Загадки, считалки и скороговорки

Дорогие друзья!

В ваших руках маленький сборник загадок, скороговорок и детских считалок, которые принято называть малыми формами устного народного творчества – фольклора.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, – они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество – убить огромного хищника, выдержать боль.

А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству.

Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья?

(Камень)

да что цветёт без цветка?

(Папоротник)

(Вода)

В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.

Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа.

Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа – таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие – попробуйте! Любая загадка – это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений.

Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки.

Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3–4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда – потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова.

Но, конечно, самое интересное в любой загадке – образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки, предложенные в этой книге, подобраны по темам. Их можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу.

Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память.

В сборник включены старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.

Всегда любили на Руси и скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз – язык сломать можно.

Вот поэтому с давних пор «скороговорить» – увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками – не игра, а серьёзные занятия.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка.

Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счёт, счётки, пересчёт, сосчиталки, гадалки. Считалка – рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий. При помощи считалок разделяют роли, устанавливают очерёдность в игре. Это маленькое весёлое стихотворение построено часто на звукоподражаниях. Послушайте сами:

Цынца-брынца, балалайка,

Цынца-брынца, заиграй-ка.

Эта считалка воспроизводит игру на балалайке. А чёткий ритм считалки «Аты-баты, шли солдаты…» напоминает шаг солдатской роты.

У древних людей со счётом было связано много разных представлений. Например, существовал запрет на счёт добытой во время охоты дичи. Чтобы владыка леса не беспокоился за своих птиц и зверей, люди пользовались тайным, условным языком и тайной системой счёта.

Предполагают, что некоторые считалки хранят память о той далёкой поре. До нас дошли едва понятные остатки тайного языка древних людей.

К примеру, есть такие считалки, где счёт ведётся словами, очень похожими на обыкновенные названия цифр: «Рази, двази, тризи, ризи, пята, лята, шуби, руби, дуби, крест». В этой считалке 10 слов, заканчивается она словом «крест».

А на Руси счёт когда-то вели по зарубкам: после каждого десятка на бревне вырезали зарубку, ставили крест. Вот поэтому и в дошедшей до нас считалке последнее, 10-е слово – крест. Ну а в наше время дети используют считалки в игре и даже легко придумывают их сами.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком равненьи построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

Как называется он?

(Алфавит)

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Встанут в ряд —

Сразу все заговорят.

(Буквы)

Сели птицы на страницы,

Знают быль и небылицы.

(Буквы)

(Бумага, буквы)

Белое поле, чёрное семя.

Кто его сеет, тот разумеет.

(Письмо, грамота)

Еду по грядкам,

Рву без счёту,

А всё цело.

(Чтение)

Загляните под окошко —

Там натянута гармошка.

Но гармошка не играет —

Нам квартиру согревает.

(Батарея)

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=552010&p=1

Виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки

Конспект внеурочного занятия

на тему «Виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.»

Цель: Повторение, закрепление и обобщение полученных знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества.

Задачи:

I. Образовательные:

  • Обеспечить повторение и обобщение знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества.

ІІ. Развивающие:

  • Содействовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения) и познавательных способностей (внимание, память) обучающихся.
  • Способствовать физическому развитию детей, формированию культуры общения.

III. Воспитательные:

  • Продолжить работу по воспитанию у детей артистических способностей.
  • Способствовать воспитанию таких качеств, как честность, доброта, благородство, взаимовыручка.
  • Прививать любовь к русскому фольклору.

Ход занятия

I этап занятия:

Здравствуйте, люди добрые, милые детки, дорогие гости! Рада видеть вас! Ждет нас сегодня путешествие необычное. Приглашаю вас сказочно прекрасное царство, Фольклорное государство.

Предлагаю вам отправиться туда, белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя. Коль вспомните изученные жанры УНТ, да все загадки разгадаете и задания выполните, да в игре себя проявите, да потешите гостей дорогих песней народной, частушкой или пляской, то достойны будете зваться добрыми молодцами и красными девицами.

Готовы? В добрый путь!

II этап занятия:

Впереди раскинулись острова фольклорных жанров. Давайте познакомимся с их жителями — фольклорными жанрами. Я буду пример приводить, а вы их назовите.

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут. (Загадка).

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку — цап! (Скороговорка).

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить. (Считалка).

Семечко рассадно…

До сих пор не грамотна,

Разве не досадно? (Частушка).

Уж и где же это слыхано,

Читайте также:  Игра «звёздный час» в 6 классе по теме «мифы древней греции»

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал. (Небылица).

  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица).

Молодцы, ребята! Хорошо малые фольклорные жанры знаете.

Впереди село Праздничное. В нем живут русские фольклорные праздники. Возьмите листок и карандаш, и пока будет звучать музыка, запишите названия известных вам фольклорных праздников, не менее пяти! (Масленица, Пасха, Троица (Красная горка), Семик (Русальная неделя), Иван Купала, Петровки, Спасовки, Покров, Новогодье, Рождество Христово, Крещение…).

(Включить музыку на 3 минуты).

Впереди мост Пословиц. По нему пройти можно, выполнив 3 задания не менее чем наполовину.

Первое для всех: На рисунках зашифрованы известные пословицы. Вам необходимо прочитать шифровку. Через мост не пройдете, если не прочитаете больше 3 шифровок!

(1 – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2 – Нашла коса на камень.

3 – Яблоко от яблони недалеко падает.

4 – На воре и шапка горит).

Второе задание для каждого из вас: рассыпавшиеся на отдельные слова пословицы необходимо восстановить и выразительно прочитать.

1. Терпение и труд все перетрут.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

3. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Вот мы и на Загадочном берегу. Вы, наверное, помните, ребята, что герои в сказках часто должны разгадать загадки, чтоб спасти свою жизнь, вернуться домой, а иногда и невесту обрести.

Часто загадки очень непростыми оказываются. И от чьего имени я загадки вам загадывать буду, вам тоже разгадать придется:

Я летала на метле,

Пироги пекла в золе,

По избе кота гоняла

Да загадки сочиняла. (Баба Яга)

Не забывайте руку поднимать, выкрикивать не надо. У всех есть право ответить одтн раз, пока не прозвучит отгадка.

1. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени).

2. Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех? (Трое).

3. Когда дурак умен бывает? (Когда молчит).

А в какой форме эти загадки существуют? Это уже вопрос от меня. (1 и 3 – загадки – вопросы, 2 – загадка – задача).

Молодцы! Со всеми загадками справились.

III этап занятия:

Молодцы, ребята! Вы справились успешно почти со всеми испытаниями, путешествуя по Фольклорному государству.

Ребята, на столе разложены смайлики. Подарите мне на память смайлик, который расскажет, что вам не понравилось, понравилось, очень-очень понравилось сегодняшнее занятие.

(Педагог раздает детям по три разных смайлика, а дети возвращают ему один с оценкой занятия).

Спасибо всем! До новой встречи в прекрасной фольклорной стране! Всего вам доброго!

Терпение и труд все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Терпение и труд все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/vidy_narodnoi_sloviesnosti_niebylitsy_zaghadki_poslovitsy_poghovorki_schitalki_s

Загадки и скороговорки от карельской е.г

1. Загадки. 

 (из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» изд. «Дрофа», М. 2007 г.)

Ребёнок должен подобрать отгадку на определённую букву алфавита:

Желтый маленький комочекПримостился под листочек.Он на солнышко похож:Бархатист, румян, пригож.(АБРИКОС)Знатный строитель,Лесных речушек житель.Хвост, как мастерок,Плотины ставит впрок.(БОБР)Долго их валяли, мяли,На болванки надевали,В печь поставили сушить,Чтоб потом в мороз носить.(ВАЛЕНКИ)По лбу тех лупят,Кто на них наступит.Умный с ними встречается раз,Глупый – чуть не каждый час.(ГРАБЛИ)Глазами сверкает,Пламя извергает,Принцесс похищает,Никого не прощает.(ДРАКОН)В древности была добычей.С тех времён храним обычай:Вместе с ней за стол садиться,К ней с почтеньем относиться.(ЕДА)Зелена, стройна девица,Но совсем не мастерица!И не вяжет, и не шьёт,Хоть в иголках – круглый год.(ЁЛКА)В поле ходит без опаскиЭтот длинноножка.С тонкой шеей он похожНа страуса немножко.(ЖУРАВЛЬ)Он упрямый и стальной.Перед ним всегда постой.Есть ли ключ? — Откроет дверь.Уходя, его проверь!(ЗАМОК)Бывает из досок,Бывает живая.Плетёная сетка,Ещё – кружевная.(ИЗГОРОДЬ)В позе лотоса сидит,Силой духа знаменит.На гвоздях, осколках спит,Змей любых приворожит.(ЙОГ)Очень вежливый цветок.Его любит ветерок.Еле слышный перезвонНа лугу устроил он.(КОЛОКОЛЬЧИК)На протяжении вековОбувкой были бедняков.Плелись они из лыкаИ не было в них шика.(ЛАПТИ)Притянет ключ и кнопку,Железную коробку.Для опытов он нужен.С железом очень дружен.(МАГНИТ)Разноцветны и длинны,Туго скручены они.Нам без них не сшить штанишкиДля игрушечного мишки.(НИТКИ)Кто летит без приглашенья,Когда варим мы варенье?Жала острые, как шпаги.Хоть малы, полны отваги.(ОСЫ)Спереди – пятачок.Сзади – крючок.На ногах – копытца.Очень волка боится!(ПОРОСЁНОК)Всюду нас найдёт она.У людей её сполна.Эта вечная заботаНазывается … (работа).Вижу всё как наяву.Встану утром – не пойму:В нём подсказка иль совет?Правда это или нет?(СОН)Этот круг знаком с картошкой,Супом, мясом и окрошкой.Нужен на столе всегда:Разместится в нём еда.(ТАРЕЛКА)Загогулина, рога,Но всего одна нога.Очень медленно ползёт.Потому что дом везёт.(УЛИТКА) Самый жаркий континент.Не спасёт от зноя тент:Пальмы сохнут от жары,А в пустынях нет воды.(АФРИКА)Так повелось из старины:У инструмента три струны.И под нехитрый переборЧастушки дарят свой задор.(БАЛАЛАЙКА)Неказиста птица с виду,Но себя не даст в обиду.Разоряет гнёзда птах,На котов наводит страх.(ВОРОНА)Этого одноножкуОбижают немножко:По шляпке бьют,Высунуться не дают.(ГВОЗДЬ)Трещат, дымят, греют,Тепла не жалеют.Цветут ярким цветомИ зимой, и летом.(ДРОВА)Он – охотник и стрелокИ зверей большой знаток.У вельмож в придворных был,Но в лесу дремучем жил.(ЕГЕРЬ)Весь в иголках колобок.Он лисе подставил бок:Взвыла рыжая от боли,К колобку не лезла боле.(ЁЖИК)Квакает, как лягушка.На вид – старушка.Бородавок всех не счесть!Мух увидит: «Надо съесть!»(ЖАБА)Ни одно богатство в миреНе заменит нам его.Мы при встрече, в пожеланьяхНе забудем про него.(ЗДОРОВЬЕ)Это кто такая:Острая, стальная?Носом путь себе кладёт,За собою нить ведет.(ИГОЛКА)Он на вкус бывает разный.Интерес к нему не праздный.Сделан он из молока,На кефир похож слегка.(Йогурт)Запряги в неё коней,-Повезёт и королей.Кучер сядет впереди, -Из окошка, знай, гляди!(КАРЕТА)Утром всех разбудит рано,Заглянув в окошко.Им от солнышка к землеПроложена дорожка.(ЛУЧ)Он зимою лют бывает,Постоишь, — за нос хватает.С треском по лесу пройдёт,Всё застудит, закуёт.(МОРОЗ)Купол, словно в цирке,Увидел я во рту:Сводчатый, высокий,Язык к нему тяну.(НЁБО)Как зовутся эти очи?Их увидишь среди ночи.Тьму рассеивают, мрак,Светят ярко, как маяк.(ОКНА)Крепит снасти тут и там:По углам, по потолкам.У него аж восемь лапок,Он носить не хочет тапок!(ПАУК)Над рекой растёт ракита,Под ракитой спит Никита.А козлята длинноножкиО ракиту точат … (рожки).В небе праздничном ночномРасцветает он огнём.Вянет быстро тот букет:Миг-другой, его уж нет.(САЛЮТ)Дружбу лишь с тобою водит:Как привязанная ходит!Ни за что не убежит:Ты стоишь, она – лежит.(ТЕНЬ)Чёрный житель недр земли.Скажем мы ему: «Гори!»Он согреет нас всегда.С ним и стужа – не беда!(УГОЛЬ)
Путь откроет комарам.Мух пропустит в гости к нам.Хлопнув громко на ветру,Нас разбудит поутру.(ФОРТОЧКА)Приспособлюсь я повсюду:Цвет свой быстро изменю.Незаметным вовсе буду.Очень прятаться люблю!(ХАМЕЛЕОН)Есть товар, а есть ОНА.У каждого своя … (цена).Запасли на зиму впрокЖгучий яровой … (чеснок).Этот длинный червячокЗаползает в башмачок.Для него там норки есть.В них червю поможем влезть.(ШНУРОК)Наш Емеля без забот.Пусть хоть полный дом работ!Для него всё это – скука.Выручит Емелю … (щука).Расскажет о покупке:Повидле, креме, шубкеЦветная та кокетка.Товара … (этикетка).В Шотландии носят её и мужчины.У женщин в ходу она не безпричины:Меняют длину её: макси на мини.За модой следишь: скуки нет ив помине!(ЮБКА)Висит не очень высоко:Пристроилось на ветке.На солнце бок его пекло.Любуются им детки.(ЯБЛОКО) Хранит огонь олимпиадИ открывает марш-парад.Его несут в руках. Как флаг.А называется он как?(ФАКЕЛ)Бывает крут, бывает кроток.Капризен часто у красоток.Своеобразные чертыИмеет каждый, я и ты.(ХАРАКТЕР)У Цезаря в сраженье цель:Взять укрепленье — … (цитадель).Наказали кошку Машку:Та хвостом смахнула … (чашку).На прогулку в зимний деньНе забудь. Её надень!Вещи лучше и теплейНет в морозы для людей!(ШУБА)Варим летом и зимойЩи зелёные с травой…Пусть за окнами метель,Витамины даст … (щавель).Гласит приличия закон:В поступках важен эталон.В одежде – стиль, эстетика,В любом общенье — … (этика).У него полно потех:Шутки, розыгрыши, смех!Он с экрана и с эстрады:Веселиться все мы рады!(ЮМОР)Есть в пушке, в ракете,В орехе, в комете:Суть, самое главноеВ каждом предмете.(ЯДРО)
Читайте также:  Занятия по психологии для 11 класса. тема: профориентация

2. ЧИСТОГОВОРКИ   И СКОРОГОВОРКИ

Ребёнку поставили звуки. Их надо закреплять в речи. На каком материале? В принципе, подойдёт любой текст, насыщенный тем или иным звуком: детские стихи. рассказы. Но просто неоценимую помощь в этом деле оказывают чистоговорки и скороговорки. Что такое чистоговорка? Это рифмование строки со слогом.

А скороговорка? Обратимся к словарю: «Скороговорка, таранта, трещотка, лепетун, лотоха; часто(чисто)говорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения…» (В. И. Даль).

В арсенале каждого логопеда — масса речевого материала, в том числе чистоговорок и скороговорок. Чистоговорки сочинять легко. Берётся любой слог и либо ребёнок, либо взрослый моментально становится вдохновенным сочинителем (побоялась сказать – поэтом…).

Приведём для примера материал на автоматизацию (закрепление) самых распространённых звуков [С´], [С], [Л´], [Л]. Взрослый заранее подбирает слова с этими звуками, например: ОСА, ЛИСА, СКАЛА, СЕДЛО, ВЕСЛО и начинает вместе с ребёнком подбирать рифмы. Совсем не обязательно делать это дома.

Используйте любую поездку в транспорте, прогулку, стояние в очереди. Время пролетит незаметно и с ощутимой пользой для ребенка. Юный поэт (впрочем, как и взрослый!), должен проявить фантазию.

Мама или папа лишь корректируют творчество ребёнка: ставят задачу, подбрасывают тот или иной слог, рифму, подсказывают слово. Ну, примерно так:

Са-са-са: на столе … оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы … осу! (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у … осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим … осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

Ле-ле-ле: гнёзда на скале (казак сидит в седле).

Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку подстелю).

Ла- ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).

Лу-лу-лу: обойдём скалу (мусор на полу).

Лы-лы-лы: сели слева от скалы (моем мы полы).

Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

А теперь ребёнок отточит свое мастерство, работая с обратными слогами:

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).

Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).

Ус-ус-ус: Сане лечат флюс (сложенье, — это плюс).

Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?)

Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).

Ол-ол-ло: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Вы заметили, что звуки [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р´], [Р], в этих чистоговорках практически не встречались? Работа над ними идёт только после того, как отработаны и введены в речь звуки [С´], [С], [Л´], [Л]. Поэтому и вы сведите до минимума присутствие «трудных» звуков в ваших рифмовках. Чистоговорки должны произноситься чисто (извините за тавтологию).

Добившись безукоризненного звучания [С´], [С], [Л´], [Л], переходите к скороговоркам с этими звуками. Скороговорку надо сначала произнести медленно взрослому. Потом – совместно с ребенком, опять же, медленно.

По всей видимости, придется кое-что объяснить малышу, если он не понял смысл или какое-то слово. Прежде чем переходить к быстрому проговариванию, ребёнок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Вот общеизвестные и проверенные не одним столетием скороговорки:

У Сени и Сани сом с усами.

Сеня в сени сено вез.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.

Везёт Сеня с Саней Соню на санках.

От топота копыт пыль по полю летит.

Восьмой кол вбили в частокол.

Топали да топали, дотопали до тополя.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

В один, Клим, клин колоти.

Маланья болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Трудные звуки [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р´], [Р] быстрее войдут в речь ребёнка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде того:

Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

Ро-ро-ро: легкое перо (на полу – ведро).

Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир.

Подберите и занятные скороговорки с этими же звуками:

Жутко жуку жить на суку.

Ежу на ужин жук нужен.

У ужа ужата, у ежа – ежата.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

По двору, по подворью в добром здоровье.

У нас на подворье погода размокропогодилась.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

Летят пичужки через три пустые избушки.

В шалаше лишь шмель жужжит. Там, свернувшись, Саша спит.

По ремешку, по бревнышку боком проведу кобылку.

У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

На кочке квочка, квочка на кочке.

Щука щуренку пищу не подыщет.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Два щенка, щека к щеке, грызли щетку в уголке.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

Тридцать три молодца съели тридцать три пирога да все с творогом.

Осип орет. Архип не отстает. Кто кого перепоет? Осип охрип, Архип осип.

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Проговаривание чистоговорок и скороговорок – интереснейшее занятие. Приобщите к нему друзей и приятелей вашего ребенка. Устройте соревнование: кто чище (быстрее) проговорит чистоговорку (скороговорку).

Это мероприятие можно провести и во дворе, и на пикнике, и на дне рождения. Приз – конфеты или маленький сувенир.

Восторг и азарт будет неописуемый! Плюс ко всему у каждого ребёнка будет возможность продемонстрировать свои артистические способности, поупражняться в выразительности высказывания. Уверенность в себе тоже не помешает!

Вы собрались с крохой на отдых? Неплохо бы взять с собой сборник чистоговорок и скороговорок. Они прекрасно развлекут ребенка во время путешествия в поезде или в самолете. Там малыш явно скучает без игр и активных движений. Вот и направте энергию своего ребёнка в нужное русло.

Источник: http://xn—-8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/zagadki-skorogovorki.html

Считалки — Считалки — Считалки, скороговорки… — Каталог файлов — У Елены

***

***

Собирала белка шишки,Для енота и для мышки.Раз, два, три, четыре, пять,Найду шишку я опять.Три еноту и три мышке,Остальные кому шишки?

***

Родились у нас котятяРаз-два-три-четыре-пять,Приходите к нам, ребятаПосмотреть и посчитать.Раз котенок — самый белыйДва котенок — самый смелыйТри котенок — самый умныйА четыре — самый шумныйПять похож на три и дваТеже хвост и головаТоже пятнышко на спинкеТакже спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котятаРаз-два-три-четыре-пятьПриходите к нам, ребятаПосмотреть и посчитать!Мы делили апельсин,Много нас, а он один.Эта долька — для ежа,Эта долька — для стрижа,Эта долька — для утят,Эта долька — для котят,Эта долька — для бобра,А для волка — кожура.

Читайте также:  Мониторинг сплоченности классного коллектива

Он сердит на нас — беда!!!Разбегайтесь кто-куда!Трынцы, брынцы, бубенцы,Раззвонились удальцы,Диги, диги, диги, дон,Выходи скорее вон!Бегал заяц по болоту,Он искал себе работу,Да работы не нашел,Сам заплакал и пошел.В гараже стоят машины -Волга, Чайка, Жигули,От какой берешь ключи?Катилося яблоко мимо сада,мимо сада, мимо града,Кто поднимет, тот и выйдет.

За морями, за горами,За железными столбами,На пригорке теремок,На дверях висит замок,Ты за ключиком идиИ замочек отопри.Зайчишка — трусишкаПо полю бежал,В огород забежал,Морковку нашел,Капустку нашел,Сидит, грызет,Иди прочь — хозяин идет!Шышел-мышел,Взял, да вышел.Кады, бады, налей воды.Корове пить, тебе водить.Лиса по лесу ходила,Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,Лиса лапотки плела -Мужу двое, себе трое,И детишкам по лаптишкам!Кто лаптишки найдет,Тот водить пойдет.Раз, два, три, четыре,Жили мышки на квартире.К ним повадился сам другКрестовик — большой паук.Пять, шесть, семь, восемь,Паука мы спросим:»Ты, обжора, не ходи!»Ну-ка, Машенька, води!Катилось яблоко по блюду,

Я водить не буду.

Шарага, барага,По кусту, по насту,По лебе, лебедке,Штучка, плетка,Соколик, вон.- Заяц, белый,Куда бегал?- В лес зеленый.- Что там делал?- Лыки драл.- Куда клал?- Под колоду.- Кто украл?- Родион.- Выйди вон!Серый зайка вырвал травку.Положил ее на лавку.Кто травку возьмет,

Тот и вон пойдет.

Наша Маша рано всталаКукол всех пересчитала:Две матрёшки на окошке,Две Танюшки на подушке,Две Иринки на перинке,А Петрушка в колпачкена зеленом сундучке.Высоко-превысокоКинул я свой мяч легко.Но упал мой мяч с небес,Закатился в темный лес.Раз-два-три-четыре-пять,Я иду его искать.

Вышли мыши как-то разПосмотреть который час.Раз-два-три-четыре,Мыши дернули за гири.Тут раздался страшный звон -Разбежались мыши вон.Завтра с неба прилетитСиний-синий-синий кит,Если веришь, стой и жди,А не веришь — выходи!На золотом крыльце сиделиЦарь.

царевичКороль, королевич,Сапожник, портной,Кто ты будешь такой?Говори поскорей,Не задерживай честный и добрых людей!Катилась апельсинаДо города Берлина,Уроки не училаИ двойку получила.

На золотом крыльце сиделиМишки Гамми, Том и Джерри,Скрудж Мак-Дак и три утенка,Выходи, ты будешь Понка!Если Поночка уйдет,Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!Вышел немец из туманаВынул ножик из карманаБуду резать, буду битьВсе равно тебе водить.

— Аист-аист, аист — птица,Что тебе ночами снится?Мне болотные опушки,- А еще?Еще лягушки.Их ловить, не изловить.Вот и все, тебе водить!Шел баран по крутым горам,Вырвал травку, положил на лавку.Кто ее возьмет, тот вон пойдет.Мы собрались поиграть,Ну, кому же начинать?Раз, два, три,

Начинаешь ты.

***

***

Источник: http://elenkav.ucoz.ru/load/schitalki_skorogovorki_strashilki/schitalki/schitalki/8-1-0-42

Какие сани наших предков возили? Сказки, загадки, скороговорки и считалки

Вот вам сани-самокаты, Разукрашены, богаты, Разукрашены, раззолочены,

Да сафьяном оторочены!

Или:

Пошло, поехало, Ходом, бродом. В труски, в скачки, Вдогонку, вперегонку! А кто успел,

Первый сорт поддел!

Как прикладное, так и образное значение санок используется во многих пословицах и поговорках — но об этом уже был разговор. Сегодня же обратимся к другим жанрам устного народного творчества.

Сказки

Помните, как Емеля поехал в лес за дровами? Как раз на них, на самокатных санях: «Дурак взял два топора, сел в сани, лошади не запряг.

„По щучьему, — говорит, — веленью, по моему прошенью катитесь, сани, в лес“! Сани покатились скоро да шибко, словно кто погоняет их.

Надо было дураку ехать мимо города, и он без лошади столько придавил народу, что ужас! Тут все закричали: „Держи его! Лови его“! — однако не поймали»…

И в других народных сказках без саней не обошлось: в них неразумный крестьянин кинул притворщицу-лису, которая впоследствии перетаскала оттуда весь рыбный улов. В санях старик возил в лес свою и старухину дочь, где их испытывал Морозко. Сюжет «Лисьи сани» о рыжей плутовке известен в фольклоре многих народов мира, включая русских, латышей, боснийцев и т. д.

В одной тувинской истории фигурируют санки, которые могут доставить человека в любое надобное ему место за одно мгновение. В еврейской народной сказке Авремл Валивкер в поездке на санях пережил страшное путешествие, взяв по дороге спутницу-старушку, что оказалась ведьмой, избавиться от которой сумел, лишь закричав изо всей силы: «Шма Исраэль!».

Наконец, есть вот такой сказочный перевертыш:

Была весна, цвели дрова И пели лошади, чирикали лягушки. Верблюд из Африки приехал на санях, Он полюбил колхозную коровушку,

Купил ей шляпу на высоких каблуках.

А вслед за народными сказками и в авторских тоже не могли не появиться сани, и как тут не вспомнить андерсоновскую Снежную королеву в санях, что похитила Кая на его саночках?!

Загадки

В этом жанре сани и их детали присутствуют в двух разных ипостасях. Иногда это предметы, которые предлагается отгадать. Например:

 — Без ног бежат, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают (сани). — Понятно, что правильнее было бы сказать «бегут», но что поделать, если так в оригинале.  — Идут ножницы, разрезая белую простыню (сани). — Под гору — коняшка, а в гору — деревяшка (санки). — Побегушки бегут, поползушки ползут (лошадь и сани).

 — Бегут бегунчики, ползут ползунчики, везут рогатого, чтобы колоть пузатого (лошадь, сани, вилы). — Один братец отдыхает зимой, другой — летом (телега и сани). — Сошлись три батрака. Один говорит: «Мне летом тяжело!», другой: «Мне зимой тяжело!», третий: «Мне всегда тяжело!» (телега, сани и лошадь).

 — Жили три брата: один любит зиму, другой — лето, а третьему все равно (сани, телега, мужик).

 — Двое лисенят всегда вместе бегают (санные полозья).

В других случаях используется образ саней:

 — Сани бегут, самокатки бегут, а оглобли стоят (река и берега). — Оглобли остались, а сани поехали (ледоход на реке). — Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица — Белокоса, белолица. Как махнула рукавом —

Всё покрылось серебром (зима и зимние месяцы).

Скороговорки

Среди скороговорок, в которых упоминаются сани, есть попроще («У Саньки новенькие санки»; «У маленькой Сани перевернулись сани»; «Сани едут сами у маленького Сани»), а есть и позаковыристей («В семеры сани по семеро в сани уселись сами). Мне, если честно, больше всего нравятся те, что с юмором.

Вот, к примеру: «Ехал с горки Саня, а на Сане сани». А у сюжета «Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках…» существует два варианта развития событий. По первому: «…санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб». По второму: «…санки хлоп, Санька — вбок, Сонька — скок, Сеньку с ног». В общем, выбирайте сами на собственный вкус.

Считалки

Не могу сказать, что знаю много считалок с упоминанием саней, зато те, что знаю, достаточно забавны. Например, такая:

Ехал Ваня из Казани, Полтораста рублей сани, Пятьдесят рублей дуга, Мальчик девочке слуга. «Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду, Ты, слуга, подай метлу, Я в карете подмету. Ты, слуга, подай лимон

И выкатывайся вон».

Хороша барыня, не находите? Требует метлу, а карету сама будет подметать.

А вот еще:

Тпруси сани, тпруси сани. Нам родители писали, Чтоб мы ехали домой На машине грузовой. А машина не везет,

Даром денежки берет.

Вот так: пересели из саней в машину, и только деньги потратили, — зато послушались родителей. Шутка, конечно. Многие детские считалочки парадоксальны по смыслу. И следующая — как раз такая. Она с Кавказа, из фольклора горских евреев. Если озвучить на языке джуури, то получится так:

Рафтум э вишэ Чирум бэновшэ Докундум э шишэ Дэнорум э киришэ Рафтум э кэлэ кугоой парго Хуруз бисто урус нэ бисто Зэ вини мэрэ хуни сохт Хунэ дорум э зими

Зими мэрэ гондум до.

А вот перевод:

Пошел в лес, Сорвал фиалку, Положил в банку, Банку положил в сани, Пошел на большой царский двор.

Русского

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/41721/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector