Загадки. история появления загадок. использование загадок для развития детей

История появления загадки

Хочу рассказать вам историю о  том, где взяли свое начало загадки, и для чего их используют.

Загадки берут свое начало в далеком далеке. Ими всегда проверяли знания людей, так как в них спрятан смысл информации. Для разгадки необходимо было проявить не только наблюдательность, но и способность воспринимать реальный мир вокруг себя образно и поэтически.

В самых разных предметах надо было уметь видеть сходства и различия, чтобы красиво пройти проверку загадкой.

Первобытный человек изобрел обряд посвящения мальчиков во взрослого мужчину, который является полноправным членом родовой общины охотников. Для испытания на взрослость мальчик должен был отличиться силой и ловкостью. В его задание входило убить хищника больших размеров, выдержать боль.

Но кроме этой проверки ему следовало пройти испытание на сообразительность и знания. И тут древние люди использовали загадки, которые нужно было отгадать мальчику перед вступлением во взрослую жизнь.

Вот один забавный факт о загадках древности. В давние времена загадки уже были популярны. Хотя в то время им отводилась далеко не развлекающая роль, как иногда в наше время.

В те далёкие времена загадка была чуть ли единственным способом определения уровня знаний и сведений человека о внешнем мире. У греков и германцев, живших в древние времена, загадывание и отгадывание загадок приравнивалось к единоборству.

В их исторических документах до сих пор сохранились сведения о том, как человек, не смогший отгадать загадку про помидор, приговаривался к смертной казни. Таким образом, за неразгадывание загадки люди запросто расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок.

Загадки в то время у людей были немного странные, например, вот такие:

  • да что растёт без коренья? (Камень в почке);
  • да что цветёт без цветка? (Папоротник);
  • да что бежит без поводка? (Вода).

На русских свадьбах вплоть до XIX века обязательным атрибутом празднования было разгадывать загадки. Чаще всего их загадывали подружки невесты. Разгадывал загадки жених или дружка, как в те времена называли друга жениха.

Загадки загадывали до тех пор, пока не был дан верный ответ. Загадки были трудными, поэтому правильного ответа ждать приходилось долго.

А пока загадка не была отгадана, жениха в избу к невесте не допускали.

Также и в русских народных сказках и преданиях прежде чем выйти замуж, царевна или принцесса сначала жениху загадки загадывала. Кто отгадает все загадки царевны, за того и замуж шла девушка.

Что было объектом загадок? Да все, что окружало. Русский народ делал предметом своих загадок вещи вокруг и явления, с которыми он постоянно сталкивался в жизни: в быту и в работе.

Все, что на земле, и все, что в небе, состояния природы, животный и растительный мир, домашние животные, а также убранство избы, разная посудная утварь, да и любая земледельческая и всякая иная работа — далеко не полный перечень тем для составления загадок в давние времена.

Загадки в наше время

И до настоящего времени люди не перестают придумывать загадки. Это ведь очень увлекательное занятие! Какая бы не была загадка, в ней обязательно содержится замысловатый вопрос, который обязательно должен быть сформулирован понятным языком, чтобы было возможно дать на него краткий и правильный ответ.

Загадки для детей обычно кратки и занимательны, часто в стихотворной форме. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений.

Зачастую в загадку вкладываются характерные для конкретного предмета или явления признаки. Именно по ним легче догадаться о том, что загадано. От количества признаков или характеристик объекта зависит, как быстро загадка будет отгадана.

Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) задуман один признак, но он настолько явный, что его одного достаточно для отгадывания.

Иногда же загадка содержит 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз).

Каждая из этих характеристик необходима для определения загаданного слова. По одному признаку данный объект не угадать, так как с такими признаками существует множество предметов.

Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Как правильно выбрать загадки для детей?

Не всякая загадка подходит для ребенка определенного возраста. Некоторые загадки для детей недоступны по сложности. Если же ребенку не понятен смысл загадки, то заставляя разгадывать ее, можно нанести вред интеллекту малыша.

Поэтому необходимо выбирать загадки, которые не создадут ребенку чересчур сильного напряжения.

Подборка загадок

Загадки для детей в данной подборке выложены вместе с ответами. Ваш ребенок получит удовольствие от забавных и интеллектуальных занятий, на которых будут использоваться загадки.

Размышляя над смыслом загадок, мысленно ребенок переносится из фантазии в реальность. Даже взрослые замечают, как загадки для детей помогают их развитию.

Загадки бывают разными — о еде, животных, насекомых, растениях и т.п. Также бывают загадки-обманки.

Один из великих психологов современности высказался однажды «загадки для детей заставляют ребенка задуматься, чего не может сделать ни один другой вид детской деятельности».

Загадка формирует интеллектуальные способности ребенка, способствует становлению логических операций и воображения, развивает детское внимание. Особенно же ускоряется реакция, если организовать небольшое соревнование по отгадыванию загадок в кругу семьи или в группе детского сада.

Далее я посочиняла загадки для детей разного возрастного этапа в дошкольный период детства.

Загадки для детей 3-4 лет

Уже в трехлетнем возрасте малыши развиваются очень активно, учатся думать и сопоставлять предложенные им взрослыми факты: они активно познают мир вокруг себя, ищут сходства и различия между предметами. Именно эти возрастные характеристики дают возможность ребенку знакомиться с загадками.

Загадки в этом возрасте помогут маленькому человечку развивать сообразительность, память и логику мышления. Разгадывая загадку у малыша укрепляется ум, формируются непроизвольные навыки общения.

Лечит деток и зверей.

Побежим к нему скорей,

Если что-то заболит,

Пусть полечит … (Айболит).

* * *

На сметанке замесили,

На окошке остудили,

А он — прыг на круглый бок

И укатился… (Колобок).

* * *

Усатенькая, да мохнатенькая.

Утром молочко лачет, а днем за клубочком скачет.

(Кошка)

* * *

Летом — на грядке,

А зимой — в кадке.

(Огурцы)

* * *

Кучкой во дворе лежит,

А из ладошки убежит.

(Песок)

Загадки для детей 5-6 лет

Травки хочет: мее-мее.

Дай побольше травки мне!

(Козел)

* * *

В магазин пришла,

Пятачок принесла.

Продавец хохочет.

Продать ей ничего не хочет.

(Свинья)

* * *

На цепи сидит,

Исподлобья глядит.

Кого не знает,

На того лает.

(Собака)

* * *

Зеленое кушает,

Белое дает.

(Корова)

* * *

Под полом живет,

Туда все несет.

Боится кошки,

Ведь она крошка.

(Мышка)

Загадки для детей 6-7 лет

Хмурый, да голодный

Ходит осенью холодной.

(Волк)

* * *

Не спеша гуляет,

Рубаху не снимает.

Твердая рубаха — это…(Черепаха)

* * *

Сумка маму выручает,

Там детей она качает.

(Кенгуру)

* * *

Огненное око

Смотрит издалека.

Где оно бывает,

Теплом согревает.

(Солнце)

* * *

Вьюга снежная гуляет,

С каждым днем все холодает.

Когда такое бывает?

(Зима)

Источник: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/zagadki-dlya-detej.html

Загадки. Історія появи загадок. Використання загадок для розвитку дітей

Ми розповімо вам історію появи загадок, а також де можна використовувати загадки.

Загадки з'явилися дуже давно і завжди були перевіркою не тільки знань людини, — вони вимагали спостережливості, вміння бачити в самих повсякденних предметах їх подібності та відмінності, вимагали здатності сприймати навколишній світ образно, поетично.

У всіх первісних народів існував обряд посвячення хлопчиків у повноправні члени роду — мисливці. Щоб витримати випробування на зрілість, хлопчику потрібно було довести свою фізичну силу, спритність, мужність — вбити величезного хижака, витримати біль.

А розум, знання, кмітливість він повинен був проявити у відгадуванні загадок. Виходить, що в ті далекі часи загадка була основним склепінням знань і відомостей людини про зовнішній світ. У стародавніх греків і германців загадування загадок прирівнювалося до єдиноборству.

Їх легенди розповідають нам про те, як не отгадавшие загадок розплачувалися життям.

У слов'ян теж існували повір'я про те, що русалки гублять людей, не отгадавших їх загадок. А загадки у них були такі:

так що росте без коріння? (Камінь);

так що цвіте без квітки? (Папороть);

та що біжить без приводу? (Вода).

В російських народних весільних звичаях аж до XIX століття загадування загадок становило обов'язкову приналежність весільного обряду.

Подруги нареченої загадували нареченому і одного нареченого важкі загадки і не пускали їх у хату до нареченої до тих пір, поки не отримували правильної відповіді.

Ну а в російських народних казках, ви і самі це добре знаєте, царівна виходить заміж за того, хто зумів відгадати всі її загадки.

Предметом своїх загадок російський народ робив речі та явища, з якими він постійно стикався в побуті і на роботі. Земля і небо, явища природи, світ тварин, домашніх і диких, внутрішнє оздоблення хати, начиння, посуд, землеробська і всяка інша робота — такий основний тематичний коло предметів і явищ життя, охоплений у загадках.

Загадки придумують люди і донині. Це дуже захоплююче заняття — спробуйте! Будь-яка загадка — це хитромудрий питання або іносказання, що потребують відповіді. Вони складаються у стислій і цікавій формі, найчастіше у віршованій. Для них характерні ясність, виразність і влучність визначень.

Найчастіше в загадках міститься перечнеление ознак, за якими треба здогадатися, про яких предметах або явищах йде мова. Від того, скільки цих ознак, наскільки докладно вони характеризують те, що загадано, залежить простота або складність загадки.

Наприклад, у загадці «Не вогонь, а пече» (кропива) зазначений ознака, але він настільки характерний, що його достатньо для відгадування. Іноді в загадках міститься по 3-4 ознаки: «Кругло, горбато, близько мохнато, прийде біда — потече вода» (очей). Кожен з цих ознак потрібен для визначення загаданого слова.

Але, звичайно, найцікавіше в будь-загадки — образне, поетичне сприйняття навколишнього світу.

Загадки, запропоновані на нашому сайті, підібрані за темами. Загадки можна використати на уроках читання, природознавства та ознайомлення з навколишнім світом. Конкурс на кращого знавця таємниць може стати частиною Квну, шкільного свята або екскурсії в природу.

Читайте также:  Рассказ о празднике осенины для детей

Загадки вносять у будь-який захід веселий дух змагання, до того ж розширюють кругозір, розвивають мову, допитливість, допомагають стати спостережливими, тренують увагу і пам'ять. Ми пропонуємо вам старовинні російські загадки і ті, які придумані відомими дитячими письменниками зовсім недавно.

Источник: http://ped-kopilka.com.ua/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-istorija-pojavlenija-zagadok-ispolzovanie-zagadok-dlja-razvitija-detei.html

Понятие загадки и история загадки

Что такое загадка

Чтобы понять, что такое загадка, нужно в первую очередь знать определение метафоры. Что ж, метафорой называют такое слово или выражение, которым можно описать предмет, при этом, не называя его самого.

То есть, это выражение в переносном смысле словно сравнивает предмет с ему похожим, используя их единое свойство. Например, если вам скажут: “я вышел из себя”, вы сразу поймете, что человек расстроен и зол.

Итак, загадка – это метафорическое выражение, то есть такое выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства. Суть заключается в том, что человек должен отгадать о каком предмете идет речь.

Предположим, вам загадывают загадку:

Два близнеца — два братца,

На нос верхом садятся,

Сами верхом, а ноги — за ушами.

Ответ – очки.

Вот мы и разобрались, что такое загадка. Стоит только отметить, что загадки – это не простонародное творчество или развлечение, это отличный способ развития логики у детей при приятном времяпрепровождении. С маленькими детьми таким методом можно изучать части тела, зверей и птиц, сказочных героев и многое другое.

История загадки

Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражают их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них.

Конечно, с течением времени люди стали смотреть на загадки больше как на развлечение, чем как на поэтическое описание происходящего вокруг в иносказательной форме.

В русских народных сказках часто герою приходится разгадывать загадки, чтобы показать смекалку или исполнить какое-то заветное желание, ведь наши предки верили в силу загадок.

Отношение к загадкам изменилось в христианские времена. Понятие загадки в Священном писании имеет особое значение. Обычно, загадки используются как мудрые вопросы о происхождении нашего мира. Например, загадка Самсона:

Что слаще мёда, и что сильнее льва?

Ответы не приводятся, их нужно найти для себя самим. Для кого-то наиболее подходящим и простым ответом может показаться сон человека, а кто-то может подумать, что любовь слаще мёда и сильнее льва…

История загадки на этом только начинается. С течением времени загадка как жанр только всё быстрее получала развитие. Древние греки, римляне по-разному, но всё же активно использовали этот творческий вариант изложения происходящего и окружающего. И вот уже в 19 веке началось научное собирание загадок и размещение их в сборниках, которые и доходят до нас с вами.

Источник: https://deti-online.com/stati/ponjatie-zagadki-i-istorija-zagadki/

В чём польза загадок для ребёнка?

Здравствуйте!

При подготовке своего малыша к школе  Вам необходимо использовать для его развития различные формы устного народного творчества: потешки, дразнилки, поговорки, загадки, прибаутки. Фольклор и народное творчество детьми воспринимается очень легко и с большим интересом.

Загадка — это мудреный вопрос, на который с помощью логических рассуждений нужно найти ответ. Разгадывание загадок – это средство для развития у детей рассудительности, умения анализировать и доказывать. Загадки развивают в детях догадливость и сообразительность. Для детей загадать и разгадать загадку – это первый умственный труд.

Загадки используются и в сказках. Кто отгадает загадки, тому и царевна в жены и полцарства в придачу. Загадывание загадок приравнивалось к единоборству у древних греков и германцев. А легенды и предания гласят – тот, кто не отгадывал загадку, расплачивался жизнью.

Загадка — народная мудрость и творчество

Загадка является одной из форм устного народного творчества, в которых в краткой форме описываются характерные признаки явлений или предметов.

Дети очень любят отгадывать загадки, тем более в последнее время появилось много изданий с шуточными или логическими загадками, способные привлечь и удержать внимание ребенка.

Дети могут очень долго размышлять над отгадкой, все их внимание концентрируется на единственной цели – найти правильный ответ. Загадки помогут весело и с пользой провести время.

Загадки вполне справедливо можно назвать кладезем народной мудрости. Они помогают развивать у ребенка образное мышление, речь, расширяют знания об окружающем мире, в ненавязчивой форме заставляют думать и анализировать, а также самостоятельно описывать заданный предмет.

Для дошкольников загадки существенно пополняют словарный запас, помогают формировать выразительность, ведь запомнившуюся загадку ребенок часто загадывает друзьям или родственникам.

Благодаря рифмованным небольшим строкам ребенок может познать всю красоту родного языка, что способствует его нравственному воспитанию.

Загадка — это игра

Загадки дети воспринимают как игру, новые знания в процессе такой деятельности гораздо лучше усваиваются, а если учесть тот факт, что тематика загадок разнообразна, малыши узнают много нового об окружающей среде.

Во время поиска отгадки, ребенок самостоятельно ищет правильный ответ, знания в этот момент становятся осознанными и откладываются в памяти.

Ведь дети очень любознательны, они стараются узнать много нового самостоятельно и часто не воспринимают сухую информацию.

Педагоги применяют загадки во время обучения как элемент игры, способный отвлечь ребенка, повысить его заинтересованность и активность во время выполнения сложных задач.

Подбираются загадки по разным темам, они могут включать в себя работу с буквами, цифрами, использование фантазии, внимательности и творческого мышления. Существуют загадки в стихотворной форме, в виде рисунков или простого текста.

Загадки помогают не только отдохнуть и развлечься, но и развить при этом много полезных навыков.

Если Вы хотите, чтобы ребенок разносторонне развивался, начинайте использовать загадки с раннего возраста. По началу, выбирайте простые загадки с иллюстрациями, а затем постепенно переходите к более сложным заданиям, требующие подключения логического мышления.

Например, детские загадки к Новому Году Вы можете найти >>>ЗДЕСЬ

P.S. 

Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.

Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.

Спасибо Вам за понимание.

С уважением Ваш репетитор — Лидия Витальевна.

Источник: http://vachrepetitor.ru/podgotovka-k-shkole/razvitie-rechi/v-chyom-polza-zagadok-dlya-rebyonka

«ЗАГАДАЙ-КА!». Станция «Историческая» ЦЕЛЬ: Узнать историю возникновения загадки. Определить, что такое загадка и зачем она нужна. Попробовать самим составить. — презентация

1 «ЗАГАДАЙ-КА!»

2 Станция «Историческая» ЦЕЛЬ: Узнать историю возникновения загадки. Определить, что такое загадка и зачем она нужна. Попробовать самим составить загадку.

3 История возникновения загадки История загадки уходит корнями в далёкое прошлое. В древнейших загадках учёные видят отражение мифической символизации в особой иносказательной форме. Почему предметы и явления древние люди боялись называть своими словами, а отображали их один посредством другого? Первобытные люди верили во внешнюю сознательную силу и боялись её. Чтобы не навлечь на себя гнев и уберечься от неудач в охоте, от пожара, наводнения, неурожая, использовалась такая условная речь, чтобы вслух не произносить настоящее название того, что определяло его жизнь.

4 История возникновения загадки Шли годы, и загадка прочно закрепилась в ритуалах, обычаях, обрядах, праздниках. Зачем в сказках невеста жениху загадывала 3 загадки? Для того, чтобы проверить его ум и находчивость. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Если вспомнить русские народные сказки, например, «Василиса Прекрасная», отгадывание загадки должно обязательно вызвать исполнение желания и отвести опасность. Отгадал загадку – будут тебе обещанные золотые горы, а не отгадал – голова с плеч долой!

5 История возникновения загадки Первые загадки можно встретить в строках русских и других народных песен. По своему складу, форме, рифме они очень похожи на пословицы. Разница лишь в том, что мысль сформулирована в вопрос, подразумевающий ответ. Бьют меня палками, Жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами, За что меня так губят? За то, что любят!

6 Что же такое ЗАГАДКА? Загадка – обязательно краткое описание предмета, «мудрёный вопрос». В загадке часто называется другой предмет, похожий на тот, который мы загадываем. Описание признаков предмета в загадке часто даётся в переносном значении. Чаще всего загадка похожа на маленькое стихотворение.

7 Практическая работа Сочиним несколько загадок про книгу Что делает книга? (рассказывает, говорит, учит, даёт знания…) -Есть ли у книги язык, чтобы говорить с нами? -Есть ли у книги голова, чтобы всё знать? -Есть ли у книги ноги, чтобы везде бывать? -Какие признаки есть у книги? (поля, корешок, листочки)

8 Сочиняем загадку про книгу Хоть не шляпа, а с ________________, Не цветок, а с ___________________, ___________________ с нами ___________________ языком. Без головы она __________________. Без ног она _____________________. Ты _____________чаще с ней – Станешь вчетверо ____________.

9 Сочиняем загадку про книгу Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Человечьим языком. Без головы она всё знает. Без ног она везде бывает. Ты общайся чаще с ней – Станешь вчетверо умней!.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/554870/

Значение загадок для развития детей

Одним из неизменных спутников счастливого детства являются загадки.

Читайте также:  Формирования мотивации к занятиям хореографией

Наверняка каждый взрослый сможет вспомнить о груше, которую ни в коем случае не стоит пытаться съесть или о старике одетом во сто шуб, который способен заставить кого угодно залиться слезами.

Роль загадок в развитии малыша.

Жаль, но очень многие родители не уделяют загадкам никакого внимания, а часто и вовсе забывают о существования этого интереснейшего пласта народной и детской культуры, как забывают и о стихотворных загадках.

А между тем, загадки, особенно в стихотворной форме, являются прекрасной разминкой, и даже тренировкой детского ума.

Загадки различаются не только по форме сложения (стихотворной или нет).

Существуют, также, загадки о животных и людях, о природных явлениях и природе в целом, загадки о космосе и даже музыкальные загадки.

Родителям не потребуется много времени, чтобы прочесть своему ребенку загадку, а вот польза и удовольствие, которые получит ребенок от этого крохотного четверостишия, просто огромны.

Загадывание загадок является увлекательнейшим занятием, которое не требует ровным счетом никаких затрат или специальных приспособлений и которым, чтобы малыш не скучал, можно заняться и в очереди, и в пути, и на прогулке, превратив ее таким образом из обычной прогулки в познавательную.

К сожалению, многие родители считают, что загадки являются пустым времяпровождением и не более того, однако это весьма далеко от истины.

Ведь загадки несут в себе и поэтичность, и нравственные идеи, и интеллектуальность. Загадки вообще очень умны и требуют не только знаний (и, даже не столько), но и смекалки и сообразительности. Поэтому они способны не только тренировать и развивать интеллект малыша, но также способствует нравственному и эстетическому воспитанию ребенка.

Благодаря загадкам, ребенок учится думать и анализировать все, что он слышит, видит и говорит.

В настоящее время можно найти загадки, описывающие любой предмет, человека, животное или какое-то явление природы. Загадки могут помочь расширить познания вашего малыша.

Это тем более справедливо, поскольку, как показывает опыт, знания усваиваются намного лучше, если они сопровождаются активным мыслительным процессом.

Благодаря такому творчеству, малыш учится понимать всю красоту языковых просторов, которые малышу еще не знакомы.

Это в свою очередь оказывает позитивное воздействие не на одну только речь, но и помогает заметно увеличить словарный запас, ведь в загадках нередко встречаются еще незнакомые ребенку слова.

Загадки — прекрасное средство тренировки памяти и внимания.

При этом очень важно, чтобы значение этих новых для малыша слов, было объяснено ему его родителями.

Поэтому ребенку будет над чем посмеяться самому и он также сможет повеселить своих сверстников и родных.

Не исключено, что на определенном этапе, ваш малыш захочет придумать загадку сам, что очень полезно для развития фантазии, воображения и мышления.

Источник: http://mammypage.ru/znachenie-zagadok-dlya-razvitiya-detey/

Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста

Умственное развитие дошкольников занимает главное место в учебном процессе детских садов. Выдающиеся педагоги и психологи (И.Н.Андреева, П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и другие) исследовали и продолжают делать это в настоящий момент в плане поиска самых оптимальных путей умственного развития детей.

Умственное воспитание − это систематическое целеустремленное влияние взрослых на умственное развитие ребёнка с целью развития познавательной деятельности, формирования системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию.

Оно осуществляется с целью всестороннего развития детей и тесно связано с моральным, физическим и эстетичным воспитанием. Целью умственного воспитания является повышение уровня общего развития дошкольников.

В дошкольном возрасте ребёнок усваивает знание об окружающем мире, взаимоотношениях людей, внешних качествах, внутренних, существенных взаимосвязей предметов.

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям.

Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение.

Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей.

Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка.

Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Загадка содержит в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей.

Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему.

Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает.

Много возможностей даёт загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесному художественному творчеству. Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете.

Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.

Развиваем речь дошкольников:

1) Загадки-описания:

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

Маленькое, серенькое

А хвостик, как шило. (Мышь)

Пара длинных ушек,

Серенькая шубка.

Быстрый побегайчик

А зовётся. (Зайчик)

2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)

«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)

«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)

3) Загадки – метафорические образы:

«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята)

«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)

«Железная птица по небу летает» (Самолёт)

«Едет домик на колесах» (Автобус).

Развиваем мышление и память дошкольников:

I. Игры

1) «Тренируем нашу память».

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:

− Серый, быстрый, боязливый. (Заяц).

− Хитрая, рыжая. (Лиса).

− Злой, голодный. (Волк).

− Рыжая, веселая. (Белка).

2) «Самый умный».

Воспитатель просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков.

1) По земли скачет, а по воде плывёт? (Лягушка);

2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук);

3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц);

4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха);

5) Въётся верёвка – на конце головка. (Змея).

II. Изучение загадок напамять.

Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их напамять.

1) Не зверь, а воет. (Буря).

2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).

3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква).

4) Не огонь, а обжигает. (Крапива).

5) Въёться молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел).

III. Загадки – шутки.

Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.

Какой ключ летает? (Журавлиный). От чего в утки ноги красные? (От колен). Чего нельзя догнать? (Своей тени). Какой косой нельзя косить? (Девичьей). Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).

IV. Загадки – вопросы

Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки.

Что у человека быстрее всего? (Мысль). Что мудрее всего в мире? (Правда). В какую бочку нельзя налить воду? (В полную). С какой бочкой за водой едут? (С пустой).

Развиваем воображение дошкольников:

I. Театрализованная игра «Загадки без слов»

Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке.

После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают.

Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая.

II. Творческое задание «Изображения отгадок».

Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием).

1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).

2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).

3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце).

4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж).

5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава).

Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам.

Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.).

Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).

Развиваем внимание дошкольников:

І. Загадки – шутки.

1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).

Читайте также:  Литературная семейная игра для 4-5 класса

2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).

3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв? (Один: тот, что упал).

II. Загадки – обманки.

Воспитатель просит дошкольников отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.

1) Очень медленно и тихо

По листочку ползёт «зайчиха». (Улитка).

2) Из пальмы вниз, на пальму снова,

Шустро прыгает «корова». (Мартышка).

3) Кто грызет на ветке шишку

Ну, конечно же, это «лисичка». (Белка).

4) На сосне, как в барабан

Громко стал стучать «баран». (Дятел).

III. Игра «Отгадай».

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых объектов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки объекта. Все дети должны отгадать объект за описанием.

− Жидкое, белое, вкусное. (Молоко).

− Белое, круглое, гладкое. (Яйцо).

− Горячее, жёлтое, яркое. (Солнце).

− Белое, мягкое, холодное. (Снег).

Во время учения умению разгадывать загадки воспитателям необходимо учитывать некоторые методические рекомендации: загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/ispolzovanie-zagadki-v-umstvennom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста

“Появление загадок относится к древнейшему периоду проблесков человеческого ума…” Ф. И. Буслаев. Загадки — это народное творчество, они передаются из поколения в поколение, в них заложены народная мудрость и смекалка. Загадки знакомы нам всем с детства, запоминаются они на всю жизнь, например:

“Зимой и летом одним цветом”.

“Длинное ухо, комочек пуха”.

А есть загадки, которые взрослым трудно отгадать. Например:

“Не колода и не пень, а лежит целый день”.

“Что на свете всего быстрее?”

Слово загадка происходит от слова “думать”. В ходе образовательной и совместной деятельности взрослого и ребенка дети с удовольствием отгадывают и стараются придумать свои загадки. Отгадывание загадок требует от детей интеллектуальных усилий.

В каждом случае – это тренировка мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования.

Эти виды работы помогают развитию познавательной деятельности и подготовке детей к школе, то есть соответствую федеральных государственным требованиям.

Дети с общим недоразвитием речи затрудняются выделять и определять существенные признаки предметов и не могут дифференцировать их качества, поэтому необходимо широко использовать наглядность и реальные предметы, о которых идет речь.

Признаки предметов должны быть доступны детскому восприятию. Составление загадок — это совместная деятельность взрослого и ребенка в зоне ближайшего развития.

Однако, в случае составления загадок с детьми, у которых диагноз общее недоразвитие речи осложнен задержкой развития нежелательно использование переносного значения слов:

“Горячий колодец” — чайник,

“Хлопотун Егорка” — веник.

Образовательная деятельность дошкольного учреждения строится с учетом социальных явлений, предметного окружения, сезонных изменений, с которыми необходимо знакомить дошкольников.

Осенью подбирают наглядность, литературу (сказки, рассказы, стихи, загадки), игры об осени по темам:

  • “Краски осени”
  • “Дары осени”
  • Птицы и животные готовятся к зиме

Наблюдая с детьми, педагог беседует и подбирает материал о следующем времени года, о зиме:

  • “Зимние забавы”
  • “Встреча с Дедом Морозом”
  • “Зимующие птицы”

Готовясь к весне, дети вместе с взрослыми высаживают семена в вазоны и учатся ухаживать за ними. Появление росточков вызывает положительные эмоции у детей. Совместная деятельность педагога с детьми обогащает их словарный запас и прививает любовь к природе.

Если у ребенка недоразвитие речи, педагоги и родители замечают следующее: он все понимает, выполняет задание, но делает все молча или повторяет за взрослым? Как помочь выразить мысли и впечатления с помощью слов? Помочь малышу пользовать своими знаниями и доступными речевыми формами.

Используются следующие виды деятельности. Для активизации речемыслительной деятельности и пополнения лексического запаса воспитанников с детьми отгадываются и составляются загадки о знакомых предметах. Для того чтобы отгадывание и составление загадок (описательных рассказов) были интересны и доступны детям проводятся следующие упражнения и дидактические игры с использованием наглядности:

  1. “Выбери все круглые (овальные) фрукты” — лимон, персик, яблоко, слива, апельсин.
  2. “Найди и выбери плоды с одной (несколькими) косточкой”,
  3. “Определи плоды с тонкой (толстой) кожицей”,
  4. “Какие плоды кислые (сладкие)?”

Одновременно мы рисуем круги, выполняя задание:

  • сколько кругов нарисовать, если на тарелке персик, яблоко, апельсин;
  • посчитай косточки: сколько съели персиков, если осталось 5 косточек;
  • раскрась круги так, чтобы было два апельсина, одно зеленое яблоко и еще какой-нибудь фрукт.

После выполнения задания приступаем к составлению загадки:

  • Этот плод овальный. (Значит – это не яблоко, не персик, не апельсин).
  • У этого плода одна косточка и тонкая кожица. (Значит – это не лимон).
  • Плод этот, конечно, сладкий. Это слива.

Готова маленькая описательная загадка. Повторили признаки фруктов, такие как:

  • форма – круглый, овальный;
  • толщина – тонкий, толстый;
  • количество косточек – много, мало;
  • вкус – кислый, сладкий.

Для облегчения мыслительной деятельности лучше использовать мнемотаблицу с четырьмя квадратами.

Составляя загадки можно пользоваться сравнениями. Детям предлагается подумать какие еще предметы могут обладать схожими свойствами.Это простая описательная загадка дает ребенку возможность выделять признаки знакомого фрукта и пользоваться приобретенными знаниями.

  • Круглыми бывают мяч, солнышко, арбуз. Косточки бывают у тыквы, апельсина, арбуза. Кожица бывает у персика, у груши, у сливы.
  • Сладкими бывают конфеты, варенье, мед.

Вот загадка, составленная детьми о яблоке: Круглое как солнышко. Сладкое как персик. С тонкой кожицей как слива.

Проще использовать загадки из сборника, но как приятно, когда дети составляют их вместе с помощью взрослых. Алгоритм составления загадок о фруктах и овощах включает в себя определение формы, вкуса, цвета, что внутри, чем покрыты снаружи.

Составлению загадки об овоще поможет предварительная работа.

Выбери овощи:

  • овальные;
  • которые растут на грядке (в земле);
  • у которых внутри семена (нет внутри семян);
  • зеленого ( красные, оранжевого) цвета.

Одновременно можно проводить игру малой подвижности “В земле и на грядке”.

Овощ растет в земле – присесть;

Овощ растет на грядке – поднять руки вверх.

Из семян тыквы и подсолнечника можно сделать поделки. Изображение овоща можно сделать на картоне в виде пластилиновой картинки.

Готовимся к составлению загадки:

  • круглый овощ;
  • растет на грядке;
  • нет семян внутри;
  • светло- зеленого цвета.

(Капуста)

Алгоритм составления загадки об овощах включает такие признаки:

  • форма;
  • цвет;
  • где произрастает;
  • что внутри.

Составляя загадку можно пользоваться сопоставлением. Перед этим сложным заданием проведем игру “Сравни” или “Похожи – не похожи”.

С помощью наглядности сравним тыкву и капусту. Похожи: круглые, растут на грядке. Не похожи: по цвету и наличию семян внутри.

Сравним капусту и лук. Похожи: нет семян внутри, растут на грядке. Не похожи: по цвету и размеру.

Сравним капусту и горох. Похожи: светло-зеленого цвета, растут на грядке. Не похожи: по размеру и форме.

Составляем загадку.

Растет на грядке, но не помидор. Круглая, но не тыква. Нет семян внутри, но не лук. Свело – зеленого цвета, но не горох. (Капуста)

Детские любимые загадки из сборника:

“Кто любит щи, меня в них ищи”,

“Сто одежек и все без застежек”, они менее информативны. Совместная деятельность взрослого и ребенка по составлению загадок дает возможность расширить словарный запас детей, развивает их память и мышление.

В холодное время года делаем кормушки для зимующих птиц и наблюдаем за их повадками.

С вороной и воробьем познакомить не составляет труда – этих птиц можно наблюдать и летом, и зимой. Зимовать в город из леса прилетает синица, а с севера в среднюю полосу прилетает снегирь. Перед составлением описательного рассказа и загадки проводим дидактические игры: “Накорми птиц”, “Узнай по голосу”, “Сравни птиц”

Сравни ворону и воробья. Похожи: зимующие, полезные птицы (ворона уничтожает отходы, а воробей – насекомых). Не похожи: ворона – крупная птица, серая с черным хвостом и черными крыльями; воробей – маленькая птичка, коричневый с серой грудкой.

Сравни синицу и снегиря. Похожи: зимующие, маленькие, есть черная шапочка на голове. Не похожи: синица любит несоленое сало, у нее желтая грудка и черный галстук; снегирь выклевывает семечки из ягод рыбины, у него красная грудка.

А теперь, составим загадку.

Птичка:

  • маленькая;
  • в черной шапочке;
  • прилетает к нам зимовать;
  • любит несоленое сало. (Синица)

Знакомя дошкольников с животным миром средней полосы, всегда отмечаем, что дикие животные сами готовятся к зимовке. Медведь, белка, еж, барсук, лиса – у каждого из этих животных есть свои особенности. Уточняем знания детей с помощью дидактических игр: “Кто где зимует?”, “Кто как передвигается?”, “Узнай по описанию”

При составлении загадок, дети и еще раз повторим существенные признаки:

  • Лазает по деревьям.
  • В сильный мороз будет спать в тепле.
  • Хвост служит рулем и парашютом.

(Белка)

  • Короткий хвост как у зайца.
  • Всю зиму спит как медведь.
  • Ест мышей и лягушек как еж.
  • Живет в норе как лиса.

(Барсук)

Разнообразие упражнений и дидактических игр помогает обогащать словарь, активизировать речь, расширять познания об окружающем мире в доступной для дошкольников деятельности. Дети не просто накапливают сведения, они пользуются своими знаниями, что очень важно для речемыслительной деятельности.

Дошкольники не владеют достаточным опытом восприятия, с помощью загадок педагоги и родители обращают их внимание на существенные, выразительные признаки предметов и явлений. Отгадывая загадки, дети тренируют мыслительные операции, память, внимание, что дает толчок развитию познавательных процессов. Пригожинкова О.В.

, учитель–дефектолог.

Источник: http://mei-sonnen.ru/sostavlenie-zagadok-s-detmi-kompensiruyushhey-gruppyi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector