Воспитание любви к чтению методами арт-терапии

Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии

1 Воспитание личности методом арт-терапии Санкт-Петербург 2012 ЦРР «Росток» Алексахина Марина Леонидовна

2 Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

3 Арт-терапия – это развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем.

4 АРТ- ТЕРАПИЯ музыкотерапия драматерапиясказкотерапия изотерапиякуклотерапия танце- двигательная терапия игротерапиямаскотерапия

5 ЗАДАЧИ АРТ-ТЕРАПИИ Воспитательные (способствует сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми) Коррекционные (успешно корректируется образ Я, улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми) Психотерапевтические (возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха) Диагностические (позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, выявить проблемы), Развивающие (происходит личностный рост человека, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения)

6 ЦЕЛИ АРТТЕРАПИИ снизить эмоциональную тревожность; повысить самооценку; развить коммуникативные навыки; способствовать развитию самосознания; улучшить детско-родительские отношения; способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.

7 Одним из видов арт-терапия является театральная деятельность. Театр – это искусство общения и сопереживания, ведь сопереживанию нужно учить, учить не очерстветь сердцем, учить делиться теплом своей души

8 Мое настроение!

9 Рассердились медведи на незваную гостью! «А как бы поступил ты?»

10 Назови эмоцию!!!

11 Театр рук Детские руки становятся актерами! Каждый пальчик превращается в куклу, сказочного героя, позволяет импровизировать.

12 Эта игра очень интересна детям, помогает обогатить словарный запас, учит выражать свои ощущения с помощью слов и образов

13 Видящие руки!

14

15

16 Кукольный театр Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания.

17 Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

18 Играя с куклами, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

19 Плоскостной театр Куклы, сделанные своими руками

20 Театр на ложках

21 Фольклор Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театральной. Фольклор позволяет разнообразить процесс воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно- творческой инициативы детей

22 Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1256649/

Применение элементов арт — терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся

Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся

Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства.

Перспективная область в профессиональной деятельности педагога – социально-реабилитационная деятельность.

Основная его задача – обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.

Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка, имеющего проблемы в развитии, выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и вступление на путь новых отношений с окружающим миром.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

В этой связи в практике специального образования широко используются термины «арттерапия» и «артпедагогика».

При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание».

Актуальность проблемы

Артпедагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства.

Основная цель, которую преследует артпедагогика, художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

В современном контексте «арттерапия» имеет несколько значений:

o как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

o как комплекс арттерапевтических методик;

o как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

o как метод.

В последние годы арттерапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.

Таким образом, имея в основе разные теоретические постулаты, оба направления имеют место в специальном образовании, дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процессе, обеспечивая профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие на ребенка с проблемами в развитии.

Арт-терапия – это один из методов психолого-педагогической работы, который использует возможности искусства для достижения положительных изменений в личностном, эмоциональном и социальном развитии человека. Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта.

Арт-терапия позволяет вывести переживания человека во внешнюю форму через продукт творческой деятельности, создать новые позитивные переживания, проявить творческие способности, удовлетворить потребность в творчестве. Арттерапия облегчает психотравмирующие ситуации. Она использует невербальные каналы взаимодействия, воздействует непосредственно на эмоции человека.

Цели арттерапии:

— самопознание,

— расширение личного опыта,

— изменение мироощущения,

— внутренняя интеграция личности,

— интеграция с внешней реальностью,

— формирование адекватного образа «Я»,

— выражение эмоций,

— облегчение тяжелого эмоционального состояния,

— выявление и осознание подавленных мыслей и чувств,

— концентрация внимания на чувствах,

— поднятие самооценки,

— развитие художественных способностей и появление новых навыков.

Арт-терапия используется в работе с взрослыми и детьми, помогает преодолевать трудности эмоционального развития, взаимоотношений и личные внутренние дисгармоничные состояния.

Арт-терапия широко применяется в системе помощи детям, имеющим нарушения развития.

Родной язык играет активную роль в формировании жизненного опыта человека, выполняет организационную роль в его деятельности.

Достижение успехов в любой профессиональной сфере невозможно без глубокого знания родного языка, культуры и литературы, поскольку именно они обеспечивают развитие способности к коммуникации и к получению информации, необходимых для полноценной деятельности в условиях современного общества.

Успешность обучения в школе зависит от уровня владения родным языком, и прежде всего – всеми видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужой речи (аудированием, чтением); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи в зависимости от коммуникативной ситуации (говорением и письмом).

Современное понимание общепредметной функции филологических дисциплин определяет и нацеленность курса на формирование важнейших общеобученных умений, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности:

1) коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

2) интеллектуальные — (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, оценивание, классификация);

3) информационные – (умение осуществлять библиографический поиск, умение работать с текстом и различными источниками информации);

4) организационные – (умение организовывать материал, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Таким образом, филологические дисциплины играют ключевую роль в процессе воспитания и образования личности обучающихся, формирования духовно – нравственных качеств человека, его мировоззрения, гражданского и этнического сознания, развития творческих способностей, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, формирования коммуникативной культуры, культуры речевого общения.

Современный образовательный процесс характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно – личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностные мотивы, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, научить учащихся учиться.

Гармоничное развитие личности определяется, прежде всего, достаточным запасом психоэнергетических сил, позволяющих человеку поддерживать жизнеутверждающую, оптимистическую направленность жизнедеятельности, проявлять адаптивные возможности, эмоциональную уравновешенность и способность конструктивно преодолевать внутренние и внешние помехи в решении жизненных задач.

Сегодня психоэмоциональные особенности развития учащихся характеризуются отягощенным состоянием врожденных факторов слабых дисфункций организма, неблагополучием эмоциональной сферы подрастающей личности.

В этих условиях профессиональной деятельности от педагога требуется иная, нестандартная психологическая готовность к работе с обучающимися.

Мне кажется, что нужно сохранять не только психоэмоциональнальные здоровье подростков, но и, что немаловажно, самих педагогов, и это позволяет внедрение элементов арт-терапии в организации учебных занятий.

Как показывает опыт, в этом случае сохранными остаются познавательные потребности детей, создаются консультативные условия для развития мотивации самовыражения, достижения успеха и творческого созидания.

И что особенно важно, артпедагогическая деятельность позволяет эффективно реализовывать не только психопрофилактику эмоционально – негативных проявлений, но и в значительной мере разрешить внутриличностные противоречия, снимать стрессовые состояния как подростка, так и педагога, накопить позитивный опыт переживания и сочувствия, опыт толеранто-эмпативных взаимоотношений.

Меня как педагога заинтересовала арт-педагогика базирующейся на трех областях научного знания: психологии, искусства и педагогики.

Источник: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/pedagogika-korrekcionnaya/primenenie-elementov-art-terapii-na-urokah-chteniya-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-334290

Арт-терапия – исцеление искусством. Примеры методик

Арт-терапия – исцеление искусством. Примеры методик

Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

Терапия искусством: понятие и виды

Проходя курс арт-терапии, индивид занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется.  Проводится арт-терапия в форме индивидуальных и групповых занятий.

Безусловное преимущество арт-терапии, делающее ее чрезвычайно популярной – возможность самостоятельного проведения терапевтических занятий. Конечно, сложную психологическую проблему не получится решить без помощи арт-терапевта, но, как минимум, расслабиться и снять напряжение наверняка выйдет у любого человека.

Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии.

Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс, придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, “Таинственный сад”, “Рождественские чудеса” , “Зачарованный лес” ). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и погружается в мир фантазий.

Такие раскраски уже стали бестселлерами, так как предоставляют возможность заняться арт-терапией, не выходя из дома.

Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:

  • изотерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия;
  • песочная терапия;
  • видеотерапия;
  • игротерапия;
  • библиотерапия;
  • сказкотерапия;
  • маскотерапия;
  • драматерапия;
  • фототерапия;
  • денс-терапия;
  • арт-синтезтерапия (объединение живописи, стихосложения, цвето-, маско-, мульт- и фототерапии, а также метода ассоциаций) и другие.

Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл.

Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь.

Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества.

Суть и преимущества арт-терапии

Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована, а сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.

Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

Те методы психодиагностики, которые предполагают сознательные действия клиента, всегда имеют некоторый оттенок социальной желательности. Индивид стремится представить себя в лучшем свете, поэтому дает социально желательные и одобряемые варианты ответов.

  В случае с арт-терапией вероятность «обмана во благо» исключается.
Через художественные визуальные образы и объекты бессознательное личности «взаимодействует» с сознанием.

Задача арт-терапевта – помочь клиенту растолковать что «говорит» ему его бессознательное.

Терапия искусством назначается, если индивид переживает:

  • пониженное настроение;
  • стресс;
  • кризис (возрастной или экзистенциальный);
  • эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее;
  • апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
  • депрессию, в том числе связанную с потерями;
  • физическую и/или психологическую травму;
  • страхи, фобии, повышенную тревожность;
  • низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-концепцию;
  • различного рода зависимости;
  • межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);
  • любой внутренний конфликт.

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние, а именно:

  • выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
  • избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
  • избавиться от страхов и фобий;
  • избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
  • повысить самооценку и уверенность в себе.

Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

  • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
  • применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
  • способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
  • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
  • является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
  • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
  • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

Арт-терапия применяется  при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.

Примеры арт-терапевтических методик

Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.

Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки». Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги.

Модификации этой техники: рисование руками и телом, когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет ему в голову.

Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.

Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.

Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их жалко.

Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами, неуверенностью в себе и прочее.

  Это могут быть записки, кусочки ткани, засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.

Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию.  Делать это нужно не торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется.

После этого каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт, связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и попрощаться с этим.

Так же нужно попрощаться и с изготовленной композицией, в идеале ее нужно сжечь.

Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет, журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные материалы.

  Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я», «семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как угодно, дорисовывать и подписывать изображения.

Анализировать полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и прочее.

Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.

Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:

  1. А. Копытин “Арт-терапия – новые горизонты”
  2. А. Копытин “Арт-терапия женских проблем”
  3. А. Копытин “Арт-терапия детей и подростков”
  4. Г. М. Ферс “Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство”
  5. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной терапии”
  6. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Практикум по сказкотерапии”
  7. М. Шевченко “Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей”
  8. В. Никитин “Арт-терапия. Учебное пособие”

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/art-terapiya-iscelenie-iskusstvom

Виховання любові до читання методами Арт-терапії

Виховання любові до читання методами Арт-терапії

З досвіду роботи психолога , Арт — терапевта мовного центру «Логос», керівника студії творчого розвитку «Бебі — АРТ»

У світ літератури дитини призводять сім'я, школа. На сьогоднішній день, на жаль, значно знизився вплив книги на розвиток дітей. Адже читання книги розвиває самостійне і нестандартне мислення, вміння аналізувати інформацію. Сім'я повинна вчасно навчити дитину полюбити читання.

Якщо до книг в сім'ї ставляться з повагою і любов'ю, то є надія, що й у дитини з'явиться інтерес до літератури. Крім цього з дітьми необхідно обговорювати прочитане, пояснювати про добро і зло, вірність і зрада, мужність і страх. Без цього неможливе формування образності мовлення та світосприйняття, індивідуальної системи цінностей у дитини.

Необхідна і постійна спільна діяльність дорослого і дитини — читання вголос і діалог про прочитане. Розглядати і читати дитячі журнали, слухати, відтворювати окремі частини тексту, обговорювати з дитиною прочитаний епізод — це основна діяльність для розвитку інтелекту.

У дитини йде поступове формування улюбленої літератури, яка з віком розширюється і видозмінюється. Деякі книжки читають кожен день.

Одні твори дитина забуває, але коли через певний час їх знову читають йому, то на події та героїв книги він дивиться зовсім іншими очима. При постійному читанні малюк багато цитує напам'ять, поправляючи неуважного дорослого і коментуючи текст.

Часто сам переказує текст, грає в вподобаних героїв (може їх малювати, ліпити, показувати в «ляльковому театрі»).

При цьому читання у дорослого має бути виразним, чітким, різноманітним в інтонації, з спільними коментарями, а літературу потрібно вибирати різноманітну і складну.

Дуже часто батьки не читають складних, на їх погляд, текстів, щоб не відбити інтерес дитини до літератури. Однак психологами мовного центру «Логос» доведено, що боятися читати і розбирати складних творів не варто.

При першому читанні можна трохи спростити текст, потім, не раз повертаючись до нього, показувати малюкові на нові деталі знову і знову. Тоді розвивається його сприйняття, збільшується досвід, формується інтерес до нової книги і бажання читати.

Групове читання — це кращий спосіб організації сімейного дозвілля.

Читання і образотворче мистецтво

У творчому розвитку читачів велику роль відіграють додаткові заняття, які розроблені в липецькому мовному центрі «Логос».

Безліч напрямків діяльності, різноманітність цілей і завдань об'єднуються в активному використанні методів і прийомів, спрямованих на розвиток дитячої творчості.

Фахівці центру показують продуктивність програм, які розвивають вільне читання і творчість у дітей як здатність нестандартно мислити і розширювати кругозір.

Вивчаючи проблеми читання у дітей, в центрі «Логос» прийшли до цікавого вирішення — об'єднати читання і малювання. Це різні, але дуже необхідні заняття в житті кожної дитини. З першого погляду таке об'єднання здавалося неможливим, але при розробки програми стало зрозуміло, що ця ідея дієздатна і в майбутньому принесе свої плоди.

Фахівці для навчання дітей провели масову підготовчу роботу: співбесіда з кожним бажаючим дитиною, анкетування, поділ на вікові групи, розробка програми і складання календарного плану в кожній групі, поширення рекламних листків для батьків. В результаті, в січні 2008 року відкрилася студія творчого розвитку дитини «Бебі-Арт». Заняття проводяться 2 рази в тиждень в чотирьох вікових групах від 2,5 до 7 років.

На уроках у студії творчого розвитку діти потрапляють у світ мистецтв: художньої літератури, музики, малювання.

Але причому тут книжки? Справа в тому, щоб розкрити те чи інше поняття в мистецтві, необхідно прочитати книгу.

Вона допомагає дітям запам'ятовувати певні терміни, назви творів, дати, імена відомих людей, важливі події. Крім того, книги служать орієнтиром подальшого розвитку творчості дитини.

Основною метою занять студії «Бебі-Арт» є розвиток у дітей постійного інтересу до книги, як до джерела знань.

Тут об'єднали зусилля психологи і педагоги, логопеди і батьки, створюючи всі умови для перетворення літературного досвіду у творчий розвиток особистості, яка вміє аналізувати твір.

Фахівці виховують майбутнього людину з широким кругозором і творчим мисленням, який уміє побачити найкрасивіше в світі, володіє навичками малювання і зможе гідно оцінити твори мистецтв.

Грунтуючись досвідом роботи студії, можна з упевненістю сказати, що образотворче мистецтво як культурне надбання, прямо або побічно пов'язане з читанням книг.

Незважаючи на свою простоту, малювання відкриває широкі можливості для самовираження особистості. Для дитини така діяльність не тільки цікава і захоплююча, але і корисна, адже розвивається весь організм: очі, руки, дотик, мислення.

Простота і доступність малювання робить малюка незалежним від дорослого.

Тому відноситься до малювання, як до діяльності з дитиною необхідно частіше, ніж грі з ним. Адже в іграх малюк копіює у діях когось, а в образотворчому мистецтві він показує себе, своїх близьких, передає свій настрій. Тут він автор, а це основна і активна позиція у порівнянні з рольовою грою.

Для дитини його малюнки є важливим етапом прояви себе як творця. З кожним наступним малюнком малюк все більш повніше та яскравіше показує себе. Особливо цікаво бачити в картинах дітей авторське прочитання творів. Створюючи малюнок, дитина стає оформлювачем та ілюстратором. Обов'язково під кожним малюнком необхідно писати його назву, як формулює це сам дитина.

Під час занять з дітьми проводять бесіди про прочитане, де вони у вільній формі висловлюють власну думку. На уроках читаються і розбираються твори письменників: Пушкін А., Маршак С., Михалков С., Барто А., Хармс С., Біанкі Ст.

Психолог — Арт — терапевт застосовує елементи діалогового навчання, в якому на запитання дітей відповідає радою використовувати ту чи іншу техніку в образотворчій діяльності.

Тому діти легко виконують творчі завдання, в яких поєднуються різні мистецтва, використовуючи нові види технік і художні матеріали.

Головне завдання кожного уроку — сформувати у дітей вміння виділити з прочитаного твору цікаві деталі і передати їх в малюнку, показати їх в кольорі, висловлюючи свої емоції, підкреслити важливість того чи іншого, передаючи розмір зображення.

На початку заняття повідомляється тема, після чого проходить бесіда з дітьми. Переглядається література в наявності і приносяться нові книги, які відповідають темі уроку.

При цьому місце виставки робіт оформлюється в стилі, відповідному темі заняття.

Наприклад, роботи по темі «Світле свято Великодня» виставляються серед вишитих рушників, плетених кошиків і колоритних розписаних тарілок. Далі читаються твори і проводиться детальний аналіз текстів.

У бесіді діти відповідають на питання і висловлюють свої думки про прочитане.

Щоб закріпити емоційний стан дитини, урок проводиться у супроводі негучною музики, показуються репродукції художників, що відповідають темі заняття.

До такого проведення підштовхнув матеріал викладача кафедри логопедії ИСПиП імені Валленберга і редактора журналу «Дошкільна педагогіка Н.В.

Нищевой «Чотири пори року», в якому розроблені конспекти уроків для розвитку мовлення та емоцій у дітей при розгляді творів живопису.

У посібник входять добірка кольорових репродукцій відомих художників, а також диск з класичною музикою і звуками природи.

Далі ще раз нагадуються етапи з послідовністю виконання завдання. У бесіді з дітьми для розвитку у них уяви, важливо говорити про основну ідею малюнка, головному персонажі, кольоровій гамі. На підставі цього опису діти краще представляють свій малюнок. Гармонійним і корисним стане застосування поетичних творів. Поезія створює в уяві необхідний образ, розвиває емоційність.

Фахівці, психологи, вихователі мовного центру «Логос» і студії арт-терапевтичної розвантаження, а також батьки докладають всі зусилля для розвитку творчості у дітей, формування у них інтересу до читання і навколишнього світу. Психологи розробляють різноманітні теми і програми навчання, впроваджуючи нові методи і форми роботи з дітьми. Колектив мовного центру «Логос» зацікавлений в розвитку творчості дітей, удосконалюючи при цьому уяву і фантазію за допомогою читання творів.

Источник: http://ped-kopilka.com.ua/roditeljam/vospitanie-lyubvi-k-chteniyu-metodami-art-terapi.html

Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста

Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста

Приложение к работе «Сценарий родительского собрания в первой младшей группе «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»Сценарий родительского собрания в первой младшей группе «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»

Уважаемые Родители! Для некоторых из вас арт – терапия еще безызвестная область, про которую вы мало слышали и слабо доверяете, может быть некоторые из вас, уже знакомы с арт – терапией, ее методами и особенностями, и, возможно, Вас уже захватил спонтанный, творческий, несущий радость переживаний дух данного метода. Безусловно, кроме творчества у данного метода масса преимуществ – и мы еще раз подчеркнем их.

Арт – терапия:

—  помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;

— помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.;

— развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;

— арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;

— помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;

— вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

Занимаясь с малышом, помните, что руки малыша еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие иди несформированность этих умений сердит и расстраивает малыша, подскажите, помогите малышу – как нужно правильно выполнять определенное действие, но ни в коем случае не критикуйте.

Мы уверены в том, что для каждого из вас важна жизнь, эмоции, ощущения, взгляд на мир вашего ребенка, предлагаем использовать вам в общении с вашими детьми следующие игры, которые содержат в себе направления арт – терапии.

Рисование на мокрой бумаге

Окуните лист белой бумаги в воду, затем удалите лишнюю воду при помощи губки.

Нанесите любой цвет на бумагу, пусть малыш обратит внимание как краска «расползается» по листу, как появляются нежные, размытые полутона. Дайте возможность малышу самому поэкспериментировать.

Когда рисунок высохнет подумайте вместе с малышом, что это может быть —  дом, лес в тумане, вечерний закат или еще что-нибудь.

Отпечатки на бумаге

Отпечатывать на бумаге – можно разными способами – половинкой картофеля, поролоном, сжатым кусочком скотча, смятым кусочком бумаги, комочком шерстяных ниток, осенними листочками,  нанося на эти материалы краску.

Игра «Следы невиданных зверей»

Вы можете нарисовать или приклеить изображение любого животного на лист белой бумаги (можно даже выдумать несуществующее животное и его нарисовать) и предложить ребенку проставить следы этого животного, кусочком мятой бумаги можно дорисовать падающий снег, а кусочком картофеля – «отпечаток» солнца. Фантазия здесь может быть безгранична, помните важен не продукт – а сам процесс.

Техника монотипии

Игра «Зимняя сказка»

Возьмите чистый лист бумаги и  небольшой кусочек нитки тонкой или полушерстяной смочите ее в краске и рисуйте ею разнообразные узоры, проводя по бумаге.

Разбрызгивание краски, случайные мазки, кляксография

Игры «Новогодний салют», «Дружные цвета», «Лопнул пузырь», «Падает снег».

На чистый лист бумаги ударяйте пальчиком на смоченную кисточку в краске под углом 90 градусом. В результате нанесения разноцветных брызг можно получить новогодний салют.

Штриховка. Каракули. Графика

Игра «Помоги ежику собрать овощи»

С помощью мелков, карандашей учите малыша проводить прямые линии – строя дорожку для ежика, которому нужно найти нарисованное яблочко, шишку, грибок (нарисованный вами) в конце листа.

Использование пальчиковых красок

Игры «Дорисуй котику усы», «Нарисуй колеса машине», «Нарисуй ежику иголки».

Игры с пластилином

Игра «Пластилиновые узоры»

Научите отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого, лепите шарики, затем нажимайте на них, получая пластилиновое «пятнышко». А если нажимать на шарик и тянуть пальцем вниз – получится пластилиновая линия.

Игра «Пластилиновая мозаика», «Укрась пирог», «Выложи дорожку из камушков».

Нанесите на пластиковую дощечку или картон пластилин тонким слоем толщиной 5 мм. При помощи ножечка определите контур рисунка (пирог, дорожка, курочка Ряба и т.д.). Предложите крупы ребенку – горох, фасоль, зерна кофе, маленькие ракушки, камушки, бусины и т.д. Используя прием вдавливания, покажите ребенку, как можно оформить картину.

Приемы тесто пластики

Игра «Печем пирожки», «Разноцветные бабочки»

Проводя время на кухне за приготовлением пищи, вы можете изготовить соленое тесто, добавить в него пищевые красители (сок свеклы, моркови). Таким образом, получится цветное тесто.

Пусть малыш лепит по своему желанию, помогите малыша слепить то, что он хочет. Потом поставьте полученный продукт в духовку и запеките.

Полученные фигурки при определенной обработке можно будет использовать как брелоки, талисманы или магниты на холодильник. Во всяком случае, для ребенка важен сам процесс творчества.

Игра «Ямки»

Слепите с малышом комочки и теста, надавливая пальцем на комочки образуйте ямки — в них спрячьте изюминки (кусочек ягоды, фасоль, горох). Это можно сделать и с обычным тестом, запечь и предложить малышу попробовать.

Игры с песком

Прежде чем приступать к работе с песком – учтите, что песок должен быть безопасен – просеян, промыт и высушен, проколот в печи, а также он не должен содержать крупных, колких предметов, мусора, стекла, камней, которые бы могли повредить кожу малыша.

Учите пересыпать песок по стаканчикам различного размера, из одного стаканчика в другой. Если в доме нет песка, можно использовать мелкую крупу, допустим манку. И крупнозерновая крупа также имеет свои преимущества.

Игра «Спрячь ручки»

Предложите малышу спрятать ручки в песке, емкостях, наполненных разными крупами от мелких до крупных.

Игра «Пересыпь крупу»

Предложите ребенку с помощью маленькой лопатки, совка или воронки (можно и руками) пересыпать песок или крупу из одной емкости в другую. «Жила – была на свете мышка – норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные семена и крупы. Давайте поможем мышке разложить зернышки в баночки, коробочки, пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».

Игра «Гора песка»

Предложите ребенку построить из песка гору. Научите его загребать песок лопаткой или ладонью. «Вот какая высокая гора получилась!». Затем укрепите на вершине горы веточку или цветочек. «А на самой вершине вырос цветочек! Давай польем его из лейки, чтобы вырос!»

Игра «Прятки»

Спрячьте в песке маленькие фигурки животных, людей, игрушки (киндер – сюрпризы). «Помоги мне пожалуйста найти непослушные игрушки, они спрятались от меня и не хотят выходить. Мы с ними играем в прятки!»

Игры с водой

Игра «Кораблики»

Наполните пластиковую коробку водой, опустите туда бумажные кораблики, попросите ребенка изобразить морской ветер, дуя на кораблики. Можно устроить соревнование кто сильнее.

Игра «Переливаем водичку»

Предложите малышу переливать водичку из стаканчика в стаканчик, пусть малыш слушает звук переливающейся воды и тренирует мышцы кистей рук.

Игра «Поймай рыбку»

В емкости наполненной водой разместите картинки – «рыбки» из плотной бумаги, можно из пластика, предложите детям взять прищепку и поймать рыбок. Пусть ребенок сложит пойманный улов в ведерко.

Игра «Цветная вода»

Возьмите несколько пластиковых, прозрачных стаканчиков. Нанесите на кисточку краску и опустите в воду. Покажите, как краска с кисточки в воде быстро растворяется. Разведите несколько цветов, пусть малыш сам попробует разводить краску.

Приведенные игры занимают детей, они не требуют дорогостоящих материалов и затрат на них, но требуют вашего времени, внимания и участия, вашей похвалы и одобрения. Будьте щедры на свои положительные эмоции.

Ваша похвала и одобрение бесценны для ребенка, дайте возможность малышу быть свободным в своем воображении, мыслях, речи, творчестве, ведь это придает ему уверенность, доверие к окружающему миру.

Регулярно устраивайте выставку работ вашего малыша, демонстрируйте их гостям и близким, постоянно ее обновляйте.

Гармонично развитая личность ребенка, с присущей ей любовью к красоте сейчас в ваших руках. И от того, как вы построите модель своего поведения, общения с малышом сейчас, не откладывая на долгий срок, зависит его дальнейшая жизнь и судьба.

Желаем Вам удачи!

Источник: https://dohcolonoc.ru/roditel/8419-prakticheskie-rekomendatsii-roditelyam.html

Сказка в работе с детьми

Формированию сказкотерапии предшествовали три этапа

  1. Этап спонтанного создания и передачи историй. Он продолжается и сейчас, поскольку человечество не перестает придумывать сказки.
  2. Этап научного осмысления метафорического материала. Собирать, систематизировать и исследовать фольклор в Европе начали братья Грим, Шарль Перро, Владимир Даль.

  3. Этап использования сказки «упаковки» основного инструментария психолого – педагогической работы. На этом этапе начали использовать сказку педагоги и психологи. Они активно создавали дидактические сказки, появилось само понятие сказкотерапии, начало развиваться это направление в психологии.

Цель применения сказкотерапии

Сказкотерапию применяют в разных случаях и получают соответствующие результаты.

Сказкотерапия как инструмент развития личности ребенка и его способностей.

В этом случае сказка положительно влияет на способность ребенка фантазировать, способствует развитию творческого мышления и воображения, раскрывает внутренний мир ребенка.

Сказкотерапия как психотерапия.

Такое применение сказкотерапии позволяет ребенку преодолеть собственные страхи, чрезмерную тревожность, поработать над исправлением негативных черт характера.

Задача педагога или психолога заключается в том, чтобы подобрать или создать сказку в соответствии с потребностями ребенка.

Если сказку подобрано удачно, ребенок «встраивает» ее послание в свой жизненный сценарий. Особенно полезно, когда ребенок попросит повторить ей эту сказку неоднократно. Ведь именно так происходят глубокие изменения в жизни ребенка.

Сейчас сказкотерапию считают наиболее мягким методом психотерапии. Он работает без ограничений и является чрезвычайно эффективным.

Лучшие результаты можно наблюдать в работе с детьми, которые активно сопереживают сказочным героям. Как мы знаем, в раннем возрасте у детей преобладает тип мышления, ориентированный на целостное образное осмысление информации, эмоционально – чувственное восприятие мира. Поэтому важная для ребенка информация лучше усваивается через яркие образы.

Как создать терапевтическую сказку?

  1. Выбор героя, похожего на ребенка, по половому признаку, возрасту или характерному поведению.
  2. Описать жизненные обстоятельства героя в сказочной форме, найти похожесть.
  3. Ввести героя в проблемную ситуацию, подобную той, что переживает ребенок.

    Например ( «Дед и баба отвели курочку рябу до детсада…» «Колобок захотел научиться читать . но у него ничего не получалось» и т. д.)

  4. Найти вместе с героем сказки пути преодоления проблемы, показать ситуацию с разных сторон.

  5. Проговаривать вывод, привлекая ребенка.

Чтобы мы не делали, какие бы новые или давно забытые технологии, формы, методы и приемы не использовали, главным и самым важным заданием является и остается обеспечить, создать и поддержать ребенка, помочь чувствовать себя счастливым, беззаботным, настоящим ребенком.

Как работает сказкотерапия?

Когда ребенок проживает сказку, образуются связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Если родители обсуждают с ребенком прочитанные сказки – жизненные уроки быстрее усваиваются, способствуют дальнейшему гармоничному развитию ребенка и его успешной самореализации. Если сказки не обсуждаются, жизненные уроки и ценности усваиваются пассивно.

С первых месяцев зарождения новой жизни родители могут рассказывать ребенку сказки. Пока длится внутриутробное развитие. малыш привыкает к спокойному и радостному голосу родителей, реагирует на их положительные эмоции. Для новорожденного сюжет сказки не имеет значения. Главное, чтобы в ней были определенные ритмические конструкции, повторы, звукоподражание для освоения родного языка.

В возрасте 1.5 – 3 года дети начинают говорить. Поэтому сказка становится толчком к развитию связной речи, образного мышления и познавательного интереса.

В 3 – 4 года ребенок распознает основные эмоции. Поэтому нуждается в сказках с простыми и яркими сюжетами. На этом этапе стоит обсуждать в семейном кругу или в группе эмоции героев, их поведение.

В 4 – 6 лет язык сказки является самым понятным для ребенка. Именно через сказку дошкольник усваивает социальный опыт. Поэтому любое задание ребенок выполняет лучше и с удовольствием, если захватить его сказочным сюжетом.

Терапевтические методы работы со сказкой

  • обсуждение готовой сказки – какой герой тебе понравился? что запомнилось? какова ситуация поразила? что хотелось бы изменить?
  • создание сказки ребенком – с помощью вопросов и без них;
  • драматизация сказки – игра по ролям;
  • арт – терапевтическая работа по сюжету сказки – рисование, лепка из глины или пластилина, двигательная терапия, музыкотерапия, и тому подобное.

Арт-терапия в работе с детьми

Известно, что арт-терапия влияет на личность: снижает тревогу, меняет отношение к себе, дает возможность выразить себя, развивает творческие способности, чувства. Часто психологи в работе с детьми используют арт – терапию, но и воспитателям можно ее использовать.

На таких занятиях чувствуется единство с детьми, положительный эмоциональный контакт с каждым и главное, доверие.

Можно придумать свою новую сказку, наделить персонажей различными не свойственными им характерами (заяц – сильный. смелый; волк – хвастун и трус; лиса – добрая, приветливая, вежливая; медведь – ловкий и быстрый, и так далее). Предложить ребенку перевоплотиться в одного из сказочных героев и рассказать, какое у него настроение именно сейчас.

Песочная терапия — это игры с песком

Цель: развитие познавательных интересов, преодоление эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижение психического и физического напряжения, концентрация внимания, вербальной памяти, логического мышления, развитие тактильно-кинетических ощущений, учить действовать в группе.

Формирование эмоционального  опыта дошкольника средствами сказки

Использование детских сказок является ведущим в дошкольном детстве. Персонажи сказок наделены яркими чертами, которые характеризуют их как положительных, либо отрицательных. Интересные исследования влияния сказок на душу ребенка описано американским психологом Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки.

О пользе волшебного». Автор подчеркивает, что развитие личности происходит поэтапно, и каждый этап обслуживается определенной сказкой. Сказка помогает ребенку сформировать свой внутренний мир так, чтобы подняться еще на одну ступеньку в своем развитии.

Сказку традиционно используют как терапевтическое средство. Отношение ребенка к сказке помогает распознать природу психической травмы и вылечить душевные раны. Люди и дети разного возраста воспринимают сказку по — разному. То есть сказочную информацию взрослый и ребенок воспринимают не одинаково.

НАПРИМЕР:

«Трое поросят»..

Взрослый осуждает легкомысленных поросят, которые не захотели строить дом надежный, а ребенок отождествляет себя со всеми персонажами и проживает жизнь вместе с ними. В этой сказке ярко показаны взросления личности. Еще один персонаж Волк. Каждому знакомо состояние ребенка, когда он злой и хочет сломать, разрушить что-то. Это «Волк», который живет в каждом из нас.

И сказка подсказывает: «Волк – неуправляемая, неконтролируемая агрессия, что карается. Отсюда влияние морали: учись управлять «волком» в своей душе. Отождествляя себя с каждым персонажем, ребенок не умом, а всем своим существом переживает эти важные для него этапы взросления.

Погружаясь в сказочный мир, ребенок воображает себя кем-то из героев: преодолевает препятствия, умирает. возрождается. Ценность сказки заключается в том, что он никогда не вкладывает готовую истину в голову ребенка, а побуждает к активной работе над собой.

Преодоление внутренних противоречий с помощью сказки

Почти в каждой сказке наблюдаем перевоплощение героев. Однако для детей перевоплощение происходит не только в сказках.

«Вот мама обнимает своего ребенка, ласкает и ласкает… Но потом ругает, кричит – видимо ее заколдовал злой волшебник. В душе ребенка сталкиваются два сильные антагонистические чувства к одному человеку: любовь и ненависть. Но ведь маму нельзя ненавидеть, это плохо, такие чувства осуждает общество.

Преодолеть внутренние противоречия детям помогают сказки, в которых довольно удачно описано определенные трансформации личности.

Все сказки имеют счастливый конец. Это очень важно для ребенка – быть уверенным в том, что в его жизни все будет хорошо. Однако рано или поздно ребенок ставит себе немало сложных вопросов: сможет ли он научиться любить?

Чтобы преодолеть эти страхи, пригодятся сказки, где невеста или жених — животное, которое уродливое днем, а ночью становится прекрасным. Это дает понять, что в человеке сочетаются и животные инстинкты, и прекрасные величественные порывы. Учит принимать человека таким, какой он есть.

Правила ознакомления со сказкой

  1. Читайте ребенку сказку столько раз, сколько он просит.
  2. Сказку лучше не читать, а рассказывать.
  3. Используйте сказочные события для формирования личности ребенка.

  4. Помните о специфике восприятия детьми сказочных событий с волшебным подтекстом – для взрослого бросание персонажа в огонь есть нарушение прав, а для ребенка – уверенность в том, что зло уничтожено.
  5. Не объясняйте ребенку глубинного содержания сказки.

    Он должен быть скрытым от него и воздействовать на подсознание только через текст.

  6. Не импровизируйте, вводя в сказку персонажей и разворачивая новые сюжетные линии из реального мира. Так вы вносите путаницу в дифференциацию ребенком сказочных и реальных событий.

  7. Рассказывая сказку, используйте сказочный зачин – это те ворота, через которые ребенок попадает в сказочный мир.

Творим терапевтическую сказку шаг за шагом

Еще наши предки понимали, что определенные вещи объяснять малышу лучше с помощью волшебных историй. В сказке сразу понятно, где хорошо, а где зло, плохие поступки героя осуждено, а хорошие – вознаграждены.

У главного героя всегда есть шанс получить помощь сверхъестественных сил и исправиться со злом.

С помощью специально созданной сказки легко преодолеть определенные проблемы в развитии ребенка и социализации.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ ИЛИ СИТУАЦИЮ, КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ КОРРЕКЦИИ.

Общаемся с родителями , наблюдаем за ребенком для определения проблемы. Это может быть плохой сон, рассеянность, агрессия, плаксивость, жадность, обидчивость и прочее.

ШАГ 2. КАК РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Определив проблему, вспоминаем, как ребенок проявляет проблемное поведение. Наиболее характерные примеры записываем, чтобы потом использовать их в сказке.

ШАГ 3. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.

После того как проявления проблемного поведения выяснены, следует проанализировать возможные последствия такого поведения. Например с жадным ребенком другие дети не хотят дружить.

ШАГ 4. ВЫБИРАЕМ ГЕРОЯ СКАЗКИ.

Выбирая героя сказки, следует придерживаться определенных требований. Герой должен быть одинакового пола и возраста с ребенком, для которого создают сказку, и иметь схожее поведение. Но имя ему следует дать другое,чтобы не вызвать у ребенка сопротивление. Лучше, если имя и фамилия героя будут веселым и забавным, ведь юмор положительно настроит ребенка.

ШАГ 5. РАССКАЗЫВАЕМ О ТОМ, КАКИМ СЧАСТЛИВЫМ БЫЛ ГЕРОЙ, ПОКА НЕ НАЧАЛ ПЛОХО СЕБЯ ВЕСТИ.

Теперь можно сочинять сказку. Сначала рассказываем о том, каким счастливым был герой, пока не начал плохо себя вести. Сколько было друзей, как они к нему относились, Но однажды злые силы околдовали героя и так далее…

ШАГ 6. ОПИСЫВАЕМ В СКАЗКЕ, КАК ГЕРОЙ ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Следует описать как герой проявляет проблемное поведение в трех различных ситуациях. Ведь для сказок свойственны повторы (отгадать 3 загадки, выполнить 3 задания, преодолеть 3 препятствия) – так ребенок лучше усвоит и запомнит сказку. Необходимо показать, как с каждым плохим поступком герой становится менее счастливым, чтобы ребенок понял к чему приводит плохое поведение.

ШАГ 7. ВВОДИМ В СКАЗКУ ПЕРСОНАЖА ВРОДЕ МУДРОЙ ФЕИ.

Далее вводим в сказку персонаж Мудрой Феи, Совы, Мудреца, Василисы Премудрой и т. д. или доброго волшебника. Он подскажет главному герою выход из проблемной ситуации и подтолкнет его к изменениям, научит, как следует вести себя.

ШАГ 8. СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.

В конце рассказываем, как герой сказки осознал ситуацию и исправился, изменил свое поведение. Представляем героя еще счастливей, чем в начале сказки.

Конечно, можно придумывать терапевтические сказки по-своему, или интуитивно. Но для начала такая пошаговая схема пригодится.

Источник: https://podrastu.ru/terapia/skazkoterapia/metod-skazkoterapii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector