Задержка психического развития детей. зпр

Задержка психического развития детей. ЗПР

Дети с задержкой психического развития как в дошкольном, так и в школьном возрасте требуют особого подхода в воспитании и в обучении.

Постоянно растущее число детей с таким диагнозом предполагает разработку новых методик, в соответствии с которыми можно корректировать недостатки в психическом развитии.

Поговорим о том, какие особенности имеют дети с ЗПР и как правильно строить работу по их воспитанию и обучению.

Задержка психического развития

Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают синдром временного отставания в развитии как всей психики, так и отдельных ее функций. Второй вариант задержки чаще удается диагностировать только при поступлении малыша в школу. Основными проявлениями в этом случае становятся:

  • ограниченный запас знаний;
  • незрелое мышление;
  • отсутствие интеллектуальной мотивации;
  • доминирование игровых интересов;
  • моментальная перенасыщенность занятиями.

Многолетнее изучение поведения детей с ЗПР позволило получить информацию об основных причинах возникновения проблемы, а также стало стимулом к созданию многочисленных специализированных учреждений как дошкольного, так и школьного типа, где детей обучают по специальной коррекционной программе.

Принято разделять детей с синдромом ЗПР на четыре основных группы.

Первая группа

К первой группе относятся дети с задержкой развития конституционального типа. Основные признаки таких детей — это инфантильность, как психическая, так и психофизическая. Определить их можно по целому ряду внешних признаков. Дети из первой группы имеют невысокий рост и слишком детские черты лица, сохраняющиеся даже в школьном возрасте.

Наиболее заметным у таких ребят является отставание в развитии эмоционального мира. Они как бы остановились на самой нижней ступени лестницы эмоционального развития. Таким малышам свойственны яркие эмоциональные всплески, частые и резкие перепады настроения, лабильность эмоций. Они больше всего на свете любят играть, причем даже после того, как становятся школьниками.

Вторая группа

Ко второй группе относятся дети с синдромом ЗПР соматогенного типа. Их особенности по большей мере связаны с продолжительными и протекавшими в тяжелой форме соматическими болезнями, перенесенными в раннем возрасте. Речь идет о болезнях дыхательных путей, включая аллергические, а также о проблемах с работой пищеварительной системы.

Затянувшаяся диспепсия в первый год жизни становится одной из основных причин задержки психического развития. Речь идет о таких заболеваниях, как:

  • бронхиальная астма;
  • воспаление легких;
  • нарушения в работе почек;
  • сердечная недостаточность и пр.

В таких случаях особенности детей имеют временный характер и связаны не с недостатками развития центральной нервной системы, а с некоторым отставанием в процессе ее созревания.

Третья группа

К третьей группе принадлежат дети с задержкой развития психогенного характера. Основные причины ЗПР в этом случае связаны с неблагоприятными для развития ребенка условиями воспитания, которые препятствуют формированию полноценной личности.

Когда речь идет о неблагоприятных условиях, то подразумевается чрезмерная опека, излишняя жестокость или безнадзорность. Последняя вызывает у малыша неустойчивое проявление эмоций с повышенной импульсивностью, отсутствие желания проявлять инициативу, а также задержку интеллектуального развития.

Слишком сильная опека приводит к тому, что малыш вырастает слабой, эгоцентричной личностью, не способной проявлять самостоятельность и мотивировать себя.

Четвертая группа

Представители четвертой группы встречаются чаще всего. Сюда входят дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Основная причина задержки — это тяжелые роды с травмой или асфиксией младенца, перенесенные мамой во время беременности инфекции или отравления.

Также повлиять на задержку могут заболевания нервной системы до двух лет. Чаще всего именно они становятся толчком для развития органического инфантилизма, напрямую имеющего отношение к повреждениям центральной нервной системы органического характера.

Синдром задержки психического развития в эмоциональной сфере

Проявления ЗПР наблюдаются в практически всех сферах деятельности малыша, включая творческую. Дети с подобными отклонениями, например, проявляют минимум интереса к рисованию, что можно заметить при анализе их рисунков. Как правило, работы не имеют какой-либо эмоциональной окраски.

В целом можно отметить, что состояние эмоционального мира для психического развития является крайне важным. Дети с ЗПР, как правило, проявляют себя слабо организованными, неспособными дать себе адекватную самооценку. Их эмоции неглубокие, изменчивые, поэтому дети подвержены внушению, пытаются найти кого-то, кому можно подражать во всем.

Особенности в эмоциональном развитии ребят с синдромом ЗПР:

  1. Неустойчивая эмоционально-волевая сфера, на фоне чего возникает неспособность сосредоточиться на одной деятельности в течение продолжительного времени. Основная причина проблемы — сниженный уровень психической активности.
  2. Сложности при попытке установить новые контакты, некоммуникабельность.
  3. Целый ряд эмоциональных расстройств, характеризующихся тревожностью, страхами, стремлением к поступкам аффектного характера.
  4. Яркие импульсивные вспышки.
  5. Гиперактивное поведение в обществе.

Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР, как правило, не могут быть самостоятельными, неспособны контролировать собственные действия, не знают, как дойти до конца, выполняя задания. Им несвойственны легкость и непринужденность в общении.

Наиболее яркие особенности проявляются в старшем дошкольном и школьном возрасте, когда дети сталкиваются с необходимостью находить решения в различных ситуациях.

Основной задачей специализированных учреждений, направленных на коррекцию поведения детей с ЗПР, является создание для них комфортных условий, способствующих развитию позитивных сторон личности.

Учебная деятельность в жизни детей с задержкой психического развития

Дети с синдромом ЗПР имеют свои особенности, когда дело касается учебной деятельности. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР способны находить решения в соответствии с уровнем своего возраста, умеют принимать предложенную помощь, осознают смысл картинок, могут уловить сюжет рассказа, понять задачу и найти решение.

В то же время для таких учеников характерны повышенная утомляемость и сниженный уровень познавательной активности. В совокупности эти особенности становятся серьезной проблемой, тормозящей естественный процесс обучения и развития.

Дети из этой категории хуже усваивают учебный материал, неспособны помнить условие задачи, путают и забывают слова, делают простые ошибки, при этом не могут дать оценку своим действиям. Также они обладают довольно узкими представлениями об окружающем мире.

Ученики с задержкой психического развития неспособны концентрироваться на задании, не соблюдают правила, ищут возможность поскорее переключиться на игровую деятельность.

При этом можно отметить, что на начальных этапах занятий они проявляют активность, вместе с классом работая над заданиями, но устают быстрее остальных, выключаются из процесса и перестают усваивать материал, в результате чего увеличиваются их пробелы в знаниях.

Вспомогательная деятельность учителей

Сниженная активность мыслительной деятельности, а также ограниченность таких важных процессов, как синтез, анализ и обобщение, особенности памяти и слабое внимание должны быть отмечены учителями и воспитателями в дошкольных и школьных учреждениях. Педагоги должны оказывать помощь каждому такому малышу в индивидуальном порядке, обращая внимание на появление пробелов в знаниях, стараясь восполнить их доступными способами:

  • повторно объясняя материал;
  • включая дополнительные упражнения в работу;
  • используя наглядные дидактические пособия и картинки.

Задача учителя – добиться внимания ученика и удержать его во время объяснения материала, мотивировать ребенка к работе на уроке.

Результаты своевременной поддержки детей с ЗПР

В разные периоды обучения каждый из приведенных выше вариантов поддержки может давать свой положительный эффект и помогать добиваться результатов. В результате школьник не чувствует себя в коллективе умственно-отсталым. У него фиксируют некоторое отставание в развитии, имеющее следствием медленное освоение материала, но не более.

В период активной работоспособности у детей с синдромом ЗПР можно наблюдать целый ряд положительных личностных и умственных качеств. Как правило, проявляются они в то время, когда ребенок получает возможность поработать над интересным для него заданием в приятной и дружественной атмосфере.

В такие периоды, имея возможность получать помощь и поддержку от педагога в индивидуальном порядке, ученик может достаточно легко справиться с заданиями интеллектуального характера, практически не отставая от обычных сверстников. Ему не составит труда провести причинно-следственные связи, определить мораль басни или понять переносный смысл целого ряда пословиц.

Примерно такого же эффекта можно добиться и во время коллективной работы на уроке. Если атмосфера в классе располагающая, ученик заинтересован темой и происходящим вокруг, то он легко усвоит материал, быстро и правильно выполнит задания, адекватно отреагирует на возможные замечания и просьбы внести поправки в работу.

Примерно к 3-4 классу у некоторых детей с ЗПР возникает острое желание как можно больше читать. Чаще всего это заслуга родителей, учителей и воспитателей. В моменты повышенной работоспособности ученики способны подробно пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, выделять главную мысль, делиться эмоциями, вызванными рассказом.

Интересы детей с задержкой психического развития

За пределами школы или детского сада особенности ребят с ЗПР практически незаметны. Они имеют свой круг интересов, таких же разнообразных, как и у обычно развивающихся детей.

Некоторые дети могут отдавать предпочтение спокойным и размеренным занятиям, связанным с творчеством, но чаще дети с ЗПР с полным энтузиазмом отдаются именно подвижным играм.

Впрочем, как у спокойных, так и у активных ребят фантазия в самостоятельных играх практически не проявляется.

Все без исключения дети с ЗПР любят бывать на экскурсиях, получают огромное удовольствие от пребывания в театрах, музеях или кино. После посещения они еще несколько дней находятся под впечатлением.

С огромной радостью такие ребята воспринимают возможность принять участие в спортивных играх и занятиях, при этом можно отметить у них двигательную неловкость, нарушение координации, неспособность выполнять задания в соответствии с заданным ритмом.

Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР лучше и с удовольствием справляются с работой механического типа, которая не требует умственных усилий, хотя продолжительные механические действия у них также вызывают скуку.

Важность индивидуального подхода в процессе обучения детей с ЗПР

Упомянутые выше особенности детей с задержкой психического развития при мимолетном знакомстве могут показаться незначительными, в результате чего возникнет ошибочное предположение, что такие дети могут обучаться в обычных условиях общеобразовательной школы. На самом деле результаты исследований свидетельствуют совершенно о другом. Методы обучения, применимые к здоровым детям, не подходят для детей с психобиологическими особенностями.

Ученики с ЗПР могут продуктивно работать, усваивая материал, на протяжении не более чем 15-20 минут. Более длительные занятия приводят к потере интереса к материалу, состоянию утомления, что в свою очередь провоцирует необдуманные действия, в результате которых ученик допускает множество простых ошибок.

На разных детей осознание бессилия влияет по-разному. Одни протестуют молча, не желая вникать в слова учителя, другие раздражаются и отказываются продолжать работать. Тот объем знаний, который дети получают в период работоспособности, не может быть усвоен так, как нужно, и уж тем более не связывается с последующим материалом, поступающим в мозг ребенка.

В итоге информация остается «подвисшей в воздухе», незакрепленной. Результат — низкая самооценка ребенка с ЗПР, нежелание учиться, неспособность выполнять самостоятельно даже простые задания из-за повышенной нервозности.

Психические особенности детей с синдромом ЗПР в большинстве случаев влекут за собой низкую успеваемость в школе, ведь получаемые ими знания не соответствуют образовательным стандартам.Наиболее явные проблемы у детей с ЗПР возникают в периоды, когда от них требуется серьезная умственная работа по установлению связей между явлениями и объектами, задействованными в обучающем процессе.

Читайте также:  Правила поведения в гостинице

В результате дети не могут адаптироваться к школе из-за невозможности следовать принципу систематичности обучения. Также им сложно придерживаться активной и сознательной позиции в процессе обучения. Несмотря на способность запоминать ряд правил (срабатывает механическая память), ученики не могут им следовать на практике.

Работая письменно, дети много исправляют, допускают ошибки, которые не замечают, не придерживаются алгоритма работы, забывая о целых блоках заданий. Эти особенности в первую очередь объясняются импульсивным характером учеников и неорганизованностью их деятельности.

Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития

Невысокий уровень знаний у учеников с ЗПР является подтверждением неэффективности обучения таких детей в обычных классах общеобразовательной школы. Чтобы добиться положительного результата, необходимо найти средства и методы обучения, соответствующие особенностям развития детей и имеющие коррекционную направленность.

Здоровый, нормально развивающийся дошкольник способен овладеть основными умственными операциями и методами мыслительной деятельности еще до того, как поступит в первый класс — это доподлинно известный и доказанный факт. Неосвоение таких операцией и методов у детей с задержкой психического развития приводит к неприятным последствиям.

Дело в том, что школьники целиком зависят от определенной ситуации, а это накладывает отпечаток на получаемые знания: в большинстве своем они не систематизируются и ограничиваются личным чувственным опытом.

  Итог неутешителен: знания такого рода не являются толчком для умственного развития.

В силу их разрозненности и невозможности построения в единую логическую цепочку они не могут выступить в роли основы для умственного роста ученика и средства для стимуляции его познавательной деятельности.

Важная часть коррекционного обучения детей с задержкой психического развития — это создание условий, способствующих нормализации их учебной деятельности и устранению импульсивного, неорганизованного поведения. Важно научить учеников составлять план действий и следить за его выполнением, доводить дело до конца, следуя конечной цели.

Нарушения деятельности детей с синдромом ЗПР тормозят не только обучение, но и общее развитие. Способы, позволяющие нормализовать деятельность, помогут наладить коррекционное обучение таких учеников. Работать с детьми необходимо как на уроках, так и во внеурочное время на специальных занятиях.

Если создавать необходимые условия для обучения таких детей, то они смогут усвоить весь учебный материал, разработанный для обычных учеников общеобразовательной школы. Этот факт подтверждается огромным опытом обучения таких детей в специальных классах с последующим переводом в обычные классы.

Вся ответственность за обучение детей с синдромом ЗПР в специализированных условиях, а также за создание комфортной обстановки, способствующей их развитию, лежит на взрослых: членах семьи, воспитателях, учителях и педагогах. Они должны своевременно выявлять особенности таких детей и принимать соответствующие меры.

Источник: https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/zpr/osobennosti-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html

| Задержка психического развития и задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗПРР)

Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог. Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор».

Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы.

Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речисвязанными в первую очередь с темпом ее развития.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление.

К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности.

Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР  есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития.

В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.

Источник: http://vishiradugi.ru/narusheniya/rechevye-narusheniya/zpr-i-zprr/

Задержка психического развития у детей (ЗПР), что делать родителям

Недавно еще было начало нового учебного года. Родители, как и их дети, которые пришли в первый класс, были в предвкушении веселого праздника.

Хлопоты по покупке школьной формы, канцелярских товаров, сумки, спортивной одежды и обуви занимали весь август. Выбрана школа, собраны все необходимые документы, в конце только оставалось ребенку пройти собеседование у психолога.

Но тут как раз и подвох. Собеседование выявило, что ребенок не может учиться в обычном классе.

После прохождения психолого-медицинской педагогической комиссии ваш малыш оказывается в коррекционно-развивающем классе. Решение ПМПК вынесено на основании выявленного диагноза, и у ребенка признаки задержки психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР)

Реакции родителей на диагноз о задержке развития ребенка

Многие родители от этого решения впадают в шоковое состояние от диагноза отставания в развитии своего ребенка и начинают отчаянно добиваться «правды», жалуясь в разные инстанции, или переводят отпрыска в другую школу, скрыв решения ПМПК. Понять таких родителей можно, ведь для них родной ребенок – это любимое чудо, умница. Понять, конечно, можно, но принять поступки нельзя.

Те родители, у которых своих забот хоть отбавляй, просто смиряются с этим диагнозом и спокойно отправляют ребенка в школу, не интересуясь вообще его дальнейшей судьбой.

Но есть и другая категория родителей, которые относительно спокойно принимают такое решение, и, проконсультировавшись со специалистами, предпринимают все для того, чтобы помочь ребенку догнать своих сверстников в развитии, так как ЗПР – это медицинский термин, определяющий проблему, которую можно и нужно решить. Что можно посоветовать таким родителям?

Рекомендации для родителей детей с ЗПР

  • Изучить всю специальную литературу по этому вопросу. Сейчас в интернете, достаточно много сайтов, на которых специалисты психологи дают дельные советы.
  • Найти единомышленников — таких ж неравнодушных родителей таких же проблемных детей, поддержка вам просто необходима!
  • Научиться терпению, понимая, что ваш ребенок особенный, «обычные» методы воспитания с понуканием, принуждением и нотациями вам точно не подойдет.
  • Переключиться на ребенка. Понаблюдать за ним. Завести дневник наблюдения, показывать его периодически специалистам. Постоянно интересоваться в школе достижениями ребенка.
  • Стараться самостоятельно работать с ребенком по советам специалистов. Перестать его опекать, дать самостоятельность, но под контролем, так как полная свобода действий тоже не решит проблему.
  • Выполнять с ребенком домашнее задание. Для этого, нелишне будет напомнить, что сосредоточенность на первых порах будет от 8 до 15 минут, после этого надо дать ребенку другой вид умственной деятельности, а через 30–40 минут дать позаниматься физически, прогуляться на свежем воздухе. Особое внимание следует уделять занятиям по развитию речи, тренировки памяти.
  • Быть всегда позитивным, создать ребенку атмосферу комфорта, радости от учения, стимулировать его мотивацию к учению, но не сюсюкать.
  • Постоянно общаться, разговаривать с ним, давать возможность отвечать на простые вопросы, которые требуют размышления, вдумчивости. Вопросы не надо специально придумывать, это может быть рассказ о том, что делали в школе, что ему понравилось, какой урок он больше всего запомнил, что задали на дом и тому подобное.

Всегда надо помнить, что ЗПР – это диагноз, а не приговор на всю жизнь. Только от совместных усилий родителей со школой и медицинским учреждением зависит дальнейшее развитие ребенка.

Источник: http://japsix.ru/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-zpr-chto-delat-roditelyam/

Задержка психического развития

Задержка психического развития

В детском возрасте, среди различных отклонений, связанных с психическим развитием, чаще всего встречается такое заболевание, как задержка психического развития (ЗПР), которая имеет временный характер и проявляется в недостаточной памяти, сильной и быстрой утомляемости, отсутствии должных знаний об окружающем мире и недостаточном уровне мышления.

В большинстве случаев обнаружить недуг у ребенка удается при поступлении в школу, когда его поведение прямо указывает на неспособность адаптироваться к возложенной нагрузке и воспринимать тот объем знаний, который необходим в конкретном возрасте.

Существует две основные причины, которые могут поспособствовать развитию данного недуга:

  • социально-психологическая.

К первой группе факторов, способных повлиять на психическое состояние ребенка, относят следующие:

  • патология беременности, связанная с заболеваниями матери или вредными привычками в период беременности;
  • рождение ребенка раньше положенного срока, небольшой вес при рождении;
  • заболевания соматического характера;
  • наличие повреждений головного мозга;

Ко второй группе факторов, под воздействием которых может возникнуть расстройство психики, относят следующие:

  • отсутствие должного воспитания ребенка, изоляция ребенка от родителей;
  • отсутствие активной деятельности, согласно возрасту (игры, обучение, общение со сверстниками);
  • авторитарное воспитание, чрезмерная опека.
Читайте также:  Фольклорный праздник в начальной школе

Не обязательно причиной заболевания может послужить один какой-либо фактор. Сопутствовать расстройству психики могут несколько факторов, как биологических, так и социально-психологических.

Симптомы задержки психического развития ребенка

Диагностировать ЗПР у детей чаще всего удается при поступлении в школу. Именно в этот период на ребенка возлагается значительная нагрузка и можно адекватно оценить его поведение. В некоторых случаях выявить проблему удается раньше, к первичным симптомам заболевания, связанного с расстройством психики, относят следующие:

  • малыши с ЗПР обычно позже начинают держать голову, говорить и ходить;
  • излишняя тревожность, нерешительность;
  • явные отставания от сверстников, отсутствие навыков выполнять самостоятельно простые действия (умыться, одеться, обуваться);
  • замкнутость, отсутствие желания общаться со сверстниками.

Обнаружив любой из перечисленных симптомов у ребенка, следует обратиться за консультацией к квалифицированному неврологу. Проведя профилактический осмотр, врач сможет помочь решить сложившуюся проблему.

Особенности задержки психического развития

Дети, страдающие задержкой психического развития, имеют некоторые особенности, которые зачастую проявляются после поступления в школьные учебные заведения. Наиболее заметным признаком заболевания становится отсутствие способности к обучению.

Такие дети не имеют достаточно знаний для продолжения полноценного обучения в школе, им с трудом дается чтение и письмо, им трудно соблюдать установленные в школе правила. Данные особенности обусловлены ослабленной нервной системой.

Детям с такой патологией тяжело самостоятельно выполнять какие-либо работы, и они не могут до конца осознать, для чего им необходимо обучение. Для таких детей школьный период становится весьма сложным испытанием, порой, наносящий еще больший вред их здоровью.

Что касается эмоционального проявления, то дети с ЗПР могут отличаться от сверстников агрессивным поведением, отсутствием самоконтроля, им присуща неуверенность, чрезмерная суетливость, частая смена настроения.

Виды ЗПР

Благодаря квалифицированному психиатру, К.С.Лебединской, была разработана классификация разновидностей задержек психического развития, встречающихся в детском возрасте:

ЗПР психогенного вида – сопутствует заболеванию неблагоприятная обстановка в семье и окружении, отсутствие надлежащего воспитания;

ЗПР конституционного вида – причиной в большинстве случаев является недостаточное созревание лобных частей головного мозга. Дети, у которых наблюдается данное отклонение, отличаются инфантилизмом, их поведение не соответствует возрасту (они более склонны к играм, нежели к обучению). При своевременном лечении корректировка психики дает хорошие результаты;

ЗПР соматогенного вида – причиной является перенесенное заболевание. Такие дети заметно ослаблены, астеничны, отличаются слабой выносливостью;

ЗПР целебрально-астенического вида – причиной является органическое поражение мозга. Такие дети гиперактивны, легко возбудимы, имеют неврозы и частые перепады настроения.

В каждом отдельном случае наблюдаются свои особенности в плане эмоциональной сферы и интеллектуального развития.

Коррекция задержки психического развития

Задержка психического развития требует незамедлительного лечения и активного участия таких специалистов, как неврологи, психиатры, психологи, дефектологи, логопеды и педиатры. Коррекция психологического развития – это достаточно длительный процесс, который лучше всего начинать еще в дошкольном возрасте.

Основная работа направлена на систематическое обучение в специализированных учреждениях, где знания даются порционно, материал многократно повторяется, часто происходит смена видов деятельности. При работе с детьми, имеющими ЗПР, специалисты уделяют особенное внимание развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, собственного мышления.

Развитие эмоциональной сферы, а также моторной и сенсорной сферы, проводится с использованием игровой терапии, арттерапии и других подобных программ. Занятия с логопедом необходимы для коррекции речевых навыков.

Кроме всего прочего, в лечение также применяется медикаментозная терапия. Препараты назначает только лечащий врач, исходя из каждого конкретного случая. Для скорейшего восстановления психики ребенка также активно применяют лечебный массаж и водолечение.

Источник: http://forsmallbaby.ru/zaderzhka-psixicheskogo-razvitiya/

Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития у детей

Так невропатологи называют замедление темпов развития детской психики, которое чаще диагностируется при поступлении ребенка в школу.

Выражается задержка психического развития (ЗПР) в дефиците знаний, незрелости мышления, неспособности к интеллектуальной деятельности.

Почему это происходит? Как родителям вовремя диагностировать проблему и что делать в таком случае? Какие прогнозы ее устранения? Ответим на эти вопросы.

Задержка психического развития у детей: причины и классификация

Невропатологи и психиатры называют факторы, которые вызывают данную патологию:

  1. Гармонический инфантилизм. Это нарушения конституционального развития мальчиков и девочек. Из-за них дети отстают от сверстников в физическом и психическом развитии. 
  2. Соматические заболевания (нейроинфекции, грипп, рахит). 
  3. Поражения ЦНС. Они возникают на фоне патологий беременности — резус-конфликтов, тяжелых токсикозов, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм. 
  4. Фетальный алкогольный синдром.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Генетическая склонность к ЗПР.
  7. Недостаток общения, социальная депривация. 
  8. Нарушения зрения, слуха, развития речи. 
  9. ДЦП. 

Специалисты констатируют, что на практике часто несколько таких факторов сочетаются, что и приводит к проблеме. Психиатры классифицируют ЗПР по следующим видам:

  1. Олигрофения. Это необратимое психическое недоразвитие. 
  2. Задержанное развитие. Оно может быть обратимым частично либо полностью.
  3. Деменция. Так называют нарушенное развитие на фоне предшествующего нормального. 
  4. Дефицитарное. ЗПР происходит в условиях дефицита зрения, слуха, соматических патологий.
  5. Искаженное (детский аутизм).
  6. Психопатия (дисгармоническое психическое развитие). 

Проблемами ЗПР и их коррекцией занимаются детские психоневрологи.

Как проявляется задержка психического развития у детей: симптомы

Признаки проблемы часто могут обнаружить и сами родители, если они внимательно относятся к ребенку и следят за его развитием. Симптомами неблагополучия являются:

  1. Неточное, замедленное восприятие. Ребенок неспособен сформировать образ в целом. У детей преобладает восприятие зрительной информации, а не слуховой. 
  2. Нестойкость и поверхностность внимания. Оно переключается любыми вешними раздражителями. 
  3. Преобладание наглядно-образной памяти. Информация запоминается такими детьми мозаично. 
  4. Нарушено образное мышление. Логическое и абстрактное функционирует только с помощью взрослых. Дети не могут подводить итоги, делать выводы, заключения. 
  5. В речи искажается артикуляция звуков. Словарный запас (активный и пассивный) ограничен. Таким детям трудно строить предложения, высказывать свои мысли. У них нарушена слуховая дифференциация, задерживается речевое развитие. 

Задержка психического развития у детей с ДЦП: лечение и прогноз

Детский церебральный паралич — диагноз, объединяющий двигательные расстройства, возникающие в результате повреждения структур мозга в перинатальном периоде.

Внешне ДЦП проявляется парезами, параличами, изменением тонуса мышц, шаткостью походки, нарушением речи.

Частыми спутниками детского церебрального паралича являются эпилепсия, психические расстройства, нарушения детского зрения, слуха.

На сегодняшний день эта патология полностью неизлечима. Однако при условии своевременного ее выявления и диагностики, комплексных реабилитационных мероприятиях можно достичь значительного прогресса в развитии речевых и моторных навыков, компенсировать неврологический дефицит, облегчить социальную адаптацию мальчика или девочки.

Стоит отметить, что прогноз реабилитации напрямую зависит от своевременности. Ведь наиболее активно мозг развивается до 8 лет, когда и происходит приобретение навыков, знаний, умений.

Как раз в этот период и необходимо прилагать максимум общих усилий родителей и специалистов по реабилитации.

Ее программа для каждого ребенка с ДЦП разрабатывается индивидуально с учетом тяжести поражения мозга, его локализации, наличия сопутствующих нарушений зрения, слуха и расстройств интеллекта. От этих факторов зависят и дальнейшие прогнозы положительных изменений.

Практика показывает, что затруднительно проводить реабилитационные мероприятия у детей с ДЦП, когда есть нарушения познавательной деятельности, в частности слепота. Отсутствие зрительного восприятия — мощный барьер в реабилитации такого ребенка.

Дети с ДЦП проходят терапию лекарственными препаратами. Она направлена на купирование конкретных признаков заболевания и его осложнений.

Если, к примеру, ребенку характерны эпилептические припадки, назначаются антиконвульсанты; при повышенном мышечном тонусе — антиспастические лекарства.

Также в составе медикаментозной терапии ДЦП могут быть антидепрессанты, ноотропы, глицин, прозерин, нейролептики, транквилизаторы, сосудистые препараты.

Помимо консервативного терапевтического лечения порой возникает необходимость и хирургического. Показанием могут служить контрактуры как следствие длительной спастичности мышц. Часто применяется тенотомия, целью которой является создание опоры для парализованной конечности. Порой применяется пересадка сухожилий, удлинение костей, спинальная ризотомия.

Физиотерапевтическое лечение — составляющая комплексной терапии ДЦП. Это оксигенобаротерапия, электрофорез, грязелечение, водолечение, парафинотерапия, сочетающиеся с массажем и лечебной физкультурой. Хороший эффект дают радоновые, хвойные, скипидарные, йодобромные ванны.

В наше время инновационным способом лечения ДЦП служит анималотерапия. Так называется общение больного ребенка с животными. Чаще всего сегодня применяют дельфинотерапию, иппотерапию (лечение с использованием лошадей). В таких лечебных сеансах работают инструкторы и психотерапевты одновременно.

Вопреки существенным двигательным нарушениям, больные ДЦП могут успешно адаптироваться в обществе. Основную роль в этом играют родители ребенка, которые опираются на помощь реабилитологов, коррекционных педагогов, психологов.

Социальной адаптации способствует обучение в специализированных школах и детских садах. Программа их работы расширяет познавательную активность, способствует усвоению знаний и умений.

И если у малыша с ДЦП отсутствуют нарушения, которые существенно ограничивают двигательную активность, то в перспективе они смогут вести самостоятельную жизнь, трудиться, создавать семьи.

Итак, прогноз в ликвидации задержки психического развития при ДЦП зависит от его формы и своевременности реабилитационного лечения. Иногда такой диагноз приводит к глубокой инвалидности. Но в большинстве случаев компенсировать нарушения удается, потому что мозг обладает огромным потенциалом, гибкостью.

Задержка психического развития у детей с нарушением слуха

В наше время глухота не является приговором, поэтому жизнь детей с нарушениями слуха может быть полноценной. Развитие медицинских технологий позволило решить проблему с помощью цифровых слуховых аппаратов. Они ежегодно усовершенствуются, что позволяет использовать остаточный слух ребенка и развивать слуховое восприятие.

Одним из способов решения проблемы является кохлеарный имплантат. Это инновационный вид слухопротезирования для глухих детей. Он позволяет девочкам и мальчикам слушать и слышать окружающий мир.

Исправление природного дефекта требует дальнейшей систематической работы коррекционных педагогов. Они обучают детей правильно говорить, учат искусству диалога, используя с этой целью специальные программы.

Малышей знакомят с умением слушать, различать речь и шумы, узнавать голоса людей и животных, обогащая их активный словарный запас. Специалисты обучают их в игровой форме, с помощью дидактических игр и заданий, современных компьютерных программ.

Таким образом, дети с нарушениями слуха компенсируют дефицит общего развития.

Итак, основным условием успешной ликвидации задержки психического развития является ранняя диагностика проблемы. Папа и мама должны быть внимательными к малышу с раннего возраста. Родители должны заметить, что дитя не реагирует на звуки, обращения, шумы.

Со своими подозрениями надо спешить к специалистам. Они констатируют, что ранняя диагностика и терапевтическая интервенция смогут решить проблему ЗПР. Важно сделать это в интервале от года до четырех лет. Тогда можно дифференцировать большинство патологических процессов, эффективно помочь таким детям.

В этом случае прогноз будет благоприятным.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Читайте также:  Международный день детской книги (2 апреля). сценарий для младших школьников

Источник: http://NashiDetki.net/vospitanie-detej/zaderzhka-psikhicheskogo-razvitiya-u-detej.html

Синдром ЗПР – не приговор?

Array
( [ID] => 390 [~ID] => 390 [NAME] => Синдром ЗПР – не приговор? [~NAME] => Синдром ЗПР – не приговор? [IBLOCK_ID] => 14 [~IBLOCK_ID] => 14 [IBLOCK_SECTION_ID] => 51 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 51 [DETAIL_TEXT] =>

Этот термин среди детских врачей, увы, слышится все чаще.

Однако не всегда оправдано — заметив несколько подходящих под диагноз признаков, неопытный специалист поспешит поставить данный диагноз, тогда как проблемы может и не существовать.

Если же в верности диагностирования не может быть сомнений, то не стоит торопиться с тем, чтобы приписать ребенка к психически недоразвитым  людям и относиться к нему как к инвалиду.

Задержка психического развития не является патологией как таковой, это скорее слабовыраженное отклонение от нормы, которому не свойственны тяжелые формы протекания с отсутствием речи, недоразвитием слуха и двигательной системы и т.д.

У каждого ребенка с таким диагнозом свои особенности медленного созревания психики, из общих же черт ЗПР можно выделить следующие признаки: нарушение внимания (дефицит внимания), восприятия (трудно сконцентрироваться), памяти (не удерживается образ в голове), а также трудности с основными формами словесно-логического мышления и логическими операциями (синтез, анализ, рассуждение, которые в простой форме используются в начальных классах при решении задач).

Пока ребенок находится все время с родителями, определенные отклонения и задержки могут ими быть не замеченными, но когда он начинает ходить садик или в школу производят эффект лакмусовой бумажки – скрытые отклонения начинают проявляться в нехватке общей базы знаний у малыша, не соответствии уровня его мышления возрасту, неспособности к занятиям.

Каждый родитель хочет думать, что его кроха самая лучшая, умная и способная, и такой диагноз приводит маму с папой в отчаяние. Однако расстраиваться и паниковать не стоит, ведь этот диагноз не имеет ничего общего с более тяжелой умственной отсталостью, к тому же сегодняшняя медицина умеет бороться и не с такими недугами.

Причины ЗПР у детей

Причин возникновения задержки в развитии ребенка существует несколько:

  • Ттравмы и отклонения в период протекания беременности (токсикозы, инфекции, прием сильных антибиотиков);
  • Гипоксия плода во время родов, роды с помощью кесарева сечения или с применением щипцов;
  • Болезненность и слабый иммунитет малыша, недоношенная беременность;
  • Генетическая предрасположенность — интеллектуальная недостаточность может передаваться от родителей к ребенку;
  • Поражения центральной нервной системы также, как правило, приводят к ЗПР.

У ребенка с таким нарушением значительно снижена работоспособность, плохо работают внимание и память; в садике и школе таким малышам труднее остальных обучиться письму, счету, чтению.

На наличие ЗПР влияют и различные социальные факторы: вероятность того, что этот синдром будет у ребенка из детдома или неблагополучной семьи в разы выше, чем у других детишек. Связано это с тем, что там ограничиваются удовлетворением биологических потребностей крохи и начинать процесс социализации, развивать ребенка умственно никто не берется.

Как выявить ЗПР у ребенка?

Увы, при рождении ЗПР у ребенка выявить невозможно. Плюс ко всему родители привыкли переоценивать способности своего чада, не замечая порой довольно отчетливо выраженных признаков замедления развития.

Беспокоиться начинают молодые мама и папа лишь тогда, когда поступает «тревожный звоночек» от воспитателя в садике или учителя в школе, жалующихся на гиперактивность ребенка и его неспособность усвоить новый материал.

Задержка в развитии может быть выражена у детей с ЗПР как через отставание в эмоциональном плане, так и умственном, интеллектуальном. Как уже отмечалось выше, ЗПР не стоит путать с умственной отсталостью – в случае с задержкой ребенок способен выполнять поставленные задачи, способен принимать предлагаемую помощь.

Если вовремя диагностировать и своевременно обратиться за помощью, ЗПР у детей поддается коррекции.

Выявить характер и степень сложности ЗПР можно только комплексно обследовав ребенка.

Если родители подозревают, что у их чада, возможно, задержка в психическом развитии, то необходимо пройти обследования у психотерапевтов и психологов, дефектологов и логопедов, а затем начинать с ними работу при подтверждении диагноза. Врач выяснит характер наиболее часто допускаемых ошибок, установит и проанализирует уровень развития моторики и темпы деятельности ребенка.

Лечится ли ЗПР у детей?

Как подтверждает опыт, в несложных случаях с отклонением синдром ЗПР у детей можно полностью скорректировать и вылечить. Такие дети затем вполне успешно обучаются в обычных школах, демонстрируя хорошие показатели успеваемости. Очень важно для ребенка и для лечения, как отнесутся к его болезни родители и воспитатели (учителя).

Нельзя ни в коем случае ругать малыша за неуспеваемость – она является последствием его болезни, а не лени.

Важно помнить о том, что соответствующий подход и отношение к ребенку помогут ему преодолеть недуг, для этого должны быть созданы все условия в семье: атмосфера любви и заботы, чувство поддержки должны быть постоянными спутниками малыша с синдромом ЗПР на протяжении всего периода лечения.

При этом обязательно занимайтесь с ребенком, играйте с ним — лепка из пластилина, просмотр ярких детских картинок и попытки найти отличия повлияют не только на способностях и подготовленности ребенка, но и плодотворно скажутся на ваших детско-родительских взаимоотношениях и поднимет настроение.

Внимательное отношение к своему ребенку, ответственность — залог успешного излечения задержки психического развития.

[~DETAIL_TEXT] =>

Этот термин среди детских врачей, увы, слышится все чаще.

Однако не всегда оправдано — заметив несколько подходящих под диагноз признаков, неопытный специалист поспешит поставить данный диагноз, тогда как проблемы может и не существовать.

Если же в верности диагностирования не может быть сомнений, то не стоит торопиться с тем, чтобы приписать ребенка к психически недоразвитым  людям и относиться к нему как к инвалиду.

Задержка психического развития не является патологией как таковой, это скорее слабовыраженное отклонение от нормы, которому не свойственны тяжелые формы протекания с отсутствием речи, недоразвитием слуха и двигательной системы и т.д.

У каждого ребенка с таким диагнозом свои особенности медленного созревания психики, из общих же черт ЗПР можно выделить следующие признаки: нарушение внимания (дефицит внимания), восприятия (трудно сконцентрироваться), памяти (не удерживается образ в голове), а также трудности с основными формами словесно-логического мышления и логическими операциями (синтез, анализ, рассуждение, которые в простой форме используются в начальных классах при решении задач).

Пока ребенок находится все время с родителями, определенные отклонения и задержки могут ими быть не замеченными, но когда он начинает ходить садик или в школу производят эффект лакмусовой бумажки – скрытые отклонения начинают проявляться в нехватке общей базы знаний у малыша, не соответствии уровня его мышления возрасту, неспособности к занятиям.

Каждый родитель хочет думать, что его кроха самая лучшая, умная и способная, и такой диагноз приводит маму с папой в отчаяние. Однако расстраиваться и паниковать не стоит, ведь этот диагноз не имеет ничего общего с более тяжелой умственной отсталостью, к тому же сегодняшняя медицина умеет бороться и не с такими недугами.

Причины ЗПР у детей

Причин возникновения задержки в развитии ребенка существует несколько:

  • Ттравмы и отклонения в период протекания беременности (токсикозы, инфекции, прием сильных антибиотиков);
  • Гипоксия плода во время родов, роды с помощью кесарева сечения или с применением щипцов;
  • Болезненность и слабый иммунитет малыша, недоношенная беременность;
  • Генетическая предрасположенность — интеллектуальная недостаточность может передаваться от родителей к ребенку;
  • Поражения центральной нервной системы также, как правило, приводят к ЗПР.

У ребенка с таким нарушением значительно снижена работоспособность, плохо работают внимание и память; в садике и школе таким малышам труднее остальных обучиться письму, счету, чтению.

На наличие ЗПР влияют и различные социальные факторы: вероятность того, что этот синдром будет у ребенка из детдома или неблагополучной семьи в разы выше, чем у других детишек. Связано это с тем, что там ограничиваются удовлетворением биологических потребностей крохи и начинать процесс социализации, развивать ребенка умственно никто не берется.

Как выявить ЗПР у ребенка?

Увы, при рождении ЗПР у ребенка выявить невозможно. Плюс ко всему родители привыкли переоценивать способности своего чада, не замечая порой довольно отчетливо выраженных признаков замедления развития.

Беспокоиться начинают молодые мама и папа лишь тогда, когда поступает «тревожный звоночек» от воспитателя в садике или учителя в школе, жалующихся на гиперактивность ребенка и его неспособность усвоить новый материал.

Задержка в развитии может быть выражена у детей с ЗПР как через отставание в эмоциональном плане, так и умственном, интеллектуальном. Как уже отмечалось выше, ЗПР не стоит путать с умственной отсталостью – в случае с задержкой ребенок способен выполнять поставленные задачи, способен принимать предлагаемую помощь.

Если вовремя диагностировать и своевременно обратиться за помощью, ЗПР у детей поддается коррекции.

Выявить характер и степень сложности ЗПР можно только комплексно обследовав ребенка.

Если родители подозревают, что у их чада, возможно, задержка в психическом развитии, то необходимо пройти обследования у психотерапевтов и психологов, дефектологов и логопедов, а затем начинать с ними работу при подтверждении диагноза. Врач выяснит характер наиболее часто допускаемых ошибок, установит и проанализирует уровень развития моторики и темпы деятельности ребенка.

Лечится ли ЗПР у детей?

Как подтверждает опыт, в несложных случаях с отклонением синдром ЗПР у детей можно полностью скорректировать и вылечить. Такие дети затем вполне успешно обучаются в обычных школах, демонстрируя хорошие показатели успеваемости. Очень важно для ребенка и для лечения, как отнесутся к его болезни родители и воспитатели (учителя).

Нельзя ни в коем случае ругать малыша за неуспеваемость – она является последствием его болезни, а не лени.

Важно помнить о том, что соответствующий подход и отношение к ребенку помогут ему преодолеть недуг, для этого должны быть созданы все условия в семье: атмосфера любви и заботы, чувство поддержки должны быть постоянными спутниками малыша с синдромом ЗПР на протяжении всего периода лечения.

При этом обязательно занимайтесь с ребенком, играйте с ним — лепка из пластилина, просмотр ярких детских картинок и попытки найти отличия повлияют не только на способностях и подготовленности ребенка, но и плодотворно скажутся на ваших детско-родительских взаимоотношениях и поднимет настроение.

Внимательное отношение к своему ребенку, ответственность — залог успешного излечения задержки психического развития.

Источник: http://www.ladysk.ru/razvitie-rebenka/st-sindrom-zpr

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector