Занятия по психологии для 11 класса. тема: профориентация

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

При выборе будущей профессии старшеклассникам важно не просто иметь информацию о ней, но и уметь соотнести требования профессии со своими личными склонностями, ценностями, своими способностями и ожиданиями от жизни.

Предлагаемые задания и упражнения помогут школьникам проанализировать свои предпочтения и мотивы выбора, лучше узнать самих себя.

Занятие рассчитано на учеников 8–10-х классов. Время проведения – полтора часа.

Встреча начинается со вступительного слова учителя. Классный руководитель напоминает ребятам, что перспектива высокой заработной платы – не единственный критерий выбора будущей профессии. А значит, старшеклассникам необходимо понять: что же главное в выборе профессии? Что вообще означает для человека работа, карьера, труд?

Но поскольку уровень дохода – один из важных критериев выбора профессии для современных подростков, учитель предлагает поразмышлять, сколько же нужно человеку денег для счастья?

Старшеклассники разделяются на группы любым удобным способом. Затем каждая группа получает текст для анализа (Приложение 1). Задание состоит в том, чтобы ответить на вопросы.

  • Что было истинным счастьем для героя – его высоты или то, что он все-таки стал делать то, что хотел?
    • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
    • Почему богач считает бедняка счастливым человеком?
    • Считает ли бедняк себя счастливым человеком? Почему?
    • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
    • Чем вызваны метания героя? Почему каждый раз он чувствовал себя несчастным?
    • Что действительно было счастьем для героя?
    • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
    • Может ли седой человек считать свой выбор деятельности счастливым? Почему?

    Если есть техническая возможность, желательно с помощью видеопроектора показать участникам отрывки из кинофильмов «Коммунист», «Председатель» и других советских фильмов о трудовых подвигах.

    Затем в классе в свободной форме обсуждаются вопросы:

    • Как вы относитесь к показанным трудовым подвигам?
    • Что означало для героев фильма такое отношение к труду?

    Упражнения

    Учитель предлагает старшеклассникам несколько упражнений, которые помогут им исследовать мир профессий. В зависимости от выбора ведущего задания можно выполнять как в группах, так и индивидуально.

    Цепочка профессий

    Участникам предлагается по кругу поиграть в игру типа «Города», только называть по последней букве нужно будет профессию или специальность.

    Можно усложнить задачу, предложив ребятам комментировать названные профессии по какому-нибудь признаку или взаимозависимости.

    Перечень по алфавиту

    Школьники должны назвать как можно больше профессий по алфавиту. Более сложный уровень задания – выполнять его на скорость.

    Желательно предложить ученикам написать все имеющиеся профессии и специальности на карточках, которые потом будут использоваться при выполнении других упражнений. Также можно использовать карточки, подготовленные заранее (Приложение 2).

    Формирование образа

    У большинства школьников имеется свой образ будущей профессии. Участникам предлагается на листах бумаги постараться оценить в процентном отношении, какие факторы оказали влияние на формирование этого образа.

    Возможные варианты:

    • Профессии родителей, близких людей, хороших знакомых.
    • Опыт общения с людьми той или иной профессии.
    • Художественная литература.
    • Документальные или художественные фильмы.
    • Книги о профессиях.
    • Журнальные статьи, очерки.

    Критерии выбора

    Каждая профессия в большей или меньшей степени способна удовлетворить потребность человека в деньгах, успехе. Старшеклассникам предлагается оценить известные им профессии, расположив их в соответствующие группы – в зависимости от того, в какой мере они могут приносить те или иные блага (Приложение 3).

    Варианты критериев:

    • Деньги (официальные и неофициальные заработки).
    • Власть (подчинение других людей).
    • Здоровье (возможность сохранения и улучшения).
    • Азарт жизни (приключения, путешествия).
    • Престиж (признание окружающих и возможность хвалиться своей профессией и местом работы).
    • Духовный поиск (возможность саморазвития и познания идеалов добра, справедливости, истины).
    • Общение (больше возможности для построения взаимоотношений на работе).

    Цвета и ассоциации

    Может ли профессия иметь какой-либо цвет, ассоциироваться с каким-нибудь звуком, запахом? Ведущий предполагает, что это возможно. Используя карточки с названиями профессий, школьники должны рассказать, с чем ассоциируется у них то или иное занятие. Если позволит время, желательно коротко обсудить в классе, какие чувства и эмоции вызывают эти ассоциации у других участников.

    Создание предметов

    Ведущий предлагает рассмотреть какой-нибудь предмет в классе или на картинке и определить, представители каких именно профессий приняли участие в его появлении.

    Например, для того чтобы была сделана парта, лесники вырастили дерево, а лесорубы его спилили.

    Водители вывезли бревна из леса на машине, рабочие распилили части дерева на пилораме, художник по мебели нарисовал эскиз, чертежник расчертил и так далее – до появления стола в классе.

    Портфель профессионала

    Участники, разделившись на группы или индивидуально, должны собрать воображаемый деловой портфель для работника той или иной профессии. В него необходимо поместить наиболее нужные для работы предметы и инструменты труда.

    Ведущий просит учеников называть инструменты и комментировать, для чего они нужны.

    Вопросы наугад

    Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.

    • Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
    • Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
    • Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
    • Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
    • Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
    • Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
    • Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
    • Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
    • Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
    • Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?
    Читайте также:  Стихи и песни на осенний утренник в детском саду

    Шаги к успеху

    Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).

    Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.

    После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.

    Самоанализ

    В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:

    • Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
    • Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
    • Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
    • Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
    • Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
    • Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

    Тематическая экскурсия

    Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.

    Примерные темы экскурсий:

    • «Город профессий» (экскурсии по предприятиям города, в различные городские организации и учреждения, по улицам города).
    • «Мы выбираем…» (экскурсия в мэрию и городское собрание, в муниципальные ведомства).
    • «Знания – сила» (экскурсия в библиотеку; желательно в такую, где можно познакомиться с книгами о разных профессиях).
    • «Профессии мира» (виртуальная экскурсия по профессиям мира для знакомства с ними).
    • «Маршрут дня» (индивидуальная экскурсия, например, вместе с шофером маршрутного такси, троллейбуса в течение дня с целью оценки его работы в целом).
    • «Стройки века» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям страны и мира).

    После проведения экскурсии важно проанализировать полученные школьниками впечатления и выводы из них – в том числе в форме диспутов, «круглых столов», подготовки материалов для информационного стенда в классе.

    Приложение 1. «Тексты для групп»

    Приложение 2. «Карточки профессии»

    Приложение 3. «Таблица»

    Приложение 4. «Шаги достижения»

  • Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/zanyatie-po-proforientacii-mechty-v-zerkale-realnosti.html

    Занятие по профориентации — Профессия психолога

    Занятие по профориентации «Профессия психолога. Кто это?»

    Цель:

    • познакомить детей с особенностями профессии психолога;
    • сформировать умение психологической поддержки.

    План.

  • Приветствие.

  • Цвет настроения
  • Мини-лекция “Профессия психолога”.
  • Упражнение “Поддержка”.
  • “Ты все равно молодец, потому что…”.
  • Обратная связь.

  • Цель: Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание.

    Все ребята по очереди называют цвет своего настроения, соответствующего сегодняшнему дню.

    3. Мини-лекция “Профессия психолога”.

    Психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.

    Становление науки психологии однозначным назвать нельзя. Она сформировалась из глубин таких наук, как астрономия, философия, различных оккультных наук. Первыми представителями “целителей душ” можно назвать знахарей, колдунов, шаманов.

    По крайней мере, положительный эффект от их “лечения” происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки развенчать предрассудки и научно обосновать их влияние на человека.

    Годом становления психологии считается 1879 г. когда В.Вундт основал лабораторию экспериментальной психологии.

    Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, — его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.

    Психолог занимается поиском ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отвергает, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эффективным в общении с другими.

    Психологию можно разделить на два основных направления – теоретическую и практическую. Однако настоящий психолог развивается в обоих направлениях, то есть работает и как психолог-исследователь (в науке) и как психолог-практик (помогая людям).

    Психолог-исследователь работает обычно в институтах и лабораториях, изучая свойства восприятия, эмоциональных состояний, волевой регуляции и потребностей, закономерностей мышления и поведения, возрастные особенности, межличностные отношения и так далее (всего более 100 отраслей психологии). Зачастую психолог-исследователь работает и со студентами – как преподаватель каких-либо психологических дисциплин. Основная задача психолога-исследователя – создать новое знание, открыть нечто новое о внутреннем мире человека и его поведении.

    Читайте также:  Сценарий городского праздника «день птиц»

    Психолог-практик работает во всех сферах личной (внутренний мир, семья, отношения с окружающими) и общественной жизни человека – в образовании, медицине, спорте, бизнесе, юриспруденции, военном деле, религиозной практике, искусстве, политике, сфере развлечений и так далее.

    Основная задача психолога-практика уже не открытие нового знания о человеческой душе, а в том, чтобы помочь человеку, опираясь на уже существующие в психологии знания. В зависимости от сферы деятельности психологи проходят разную специализацию.

    Самые активно развивающиеся сейчас специализации – это организационная, клиническая, юридическая психология и психология в образовании. В последнее время появляются и новые специализации в психологии, например, психология экстремальных ситуаций.

    Психологи востребованы в современном обществе в самых разных сферах и эта востребованность с каждым годом только усиливается.

    В какой бы сфере человеческой, общественной жизни психолог не участвовал всю его практику можно разделить на пять основных видов деятельности:

    1) психологическая профилактика (способствование развитию психологической культуры, формирование желания познавать себя и уметь решать сложные ситуации общения).

    2) психологическая диагностика (выявление индивидуально-психологических особенностей, отношений личности и специфики группового взаимодействия).

    3) психологическая коррекция (воздействие психолога на внутренний мир клиента с целью раскрытия его резервов для решения психологической проблемы).

    4) психологическое развитие (формирование новых психологических качеств, свойств личности позволяющих клиенту развиваться в выбранном им направлении).

    5) психологическое консультирование (создание условий для понимания человеком самого себя и значимых других, для принятия решений о том, что делать и как к этому относиться).

    Личностные качества психолога:

    • высокая степень личной ответственности;
    • терпимость, безоценочное отношение к людям;
    • интерес и уважение к другому человеку;
    • стремление к самопознанию, саморазвитию;
    • оригинальность, находчивость, разносторонность;
    • любознательность и обучаемость;
    • способность к самоконтролю.
    • инициативность;
    • целеустремленность, настойчивость;
    • интуиция, умение прогнозировать события;
    • эрудированность и др.

    Области применения профессиональных знаний:

  • социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга);
  • образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);
  • учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации);
  • медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры);
  • психотерапевтические, психологические консультативные службы;
  • предприятия, фирмы;
  • правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел);
  • работа на телефоне доверия;
  • работа в МЧС, службах спасения;
  • военные организации.
  • Экзамены при поступлении в ВУЗ. Математика.

  • Русский язык.
  • Биология (профильный).
  • Специализации.

  • Клинический психолог.
  • Юридический психолог.
  • Психолог-консультант.
  • Семейный психолог.
  • Конфликтология.
  • Социальный психолог, менеджмент.
  • Учебные заведения, обучающие данной профессии.

    Профессию психолога можно получить в высших учебных заведениях.

    1. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. 17234, Москва, Ленинские горы. Тел. 939-54-41.
    2. Московский педагогический государственный университет. 119435, Москва, ул. М. Пироговская, 1. Тел. 932-47-53, 246-60-11.
    3. Московский городской педагогический университет.

      Москва, проезд 2-й Сельскохозяйственный, 4. Тел. 181-77-21, 212-14-36.

    4. Московский городской психолого-педагогический университет. Москва, ул. Б. Никитская, 16. Тел. 229-89-88.
    5. Московский государственный открытый педагогический институт. 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18. Тел. 376-03-31, 227-20-53.
    6. Московский педагогический университет. 107846, Москва, ул.

      Радио, 10 А. Тел. 261-02-87, 261-22-28.

    Близкие профессии.

  • Дефектолог.
  • Логопед.
  • Социальный педагог.
  • Коррекционный педагог.
  • Психиатр.
  • Психотерапевт.
  • Очевидно, что человек всю жизнь исследующий природу и свойства души и сам становится не совсем обычным человеком.

    Ведь профессия требует от психолога, чтобы он сам умел делать то, чему учит. И психологов специально обучают умению управлять собой, искусно слушать и понимать, быстро вникать в суть проблемы и помогать находить решение. Психолог – все время совершенствуется, умеет и любит учиться – читает специальную литературу, встречается с коллегами, занимается собственными исследованиями.

    Профессиональный психолог не советчик и не великий Учитель, но помощник, который умеет принимать человека таким, какой он есть и помогает найти решение проблемы или выход из трудной ситуации. Главное, что делает психолог – общаясь с клиентом, создает условия, при которых клиент начинает понимать себя, разбирается в себе, обнаруживает и самостоятельно принимает верное решение.

    Быть психологом – значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться счастливее.

    1. Упражнение “Поддержка”

    Цель: дать участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера.

    Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении тех же, что и в предыдущем упражнении. Его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, затем рассказывает о своей проблеме следующему участнику, далее все повторяется до тех пор, пока все участники группы не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего ее.

    2. Упражнение “Ты все равно молодец, потому что…”

    Цель: сформировать умение психологической поддержки

    Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем-нибудь неприятном либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: “Все равно ты молодец, потому что. ”, находя при этом то, реально положительное, что есть в проблемной ситуации.

    3. Обратная связь.

    Романова Е.С. “99 профессий. Психологический анализ и профессиограммы”. Учебное пособие. — Изд-во Питер, 2008.

    Больше информации по теме: http://festival.1september.ru

    Источник: http://mymylife.ru/psikhologiya/psikhologiya-obshchaya/71695-zanyatie-po-proforientatsii-professiya-psikhologa

    Консультирование по профориентации

    Работа составляет важную часть нашей жизни, которая требует, как минимум, большого количества затрат временных и эмоциональных ресурсов человека. В ней мы самореализуемся и проявляем свой потенциал. Найти свою профессию — это задача, которая возникает перед каждым человеком.

    Неправильный выбор может негативно отразиться на качестве дальнейшей жизни. Далеко не всем людям удаётся распознать свой профессиональный путь сразу: именно поэтому рекомендуется обращаться к специалисту.

    Психолог по профориентации подберет тесты и методики, проведет интерпретацию результатов, поможет наметить и скорректировать дальнейший путь Вашего профессионального развития.

    Консультация психолога по профориентации направлена на то, чтобы помочь подобрать ту профессию, которая наиболее оптимально будет соответствовать интересам, способностям, личностным характеристикам и перспективам рынка труда.

    Данная услуга рекомендуется школьникам с 8 по 11 классы. Именно в этом возрасте учащиеся и их родители задумываются о том, в какой ВУЗ поступать, какую профессию выбрать.

    Если у учащегося уже намечен вектор своего профессионального развития, то профориентация поможет лучше понять, насколько выбранные профессии будут ему подходить: комфортно ли ему будет выполнять свои обязанности, достаточно ли способностей для того, чтобы учиться по выбранной специальности.

    Для более точных и достоверных заключений нужно проводить комплексное психологическое тестирование и рассматривать основные блоки:

    • способности (уровень знания школьной программы и потенциальные возможности)
    • интересы и мотивацию ребёнка (его хобби, увлечения, собственные представления о том, что должна включать в себя будущая его профессия)
    • структура личности (особенности темперамента, характера)

    Существует ряд проблем в профессиональном самоопределении, которые шире, чем конкретный запрос профконсультации. Если такие трудности обнаружены у ребёнка, то желательно посетить дополнительные консультации с психологом, который даст рекомендации родителям и поможет ребёнку разобраться в проблемах. К таким проблемам относятся, например:

    • трудности, связанные с выбором профессии: противоречивость выборов или же неадекватные представления о профессии
    • высокие ожидания при слабой успеваемости?
    • трудности, которые связаны с особенностями личности подростка: неврозы, сложности адаптации в незнакомой социальной среде и т.п.;

    Важно помнить, что помощь в выборе профессии имеет смысл тогда, когда есть личная заинтересованность учащегося в этом процессе. Если ребёнок ещё сам не готов задумываться о планах своего обучения и развития, то проведение профориентации не будет настолько продуктивным, насколько оно может быть при личной заинтересованности самого ребёнка, а не только его родителей.

    История одного выбора

    Не так давно ко мне на консультацию пришла ученица 11 класса, которая уже полтора года не может определиться с профессией. Выбор стоял между медицинским ВУЗом и филологией. В результате проведенного тестирования было понятно, что оба данных направления подходят девочке.

    Психологический анализ ситуации выявил, что её родители считают профессию врача достойной и благородной и хотели бы, чтобы их дочь пошла в медицинский ВУЗ. Это пожелание родителей моя клиентка слышала на протяжении пяти лет, она никогда не думала о том, чего бы хотелось именно ей.

    Решение родителей для неё было правильным, а своего мнения до 10 класса она не имела. Попав в новую школу, девочке очень нравилась учительница русского языка, и, к удивлению для самой себя, ей захотелось заниматься изучением языков: русским, французским и каким-то азиатским.

    Родители посчитали такой интерес своего ребёнка несерьёзным. Нет, они не давили. Зато давил их авторитет и знание «что есть в этой жизни правильно для ребёнка».

    Действительно, это проблема не про профессиональное самоопределение, здесь нужен психотерапевт для того, чтобы помочь родителям справиться с неоправданными ожиданиями, которые они возлагали на своего ребенка для того, чтобы смочь позволить стать ребёнку самим собой, а не воплощать чужие интересы в своей жизни.

    Рекомендации после проведения профориентации:

    По итогам теста и беседы с психологом-консультантом будут намечены рекомендуемые профили и список профессий.

    Следует более детально ознакомиться с выбранными профессиями ( где работают такие специалисты, уровень оплаты труда, в каких ВУЗах можно получить такую специальность итд) и провести анализ информации: выписать основные плюсы профессии для себя, посмотреть недостатки и попытаться понять, насколько это профессия соответствует собственным ожиданиям.

    На многих факультетах существуют кружки для учащихся старших классов, посещая которые можно подробней ознакомиться с профессией, основными её задачами, проблемами. Это позволит принять более взвешенное решение.

    принимая решение о профориентации, следует учитывать следующие факторы:

    • Особенности личности.
    • Социальную среду.

    Все профессии можно разделить на следующие разновидности:

    • Профессии, в которых большое значение имеют физические данные – спортсмены, артисты и телеведущие.
    • Профессии, где очень важно уметь искусно делать, что-либо – рисовать, петь или играть на пианино.
    • Специальности интеллектуальной направленности – юрист, искусствовед, математик и т.д.

    В нашем центре проводятся следующие психологические консультации и тесты:

    • Как сделать выбор профессии.
    • Подходит ли именно вам данная работа.
    • Преодоление неуверенности при выборе профессии.
    • Как определить свои профессиональные возможности.

    Конечно же, выбор профессии часто обусловлен наличием учебного заведения или возможностью оплачивать обучение, а также модой на некоторые специальности. Таким образом, можно сказать, что это сложный процесс, который должен учитывать массу нюансов.

    Источник: http://psycompas.ru/interesnoe/vzroslym-o-detyakh/proforientacija.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector