Внеурочное занятие по русскому языку, 3 класс. конспект

Внеурочное занятие по русскому языку, 3 класс. Конспект

Автор материала: Силаева Елена Анатольевна

Внеурочное занятие

Научно-познавательное направление

Кружок «Слово о словах»

Тема: удивительные превращения морфем.

На прошлом занятии я раздала каждой группе кейс. А сегодня мы посмотрим как вы справились ними.

Кейс-задания:

— сообщение про корень, найти загадку, подобрать задание для ребят

— сообщение про приставку, найти загадку, подобрать задание для ребят

— сообщение про суффикс, найти загадку, подобрать задание для ребят

1. — Сейчас я загадаю вам несколько загадок, а вы их разгадайте и постарайтесь назвать тему нашего сегодняшнего занятия.

1)Я у дуба.    Я у зуба.   Я у слов и у цветов.   Я упрятан в темноту.   Я не вверх, а вниз расту (корень).2) После корня он стоит,      Перед окончанием.     Его я, если заменю,      Другое слово получу.     Обозначу уголком.      Называю домиком (суффикс).

Доскажите словечко: 3) Перед корнем есть……..     Слитно пишется она.     И при помощи ……….     Образуются слова (приставка).4) На конце любого слова      ………….. ищет Вова.     С другим словом держит связь.     ……………он найдет.     Его в рамочку возьмет  (окончание). 5) Окончание отбросим     И останется … (основа).

        По мере отгадывания загадок на доске появляются слова-карточки с отгадками.

-Что появилось на доске?-Как называются эти понятия вместе? (состав слова, морфемы)- Сегодня мы с вами поговорим об удивительных превращениях морфем. Но, готовясь к сегодняшнему занятию у меня возникла проблема. Послушайте стихотворение и дайте ответ.

Постановка проблемы:Раз, два, три, четыре, пять,Начинаем выяснять:Вышли способом какимТе слова, что говорим?

Где был мел, там стал – мелОК!(Это СУФФИКС нам помог –Он всю доску исписалИ кусок поменьше стал!)

Здесь был ход, а стал – ОТход, Как пришла ПРИСТАВКА «от-» -От такого поворотаСтало всё наоборот!

Ох, не просто разгадать,Что от слов нам ожидать: То возьмёт, из двух сольётся,То нежданно отсечётся,То протиснется неспешноК нам из языков чужихИ пропишется успешно –Отыщи, попробуй, их!

Раз, два, три, четыре, пять,Интересно разбирать!А зачем нам это знать?Чтобы правильно писать!

Сегодня я приглашаю всех вас, ребята, и наших гостей в увлекательное путешествие в сказочную страну «МОРФЕМА» Можно поискать музыка из сказки Слово ребятам из 1-й группы.Давно это было. На волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так-так они все были дети одного папы-корня, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

«Чужак» И вот однажды собрались у старого мудрого корня ВОД его родственники. ПОДВОДНИК с ВОДИЦЕЙ беседует. ВОДОЛАЗ с ВОДОПАДОМ на солнышке греются. ВОДИТЕЛЬ на гармошке играет. ВОДОМЕРКА с ВОДОРОСЛЯМИ разыгралась. ВОДИЧКА по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам ВОДЯНОЙ пожаловал. Все старуху ВОДУ ждут.

Вышла мудрая ВОДА на крыльцо, глянула на гостей и сразу чужака заприметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

Кто же оказался чужаком среди родственников ВОДЫ? Почему гости не сразу заприметили чужака? А я тоже приготовила для вас задание: образуйте по схемам слова, используя корни снег, лед, пар, гол, вод… + (о) + ход … + (о) + лёд

… + (о) + хранилище … + (о) + пад

Вспомните уроки окружающего мира, что мы знаем о воде? В каких состояниях она может быть?

Слово ребятам группы №2

За корнем суффиксу нашлось местечко, Заняв его, конечно, натворил он дел.Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как появились хозяева — корни. Да, да, это была именно та волшебная поляна, которую облюбовали себе корни.

Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Пошли туда работать и суффиксы. Работу им доверили трудную, но интересную. Они образовывали новые слова. Хоть и были суффиксы родными братьями, но по характеру отличались друг от друга. Суффиксы ИК, УШК, ЩИК ОНЬК, ЕНЬК, ИЦ, ЕЦ, ЧИК были ласковыми.

И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно-ласкательные значения. Например: домик, бабушка, березонька. А вот суффикс ИЩ любил все большое: котище, домище. Существует еще много других суффиксов. Они научат нас видеть характер слов.. Каждое словосочетание заменить, одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.

Тот, кто любит мечтать, — :

Участок, где растёт виноград, — :

Стебелёк соломы — :

Отметь «+ » слова, в которых есть суффикс – К – Лапка горка избушка

Стирка срок замок

Слово ребятам группы № 3

Перед корнем есть приставка, слитно пишется она. А при помощи приставки образуются слова.

Долгое время на волшебной поляне жили корни и суффиксы одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки.

Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться.

И не просто остаться, а еще построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. Вот так выглядели эти домики. Вместе с корнями и суффиксами стали жить приставки и работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов.

Вместе всегда работать веселее и интереснее. Хотите попробовать?

Отметь «+ » приставку, которая придаст слову противоположное значение: ОТКРЫТЬ Пере- по- у- на- за-

НАЛИТЬ Под- за — в- пере- вы-

От каждого слова при помощи приставок образуйте три глагола, которые обозначают, что действие закончено:Строил, рисовал, считал.

1.Корни, суффиксы, приставки –

Это все морфемы.

Если с ними мы подружим

Не будет проблемы.

2. в слове корень главный самый

Всем известно нам, друзья.

Его первым выделяем

Без него никак нельзя.

3. изменяемая часть слова — это окончание.

Оно свяжет все слова — будет понимание.

4. мы морфемы изучаем

К корню суффикс добавляем

К столу ик поставили

Стал он столик маленький.

5. знать морфемы очень важно,

К ним наше внимание.

Эти знания для нас –

Залог правописания.

Углубление знаний

Ребята, жизнь наша не стоит на месте. Все меняется, изменяется и наш словарный запас. Появляются новые слова, а некоторые стареют. Также изменяются и морфемы слова. Я предлагаю рассмотреть два слова: пароходик как вы понимаете смысл этого слова? Как оно образовано? Сложением двух основ.

Сумрак – что обозначает это слово? Давайте откроем толковый словарь. Прочитайте. А кто сможет разобрать это слово по составу? Мы затрудняемся. А поможет нам в этом словарь, который так и называется словообразовательный.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться со специальным словарем-справочником, где вы можете узнать и правописание, и произношение, и как правильно ставиться ударение, и узнать, как часто слово употребляется в речи, и сегодня нас интересует раздел словообразование.

На с.613 обратите внимание на выделенные строчки. Здесь показано, как слово образовано. Назовите части слова.

На с. 273 найдите слово ЛЕНТЯЙ. Как образовано это слово?

Я хочу, чтобы вы, ребята, знали, что в русском языке есть такие приставки и суффиксы, которые очень редко встречаются и сегодня они тесно слились с корнем.

— В процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными. приставки: па-: пасынок, падчерица, паводок и др.; пра-: правнук, прабабушка и др.

; су-: сумрак, сумерки, сугроб и др. суффиксы: -ень: бивень, ливень; -знь: болезнь, боязнь, жизнь и др; -яй: лентяй, слюнтяй; -ежь: молодежь; -арник: кустарник.

Некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и др.

Игра с морфемами

ОКОНЧАНИЕ: В слове – корень пусть любой, Вместо окончания – ноль.ПРИСТАВКА: Окончание очень скромно, хотя роль его огромна. Вас прошу придумать я интересные слова,

чтоб приставка в них был: за-, при-, по-, а может, до-

Мне, ребята, все равно.

СУФФИКС: А теперь – мое задание: Суффикс вашему вниманию

Тоже что-то предлагает.

Из портфеля вынимает он готовые слова.

Где здесь суффиксы, друзья? (зайчик, дубовый, маленький, зёрнышко)

— А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

— Какое слово получилось? подарок

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание. Беленький

подведем итог занятия не совсем обычно. На занятиях «Музыкальный фольклор» с Л.В. вы сочинили и разучили песню. Пожалуйста, исполните ее для наших гостей.

«Учат в школе»

С языком родным дружны,Все морфемы знаем мы.

С нами вместе мудрый наш учитель.

Где приставки, корень где? Окончанье, суффиксы?

Он подскажет и поможет научиться.

Знаем мы про корен…

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-po-russkomu-yazyku.html

Конспект занятия по внеурочной деятельности в первом классе (в контексте формирования универсальных учебных действий). Культура речи

Конспект занятия по внеурочной деятельности в первом классе (в контексте формирования универсальных учебных действий). Культура речи.

Цель данного урока — в игровой форме познакомить первоклассников со словами с противоположенным значением разных частей речи. На занятии использовались здоровье сберегающие технологии и работа с компьютером.

Тема: «Точность речи. Антонимы»

Цели:

  • уточнить и расширить словарный запас со словами-антонимами и закрепить их употребление в речи;
  • развивать: фонематический слух, артикуляционную моторику; силу и направленность воздушной струи; силу и высоту голоса; зрительную и речеслуховую память; мелкую моторику; внимание; контроль за собственной речью.
Читайте также:  Классный час о чтении, 7 класс

Ресурсы:

  • картинки для занятия; мягкие игрушки: котенок и лев;
  • массажный логопедический мячик;
  • счетные палочки;
  • слова- антонимы, использование ИКТ;
  • релаксилующая музыка: «Звуки весны»; портреты: Э.Успенского , Ф.И. Тютчева.

Лексическая работа:

  • подбор слов противоположенных по значению (антонимов).

Методические приёмы:

  • артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • произнесение различных языковых единиц, образование грамматических категорий;
  • заучивание чистоговорки;
  • составление загадки.

Речевой материал:

  • слоги; скороговорка; текст.

Ход занятия:

I. Организационный момент

(Личностные УУД)

Логопед:

— Ну-ка, юный мой дружок, Ты готов начать кружок? Всё в порядке на столе ?

Есть порядок в голове?

— Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите, пожалуйста, мимикой лица.

II. Артикуляционная гимнастика

(Регулятивные, личностные, коммуникативные,УУД)

— Недавно у вас были каникулы. Многие отдыхали у бабушки с дедушкой. Давайте вспомним как это было, выполним с вами артикуляционную гимнастику. (Логопед говорит а дети показывают).

— Толстые внуки приехали в гости, («Толстячки») — С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки») — Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка») — Поцеловать они всех потянулись («Трубочка») — Утром проснулись – в улыбочку губы, — («Улыбочка») — Чистим мы свои верхние зубы.

(«Чистим зубы снаружи») — Влево и вправо, внутри и снаружи – — С нижними зубками тоже мы дружим. — Губки сожмём мы и рот прополощем, — И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовары») — Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка») — Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

(«Дуем на лопаточку») — Блинчик жуём. Завернём и надкусим ( «Покусаем язычок») — Следующий блинчик – с варением вкусным («Вкусное варение») — Чашки поставим, чтоб чаю налили.(«Чашечка») — На нос подули – мы чай остудили. («Фокус») — Чаю попили – никто не обижен.

(«Не разбей чашечку») — Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы с наружи по кругу»)

— Вот как вкусно кормили в гостях но каникулы закончились , а мы продолжаем наше занятие.

III. Речевая гимнастика

(Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД)

Логопед: – На доске у меня слоги, прочитайте их: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ

а) в средней тональности, б) повышая голос, в) понижая голос,

г) громким шепотом.

— Ребята, у меня рассыпалась скороговорка, помогите её собрать.

Шесть мышат в шалашах шуршат.

— Прочитайте:

а) про себя, б) вслух громко, прохлопывая ритм, в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 4-е, 5-е слово, г) постепенно увеличивая темп, д) мальчики, е) девочки,

ё)все вместе.

— Кто шуршит в шалаше? (Пальчиковая гимнастика) Покажите мышку.

— Как шуршит мышка? (Дыхательная гимнастика: — Ш –Ш-Ш-Ш)

IV. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний

(Коммуникативные, регулятивные, познавательные, общеучебные УУД)

Логопед: – Ребята, сегодня мы познакомимся с интересными словами, узнаем о них много нового. Отправимся в путешествие на поезде в страну Лексика, в город где живут Антонимы, будем останавливаться на разных станциях в этом городе.

— Итак, путешествие началось. Прочитайте как называется наша станция? «Попутчики». Кто такие попутчики? Узнаёте их? Какие это животные: домашние или дикие? (Картинки с изображением домашних животных)

— Трудно путешествовать одним, они нам в этом помогут. У нас оказался один интересный попутчик, кто это? Из какого это он произведения? ( Э. Успенский «Чубурашка и крокодил Гена»»)

— Ребята, скажите, а чего не хватает в нашем поезде? Без чего мы не сможем отправиться в путешествие? (Паровоза). Правильно, вот я вам предлагаю быть сейчас конструкторами и сконструировать свой паровоз из счётных палочек. (Дети выкладывают на парте паровоз)

— Молодцы! У меня получился вот такой паровоз, ну что прикрепим его к нашим вагонам и в путь. А машинистами будете вы. Поехали. (Имитация движения паровоза)

— Прибыли мы с вами на вторую станцию. «Противоположные слова», где нас встречают котёнок и лев. Давайте опишем их. Какие они по размеру? А по возрасту? Какая у них шёрстка? Сравним животных по характеру.

Котенок, Лев

  • маленький большой
  • молодой старый
  • пушистый гладкий
  • ласковый грозный

— Какие признаки обозначают эти слова? (противоположные)

V. Физминутка

(Развитие мелкой моторики).

Физминутка для глаз.

(Личностные, коммуникативные, познавательные УУД)

Логопед: – Ребята котёнок очень любит играть логопедическим мячом. Он и вас научит. Вставайте в круг. Я называю слово и бросаю вам логопедический мяч, а вы возвращаете мне мяч и называете противоположенное слово:

  • толстый – тонкий
  • далеко – близко
  • высокий – низкий
  • большой – маленький
  • узкий – широкий
  • да — нет
  • день – ночь
  • добро — зло
  • друг — враг
  • жара — холод
  • ложиться – вставать
  • новый- старый
  • больной – здоровый
  • одеваться – раздеваться
  • правда – ложь
  • война – мир
  • смеяться – плакать.

— Садитесь на места. Сделаем гимнастику для глаз. Следите за мячом только глазами.

— Молодцы! Мы покидаем одну станцию и отправляемся на следующую. (Имитация движения паровоза).

Презентация антонимы.

Логопед: — Итак мы с вами узнали, что антонимы могут быть слова: называющие предметы, признаки, действия. А понравилось вам отгадывать загадки? Отправляемся на следующую станцию «Задка». (Имитация движения паровоза).

— Давайте сами сочиним загадку. Помогут нам в этом- антонимы с помощью которых мы опишем предмет, назовём его признаки, по которым вы узнаете о ком идёт речь. Вот посмотрите, кто это? Из какого произведения?

— Сочиним загадку про него. Загадка -_маленркая задача. В ней мы должны перечислить характерные признаки зайца: размер тела, лап, ушей, хвоста. Сам какой? Маленький. А лапы какие? Большие. Уши какие? Длинные. А хвост какой? Короткий. Вот и получилась загадка. Назовите противоположные слова?

VI. Релаксация

(Регулятивные, познавательные УУД)

— Настало время нам передохнуть. Какое время года по календарю? А за окном? Наши попутчики заспорили. Вот Ф.И.Тютчев так писал в своем стихотворении «Зима недаром злится»… , а вы сейчас прослушаете мелодию и скажите, что услышите? Какие звуки весны услышали?

— Передохнули, а впереди нас ждет еще станция «Секрет». Поехали. (Имитация движения паровоза) Ребята на партах у вас напечатан текст. Прочитайте про себя спор животных о зиме.

— Зима бывает голодная – сказал…

— Уж очень длинная зима,- промурлыкал…

— Зима холодная и морозная,- заявила хитрая…

— А… подумал и сказал: « Да что вы»? Зима теплая и совсем короткая, тянется всего одну ночь!

— Дополните текст. Теперь читайте его выразительно, найдите противоположные признаки зимы и подчеркните эти слова. Прочитайте их. А теперь найдите в тексте слова обозначающие процесс говорения. ( Сказал, промурлыкал, заявила) Назовите эти слова? Эти слова ребята называются — синонимы, с ними мы познакомимся на следующем занятии.

VII. Рефлексия занятия

(Регулятивные, личностные УУД)

Логопед:- Наше путешествие подошло к концу. И вы все потрудились – прочитайте отлично. Вспомним, что сегодня нового, интересного вы узнали о словах? Для чего , нужны слова – антонимы? Ребята, а вы знаете, есть специальные книги- словари. Вот я принесла вам их показать. Они есть и у нас в библиотеке. Вы можете ими пользоваться. Это:

  • М.Р.Львов «Словарик синонимов и антонимов». Издательство «Дидакт.» Москва 2009 год.
  • Н.М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка А-Я». Издательство «Просвещение». Москва 1999 год.

— С каким настроением вы уходите с нашего занятия? Посмотрите на мои смайлики и мимикой лица покажите. За работу на занятии вы все получите приз – закладку. До свидания, до новых встреч.

Белозерова Ирина Николаевна, учитель-логопед 1-й категории,

МБОУ «СОШ с УИОП №52» г. Курска

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/konspekt-12844/.html

Конспект внеурочного занятия на тему «Путешествие в страну Русского языка»

Конспект внеурочного занятия на тему

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса: «Удивительный мир слов»

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.

Тема: «Путешествие в страну Русского языка»

Цель: закрепление программного материала по русскому языку.

Задачи: образовательная: углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его
закономерностях.

развивающая: развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль, развивать критическое мышление.

воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.

УУД

Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности; подведение под понятие на основе распознавания объектов; выделение и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

Личностные результаты: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): презентация, карточки со словами.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
— Сегодня мы отправимся в загадочный поход,Дорогу здесь пусть каждый изберетВот карта нашего пути:А что поможет нам пройти? Приветствуют учителя.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 ученик:Если хочешь строить мостНаблюдать движенье звёзд,Управлять машиной в полеИль вести машину ввысь –Хорошо работай в школеДобросовестно учись.2 ученик:В школу ходим мы не зря,Без наук никак нельзя!В жизнь неграмотным войдешьЗа минуту пропадешь.Чтоб ошибок избежать,Ум свой надо развивать.А в игре проверить можноПросто будет или сложно— Сейчас вы разделитесь на три команды. Название команд вы должны будете отгадать.Первая команда. Название вашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто? что?Вторая команда. Название вашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос что делает?Третья команда. Название вашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?Театрализованное действие.— От каждой команды нужно по одному представителю с плакатами существительное, прилагательное и глагол.— Каждая команда должна привести примеры словосочетаний сущ+прил,(лист зеленый, лес густой,заяц белый,день большой) а также примеры нераспространенных предложений сущ+глаг(мальчик пишет, тигр рычит, ветер воет,дед ворчит)Существительное:Давно живу я в мире этомДаю названия предметамПрилагательноеОпределяю я предметы,Они со мной весьма приметныЯ украшаю вашу речь,Меня вам надо знать, беречьГлагол:Что без меня предметы?Лишь названья,А я приду-Все в действие придетЛетит ракетаЛюди строят зданьяЦветут садыИ хлеб в полях растетСуществительное:Существительное с прилагательным всегда дружат обязательно.Приведите примеры таких сочетаний.Глагол:И глагол вам помогает, действовать вас заставляет, предложения составляет с существительным. Приведите примеры таких предложений, как они называются в русском языке.Игра «Помоги веселым лосям спуститься на воздушных шариках».Части речи:Все мы-самостоятельные части речи.Сумеете нас различить?Помогите нашим друзьям спуститься на веселую полянку к нам в гости— Каждый представитель команды должен распределить в корзинки к лосям части речи и прокомментировать свой выбор.Препятствие «Морфемика».— Помни при разборе словаОкончание и основуПервым делом находи,После корня будет суффикс,А приставка-впереди.— Сейчас мы встречаемся с новым препятствием — «Морфемика».Задание для первой команды:— его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода.Для второй команды:— его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.Для третьей команды:— его корень в, слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.Физкультминутка.Конкурс чтецов.— Теперь послушайте чтение известных стихотворений и определите в них фразеологизмы.А. БартоНе умеет дятел петь,Нет у дятла слуха,Говорят, ему медведьНаступил на ухо.Дед ворчит, что спать пора.Закрывай тетради!Занимался бы с утра,А не на ночь глядя.Э. Шим«Очень вредная крапива»– Придет ранняя весна, я тебе из крапивы зеленых щей наварю. Знаешь каких?– А каких?– Пальчики оближешь!***Рано утром мама-квочкаВ класс отправила сыночка.Говорила: «Не дерись, не дразнись, не петушисьПоспеши, уже пора,Ну, ни пуха, ни пера»Через час, едва ивой,Петушок идет домой.Ковыляет еле-елеОн со школьного двора,А на нем и в самом делеНет ни пуха, ни пера Выбор названия команды.— Имя существительное.— Глагол.— Имя прилагательное.Приводят примеры словосочетаний и предложений.Приводят примеры словосочетаний сущ+прил.Приводят примеры предложений.— Такие предложения называются нераспространенными.Дети распределяют в корзинки части речи.— Расписка.— Завязка.— Подснежники.Учащиеся выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.Слушают стихотворения, определяют в них фразеологизмы.— Медведь наступил на ухо.— Пальчики оближешь.— Ни пуха, ни пера.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Художественный конкурс.— Пословицы недаром молвятся,Без них прожить никак нельзя!Они великие помощницыИ в жизни верные друзья.Порой они нас наставляют,Советы мудрые дают,Порой чему- то поучаютИ от беды нас берегут.Команды получают задание-пословицу.— Нужно продумать и изобразить шуточный сюжет по пословице, чтобы другая команда смогла отгадать пословицу.Не сиди сложа руки не будет и скуки.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.Любишь кататься люби и саночки возить. Команды изображают шуточный сюжет по пословицам.
IV. РЕФЛЕКСИЯ
Подведение итогов.— Подошло к концу наше путешествие. Ваши достижения имеют большую ценность, ещё писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык- яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» — Да богат язык словами, их разнообразием, выразительностью неповторимостью и красотой!Язык и стар, и вечно нов!И это так прекрасно —В огромном море — в море слов —Купаться ежечасно!
Читайте также:  День победы. история

Руководитель кружка: _______________

Руководитель практики: _______________

Отметка:______________

Источник: http://moredocs.ru/konspekt-vneurochnogo-zanjatija-na-temu-puteshestvie-v-stranu-russkogo-jazyka/

Внеклассное мероприятие в рамках внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» 3 класс — PDF

Внеклассное мероприятие в рамках внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» 3 класс - PDF

Урок в 5 классе «Антонимы» Цели : — повторить сведения об антонимах, полученные в начальной школе — углубить знания об антонимах 1. Орг. момент. Ход урока: 2. Новая тема. Введение понятия об антонимах

Подробнее

Конспект по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе «Яблоки на тарелочке» Выполнила Иванова Наталья Игоревна Воспитатель средней группы МБДОУ «Детский сад 392 «Яблонька»

Подробнее

Заливается звонок, Он зовёт нас на урок. Будем все внимательны, Прилежны и старательны! В далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т.е.

Подробнее

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Синонимы и антонимы» Храмцова Татьяна Вадимовна Учитель высшей категории Тема урока: Синонимы и антонимы Цели урока: Образовательная ознакомление со словами синонимами-антонимами;

Подробнее

Ход урока: 1. Организационный момент. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. — Откройте тетради и запишите дату. 2. Минутка чистописания. На доске запись:

Подробнее

О.В. Коноваленко учитель начальных классов Е.М. Саган учитель-логопед Тема интегрированного урока: Антонимы Цели: — Упражняться в составлении пар антонимов; — Активизировать словарный запас; — Развивать

Подробнее

Конспект «открытого» урока русского языка во 2 классе Учитель: Клепикова Е.В. Дата проведения: 06.10.2015 Тема урока: Однокоренные слова. Цель урока: познакомить с понятиями «родственные слова», «корень

Подробнее

Конспект занятия: «Листопад». Возрастная группа: 4-5 лет Цель занятия: Закрепить знания детей об осени. Образовательные задачи по интегрируемым областям: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних

Подробнее

Технологическая карта урока Ф.И.О. Мамайкина И.А. Предмет: русский язык Класс: 3 Тип урока: усвоение новых знаний. Тема: Корень слова Цель: 1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на

Подробнее

Конспект логопедического занятия в 3 классе. Логопедическая тема: Слова «неприятели» (антонимы) Грамматическая тема: Существительные, прилагательные, глаголы; союз «а». Лексическая тема: пословицы. Цель:

Подробнее

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ИКТ ( УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Костиной Виктории Александровны учителя

Подробнее

УРОК по русскому языку, 4 класс (УМК «Перспектива») НАРЕЧИЕ. ЦЕЛЬ: — — формирование умения правильно писать некоторые группы наречий, входящих в орфографический словарь начальной школы. Планируемые результаты:

Подробнее

Цели и задачи урока: Личностные: КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Имя числительное как часть речи». — формировать целостную лингвистическую картину; — формировать умения адекватно оценивать успешность собственной

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/31251834-Vneklassnoe-meropriyatie-v-ramkah-vneurochnoy-deyatelnosti-po-kursu-zanimatelnaya-grammatika-3-klass.html

Конспект внеурочного занятия по русскому языку Путешествие по бескрайнему морю Русског

Конспект внеурочного занятия по русскому языку Путешествие по бескрайнему морю Русског

Конспект внеурочного занятия по русскому языку.

Викторина «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

Цель занятия: проверить остаточные знания по русскому языку у учащихся второго класса.

Задачи занятия:

1.Показать все полученные умения и навыки по русскому языку в ходе выполнения заданий разной направленности;

2. Развивать умения действовать четко и слаженно при выполнении определенных заданий;

3. Воспитывать ответственное отношение к данному роду занятиям, уважать и ценить свой коллектив и их мнение;

4. Коррекция фонетического слуха, а так же психических процессов, таких как память, внимание, мышление и воображение.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

(звучит музыка из «Пиратов Карибского моря»)

(1 слайд)

— Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами совершим очень увлекательное путешествие по бескрайнему морю русского языка и литературы. В путешествия отправляются два корабля 2 «А» и 2 «Б» классы.

Вас ждут очень интересные и в то же время сложные задания. На вашем пути будут встречаться пираты и разбойники, но вам с вашими знаниями не стоит их бояться, тем более вам на помощь спешит Джек Воробей со своей командой.

В конце вас ждет награда, но получить ее будет не так уж и просто. (2 слайд).

-Но как же отправляться кораблям в плаванья не имея названия. Джек Воробей прислал вам письмо, в них названия ваших кораблей, но вот незадача письма были перехвачены злыми пиратами. Содержимое писем они разорвали на мелкие кусочки и ваша задача соединить кусочки письма и прочитать названия своих кораблей. (Знатоки и умники)

-Молодцы, теперь мы можем отправляться в путешествие.

2. Основная часть.

-И так первый конкурс звучит так «Найди противоположность». (3 слайд)

-Ваша задача найти противоположность данным ваши командам словам. Слова перепутаны и вам нужно найти пару. Это задание на время, какая команда закончит быстрее та и победила в этом конкурсе. Желаю вам удачи!

2 «а» Умники 2 «б» Знатоки
Большой сильный Белый длинный
Добрый узкий Яркий худой
Слабый злой Тусклый толстый
Широкий маленький Тонкий черный

-Молодцы с этим заданием вы справились.

-Переходим ко второму конкурсу нашей викторины. Он зазывается «Исключи лишнее» (4 слайд)

-Ваша задача найти лишнее слово, выделить его и объяснить, почему вы именно его выбрали. Каждой команде дается по три цепочки со словами. Не забывайте о скорости и главное, о правильности выполнения задания.

2 «а» Умники.

1) Лещ, щука, окунь, черепаха. (черепаха)

2) Медведь, лев, тигр, тетрадь. (тетрадь)

3) сапоги, ботинки, сандалии, пальто. (пальто)

2 «б» Знатоки

1) Куртка, туфли, плащ, шуба. (туфли)

2) Зима, лето, осень, дождь. (дождь)

3) апельсин, картошка, свёкла, кабачок. (апельсин)

— И это задание оказалось вам под силу!

— А вот в следующем задании вам предстоит стать спасателями. Злые пираты перепутали героев русских народных сказок местами и теперь ребятишки не могут прочитать их и понять в чем суть.

-И так третий наш конкурс называется «Помогите сказки!» (5 слайд)

2 «а» Умники

«Колобок»

2 «б» Знатоки

«Репка»

-Какие же вы отважные ребята!

— В следующем конкурсе вы будете распутывать очень не простую ситуацию. Конкурс так и называется «Слова запутались» (6 слайд)

— Ваша задача расставить по местам слова, так чтобы получилась предложение. Еще раз напомню вам о скорости и качестве выполнения задания.

Читайте также:  Классный час «моя конвенция», 6 класс
2 «а» умники 2 «б» знатоки
1.солнце, окно, в, светило, ярко, очень. 1.летом, реке, в, очень, воды, и, приятная, теплая.
2. слон, вынослив, в, жару, сильную. 2. урок, в, понедельник, очень, интересен, был.

— Джек Воробей гордиться вами. Вы уже близки к намеченной цели, осталось лишь несколько рывков. А мы переходим к еще одному конкурсу не менее интересному и загадочному. Он называется «Кто? Что?» (7 слайд)

-Мы с вами недавно изучали очень интересную тему «Слова, отвечающие на вопрос Кто? И Что?». Пираты как то разузнали об этом и придумали вам препятствия. Они смешали слова отвечающие на эти два вопроса, а ваша задача разделить их на две части. Команда «Умников» будут искать слова отвечающие на вопрос «Кто?», а «Знатоки» на вопрос «Что?»

2 «а» Умники «Кто?» Мяч, корова, пони, дом, 2 «б» Знатоки «Что?»
Цветок, сапог, лошадь,
Человек, ковер, машина,
Кошка, куртка, телёнок.

— И вот наконец мы дошли до последнего конкурса. Он называется «Морской бой – чистоговорок» (8 слайд).

— Ваша задача показать свои знания чистоговорок. Каждая чистоговрка это залп снаряда. Кто больше сделает залпов, та команда и победила. Желаю вам удачи.

3. Заключительная часть.

— Наконец то все испытания завершились и что очень важно все два корабля приплыли к подножью скаля с сокровищами, а это значит, что обе команды вовремя и верно выполняли задания.

— Вам послание от Джека Воробья.

2 «а» Умники

«Ключ то сокровищ находится за доской. Желаю удачи!!!»

2 «б» Знатоки

«Ключ от сокровищ находится под ковром. Желаю удачи!!!»

— Молодцы!!! Вот ваши клады. (9 слайд)

Источник: http://aret.ru/studentu/konspekt-vneurochnogo-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-puteshestvie-po-beskrainemu-moriu-russkog/

Основной этап

Время:25 минут

Сегодня я приглашаю вас заочно на экскурсию в природу .Но прежде, чем отправиться на экскурсию, выясним ,что нам надо узнать?

— С чем на природе мы можем столкнуться?

— Как этого избежать?

-Так о чём мы сегодня поговорим?

-Как вы думаете ,что узнаем сегодня на уроке?

-Чему научимся?

-Ведь главное правило жизни — лучше избежать опасности, чем с ними

бороться..

Итак, отправляемся на экскурсию. Представим лето. На улице жарко, светит солнце. Вдруг налетел сильный ветер, небо закрыли тёмные тучи,

прогремел гром, сверкнула молния, и хлынул дождь.

-Ребята, какое явление природы началось?

А вы знаете откуда берется гроза? (см электронное приложение)

В глубокой древности грозы боялись все: и взрослые и дети. Люди тогда думали , будто это страшный великан прогневавщись , мечет на землю огненные стрелы. Гроза несёт огромную опасность – удары молнии.

— Что страшнее гром или молния?

— Правильно, от грома нет никакого вреда. Опасаться надо молнии. Молния – это огромная электрическая искра. Ударит в вековой дуб – разнесёт в щепки, угодит в сарай, в стог сена – подожжёт, может и человека убить.

— Ребята, кто встречался с этим явлением природы?

-Что вы можете рассказать?

-А как нам уберечься от грозы?

-Кто знает их?

-Сейчас мы получше узнаем, как вести себя во время грозы.

Предлагаю поработать в группах.

В карточке описывается поведение ребят во время грозы.

Вам нужно прочитать и подчеркнуть неправильные действия ребят.

Вывод: Что можно посоветовать ребятам?

Надо узнать правила безопасного поведения в природе.

О природе и нашей безопасности

Узнаем, какие опасности могут нас подстерегать в природе.

Научимся оберегать себя в различных опасных ситуациях.

Началась гроза.

Просмотр фильма «Откуда берется гроза?»

Ответы учащихся.

Надо знать и соблюдать правила безопасного поведения во время грозы.

Просмотр фильма « Во время грозы».

Работают в группах, затем проверяют результаты работы групп.

Учащиеся читают информацию о грозе в учебнике, отвечают на вопросы.

Выступления заранее подготовленных учащихся.

Гриб

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Личностные УУД: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга»,«праздник», «терпение». Уважение к празднику, его символам.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом,слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,самоконтроль.

Источник: https://urokinachalki.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-na-temu-priroda-i-nasha-bezopasnost-klass-4002.html

Конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе Тема: Волшебные слова Цели: Обогащение словарного запаса

План-конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе

Тема: Волшебные слова

Цели: 1. Обогащение словарного запаса.

2. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, познавательной активности. 3. Воспитание вежливости.

Универсальные учебные действия:1) формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение к окружающим;

2) формирование умения строить рассуждения в устной форме; 3) развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; 4) учебно-познавательный интерес к предмету.

Оборудование: плакат «Вежливые слова», пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острее меча».

^ учебный кабинет.

Время проведения: 30 минут.

План-конспект занятия:

I. Оргмомент.

Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, слова на плакате. Как вы думаете, о каких словах сегодня мы будем говорить?

^

1. Игры

«Доскажи словечко»

(Дети по ходу чтения текста вставляют хором «волшебные» слова)Дядя Стёпа огорчён. Рассказал он вот о чём: Настя – славная девчонка. Настя ходит в первый класс. Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… (Здравствуйте).

А слово-то, какое – очень дорогое! Встретил Витю я соседа. Встреча грустною была: Налетел он как торпеда, Налетел из-за угла. Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое! Он про внучку говорил: -Экая досада! Я портфель ей подарил, Вижу – очень рада! Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое! (Шкатова Л.А.)

«Вежливые ребята»

(По мере надобности в рассказ хором вставляются «волшебные слова»)Однажды Петя поехал в автобусе в кинотеатр. Войдя в салон автобуса, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов.

На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …(Садитесь пожалуйста). Бабушка была очень вежливой и сказала ему… (Спасибо).

Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Петя чуть не упал и сильно толкнул молодого человека. Парень уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал… (Извините, пожалуйста). Молодой человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает».

«Вежливое слово»

-Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

-Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

-Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

-Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

-И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

2. Беседа.

(Дети дают развёрнутые ответы)-Какие «волшебные» слова вы знаете? (Плакат «Вежливые слова») -Как надо произносить «волшебные» слова? ( «Волшебные» слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься). -Что никогда не делает вежливый человек? (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).

-Почему так говорят: «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острей меча»?

^

(Дети показывают, как бы они поступили, в небольших сценках с участием одноклассников)***

(В сценке участвуют два человека. Алёша забыл учебник по математике дома). Мальчик просит у Вики учебник на один урок: «Вика, дай, пожалуйста, учебник на один урок».

Вика: «Бери, не жалко».

Алёша: «Спасибо, ты меня выручила».

*** (В сценке участвуют до10 человек, изображая давку в автобусе)

Данил «случайно» наступает на ногу Жене и говорит: «Извини меня, пожалуйста. Я случайно».

Женя улыбается, не сердится.***

Класс. Звенит звонок. Дети сели на свои места, приготовились к уроку. Учитель у доски объясняет новое правило. Вдруг запыхавшись, в класс входит Саша и говорит: «Простите, пожалуйста, за опоздание, я проспал, потому что у меня сломался будильник»

Учитель: «Проходи на своё место и тихо готовься к уроку. Старайся не мешать одноклассникам»

^

(Сценку по одноимённому рассказу В.Осеевой готовят обучающиеся 5 класса) Действующие лица: Павлик, старик, Лена, бабушка, брат. (На скамейке сидит старик и зонтиком что-то чертит на песке. Рядом садится взлохмаченный, раскрасневшийся разъярённый мальчик).

^ Да ты только что кричал, плакал. Сердился.

Павлик. А Вам-то что? Я скоро совсем из дома убегу из-за одной Ленки. На одной краски не даёт, а у самой сколько! А бабушка меня из-за одной морковки из кухни прогнала тряпкой… Никто меня не любит и не жалеет…

Старик. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

^ А какое слово?

Старик. (Наклонился к мальчику и что-то прошептал)

-Не забудь, как нужно говорить волшебное слово…

Павлик (Подбегает к сестре)

-Лена, дай мне, пожалуйста, одну краску…пожалуйста…

Лена (Удивлённо)

-Тебе какую?

Павлик

-Мне синюю. (Подержав краску в руке, отдаёт её сестре). -Пойду к бабушке. (Павлик подошёл к бабушке и обнял её) -Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста…

Бабушка (Широко улыбнувшись)

-Горяченького …горяченького захотел, голубчик мой!

Павлик (Подпрыгивая)

-Волшебник! Волшебник!

Павлик (Обращаясь к старшему брату за столом)

-Возьми меня покататься на лодке…пожалуйста…

Лена.

-Возьми его. Чего тебе стоит.

Бабушка.

-Конечно, возьми!

Старший брат.

-Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Павлик (Выскакивая из-за стола)

-Помогло! Опять помогло!

5. Итог занятия.

-Какие вежливые слова мы сегодня вспомнили?

-Как надо произносить эти слова?

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1649873.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector