Занятие по профориентации для 10-11 класса. требования современного рынка труда

Приложение 1. Презентация “Карьера=….”

В условиях реформирования экономики большое значение приобретает прогнозирование состояния рабочей силы на рынке труда. Прогнозирование состояния рабочей силы позволяет определить потребности в кадрах и сформировать заказ на подготовку специалистов в профессиональных учебных заведениях.

Под давлением условий на рынке труда разрабатываются новые образовательные стандарты, изменяется структура и спектр профессий, формируется необходимый баланс между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников общеобразовательной и профессиональной школ. Исчезает возможность добывания легких денег.

Предприниматели все большее внимание обращают на пока еще сравнительно недорогой, но очень привлекательный товар – российские кадры. Лучшим из них предлагаются заманчивые условия и высокие оклады. Сегодня российские бизнесмены все больше средств вкладывают в подбор необходимых кадров, их обучение. Жизнь показывает, что все это многократно окупается.

Во многих компаниях созданы службы персонала. Однако кадровый менеджмент – дело сравнительно новое.

2. Занятость и безработица

Когда говорят о занятости, имеют в виду, прежде всего тех, кто может работать, т.е. население в трудоспособном возрасте. В нашей стране в эту категорию попадают люди старше 16 лет и не достигшие пенсионного возраста (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60 лет).

Официально безработными признаются лишь те незанятые граждане, которые не только могут, но и хотят работать. Статистикой учитываются лишь те люди, которые активно ищут работу, регистрируясь в государственной службе занятости населения.

Люди, по различным причинам работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю также считаются занятыми. Многие люди по различным причинам не хотят или не могут работать (например, молодые мамы, воспитывающие детей). В развитых странах правительство принимает меры, гарантирующие занятость своих граждан.

Однако достичь 100% занятости просто невозможно. Как вы думаете, почему?

Экономисты выделяют четыре типа безработицы: фрикционную, сезонную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы. Например, выпускник вуза может числиться безработным, пока не найдет место, соответствующее его уровню подготовки и специальности. Фрикционная безработица явление временное и по сути неизбежное.

Сезонная безработица – обратная сторона сезонного характера деятельности в отдельных отраслях, например, в сельском хозяйстве или в курортных зонах в летнее время.

Структурная безработица является порождением технической перестройки самого производства. Спрос на одни профессии падает, но параллельно растет спрос на другие. Бухгалтер, привыкший работать со счетами, лишится работы с внедрением на предприятии компьютеров. Он будет обречен на структурную безработицу до тех пор, пока не освоит компьютерные программы.

Структурная безработица возникает из-за несоответствия между спросом на рабочую силу определенной квалификации и ее предложением. Сгладить структурную безработицу можно при помощи своевременной переподготовки рабочей силы, но исключить полностью вряд ли возможно.

Циклическая безработица порождается общим падением производства в ходе экономического цикла. С сокращением выпуска товаров происходит увольнение ранее занятых работников.

3. Государственная служба занятости населения

Что же делать человеку, если он оказался без работы? Представим себе двух специалистов промышленного предприятия, оставшихся без работы. Одному 25 лет, другому – 55 лет. Что бы вы им посоветовали?

Первое – не отчаиваться. Если есть желание работать, без работы или без специальной помощи не останется никто.

Второе – нужно решить, что лучше: жить на небольшое пособие и искать подходящую работу, пойти на курсы переподготовки и получить новую специальность, которая нужна в данной местности.

Третье — обратиться в подразделения государственной службы занятости по месту вашего жительства.

Служба занятости собирает заявки из разных учреждений, организаций, предприятий о вакантных рабочих местах, условиях труда, месте труда, предлагаемой должности, заработной плате и другие сведения.

Обратившись в службу занятости населения, человек сообщает о себе сведения, необходимые для его трудоустройства (специальность, образование, стаж работы и т.д.), а также ожидаемые условия работы (оплата труда, проезд, жилье и т.д.)

Все заявки, встречающиеся на “бирже труда”, составляют банк вакантных рабочих мест, который систематически пополняется и корректируется. Происходит отбор возможных вариантов и безработному предлагаются подходящие.

Его дело решить, подходит ему работа или нет.

Но есть специальности, на которые работодатель хотел бы принять работника с определенными личностными и профессиональными качествами, тогда безработные должны пройти профотбор у специалиста-психолога этой “биржи труда”.

Гражданин Н. всю жизнь занимался проектированием жилых домов, служба занятости населения предлагает ему работу каменщика в строительной фирме.

Гражданину К., работавшему ранее заведующим секцией канцелярских товаров в магазине, в службе занятости предложена работа в рекламном агентстве фирмы, обслуживающей этот магазин.

Как бы вы поступили на месте Н. и К. и почему?

Государство, получающее с граждан налоги, посредством фонда занятости населения выплачивает пособие по безработице.

Пособие по безработице – мечта принципиального бездельника. Но получить его не так просто. Пособие выплачивается тем гражданам, которые потеряли работу (а не просто никогда не имели ее) и проработали до увольнения определенный срок.

Служба занятости населения не может решить все проблемы за человека, оказавшегося безработным. Служба занятости должна оказать содействие в трудоустройстве гражданам, желающим работать и активно ищущим работу. Только сам человек, его воля и характер помогут преодолеть все трудности. Каждому человеку предстоит постоять за самого себя, без оглядки на доброго дядю – государство.

4. Перспективы изменения мира профессий.

Под воздействием рынка труда изменяются профессии и специальности. В нашей жизни становятся привычными такие профессии как брокер, секретарь-референт, маркетолог и многие другие.

Приложение 2 Презентации “Менеджер по туризму”

Приложение 3. “Специалист по связям с общественностью”, “Копирайтер”.

Как вы думаете, какие работники нужны работодателю?

Конечно, профессиональная школа вынуждена реагировать на конъюнктуру рынка труда: разрабатываются новые образовательные стандарты (вводятся новые учебные предметы, изменяются объемы теоретических знаний и практических навыков в программе подготовки кадров), изменяется структура, спектр профессий и специальностей.

Однако до настоящего времени необходимого баланса между спросом на профессии со стороны работодателей и предложением со стороны выпускников общеобразовательных и профессиональных школ нет.

Более 50% выпускников профшкол после окончания учебного заведения оказываются невостребованными и вынуждены работать не по специальности.

Структурные изменения экономики оказывают постоянное воздействие на рынок труда, формирование спроса на рабочую силу. В последние годы сократился спрос на профессии, обслуживающие рыночные структуры (банковские служащие, страховые агенты, бухгалтеры и т.д.).

Наиболее интенсивно идет сокращение занятости в текстильной, лесной, легкой промышленности, на предприятиях военно-промышленного комплекса. Вместе с тем на региональных рынках труда пользуются спросом инженеры различных отраслей народного хозяйства.

6. Что происходит на российском рынке труда

На российском рынке труда начинается броуновское движение. Предприятия вынуждены сворачивать производство, сокращать продажи, экономить, а значит — замораживать вакансии, увольнять персонал.

Сотрудники, опасающиеся скорого увольнения, в панике рассылают свои резюме сразу в десяток кадровых агентств — и готовы уйти в “смежные отрасли” и на меньшую зарплату.

Прогнозы специалистов неутешительны: это только начало, зимой кризис войдет во вкус, а к весне вполне может достигнуть своего пика…

Приложение 4. Презентация “10 самых невостребованных профессий во время кризиса”.

ОТВЕРЖЕННЫЕ

10 САМЫХ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ПРОФЕССИЙ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА

В разных сферах кризис проявляется в разное время. «Труд» попытался выявить десятку профессий, которые окажутся невостребованными раньше других, и объяснить, почему произойдет именно так.

1. Специалисты по работе с документами заемщиков

Причина: их занятость зависит ровно от тех же условий, что и специалистов по оформлению кредитов. Нет заемщиков — нет документов, с которыми надо работать.

Альтернатива: в банках работу не найдут. Можно попробовать перейти по данному направлению куда-либо в сектор индустрии. В автомобильный бизнес, нефтегазовый, строительный, машиностроительный и так далее…

Прогноз: понадобятся через год после прекращения кризиса.

2. Банковские специалисты по оформлению кредитов

Причина: беззалоговые кредиты от Центробанка смогут получить далеко не все коммерческие банки. Те, кто не получит, не смогут их и выдавать. В таком случае, зачем держать людей, которые призваны выдавать то, чего нет?

Альтернатива: переквалифицироваться в самом банке вряд ли возможно, в других же компаниях можно искать должности, связанные с договорной работой или с согласованиями (например, сфера недвижимости).

Прогноз: вновь понадобятся через год после прекращения кризиса .

Цитата: «Жареный петух их уже клюнул. Состояние сложное. Кто-то уже стоит в очереди на увольнение, кто-то пока нет. Если коллапса не будет, а будет вялотекущий процесс, то специалисты останутся в банках, но в меньшем количестве, чем до него». Кадровое агентство «Арбат-Невский».

Читайте также:  День здоровья в школе. сценарий

3. Аналитики ценных бумаг

Причина: их деятельность напрямую связана с работой фондового рынка. В ситуации, когда торги зачастую просто закрываются, работы у аналитиков нет, они чувствуют себя нестабильно. Компаний-брокеров стало меньше, а те, что остались, оптимизируют расходы, в том числе сокращая численность и расширяя специализацию оставшихся специалистов.

Альтернатива: умные люди с хорошим образованием и пониманием финансовой отчетности всегда пригодятся, например, в области слияний-поглощений, но всем места не хватит. Другой вариант — финансовый аналитик внутри компании реального сектора. Уход в реальный сектор — давно протоптанная тропа для аналитиков по ценным бумагам.

Прогноз: понадобятся не ранее чем через полгода после стабилизации обстановки на фондовом рынке.

Цитата: «Они отлично могут переквалифицироваться в политологов или метеорологов. Всегда восхищала способность профессионалов в этих областях дать очень убедительный и обоснованный прогноз, а потом не менее основательно объяснить, почему случилось так, как случилось, а не так как предсказывалось». Кадровое агентство «Арбат-Невский»

4. Специалисты по ПИФам

Причина: ПИФы — самый уязвимый инвестиционный продукт, который предлагают широким массам населения. На падающем рынке увеличивать продажи ПИФов просто невозможно, соответственно, содержание инвестиционных консультантов становится убыточным для компании. Их сокращают одними из первых.

Альтернатива: специалистам по ПИФам легко переквалифицироваться в менеджеров по сопровождению клиентов, в том числе в высокотехнологичных отраслях.

Прогноз: после месяца-двух стабильного роста котировок спрос на ПИФы обязательно возрастет.

Цитата: «В условиях нынешнего рынка им сложно переквалифицироваться. Возможно, им стоит попытать счастья в luxury компаниях, на позициях по продажам продуктов класса люкс (дорогие часы, машины и т. п.)» Кадровое агентство «Antal-International».

5. Специалисты по социальной ответственности

Причина: люди, которые занимаются социальными проектами внутри компаний, этим компаниям больше не нужны. Социальная активность, конечно, не приоритет для бизнеса. Социальные программы — это «товар с нагрузкой». Общие затраты компании будут сокращать, а происходить это будет как раз в первую очередь за счет неприоритетных позиций.

Альтернатива: могут заниматься административной работой.

Прогноз: понадобятся не раньше, чем у компаний вновь появятся свободные средства.

6. Брокеры по недвижимости

Причина: на первичном рынке недвижимости объектов для продажи все меньше и меньше. Некоторые компании, занимающиеся брокериджем, уже в два раза сократили свой штат.

Альтернатива: брокеры по недвижимости — это хорошие сейлзы, которые могут попробовать себя в продажах в другом секторе.

Прогноз: строительство в объемах, когда вновь брокерам будет где применить себя, начнется не раньше чем через год после конца кризиса.

7. Менеджеры по развитию

Причина: специалисты, которые занимаются поиском и привлечением новых проектов, допустим, в строительную компанию — ищут площадки под строительство, уже оказываются на улице. Большинство девелоперов приостановило свои проекты, спрос на данных специалистов резко сократился.

Альтернатива: данным специалистам будет достаточно сложно переквалифицироваться, они могут перейти в retail, где тоже будут востребованы. В retail-компаниях есть отделы развития, где нужны специалисты, которые будут заниматься поиском площадей для открытия новых магазинов.

Прогноз: понадобятся чуть раньше, чем брокеры по недвижимости.

8. Специалисты по обучению персонала

Причина: тренинги и курсы повышения квалификаций многим компаниям перестали быть по карману. Особенно пострадают специалисты, обучающие топ-менеджмент. Таких в России меньше, чем за рубежом, но они есть.

Альтернатива: за границей наши специалисты по обучению персонала не нужны. Возможно, им удастся пристроиться в какие-либо учебные заведения.

Прогноз: понадобятся чуть раньше, чем специалисты по социальной ответственности. Все-таки обучение персонала для компаний важнее.

9. Специалисты по внутреннему пиару

Причина: большие компании, в которых такие спецы есть, сейчас мало озабочены организацией корпоративных мероприятий для своих сотрудников.

Альтернатива: внешний пиар, реклама.

Прогноз: понадобятся не раньше чем через год после окончания кризиса.

10. Журналисты печатных СМИ

Причина: Газеты и журналы чаще приносят убытки, чем наоборот. Для компаний печатные СМИ в большинстве случаев являются непрофильными активами, от которых в ближайшее время начнут избавляться.

Альтернатива: PR, телевидение и радио, интернет-издания

Прогноз: понадобятся через полгода после окончания кризиса

ТЕСТ «ВЫ И БЕЗРАБОТИЦА» (15 мин.)

Инструкция:

Прочтите приведенные ниже вопросы и выберете тот вариант ответа, который больше всего соответствует вашим личным представлениям и привычкам.

Обработка результатов

Напротив каждого из ответов поставьте его оценку в баллах. Для этого используйте бланк оценки ответов. Посчитайте сумму набранных баллов и сравните с результатами.

Ответ

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

10

5

5

3

10

10

3

5

10

5

б

5

10

10

10

3

3

5

10

3

10

в

3

3

3

5

5

5

10

3

5

3

Результаты

70 — 100 баллов. У вас есть возможность добиться успеха в жизни и не остаться без работы. В вашем характере хорошо сочетаются эмоции и разум, личные интересы и общественные, готовность к действию.

35-69 баллов. Вы обладаете качествами, необходимыми для того, чтобы утвердиться в обществе, на работе. Но вам нужно научиться лучше контролировать себя и не допускать, чтобы ваши действия были непродуманными, носили конфликтный характер. Иначе это может сказаться на отношении к вам на работе.

30 — 34 балла. Вам нужна большая вера в себя и большая открытость перед окружающими. Только так вы сможете стать нужным специалистом, работником.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/razrabotka_integrirovannogo_uroka_tehnologii_v_11_klasse_po_teme-22277.htm

Образовательный портал

Шевченко Ольга Михайловна, учитель ГБОУ школа №94

Выборгского района Санкт-Петербурга

Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. Но особенно актуальна она для учащихся старших классов школ, впервые стоящих перед необходимостью выбора профессии.

По причине недостаточной информации о ситуации на рынке труда, отсутствия практического опыта в профессиональной деятельности и ориентации семьи на «модные» специальности молодые люди избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, а главное – потребностям рынка труда. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге – удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому понятна роль ранней профориентации, которая в буквальном смысле должна начинаться со школьной скамьи и сопровождать всю трудовую биографию человека.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели профориентационной работы:

— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

— выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

— получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

— обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

— дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

— выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии.

Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Так, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Читайте также:  День победы. история

Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

— 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

— 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

— 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

— 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащегося (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

Предмет «Технология» призван подготовить учащихся к активной самостоятельной трудовой жизни, гуманистической, природосообразной созидательной деятельности в социуме, системе производственных отношений в условиях рыночной экономики, социально-трудовому самоопределению и последующему овладению различными профессиями.

Темы профориентационной работы:

— 8-й класс- «Мир профессий».

— 9-й класс — «Я и самопознание».

 «Мир профессий» для учащихся 8-х классов рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.

 «Я и самопознание» помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию десятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом.

В качестве обмена опытом и совершенствования работы, а также формирования у читателей конкретного представления о содержании занятий, Вашему вниманию предлагаются темы профориентационных уроков для учащихся 8-х классов «МИР ПРОФЕССИЙ».

ЗАНЯТИЕ № 1. Выбор профессии – сложная и ответственная задача.

ЗАНЯТИЕ № 2. Классификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда.

ЗАНЯТИЕ № 3. Типы профессий.

ЗАНЯТИЕ № 4. Понятие о профессиограмме.

ЗАНЯТИЕ № 5. Принципы выбора профессии. Пути получения профессионального образования.

Задачи данного курса:

–  формирование у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;

–  выявление и развитие профессиональных интересов и способностей школьников;

–  формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;

–  подготовка к профессиональному самоопределению;

–  оказание помощи в выборе пути продолжения образования и приобретения профессии.

Методы работы: беседа, игра, тестирование, сообщение, видеолекторий.

С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе.

Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя «Технологии».

Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Таким образом, проблема выбора жизненного пути, профессионального самоопределения возникает в определенный момент у всех молодых людей: одним приходится решать эту проблему к моменту окончания неполной средней школы (9 классов), другим — 11-го класса, третьим приходится менять планы после окончания профессионального учебного заведения.

Подобные «издержки» не могут быть безболезненными и обходятся обществу дорого. Лишь в последние годы исследователи усилили внимание к проблемам активного управления рынком труда и процессом формирования профессионального потенциала страны.

Формируется информационная база о планах выпускников общеобразовательных школ, мотивах выбора ими профессий, реальных возможностях продолжить обучение по избранной специальности и шансах найти в последующем работу.

На сегодняшний день изучение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему профессии.

Вопросы профессионального самоопределения интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов. Выбор профессии — задача очень сложная.

Прежде чем делать выбор необходимо сначала задуматься над словами «выбор профессии». За краткостью этих слов стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/122-raznoe/8523-proforientatsionnaya-rabota-s-uchashchimisya-10-11-klassov.html

Профориентация в школе — Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование

Профориентация в школе

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели и задачи профориентации в школе

Цели школьной профориентационной работы

  • Формирование у детей готовности к труду.
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Читайте также:  Викторина для старшеклассников с ответами по теме: минералы

Этапы профориентации в школе

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его.

Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию.

Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию.

Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д.

У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические.

Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии.

Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

Средняя школа, 8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии.

Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.).

Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Старшеклассники, 10-11 классы

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.

  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.

  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.

  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей.

После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии.

Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

Индивидуальный характер профориентации

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Источник: https://proforientatsia.ru/career-guidance/proforientatsiya-v-shkole/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector