Занятие на тему «речевой этикет» для детей 5-7 лет

Занятие на тему «Речевой этикет» для детей 5-7 лет

1)Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

2) Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

3) Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Оборудование: презентация по теме занятия

Ход занятия:

— Успокоились, выпрямили спинки. Мы уже взрослые солидные дети. Поприветствовали наших гостей. Мы рады вам. Рассаживаемся. Мы начинаем наше занятие.

2. Обсуждение темы занятия.

.- Сегодня нам предстоит очень важная беседа. Наш кружок называется… Предполагается, что в этом возрасте вы уже владеете речью, а наша задача на занятиях ее развивать. -Но что же такое речь? Для чего она нужна человеку?

— Да, речь это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями, чувствами, усваивают новую информацию, новые знания.

Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Владение словом- инструментом общения, мышления- это первооснова интеллекта. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель(слайд 2)

— Как вы понимаете эти слова? Что значит приятная речь?

— Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных, грубых слов.

-Итак, как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?

-Правильно, а чтобы ваша речь стала именно такой, мы и будем знакомиться с речевым этикетом. А этикет-это… (слайд 3) Это правила, установленный порядок поведения и общения. Если человек соблюдает правила общения, то речь становиться его другом и помощником. Когда? ( перечисляем) Но может стать и врагом, если… (слайд 4)

  1. Упражнение в умении здороваться.

— Ребята, а с чего начинается общение людей, любая встреча? (с приветствия)

— Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты был здоров».

-С чего начинается каждый наш день, урок? Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его. (слайд 5)

— А как нужно здороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире»?( использовать мимику, интонацию, глядя в глаза человеку)

Обсуждение ситуаций. Попробуем разыграть небольшие ситуации.( 2-3 варианта приветствий)

А) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?

Б) Можно ли вместо здравствуйте говорить привет? В каких ситуациях?

— Когда мы обсуждали эти ситуации, мы пользовались определёнными правилами. Какими?

4. Наблюдение за красотой, выразительностью родной речи.

— Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например, С. Есенина (слайд6) Его стихи красивы, музыкальны. Послушайте(или прочитайте) (слайд 7)

— Перечитайте последние 4 строчки.(слайд 8) Какую картину ты себе представляешь?

— Как автору удаётся изобразить песенку ручья?

-А у кого из сказочных героев речь сравнивали с журчанием реченьки?

— Перечитайте название темы занятия. (слайд 9) Почему в названии есть слово ручеёк?

— Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?

— Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток. А чтобы речь человека текла плавно, нужно не засорять её мусором ненужных, бессмысленных слов, которые портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк.

5. Но сначала поиграем в игру с тем же названием. Игра «Ручеек».

6. Упражнения в выборе лексики.

Обсуждение ситуаций. Разыгрывание сценок.

— Чем недоволен Коля?

— Замечает ли Лёня в своей речи лишние слова?

— Как их называют? Почему?

— Какой вывод можно сделать?

— Чем изобилует речь деда?( он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)

— Известны ли вам обидные, грубые выражения?

— Приятно ли их слышать в свой адрес? А другим?

— Какой же совет следует из ваших рассуждений?

— А какие слова не помешают, а украсят нашу речь?… (слайд 10)

Задание: договори недостающие слова в рифму.

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

— Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слова …..

А слово то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была:

На меня он, торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова ……

А слово то какое – очень дорогое!

Дед про внучку говорил:

— Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба.

Ну сказала бы …..

Слово-то какое – очень дорогое!

7. Физкульт.минутка. Игра «Добрые слова».

8. Тест – выбор правильного ответа. (слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16)

Взаимопроверка. Вручение медалей.

9. Работа над звукопроизношением

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.

Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.

— О какой каше идёт речь? Прямое или переносное значение? (каша – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

— Что значит чисто говорить? ( чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, не спотыкаться на трудных звуковых сочетаниях, не комкать концы слов, не проглатывать звуки)

Рассказ учителя о Демосфене(слайд 17)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор-тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным(то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи.

По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднения, которые он сам себе устроил,- камешки во рту- заставляли его говорить особенно старательно и отчётливо.

Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

— Зачем я рассказала вам эту историю?

— Верно. Чтобы научиться чисто говорить, необходимо тренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). Внимание! Объявляется конкурс скороговорок! (слайд 18, 19)

Вручение призов.

10. Упражнение в выразительности речи.

Задание: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием. (слайд 20)

А) спрашиваете, чтобы уточнить, сколько времени осталось до каникул

Б) спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные дни

В) радуетесь

Г) грустите, что долго не увидитесь с ребятами, учителем

— Какой совет вы бы хотели дать человеку, который хочет стать хорошим собеседником? (упражняйтесь в правильном и выразительном произношении)

11. Обобщение знаний.

— Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека?

Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? (слайд 21)

— Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство.

Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы.

Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.

В заключении звучит стихотворение И.А. Бунина «Слово» (слайд22)

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у них другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Источник: https://infourok.ru/konspkt-zanyatiya-po-rechevomu-etiketu-806350.html

 Цель:  Формирование  навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)

Задачи

Образовательные :

.  Учить  детей употреблять различные формулы  этикетных выражений.

  • Знакомить детей с правилами культурного поведения.
  • Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

Развивающие:

  • Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитательные:

  • Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

Актуальность

 Речевой этикетэто правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И. Формановская).

Культурно-речевое воспитание детей -дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить,… там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.

       Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

  Соблюдение речевого этикета помогает ребёнку  строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

   Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека.   Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку.    Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др.

Читайте также:  Мелиорация на садовом участке

Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования

      Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Проблема:

Бедный словарь формул речевого этикета.

Предварительная работа:

-Чтение художественной литературы: В. Осеева «Просто старушка», «Плохо»; В.Степанов «Уроки вежливости»,С.Маршак «Урок вежливости»; В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;Благинина «Добрые слова»; Шалаева  «Правила поведения для воспитанных детей».

-Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для малышей».

-Беседа о речевом этикете.

Демонстрационный материал:

-Иллюстрации к сказкам : «Морозко»; «Лиса и журавль»;

-сундук; книга; шапочки гномов, петушка и птички; мяч.

Виды детской деятельности:

познавательная, коммуникативная

Словарь активный: Здравствуйте; Рад вас видеть; Приветствую вас; Добрый день; Позвольте; Благодарю; Спасибо; Пожалуйста; До свидания; Всего доброго; Извините.

Словарь пассивный: бескультурье, брань

Ход:

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в нашу группу пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся.

Ребёнок 1:

Гости дорогие,

Важные такие

В зале здесь у нас сидят.

Строго так на всех глядят.

Ребёнок 2:

И не строго, а с улыбкой

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами

Чем ответим?

Все: Добротой.

Воспитатель :

— Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Дети:

-Доброе утро!

Воспитатель:

Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки берёмся

И друг другу улыбнёмся.

(дети берутся за руки)

— Ребята, давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно: тепло, добро и хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.

Воспитатель:

— Как вы думаете, что такое этикет? (ответы детей)

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то — нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

Воспитатель:

– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о речевом этикете. А для этого мы должны быть внимательными и сообразительными.

– У меня в руках необычная шкатулка. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый, который знает всё. Без него наше занятие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься! ”

– Кого вы увидели в шкатулке?

– Себя!

– Значит, вы и есть те человечки, без которых нам не обойтись.

— Благодаря правилам этикета, общение становится между людьми более добрым, потому что оно основано на уважительном и тактичном, культурном отношении к человеку.

Вы не раз слышали. Как кто-то говорил: «Это – культурный человек! », или сожалел: «Как жаль, что этот человек не культурный»

— Как вы думаете, кого называют культурным? (Ответы детей)

Воспитатель:

— Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми и с незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нём подумают окружающие, он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбили, или грубо разговаривали.

Грубые, злые слова произносит недостаточно культурный человек, которому не хватает воспитанности.

Воспитатель:

— Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшие сценки, а вы внимательно посмотрите их и мы с вами обсудим эти ситуации.

1 сценка

Воспитатель:

— Я слышала, что в одном заколдованном лесу живут невоспитанные гномы. Кажется, я слышу их голоса.

1 Гном:

— Смотрите, что я нашел (держит сундучок) Какой красивый сундучок! А здесь записка (читает) «Скажи волшебное слово и сундучок откроется».

2 Гном:

— Сундук, откройся сразу! — Не открывается. Сундук, откройся по моему приказу! — Не открывается. Сундук, откройся, кому говорят!

Воспитатель:

— Здравствуйте, гномы! (гномы молчат)

Какие вы невоспитанные! Я с вами поздоровалась, а вы молчите. А почему вы так шумите?

Гномы: Мы не шумим. Мы слово подбираем!

Воспитатель: Какое слово?

Гномы: Нужное!

Воспитатель: А зачем оно вам?

Гномы: Чтоб сундук открылся!

Воспитатель: А что, он без этого слова не открывается, почему?

Гномы: потому что сундук-то заколдованный!

Воспитатель: Ах, вот оно что! И вы не можете одного-единственного слова подобрать?

Гномы: Да мы ему уже тысячу разных слов говорили, приказывали, а он не открывается.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете это волшебное слово? Давайте поможем гномам.

Гномы: Сундук, откройся, пожалуйста! (Сундук открывается в нём лежит книга вежливых слов)

Вопросы к детям:

— Пожалуйста, охарактеризуем поступки героев.

— В чём выражалось неправильное поведение гномов?

— Бывают ли у вас такие ситуации? В чём это проявляется?

— Можно ли грубить друг другу, перебивать друг друга?

2 сценка

Воспитатель: Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые.

Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!

Птичка: Я с этим Петушком мириться не буду. Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он мне не ответил.

Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй»!

Петушок: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела!

Воспитатель: А что ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» — это значит будь здоров, не болей!

Петушок: А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!

Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Воспитатель: Птичка, а как ты зовешь Петушка?

Птичка: Никак, я просто кричу ему: «Эй, ты!

Вопросы к детям:

-Как вы думаете правильно ли ведут себя герои этого сюжета?

— Что было неправильным в их поведении?

— Как бы вы повели себя в этой ситуации?

— Вы знаете, как надо общаться с друг другом и обращаться к друг другу?

(Ответы детей)

Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, не грубить, не дразнить и уважать друг друга. Вот послушайте песенку о вежливости.

Воспитатель:

— Ребята, существует много русских пословиц, поговорок, которые тоже говорят о культуре нашей речи.

Какие пословицы вы знаете о правильной и красивой речи?

Дети:

Человек спрятан за своими словами;

Умную речь приятно слушать;

Недоброе слово больнее огня  жжёт.

Сперва подумай, а там и скажи.

Слово — стрела, выпустишь — не вернешь.

С умным разговориться, что мёду напиться.

Глупо говорить- людей смешить.

Воспитатель:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья

Бывает, что, очень рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили? Культурному человеку в данной ситуации становится стыдно за свою случайную грубость, и он обязательно извиниться.

Физминутка:

Словесная игра «Назови вежливое слово»

Дети:

Здравствуйте; Рад вас видеть; Приветствую вас; Добрый день; Позвольте;

Благодарю; Спасибо; Пожалуйста; До свидания; Всего доброго; Извините.

Воспитатель:

— Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – это то, без чего нельзя обойтись как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.

Воспитатель:

— Ребята, а вы любите сказки?

А что такое сказка? (ответы детей)

Воспитатель: «Верно, сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые.

— Ребята, я предлагаю вам вспомнить сказки  и оценить поступки героев.

    • Эпизод из сказки «Лиса и журавль»

Беседа по содержанию

Воспитатель: Ребята, мы много сегодня говорили о речевом этикете, так, что такое этикет?

Стихи:

1.Что такое этикет?

Это можно,

Это нет.

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно

Все прекрасно,

Что не дурно.

2.Четыре волшебные слова –

ЭТИКЕТА основа.

Вы часто их говорите,

Звучат они очень красиво:

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,

ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

3.Если кто плохое слово

Произнёс – не повторяй,

Ты его не слышал словно –

ЭТИКЕТ на забывай!

4.Доброе утро

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро! —

Солнцу и птицам.

— Доброе утро! —

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

5.Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся;

Взглянул им в глаза,

И робко и тихо

«Простите» — сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите! »

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

6.Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

7.Если ты не прав

– Простите!

Вдруг толкнул

– Ой, извините.

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: — Привет!

Итог занятия

Чтобы убедиться в ваших знаниях, я предлагаю вам игру «Словарь вежливых слов». Я буду читать вам предложения, а вы по смыслу дополняйте волшебным словом.

  1. Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день) ;
  2. Выходим из любого здания на прощанье говорим всем (До свидания) ;
  3. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо) ;
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте) ;
  5. Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста) ;
  6. Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья) .
Читайте также:  Профессиональные умения учителя начальных классов

Воспитатель: Мы с вами вспомнили много вежливых и волшебных слов.

Воспитатель:

Вы еще маленькие, но в жизни предстоит встретиться с различными людьми, вы побываете в разных жизненных ситуациях. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать для вас привычкой.

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться

Ребёнок :

Мы благодарны всем гостям,

Что вы пришли сегодня к нам,

Приходите к нам опять,

Будем вас мы очень ждать!

Список литературы:

  1. Безгина О.Ю «Речевой этикет старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей» — Издательство: Мозаика-Синтез ;
    2004,-С.40.
  2. Курочкина Н.И. Этикет для дошкольников Издательство: Просвещение; 2007,-С.96.

Загрузить: Rechevoj_etiket_v_skazkah..pptx (3,26мб)

Источник: https://vrublevskay-olya.edumsko.ru/folder/konspekt_neposredstvenno_obrazovatel_noj_deyatel_nosti_po_obrazovatel_noj_oblasti_rechevoe_razvitie_razvitie_rechi_s_det_mi_star

Консультация по развитию речи (старшая группа) на тему: Занятие по речевому этикету для старших дошкольников

НОД «Уроки речевого этикета»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель:

 Обогащать  словарь детей за счет фраз словесной вежливости. Напомнить основные правила речевого этикета. Упражнять детей в умении составлять рассказы по картинкам.

Реализация образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Предварительная работа: вспомнить с детьми вежливые слова.

Организационная структура

  1. Мотивационно – побудительный этап.

В.: Дети, все работники нашего детского сада хвалят вас, говорят, какие вы молодцы, очень вежливые ребята. А я переживаю, что вы еще не все правила поведения знаете.

Сегодня мы с вами вспомним все вежливые слова и когда их нужно говорить.

Ребята, а вы знаете слово «Здравствуйте»? Что же оно обозначает? (ответы детей).

«Здравствуйте» — значит «Будьте здоровы». Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья.

А сейчас я вам прочту стихотворение О.Госе «Здравствуй»:

Вася смотрит из окна:

-Здравствуй, утро лета!

Солнце, здравствуй, тишина

Мир красивый, светлый!

-Здравствуйте, соседский пес,

Котик Барсик тоже!

Он вчера поранил нос,

Когда лез с березы.

-Здравствуй, куст

и здравствуй лес,

Здравствуй, мама, папа!-

Вася тут со стула слез

И пошел куда-то…

-Вася, ты куда пошел?-

удивилась мама.

Вася к маме подошел,

и сказал упрямо:

-Надо сделать много дел:

Погулять немножко,

И послушать как запел,

Зяблик у окошка.

Поздороваться опять

С яблоней, малиной,

Ягод с бабушкой собрать,

Воевать с крапивой,

Посмотреть на сонный лес

на вечерней зорьке…

…Много так вокруг чудес!

Мама, вон их сколько!

  1. Организационно – поисковый этап.

Ребята! А как вы думаете, кто должен первым здороваться младшие или старшие? Девочки или мальчики?(дети отвечают)

Какие еще вежливые слова вы знаете? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер) Когда говорят эти слова?(ответы ребят)

Давайте поиграем в игру «Закончи фразу  вежливыми словами»:

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…»

(Благодарю!)

А теперь посмотрите на картинку (картинка «Здравствуйте» из серии «Уроки вежливости»).

Кого вы видите на картине? ( старенькие бабушки сидят на скамейке)

Предлагаю рассказать о бабушках, что они делают, почему у них удивленный (возмущенный) вид.

Какое лицо у мальчика? (хмурое)

Как нужно правильно здороваться? (с улыбкой)

Составляем 2 — 3 рассказа по картине.

Физ. Минутка: «Вежливые часики»

Тики-так, тики-так —

Ходят часики вот так.

Семь утра часы пробили,

Всех детишек разбудили.

(хлопаем 7 раз)

Утро настало, солнышко встало…

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

Доброе утро!

Вот и день настал, ребята,

Что сказать при встрече надо?

Добрый день!

Стрелки — часики ходили,

И шесть вечера пробили.

(хлопаем 6 раз)

Вечер наступил, ребята,

Что сказать при встрече надо?

Добрый вечер!

Ребята послушайте стихотворение про слово «спасибо»:

В ответ на привет

Не молчит он, как рыба.

В ответ на привет

Произносит — спасибо!

Билет на футбол

Вы ему принесли бы,

За это — спасибо,

Спасибо, спасибо!

А если б его

От контрольной спасли бы,

За это — спасибо,

Сто тысяч спасибо!

А если б за ним

Прибежали ребята,

На помощь кому-то

Позвали куда-то?

Ну что ж! И тогда б

Не молчал он, как рыба,

Сказал бы в ответ:

«Удружили! Спасибо!»

Рассматриваем картинку, на которой девушка угощает грушами малышей.

Что вы видите на этой картинке?

Какие слова говорили девочки? (спасибо, благодарю).

Предлагаю детям составить рассказы по картине (2 — 3 рассказа).

  1. Рефлексивно – корригирующий этап.

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили очень много добрых, вежливых слов, которые мы употребляем в разговоре друг с другом. (Дети называют все вежливые слова.)

Вежливость помогает всем на планете жить дружно. И нужно быть вежливым даже тогда, когда этого совсем не хочется. Если ты вежлив с людьми, то и люди вежливы с тобой.

Похвалить детей за активность, за старание, за то, что они очень воспитанные дети и поблагодарить их за занятие.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/09/26/zanyatie-po-rechevomu-etiketu-dlya-starshih-doshkolnikov

Игры для обучения детей речевому этикету — PDF

Игры для обучения детей речевому этикету - PDF

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок» Конспект занятия по ознакомлению детей с хорошими манерами и речевым этикетом в подготовительной логопедической группе. Воспитатель подготовительной логопедической

Подробнее

Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Центр развития ребенка Детский сад

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 10 города Липецка детский сад Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (нравственное воспитание)

Подробнее

Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бригантина» муниципального образования «Островский

Подробнее

Приложение 4 Игры на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Проблема становления межличностного

Подробнее

Игра «Угадай каким цветом» Консультация на тему: «Математика в детском саду» Цель: развитие внимания, восприятия, гибкости мышления. Развитие умения понимать логическую конструкцию «отрицание». В игре

Подробнее

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Конспект совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной

Подробнее

Конспект НОД для старшей группы «Урок вежливости» Цель: Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад«березка» Конспект открытого психологического занятия для родителей с детьми подготовительной к школе подгруппы Тема: «Скоро в школу»

Подробнее

Пасечная Светлана Викторовна, воспитатель, МДОУ «Детский сад 12», с. Ближняя Игуменка, Белгородская область, Россия ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Подробнее

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад образовательного вида 277 «Березка» Открытое занятие по развитие речи через театральную деятельность в первой младшей группе «Путешествие

Подробнее

Проект по этикету в средней группе. «Первые шаги в мир хороших манер» Подготовила и провела воспитатель Пухова Наталья Серафимовна Вид: практико-ориентированный, краткосрочный (неделя с 21 марта по 26

Подробнее

Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с дошкольниками. Ритуалы

https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w

Подробнее

1 ПЛАН-КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Н. В. Катуша, воспитатель Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение детский сад 52 станицы Петровской

Подробнее

Картотека игр по социальнокоммуникативному развитию в средней группе. «Назови себя» Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя

Подробнее

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие в Страну вежливости» Разработала и провела: воспитатель подготовительной группы Котова Наталья Викторовна

Подробнее

Конспект НОД на тему «Вернисаж вежливости». Ласковое слово самому ни чего не стоит, а другому много дает. Программные задачи: 1. Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей,

Подробнее

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа «Гармония» п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области Конспект непосредственно образовательной

Подробнее

«Первые шаги в мир хороших манер» Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей. Задачи: 1. формировать навыки этического поведения; 2. развивать познавательный интерес к этическим правилам

Подробнее

МОУ «Савостинская средняя общеобразовательная школа» КОНСПЕКТ этического занятия «Я могу быть волшебником» Классный руководитель

Подробнее

Комплекс тренинговых упражнений «Общение в круге» для детей шести семи лет. Сочи 2016 г. Комплекс разработан педагогом психологом высшей квалификационной категории Габдракиповой Валентиной Ивановной Сопровождение

Подробнее

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Вежливые слова». Родионова Ольга Александровна, Воспитатель МДОУ ЦРР детского сада 151 г. Твери Образовательная область: социально

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 27 «Центр развития ребенка детский сад «Малыш» Методическая разработка НОД Тема: «Предметы вокруг нас (одежда)» Исполнитель: Огурцова Анастасия

Подробнее

«Вежливость на каждый день» Внеклассное мероприятие. Автор — составитель: Зачёсова Галина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Иваново- Эсинская СОШ». Цель: Формирование этических чувств, доброжелательности,

Подробнее

Урок риторики по теме «Простое слово «Извините»» Система: образовательная программа Школа-2100. Класс: 2 (1-4). Оборудование: призовые жетоны; два круга (желтый и зеленый) для определения групп; опорные

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/58563774-Igry-dlya-obucheniya-detey-rechevomu-etiketu.html

Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников

Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников

Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми. Соблюдение речевого этикета способствует развитию доброжелательных отношений с людьми, поскольку с его помощью можно не только выразить уважение к людям, но и проявить различные чувства (радость, недовольство, обиду), высказать желание, отстоять своё мнение, никого при этом не обидев.

Читайте также:  Игры в детском саду на тему «этикет» для старших дошкольников

Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни.

С дошкольниками проводятся индивидуальные и групповые беседы. Круг обсуждаемых вопросов весьма разнообразен: что значит соблюдать этикет? Кто из детей группы его соблюдает и не соблюдает? Кто из ребят уважает других людей и почему об этом ребенке можно так сказать? Как в словах и поступках проявляется любовь к близким людям и друзьям?

Следует обращать внимание на то, как дети обращаются друг к другу (по именам, фамилиям или используют прозвища), как приветствуют друг друга и старших при встрече.

Поощрение хороших поступков детей добрым словом, не только усиливает их уверенность в правильности выполнения правила, но и является примером соблюдения речевого этикета.

Таким образом у детей воспитывается потребность в словах, способствующих установлению хороших отношений между людьми.

Участие родителей в обучении детей правилам речевого этикета базируется на широких возможностях, поскольку все общение родителя с ребенком основано на соблюдении речевого этикета.

В родительском коллективе целесообразно обсудить вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значении для формирования у ребенка убеждения в необходимости доброжелательных отношений, для развития умения устанавливать их с помощью вежливых слов, выяснить, говорят ли в семье слова приветствия, желают ли друг другу спокойной ночи, сопровождают ли просьбу словом «пожалуйста», благодарят ли за помощь и услугу. Как часто члены семьи обращаются друг к другу по именам, применяют ли прозвища и как, произносят ли комплименты, соблюдают ли тактичность высказывания критического замечания?

Читаем вместе с детьми: А. Барто. «Имя и фамилия», «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…»; В. Голяховский. «Одно слово»; М. Дружинина. «Кто знает волшебное слово»; А. Кондратьев. «Добрый день!»; В. Кривошеев. «Доброе утро»; С. Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости»; С.

Михалков. «Сашина каша» (о четкости произношения слов); В. Осеева. «Волшебное слово»; Г. Остер. «Будем знакомы» (из книги «Как хорошо дарить подарки»); И. Пивоварова. «Был ослик очень вежливый…»; И. Токмакова. «Маша знала слов немало…»; Н. Юсупова. «Кто кого любит»; А. Шибаев. «Дядя Саша огорчен…»; А. Яшин.

«Я люблю, когда при встрече…».

Игры, в которых дети запоминают правила речевого этикета:

«Наши имена»

Во время этой игры дети рассаживаются на стульях в кружок. Каждый ребенок должен хлопнуть три раза (сначала правой, потом левой рукой по коленке, в ладоши).

Затем он поворачивает голову к сидящему рядом, улыбается ему и громко, четко называет свое имя.

Воспитатель играет вместе с детьми и отмечает, кто произнес свое имя четко, с гордостью, кто тихо, словно стесняется его, кто красиво продекламировал, кто при произношении имени по-доброму улыбнулся и т.д.

Игра, проводимая в новой группе, помогает педагогу и его воспитанникам быстрее запомнить имена; кроме того, эта игра способствует развитию внимания, координации движений. Произнося свое имя четко и ясно, ребенок учится правильно выполнять одно из важнейших правил знакомства.

«Цветок любви»

Игра заключается в следующем: дети должны вырастить «цветок любви», расцветающий от комплиментов. Взрослый говорит рядом сидящему ребенку комплимент и дает ему в руки бутон нераспустившегося цветка, тот передает его следующему со своим комплиментом.

Взрослый положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на добрые слова, умение видеть в других хорошие качества, произносить комплимент с улыбкой и глядя в глаза, благодарить за него.

В конце игры детям показывают «цветок любви», распустившийся из бутона.

«Вежливый ручеек»

Это известная детская игра: дети стоят по двое, друг за другом, держась за руки, поднятые вверх. Ведущий проходит сквозь пары, выбирает себе партнера. Новая пара становится в конце ручейка. Тот, кто остался один, становится ведущим. Новое условие игры: у ведущего в руках «золотой ключик», который он дарит оставшемуся без пары, а своему избраннику говорит любое доброе слово.

Дети в этой игре проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их друг другу, помогают тому, кто забыл слово. Игра способствует осознанию детьми того, что вежливые слова нужны для построения доброжелательных отношений и проявления любви.

Речевой этикет для малышей 

Этикет — это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В обществе долгое время использовалось понятие «культура поведения», синонимичное этикету, что обозначает достижения в области поведения и общения. В последнее время роль этикета в нашем обществе — как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей. Важнейшее средство общения людей — наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.

Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения.

К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь. Вот простейшая формула речевого этикета:

Думай, кому говоришь.

Что говоришь.

Где говоришь.

Зачем говоришь.

Какие из этого будут последствия?

С позиции решения данной формулы необходим личностно ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. Поэтому для логопеда речевой этикет имеет особенное значение.

Разнообразный речевой материал с интонационной выразительностью насыщен предложениями и высказываниями самых разных грамматических конструкций.

Реализуя воспитательные цели, логопед использует материал по речевому этикету для автоматизации поставленных звуков.

Речевой этикет необходимо прививать с дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает «языковое чутье».

Владеть речевым этикетом — значит:

— знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией;

— осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

— обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;

— соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то правило, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Педагогу, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова и др. Эти требования позволяют связать в единую нить два вопроса — развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета.

К ним относятся:

1. четкая дикция и правильное произнесение слова; 2. выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости; 3. большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям; 4.

отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубые слова); 5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений; 6. умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы; 7.

умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы; 

8. умение доказательно обосновывать свои утверждения.

Этикет является достоянием и показателем культуры, основой воспитанного человека, помогающей понимать, как необходимо вести себя в жизненных ситуациях современного общества, находить общий язык с другими людьми.

По определению Н.И. Формановской, «речевой этикет – это регулирующие правила речевого поведения, система национально специфических стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

В соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования РК содержание образовательных областей «Социум» и «Коммуникация» направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– владение речью как средством общения и культуры.

В связи с этим, проблема воспитания речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности, является чрезвычайно актуальной. Обучение основным правилам речевого этикета будет успешным, если оно будет проходить в игровой форме.

Игра – одна из важных моментов жизни ребенка, а также одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиции современного этикета.

В играх ребенку предоставляется возможность осваивать окружающий его предметный мир и отношения взрослых; экспериментировать и пользоваться предметами в соответствии со своим воображением; доступно и интересно формировать у себя представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации и подумать над своими манерами поведения.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, сотрудничество, дружба, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.

Источник: https://multiurok.ru/files/riechievoi-etikiet-v-povsiednievnoi-zhizni-doshkol.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector