Адаптация детей раннего возраста в доу

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – это достаточно тяжелый и тревожный в большинстве случаев процесс. Вступление детей в ясли изменяет обычный ритм жизни родителей.

Они чувствуют себя очень тревожно, поскольку привыкли, что их дети находятся всегда под их контролем. Те, в свою очередь, также переживают стресс, поскольку дома они привыкли к одному распорядку, способу кормления, режиму сна.

И в один момент все это изменяется: родителей не видно полдня, еда совершенно другая, режим иной.

От способностей ребенка к адаптации ко всему новому – режиму дня, новым людям, зависит дальнейшее формирование и развитие, благополучная жизнь в дошкольном учреждении и в семье. Именно адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ позволяет устранить возникающие проблемы и формировать приспособляемость малышей ко всему новому.

Важную роль играет социальная адаптация детей раннего возраста, так как ДОУ – это первый социальный институт, где они приобретают опыт постоянного общения с ровесниками и другими людьми, именно здесь закладываются основы коммуникативного стиля. Поэтому должна быть создана обстановка для привыкания малышей, учитывая их возраст.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ зависит от их физиологических и личностных качеств, взаимоотношений в семье, условий пребывания в дошкольном учреждении.

Адаптация у детей раннего возраста к условиям ДОУ, ее темп и формирование проходит по-разному. Чтобы этот процесс происходил продуктивнее, необходимо поддерживать контакт между родителями и воспитателями, у обеих сторон должно быть желание сотрудничать, идти друг другу навстречу. Если период адаптации ребенка к саду проходит благополучно, то малыш будет спокоен.

Адаптация к ДОУ детей раннего возраста

В раннем возрасте адаптация к условиям ДОУ проходит несколько стадий. На первой стадии адаптации осуществляется сбор информации об особенностях и потребностях малыша.

Когда родители впервые посещают дошкольное учреждение, их знакомят с уставом, родительским договором. Родителей также знакомят с воспитателями и воспитанниками группы. Разрабатывается индивидуальный график посещения.

Осуществляется первичная диагностика.

В раннем возрасте во время адаптации часто наблюдается отсутствие рефлексии. К этому относятся двояко, поскольку это одновременно и облегчает ситуацию, но и – усложняет диагностический процесс и постановку основной проблемы раннего возраста.

Психокоррекционная работа проводится над переживаниями в периоде раннего возраста, за позицией «здесь и теперь» и с акцентированием на закреплении позитивных процессов, проявляющихся в процессе коррекционной работы.

На втором этапе – заключающее диагностирование особенностей адаптации раннего возраста также проводится сравнительный анализ значений первичной и заключающей диагностики.

Когда заканчивается адаптация детей раннего возраста к ДОУ, происходит медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом, на котором анализируются результаты работы во время адаптации, ее положительные моменты и проблемные ситуации, подводятся итоги, вводятся изменения в план организации процесса адаптации и обговаривается последующая деятельность по специфике приспособления воспитанников.

Чтобы достигнуть быстрой приспособляемости к новым обстоятельствам, новому режиму, должны быть созданы определенные условия адаптации детей раннего возраста в ДОУ. Должна осуществляться целенаправленная организация жизнедеятельности детей во вступлении их в незнакомую обстановку дошкольного учреждения, она бы оказывала воздействие на формирование положительного отношения к ДОУ.

Условия адаптации детей раннего возраста в ДОУ должны быть согласованными с обеих сторон – от родителей и от воспитателей. Если воспитатели владеют педагогическими знаниями о том, какие условия адаптации детей раннего возраста в ДОУ будут лучше, то родители должны принимать это к сведению, чтобы сделать условия домашнего режима и режима детского сада максимально похожими.

Почти все малыши, вступая в детский сад, плачут, чуть меньшая часть ведет себя более уверенно, по ним видно, что они не особо переживают насчет этого. Они точно выполняют все действия воспитателя. Таким детям легче дается прощание с родными, и они легче проходят адаптацию.

Другие идут с родителями вместе в группу. Такое поведение показывает, что малыши нуждаются в общении. Они боятся оставаться без мамы или папы в группе, поэтому воспитатель может позволить родителям оставаться.

Чувствуя в этот момент поддержку близкого человека, кроха начинает вести себя более расковано и уверенно, он начинает интересоваться игрушками.

Если родители всегда будут возле малыша, тогда он не сможет пройти процесс адаптации и в дальнейшем социализироваться.

Поведение малышей зачастую совершенно разное, потому что все они имели различные условия развития, у них еще до зачисления в дошкольное учреждение формировались разные потребности. Отдельное значение имеет психологическая готовность детей в раннем возрасте к детскому саду, она является одним из итогов развития психики дошкольника.

Трудности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ могут возникать в вовлечении в процесс общения, которое не представляет для них интереса. Родители должны много разговаривать с детьми, знакомить их со сверстниками вне детского сада, чтобы те были готовыми к интенсивному общению.

Несоблюдение базовых педагогических правил в воспитании может приводить к нарушениям их интеллектуальной сферы и физического созревания. Касательно этого формируются негативные формы поведения.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три фазы. Первая – острая фаза, характеризуется нестабильным соматическим и психическим состоянием. Часто малыши уменьшаются в весе, болеют респираторными заболеваниями, страдают расстройствами сна, наблюдается снижение речевого развития.

Вторая фаза адаптации у воспитанников раннего возраста – подострая, здесь свойственно нормальное поведение, все прогрессы слабеют и фиксируются на фоне немного приторможенного темпа развития, в частности психического развития, относительно средних возрастных норм.

Третья фаза адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ – компенсации, увеличивается темп развития и ближе к окончанию года происходит задержка темпа развития.

Чтобы переход из семейного режима в режим ДОУ, во время адаптационного периода был успешным, необходимо чтобы он осуществлялся постепенно. Большое значение имеет согласование самооценки и притязаний крох с их истинными возможностями и условиями среды.

Адаптация детей в детском саду раннего возраста имеет три степени. Легкая адаптация в раннем возрасте характеризуется относительно недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии и настроении.

Детям раннего возраста свойственно расстройства сна, они не имеют аппетита, не хотят играть со сверстниками. Меньше чем за месяц такое состояние нормализуется.

Преобладает радостное, стабильное состояние, активная коммуникация с взрослыми и другими воспитанниками раннего возраста.

Адаптация к ДОУ детей раннего возраста средней степени тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. В первом месяце адаптации часто случаются болезни, в основном респираторные инфекции.

Такие заболевания длятся от недели до десяти дней и заканчиваются без осложнений. Психическое состояние нестабильное, любая новизна способствует негативным эмоциональным реакциям.

С помощью взрослого дети более заинтересовываются познавательной деятельностью и скорее свыкаются с новыми условиями.

Тяжелая степень адаптации: эмоциональное состояние стабилизируется очень медленно, может длиться несколько месяцев. В тяжелый период адаптации свойственны агрессивно-разрушительные реакции. Все это сказывается на здоровье и развитии.

Обуславливается тяжелая степень адаптации раннего возраста несколькими причинами: отсутствием режима в семье, который совпадал бы с порядком в детском саду, неумение играть с игрушкой, своеобразные привычки, несформированность гигиенических навыков, неумение общаться с новыми людьми.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ бывает легкой, быстрой и практически безболезненной, но может быть и тяжелой.

Невозможно сразу точно определить какой она будет, это зависит от влияния многих различных факторов: от условий периода беременности до индивидуальных свойств центральной нервной системы.

Только опытный педиатр может предположить, какой будет адаптация дитяти раннего возраста, какие сложности в ее ходе могут возникнуть.

Независимо от прогноза, так или иначе, отрицательные признаки всегда будут возникать, на уровне всего организма. Но такие отклонения являются незначительной частью из того, что может присутствовать в поведении детей раннего возраста.

Они находятся под сильным психическим напряжением, которое везде их преследует. Поэтому дети пребывают в состоянии стресса или находятся за шаг до него. Если стресс минимальный, то и сдвиги адаптационного периода пройдут спокойно.

Если стресс захватил полностью, тогда, скорее всего дитя заболеет, такое происходит во время тяжелой адаптации.

Психическое состояние также заметно изменяется. После зачисления в дошкольное учреждение малыши изменяются кардинально в другую сторону, собственные родители часто их не узнают.

Например, если ранее малыш был тихим и уравновешенным, то теперь он стал закатывать истерики и капризничать. Он потерял навыки самообслуживания, которыми ранее пользовался. Такой процесс называется регрессом, он проявляет реакцию на стресс.

Навыки, потерянные во время регресса, через некоторое время возвращаются и к концу адаптационного этапа все нормализуется.

Социальная адаптация детей раннего возраста зачастую проходит очень тяжело, поскольку страх является постоянным спутником этого периода. Они боятся незнакомых взрослых и ровесников, они не понимают, почему должны слушаться чужих взрослых, им больше нравится играть самим, чем с другими.

Все это формирует у них закрытость от контактов с другими, интровертированность. Другие малыши тоже не очень хотят идти на контакт с таким ребенком, поскольку видят, как он боится всего, что его окружает и только зовет маму, которая его может защитить.

Если наступает тот момент, когда кроха находит контакт с другими малышами, то это значит адаптационный период закончился.

Детский сад – это место, где впервые происходит опыт коллективной коммуникации. Новые обстоятельства, новые знакомства – все это воспринимается не сразу. Большинство малышей реагируют плачем. Одни могут очень легко войти в группу, но дома по вечерам плакать, другие – отправляются в детский сад, но перед самым входом начинают плакать и капризничать.

Манера воспитания в семье играет значительную роль в приспособлении к новым обстоятельствам. Часто именно в семье кроется причина низкой социальной адаптации. Личность формируется в большей мере в семье. Также имеет большое значение структура семьи, ее культурный уровень развития, соблюдение нравственных правил, моральных законов, отношение родителей.

Особенно сильно влияет семья на формирование «Я-концепции», поскольку семья – единственная социальная сфера для детей, не пребывающих в дошкольном учреждении. Такое влияние семьи длится некоторое время и в дальнейшей жизни.

Ребенок не имеет личного опыта прошлого, не знает критериев самооценки. Он руководствуется только опытом окружающих людей, их оценкой, той информацией, которую он получает от семьи и впервые годы у него формируется самооценка.

Воздействие внешней среды также формирует и закрепляет самооценку, полученную в семье. Уверенные в себе крохи, способны успешно и быстро справляться с возникающими перед ними неудачами, в домашней ситуации или в детском саду.

Читайте также:  Сценарий военно-спортивной игры для младших школьников «зарничка»

Также они могут быстрее проходить адаптацию.

Малыши с низкой самооценкой всегда находятся в состоянии сомнения, им достаточно один раз пережить неуспех, чтобы лишиться уверенности в себе, именно это и тормозит их процесс приспособления.

Источник: http://vseopsycho.ru/adaptatsiya-detej-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou/

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении (стр. 1 из 3)

Введение

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.

Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Морозова Е.И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом развитии ребенка».4

О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н.М., Тонкова – Ямпольская Р.В., Шмидт – Кольмер Е. и др.

Теплюк С. проанализировала деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила, что эта проблема – одна из плохо решаемых. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого – педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков.

В связи с этим, она советует, методисту и психологу усилить работу с персоналом в этом направлении: систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка (Г.М.

Лямина), этапы развития общения взрослого с ребенком (С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), практическое применение этих знаний в условиях адаптации (Н.Д. Ватунина), диагностическая методика адаптационного профиля (Е.И.

Морозова).

Действительно, когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

Именно этой проблеме я хотела бы посвятить свою контрольную работу.

1. Разные подходы к проблеме адаптации

Период привыкания детей – неизменно сложная проблема, отмечает С. Теплюк. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти.

Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования, облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков, комплексы профилактических мероприятий. Но все предлагаемое лишь несколько смягчило остроту проблемы. Н.М.

Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, не раз возвращалась к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое дерево, выкапывает его с частью почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут. А мы безжалостно отрываем ребенка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку. Окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью. Немало грамотных педагогов откликнулись на этот призыв: были подобраны комплексы развлекающих мероприятий, рекомендации по индивидуальному подходу к новеньким на основе тщательно разработанных анкет, вопросников для беседы с мамой: как ласково называют малыша дома? Каким игрушкам он отдает предпочтение? Может ли самостоятельно занять себя? Как и что ест малыш? Как и где спит? и т.п. Воспитателю предлагалось посетить семью будущего подопечного с целью ознакомления с особенностями его развития и воспитания. Но родители не понимали, чего от них хотят, отделываясь малозначащими фразами. Воспитатели, посещая незнакомую семью, в большинстве случаев чувствовали себя сковано, не видя конструктивных результатов данного мероприятия. В результате все попытки определить точки соприкосновения семьи и дошкольного учреждения, разработать общие подходы к малышу оказались малоэффективными: дети приходили в группу с любимой игрушкой, слышали свое знакомое по дому ласкательное имя, ходили за ручку с приглянувшимся взрослым, но продолжали все так же отчаянно страдать, переступив порог групповой комнаты.

Теплюк С. выделяет то, что в настоящее время существенную помощь в положительном решении данной проблемы оказывают научно – практические разработки психологов, которые вооружают педагогов знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения с взрослым и др.

Разные подходы к проблеме адаптации дают практические работники, о научных достижениях в этой области рассказывают ученые. Каждый раз убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин. Чтобы полнее представить себе эту проблему, следует разобраться в многообразии подходов к ее решению.

Теплюк С. утверждает, что много зависит от возраста ребенка. Малыш первого полугодия еще не в состоянии отличать своих взрослых в семье от чужих. Он с благодарностью принимает помощь любого взрослого, который во время кормит и укладывает его спать, обнимает, поет, носит на руках.

Поэтому казалось бы дети в возрасте до 7 – 8 месяцев, поступая в ясельную группу, не должны испытывать напряжения адаптационного периода, если часы кормления и сна не нарушаются.

Однако даже таким малышам нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, незнакомым рукам и даже к тембру голоса воспитателя.

С целью выработки единых подходов к ребенку в беседах с родителями воспитатели уточняют, чем его кормят дома, каковы характер и длительность дневного сна, в каких условиях он протекает. Одновременно узнают особенности методов и приемов воздействия на ребенка в часы бодрствования, при кормлении и укладывании.

Относительно спокойно протекает период привыкания у детей 3,5 – 4 лет, по мнению Теплюк С.В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга.

На основе личных симпатий у него начинают складываться избирательные взаимоотношения со сверстниками, его манят «неизведанные дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода.

Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт.

Ничего этого еще нет у крохи с девятимесячного возраста и до 3 – 3,5 лет. Адаптационный период дети этого возраста переносят крайне тяжело – это утверждает Ватунина Н.Д.

По статистике сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполнится 1,5 – 2 года: ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к нему речь взрослого, может как — то рассказать о своих проблемах, не столь существенно зависит от помощи взрослого.

Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь критическом для него положении. Он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый пытается произвести с ним какие-то манипуляции.

Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его, с трудом может проглотить две – три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течении всего времени пребывания в группе малыш остается голодным. А кормить насильно нельзя.

Во–первых, даже незначительный кусочек картофеля или моркови может затруднить глотание; во – вторых, у детей может быть избирательное отношение к продуктам питания, например к луку; в – третьих, можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвав неприятные ощущения и даже рвоту, которая быстро сформируется в анарексию, когда рвотные позывы появляются уже при виде пищи.

Теплюк С. описывает, первые дни посещения группы ребенком, он с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не видел такого большого помещения с таким обилием игрушек.

Ему бы спокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут в другие, совсем несимпатичные для него помещения. Среди множества полотенец, рычащих сливных бочков туалетной комнаты его пытаются усадить на незнакомый горшок. Малыш упирается изо всех сил.

Ему страшно, хочется побыстрее сбежать из этого помещения, и все усилия взрослых остаются безрезультатными.

Вернувшись в групповую комнату, малыш не успевает передохнуть от пережитого, как его ведут в другую комнату, с множеством кроватей. Ему некогда даже осознать, что его ждет: так быстро его раздевают и кладут в незнакомую кровать.

Есть еще силы у малыша, он протестует, кричит; нет – лежит неподвижно, боясь пошевелиться, закрыть глаза.

Надо отдать должное, в практике работы с детьми есть и положительные моменты, когда время пребывания новенького ограничивается – до обеда или до укладывания на сон.

Вернувшись домой, первое, что испытывает ребенок, — невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив не отпускает от себя маму ни днем ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем.

Такие испытания не проходят бесследно, утверждает она, и, как правило, через три – четыре дня ребенок заболевает.

Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких дней недоедал, недосыпал.

Не следует забывать и о том, что дети попадая в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Особенно часто в период адаптации болеют ослабленные дети.

Источник: http://MirZnanii.com/a/173795/adaptatsiya-detey-rannego-vozrasta-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii

«Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Адаптация – сложный период вхождения ребенка в новые социальные условия, сопровождающийся значительными изменениями в эмоциональных стереотипах взаимодействия с близкими людьми.

В дошкольной педагогике адаптация рассматривается, прежде всего, как медико-педагогическая проблема (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, А.И.

Мышкис), решение которой требует создания условий, удовлетворения потребностей детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и детским садом, правильной организации воспитательного процесса.

В период адаптации каждый ребенок по-разному реагирует на изменения социальной среды, социальное окружение. Эти реакции, как отмечают Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров, И.Б.

Теплицкая и другие зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от характера семейных отношений, условий воспитания, готовности родителей помочь ребенку. Показателями хорошей и быстрой адаптации Н.Д.

Ватутина считает: спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние, активные действия ребенка при ознакомлении с окружающим, умение войти в контакт со взрослыми, сверстниками.

Читайте также:  Как вырастить хороший урожай клубники

В настоящее время накоплен положительный опыт организации приема детей в дошкольные учреждения, даны рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям.

Несмотря на положительные моменты в организации работы в детском саду постоянно встречаются дети, процесс адаптации у которых протекает сложно, вызывая устойчивое аффективное поведение и осложнения в развитии ребенка.

Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейн аффект рассматривается как стремительная, бурная, неконтролируемая, относительно кратковременная эмоциональная реакция.

Понимая под аффектом неадекватности защитную эмоциональную реакцию, помогающую человеку оградить себя от травмирующих воздействий, М.З. Неймарк указывает, что аффект может возникать в связи с неудовлетворением каких-то существенных для человека потребностей и может длиться очень долго (месяцами, годами).

Аффективные реакции малышей зачастую приводят к адаптационным стрессам. Адаптационный стресс нарушает защитные силы организма ребенка, приводит к психомоторным, нервным нарушениям. На практике именно дети с нервными нарушениями плохо адаптируются к детскому саду.

Трудности адаптации ведут к снижению психологического тонуса, создают аффективный дискомфорт в контактах с окружающим миром, препятствуют нормальному развитию ребенка.

Изучая особенности адаптации к дошкольному учреждению детей 1,5-2 лет, исследователи указывают, что в этот период могут возникнуть задержки развития, «пограничные нарушения», неврозы, аффективные состояния, которые находятся на грани здоровья и болезни.

Особенно серьезным изменениям и соответственно более длительному восстановлению подвержена эмоциональная сфера детей, что и должно стать предметом особой заботы педагогов и родителей.

Для адаптационного периода характерна эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Все это результат чрезмерной психологической нагрузки, неадекватной возрасту ребенка, получаемой им в детском саду или яслях.

Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова выделяют следующие причины стрессовых перегрузок:

1) длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребенку;

2) строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание;

3) фрустрация каких-то потребностей ребенка;

4) общение сразу со многими взрослыми людьми, от которых зависит малыш, часть из которых может быть ему неприятна.

Н.Д. Ватутина выделяет три группы детей по-разному адаптирующихся к детскому саду в зависимости от различий в поведении и потребности в общении.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. И, третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.

При поступлении в дошкольное учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.

Автор отмечает что, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду. Беспокойство, плаксивость сохраняются в поведении их довольно долго.

Сформированный в замкнутых условиях семьи навык общения приводит к тому, что ребенок затрудняется переносить имеющийся у него опыт совместных действий со взрослыми в новые условия, и это усугубляет его растерянность.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями.

Находясь в группе, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы.

Он вполне заменяет им близких членов семьи, от него они узнают, как действовать в том или ином случае, с тем или иным предметом.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций.

Трудноадаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в выборе игрушек, нелюбознательны. Малейшая трудность вызывает у них нежелание играть, капризы.

Такие дети не умеют налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные.

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с гигиеническими мероприятиями по укреплению здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями дошкольного учреждения, должна проводиться целенаправленная работа по формированию у ребенка соответствующей возрасту формы общения со взрослыми и развитию предметной деятельности.

Преобладание эмоциональных контактов свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить личностное общение с ребенком и ограничиться лишь обучением его предметных действиям.

Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения, основой его дальнейшего развития.

Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, наряду с занятиями в семье полезно поощрять его общение с другими людьми.

Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними.

Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет ребенку быстрее привыкнуть к новому окружению, легче адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Для успешной адаптации ребенка к детскому саду Р. Калинина рекомендует создание таких условий:

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до первого сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педагогические советы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т.д.

Второй немаловажный момент – необходимость организации «Праздника знакомства». Воспитатели встречают детей и их родителей, знакомят их с группой, проводят игры, направленные на знакомство детей и родителей между собой.

Формирование чувства уверенности в окружающем – одна из основных задач адаптационного периода. Для этого необходимо следующее:

— знакомство детей, их сближение друг с другом;

— знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии;

— знакомство с группой и детским садом, «освоение» их;

— знакомство с персоналом детского сада;

— знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Все это, т.е. знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий, таких как:

— добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участия в предложенной игре);

— непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

— многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

— специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);

— запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»;

— предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Как подтверждают исследования Н.Н. Подъякова, Н.Я. Михайленко, обучение игре, ее развитие происходит, как правило, не через взрослого, а через старших дошкольников. Старшие дети не только помогут воспитателю одеть малышей на прогулку, но и научат их разным играм, позаботятся о них на прогулке.

Таким образом, для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, в семье необходимо готовить его к этому важному периоду в жизни.

К сожалению, родители поздно вспоминают об этом, и подготовка ребенка к детскому саду в семье порой ограничивается словесными увещеваниями или рассказами о новой социальной среде.

Родители не всегда осознают, что приходя в детский сад, ребенок, попадая в новые условия, попадает на новую, более высокую ступень развития.

Задача воспитателей и родителей – облегчить для ребенка адаптационный период, способствовать наиболее полному развитию его психики, которая изначально построена на определенных закономерностях взаимодействия его со взрослыми. Воспитатели и родители должны обеспечить благоприятные условия для развития ребенка и сделать все возможное, чтобы ребенку захотелось идти в детский сад.

Список литературы:

1. Кошелева А.Д., Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его проявление в младшем дошкольном возрасте/ Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995.

2. Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад…// Дошкольное воспитание, 1998, №4.

3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983.

4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992.

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/5594-osobennosti-adaptatsii-detej-rannego-vozrasta-k-detskomu-sadu.html

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Консультацию подготовил воспитатель МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка» г. Нефтеюганска Агений Любовь Сергеевна

Ваш ребёнок подрос, и уже наступил день, когда вы его привели в детский сад. Многие волнуются и тревожатся, как будет ребёнку в детском саду, начнёт ли он болеть. Эти тревоги и волнения закономерны, так как поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребёнка.

В семейных условиях ребёнок привык к установленному режиму, к определённой обстановке как дома обращаются с ним взрослые.

Читайте также:  Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов

У ребёнка сложились привычки, выработался свой стиль общения со взрослыми и членами семьи. Для нас взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми людьми – дело привычное. Иное дело – ребёнок. Его жизненный опыт не велик, и требует приспособление к новым условиям.

Малышу тяжело переносить даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми.

Поначалу в детском саду ребёнку всё кажется непривычным: обстановка группы, незнакомы взрослые, воспитатели и младший воспитатель.

И не привычен режим в детском саду, иная еда, в отличие от домашней, правила поведения, установленные в группе.

На эти перемены в жизни малыши отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.

Таким образом, период адаптации тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. В среднем, длительность адаптации у детей длится 2 – 3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребёнка далеко не безобиден.

В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребёнок.

В период адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, рахитом, частыми ОРЗ. Безболезненней осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие.

Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями.

Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям причины, тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми взрослыми.

А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, к младшему воспитателю, что усложнит уход за ним.

Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников легко вступают в контакт с воспитателями. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.

Плохо приспосабливаются дети, которых чрезмерно опекают в семьях, которые не знают родительского нельзя. Ребёнок, который не может останавливаться в своих требования с трудом усваивает и выполняет правила поведения.

Общая задача педагогов и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Прежде всего нужно приблизить домашний режим к режиму детского сада.

При этом важно упорядочить часы сна, бодрствования, а при проведении режимных процедур хвалить.

Учить детей есть разнообразную пищу, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Больше говорите, как хорошо в детском саду, какие хорошие и добрые дети в саду, как хорошо играть вместе. В присутствие детей воздерживайтесь от высказывания своих опасений, как ребёнок пойдёт в детский сад, как он будет кушать и спать.

В адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе, вредных. Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его, то предупредите воспитателя. В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействие на него дома и в детском саду, важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию.

Источник: http://doshkolnik.ru/adaptacia/15419.html

Адаптация детей раннего возраста

Главная / Статьи о детях / Адаптация детей раннего возраста

Проблема адаптации детей раннего возраста к ДОУ является одной из главных в работе воспитателей и родителей. А для ребенка данный период является серьезным испытанием.

Социально-психологическая адаптация детей: понятие и степени

С поступлением в дошкольное учреждение жизнь малыша претерпевает множество изменений: новый строгий режим дня, иные требования к поведению, отсутствие родителей 9 и более часов, постоянный контакт с другими малышами, новое помещение, другой стиль общения со взрослыми. Все это обрушивается на ребенка одновременно, усиливая стрессовую ситуацию, а без особой организации может привести к срывам невротического характера (страхи, капризы, частые болезни, отказ от еды и т.д.).

Именно поэтому в период адаптации детей младшего дошкольного возраста важно создать благоприятные и комфортные условия пребывания в детском саду. От этого зависит дальнейшее развитие ребенка и его благополучное существование в ДОУ и в семье.

Социально-психологической адаптацией детей принято называть их взаимодействие с социальной средой, которое приводит к согласованию ценностей малыша и группы. Иными словами, это процесс вхождения в совершенно новую обстановку и привыкание к ней.

Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста:

  • Легкую;
  • Средней тяжести;
  • Тяжелую.

Легкая адаптация характеризуется относительно недолгим отрицательным эмоциональным состоянием. В этот период малыш теряет аппетит, может плохо спать, играет с другими детьми неохотно. Но уже в течение первого месяца нахождения в детском саду все нормализуется. Как правило, при такой стадии адаптации ребенок не заболевает.

Немного иную картину мы наблюдаем при социально-психологической адаптации детей средней тяжести. На протяжении первого месяца посещения ДОУ ребенок болеет (чаще всего острыми респираторными инфекциями), его эмоциональное состояние нормализуется медленнее.

Третья степень адаптации самая нежелательная, процесс нормализации эмоционального состояния затягивается и может длиться несколько месяцев.

Ребенок болеет, причем часто заболевание возникает повторно и протекает с осложнениями.

При тяжелой адаптации детей раннего возраста проявляются стойкие нарушения поведения, она отрицательно влияет и на состояние здоровья, и на развитие детей.

Факторы, влияющие на характер адаптации детей раннего возраста

Исследования специалистов показали, что характер адаптации детей раннего возраста зависит от следующих факторов:

  • Возраст малыша. Труднее к новым условиям привыкают дети, возраст которых находится в диапазоне 10 месяцев — 2 года. После двух лет ребенок значительно легче приспосабливается к новым условиям жизни;
  • Состояние здоровья и общий уровень развития. Здоровый малыш переносит трудности адаптации гораздо легче;
  • Сформированность предметной деятельности. Ребенка легче заинтересовать новым занятием или новой игрушкой;
  • Индивидуальные особенности. При адаптации детей младшего дошкольного возраста можно заметить, что все дети ведут себя по-разному в первый день в детском саду: одни плачут и отказываются кушать, но через несколько дней все нормализуется, а другие внешне спокойны в первый день, но могут плакать в последующие;
  • Условия жизни в семье. Если у ребенка не налажен режим дня, не выработаны личностные качества, нет необходимых умений и навыков, ему труднее приспособиться к условиям ДОУ;
  • Опыт общения со взрослыми и сверстниками. Перед поступлением в детский сад необходимо создавать условия, требующие от малыша новых форм поведения, чтобы происходила тренировка адаптационных механизмов. Дети, неоднократно сталкивавшиеся с новыми условиями, легче привыкают к детскому саду.

Объективными показателями окончания собственно периода адаптации детей раннего возраста являются: хороший аппетит и глубокий сон, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение, восстановление навыков и привычек (кушает ложкой, ходит на горшок), показатели прибавки веса, которые соответствуют возрасту.

Игры в период адаптации детей раннего возраста

Снизить напряжение ребенка в период привыкания к новой социальной среде и новым условиям поможет переключение внимания на деятельность, приносящую ему удовольствие. Прежде всего, это различные игры:

  • Наливаем, выливаем, сравниваем. Суть игры: в таз с водой помещаются разные игрушки, бутылочки, поролоновые губки. Можно налить воды в миску и положить в нее пуговицы, небольшие кубики и другие мелочи. Затем начинаем играть: берем как можно больше предметов в руку и перекладываем их в другую руку; собираем одной рукой пуговицы, а другой — кубики; приподнимаем на ладонях как можно больше предметов. После каждого задания ребенок держит кисти рук в воде, расслабляя их. Продолжительность такого упражнения примерно пять минут, пока не остынет вода. Затем в течение одной минуты необходимо растирать руки малыша полотенцем;
  • Рисунки на песке. Суть игры: на подносе рассыпается манная крупа. Ребенок вместе с мамой начинает рисовать разные рисунки. Полезно выполнять это упражнение двумя руками. Дети с удовольствием включаются в такую игру;
  • Разговор с игрушкой. Суть игры: на руку мамы и малыша надевается перчаточная игрушка. Мама прикасается к игрушке ребенка, гладит ее, щекочет и задает разные вопросы: «Почему …такой грустный; с кем он дружит в детском саду, в какие игры они играли» и т.д. Нужно побеседовать друг с другом, поздороваться пальчиками. Ребенок, используя образ игрушки, расскажет о своих тревогах и переживаниях.

Окружая детей заботой и вниманием, показывая им свою любовь, чаще играя с ними, можно ускорить процесс адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Слайд-шоу

ВСД: как избежать приступа?

В последнее время вы чувствуете себя не в своей тарелке? У вас все валится из рук, вы раздражены, и во всех бедах вините магнитну…

Читать далееКонтактные линзы: за и против

Идея коррекции зрения при помощи контактных линз возникла еще в 16 веке. Но только в 60-х годах прошлого столетия были изобретены …

Читать далееПравила воспитания ребенка

Родителям важно знать правила воспитания ребенка, поскольку во многом от воспитания зависит, каким человеком он вырастет. А эт…

Читать далее12 продуктов, помогающих укрепить ногти

Хрупкие ногти — явный признак того, что вашему организму не хватает полезных веществ. Что делать? Необходимо употреблять в пищу …

Читать далее

Статьи о здоровье

Мы часто в повседневной жизни используем такие понятия, как «сова» или «жаворонок» для того, чтобы объяснить зависимость своей …

Читать далееЗначение воды для организма человека

Значение воды для человека трудно переоценить, поскольку каждый из нас знает, что организм взрослого человека на 70% состоит из в…

Читать далееТенденции моды весна 2012

По традиции, тенденции моды весны 2012 года дизайнеры представили еще минувшей осенью, дав возможность всем не спеша подготовитьс…

Читать далееУдаление волос народными средствами

Многие полагают, что эпиляция это процедура, ставшая жизненно необходимой лишь у современных женщин, и что ранее на лишний волос…

Читать далееЯрмарка здоровья и народной медицины

10-13 октября 2013 года в Красноярске пройдет IV Ярмарка здоровья и народной медицины. Это крупнейшая площадка и единый консультацио…

Читать далееВыпадение волос – основные причины

Если вы заметили, что ваши волосы стали выпадать, задумайтесь: возможно, это сигнал о том, что организму необходимы ваше внимание…

Читать далее

Источник: http://pigulko.ru/stati-o-detjah/6748-adaptacija-detej-rannego-vozrasta.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector