Заключительный период лагерной смены

1. ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения.

2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ.

3. Система организации лагерной смены: организационный период. основной период; итоговый период лагерной смены.

4. Нормативные документы, регулирующие деятельность ДОЛ.

1. ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения

Современный детский оздоровительный лагерь  это учреждение дополнительного образования, деятельность которого направлена на развитие мотивации воспитанников к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных услуг.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (от 13 января 2011 года),  оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха.

Цель деятельности педагогического коллектива лагеря − создание условий для отдыха, оздоровления, формирования творческого потенциала воспитанников, познания окружающего мира детьми и приобретения ими новых знаний, умений и навыков жить в гармонии с природой, обществом и самим собой в специфической воспитательной системе − лагере. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для проведения воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками, посредством направления педагогической деятельности на создание системы, ориентированной на организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей, приобщение последних к здоровому образу жизни.

Основные задачи  идеологической и воспитательной работы в оздоровительном лагере:

  • создание условий для усвоения общечеловеческих и национальных ценностей, формирования национального самосознания и умения жить в поликультурном мире;
  • формирование базовых ценностей культуры личности, развитие эстетических качеств ребенка, воспитание культуры трудовой деятельности детей, гендерное воспитание, направленное на пропаганду и распространение гендерных знаний;
  • формирование информационной культуры детей, совершенствование работы по правовому просвещению;
  • раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности посредством организации социально значимой личностно-ориентированной деятельности воспитанников;
  • создание позитивного психоэмоционального фона в детских коллективах с учетом возрастных особенностей детей, психофизического развития, специфики их деятельности (юные спортсмены, творческий коллектив и т. п.), в оздоровительном лагере необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса;
  • обогащение опыта ненасильственного существования в природе и социуме у детей и подростков, развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты, развитие межличностных отношений и взаимодействия;
  • формирование ценностного отношения к здоровью, создание условий для укрепления здоровья детей, усвоение и применение ими навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни.

2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ

В процессе воспитательной работы в оздоровительных лагерях необходимо обеспечить непрерывность и преемственность воспитательной деятельности.

При планировании и организации воспитательной работы в оздоровительных учреждениях (лагерях, центрах, оздоровительных и санаторно-курортных организациях, предоставляющих базу для оздоровления детей в летний период) следует учитывать следующие особенности:

− развитие личности ребенка будет происходить в условиях временного детского коллектива;

− специально созданное воспитательное пространство замещает ближайшее социальное окружение детей;

− воспитательные воздействия характеризуются высокой интенсивностью, а также монопольностью;

− широкое использование возможностей социально-территориального окружения  способствует  приобщению детей к социальному опыту и создает условия для включения воспитанников в разнообразную творческую  деятельность.

Деятельность детских оздоровительных лагерей базируется на следующих принципах:

  • безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
  • гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
  • конфиденциальность в решении личных проблем и конфликтов детей;
  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
  • вариативность программ и методов их реализации.

Особенностями жизнедеятельности детей и взрослых в лагере является лагерная обстановка, которая существен­но отличается от домашней, прежде всего, отсутствием ро­дителей, и необычным новым укладом и четким режимом жизнедеятельности и большей самостоятельностью. Каждый день пребывания в лагере характеризуется многообразием и интенсивностью освоения новых видов деятельности, насыщенностью досуговых и воспитательных мероприятий.

Лагерь и вся территория вокруг него, которую осваивают дети, есть специфическая лагерная среда их обитания. Еще А.С. Макаренко отмечал, что воспитание ребят идет на каждом квадратном метре места их жизнедеятельности.

Наиболее значимой в воспитании является духовная наполненность внешней среды.

Прежде всего, это та социально-педагогическая среда, в которой дети расширяют свои умения и навыки, проходят практику самых разных ролей и положений, приобретают бесценный опыт отношений.

Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его системность и цикличность. В соответствии с основными циклами смену лагеря подразделяют на три периода: организационный, основной, заключительный.

3. Система организации лагерной смены

Смена в лагере (Ю.А. Таран) – это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач

Лагерная смена (Л.В. Воронкова)– это временной период пребывания детей в оздоровительном учреждении, в рамках которого педагоги, в том числе и отрядный вожатый, организуют их быт, совместную деятельность, направленную на воспитание, оздоровление и отдых детей.

Специфика лагерной смены:

  • неповторимость социокультурного пространства лагеря с его природными, архитектурными возможностями, людьми, которые организуют лагерь, его законов, режима, традиций;
  • функционирование временных детских объединений – отрядов;
  • общение;
  • событийность.

В организационный период смены необходимо обеспечить формирование комфортного для ребенка социально-психологического климатаво временном детском коллективе, познакомить детей с особенностями новой среды, помочь найти каждому занятие и группу по интересам, выработать и принять общие нормы и требования, заложить основы совместной коллективной деятельности участников временного детского коллектива. Организационный период самый значимый в налаживании контактов вожатого с воспитанниками и включения их в продуктивную жизнедеятельность лагеря.

Основными характеристиками организационного периода являются:

  • это период адаптации воспитанников к лагерным условиям: режиму дня, рациону питания, новым требованиям;
  • это первая стадия формирования детского коллектива – отряда (стадия его образования), образования системы взаимодействия, взаимоотношений взрослых и детей; установление положительного социально-психологического климата в отряде;
  • это период согласования целей продуктивной совместной творческой деятельности педагогов и воспитанников, старт реализации программы совместной жизнедеятельности детей и взрослых;
  • как правило, длится 2-3 дня от заезда детей и завершается открытием лагерной смены;
  • чем организованнее и эффективнее пройдет организационный период, тем легче вам будет работать с детьми в течение смены!

Этот период очень насыщен в плане вожатской деятельности, поэтому ему мы посвятим отдельную лекцию (тема 4).

В основной период лагерной смены работа строится таким образом, чтобы управление воспитательным процессом происходило через организацию самоуправляющих структур отряда, разностороннюю социально и личностно значимую творческую деятельность коллектива.

Необходимо регулировать межличностные отношения, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций.

В этот период очень важно демонстрировать достижения детей в совместной деятельности, умения и навыки, приобретенные в ходе посещения кружков, творческих объединений, стимулировать успешность детей, анализировать индивидуальные и коллективные действия.

Основной период характеризуется:

  • реализацией воспитательных замыслов педагогов лагеря и отрядного вожатого;
  • организацией и проведением коллективно-творческих дел в отряде и лагере;
  • включением детей в систему физкультурно-оздоровительной работы отряда, лагеря;
  • развитием творческого потенциала воспитанников в отряде и лагере;
  • активным общением и конфликтами воспитанников;
  • формированием и воздействием общественного мнения на отношения детей в отряде;
  • этот период длится около 14 дней, в зависимости от продолжительности смены;
  • на данном этапе важно не замыкаться на деятельности внутри отряда, необходимо выстраивать коллективные взаимоотношения с другими отрядами, выходить на активную деятельность в лагере.

Задачи основного периода:

  • Развивать творческий потенциал воспитанников.
  • Формировать нравственный опыт отношений с окружающими людьми.
  • Укреплять здоровье детей средствами физкультурно-оздоровительной работы в отряде.
  • Создать условия для самореализации воспитанников.

Содержание деятельности вожатого:

  • реализация программы воспитательной деятельности вожатого;
  • организация и включение детей в различные виды деятельности;
  • проведение коллективных творческих дел;
  • деятельность профильных детских объединений по интересам;
  • корректировка норм общения, поведения, отношений и деятельности;
  • функционирование органов самоуправления в отряде.

Примерными формами работы в основной период являются: конкурсы и конкурсные программы, викторины, соревнования, праздники, туристические походы и т. п.

В заключительный (итоговый) период необходимо создать атмосферу успешного завершения смены, поощрить наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел смены, помочь ребенку определить перспективу своего дальнейшего развития.

Заключительный (итоговый) период является:

  • периодом эмоциональной напряженности от предстоящей разлуки;
  • временем подведения итогов деятельности отряда, самоанализа деятельности, как воспитанниками, так и вожатыми.

Вожатый должен организовать в этот период работу так, чтобы смягчить детские переживания от расставания с друзьями, с лагерем!

Задачи заключительного периода:

  • Провести анализ и демонстрацию индивидуальных и отрядных достижений.
  • Создать положительную эмоциональную атмосферу завершения смены в отряде.
  • Подготовить отряд к закрытию лагерной смены.
  • Подготовить детей к отъезду из лагеря.

Содержание деятельности вожатого включает: анализ работы на совете отряда и сборе, церемония награждения победителей, соревнований, конкурсов, подготовку и проведение закрытия лагерной  смены.

К примерным организационным формам работы можно отнести КВН «Было, братцы, было!», отрядный (общелагерный) костер, выпуск газеты «По секрету всему свету», игру-эстафету «Вместе весело и интересно», закрытие лагерной смены (итоговый концерт).

Читайте также:  Житков «как я ловил человечков»

4. Нормативные документы, регулирующие деятельность ДОЛ

Кодекс Республики Баларусь об образовании от 13 января 2011 
№  243-З.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 марта2011 г. № 8 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта2007 г. № 27».

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 № 125 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня2004 г. № 662 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения детей».

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 декабря2002 г. № 55 «Об утверждении положения об оздоровительном лагере».

Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 1 апреля2011 г. № 13.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам организации летнего оздоровления детей.

Министерство образования ежегодно направляет для использования в работеметодические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха, разработанные в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь.

Источник: http://ebooks.grsu.by/tarantei/2-1-tema-organizatsiya-letnego-otdykha-v-dol.htm

Заключительный период | Приложение для Вожатых

Летит, летит по небу шар, По небу шар летит. Но знаю я, что этот шар

Никак не долетит.

Сначала слово «летит» заменяется движением, напоминающим взмах крыльев. Во 2-м исполнении слово «небо» заменяется движением большого пальца вверх. Затем при слове «шар» обеими руками перед собой очерчивается большой круг. В следующем исполнении слово «знаем» заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове «мы» — обе руки прижать к груди, при слове «никак» — отрицательно покачать головой.

Самым интересным является последнее исполнение песенки, где главной задачей участников является не сбиться и правильно показать движением нужное слово.

Хором здесь повторяются лишь «по», «но», «до». Можно предложить ускорить темп игры.

Материал предоставил Владислав Афонин

Еду на танке, Вижу корову В шапке ушанке С рогом здоровым! Здорово, корова, Как поживаешь? Do you speak English? Ты что обзываешь? Плыву в подводной лодке- Снова корова В маске и ластах С рогом здоровым! Здорово, корова Куда проплываешь Shprechen sie Deutsch? Ты что обзываешь? Лечу на вертолете Снова корова На парашюте С видом суровым Здорово корова Куда пролетаешь Ассалам алекум

Ты что обзываешь?

Все слова комментируем соответствующими движениями (показываем рога у коровы, еду- крутим руль и т.д.)

Материал предоставил Владислав Афонин

Такие игры — кричалки имеют большое количество вариантов. Их особенность в том, что они абсолютно ничего не значат и тем самым нравятся детям.

«Рисосики»

Всё очень просто: дети повторяют за вожатым, который поёт:

О-о-о! Калабамба ла-о! Осики-рисрсики-рисосики-рисбамба!

О, я бананы ем!

«Балами»

После каждой строчки, пропетой вожатым, дети кричат: «Хей!». Бала-бала-м — хей! Чика-чика-чи — хей! Чи — хей! Чи — хей!

Чик-чирик-чик — хей!

Вы можете придумать вместе с ребятами свою, отрядную кричалку, под которую вы, например, будете собираться вместе.

Материал предоставил Владислав Афонин

Цель: концентрация. Время: 5-10 мин. Количество участников: от 6 до 20. Возраст: от 10 лет.

Место проведения: любое.

Каждый выбирает себе предмет и начинает мысленно описывать его. Вожатый случайно вызывает кого-нибудь, и он начинает озвучивать вслух свой рассказ, с того места, на котором мысленно находился, когда его вызвали. Одного и того же человека можно спросить два раза, чтобы народ не прекращал думать.

Материал предоставил Владислав Афонин

Цель: сплочение группы, выявление лидера. Время: 5-10 мин. Количество участников: от 8 до 20. Возраст: от 13 лет.

Место проведения: просторное помещение.

Ведущий: «У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же».
Потом отнимаем голос. Потом — жесты. Потом — мимику и многозначительные взгляды.

Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.

Материал предоставил Владислав Афонин

Цель: сплочение группы, выявление лидера. Время: 5-10 мин. Количество участников: от 6 до 20. Возраст: от 10 лет. Место проведения: любое.

Источник: http://appvozhat.ru/category/period-2/zaklyuchitelnyj-period/

Характеристика периодов лагерной смены

Смена в лагере длится от 18 до 24 дней. Независимо от содержания, профиля она делится на три периода — организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

Организационный период в лагере

Организационный период (первые 3-4 дня при смене 21 и более дней или первые 2-3 дня при смене 10-14 дней).

Цель — создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.

Задачи организационного периода

· познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;

· предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;

· узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;

· познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, то есть распределяется ответственность.

В это время основным авторитетом для ребят является вожатый, педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены.

Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности вожатого.

Ворганизационныйпериод детям вместе с вожатыми нужно:

· адаптироваться к природно-климатическим условиям;

· познакомиться друг с другом;

· познакомиться с другими людьми в лагере, с самим лагерем его возможностями, условиями, территорией, включиться в систему взаимоотношений, взаимодействия;

· выработать и принять общие нормы и требования (в том числе, единые педагогические требования);

· составить представление о перспективах деятельности;

· заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.

Содержание и средства работы с детьми

Для знакомства друг с другом, с вожатыми: — включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; — создать доброжелательную атмосферу; — создать ситуации неформального общения; — помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; — помочь проявиться в лучших качествах; — дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; — рассказать о себе самом, показать себя в деле; — проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности. Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу, встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонек знакомства, совместные дела на знакомство, творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем, индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, подведение итогов дня, обмен мнениями, общелагерный Вечер Знакомств с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомством с другими отрядами и представлением своего.
Для знакомства с сотрудниками и с самим лагерем. — Познакомить в первую очередь с теми взрослыми, с кем ребенок будет видеться часто – с врачом, медсестрами, администратором корпуса и т.д. — Познакомить с администрацией лагеря, людьми, которые могут ответить на его личные вопросы, дать полезную информацию (зам директора по ВР, методисты, психологи, библиотекарь, руководители программ и кружков, вожатые других отрядов и т.д.). — Познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере. — Познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться, познакомить с окружающей природой. — Обозначить места, в которых запрещено нахождение детей. Вечер интересных дел, составление карты схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда полезную информацию.  
Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности: — Познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей. — Познакомить с режимом дня, — С санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами выполнения утренних режимных моментов, использования времени личной гигиены в течение дня и вечером, научить поддерживать уют. — Познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой. — Познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере. — Договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу. Выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе. Орг.сбор отряда, огонек знакомства, вечер легенд, экскурсии, дела по законам и традициям, права и обязанности детей и подростков в лагере, инструктажи по ТБ и пожарной безопасности, правила личной гигиены, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд, визитки с именами. Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений. Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей.    
Для формирования представления о перспективах деятельности: — Предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене. — Заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности. — Задать ситуацию выбора деятельности. — Выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены. Пример: диагностика потребностей и интересов детей, разведка интересных дел, планирование, орг.сбор, дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможности смены, отношения к отдыху и тому подобное.  
Читайте также:  Методики раннего обучения детей математике

Организационный период – это период предъявления четких требований. Выполнение этих требований для ребенка интересно, необходимо, выгодно. Для этого вожатый вызывает с помощью различных методов как можно больше различных форм поведения, реакций, характерных проявлений личности. При этом будет возможно определить оптимальные пути разрешения педагогических трудностей.

В организационный период вожатый постоянно проводит время с детьми, работает на создание формирование благоприятных условий жизнедеятельности и взаимодействия детей, работает на создание команды.

Основной период

Цель — реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребенком, совместная деятельность.

Как и организационный, основной период ставит перед тобой свои задачи:

· сформировать дружный временный коллектив;

· создать благоприятный психологический климат в отряде;

· создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой;

· реализовать запланированную на сезон программу;

От этих задач и следует отталкиваться, планируя сезон. И в соответствии с ними подбирать методы и формы проводимой работы.

Они могут быть самыми разнообразными, направленными в большей или меньшей мере на решение тех или иных задач: коллективные творческие дела; ролевые игры; психологические тренинги, игры и диагностики; спортивные игры; беседы; огоньки; дежурства; походы; тематические дни; лагерное самоуправление.

Важно помнить, что необходимо не только правильно организовать отдельное мероприятие, но и заранее спланировать их логическую последовательность и необходимость в соответствии с задачами и особенностями коллектива.

Заключительный период

Его цель — подведение итогов смены, подготовка ребенка к возвращению домой.

Задачи итогового периода:

1) подведение итогов, проведение самоанализа и коллективного анализа. Ребенку необходимо осознать, как изменился его уровень саморазвития за смену, увидеть перспективы дальнейшего роста;

2) создание настроя на возвращение домой;

3) контроль за повышенной активностью детей. Именно в этот период возникает много ЧП, связанных с нарушением режимных моментов. Это вызвано синдромом скорого окончания смены;

4) использование системы поощрения детей. Для ребенка важно в этот период, чтобы его труд оценили, чтобы произошло обогащение личного багажа знаний, услышать как можно больше теплых слов.

Для вожатого в этот период важно: подведение итогов смены с детьми, анализ смены с воспитателем, подготовка планов на будущее, оформление итогов, оптимистический настрой детей, контроль за дисциплиной. В последние дни вожатые вплотную заняты подготовкой к вожатскому концерту.

В эти дни следует быть предельно внимательным.

Чувствуя приближение отъезда, дети нарушают правила внутреннего распорядка, поэтому вожатому необходимо стремиться ограничить свободное время детей и подростков, стараясь организовывать коллективные творческие дела с привлечением каждого ребенка.

Вожатый, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности детей, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.

Таким образом, основными задачами детских оздоровительных лагерей является оздоровление, образование и развитие детей в летний период, создание и организация деятельности временных детских коллективов, рациональная организация свободного времени детей, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывание детей в новом для них социальном и природном окружении.

Приложение3

Формы работы с детьми

Вид деятельности Примерные формы работы
Двигательная · Подвижные игры с правилами · Подвижные дидактические игры · Игровые упражнения,игровые ситуации · Соревнования, досуги · Ритмика, аэробика, детский фитнес · Спортивные игры и упражнения · Эстафеты · Аттракционы · Спортивные праздники · Гимнастика (утренняя и пробуждения) · Организация плавания
Игровая · Сюжетные игры · Игры с правилами · Дидактические игры · Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей) · Игры с речевым сопровождением · Пальчиковые игры · Театрализованные игры
Продуктивная · Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества · Рисование · Лепка · Аппликация · Конструирование · Ручной художественный труд · Реализация проектов · Детский дизайн · Опытно-экспериментальная деятельность · Выставки, мини музеи
Чтение детской художественной литературы · Чтение, обсуждение · Заучивание, рассказывание · Беседа · Театрализованная деятельность · Самостоятельная художественная речевая деятельность · Викторина, КВН · Вопросы и ответы · Презентации книжки · Выставки в книжном уголке · Литературные праздники, досуги
Познавательно – исследовательская · Наблюдение · Экскурсия · Решение проблемных ситуации · Экспериментирование, исследование · Коллекционирование · Моделирование

Приложение 4

Заповеди педагогического руководства и взаимодействия

в детских общественных объединениях:

¨ если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

¨ если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

¨ если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

¨ если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

¨ если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным;

¨ если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей;

¨ если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

¨ если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

Приложение 5

Паспорт отряда

Воспитатель
Вожатые
Название отряда
Девиз отряда
Общее кол-во детей; мальчиков; девочек
Их средний возраст
Ведущие интересы детей
Уровень сформированности навыков самообслуживания
Управление отрядом, какие методы использовались для педагогического руководства отрядом
Межличностная структура отряда: А) наличие лидеров и их роль в отряде Б) взаимоотношения малых контактных групп и динамка их развития
Процессы коллективоообразования: А) динамика развития отряда Б) эмоциональное состояние отряда на протяжении смены В) характер совместной деятельности и групповой активности Г) сопереживание по поводу успехов и неудач своего и других отрядов Д) факторы, сплотившие или разобщившие детей
Конфликтные ситуации между детьми: А) их мотивация и пути разрешения Б) описание и анализ сложных педагогически ситуаций, возникших в отряде или лагере

Список отряда

№№ ФИО Дата рождения Адрес, телефон Родители Школа
мама
папа
Состояние здоровья:
Интересы ребенка:
Индивидуальные особенности:

Предыдущая12345678Следующая

Источник: https://lektsia.com/9x2f25.html

Программа проведения летней лагерной смены

          на реальных потребностях, интересах и возможностях воспитанников; есть детально разработанные проекты, способствующие развитию познавательного интереса воспитанников к экологии, туризму и спорту, также есть возможность для импровизации.

          заключается в том, что она как:

            Дидактические принципы программы:

              Программа разработана так, что есть возможность по ходу реализации изменять, перестраивать, усложнять или упрощать педагогические ситуации и содержание.

              Динамичность и гибкость программы обеспечивает разностороннее, свободное и творческое развитие воспитанников.

              Для формирования системы знаний, совершенствования умений и навыков программой предусматривается использование традиционных технологий.

                Для разностороннего, свободного и творческого развития воспитанников программа предусматривает использование и современных педагогических технологий.

                  Для организации и осуществления педагогического процесса по данной программе необходима определенная материально-техническая база.

                  Помещения для занятий отвечают требованиям безопасности труда, производственной санитарии, а инвентарь — современным эстетическим представлениям. Важное место занимает оформление игровых комнат и мастерских, их оснащение способствует воспитанию художественного вкуса и твор­ческого начала воспитанников.

                  Для успешной работы необходимо использовать:

                  • наглядный материал (таблицы о правильном питании, санитарно-гигиенических правилах, с изображениями растений и животных, логические схемы к задачам и т.д.)
                  • раздаточный материал (настольные игры, раскраски, карандаши…).
                  • информационно-методический материал (периодическая литература по экологии, спортивным играм, здоровому питанию).
                  • видеоматериал (фотографии; видеозаписи познавательных фильмов о природе, развлекательные мультипликационные и художественные фильмы).

                  Во время общения возможно применение звукового фона. Негромкая классическая или эстрадная музыка создает воспитанникам микроклимат психологической разгрузки.

                  До начала лагерной смены проводится педагогический совет работников лагеря и отдельно сбор отрядных вожатых, где окончательно корректируется и утверждается план работы, определяется количество и состав детей в отрядах, в каждый отряд назначаются воспитатели и вожатые, определяется место расположения каждого отряда.

                  Лагерная смена длится двадцать один день. Дети находятся в лагере весь период лагерной смены. Режим дня составлен с учетом возрастных и физиологических особенностей детей согласован с медицинским персоналом оздоровительного центра.

                    Читайте также:  Золотые правила общения. речь, жесты, мимика

                    Первые три дня очень напряженные и важные. Они задают настрой и опре­деленный ритм жизни лагеря на весь сезон.

                    Основная цель организационного периода — заложить основы для формирования временного детского коллектива.

                    (организационные, методические, воспитательные)

                        начать формирование взаимоотношений между следующими группами субъектов:

                          Для решения вышеизложенных целей и задач могут быть использованы кол­лективно-творческие дела (КТД).

                              Желательно в основной период ежедневно проводить обще лагерное тематическое мероприятие. Например: «Минута славы у нас в гостях», «Зарница», «Калейдоскоп шуток и розыгрышей» и так далее… Каждый из этих дней призван решать определенные задачи.

                              В первой половине дня целесо­образно дать детям возможность, «остыть» и настроиться на мероприятия с другой тематикой, обсудить прошедшее мероприятие и участие в нем индивидуальное и отрядное.

                              Параллельно проводятся отрядные КТД, не требующие длительной и сложной подготовки, например, «Винегрет», «Ромашка», тренинги на сплочение коллектива.

                              Можно предложить детям сходить в лес, провести спортивные эстафеты, разучить новые игры, просто почитать и обсудить книгу.

                              подведение итогов всей лагерной смены.

                                1. подведение «ЗВЁЗДНЫХ» итогов смены (награждение самых активных отрядов и отдыхающих);

                                2. эмоционально завершить лагерную смену (оформление странички АЛЬБОМА).

                              Традиционно в отрядах проводятся огоньки. Важно суметь выбрать правильный тон в разговоре, создать доброжелательную атмосферу.

                              При этом можно использовать какой-то «талисман» отряда, со­браться у «заветного» дерева, всем вместе исполнить любимую песню, для разговора необходимо найти объединяющее начало.

                              Нужно, чтобы на сборе больше говорили дети, а взрослые лишь направляли разговор в нужное русло.

                              Как обще лагерные мероприятия проводятся линейка закрытия лагерной смены и общий сбор, на котором вручаются награды отрядам и детям, наиболее ярко себя проявившим в течение лагерной смены.

                                Источник: https://infourok.ru/programma_provedeniya_letney_lagernoy_smeny-176097.htm

                                План работы отряда в итоговый период лагерной смены

                                Дети ощущают потребность в оценке того, что произошло с ними за время, проведённое в лагере. Поэтому необходима самооценка и коллективная оценка полученного в лагере опыта, для чего проводится итоговый сбор отряда.

                                Итоговый период смены

                                Лекция 5.

                                Итоговый период смены продолжается два последних дня (19 и 20) пребывания детей в лагере. По насыщенности по эмоциональному подъёму финальные дни в лагере можно сравнить с оргпериодом.

                                Цель – подведение итогов смены (осознание динамики развития ДК и динамики личного роста каждого ребёнка).

                                Стиль работы вожатого «Бумеранг», как и в основной период смены. Вожатому в итоговый период очень важно следить, чтобы светлая грусть детей не превратилась в тоскливую. Однако активность вожатого в итоговый период увеличивается, т.к.:

                                · дети в предчувствии разлуки становятся чуть возбуждённее, чуть болтливее, чуть более раскованными. Главной ценностью становиться неформальное общение:

                                · дети не обладают навыками анализирования.

                                Задачи и дела итогового периода:

                                1. Детям необходимо выплеснуть накопившиеся эмоции

                                · Прогулки по любимым местам в лагере, занятия любимым делом.

                                · Прощальный вернисаж «Я в лагере». Каждый ребёнок выражает себя через композиции, сделанные из природных и других материалов. Можно оформить общую выставку отряда.

                                · Конкурс рисунков «Я так хочу, чтобы смена не кончалась», где можно запечатлеть самые понравившиеся моменты смены.

                                · Петь любимые отрядные песни.

                                3. Дети хотят обменяться мнениями друг о друге.

                                · Прощальный «Огонёк» «Расскажи мне обо мне», когда все по очереди высказываются о каждом человеке из отряда. Человек может выбрать нескольких людей, чьё мнение о себе он хотел бы услышать.

                                Выбранные люди рассказывают, как они представляют этого человека, как к нему относятся, легко ли было общаться с этим человеком. (В ВДЦ «Орленок» ребята решают, достоин ли обсуждаемый человек вручения орлятского значка).

                                Можно предложить ребятам ответить на вопросы, записанные на карточке про лагерь, про отряд, про себя в отряде. Прощальный «Огонек» должен быть окружён особым оттенком сдержанной грусти, доброты и взаимопонимания.

                                Он проводится без обратных связей, без рефлексии, без поиска причин и способа изменения ситуации. Если про ребенка говорят много плохого, вожатому нужно сказать про его положительные качества.

                                · «СОВА или спрашивайте, отвечаем всем абсолютно», на которой можно услышать ответы на любые вопросы, заданные заранее в письменной форме.

                                · Почта откровения. Каждый ребёнок делает себе конверт на общем стенде, и все, кто хочет, вкладывают в конверт свои записки.

                                3. Среди детей есть любители увековечивать свои имена на стенках беседок, скамейках, матрасах, лагерных стендах удовлетворили на прощанье свою страсть и в то же время не портили лагерного имущества можно сделать забор гласности (бумажный или настоящий, покрытой фанерой тёмного цвета), на котором ребята будут оставлять свои автографы, предложения и пожелания.

                                4. Дети хотят увезти что-нибудь с собой предметы, которые будут напоминать им время, проведённое в лагере. Важно предусмотреть, что каждый ребёнок увезёт с собой в память о лагере подарки от вожатых и от ребят из отряда:

                                · угольки от прощального костра, завёрнутые в фольгу

                                · расписанную подписями и пожеланиями друг другу фотографию отряда (личный дневник, галстук, грамоты.)

                                · адреса и телефоны друзей

                                · воздушный шарик, на котором будет написан день и час отрядной встречи

                                · можно открыть бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере, например, раскрашенную гальку или обточенную деревяшку с эмблемой и названием отряда.

                                5. Поблагодарить работников лагеря.

                                · Провести операцию «Спасибо»: сделать подарок (поделку, открытку, дружеские шаржи, творческий номер) наиболее понравившимся работникам лагеря.

                                · Написать письма вожатым с отзывами о их работе и пожеланиями на будущее (можно написать звуковое письмо). Чтобы ребята писали откровенно, вожатые должны читать письма только после отъезда детей.

                                6. Подготовиться к следующей смене:

                                · Уборка территории и помещений отряда.

                                · Помощь вожатым в изготовлении визиток, встречек, цветописи, написание наказов будущей смене в подарок для другого отряда.

                                7. Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, реадаптация детей к возвращению домой, в свой ПДК. Надо нацелить детей, на дальнейшее применение опыта, приобретённого в лагере, на реализацию открытых в себе возможностей.

                                · Коллективная беседа с отрядом, о том, что ребята будут делать по приезду из лагеря (Представьте, что смена уже закончилась, и все разъехались из лагеря. Но вот прошло время, и мы снова встретились. Каждый рассказывает о себе, как он живёт дома, чем занимается). Можно обменяться адресами для переписки, договориться о будущей встрече отряда.

                                · Индивидуальные рекомендации каждому ребёнку как развивать способности, открытые в лагере, например, в какой кружок, студию, секцию можно записаться ребёнку у себя по месту жительства.

                                · Для того, чтобы ребята могли дома повторить отрядные дела, проведённые в лагере, можно раздать сценарии дел, или предоставить возможность ребятам самим переписывать в течение смены интересующую информацию, для чего в отрядном уголке сделать рубрику «Копилка интересных дел».

                                Замечания:

                                1. Для лагерей актива логика итогового периода смены предполагает снижение активности детей и эмоционального накала смены, для подготовки детей к возвращению домой, для плавного перехода от лагерной жизни к домашней. Поэтому предполагается углубленный анализ результатов смены.

                                2. В обычных лагерях логика итогового периода смены предполагает дальнейшее увеличение активности детей и эмоционального накала смены, т.к. современные дети едут в лагерь в основном за впечатлениями, за яркими эмоциями (изменить на графике логику итогового периода смены).

                                Поэтому, во-первых, при подведение итогов смены акцент надо делать на положительных моментах, вспомнить самые интересные дни и часы, во-вторых, смена должна заканчиваться красивым праздником. Финал должен быть ярким и запоминающимся. В празднике должны быть задействованы все отряды. Каждый ребёнок должен быть не зрителем, а участником общего действия.

                                В финальном празднике должны проявиться все раскрывшиеся таланты. Это может быть гала-концерт «Оставляю вам на память», в котором ребята в творческой форме выражают свои впечатления о днях, прожитых в лагере (сочинить и исполнить оду, стих лагерю, показать сценки из лагерной жизни).

                                Финальный праздник обычно включает в себя концерт вожатых, вручение подарков или праздничный банкет и большую дискотеку.

                                Также в конце основного периода смены проводятся следующие общелагерные дела: линейка закрытия смены и игра по станциям «До свидания, лагерь!»

                                Критерии успешности итогового периода смены:

                                1. Нежелание детей уезжать из лагеря.

                                2. Желание детей сохранить среду общения.

                                3. Желание детей перенести нормы общения и организации жизнедеятельности отряда на свой ПДК.

                                День девятнадцатый День двадцатый День двадцать первый
                                Утро После завтрака до обеда (09.30 – 13.00)   Отъезд детей из лагеря
                                День   После полдника до ужина (16.00 – 19.00) Линейка закрытия смены   Гала-концерт «Оставляю вам на память» Игра по станциям «До свидания, лагерь!»
                                Вечер После ужина (после 20.00) Концерт вожатых   Дискотека

                                Источник: https://studlib.info/hozyaystvo/2287825-plan-raboty-otryada-v-itogovyy-period-lagernoy-smeny/

                                Ссылка на основную публикацию
                                Adblock
                                detector