется немало материалов о великом сыне России, её певце, чей голос и через двести, и через тысячу лет будет звучать мощно и неповторимо.

К сожалению, находятся голоса, готовые оплевать поэта и его волшебную поэзию. Наш рассказ об интимных сторонах жизни Сергея Есенина имеет иную цель. Он, как и все мы, любил и страдал, плакал и веселился.

Был земным русским человеком, а не идолом.

ЧТЕЦ:

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле,

Эту жизнь прожил я словно кстати,

Заодно с другими на земле.

И с тобой целуюсь по привычке,

Потому что многих целовал,

И, как будто зажигая спички,

Говорю любовные слова.

«Дорогая», «милая», «навеки»,

А в душе всегда одно и то ж,

Если тронуть страсти в человеке,

То, конечно, правды не найдёшь.

Оттого душе моей не жёстко

Не желать, не требовать огня,

Ты, моя ходячая берёзка,

Создана для многих и меня.

Но, всегда ища себе родную

И томясь в неласковом плену,

Я тебя нисколько не ревную,

Я тебя нисколько не кляну.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле,

И тебя любил я только кстати,

Заодно с другими на земле.

Похожие образовательные материалы:

Источник: http://razrabotky.ru/load/11_klass/literatura/scenarij_i_prezentacija_vneklassnogo_meroprijatija_literaturno_muzykalnaja_kompozicija_po_tvorchestvu_s_a_esenina/9-1-0-100

Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы по литературному чтению

Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы по литературному чтению

Литературные посиделки.

С.А. Есенин. Стихи, песни и романсы на его стихи.

Цель. Познакомить с биографией поэта, вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индивидуальности, прививать любовь к поэзии, развивать речь обучающихся, внимание к поэтическому слову.

Оформление: портрет поэта, фотографии разных лет, аудиозапись с романсами на стихи С. Есенина, фрагмент фильма, аудиозапись с голосом С.А. Есенина,

“Тебе в залог я сердце оставляю…”

С.А.Есенин

1. Организационный момент.

Звучат стихи С.А. Есенина в исполнении артиста Сергея Безрукова.

http://iplayer.fm/song/32321294/Romans_na_stihi_S._Esenina_-_Otgovorila_rocsha_zolotaya/

Демонстрируются слайды: портреты С. А. Есенина разных лет.

2. Вступительное слово.

— Ребята! Сегодня мы поговорим об очень известном русском поэте. 3 октября 2015 года исполняется 120 лет со дня его рождения. Кто догадался, о ком пойдет сегодня речь?

— Мы будем говорить о Сергее Александровиче Есенине.

Стихотворение читает ученик.

Есенин – нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел веселый клен.

Из солнечного ливня

Весеннее лицо

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльцой.

3. Знакомство с жизнью и творчеством Есенина С.А.

В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти все детство будущего поэта.

Дяди были озорные и отчаянные. Однажды, когда Сереже было 3 с половиной года, они посадили мальчика на лошадь и пустили в галоп. Сережа испугался, но удержался. А как его учили плавать! Дядя брал его в лодку, отъезжал от берега и бросал мальчишку в воду. Тот неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним. И Сергей поплыл.

Среди других мальчишек Сережа слыл большим драчуном. Ходил всегда в царапинах.

Бабушка очень любила внука. Нежности ее не было границ. Но и ругала его за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную. У Сережи было счастливое детство. Любимец в семье. Живой, спокойный, веселый, умный, общительный. Хорош собой.

Так пролетело его детство. Когда Сергей подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

-Какой русский и какой чистый поэт, — говорил о нем Максим Горький.

Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности. Чарующую синеву очей – у бездонных озер и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берез и кленов; золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу.

«Душа моя – поле безбрежное…» — так писал о себе сам С. Есенин.

Предлагается фрагмент документального фильма: Есенин на открытии памятника А.Кольцову в 1918 году в Москве.

— Документальная хроника подарила нам “живого” Сергея Есенина. Мы видим его молодым и очень красивым.

Читайте также:  Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Тоскуют, тоскуют березы,Осенним исходят дождемИ желтые листья, как слезы,Роняют и ночью и днем.

Дрожат от мороза под утро,И вдруг замирают в забвенье,И шепчут тоскливо кому-то:“Есенин, Есенин, Есенин…”

Источник: https://www.InfoUroki.net/razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya-dlya-obuchayushchihsya-nachalnoy-shkoly-po-literaturnomu-chteniyu.html

Внеклассное мероприятие по литературе. Тема: “Путешествие по строкам С. Есенина”

Внеклассное мероприятие по литературе. Тема: “Путешествие по строкам С. Есенина”

Внеклассное мероприятие по литературе.
Тема: “Путешествие по строкам С. Есенина”.
Цели:

Обучающая: : сформировать представление у обучающихся о творчестве С.Есенина.

Развивающая: развивать навыки грамотной устной речи.

Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речьспособствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну; умение учащихся слушать товарищей, формулировать свои взгляды и аргументировать их, умение считаться с мнением других.

Задачи: 1.Знакомство с творчеством С.Есенина в процессе игры.2.Развитие мировоззрения у обучающихся на основе творчества С.Есенина.

Литература:

1. Есенин С.А. Снежные ветры: Стихотворения, Поэмы/ Сост. Вступ. статья С.П. Кошечкина .- М : Советская Россия, 1985.- 240 с., 1 л портр., 2. Есенин С.А. Стихотворения, Поэмы .- Свердловск: Средне Уральское кн.изд-во, 1975 .- 298 с.,3. Есенин С.А. Русская боль: Стихотворения, Поэмы / Вступ. ст. Н.Н. Шубниковой .- М: Школа-Пресс, 1990.- 704 с..: ил ( Круг чтения Школьная программа).

План.

Ход урока.
I. Вступительное слово.Сегодня мы с вами совершим путешествие по строкам С.Есенина — русского поэта 1 пол. ХХв.Его неожиданный талант, восхищавший современников, жил любовью к России. И по сей день русские поэты пишут о Есенине, не скрывая своего любования им и вдохновляясь его стихами:Он как будто чародейПревращал зарю — в котенка,Руки милой – в лебедей,Светлый месяц – в жеребенка.Говорить учил леса.Травы, рощи в брызгах света.И слились их голосаС чистым голосом поэта.Н.Кутов.Проведем игру “Угадайка” и разгадаем кроссворд “Стихворд”.

II. Игра “Угадайка”.

И так, мы начинаем игру по творчеству С.Есенина. Для этого ваша группа делится на 2 команды. Каждая команда получит по 1 баллу за правильный и быстрый ответ. За каждую мою подсказку команда получает 0,5 балла. Победителем считается та команда, которая наберет в ходе игры больше баллов, чем другая команда.

Задание 1

Разместите правильно названия стихотворений: Русь, Греция, Польша, Бельгия.(Бельгия) Побеждена, но не рабыня. Потонула деревня в ухабинахСтоишь ты гордо без доспех, Заслонила избенки лесаОсквернена твоя святыня, Только видно на кочках и Впадинах,Зато душа чиста как снег.

Как синеют кругом небеса.Кровавый пир в дыму пожара Воют в сумерки долгие зимниеУстроил грозный сатана Волки грозные с тощих полейИ под мечом его удара По дворам в погорающем инееРазбита храбрая страна Над застрехами храп лошадей.

( Русь) (Греция)Могучий Ахиллес громил твердыни Трои,Блистательный Патрокл сраженный умирал,А Гектор меч о траву вытиралИ сыпал на врага цветущие левкои.(Польша)Над (Польшей ) облако кровавое повисло,И капли красные сжигают города,Но светит в зареве былых веков звезда.

Под розовой волной вздымаясь плачет Висла.

Задание 2.

Вставить в предложение пропущенное слово. Подсказки

  • По полю склоняясь к побегам 1) Птица весенняя

ходят ______ в полосе.(грачи)

  • Белая _____ под моим окном 1).Дерево

(береза)принакрылась снегом точно серебром.

  • В том краю, где желтая крапива и сухой плетень 1) Жилье человека,
  • Приютились к вербам сиротливо _____ деревень.
  • Над окошком месяц. 1) дерево,

Под окошком ветер,

Облетевший ______серебрист и светел.

(тополь)

  • Отговорила _______ золотая 1) Несколько ( роща) растущих деревьев

Березовым веселым языком. (она бывает березовая и дубоваяИ журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о чем.

  • Поет зима – аукает 1)атмосферное явление

Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка:Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекую седые _____.(облака)

  • В первый раз я месяца греюсь. 1) чувство

В первый раз от прохлады согрет И опять я живу и надеюсь На ____ , которой уж нет.(любовь)

  • Снова вернулся я в край родимый. 1).Человек, который
  • Кто меня помнит? Кто позабыл? распоряжается своей судьбой
  • Грустно стою я как странник родимый,

Старый ______ своей судьбы.(хозяин)

А за окном под метельные всхлипы 1)Участок земли с

В диком и шумном метельном чаду посадками деревьев.

Кажется мне – осыпаются липы,Белые липы в нашем ______.( саду)

  • Ой мне дома не сидится, 1) Крупное животное
  • Размахнуться б на войне.
  • Полечу я быстрой птицей

На саврасом _______.

(скакуне)

  • С отягченными веками 1) Состояние природы, когда

Я смотрю на луну. Не слышно ни звука.

Вот опять петухи кукарекали В обосененную _____(тишину)

*Но и все же душа не остыла 1)Тяжелое состояние души.

Так приятны мне снег и мороз,Потому, что над всем, что было колокольчикхохочет до ___________(слез)

  • И долго-долго в дреме зыбкой 1) Головной убор.

Я оторвать не мог лица,Когда ты с ласковой улыбкойМахала мне ————— с крыльца.(шапкой)

III. Кроссворд “Стихворд”.

Отгадайте кроссворд, в котором зашифрованы названия стихов С. Есенина.

л
е р е з а
а н
у с ь
а е ч т а
о л у б н ь
а ь
н
щ
и
к

По горизонтали:
Белая береза под моим окномПринакрылась снегом Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кисти белой бахромой.2.( Русь)Потонула деревня в ухабинах.Заслонили избенки леса.Только видно на кочках и впадинахКак синеют кругом небеса.Загорятся как черная смородинаУгли-очи в подковах бровей.Ой ты , Русь, моя милая Родина.Сладкий отдых в шелку пустырей.3.(Голубень)В прозрачном холоде заголубели долы.Отчетлив стук подкованных копыт,Трава поблекшая в растеленные полыСбирает медь с обветренных ракит.С пустых лощин ползет дугой тощейСырой туман, курчаво свившись в мох.И вечер свесившись над речкою полощетВодою белою пальцы синих ног.4.(Мечта)Тихий отрок, чувствующий кротко,Голубей целующий уста, -Тонкий стан с медлительной походкойЯ любил в тебе, моя мечта.

По вертикали:

1. (Клен)Клен ты мой опавший, клен заледенелый,Что стоишь качаясь под метелью белой.Или что увидел ? Или, что услышал?Словно за деревню погулять ты вышел.2. (Осень)Тихо в чаще можжевеля по обрыву.Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.Над речным покровом береговСлышен синий лязг ее подков.3. (Юный барабанщик)Мы идем а там за чащейСквозь белесость и туманНаш небесный барабанщикЛупит солнце-барабан.

IV. Заключительное слово.

Наше путешествие по строкам С.Есенина окончено.Сегодня отличились активностью и быстротой и сообразительностью

___ команда . Она набрала наибольшее количество баллов за все задания, поэтому она выходит победителем нашей игры. Спасибо всем за участие в игре. Урок окончен.

Источник: http://l.120-bal.ru/literatura/26964/index.html

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое жизни и творчеству Сергея Есенина

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое жизни и творчеству Сергея Есенина

Автор работы: Шефер Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Учебное заведение: Айыртауская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Внеклассное мероприятие,

посвящённое творчеству Сергея Есенина

Цели мероприятия:

Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Сергея Есенина, вызвать интерес к его поэзии, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к Родине, матери, природе, к поэзии.

Оборудование урока:

Компьютер, музыкальный центр, интерактивная доска для демонстрации слайдов к уроку.

Звучит музыка, ученик в роли С. Есенина читает стихотворение:

Всё живое особой метой

Отличается с ранних пор.

Если не был бы я поэтом,

То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень.

Это к завтраму заживёт…»

Ученик:

— Кто мог тогда представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут годы и он станет великим поэтом России…

Ученик:

-Сергей Есенин родился в 1895 году, 3-го октября в Рязанской губернии Рязанского уезда в селе Константинове. С 2-х лет жил и воспитывался в деревне, у деда по матери. И к вершинам поэзии поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства.

Ученик:

— Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Ученик:

— И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и голубая синь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края-

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля,

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом,

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мягкой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ученик читает стихотворение:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/literatura/56561-vneklassnoe-meroprijatie-po-literature-posvja.html

Неделя литературного чтения, посвящённая 115- летию со дня рождения С. Есенина — Литературное чтение

Автор: Давыдова Наталья Викторовна Методический портал «Методсовет» Фестиваль методических разработок «Литературные юбилеи», посвящённый знаменательным датам русских писателей

(И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. А. Блока, Л. Н. Толстого)

Сведения об авторах:

Давыдова Наталья Викторовна, Булгакова Инна Николаевна, Смирнова Елена Васильевна, Хомякова Любовь Геннадьевна, Анисимова Татьяна Юрьевна – учителя начальных классов МОУ «СОШ с. Чёрный Яр», Астраханской области, Черноярского района, с. Чёрный Яр

Читайте также:  Духовно-нравственное воспитание учащихся

Пояснительная записка
К методической разработке «Неделя литературного чтения для начальной школы, посвящённой 115 – годовщине со дня рождения С. Есенина»

На Фестиваль представлена методическая разработка к «Неделе литературного чтения, посвящённая 115- годовщине со дня рождения С.

Есенина» Цель:показать ученикам индивидуальность поэта в контексте времени, культуры, традиций и новаторства; раскрыть тему красоты природы в поэзии С.

Есенина; увлечь песенно-поэтическим творчеством Есенина; развивать мышление, память, внимательное отношение к литературному слову;

формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, живопись.

Методическая разработка состоит из: 1.Конспекта открытого урока во 2 классе по теме: С. Есенин «Берёза» 2. Разработки внеклассного мероприятия «Литературная гостиная»- «Он поэт, поэт народный…» для учащихся 3- 4-х классов 3.

Презентация к внеклассному мероприятию «Литературная гостиная» 4. Разработки внеклассного мероприятия «Красота природы в поэзии С.Есенина» для учащихся 1- 4- х классов 5.

Разработки Блиц- турнира «Умники и умницы» для учащихся 2 классов

6. Олимпиадные задания к «Интеллектуальному марафону» для учащихся 4- х классов

Интерес школьников к литературе с каждым годом угасает всё больше и больше.

Чтобы привлечь внимание учащихся начальных классов к классической поэзии, показать роль русской поэзии в развитии духовного мира человека, на очередном заседании МО учителей начальных классов было принято решение о проведении тематической недели литературного чтения, посвящённой творчеству С. Есенина. Были определены рамки: с 27 сентября по 1 октября 2010-2011 учебного года. Примерно за 2 недели до этого мероприятия мы вместе с классными руководителями провели совещание при заместителе директора по воспитательной работе, где обсудили программу Недели литературного чтения, посвящённая 115- й годовщине со дня рождения С.Есенина и порядок проведения во внеурочное время . На этом заседании были запланированы комплексные мероприятия для всех учащихся начальной школы.

Программа содержит богатый исторический и литературный материал, поддерживает интерес учащихся к творчеству С. Есенина, к произведениям, не включенным в курс школьной программы начальной школы.

Программа мероприятий в рамках Недели литературного чтения способствует пробуждению интереса к изучению творчества любимого поэта, воспитанию любознательных, внимательных читателей, формированию и развитию творческих способностей, умения выразительно читать.

Она нацелена на решение, прежде всего, воспитательных задач: умения слышать другого, сочувствовать, быть милосердными и чуткими, воспитание патриотизма.

Неделя литературного чтения, посвящённая 115-й годовщине
со дня рождения С. Есенина «Он поэт, поэт народный…»

Таким образом, деятельность педагогов и учащихся направлена на развитие творческих способностей детей. Такие мероприятия развивают интерес к глубокому изучению литературы как на уроках, так и во внеурочное время.

Источник: http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/vnekl_rab/nedelja_literaturnogo_chtenija_posvjashhjonnaja_115_letiju_so_dnja_rozhdenija_s_esenina/20-1-0-611

Сценарий внеклассного мероприятия «Край березовый, край Есенина»

Средняя общеобразовательная школа с. Караганка

« Край березовый, край Есенина»

                             ( Внеклассное   мероприятие )

                                                                Учитель музыки:  Потапова Т.И.

с. Караганка

                       Сергей Есенин! Близкое и дорогое многим россиянам имя.                                                                                                                  

В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны,  дуновение ветра.

                            Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, подаривший нам удивительную страну, где льется по равнинам березовое молоко, где ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве, где душа дышит запахом меда и роз.                                                                                                                                                             — Друзья, вы хотите побывать  в этой загадочной стране?

— А кто нам подскажет туда дорогу?  (Журавлики)

— Мы покажем вам дорогу в край Есенина! – говорят дети

— Спасибо вам, журавлики! Вы привели нас прямо на рязанскую землю.

     Здесь более чем 100 лет назад в крестьянской семье родился мальчик, нареченный Сергеем.                                                   

 « Родился с песнями, в травном одеяле,                                                                                           Зори меня вешние в радугу свивали…»

 Он появился на свет в благодатную пору русских осинин, под шелест золотого листопада и окликанье перелетных журавлей.

Учащиеся читают стихи.

      -Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, силой и талантом. В 5 лет он научился читать, а в 8 лет начал писать стихи.  Все, что  он видел, слышал в детстве, отозвалось в его творчестве. Каждая поэтическая строка дышит любовью к родному краю, к людям, вырастившим и воспитавшим его.

— Хотелось бы вам побывать на той улице, где Сережа Есенин играл со своими сверстниками, послушать народные песни и сказки?

Давайте ребята закроем глаза. Смотрите, мы с вами очутились на сельской улице, вот перед нами ворота, дом. На зорьке запел петух, проснулись березки, улыбнулось солнышко. Какое доброе утро!

Читают  учащиеся стихи.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона

Брезжит свет на заводе речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

« С добрым утром!»

    -Дети исполняют песню « Ой вставала я ранешенько» (Русская народная песня)

    — Как хорошо, весело вы пели! Наверное,  любите вы вставать ранешенько,  умываться белешенько. (Отвечают)

    — Ребята, я слышу скрип половиц, это матушка Татьяна Федоровна Есенина хлопочет у печи, готовит для всей семьи драченый – блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом. Вот обрадуются ребятишки: Сережа, Катя и Шура, когда мама позовет их к столу.

Учащиеся.

Пахнет рыхлыми драчеными;

У порога в дежке квас,

Над  печурками  точеными

Тараканы лезут в пас…

…Мать с ухватами не сладится

Нагибается низко

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На заре обедню стройную

Запевают петухи…

-С раннего утра все в доме Есениных принимались за работу. Отец  Александр Никитич запрягал лошадь и уезжал на целый день по своим делам.  Бабушка и мама с дочками домашним хозяйством занимались.

А Сережа с дедом отправлялись на Оку рыбу удить или в лес за грибами, за ягодами. Научился Сергей  с малых лет сено косить, дрова рубить, лодки стругать.

  А вы ребята любите помогать дедушкам, что вы с ними любите делать? Чем им помогаете?

— Давайте поиграем в старинную русскую игру « У дедушки Трифона»

— Спит деревня, отдыхают крестьяне от дневных трудов.Только юному поэту не до сна. При свете луны он сочиняет свои новые стихи.

1 — Учащейся :

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулось солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам…

2 —  Учащейся

Святой дух Троится!

Позволь нам гуляти,

Венки завевать!

3 — Учащиейся

Стой мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я, молодешенька,

Весь год веселешенька!

-Хоровод « Во поле береза стояла»

— Ребята полюбуйтесь на наших девочек! Какие они стройные красивые, ладные! Каждый из них похож на Есенинскую березку, с волнистыми мягкими косами.

Учащиеся:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

 Что загляделась в пруд?

Что шепчет  тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы ветви

Ты лунный гребешок?

— Как удалось поэту увидеть в обычной березке девицу – красавицу? Не каждому дается такой дар видеть не просто глазами, но и сердцем, открывать в обычном необычное! Слушайте сердцем, дети, и вам откроется красота!

Ученица.

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,

Выше бережка  головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

С  крыла  водицу стряхивает,

А за нею лебежатушки,

Её малые ребятушки.

— Стихи Сергея Есенина то манят нас к озеру, то уводят в лес, то зовут на весёлый деревенский праздник. Они словно яркие самоцветы, светятся всеми красками русской земли. Они дышат любовью к России.

1-я девочка.

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что- разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

2-я девочка.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

— песня «Отговорила роща золотая»

— учащиеся.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края-

Только синь сосёт глаза.

Как  захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас

И гудит за корогодом

На лугах весенний пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне на встречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

— Вот и клонится летний день к закату. В деревне молодёжь собирается на праздник Ивана Купалы. Скоро загорятся на высоком берегу Оки костры и закружится возле них хоровод.  Будут песни, игры, забавы до самого утра.  Давайте, ребята, споём песню на стихи Есенина «Ой, купало»

— По народному поверью, в купальскую ночь в заповедном лесу расцветает папоротник, и тот кто встретит этот удивительный цветок, найдёт своё счастье. А как  думаете, ребята, что может сделать человека по — настоящему счастливым? ( Ответы)

Мне,  кажется, что счастье приходит к человеку только тогда, когда в его душе распускается цветок доброты и любви. Не знаю, был ли счастлив наш поэт, но стихи его полны доброты, участия к людям, к своей Родине. Как вы думаете, нашел ли он свой цветок счастья?  ( Ответы)

И вы, друзья, ищите свой волшебный цветок. А дорогу к нему вам подскажут, добрые, мудрые, чистые стихи прекрасного русского поэта – Сергея Есенина.

Источник: http://karaganskay.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/metodicheskaja_kopilka/scenarij_vneklassnogo_meroprijatija_quot_kraj_berezovyj_kraj_esenina_quot/21-1-0-48

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector