Бальмонт «осень»

Бальмонт «Осень»

Первые свои стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. К. Д. Бальмонт не получил образования, так как участвовал в антиправительственных акциях, что строго запрещалось в то время. В молодости Бальмонт увлекался этнографией, историей и химии. Он знал около 15 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.

За свою жизнь Бальмонт написал множество стихотворений, в которых раскрывал тонкий окружающий мир. Бальмонт очень любил путешествовать: он посетил такие страны как Франция, США, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Испания. Именно с этих путешествий он и черпал мотивы для своих произведений. Умер поэт в 1942 году.

Стихотворение «Осень»: анализ 

В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.

Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.

Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.

Осень в глазах поэтов 

Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.

Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Заходер «Кит и кот»: краткое изложение сказки и ее анализ
Следующая тема:   Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»: красота природы

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/balmont-k-d-osen

Бальмонт К. «Осень» | Сайт Ярославцевой Риммы Витальевны

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков.

Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал в своем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

К. Д. Бальмонт… в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку.

Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть.

Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии» .

Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году.

Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется»… Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе как смена времен года .

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону.

Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими.

Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года.

Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря.

Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями».

Обратимся к самому тексту стихотворения «Осень».

Текст стихотворения разделен на три четверостишья, связанных по смыслу, что организует внимание читателя.

Целостность текста достигается не только по смыслу, но и благодаря точным лексическим повторам (стали-стало), корневым повторам (птичьего-птиц, разноцветное – цветах), контекстуальным синонимам (холоднее-грустнее).

Доминантой всего текста является заголовок «Осень». Он не только задает тему стихотворению, но и превращается в имя собственное в последней строфе «Скоро Осень проснётся…». Таким образом, поэт показывает, что осень для него является живым человеком.

По жанру данное стихотворение относится к элегии. Элегия написана от первого лица. Таким образом, перед нами лирическое произведение, проникнутое печальным настроением.

Стихотворение написано двустопным анапестом, благодаря чему текст произносится легко и плавно, словно нараспев. Этому же способствует точная женская рифма и перекрестный тип рифмовки. В совокупности этих признаков текст звучит мелодичнее и лиричнее.

Как уже было сказано, в тексте стихотворения практически отсутствуют художественные тропы. Однако нетрудно заметить постоянный эпитет «синее море» и олицетворения «Солнце реже смеется», «Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья».

Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам.

Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

Читайте также:  Всё про месяц апрель для детей

Рассмотрим синтаксис стихотворения. Первые две строфы представляют собой сложные предложения, состоящие из ряда простых. Последняя строфа состоит из одного сложного и одного осложненного однородными членами предложения.

Интересно наличие составных именных сказуемых («стали холоднее», «стало грустнее», «реже смеется»).

Лексическое значение составного сказуемого, заключенное в его основе, не выражает никакого действия, а служит для передачи настроения природы и созвучного ей настроения автора.

После первого же прочтения можно отметить, что логическое ударение падает именно на эти сказуемые, что как нельзя лучше передает чувства самого автора.

С фонетической стороны можно отметить аллитерацию на глухие шумные С, Ц. Благодаря повторению этих согласных звуков усиливается выразительность стихотворения, оно становится благозвучнее. В этих звуках улавливается грусть и тоска не только самой природы, но и автора. Читатель ощущает унылое настроение поэта, кажется, что он сам находится где-то рядом и слышит его тихую певучую речь.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смее[ца],

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень просне[ца]

И заплачет спросонья.

Таким образом, стихотворение «Осень» — яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

http://rusteacher.ru/poleznye-materialy
 

Источник: http://www.yarivi.01sh.ru/2016/02/18/balmont-k-osen/

Анализ стихотворения «Осень» К.Д. Бальмонта

Анализ стихотворения

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

1899

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков.

Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал в своем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.К. Д.

Бальмонт… в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие.

Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку.

Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть.

Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии» .

Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется»… Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе как смена времен года .Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями» .

Обратимся к самому тексту стихотворения «Осень».

Текст стихотворения разделен на три четверостишья, связанных по смыслу, что организует внимание читателя.

Целостность текста достигается не только по смыслу, но и благодаря точным лексическим повторам (стали-стало), корневым повторам (птичьего-птиц, разноцветное – цветах), контекстуальным синонимам (холоднее-грустнее).

Доминантой всего текста является заголовок «Осень».

Он не только задает тему стихотворению, но и превращается в имя собственное в последней строфе «Скоро Осень проснётся…». Таким образом, поэт показывает, что осень для него является живым человеком.

По жанру данное стихотворение относится к элегии. Элегия написана от первого лица. Таким образом, перед нами лирическое произведение, проникнутое печальным настроением. Стихотворение написано двустопным анапестом, благодаря чему текст произносится легко и плавно, словно нараспев.

Этому же способствует точная женская рифма и перекрестный тип рифмовки. В совокупности этих признаков текст звучит мелодичнее и лиричнее.

Как уже было сказано, в тексте стихотворения практически отсутствуют художественные тропы.

Однако нетрудно заметить постоянный эпитет «синее море» и олицетворения «Солнце реже смеется», «Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья». Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам.

Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

Рассмотрим синтаксис стихотворения. Первые две строфы представляют собой сложные предложения, состоящие из ряда простых. Последняя строфа состоит из одного сложного и одного осложненного однородными членами предложения. Интересно наличие составных именных сказуемых («стали холоднее», «стало грустнее», «реже смеется»). Лексическое значение составного сказуемого, заключенное в его основе, не выражает никакого действия, а служит для передачи настроения природы и созвучного ей настроения автора.После первого же прочтения можно отметить, что логическое ударение падает именно на эти сказуемые, что как нельзя лучше передает чувства самого автора.

С фонетической стороны можно отметить аллитерацию на глухие шумные С, Ц.

Благодаря повторению этих согласных звуков усиливается выразительность стихотворения, оно становится благозвучнее. В этих звуках улавливается грусть и тоска не только самой природы, но и автора.

Читатель ощущает унылое настроение поэта, кажется, что он сам находится где-то рядом и слышит его тихую певучую речь.

Читайте также:  Классный час на тему: культура речи, 1 класс

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смее[ца],
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень просне[ца]
И заплачет спросонья.

Таким образом, стихотворение «Осень» — яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Источник: http://rusteacher.ru/poleznye-materialy/115-analiz-stikhotvoreniya-osen-k-d-balmonta

Стихи про осень Бальмонта

Стихи про осень Бальмонта

Мир нуждается в красоте. В красоте стихов, в красоте осени. Увидеть необычные краски осенней природы, штрихи красоты, учуять малейшие запахи, услышать звуки – вот что хотел донести до нас К.Бальмонт. Стихи про осень Бальмонта полны тихого очарования.

«Напоследки» Вот и Осень золотая ‎К нам приходит вновь. Гуще дымка, утром тая, И оделся лес, блистая,

‎В листья, красные как кровь.

Я бы думал, что весною ‎Место для огня. А меж тем, как будто зною, Всей листвою расписною,

Служит в осень головня.

Раскутился напоследки ‎Зорно-красный цвет. Лист ярчей, но листья редки, И паук, сплетая сетки,

Чинит листьев рваный след.

Как падет рубин шуршащий ‎В паутинный свод, Рухнет вдруг балкон дрожащий, И на зимний сон, из чащи,

‎Осень зодчего зовет.

Но паук, ее не слыша, ‎Протянул канат. Вот готова стенка, ниша, Скреплена узорно крыша,

‎Ждет гостей, любому рад.

Про осень Бальмонт писал по-особому – задушевно, сердечно. В его стихах нет излишнего нагромождения поэтических украшений. Всё понятно, лаконично.

«Осень» Влага прохладною стала. Вечером — где он, рубин? Зори — в мерцаньях опала,

Облачки — полчища льдин.

Осень серпом однозубым Сжала вплотную поля. Воздух стал жёстким и грубым,

Сохлой листвой шевеля.

Минуло красное лето, Спи же, цветов не ища. Хочешь ли красного цвета?

Вот тебе листья плюща.

Бальмонт – знаток поэзии, его стихи привлекают силой и выразительностью художественного языка, яркостью и живописностью образов и картин.

«Осень» Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

«Осенний лес» Лесная чаща. В изумруд, Еще недавно, там и тут, Рубины изливались, рдея. Теперь, парча листвы, сполна, Как дымно-желтая стена, Броня дерев шуршит, редея.

Цвет постаревший, – не седой, А серо-пепельный, подседный, – Скользит по этой сказке медной, И, вспыхнув, гаснет чередой.

Так в час вечерний, козодой, В лазури неба, перед нами, Мелькнет неверными крылами, Свершая быстро путь витой, И вдруг исчезнет над водой, Где, взор души слияв с мечтами,

Последний медлит луч златой.

«Весёлая осень» Щебетанье воробьёв, Тонкий свист синиц. За громадой облаков

Больше нет зарниц.

Громы умерли на дне Голубых небес. Весь в пурпуровом огне

Золотистый лес.

Ветер быстрый пробежал, Колыхнул парчу. Цвет рябины алым стал,

Песнь поёт лучу.

В грёзе красочной я длю Звонкую струну. Осень, я тебя люблю,

Так же, как Весну.

«Осенний праздник» Ещё осень моя не настала, Но высокое лето прошло, И деревья напевом хорала

Овевают мой праздник светло.

Это праздник великий сознанья, Что затих огнемётный дракон, И огонь не уменьшил сиянья,

Но возник как рубиновый трон.

Над вершинами алое чудо, Благодать снизошла с высоты, И исполнены долгого гуда

Озарённые краской листы.

Широко, как последние пчёлы, Перекатная сказка поёт, Уходя за соседние долы,

Упадая в сознанье как мёд.

Высоко, к благодатностям Юга, Улетают семьёй журавли, Я как точка безмерного круга,

Всё — моё, и вблизи, и вдали.

Источник: http://DetskiyChas.ru/obo_vsyom/vremena-goda/stihi_pro_osen_balmonta/

К. Д.Бальмонт «Осень»

Тема: К. Бальмонт «Осень»

Цель: познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта.

Задачи: способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению произведений различных жанров;

Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение стихотворения, умение понимать основное настроение лирического произведения, умение рисовать словесные картины через развитие речи;

Способствовать воспитанию эстетических чувств, любви к природе, умение работать в паре, в группе.

Ход урока

  1. Психологический настрой.  Тренинг «Солнце светит на того…»
  2. Проверка домашнего задания

— Какой раздел изучаем?

— Произведения каких авторов мы изучили в этом разделе? (А.С.Пушкин «Осень», М.Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком», А.Фет «Ласточки пропали».

— К какому жанру относятся произведения?

— Какой общей темой объединены произведения?

— Что готовили дома? (по выбору: выразительное чтение или наизусть стихотворение А. Фет «Ласточки пропали»).

— Какое настроение постараетесь передать при чтении?

Оценивание учащимися по разработанным критериям

— Сегодня продолжаем пополнять поэтическую копилку и их произведениями. Чтобы узнать тему нашего урока проведём игру «Лишний слог». Ваша задача найти и исключить лишний слог в каждой строчке и прочитать получившееся слово: (слова на карточках):

В группе:  (деление учащихся на группы по времени года рождения учащихся).

1 строчка: с,о,в  

2 строчка: сень, тень, пень

— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

 — Где можем познакомиться с этим стихотворением? ( в учебнике). Прочитайте, кто автор?

— Назовите тему урока.  Какие задачи поставим на урок?

     4. Стадия осмысления

А) Подготовленный ученик: (на слайде портрет автора) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в центре России. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронёс через всю жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине. Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние.

Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. С отцом, он проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек. В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырёхлетней дочери.

В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень».

Б) Первичное восприятие стихотворения учителем:

— Сядьте удобнее, можете закрыть глаза. Ваша задача услышать то, о чём говорит автор услышанное. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения.

В) Эмоционально- оценочная беседа

— Соответствует ли название стихотворения?

— Что представили, слушая стихотворение?

— Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения?

Читайте также:  Воспитание хороших манер у детей

— Перечитайте, не мешая, соседу один раз и назовите признаки изображающие осень?

Словарная работа

— Встретились ли непонятные слова?

—  Объясните значения слов, используя словарь С.Ожегова: (слова на слайде)

Благовонье

Спросонья

Прочь

Анализ стихотворения

— Реальная картина или сказочная?

— Какой период осени описывается в стихотворении? (ранняя осень).

— Докажите (скоро осень проснётся)

— Обратитесь к стихотворению:

— Что необычного в изображении осени у автора? (слово «Осень»» написано с большой буквы)

— Почему слово осень в стихотворении написано с большой буквы? (поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа).

— Работа в паре:

— Прочитать стихотворение с пометками и найти явления природы, которые одушевляет поэт.

— Какой литературный приём он использует? (олицетворение: «солнце реже смеётся», «осень проснётся и заплачет»)

Словесное рисование

— Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта.

— Кто же будет главным героем нашего стихотворения? (осень)

Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого её можно изобразить? (девочка плачет)

— Почему девочки, девушки?

— Какое выражение лица?

— От чего оно грустное? (грустное, печальное, заплаканное)

—  От чего может заплакать девочка- Осень? (от одиночества- покидают птицы, цветы, солнце)

— Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт? По слезами девочки? (осенний дождик).

— Какие краски вы выберите для рисунка?

— Найдите слова –подсказки в тексте.

— Сравнение с картинами на слайде

— Выразительное чтение стихотворения (проба пера)

— Какое настроение хотел передать поэт? (тихой грусти и нежности)

— Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.

— Какой же темп чтения нужно выбрать? (неторопливый, медленный, быстрый)

5. Рефлексия

— Мы с вами много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (осень)

Синквейн «Осень»

— С каким настроением вы уходите с урока?

Обратная связь: возьмите осенние листочки и «нарядите осень» (осень в образе девочки нарисованная на ватмане).Если урок понравилсяи всё было понятно — жёлтый листик. Если урок не понравился- коричневый. Если испытывал трудности- красный.

6. Домашнее задание

— Выразительное чтение стихотворения (наизусть по выбору).

Тема: К. Бальмонт «Осень»

Цель: познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта.

Задачи: способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению произведений различных жанров;

Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение стихотворения, умение понимать основное настроение лирического произведения, умение рисовать словесные картины через развитие речи;

Способствовать воспитанию эстетических чувств, любви к природе, умение работать в паре, в группе.

Ход урока

  1. Психологический настрой. Тренинг «Солнце светит на того…»

  2. Проверка домашнего задания

— Какой раздел изучаем?

— Произведения каких авторов мы изучили в этом разделе? (А.С.Пушкин «Осень», М.Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком», А.Фет «Ласточки пропали».

— К какому жанру относятся произведения?

— Какой общей темой объединены произведения?

— Что готовили дома? (по выбору: выразительное чтение или наизусть стихотворение А. Фет «Ласточки пропали»).

— Какое настроение постараетесь передать при чтении?

Оценивание учащимися по разработанным критериям

— Сегодня продолжаем пополнять поэтическую копилку и их произведениями. Чтобы узнать тему нашего урока проведём игру «Лишний слог». Ваша задача найти и исключить лишний слог в каждой строчке и прочитать получившееся слово: (слова на карточках):

В группе: (деление учащихся на группы по времени года рождения учащихся).

1 строчка: с,о,в

2 строчка: сень, тень, пень

— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

— Где можем познакомиться с этим стихотворением? ( в учебнике). Прочитайте, кто автор?

— Назовите тему урока. Какие задачи поставим на урок?

4. Стадия осмысления

А) Подготовленный ученик: (на слайде портрет автора) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в центре России. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронёс через всю жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине. Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние.

Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. С отцом, он проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек. В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырёхлетней дочери.

В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень».

Б) Первичное восприятие стихотворения учителем:

— Сядьте удобнее, можете закрыть глаза. Ваша задача услышать то, о чём говорит автор услышанное. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения.

В) Эмоционально- оценочная беседа

— Соответствует ли название стихотворения?

— Что представили, слушая стихотворение?

— Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения?

— Перечитайте, не мешая, соседу один раз и назовите признаки изображающие осень?

Словарная работа

— Встретились ли непонятные слова?

— Объясните значения слов, используя словарь С.Ожегова: (слова на слайде)

Благовонье

Разноцветным

Спросонья

Прочь

Анализ стихотворения

— Реальная картина или сказочная?

— Какой период осени описывается в стихотворении? (ранняя осень).

— Докажите (скоро осень проснётся)

— Обратитесь к стихотворению:

— Что необычного в изображении осени у автора? (слово «Осень»» написано с большой буквы)

— Почему слово осень в стихотворении написано с большой буквы? (поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа).

— Работа в паре:

— Прочитать стихотворение с пометками и найти явления природы, которые одушевляет поэт.

— Какой литературный приём он использует? (олицетворение: «солнце реже смеётся», «осень проснётся и заплачет»)

Словесное рисование

— Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта.

— Кто же будет главным героем нашего стихотворения? (осень)

Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого её можно изобразить? (девочка плачет)

— Почему девочки, девушки?

— Какое выражение лица?

— От чего оно грустное? (грустное, печальное, заплаканное)

— От чего может заплакать девочка- Осень? (от одиночества- покидают птицы, цветы, солнце)

— Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт? По слезами девочки? (осенний дождик).

— Какие краски вы выберите для рисунка?

— Найдите слова –подсказки в тексте.

— Сравнение с картинами на слайде

— Выразительное чтение стихотворения (проба пера)

— Какое настроение хотел передать поэт? (тихой грусти и нежности)

— Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.

— Какой же темп чтения нужно выбрать? (неторопливый, медленный, быстрый)

5. Рефлексия

— Мы с вами много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (осень)

Синквейн «Осень»

— С каким настроением вы уходите с урока?

Обратная связь: написать на осенних листочках высказывания об уроке.

6. Домашнее задание

— Выразительное чтение стихотворения (наизусть по выбору).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/k-d-bal-mont-osien

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector