Зоны общения

«Общение» – это системный социально-психологический феномен. Общение является сложным, многоплановым, комплексным процессом установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение).

Общение выступает в качестве взаимодействия двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией познавательного характера и/или аффективно-оценочного характера с целями налаживания и поддержания отношений, а так же – согласования и объединения усилий.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, понимается в качестве особой, специфической деятельности, «производимой» абсолютно всеми людьми.

Итак, феномен общения понимается в качестве процесса социального взаимодействия людей и установления социально-профессиональных отношений между людьми.

Общение порождается социальными, общественными потребностями людей, проявляющимися в стремлении коммуницировать, взаимодействовать, выполнять совместную деятельность. Общения детерминируется мотивами, образующимися в самом ходе осуществления людьми процесса совместной деятельности.

Стратегии общения:

  1. открытое и/или закрытое общение;
  2. монологическое и/или диалогическое общение;
  3. ролевое общение (исходя из семейной роли, профессиональной роли, социальной роли и т.п.) и/или личностное общение (общение «по душам»).

Открытое общение обусловлено желанием и умением выразить наиболее полно свою точку зрения и готовностью учесть позиции других. Эффективность открытых коммуникаций наиболее продуктивна в тех случаях, когда есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами, планами).

Закрытое общение обусловлено нежеланием, либо неумением человека выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, донести имеющуюся в распоряжении информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправданно в определённых случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности другой стороны; 2) в острых конфликтных ситуациях, когда раскрытие своих чувств, мыслей, планов нецелесообразно.

Имеет место так же «одностороннее выспрашивание», – как полузакрытая коммуникация, в которой один человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.

Имеется и так называемое «истерическое предъявление проблемы», – когда один человек нарочито, беззастенчиво и неадекватно выражает другому человеку свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, насколько всё это целесообразно для общего дела, а так же тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния», вникать в его проблемы и т.п.

Социально-психологическая структура общения

Социально-психологическая структура общения выражается в трёх основных аспектах общения, коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Процесс общения включает в себя три совокупных подпроцесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие партнёра по общению).

Коммуникация (англ. commumication), как термин этимологически происходит от латинского слова (понятия) communico – буквально – «делаю общим». Коммуникация, коммуникативная сторона общения, – это смысловой аспект социального взаимодействия людей.

Виды коммуникации: межличностная, публичная, массовая (по типу отношений между участниками); речевая (письменная и устная), паралингвистическая (пантомимика, мимика, жест, мелодия; скульптура, архитектура), вещественно-знаковая (продукты производства, продукты изобразительного искусства, программные продукты, интеллектуальные продукты).

Коммуникативные действия – это действия, сознательно ориентированные человеком на смысловое, знаковое их восприятие другими людьми.

Функции коммуникационного процесса, управленческая, информативная и фатическая (установление и поддержание эмоционального контакта).

Квалифицированный коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.

Коммуникативные барьеры в общении: языковой барьер общения (включая разнообразные разновидности языкового барьера общения); религиозный барьер общения; мировоззренческий барьер общения; культурный барьер общения; ценностный барьер общения; половой (гендерный) барьер общения; возрастной барьер общения; образовательный барьер общения; профессиональный барьер общения.

Интеракция (от англ. interaction < лат. inter + activus – деятельный), – это термин, повсеместно используемый в социальной психологии и обозначающий взаимодействие людей, взаимное влияние людей друг на друга или воздействие групп людей друг на друга.

Интеракция (обмен действиями), интерактивная сторона общения, – выступает как построение общей стратегии взаимодействия; способы обмена действиями; согласование планов совместных действий, а также последующий анализ деятельностного вклада каждого участника.

Интеракция понимается в качестве непосредственной межличностной коммуникации (обмен знаковыми символами, действиями, происходящий в данный момент времени), важнейшей особенностью которой является способность человека «принимать роль другого» и представлять (чувствовать) то, как его воспринимает партнёр или группа людей.

Условия эффективности интеракции (взаимодействия): создание соответствующих условий для осуществления деятельности, согласование личностных позиций, единое понимание людьми ситуаций в которых они осуществляют совместную деятельность и выработка людьми адекватного стиля взаимодействия.

Типы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт (особый случай взаимодействия).

Имеет место чёткое проявление в интерактивной стороне общения деятельностного параметра общения, в связи с этим, общение нужно рассматривать и анализировать только вместе с деятельностью, которая является наиважнейшим компонентом общения.

Среди возможных позиций, которые занимают партнёры по общению при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнёру «свысока», «пристройку» к партнёру «на равных», «пристройку» к партнёру «снизу», либо отстранённую позицию.

Ни одна из этих позиций не является однозначно «хорошей» или «плохой». О продуктивности «пристройки» можно судить лишь в контексте конкретной ситуации.

Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнёром по общению), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстранённая позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением.

В экстремальной ситуации, позиция «свысока», проявляемая компетентным человеком, зачастую спасает жизни окружающих. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении – один из возможных показателей психологической зрелости личности.

Перцепция (от лат.

perceptio – восприятие), перцептивная сторона общения, выступает как психический смысловой процесс восприятия человеком другого человека, процесс формирования его образа, познание своего отношения к нему и понимание партнёра по общению. Перцепция понимается в качестве особого человеческого восприятия. Выделяется, всегда осуществляющееся при перцепции, познание другого человека, строящееся на самопознании.

Основные перцептивные социально-психологические механизмы: идентификация (мысленное и чувственное соотнесение своего внутреннего мира с внутренним миром другого человека и/или других людей) и рефлексия (самоизучение, самоотчет, самоконтроль, анализ прошлых, осмысление настоящих и планирование будущих собственных действий).

Рефлексия (от глагола рефлексировать) проявляется как общение человека с самим собой, как взаимодействие частей личности человека, как оценка человеком себя самого (своих поступков, действий, решений, мыслей, чувств, мотивов и т.д.). Рефлексия – это важнейший психосоциальный механизм развития личности, как самопознание, самоанализ, самоисследование.

Имеется особая значимость в перцептивной стороне общения именно социальной перцепции.

В этой связи имеет место различение перцепции как восприятия, то есть, как базового психического познавательного процесса, и отдельное выявление социально-психологических характеристик перцепции, характеристик, связанных с социумом и относящиеся именно к окружающим субъекта людям.

Социальная перцепция понимается в качестве процессов и механизмов восприятия, понимания и оценки людьми других различных людей, малых и больших социальных групп, социальных субъектов, объектов, общественных событий. Социальная перцепция выступает как восприятие и познание человека человеком.

Социально-перцептивные знания, умения и навыки человека, проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнёра по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» социального восприятия при анализе коммуникативной ситуации.

Психосоциальный контекст общения

Психосоциальные параметры общения как комплексного процесса:

  1. «общение человека с самим собой» (рефлексия как внутриличностный аспект);
  2. общение «личность – личность» (любого рода межличностное общение двух людей);
  3. общение людей в микрогруппах (диады, триады, проектные микрогруппы и т.п.), общение «личность – группа», общение «группа – личность», общение микрогрупп между собою «внутри» общей группы (внутригрупповое общение);
  4. общение одной общей группы с другой группой, с другими группами (межгрупповое общение).

В этой связи необходимо рассмотреть понятие «отношение». «Отношение» или «отношения», – это термин, введённый и понятийно раскрытый ещё самим великим Аристотелем для обозначения какого-либо определённого способа человеческого бытия и познания.

Генеральное качество «отношения» выражается в том, что в отношении находит проявление взаимосвязь предметов и явлений (событий) окружающего мира.

Учёные выделяют пространственные отношения, временные отношения (в контексте длительности по времени), причинно-следственные отношения, внешние отношения, внутренние отношения, логические отношения, существенные отношения. Ученые выделяют так же отношения целого и части, отношения единичного, т.е. особенного, и общего, т.е. всеобщего.

Особым содержательным образом выделяются социальные отношения: отношения в процессе игровой деятельности, отношения в процессе учебной деятельности, отношения в процессе производственной деятельности, дружеские отношения, семейные отношения и т.д.

Наряду с вышесказанным, человек вступает в психосоциальные отношения с созданными им и другими людьми материальными и идеальными продуктами, с объективным природным миром и с социальным миром – с другими людьми. Разного рода отношения субъекта характеризует тот конкретный смысл, который имеют для данного человека отдельные объекты, явления, люди.

Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека с другими людьми влияет на формирование его личностного самоотношения.

Научная концепция социальных отношений человека получила развитие в работах Мясищева Владимира Николаевича («Психология отношений» и другие труды). Имеет место базовое утверждение В.Н.

Мясищева о том, что психология отношений органически вырастает из реального взаимодействия людей, в частности, – из педагогической, медицинской, производственной, военной и иной общественной практики, и что фактически все отношения каждой личности по своей природе изначально социальны.

В связи с этим, нужно рассмотреть понятие «интериоризация». Интериоризация (от лат. interior – внутренний), – это формирование внутренних структур человеческой психики, происходящее благодаря усвоению систем внешней социальной деятельности.

Читайте также:  Интеллектуальная игра по истории для 5 класса

Имеется научное положение о том, что на первых возрастных этапах онтогенеза (во всех детских возрастах) практически полностью доминирует интериоризация, с помощью которой (как процесса) человек (ребёнок) усваивает знания, умения и навыки, познаёт окружающий мир.

«Противоположность» интериоризации, – это экстериоризация (другой полюс описываемого сложного психического и социального явления).

Понятие «экстериоризация». Экстериоризация (от лат.

exterior – внешний), – это некий психосоциальный и «психообъектный» «переход» от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, социальному плану деятельности, реализуемому в форме приёмов и действий с предметами и продуктами производственной деятельности (в том числе – интеллектуальной деятельности).

Доминирует научное мнение о том, что, накопив определённую сумму знаний и переживаний, «пропустив через себя» путём интериоризации множество внешних смысловых воздействий, человек затем начинает психологически преломлять, трансформировать прожитое, осмысленное, – выдавая путём экстериоризации «на гора» («вовне») творческие, уникальные продукты своей внутренней психопознавательной деятельности. Наряду с доминированием в детском возрасте интериоризации, на последующих возрастных этапах значение и «удельный вес» экстериоризации всё увеличиваются (и должны увеличиваться). Экстериоризация, как правило, начинает существенно преобладать в среднем, зрелом возрасте человека (т.н. возраст «акме»). Психические познавательные виды активности личности интериризация/экстериоризация являются ведущими способами социально-психологического развития личности каждого человека на протяжении всей его жизни.

Наконец, в анализируемом контексте, нельзя не рассмотреть понятие «социализация». Социализация выступает как явление и как процесс. Социализация – это процесс интеграции («вхождения») личности в социум.

Социализация понимается как развитие личности в многоплановом и полифоничном процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом. Имеют место стихийная и целенаправленная социализация, т.е. социальное воспитание. Социализация является процессом самоизменения личности.

Социализация, – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства субъектом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Есть различные способы социализации личности в обществе, а также разные формы десоциализации и ресоциализации личности.

Механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: интериоризация/экстериоризация (как «разнополюсный» феномен) по Льву Семёновичу Выготскому; внешняя/внутренняя стимуляция и мотивация по Сергею Леонидовичу Рубинштейну; идентификация/отчуждение (относительно разнообразных социальных групп) по Валерии Сергеевне Мухиной. Также учёными выделяются такие психосоциальные механизмы как адаптация/дезадаптация, реадаптация, конформизм/нонконформизм.

В раскрытом выше содержательном контексте коротко опишем понятие социального института (понятие института социализации).

Социальными (общественными) институтами, в широком содержательном смысле, являются, например, система народного образования, система здравоохранения и социальной защиты населения, система вооружённых сил, система МВД, пенитенциарная система и другие макросоциальные системы (институты) базовых общественных (социальных) отношений. Таким образом, социальные институты выражены как макроструктуры общества, образующие собою систему общественных отношений.

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) канал и неречевой (невербальный) канал общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Раскроем вербальные (словесные) средства общения. В структуру речевого (вербального) общения входят нижеследующие основные параметры, являющиеся символическими средствами вербального общения. 1. Значение и смысл слов, фраз.

Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2.

Речевые звуковые явления:

Источник: https://novainfo.ru/article/1818

ПсихолоГ_и_Я

Зоны межличностного общенияВ процессе общения люди занимают разное пространственное размещение относительно друг друга. Наука, которая изучает нормы пространственной и временной организации общения («пространственная психология»), называется Проксемика.

Основателем пространственной психологии является американский исследователь Э. Холл, который исследовал первые формы пространственной организации общения у животных.

 В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

Эмоции собеседника — Положение тела собеседника

Ощущение душевного комфорта — Расслабленность отдельных частей тела, руки и ноги не скрещены

Ощущение опасности — Руки подняты вверх
Защитные тенденции — «Бойцовая стойка», руки, ноги скрещены
Желание сблизиться — Тело наклонено вперед
Желание удалиться — Собеседник отодвигается, отворачивается
Депрессия, подавленность — Собеседник сутулится, голова, плечи опущенные
Экспансивное желание, гордость — Голова поднята, шея прямая, корпус выпрямлен или отклонен назад
Защитная позиция Руки сцеплены на груди — Нетерпение Легкое постукивание по столу
Чувство превосходства, собеседник считает себя хитрее — Молитвенно сложенные ладони, пальцы чуть расставлены
Недоверие — Собеседник потирает глаза
Неуверенность, страх — Грызет ногти
Покой, удовлетворение — Легкий наклон головы в сторону
Подожди минутку, подумаю — Поднятие головы и взгляд вверх или наклон головы с сосредоточенным выражением
Не понял, повтори — Движение головой и насупленные брови
Понимаю, мне нечего добавить — Улыбка, возможно, легкий наклон головы
Ясно, понял, что тебе нужно — Ритмическое кивание головой
Хочу подчинить себе — Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседника
Пренебрежение — Взгляд в сторону
Страх и желание убежать — Взгляд в пол

Э. Холл выделил четыре зоны межличностного общения.

Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии общаются знакомые, родители с детьми, очень близкие люди.

Кроме самых близких, в эту зону допускаются врачи, медсестры, парикмахеры и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом.

Пытаясь в общении с кем войти в эту зону, вы тем самым намекаете на то, что хотели бы считать его другом.

Зона личного общения (0,5-1,5 м). Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг друга, пожать друг другу руку, похлопать по плечу.

Большинство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей. Например, когда вы сидите в кафе, где есть свободные места, и новый посетитель подсаживается к вам, то вы будете чувствовать себя неудобно. Или другой пример.

В переполненном транспорте люди избегают визуального контакта друг с другом, стараются смотреть в окно или на стену, чтобы таким образом выдерживать границы личного пространства.

Зона формального общения (1,5-3 м). На такой дистанции ведут деловые, а также случайные и малозначимые разговоры. Существует выражение «выдержать дистанцию», с помощью которой описывают отношения начальника и подчиненного.

Зона публичного общения (более 3 м). Пространство, отделяющее человека от оратора в зале, является зоной публичного общения. В такой ситуации комментарии, интимные жесты не являются остроумными (например, пожать руку лектору, похлопать по плечам).

Источник: http://stanislav.my1.ru/publ/psikhologija_obshhenija/zony_mezhlichnostnogo_obshhenija/13-1-0-135

Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам:

  • речевому (вербальному, от лат. «устный, словесный»);
  • неречевому (невербальному).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз. («Разум человека проявляется в ясности его речи», — отмечали еще древние ораторы.) Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы
  2. и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  3. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  4. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
    1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
    2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
    3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
    4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.
Читайте также:  День святого валентина – 14 февраля в 4 классе. сценарий

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.

е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

  1. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  2. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

  1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
  2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
  3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
  4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е.

глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

Взгляд бывает:

  • деловой: фиксируется в районе лба собеседника; это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
  • светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); это способствует созданию атмосферы непринужденного общения;
  • интимный: направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела, до уровня груди; говорит о заинтересованности друг другом в общении;
  • взгляд искоса: свидетельствует о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п.

Легче всего распознаются положительные эмоции (радость, любовь, удивление), труднее воспринимаются отрицательные (печаль, гнев, отвращение).

Основную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший жестовый «алфавит» можно разбить на шесть групп:

  1. Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты -«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  2. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относят кивки, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки (как при рукопожатии), слегка приподнятые, означают во многих случаях — «здравствуйте», а воздетые над головой — «до свидания».
  4. Жесты-адапторы. Это специфические движения рук. К ним относятся также почесывания, подергивания отдельных частей тела; прикасания, пошлепывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаша, пуговицы и т. п.).
  5. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции.
  6. Микрожесты: покраснение щек, увеличенное количество морганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Вот почему человеку следует научиться понимать ложные, притворные жесты.

Особенность их заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений рук и корпуса); подавляют сильные (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, совершаются конечностями, потом задействуются мышцы лица.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

  • жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и начинает прохаживаться (оценка информации) и др.;
  • жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
  • жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть, и др.;
  • жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
  • жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • жесты отрицания: сложенные на груди руки; наклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  • жесты-расположения: прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • жесты доминирования: руками делаются решительные, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • жесты неискренности: «прикрывание рукой рта», дотрагивание до носа как более утонченная форма прикрывания рукой рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Умение понимать расхожие жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные, поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях (см.: Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. — М., 1990).

Источник: https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/135-verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshheniya.html

Зоны интимного общения

Вы выражаете свое отношение к человеку не только своим нарядом и манерами, но и тем, какую дистанцию вы соблюдаете при общении с ним. Холл различает четыре зоны межличностного общения.

Зона интимного общения
(от полуметра до непосредственного телесного контакта).

На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Вы наверняка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытается подойти к вам вплотную.

Кроме самых близких людей в эту зону допускаются врачи, медсестры, портные и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом. Пытаясь при общении с кем-либо войти в эту зону, вы тем самым даете человеку понять, что хотели бы считать его своим другом.

Психологические эксперименты выявили, что счастливые в браке супруги комфортно общаются друг с другом именно на этой дистанции. И наоборот, супруги, которые не ладят между собой, сторонятся друг друга.

Зона личного общения
(от 0,5 м до 1,5 м)

Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг до друга, обмениваться рукопожатиями, похлопывать друга по плечу.

По данным Фаста, большинство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей. Представьте, что вы сидите в полупустом кафе. Входит новый посетитель и, хотя рядом есть свободные столики, подсаживается к вам.

Скорее всего, вы испытаете неловкость.

Замечали ли вы, что в людных местах, например в переполненном лифте, в автобусе или в поезде метро, люди избегают визуального контакта друг с другом, стараются смотреть в окно или упираются взглядом в стенку? Ясно, что такое поведение вызвано стремлением соблюсти границы личного пространства.

Зона формального общения
(от 1,5 м до 3 м)

На такой дистанции обычно ведутся деловые, а также случайные и малозначимые разговоры. Вам, наверное, знакомо выражение ‘соблюдать дистанцию’, с помощью которого описывают отношения начальника и подчиненного.

И действительно, было бы странно, если бы собеседники говорили о личных и интимных вещах, стоя в трех метрах друг от друга.

Читайте также:  Занятия с детьми

Такая дистанция скорее уместна в ситуации формального собеседования или деловых переговоров.

Зона публичного общения
(более 3 м)

Если вы сидите в огромном зале и слушаете выступление оратора, то можно сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является зоной публичного общения.

В такой ситуации неуместны интимные жесты и комментарии; вы не можете пожать лектору руку, похлопать его по плечу или спросить, как он провел выходные дни. Даже деловое общение невозможно на такой дистанции.

Источник: http://5-xl.ru/zony-intimnogo-obshheniya/

Традиционные средства коммуникации, зоны общения

Вербальные коммуникации

К вербальным средствам коммуникации относят навыки устной и письменной речи.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека.

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело.

Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации.

Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики — большое достижение человечества 😉 ), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем.

Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас.

Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь.

Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям.

Структура речевой коммуникации.В межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Даже точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения слов, и даже для насмешки над своими словами и придания им противоположного смысла.

В то же время слова, взятые сами по себе, все же являются основным компонентом коммуникации.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли.

На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.

Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.).

Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации.

Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

· речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

· речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

· с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

· в речевой коммуникации создаются социальные значения.

·

Успешность коммуникации и коммуникативные навыки. Для достижения коммуникативных целей мы пользуемся определенными приемами, которые (в зависимости от уровня рассмотрения) называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.

Коммуникативной целью будем называть (вслед за Е.В.Клюевым) стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.

Объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязательства по послепродажному обслуживанию – это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения в данной ситуации, реализующие ту или иную коммуникативную интенцию, то есть, намерение индивида-коммуниканта (или корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивид) осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью.

Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е.В.Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”. Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах.

Коммуникативная тактика, в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия.

Коммуникативная тактика – более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению с коммуникативной стратегией.

Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.

Коммуникативное намерение (задача) – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности.

Значения слов хранятся как память о прошлых контекстах и результатах их употреблений – так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен

· уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию;

· уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;

· уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.

Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

Невербальная коммуникация

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

— внешний вид собеседника,

— мимика (выражение лица),

— пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

— вокальные качества голоса, — его диапазон, — тональность, — тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

— темп речи, — паузы, — смех и т.д.

Зоны общения. Ещё не слыша, о чём говорят собеседники, можно без труда понять, в каких они взаимоотношениях. Поможет этому определение расстояния, отделяющего беседующих друг от друга. Если вы скажете, что это не имеет значения для говорящих, то глубоко ошибётесь.

Можно выделить четыре зоны общения: интимная— это дистанция, которая разделяет близких людей: родителей и детей, мужа и жену, родственников и очень близких друзей; личностная, дружеская— это расстояние, на котором разговаривают приятели, хорошие знакомые; официальная— расстояние для людей малознакомых и незнакомых, для людей, находящихся в официальных, де­ловых отношениях; аудиторная — зона общения людей, находящихся на совещаниях, лекциях и т.д.

Чем, официальное отношения, тем дальше расположены люди друг от друга, тем меньше, естественно, у них возможности прикоснуться друг к другу.

Каждый представитель определённой культуры с детских лет привыкает общаться на принятом в данном обществе расстоянии, а если не усваивает эти правила, мы говорим, что он невоспитан, невежлив.

Но вот что интересно. Приезжая в другую страну, мы вдруг обнаруживаем любопытные для себя явления. Так, в Японии русским кажется, что несмотря на улыбчивость, японцы слишком отчуждённо держатся, а японцам — что русские слишком быстро хотят перейти на дружес­кую ногу.

К техническим средствам коммуникации относят: радио, телеграф, телефон, телевидение, интернет. На современном этапе развития принято говорить о телекоммуникационных технологиях. Мы рассмотрим применение компьютерных средств коммуникаций в контексте образования.

Источник: https://megalektsii.ru/s9140t6.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector