Здоровьесберегающие технологии у детей с овз (с нарушением слуха) в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения у детей с нарушениями слуха

Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима.

Несмотря на большой объем традиционных оздоровительных мероприятий, их резерв далеко не исчерпан.

В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках развития речевого слуха и формирования произношения с глухими и слабослышащими детьми, можно выделить несколько направлений.

Это, прежде всего, создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимся. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.

Создание доброжелательной обстановки способствует формированию желания заниматься, создает благоприятные условия для успешного обучения ребенка.

Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния учащихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы учащихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока школьники, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения.

В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.

Одним из путей решения этой проблемы может стать динамизация рабочей позы учащихся (сидя — стоя).

Учитель планирует построения урока с таким расчетом, чтобы ребенок несколько раз переходил из положения “сидя” в положение “стоя”.

Учащимся рекомендуется менять рабочую позу 2-3 раза за урок с учетом сезона года, характера предшествующего урока, состояния здоровья ребенка в настоящий момент, индивидуальных особенностей.

Важна не столько продолжительность пребывания в положении “стоя”, сколько сам факт смены поз.

Периодическая смена поз учащихся занимает важное место и в профилактике близорукости. Известно, что нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на зрительное внимание, приводя к снижению его устойчивости.

Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной.

Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания.

Необходим специальный постоянный контроль за дозированием зрительных нагрузок и состоянием зрения глухих и слабослышащих детей.

В связи с этим, направлением физиологической коррекции и здоровьесберегающих мероприятий является обучение в режиме зрительных горизонтов (удаление дидактического материала соразмерно остроте зрения).

Наиболее оптимальной нагрузкой для детского глаза (до 10 лет) является рассматривание удаленных в пространстве объектов. В то же время большая часть учебных занятий проводится на близких от глаз дистанциях (работа с учебником, тетрадью). Отсюда часто у детей возникают зрительные расстройства. Они усугубляют уже имеющийся дефект слуха.

Отличительной особенностью занятий является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей. Каждый ученик находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см.

Необходимо соблюдать размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см., размер самых крупных изображений не должен превышать 2-3 см.

Во время урока целесообразно чередовать занятия в режиме зрительных горизонтов с занятиями на близких дистанциях. В процессе занятий учитель может выполнять с учащимися упражнений со зрительными метками.

В различных участках кабинета фиксируются или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие предметы, игрушки или яркие картинки.

Располагать их рекомендуется в разноудаленных участках комнаты: например, две подвесить к потолку в центре кабинета, две – зафиксировать по углам у фронтальной стены.

Игрушки или картинки целесообразно подобрать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок, басен и т.д. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется менять.

Упражнение необходимо выполнять в положении “стоя”. Для этого учитель периодически дает соответствующие команды и под счет “один, два, три, четыре” ребенок быстро фиксирует взгляд на указанных зрительных участках комнаты.

Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей.

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью.

Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой.

Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

На физкультминутках можно использовать упражнения на дыхание, упражнения, стимулирующие кровообращение головы: различные наклоны, повороты, вращения головы. Содержание упражнений для физкультминуток должно меняться, не быть однообразным.

Важным моментом сохранения работоспособности учащихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволит без каких либо особых материальных затрат сохранить уровень здоровья детей с нарушениями слуха, но и повысить эффективность учебного процесса.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/02/01/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

в начальных классах.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Наша школа является экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию.

Инклюзивное образование – создание и поддержка условий для совместного обучения в классе обычных детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ.

В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  может сделать для здоровья современного ученика многое.

  Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и  обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуализации;
  • принцип всестороннего и гармонического развития личности;
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
  • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии:

  • дифференцированное обучение;
  • рациональная организация урока;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • нейрогимнастика;
  • коммуникативные игры;
  • арт — методы;
  • развитие мелкой пальцевой моторики;
  • когнитивные упражнения;
  • кинезиологические упражнения;
  • антистрессовая гимнастика;
  • зрительная гимнастика;
  • динамические паузы.
Читайте также:  Посвящение в вожатые. сценарий

Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса — урока.

В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках можно выделить несколько направлений.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и воспитанниками. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.

Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния воспитанников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения.

В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма.

Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.

Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика. (1 блок головного мозга – уровень непроизвольной регуляции энергоснабжения).

Упражнение№1

  1. Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.

  2. Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.

  3. «Плечики, как кузнечики»: поднимаем и опускаем плечи вверх.

  4. Растирание ладоней, хлопки в ладоши.

  5. Опускаем руки вниз, должны почувствовать лёгкое покалывание.

  6. Наклоны, разминаем колени.

Упражнение №2 (И.П. Зуев «Это волшебная сила растяжки»)

Игра «Глухой телефон» или «Паровозик». Дети встают в цепочку, «пишут» по очереди друг другу на спине какой-то знак — Букву или цифру. Потом разворачиваются в другую сторону и передают этот же знак обратно.

Коммуникативные игры (В.К. Велитченко «Физкультура для ослабленных детей»)

Я – дрозд,

Ты – дрозд.

У меня нос,

У тебя нос.

У меня аленькие,

У тебя аленькие.

Я сладенький,

Ты сладенький.

2 блок головного мозга (межполушарное равновесие) – уровень операционного взаимодействия с самим собой и внешним миром. У учащихся наблюдаем искажения в движении, плохо формируются учебные навыки, плохая речь. Таким детям рекомендована арт- терапия.

Арт-методы работы с детьми аутистами. (Е.Г. Гарбовская)

  • шагомер (контроль);
  • фрактальное рисование;
  • песочная терапия;
  • работа с солёным тестом;
  • мыльные пузыри;
  • оригами;
  • музыкальная терапия;
  • фототерапия;
  • рисуночные мандалы. Рисование мандал – это один из способов познать себя, погрузиться в процесс медитативного творчества, дающий огромный заряд энергии и позитивных эмоций.

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью.

Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой.

Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

Упражнения для мышц рук

1) «Моя семья» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка,А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

2) «Капуста» (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

Мы капусту рубим-рубим,Мы капусту солим-солим,Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

3) (Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

«Мы наши пальчики сплелиИ вытянули ручки.Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки»

4) (Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

«Руки мы на стол положим,Повернём ладонью вверх.Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

5) «Кулак – ребро – ладонь»

(Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)

Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика):

  1. Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.

  2. Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.

  3. Показываем на пальцах петушок, поочерёдно меняя руки.

  4. Раздать листочки размером 5см * 5 см.

  1. Скатать удобной рукой комочек, в другой руке держим другой листочек.

  2. Скатываем комочек другой рукой, также без помощи другой руки.

  3. Разворачиваем удобной рукой комочек, не помогая другой рукой.

  4. Разворачиваем другой рукой.

  5. Сворачиваем комочки двумя руками одновременно.

  6. Разворачиваем комочки двумя руками одновременно.

Кинезиологические упражнения (развитие межполушарного взаимодействия) А.Л. Сиротюк

  1. Блок дыхательных упражнений:

  • надувание шариков;
  • вдох носом, выдыхаем и проговариваем: «Мо-лод-цы!»
  • “Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
  1. Щёточный массаж.

  2. Глазодвигательные упражнения.

3 блок головного мозга – уровень произвольной саморегуляции (мышление, интеллектуальное развитие)

Антистрессовая гимнастика. (Т.В. Теличко, О. И. Артюкова)

-Какая погода часто бывает поздней осенью? (Дождь и снег.) Давайте покажем погоду.

(Дети поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы можно было коснуться руками впереди стоящего.)

-Представьте, что ваши пальчики — дождинки. Приготовьте пальчики.

(Дети показывают руки со слегка согнутыми пальчиками)

-Застучал дождик по спине, по плечам всех ребят. (Дети поколачивают пальчиками по спине впереди стоящего соседа.)

Пальчики — дождинки будто летают и стучат по всему телу. •

А сейчас пошел снег хлопьями. Это ладошки-снежинки захлопали по спине, по плечам ребят. (Дети похлопывают ладошками по плечам и спине соседа.)

Повернитесь в другую сторону и еще раз превратите свои пальчики а дождинки, а ладошки — в снежные хлопья. (Повторение массажа.)

«По каким местам ребёнка вразумяти, а по каким бити».

Упражнения на снижение невротических реакций.

1 режим — поглаживание:

— ладошки;

— лоб;

— затылок;

— лопатки «поздоровались»;

— локти погладили;

— колени погладили.

2 режим – поколачивание:

массировать одновременно по часовой стрелке:

— живот (одновременно вращать глазами)

— копчик (одновременно вращать глазами)

Важным моментом сохранения работоспособности воспитанников во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.

Ученику для закрепления знаний нужны движения. Неподвижный ребёнок необучаем! Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволит не только сохранить уровень здоровья обучающихся с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Всё в нашей жизни имеет Смысл.

Мы дети Любви, (двумя руками показываем на сердце)

Созданные из капелек Росы, (хлопки каждым пальцем по ладошке)

Неба, (руки вверх)

Звёзд, (опускаем руки вниз шевеля пальцами рук)

Солнца (обнимая корпус тела руками)

Мы дети Природы

Распускаем крылья, отправляемся в Земное Путешествие

Подобно солнечному лучу (волнообразные движения руками)

Читайте также:  Полезные и лечебные свойства помидоров

Иногда мы попадаем в Шторм неурядиц и бурь, (потираем ладонью ладонь)

Сильного ветра, (дуть на ладони)

И кажется, время останавливается и замирает (движение двумя руками символизирующие часы в одном направлении)

И только сердце стучит всё быстрее и быстрее…(постукивание пальцами по тыльной стороне ладони, в области сердца)

Вот уже детская ладошка протягивается к нам (протягивание ладоней и соединение с другой рукой)

Мы отдаём им свои Сердца. (соединение рук в области сердца)

Мудрость серебрит нам виски (массаж кончиками пальцев висков)

Мы оглядываемся назад, (повороты головой назад)

И вновь движется Время. Но уже по-другому. (перекрёстные движения руками в разные стороны на уровне груди)

Мы понимаем, что мы не одни.

Мы не одиноки.

Рядом с нами Люди.

Они берут нас за Руки (участники берутся за руки)

Поднимают к Высотам (поднимают руки вместе)

Иногда опускают на Землю (участники опускают руки)

Дают своё Тепло (передают тепло другому – пожимают руки)

Как прекрасна Жизнь,

Ведь Мы все Вместе!

Литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.

  2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

  3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.

  4. О.И Артюкова, Т.В.Теличко Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/zdorov_iesbierieghaiushchiie_tiekhnologhii_pri_rabotie_s_diet_mi_s_ovz

«Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях нового ФГОС»

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

«Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в

обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях нового ФГОС»

Подготовила: Зиновьева Е.А.

Новочеркасск, 2017г.

Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в

обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях нового ФГОС

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», — говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

В современном информационном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.

Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается.

Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Остается серьезной проблемой заболеваемость туберкулезом.

Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения.

У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.

Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Низкий уровень психического и физического здоровья воспитанников с ОВЗ предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающих важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на обучающихся.

Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической технологии являются:

  1. успешность обучения (темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления).

  2. показатели здоровья(частота заболеваний, уровень физической культуры).

  3. социальная адаптивность(сформированность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).

С чего начать свою работу в данном направлении?

В первую очередь, необходимо составить карту здоровья каждого ребенка с ОВЗ, в которой необходимо отразить заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту, определить уровень интеллектуального развития (низкий, средний, высокий). Распределение по уровням дает возможность подобрать для каждого ученика индивидуальный подход.

Это позволит решить главную задачу педагога, повысить учебную мотивацию, через создание благоприятной образовательной среды: атмосферы доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ученика. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональный компонент мотивации (поощрение, оценивание малейшего положительного результата, установление добрых взаимоотношений между учителем и учеником).

Построить эффективные, психологически комфортные взаимоотношения поможет творческих подход к образовательному процессу (применение нетрадиционных, активных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности, например, использование информационные технологии, средства ТСО).

Создание на уроках и внеклассных занятиях атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. Смена форм проведения уроков и занятий, от классического до нестандартного, снижает напряженность у ребенка, дает возможность найти свою нишу.

Проводя нетрадиционные уроки, особенно связанные с применением компьютерных технологий, обязательно слабым ученикам заранее даю маленькие сообщения. Это всегда успех. Ребенок начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмоции.

Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния.

Для снятия напряжения и выполнения здоровьесберегающей составляющей проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, опорно-двигательного аппарата, кистей рук, дыхательная гимнастика т.д. Для кистей рук используем следующие упражнения:

«Аплодисменты»

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой руки и т.д. Упражнение выполняется 15-20 секунд.

«Волны»

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

«Бабочка»

Подобные упражнения развивают воображение. Можно провести конкурс на лучшую сказку-упражнение для физкультминутки.

Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом — другое (безымянный палец). Наконец, запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!

Детям очень нравятся упражнения с массажным шариком «СУ ДЖОК». «СУ ДЖОК» создан для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья, с помощью воздействия на определенные точки. Использование массажного шарика с металлическими кольцами эффективно сказывается на здоровье детей. С помощью колец удобно массировать пальцы — это оказывает благотворное влияние на весь организм.

Одной из используемых и очень эффективных, является гимнастика для глаз, разработанная профессором Аветисовым Э.С. Упражнения выполняются сидя в течение 3 – 5 минут.

  1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. (5-6 раз);

  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. (5-6 раз);

  3. Руки – на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. (5-6 раз);

  4. Поднять глаза кверху, сделав ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. (5-6 раз);

  5. Руки – вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы руки опустить (выдох). (4 – 5 раз).

  6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2 – 2 секунды, перевести взгляд на кончик носа 3 – 5 секунд. (6 – 8 раз);

  7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Если систематически выполнять это упражнение, то оно не займет на уроке много времени.

Вот еще несколько упражнений для глаз, используемых на уроках.

«Бег глазами»

На кончик указки прикрепить искусственную бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. Упражнение выполняется стоя.

«Веселые рожицы»

Изображаем мордочки разных животных или сказочных персонажей. Ежик: губки вытянуты вперед – влево — вправо – вверх — вниз, затем по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем бульдога, волка, мартышку и т.д.

«Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить букву или слово. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может корректировать задание в соответствии с темой урока).

В своей работе использую упражнения, корректирующие осанку.

«Аист»

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускают. Следить за спиной.

Читайте также:  Игра. брейн-ринг «символы российского государства» для 9 классов

-Аист аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

-Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою, снова – левою ногою.

После – правою ногою, после – левою ногою.

И тогда придешь домой.

«Зимняя зарядка»

Следить за положением туловища и рук.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег- хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели-

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок.

В процессе обучения значительная нагрузка приходится на нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика психических переутомлений и невротических реакций на уроке педагогическими средствами представляется необходимой. С этой целью учителя часто применяю дыхательные упражнения.

Правильно выполняемая дыхательная гимнастика дает возможность быстро отдохнуть, успокоиться, управлять своим психоэмоциональным состоянием.

Определенные виды дыхания помогают улучшить кровоснабжение головного мозга, повысить умственную работоспособность, уравновесить состояние процессов возбуждения и торможения, сконцентрировать внимание на своем состоянии или предстоящей деятельности.

При выполнении дыхательных упражнений осуществляется массаж внутренних органов, улучшается перистальтика кишечника, укрепляются мышцы живота.

При возбужденном состоянии учащихся (например, после перемены, урока физкультуры), повышенной раздражительности, вспыльчивости рекомендуется выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений — когда выдох значительно превосходит по длительности вдох.

Ритмичное дыхание с паузой на вдохе или выдохе приводит к периодическому уменьшению содержания кислорода в крови и вызывает ответную стремительную реакцию расширения сосудов. Кружение на одном месте, вальсирование, после которого появляется легкое головокружение, способствует тренировке сосудов головного мозга, повышению их эластичности.

Перед началом упражнений нужно попросить учащихся отпустить пояса, расстегнуть воротнички. Не следует забывать о свежести воздуха в классе. Особое внимание учитель должен обращать на самочувствие школьников, осуществляя индивидуальный подход к каждому.

«Шарик»

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет один — восемь медленно выдыхают.

«Зверек»

Повороты головы налево и направо. На каждый поворот шумный короткий вдох носом.

«Флюгер»

Повороты туловища влево и вправо. При каждом повороте глубокий вдох.

«Ветерок»

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок). Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок). Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

«Речитатив»

Нужно глубоко вдохнуть и произнести любую скороговорку на одном дыхании. Например, «На пригорке возле горки жили 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка…». Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

Необходимым аспектом здоровьесберегающих технологий является соблюдение гигиенических требований (тепловой и световой режим, проветривание кабинета, чистота учебного помещения).

Источник: https://multiurok.ru/files/zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-kak-nie.html

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Автор: Кидняева Оксана Николаевна

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.

Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; 

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

 учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы

используем в своей работе:

Коррекционные технологии

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и

подключить внутренние резервы организма ребенка такие как:  красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми.

Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.

Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Психогимнастика — снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

СУ-ДЖОК терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.

Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.

Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться.

Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Источник: https://solncesvet.ru/zdorovesberegayushhie-tehnologii-v-k/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector