Занятие в гпд по теме «народное декоративно-прикладное искусство»

Занятие в ГПД по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»

Итоговое мероприятие

Задачи занятия.

Образовательная: закрепить знания детей о народных художественных промыслах русских мастеров, в частности, Хохломской, Дымковской и Городецкой росписей. Обогатить эмоциональную, интеллектуальную сферу.

Развивающая: помочь детям через наглядные пособия, дидактические карты развить воображение, память, мелкую моторику, чувство цвета и эстетическое восприятие.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творчества, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.

Материалы и оборудование:

  • для воспитателя : дидактические карты с образцами росписей, наглядные пособия, наглядный материал: магнитофон, кассета с записью русской народной музыки;
  • для детей: кисти №1, №2, подставка для кистей, вода, тряпочка, краски гуашевые (красная, желтая, зеленая, голубая, оранжевая и др.)

Предварительная работа:

  • покрытие гипсовых игрушек желтой, красной гуашью,
  • изучение различных народных промыслов России: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской и др.,
  • заучивание загадок о росписях,
  • изучение и прорисовывание элементов росписей на плоских образцах,
  • составление узоров из элементов.

Ход занятия

1. Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю посетить выставку в нашем детском саду

— Перед вами выставка изделий русского народного промысла. Посмотрите на эти изделия, все они украшены декоративной росписью. Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

Дети отгадывают загадки

1. По розанам и купавкамСкачет конь воронойИ серебряною сбруейОн звенит над землей.Вот так удаль молодецкая

Это роспись…. (Городецкая)

2. Есть еще для вас игрушкаНе лошадка, не Петрушка,Красавица девицаУ нее сестрицы.Каждая сестрица —

Для маленькой темница…. (матрешка)

3. Какие изделия расписывают мастера Городецкой, Хохломской, Гжельской росписи?… (посуду)

4.Посуда не простая, А точно золотая!С яркими узорчиками,Ягодками и листочками.Называется она – 

Золотая… (хохлома)

5. Снежно-белая посудаРасскажи-ка: ты откуда? Видно с севера пришлаИ цветами расцвела.Голубыми, синими,

Нежными, красивыми …(гжель)

6. Веселая белая глинаКружочки, полоски на ней,Козлы и барашки смешные,Табун разноцветных коней.Кормилицы и водоноски,И всадники, и ребятня,Собачки, гусары и рыбки.

А ну, назовите меня…(Дымково)

 Воспитатель:

— Ребята, мы с вами не раз совершали путешествие в мир красоты и добра, в мир удивительных творений народных мастеров. Много читали об истории возникновения той или иной росписи, учили стихи, загадки.

Воспитатель: Сейчас вы будете мастерами – художниками. Предлагаю вам самим выбрать заготовку для своего будущего изделия и поставить на тот стол, где стоит необходимый материал для вашей работы.

 Дети самостоятельно выбирают изделия и ставят на столы. Воспитатель помогает детям определиться с выбором рабочего места.

Заранее столы расставлены с пособиями и красками, дидактическими картами, по которым можно определить вид искусства.

— Я вижу, вы выбрали разные заготовки, и правильно выбрали мастерскую для работы. А какие самые главные инструменты у нас? Да, это наши руки! Пальчиковая гимнастика.

Умные руки – основа науки,Руки – это лицо человека.Руки о многом они говорят,Глаз только видит, а руки творят!Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни(смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими)И вот эдак и вот так, не обидятся никак.(потираем руки).Раз, два три, четыре, пять(хлопаем в ладоши)Не сидится им опять.(встряхиваем кистями).Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Воспитатель: Затем вместе проверить и уточнить, какую роспись дети будут наносить за тем или другим столом. За 1 столом – дымковская роспись, так как дети выбрали игрушки: лошадки, барышни, петушки.

За 2 столом – Городецкая, так как дети выбрали изделия, покрытые желтой гуашью: доски, тарелочки, ложки. За 3 столом – хохломская роспись, так как дети выбрали доски, тарелочки, ложки, покрытые черной, красной, золотой гуашью.

Воспитатель обращает внимание детей на дидактические карты, образцы росписи, элементов, очередность нанесения узоров.

Творческая работа детей. Дети приступают к работе, воспитатель включает запись русской народной музыки, которая играет на протяжении всей работы детей. Воспитатель следит, помогает, напоминает, советует детям в работе. По мере выполнения работы дети выставляют готовые изделия на стол – выставку.

Итог занятия

Воспитатель:- Давайте, рассмотрим, что у нас получилось. Чем мы с вами занимались? Какие росписи вспомнили? Какую поделку вы подарили бы своему другу? Почему? Все ли постарались?

— Да, ребята, вы все постарались, мне тоже нравятся все ваши работы. Их можно все отправить на ярмарку, потому что они очень красивые.

Источник: https://multiurok.ru/files/narodnoie-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo-1.html

Занятие в группе продлённого дня «Путешествие в сказку» 2 класс

Цель:

  1. обобщить знания детей  по теме «Сказки»;

  2. развивать внимание, мышление, память;

  3. воспитывать чувства дружбы, сопереживания, радости за товарищей.

Оборудование:   магнитофон,  кассеты,  кроссворд, магниты, сказочные  герои (рисунки), поезд, сундучок, рисунки: клубок, кувшин, лук и стрела, зайчик, яблоко.                                      Ход: Сегодня, ребята, мы совершим  путешествие на «Весёлом экспрессе»  по страничкам  ваших любимых книг. Кто-то любит читать сказки, кто-то фантастику и приключения, а  кто-то книги о животных. Мы же побываем в гостях у ваших любимых героев. Итак, садитесь  по удобнее, мы отправляемся.  

Звучит музыка «Голубой вагон».

 

Нас встречает Красная Шапочка.  Поможем ей решить кроссворды.

  Вопросы:   1 Жилище  Бабы-Яги?  (избушка) 2 Имя мальчика, которого унесли  гуси-лебеди? (Иванушка) 3 Второе название скатерти? (самобранка) 4 Отчество дочери Кащея   Бессмертного?  (Кащеевна)    Теперь отгадайте кроссворд №2 и по ключевым  словам двух кроссвордов  определите имя героини многих сказок.   1. Кто  из  обитателей  болот  стал  женой   царевича?      (Лягушка). 2.С помощью какого инструмента Коту удалось спасти  Петуха? (Гусли) 3.Аппарат, на котором Баба- Яга  совершает полёты.   (Ступа).   

Баба- Яга  приготовила  следующие задания:

  Назовите сказку по отрывку  из её текста или ответьте на вопрос.   Вызываю помощника.

( Ученик достает  из сундучка листочек с заданием  и  вслух  читает его)

  1. Отвечает Золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам новое корыто».           ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  2. Кто  послал   телеграмму: « Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.  Скоро буду у вас».                                       (Колобок)

  3. Как называется сказка, главный герой   которой едет  на печке к царю?  

                         («По щучьему  велению»).                                     

  1. Аппарат,   на котором Баба- Яга   совершает полеты    ( ступа).

  2. Отворили  дверь  козлята, и пропали все куда-то.                                                        (Волк и семеро козлят).

  3. Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей Сквозь очки на всех глядит Добрый доктор….                          (Айболит).     7.А дорога далека,  а корзина нелегка,        Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.                    («Маша и Медведь»).     8.Толстяк живет на крыше,         Летает он всех выше.                                                   (Карлсон)      9. У отца был мальчик странный,           Необычный — деревянный.              На земле и под водой             Ищет ключик золотой                                               (Буратино)    10.  Вместе с Карлсоном   прыгал с крыш            Шалунишка наш ……                                                     (Малыш).   Вы отлично справились с заданием.  

Ученики  2В  класса   исполнят песню.

 

Поиграем в игру  « Назови,   чей предмет».

  Нужно определить    принадлежность  того или иного  сказочного  предмета  к  сказкам.   Выходит  помощник.   Он показывает  предмет, а зрители  называют  сказку.   Клубок —  «Царевна-лягушка»,   «Василиса-Прекрасная» Кувшин-  «Лиса  и Журавль» Лук и стрела-« Царевна- лягушка» Яблоко- «Гуси-лебеди»,   «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Ключ- «Золотой ключ или приключения Буратино».   Молодцы, ребята.  Вы правильно  назвали   все сказки.  

К нам пришли  веселые поросята.

   Они предлагают нам игру «Угадай мелодию» .    Включаю    запись. Вы  хорошо справились с заданием.   Молодцы!  

Посмотрите,  Незнайка принес нам    такое интересное задание. 

  Нужно инсценировать сказку,  а зрители   угадывают  её  название   Выходят  несколько учеников, инсценирует сказку «Репка» Ученики  инсценируют сказку,  а  зрители — угадывают её название.   -Ребята, вам понравилась  инсценировка?  -А кто понравился больше?  

А сейчас   мы посмотрим     танец  в  исполнении учеников  2 «В»   класса.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку!   В гостях мы были у друзей сердечных, в чудесной сказке каждый побывал.   Мой юный друг! Бери с  собой  в дорогу Своих  любимых  сказочных  друзей. В  заветный  час  они  тебе  помогут Найти  мечту  и  сделать  жизнь  светлей.  

Звучит музыка «Голубой вагон».

Источник: http://pochemu4ka.ru/load/nachalnye_klassy/vneklassnaja_rabota/puteshestvie_v_skazku/199-1-0-10218

Первые годы жизни ребёнка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной.

Читайте также:  Нод по физической культуре для старших дошкольников

Корни этого влияния — в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления.

Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы — устное народное творчество, представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры?

Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской — это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений — каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка.

Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушкадо того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент, всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую.

Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре.

Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу — и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки.

Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  2. Формирование обобщённых знаний и умений:

— умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

— освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  1. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками — материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек — часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Источник: https://polyakovain-egords24.edumsko.ru/articles/znakomstvo_doshkol_nikov_s_narodnym_dekorativno-prikladnym_iskusstvom

Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства

В Республике Беларусь существует две учебные программы по изобразительному искусству: «Изобразительное искусство» (для общеобразовательных учреждений) и «Изобразительное искусство и художественный труд» (для классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности (общеэстетический уклон), которые были утверждены в 2004 г.

В программе «Изобразительное искусство» для общеобразовательных  учреждений достаточно широко представлена декоративно-прикладная деятельность – художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, современного дизайна, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства; работа с природными материалами. Все это выступает в качестве  действенных средств формирования эстетической воспитанности детей.

Требования к содержанию занятий народным декоративно-прикладным искусством научно обоснованы Т. Я. Шпикаловой [16;6]:

  • раскрывать социально-эстетические функции народного искусства как важного средства нравственного, трудового и эстетического воспитания;
  • реализовать единство процессов эстетического восприятия и художественно-творческой деятельности;
  • содействовать развитию эстетических качеств личности, формированию эстетической потребности и интереса;
Читайте также:  Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

В соответствии с данными требованиями необходимо формировать у учащихся эстетические представления как о значении произведений народного декоративно-прикладного искусства в жизни общества (эстетическое восприятие), так  и об основах национального и мирового декоративно-прикладного искусства.

Внеклассная работа по эстетическому  воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства является составной частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе, а также одной из форм организации свободного времени учащихся.

Осуществляемое во внеурочное время эстетическое воспитание выполняет ряд важнейших педагогических функций: дает возможность успешно формировать эстетическое отношение детей к искусству и действительности; способствует духовному обогащению личности, развитию ее эмоциональной сферы, творческих способностей; содействует решению проблемы организации свободного времени, регулированию влияния массовой культуры на формирование эстетического сознания учеников начальных классов. Особую значимость для формирования эстетической воспитанности приобретает внеклассная работа, направленная на развитие художественного творчества ребят в различных видах искусства

В. В. Буткевич и Ю. С. Любимова определяют в процессе внеклассной  деятельности следующие задачи:

  • передача учащимися этнопедагогических  знаний об истории и культуре Беларуси (обычаях, обрядах, традициях, основах народного декоративно-прикладного искусства);
  • формирование способности понимать явления национальной художественной культуры и их эстетическое значение в жизни общества;
  • совершенствование умений воспринимать произведения искусства, получать эстетическое наслаждение от восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, высказывать эстетическое суждение, давать эстетическую оценку произведению искусства, явлению действительности;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, эмоциональной отзывчивости к произведениям народного декоративно-прикладного искусства; 
  • формирование эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты;
  • развитие изобразительных умений и навыков учащихся и их творческих проявлений, стремления и способности художественно-творческого самовыражения в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности по продолжению народных художественных традиций;
  • воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству [2;85].

Внеклассная работа по эстетическому  воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства рассчитана на весь период обучения детей.

    Наиболее эффективные  формы организации внеклассной  работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства условно могут быть разделены на три группы: индивидуальная стимулирующая работа (с периодической консультацией учителя); групповая работа (кружки, студии, клубы и иные объединения по интересам); массовая работа (организация тематических вечеров, лекториев, экскурсий на предприятия и в музеи).

Многообразие форм внеклассной  работы по эстетическому воспитанию средствами народного декоративно-прикладного  искусства включает:

  • экскурсии в музеи народного искусства и мастерские традиционных художественных промыслов;
  • творческие встречи с мастерами белорусского народного декоративно-прикладного искусства;
  • проведение народных календарно-обрядовых праздников;
  • внеклассные воспитательные мероприятия (утренники, викторины, коллективные творческие дела, праздники народного творчества и т.д.);
  • организацию выставок детского художественного творчества;
  • кружковую деятельность;
  • осуществление краеведческой поисковой работы (художественно-краеведческие экскурсии, фольклорные экспедиции);
  • участие в создании и оформлении школьного художественно-краеведческого музея [8;63].

Организация эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства в процессе кружковой деятельности является логическим дополнением к курсу «Изобразительное искусство» и способствует развитию эстетической воспитанности учащихся.

Содержание программ кружковой деятельности по приобщению учащихся к народному декоративно-прикладному искусству имеет узкую специфику. В связи с этим была разработана программа эстетического воспитания младших школьников на занятиях кружка народного декоративно-прикладного искусства. В основу создания программы положены:

  • культурологический подход к планированию тематики и отбору произведений народного декоративно-прикладного искусства;
  • интегрированные подход и принцип к изучению видов народного декоративно-прикладного искусства;
  • комплексный подход к использованию произведений народного искусства (произведений народного декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, народной музыки, танца, народного кукольного театра батлейка).
  • блочно-цикличный принцип построения;
  • тесная связь с учебными программами по изобразительному искусству и трудовому обучению;
  • добровольность привлечения учащихся к эстетико-предметной деятельности по созданию декоративно-прикладных изделий [2;92].

Особо важным в ознакомлении младших школьников с народным декоративно-прикладным искусством на протяжении четырех лет обучения в кружке является применение принципа поэтапности.

Наполнение группы кружка осуществляется на базе одного-двух классов и нормируется количеством 10-15 человек.

Продолжительность занятий составляет: 1 час в течение 34 учебных недель в 1-ом классе; 2 часа – во 2-ом; 2 часа в течение 35 учебных недель в 3-4 классах.

Занятия кружка могут проводиться как в группах продленного дня, так и в рамках клубной работы по интересам в шестой школьный день.

Работа по эстетическому  воспитанию на занятиях кружка народного  декоративно-прикладного искусства  рассчитана на четыре этапа обучения. Для каждого этапа (класса) сформулированы общие задачи, на основании которых определена тематика занятий.

 Таким образом, проанализировав содержание занятий по изобразительному искусству, многообразие форм внеклассной работы и ее задачи, можно сделать вывод о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных средств развития эстетического воспитания школьников.

Подтверждением этому является содержание занятий по народному декоративно-прикладному искусству, где большое внимание уделяется реализации процессов эстетического восприятия и художественно-творческой деятельности; развитию эстетических качеств личности, формированию эстетической потребности и интереса. Это является немаловажным в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит формирование отношения ребенка к миру и развитие сущностных эстетических качеств будущей личности, благодаря которым ребенок развивается в эстетическом, духовном, нравственном и интеллектуальном плане.

ГЛАВА II  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Методика исследования  воздействия народного декоративно-прикладного  искусства на эстетическое воспитание  учащихся младшего школьного  возраста.

Исследовательская работа проводилась во 2 «Б» классе средней школы №87 г. Минска с углубленным изучением английского языка. В исследовании участвовало 19 человек.

Десять учеников из девятнадцати 2-го «Б» класса, которые участвовали в данном исследовании, занимаются различными видами творческой и спортивной деятельности (музыкальная школа (аккордеон, цимбалы, фортепиано), художественная школа, искусство танца (бальные, современные, хип-хоп), хоккей, плавание, теннис, футбол, дзю-до, айки-до, шашки, бассейн). В беседе с учителем мы выявили, что уровень развития детей в классе в основном соответствует возрастной норме. На уроках ребята активны, любознательны, любят участвовать во внеклассных мероприятиях. Также немаловажно, что ребята в классе умеют общаться и работать друг с другом. В классе создана атмосфера взаимопонимания, доверия, взаимовыручки. Создаются условия для развития нестандартного мышления, творческого потенциала детей и индивидуальных способностей каждого ребенка.

Проанализировав учебную  программу для общеобразовательных  учреждений с белорусским и русским языками обучения «Изобразительное искусство» для 1-5 классов, мы выявили, что предмет «Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования.

Он призван решать специфические задачи, связанные с передачей фундаментальных ценностей, выработанных человечеством, с целью эмоционально-духовного, эстетически-нравственного развития личности, формирования ее творческого потенциала.

В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности.

В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера и др.

Целью образования в  области изобразительного искусства  является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

Для решения данной цели ставятся следующие задачи:

  • постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;
  • развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;
  • духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;
  • формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;
  • развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;
  • создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;
  • ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;
  • формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности [15;4].

Важным содержательным компонентом учебного материала  является эстетическое  восприятие действительности.

Основная задача данного вида деятельности – освоение предмета на эстетическом уровне, что ведет к формированию эстетического сознания и эстетических чувств учащихся.

Особое внимание здесь уделяется сфере эстетических и этических ценностей национальной культуры, духовно-эстетического совершенствования человека, эстетического освоения природного мира.

     В программе отмечается, что при освоении школьниками произведений национальной культуры необходимо постоянно формировать у них любовь к родной культуре, ощущение ее национального своеобразия, стремление продолжать художественные традиции.

Особое внимание следует уделять знакомству с искусством родного края, творчеством профессиональных и народных мастеров, местными художественными достопримечательностями. Все это включают в себя практические занятия по декоративно-прикладной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Во 2-ом классе количество занятий по декоративно-прикладной деятельности составляет шесть учебных часов из общих тридцати четырех.

Таким образом, проанализировав задачи школы, деятельность детей, учебную программу «Изобразительное искусство», мы сделали вывод о том, что эстетическому воспитанию школьников уделяется очень большое внимание.

К такому выводу мы пришли, исходя из анализа задач, поставленных школой на учебный год, где наряду с развитием способностей, реализацией творческого потенциала детей, с активизацией деятельности по укреплению института семьи и др.

школа уделяет внимание и развитию эстетических качеств личности, что является немаловажным.

Читайте также:  Весеннее развлечение – путешествие в детском саду для детей младшей группы

Предмет «Изобразительное искусство» также решает задачи, связанные с эстетически-нравственным развитием личности, и одно из первых мест по решению этой важной задачи занимает декоративно-прикладная деятельность, с помощью которой также реализуется задача по развитию представлений о национальном своеобразии родной культуры.

Наша исследовательская работа проходила в два этапа, первый из которых был подготовительный. В ходе подготовительного этапа исследовательской работы было сделано следующее:

1.Проанализирована учебная программа по курсу «Изобразительное искусство».

2. Проведена беседа с учителем по предмету «Изобразительное искусство» и проанализирована его работа.

3. Подготовлены анкеты.

4. Подобран наглядный  материал, разработан и подготовлен с помощью учителя урок по расширению знаний младших школьников о народном декоративно-прикладном искусстве.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/issledovatelskaya-rabota-po-jesteticheskomu-vospitaniju/514722-2252287-page3.html

комплексно-тематическое планирование по теме Народное декоративно-прикладное искусство

комплексно-тематическое планирование по теме Народное декоративно-прикладное искусство

беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах (П,К,С)

— беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки).

— беседа «Сине-голубая Гжель» — знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)

-беседа «Жостово»- знакомство с производством подносов, росписью (просмотр слайдов)

— беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи

— беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью

— беседа «Кружевное чудо»- знакомство с вологодским кружевом, техникой плетения (слайды)

— рассматривание тематической папки «Народное искусство»

-дид. Игры «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи

— «Подбери тень»

-«Найди пару»

-«Составь букет»

-«Разрезные картинки»

-«Русские узоры»

-лото «Хохлома»

-прослушивание «Небесная Гжель»

-загадывание загадок

-игры с матрёшками

-коллективная работа «Дымковский петушок» (аппликация)

-просмотр мультфильма «Волшебная птица»

-роспись силуэтов предметов промыслов

с/р игра «Магазин промыслов»

-встреча с интересным человеком. Мама Сони Б. Вязание крючком

-режиссёрская игра «Народный хоровод»

-индивид. Работа по развитию связной речи. Составление сказки с использованием дымковских игрушек.

-индивид. Работа по развитию словаря. Элементы росписи (бутон, завиток и т.д.)

-чтение по плану.

-народная игра «Ручеёк» в народных костюмах.

— дид.игра «Покажи животное»

— выложить в книжный уголок тематическую папку «Народное искусство»

-игры с матрёшками

-выложить в изоуголок трафареты, последовательность лепки народных игрушек, раскраски, альбомы с элементами росписи

-выложить в театральный уголок кокошники, сарафаны

-выложить в музыкальный уголок тверские свистульки, хохломские ложки

-выложить в познавательный уголок тематическую папку «История игрушки на Руси)

— выложить в физ. Уголок карточки «Лошадка», «Птицы», «Индюк» для показа.

— ширма «Народное декоративно-прикладное искусство»,

-привлечь маму Сони Б. для рассказа и обучения вязания крючком,

— привлечь родителей к подготовке и участию в викторине «Знатоки народного искусства».

Источник: http://sundekor.ru/uchebnyj-material/2-kurs/kompleksnotematicheskoe-planirovanie-po-teme-narodnoe-dekorativnoprikladnoe-iskusstvo/

Занятия «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством»

Занятия

Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.

Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Материалы. Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки; городецкие, гжельские и хохломские изделия. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Выложи узор из геометрических форм», «Третий лишний», «Цветные капельки». Аудиокассеты с записью русских народных мелодий.

1-й этап

Педагог организовывает с детьми экскурсию в музей декоративно-прикладных изделий или на выставку изделий народных промыслов.

Педагог предлагает детям рассмотреть изделия и рассказать о тех, которые им понравились (нужно дать детям возможность подержать в руках изделия народных мастеров).

Педагог рассказывает о том, для чего нужны такие изделия и как с ними обращаться; вместе с детьми вспоминает пословицы и поговорки о труде.

2-й этап

Педагог предлагает детям поиграть в дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами.

Игра «Выложи узор из геометрических форм»

Цель: учить детей составлять в прямоугольной форме узор, состоящий только из геометрических фигур.

Ход игры. Ребенку предлагается набор растительных и геометрических фигур. Нужно выбрать геометрические элементы и выложить узор на прямоугольной форме (силуэты полотенца, дорожки, закладки).

Цель: учить детей выделять из трех глиняных игрушек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.

Ход игры. Детям предлагается поочередно несколько вариантов сочетания игрушек: две дымковские игрушки и одна филимоновская; две филимоновские игрушки и одна каргопольская; две каргопольские игрушки и одна дымковская.

Ребенок должен сказать, какие две игрушки принадлежат одному промыслу, а какая игрушка лишняя. Попросите ребенка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются эти игрушки.

В случае затруднения педагог называет народные игрушки – дымковская, филимоновская и каргопольская.

Цель: учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи (гжельской, городецкой и хохломской).

Ход игры. Перед детьми выставлены гжельские, городецкие и хохломские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочередно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в гжельскую, Городецкую и хохломскую роспись. Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка дается за правильный ответ).

По окончании игр педагог предлагает детям рассмотреть выставку изделий народного декоративно-прикладного искусства. Педагог учит детей осторожно обращаться с изделиями, после чего детям разрешается взять предметы в руки и рассмотреть более внимательно. В это время тихо звучит народная музыка.

Источник: http://xn—-7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/publ/iskusstvo_detjam/zanjatija_po_oznakomleniju_detej_5_7_let_s_narodnym_iskusstvom/zanjatija_quot_znakomstvo_s_narodnym_dekorativno_prikladnym_iskusstvom_quot/108-1-0-1786

Конспект открытого занятия в ГПД «Вредные привычки»

Откытое занятие в ГПД

«Никто не заботится о тебе

лучше, чем ты сам».

Тема : «Полезные и вредные привычки»

Цель: 1) ответить на вопрос что такое привычки ;

2)узнать, на какие группы делятся привычки;

3)определить, как влияют привычки на человека .

Слайд 1

-Посмотрите на экран и прочитайте запись.

-Тема нашего занятия НАШИ ПРИВЫЧКИ.

Слайд 2

Давайте сегодня попробуем выяснить:

что такое привычка

на какие группы можно разделить привычки

как они влияют на человека

-Кто знает, что такое привычка? (это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он делает именно так)

-У каждого человека есть привычки. Какие привычки есть у вас? У меня есть привычка …(пример учителя)

-Какие ещё привычки вы знаете?

-А сейчас, мы определим, на какие 2 группы можно разделить все привычки человека.

-Послушайте 2 отрывка: (чтение ученика)

Слайд 3

И. Демьянов. « Коля, маленький лентяй ,

За собою убирай!

У тебя ленивы руки:

Под столом ремень и брюки.

На полу рубашка,

Николай – неряшка!»

-О каких привычках Коли рассказывает автор? (о лени и неряшливости).

-Это для него вредно или полезно?

-Значит, как называются такие привычки ? (ВРЕДНЫЕ)

-Послушайте ещё один отрывок:

Слайд 4

А. Усатова « Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки,

Как же маме мне помочь?

Постирать платочки?

Мыло пениться в корыте-

Я стираю, посмотрите!»

-А в этом отрывке о каких привычках мальчика идёт речь?

-Так как можно назвать такие привычки? (ПОЛЕЗНЫЕ.)

-Так на какие 2 группы можно разделить все привычки?

Слайд 5

— У каждого человека есть привычки. Надо воспитывать у себя полезные привычки и избавляться от вредных. Но для этого надо уметь отличать полезные привычки от вредных.

Слайд 6

-На экране написаны привычки. Опираясь на тему занятия давайте разложим их на группы..

постоянно жевать жвачку

Обманывать

Умываться каждое утро

Чистить зубы

Грызть ногти, карандаш, ручку

Класть вещи на место

Делать зарядку

Опаздывать

Говорить правду

Лениться

Убирать за собой игрушки, учебники

Помогать родителям

Драться

Выполнять режим дня

Учить уроки

Кричать

Мыть руки перед едой

Бросать мусор где попало

( Обсуждение и проверка выполнения задания.)

-Давайте проверим, что у нас получилось.

Слайд 7

Вывод:

Что такое вредные привычки? (приносят вред)

Почему они плохие? (делают человека неряшливым, грубым, забывчивым, драчливым и т. д. )

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/gpd/33176-konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-gpd-vrednye-pr.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector