Воспитательное занятие в начальной школе: культура общения

Воспитательное занятие в начальной школе: Культура общения

Внеклассное мероприятие: «Культура и Я»

Автор: учитель технологии МБОУ «Основная общеобразовательная школа №2», Бурова Ольга Владимировна.

Мероприятие для обучающихся 1-2 классов.

Время проведения 1 час.

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение». И.Ф. Харламова

Диагностика ситуации:

Цели:

Задачи:

    Ожидаемые результаты:

    Ход внеклассного мероприятия.

    Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.

    Учитель. Здравствуйте! «Культура и я».

    Обратите пожалуйста внимание на слова, написанные на доске.

    (можно работать на интерактивной доске, можно подготовить распечатанные слова, а можно с заранее написать мелом: ВЕЖЛИВОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, СКРОМНОСТЬ)

    Вам знакомы эти слова? Как Вы их понимаете???

    (ответы детей)

    Учитель. Я согласна с Вами. Все ваши определения сводятся к тому, что:

    Вежливость — украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.

    Деликатность — сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.

    Скромность — показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

    Учитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, растущей в саду?

    Примерные ответы детей:

    Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.

    За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную — поливают, удобряют, прививают.

    Плоды у дикой яблони мелкие и кислые, а у культурной — плоды хорошие.

    Учитель. Вот так бывает и с людьми, они тоже бывают дикими и культурными. Чем же они отличаются?

    Примерные ответы детей:

    Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

    Учитель. Ребята, а как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

    (Дети отвечают)

    Учитель. Молодцы! Конечно общаться с культурным человеком всегда приятно.

    Если дикой яблоне сделать прививку, она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

    Примерные ответы детей:

    Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

    Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

    Можно привить хорошие навыки, привычки.

    Учитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

    Дети хором отвечают: культурным

    Учитель. А что значит быть культурным человеком?

    соблюдать правила культурного поведения.

    вести себя так, чтобы за себя не было стыдно самому.

    вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

    Учитель. Я с вами согласна. Хотите ли вы быть культурными людьми?

    (Дети отвечают)

    Учитель. Предлагаю поиграть! Я читаю Вам загадку, а Вы хором мне отгадку!!!

    Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома –

    Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче ….(здравствуй)

    Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь

    Разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста)

    Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас — будьте мудры,

    Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны), будьте ….(добры)

    Порвал Воробей паутинные нити.

    Чирикнул смущенно: Ну ….(извините)

    Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,

    А в минуту расставания всем скажите: … (до свидания)

    Когда я что-то подарю, мне говорят:… (благодарю)

    Если словом или делом Вам помог кто-либо,

    Не стесняйтесь громко, смело говорить:…(Спасибо)

    Играл Медвежонок на кухне в футбол и перебил ненароком посуду.

    К Медведице- маме понурый пришёл: …(Прости) меня, мама, я больше не буду!

    Учитель. А все из Вас знают, что младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

    Как вы можете поздороваться со знакомыми вам детьми?

    -здравствуй, привет, доброе утро.

    А со взрослыми?

    -Здравствуйте.

    (На интерактивной доске разместить таблицу из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки)

    Учитель. Ребята, у нас есть еще одна не простая задача, нам надо из двух частей составить пословицы о культуре поведения:

    Левый столбик:

    У себя как хочешь, 

    Не дорог подарок –

    О пустяках спорить – 

    По одежде не суди,

    Слово – серебро,

    Хоть не богат, 

    От слова спасенье,

    На незваного гостя

    В деревню, где живут одноногие,

    От одного слова,

    Правый столбик:

    по делам гляди. 

    молчание – золото.

    а в гостях – как велят.

    дорога любовь.

    дело упустить.

    и от слова погибель. 

    не припасена и ложка.

    а гостям рад.

    да навек ссора.

    надо идти на одной ноге.

    Смысл каждого высказывания обсуждается.

    Учитель. У людей существуют Правила:

      Учитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон? Будем ли мы стараться выполнять этот закон?

      (ответы детей)

      Источник: https://www.metod-kopilka.ru/vneurochnoe_zanyatie_quotkultura_povedeniyaquot-24633.htm

      Занятие о культуре общения

      Занятие о культуре общения

      Клуб по формированию культуры общения.

      Тема: О культуре общения.

      Цели и задачи:

    1. привлечь внимание детей к культуре русского языка, воспитывать бережное отношение к родному языку.
    2. формировать навыки этического общения.
    3. развивать творческие способности,
    4. провести практикум по вопросам этики общения.

      Предварительная подготовка:

    5. разработка занятия;
    6. подготовка этических ситуаций;
    7. разучивание скороговорок, стихотворений;
    8. выставка произведений на этическую тему;
    9. оформление кабинета;

      Ход занятия:

      Воспитатель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едем в транспорте, за спиной разговаривают.

      Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать себе представление о говорящем: его возраст, пол (мужской или женский), уровень культуры, воспитанность и мн.др.

      Тоже самое происходит, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но довольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.

      Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью — трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностью речи, дикцией, правильным произношением, соблюдать нормы общения.

      Л. Н. Толстой писал: »Выразить словами то, что понимаешь так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам-дело самое трудное».

      Читайте также:  Игры для школьников

      Выполним несколько заданий.

      1) На доске вы видите слова-названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза.

      1)Произнесите фразу: » Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроением, а мы угадаем, что вы смогли выразить в этой фразе.

      (Дети выполняют задание).

      Воспитатель: Русский язык обладает удивительной способностью придавать прямое и противоположное значение одной той же фразе .Ребята, на доске записаны фразы, которые вы сейчас попробуете

      Произнести, придавая им прямой и противоположный смысл.

      2)Рад тебя видеть. Спасибо за помощь . Я в восторге. Мне это очень нравится.

      (Дети выполняют задание).

      3)Проговорите фразу: »Меня зовут… »(назовите себя) следующим образом:

    10. Громко, чтобы привлечь внимание.
    11. Кратко и вежливо, чтобы не привлекать внимания.
    12. Немного растянуто, чтобы подчеркнуть какое у вас красивое имя.
    13. Смело и решительно.
    14. С угрозой, чтобы все вас начали бояться.
    15. Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли извиниться.

      (Дети выполняют задание).

      Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с практическими заданиями. А теперь давайте почитаем стихи. Но не просто почитаем, а постараемся выразить те эмоции, которые хотел передать нам поэт. Ну и, конечно, хотелось бы услышать и ваши эмоции.

    16. Прочтите гневно, сердито, чтобы все почувствовали настроение короля Боровика:
    17. Шел король Боровик

      Через лес напрямик.

      Он грозил кулаком

      И стучал каблуком.

      Был король Боровик не в духе:

      Короля покусали мухи.

      В. Приходько

    18. Прочтите с гневом, стремлением устрашить:
    19. Я страшная Гиена,

      Я гневная Гиена,

      От гнева на моих губах

      Всегда вскипает пена.

      М. Чистяков

      Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и ответ:

      -Дайте мне

      Кусок щекотки,

      Дайте смеха-

      Две щепотки,

      Три столовых ложки

      Ветра

      И грозы-

      Четыре метра!

      Писку-визгу

      Двести граммов,

      Плюс пол-литра

      Шумов гамов,

      Да еще

      Глоток веревки

      И моточек газировки!

      -Дам все,

      Что вы хотите,

      Если вы

      В обмен дадите

      Тюк

      Мальчишек,

      Пук

      Девчонок

      Да бочонок

      Собачонок!

      Б. Заходер

      Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием.

      Помните, что в умении говорить проявляются лучшие качества человека, его воспитанность и вежливость. Давайте рассмотрим с вами основные правила общения.

    20. Будь вежлив. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
    21. Выражай мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.
    22. Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять.
    23. Не говори слишком медленно и долго. Это утомляет собеседника
    24. Произноси слова ясно и отчетливо ,собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает.
    25. Упражнения, которые помогают говорить четко и внятно – скороговорки.

      Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие вас поняли. Необходимо четко и внятно произносить звуки, не торопиться — ведь за вами никто не гонится.

      Практическая деятельность. (Дети проговаривают скороговорки).

      На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

      Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

      Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! И др.

      Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика, и жесты. Как мы молчим иногда важнее того, как мы говорим.

      Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700тыс различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения ,наших чувств.

      К нежелательным жестам относятся:

    26. Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;
    27. Барабанить карандашом или линейкой по столу;
    28. Дергать кого-нибудь за рукав во время разговора;
    29. Хлопать по плечу, виснуть на ком-то;
    30. Болтать ногами, сидя за столом;
    31. Мимика – это выражение лица (улыбка, взгляд, смех). Лучший рисунок лица — его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех. Смех по причинам, которые неизвестны другим.

      Пантомима – движение тела (осанка, поза, походка). Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

      Наше занятие подошло к концу, еще раз хочу напомнить вам, ребята, что работа над речью – это трудная работа. Грамотная, доброжелательная, вежливая речь говорит о чутком, добром человеке.

      Хорошим манерам тоже нужно учиться. Человек должен быть сдержанным, в манерах должен уметь контролировать себя.

      Ах, как нам добрые слова нужны!

      Не раз мы в этом убедились сами,

      А может не слова – дела важны?

      Дела – делами, а слова – словами.

      На дне души до времени хранимы,

      Чтоб их произнести в тот самый час,

      Когда они другим необходимы.

      М. Лисянский

      Источник: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/zanyatie-o-kulture-obscheniya-736564

      Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»

      Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»

      Сохрани ссылку в одной из сетей:

      КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. СЛОВА ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСЬБЫ, БЛАГОДАРНОСТИ»

      1 КЛАСС

      Учителя начальных классов

      МОУ СОШ № 13

      Никитиной Светланы Анатольевны

      Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»

      Цель: формировать навыки культурного поведения;

      Задачи: 1) познакомить со словами выражениями просьбы, благодарности: их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи;

      совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения.

      2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

      развивать культурную речь учащихся;

      3) воспитание культуры поведения.

      Оборудование: 2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

      Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект)

      Ход занятия

      I. Повторение. Игра «Здравствуй – до свидания»

      — Сядьте, ребята, поудобнее. Сегодня мы продолжим знакомиться с волшебными, добрыми словами.

      — На прошлом занятии мы учились вежливо приветствовать собеседника и прощаться.

      — Я предлагаю поиграть и вспомнить слова приветствия и слова прощания. Для этого нам необходимо образовать круг (можно встать вокруг среднего ряда).

      Моими помощниками будут Витя и Ксюша (учитель назначает помощниками любых двух учащихся, которые стоят рядом). По моей команде Ксюша приветствует своего соседа слева, сосед отвечает ей и приветствует следующего игрока слева и так далее.

      В это время Витя прощается со своим соседом справа, его сосед отвечает ему и прощается со следующим игроком справа и так далее.

      Побеждает тот, чье слово быстрее вернется к помощникам, при условии, что слова не должны быть одинаковыми.

      Например: здравствуй, Настя – доброе утро, Ксюша; привет, Шабнам – добрый вечер, Настя;

      Читайте также:  Педагогическое взаимодействие семьи и школы

      до свидания Максим – всего хорошего Витя; пока, Таня – до завтра, Витя…

      II Введение в тему занятия

      — Послушайте сказку. Из нее вы узнаете, какие слова мы будем учиться вежливо произносить.

      Учитель зачитывает сказку Э.Машковой «Вежливое слово»

      Театр открывается!

      К началу все готово!

      Билеты предлагаются

      За вежливое слово.

      В три часа открылась касса,

      Собралось народу масса,

      Даже Ежик пожилой

      Притащился чуть живой…

      — Подходите,

      Ежик, ежик!

      Вам билет в каком ряду?

      — Мне – поближе:

      Плохо вижу.

      Вот спасибо!

      Ну, пойду.

      Говорит Овечка:

      — Мне – одно местечко!

      Вот мое благодарю

      Доброе словечко.

      Утка:

      — Кряк!

      Целый ряд

      Для меня и для ребят! –

      И достала Утка

      Доброе утро.

      А олень:

      — Добрый день!

      Если только вам не лень,

      Уважаемый кассир,

      Я бы очень попросил

      Мне, жене и дочке

      Во втором рядочке

      Дайте лучшие места,

      Вот мое пожалуйста! –

      — Просим! Просим!

      Нам билетов –

      Восемь! Восемь!

      Просим восемь

      Козам, лосям,

      Благодарность

      Вам приносим.

      И вдруг,

      Отпихнув старух,

      Стариков,

      Петухов,

      Барсуков…

      Вдруг ворвался Косолапый,

      Отдавил хвосты и лапы,

      Стукнул Зайца пожилого…

      — Касса, выдай мне билет!

      — Ваше вежливое слово?

      — У меня такого нет.

      — Ах, у вас такого нет?

      Не получите билет.

      — Мне – билет!

      — Нет – нет.

      Не стучите – мой ответ.

      Не рычите – мой совет.

      Не стучите, не рычите,

      До свидания, привет.

      Ничего кассир не дал!

      Косолапый зарыдал,

      И ушел он со слезами…

      — Какими словами «платили» за билеты звери? (Вежливыми словами)

      — Почему заплакал мишка? ( Ему не дали билет)

      — Почему кассир ему не дал билет? (Всех растолкал, не сказал вежливое слово)

      — Ребята, мишка пришел к нам на занятие (учитель показывает мягкую игрушку медведя). Он очень хочет попасть в театр. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Научиться говорить вежливые слова)

      — Научим мишку вежливым словам?

      III. Слова выражения просьбы

      1. Выделение слов выражающих просьбу

      — Послушайте отрывки, которые подготовили ваши одноклассники, и постарайтесь услышать в них добрые слова.

      Подготовленные ученики декламируют отрывки.

      1-й ученик: А потом позвонили мартышки:

      — Пришлите, пожалуйста, книжки!

      (К.И.Чуковский «Телефон»)

      2-й ученик: -Ну, пожалуйста, мой милый,

      Мой любезный Бармалей,

      Развяжите, отпустите

      Этих маленьких детей.

      (К.И.Чуковский «Бармалей»)

      3-й ученик: Сказали Волу:

      — Уважаемый Вол!

      Отвезите, пожалуйста,

      В школу стол.

      (Б.Захадер «Муравей»)

      — Чем похожи все эти отрывки? С чем обращаются к волу, Бармалею, обладателю телефона? (с просьбами)

      — Вежливые ли люди обращаются с просьбой?

      — Какое волшебное слово они употребляют? (пожалуйста)

      — Какие еще слова помогают им быть вежливыми? (милый, любезный, уважаемый)

      — Если ваш собеседник находится перед вами, то какие еще средства можно использовать для выражения просьбы?

      — Расскажете Мишке, как правильно надо обращаться с просьбой.

      Выводы: Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово: ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРОШУ ВАС (названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску).

      2. Упражнение в употреблении слов выражения просьбы

      Ситуации. До начала занятия организуется 4 мини-зоны: стол с двумя телефонами; несколько стульев (3-4) – пассажирских мест в автобусе; стол-библиотека с разложенными на нем детскими книгами; стол- столовая с четырьмя посадочными местами и тремя стаканами.

      а) Вы звоните своему другу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых. (Один ученик изображает родителя друга)

      б) Вы едете в автобусе. Попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд. (3-4 ученика изображают пассажиров автобуса)

      в) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу (один ученик изображает библиотекаря).

      г) Вы пришли в школьную столовую пообедать. Вам не хватило чая. Попросите у дежурного принести вам чай. (за столом сидят ученики, изображая, что они пьют чай, один ученик изображает дежурного)

      IV. Слова выражения благодарности

      — Вспомните, какими словами благодарности заплатили за билет в театр Ежик и Овечка. (Спасибо, благодарю)

      — Слово «спасибо» — старинное слово, «спаси Бог» = «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благо|дарю» = «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость».

      — Каким словам благодарности научим Мишку? (СПАСИБО, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ ВАС)

      Названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску.

      Мишка: — Ребята я вас благодарю за помощь. Мне надо спешить в лес за билетом. До свидания!

      — Ребята, как изменился Мишка! Он тоже стал вежливым. Как вы думаете, чем закончилась сказка «Вежливое слово»?

      Дети высказывают свои предположения. Лучший вариант инсценируется. На стол ставится большая коробка, у которой открываются створки. Вверху коробки написано КАССА. На детей одевается маска медведя, зайца, ежа, лисы, волка, мыши. Один из них – кассир, а остальные стоят в очереди. Они обращаются к кассиру с просьбой дать билет, благодарят. Мишка подходит последним.

      V. Итог занятия

      — Зачем человеку необходимо в своей речи использовать вежливые слова?

      — Какие вежливые слова знаете вы?

      — В каких жизненных ситуациях вы их будете употреблять?

      Литература

      1. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972. – С.176.

      2. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – С.100.

      3. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1993. – С.112.

      Анализ результатов воспитательного мероприятия.

      Блок по теме «Культура общения» был выбран для воспитательной работы в результате наблюдений за детьми в течение первых двух недель обучения.

      Выяснилось, что класс разделился на несколько групп. В каждой группе объединились дети, которые знали друг друга до школы. Внутри каждой группы учащиеся общались друг с другом, используя слова «привет», «пока».

      Встретив члена другой группы, даже этих слов не было слышно. В общении с взрослыми не все дети умело использовали слова благодарности, извинения, приветствия, прощания и т.д.

      , например девочка Настя долгое время прощалась со мной: «Пока!», а просьба мальчика Вити звучала так: «Я хочу карандаш. Дай его мне!»

      Читайте также:  Коррекционно-развивающее занятие для старших дошкольников

      При проведении воспитательного мероприятия было замечено, что многие дети стесняются говорить вежливые слова. Это свидетельствует о низкой культуре общения в их ближайшем окружении.

      Использование на мероприятии игрового сюжета раскрепостило детей. Они с удовольствием общались не только с членами своих групп. Было замечено, что учащиеся, проучившись 2 месяца вместе, научились сопереживать друг другу.

      Для того чтобы культурное общение стало нормой, придется еще много потрудиться, но первые «плоды» уже есть. В классе стали чаще слышны слова: «спасибо», «благодарю», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания». Появилась даже группа поддержки вежливых слов, которая напоминает о правильном общении, исправляет неточные выражения.

      Источник: https://gigabaza.ru/doc/99751.html

      Конспект воспитательного занятия в начальной школе «Вежливым быть не трудно»

      Конспект воспитательного занятия в начальной школе «Вежливым быть не трудно»

      Цель:
      Актуализация знаний детей об основных выражениях повседневного речевого этикета (приветствие, прощение, благодарность, прошение).
      Задачи:Ориентировать детей на самостоятельный поиск в тексте стихотворения ответа на вопрос по теме занятия. Проанализировать и проговорить различные формы речевого этикета в зависимости от ситуации.

      Оценить необходимость корректировки своего поведения целью формирования этической культуры.

      Форма: Прогулка по городу «Вежливости»

      Оборудование: шляпа, следы с надписью слов, карточки вежливыми словами, презентация, речевой материал, текст стихотворения, кружки, три корзинки разного цвета, инструкция, карандаши.

      Оформление группы: на полу следы, на них написано «Город вежливости», надписи учреждений, где дети побывают.

      Организационный этап На доске написана тема занятия

      «Вежливым быть не трудно»

      Словарная работа: Вежливый человек – воспитанный человек.

      Вежливые слова – добрые, хорошие.

      Задание детям:
      Воспитатель: Прочитайте, что мы будем делать.

      Будем … Играть. Читать стихотворение. Отвечать на вопросы. Находить вежливые слова.Ставить себе оценку.

      Игра «Эхо”Инструкция:
      Детям предлагается прохлопать словосочетание «Здрав – ствуй – те ме – ня зо – вут … (имя)» в ладоши.

      Основной этап
      Педагог подводит детей к следам на полу, на них написано «Город вежливости»
      Воспитатель: Куда мы с вами пойдем?
      Дети: Мы пойдем гулять по … «Городу вежливости».
      Идут все вместе, затем останавливаются у «Библиотека»
      Заходят в библиотеку, садятся, за столы, берут буклеты с текстом стихотворения

      Задание:
      Прочитай и подчеркни вежливые слова
      “Вежливые слова”

      Извини, пожалуйста, прости и разреши. Это не слова, а ключик от души. Помните, как азбуку, Как дважды два: «Спасибо» и «Пожалуйста» — Вежливые слова!

      Воспитатель: Назовите вежливые слова

      Все встают и идут дальше, останавливаются около надписи «Школа»
      Детей встречает учитель, здоровается и говорит.
      Учитель: Садитесь, пожалуйста!
      Садятся, учитель выдает карточки, на которых написаны вежливые слова

      Задание: «Язык жестов» Инструкция:Ребята, показывают жестами вежливых слов.
      Все встают и идут дальше, останавливаются около надписи «Кинотеатр»
      Воспитатель:
      Тихо! Здесь много гостей.

      Слайд №1 на экране «Мушкетёр»
      Воспитатель: Как он поздоровается?
      Дети показывают.

      Слайд №2 на экране «Дама»
      Воспитатель: Как она поздоровается?
      Дети показывают.

      Слайд №3 на экране «Военный»
      Воспитатель: Как он поздоровается? Дети показывают.

      (Мушкетёр снимает шляпу и кланяется, дама делает реверанс, военный отдаёт честь).

      Воспитатель: Смотрим фильм.
      Идет демонстрация слайдов о правилах этикета в транспорте, на улице. Дети дают предполагаемые ответы.

      Например:
      Воспитатель:
      Что сказал мальчик?
      Дети: Мальчик сказал: «Садитесь пожалуйста!»
      Все встают и идут дальше, останавливаются около надписи «Магазин»
      Продавец: Помогите мне правильно разложить вежливые слова.

      Игра-задание: «Магазин вежливых слов»
      Инструкция:

      На полках в магазине надписи: Слова благодарности; Слова приветствия; Слова извинения; Слова прощания. Дети раскладывают эти слова на соответствующие полки.
      Ребята берут карточки со словами, читают и кладут на соответствующую полку.

      Воспитатель: Вот закончилась наша прогулка по городу «Вежливых слов»

      Этап рефлексия
      Воспитатель: Ребята, оцените, пожалуйста, понравилась вам прогулка или нет.
      Инструкция: Воспитатель предлагает детям положить кружок в одну из корзинок, на выбор.

      На корзинках надписи: прогулка понравилась, прогулка не очень понравилась.

      Название: Конспект воспитательного занятия в начальной школе «Вежливым быть не трудно»

      Источник: http://portal2011.com/konspekt-vospitatelnogo-zanyatiya-v-nachalnoj-shkole/

      Уроки общения в начальной школе

      Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Мет.пос. – СПб.: АО «Мэрил», 1994

      Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребенка, для становления ребенка как личности, развития его самооценки. Умение продуктивно общаться является одним из критериев, определяющих готовность ребенка к школе. Именно в общении, считает Н. Ф. Талызина (1988 г.), формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

      Предлагаемые разработки уроков общения для учащихся начальной школы ставят своей задачей развитие следующих коммуникативных умений:

      — умение слушать и слышать другого;

      — умение участвовать в свободной беседе;

      — умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

      — умение понимать чувства и настроение другого;

      — умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

      На уроках используются методы активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, даются первые понятия невербальных форм общения с помощью мимики, жестов, пантомимики.

      Закреплению социально-поведенческих норм способствуют и «секреты общения», предлагаемые для запоминания:

      — Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!

      — Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!

      — Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

      — Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!

      — Умей поставить себя на место другого и ты сможешь понять его!

      На занятиях используются детские подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младших школьников, а также стихи, «сказки, рассказы.

      Первые занятия направлены на адаптацию ребенка к школе, знакомство с одноклассниками и учителями.

      Рекомендации по организации уроков

      1. Для занятий отводятся специальные уроки продолжительностью 40—45 минут.

      2. Занятия проводятся в специальном помещении, где обстановка отличается от классной комнаты (есть игрушки, которыми могут играть дети, стулья или кресла должны стоять полукругом), чтобы дети могли видеть лица друг друга.

      3. Класс делится на две группы (12—15 чел.)

      4. Занятия лучше проводить на последнем уроке, т. к. они помогают снять накопленное за день напряжение.

      Рекомендации учителю по проведению занятий.

      Большое значение имеет руководство занятиями, которые требуют терпения, внимания, понимания, такта по отношению к детям.

      Источник: https://cyberpedia.su/1x3fc4.html

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector