Басни для 2 класса

Басни для 2 класса

МОУ «ЯРКОВСКАЯШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГОУПРАВЛЕНИЯОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКАКРЫМ

РОССИЯ

Басни Крылова

Литературное чтение

2 класс

Кушнир Тамара Владимировна,

учитель начальных классов,

ЯРКОЕ 2015г

Тема урока: Басни Крылова

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», обобщить их знния о творчестве И.А. Крылова.

  2. Формировать умения понимать иносказательный подтекст басни, находить мораль в произведении; продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения.

  3. Развивать навыки монологической речи, мышление, память, воображение; обогащать словарный запас .

  4. Воспитывать у детей интерес к чтению, а так же положительные качества харатера: дружелюбие, взаимопонимание, взаимовыручку.

Оборудование: учебник (И.Ф.Гудзик, Чтение, 4 класс), портрет И. А. Крылова; толковый словарь Ожегова С.И., диапроектор, экран, книги «Басни Крылова», иллюстрации к баням; загадки; стихотворения, рисунки учащихся

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Нам пора начать урок.

Всем пойти он должен впрок.

Басни с вами мы читали.

Сколько нового узнали!

Сколько басен разных есть –

Всех их нам не перечесть.

Не хотите ли опять

О баснях новое узнать?

— Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И. А. Крылова. На прошлом уроке мы познакомились с биографией писателя и некоторыми его баснями. Дома вам нужно было нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению. Перед нами сейчас настоящая картинная галерея.

II. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

1. Работа с рисунками учащихся. Беседа:

— Почему вы выбрали именно эту басню?

— Чем она вам понравилась?

— Почему вы именно так изобразили данного героя?

— Ребята, давайте вспомним, что такое басня. (Басня — это небольшое произведение, написанное в стихотворной форме или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.)

— В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Начинается или заканчивается басня моралью – выводом, поучением, содержащим её смысл.

— Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Аллегория – иносказание).

— Как вы думаете, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

2. Игра «Угадай басню». На доске — иллюстрации к басням И. Крылова

***

«Голубушка! Как хороша!

Ну, что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так право, сказки!» ( «Ворона и Лисица»)

***

«У сильного всегда бессильный виноват.

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем». («Волк и ягненок»)

***

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей». («Стрекоза и муравей»)

***

«Ай, Моська! Знать, она сильна,

Коль лает на слона». («Слон и Моська»)

***

« А ты, голубушка, мой свет,

Как тянешь важно и протяжно,-

Во всем лесу такой певуньи нет!» («Кукушка и Петух»)

3 Логическое упражнение

Катя, Люба и Маша прочитали басни И. Крылова «Кукушка и Петух», «Квартет», «Мартышка и очки». Катя прочитала басню «Кукушка и Петух», а Люба не читала басню «Мартышка и очки». Какие басни прочитали Люба и Маша? (Катя – «Кукушка и Петух»; Люба – «Квартет»; Маша — «Мартышка и очки»)

IV. Работа над темой

— Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой басней. Фамилия автора вам известна, а вот название произведения вы узнаете из следующего задания. Внимание на доску: здесь вам даны имена авторов и произведения, которые они написали. Найдите несоответствия и исправьте ошибки.

Ф.И. Тютчев «Зимний вечер»

И. А. Крылов «Есть в осени первоначальной …»

А. С. Пушкин «Снежинка»

К. Бальмонт « На севере диком…»

М. Ю. Лермонтов «Лебедь, щука и рак»

Учащиеся исправляют несоответствия.

— Какую же басню И. Крылова мы будем сегодня изучать?

— Совершенно верно, это басня «Лебедь, щука и рак».

Знакомство с баснями мы продолжаем,

Но вывод их не сразу понимаем.

Внимательно басни надо читать,

Чтобы автора замысел понять.

V. Мотивация учебной деятельности

1. Работа над загадками

***

Красавица-птица плывет, не таится:

Была словно пена, в движеньях степенна.

Клюв – красным бутоном горит над затоном,

А шея – дугой над тихой водой. (Лебедь)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед.

На мели они сидят

И усами шевелят. (Раки)

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел упала. (Щука)

2. Рассказ учителя об авторе.

— Главных героев басни вы узнали. А что вам известно об её авторе?

(На доске — портрет Крылова)

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

П. А. Вяземский

Иван Андреевич Крылов написал 205 басен. Он любил свою родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки выражения басенных персонажей близки и понятны и детям, и взрослым. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты.

Согласно воспоминаниям одного из его друзей, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площадки, кулачные бои, где соприкасался с пестрою народною толпою, прислушивался с жадностью к речам простолюдинов…». Известный русский писатель Н. Гоголь сказал: « Басни Крылова – книга мудрости самого народа».

В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

3. Чтение биографии писателя И. А. Крылова (стр.36)

VI. Первичное восприятие и осознание нового материала

1.Работа над басней И. Крылова «Лебедь, щука и рак» (стр.36-37)

1) Чтение басни учителем с использованием слайдов.

2) Словарная работа. (Работа со словарем С. И. Ожегова)

Поклажа – груз:

Ныне – сейчас, теперь;

Лад — согласие, мир, порядок.

3) Чтение басни учащимися.

4) Анализ произведения.

— Итак, как видим, все герои басни:

— взялись за хорошее дело – «везти с поклажей воз»;

— взялись дружно, верно – « и вместе трое все в него впряглись»;

— все трое старались –«из кожи лезут вон»;

— все трое старались и не зря – «поклажа бы для них казалась и легка».

Но почему ничего не получается? (Каждый хочет решить эту задачу своим способом, но действия не согласуются. Они не могут иначе. Против природы не пойдешь. Не стоило и браться.)

— И каков результат их совместной деятельности? ( «Да только воз и ныне там».)

Какова мораль басни?

— Какой смысл вкладывает И. Крылов в слово согласье? (Единство целей, действий и способов действий)

2. Физкультминутка.

VII. Закрепление и осмысление знаний

  1. Выразительное чтение басни учащимися

Упражнения в интонировании.

— Произнесите следующие слова и «отругайте» лебедя, щуку и рака:

Да лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

А щука тянет в воду.

— А теперь «похвалите» их;

— Прочитайте, как диктор радио

2. Творческая работа:собрать из слов пословицу, которая отражает мысль басни.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Много захочешь – последнее потеряешь. Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.

3. Выполнение заданий к басне

Игра «Верно- неверно»

Верно ли, что басня о дружбе?

Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?

Верно ли, что воз стал причиной их разлада?

Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?

Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?

VIII. Итог урока

— Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

— Что такое басня?

— Чему учат нас басни И. Крылова?

IX. Домашнее задание

Выучить басню наизусть.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/basni

Урок чтения во 2 классе по теме «Басни Крылова»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

 Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»

Во втором классе дети впервые знакомятся с творчеством И. А. Крылова. На мой взгляд, процесс познания басен пройдёт эффективнее, если провести урок знакомства с творчеством И. А. Крылова в нетрадиционной форме.

Мастерская Знаний – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель вводит своих учеников в процесс познания через создание. В моём уроке продукт мастерской – это создание своей басни.

Урок построен так, что знания не даются, а выстраиваются самим учеником, а учитель лишь предоставляет ему необходимый материал

Кроме того, этот урок подразумевает разные формы работы: в мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности.

Урок сопровождается иллюстративным материалом.

Индуктор.

Послушайте отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Какие недостатки человека встречаются в стихотворении Маяковского, какие положительные качества? Запишите.

Самоконструкция. Вспомните свои хорошие поступки и плохие, за что вас хвалили и ругали. Хорошие запишите в солнышко, а плохие – в тучку.

Афиширование.

Работа с материалом.

Социализация.

Посмотрите на фотографию, на ней изображён памятник. Попробуйте догадаться, человеку какой профессии он принадлежит. Почему вы так считаете. Это памятник писателю И. А. Крылову. 

  • Рассмотрите постамент. Кого вы видите?
  • Как вы думаете, почему на памятнике изображены животные?
  • Послушайте его произведение и скажите, что необычного вы услышите?

«Чиж и голубь»

Разрыв (противоречие)

Похоже на стихотворение, т.к. есть рифма, есть говорящие животные – похоже на сказку, есть нравоучение, как в пословицах. Это новый жанр – басня.

Работа со словарём.

Басня – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

В баснях Крылова недостатки людей чаще всего описываются в образе животных.

Социоконструкция

Крылов часто использовал для высмеивания людей образы животных.

Попробуйте догадаться и соедините линиями, с каким и качествами ассоциируются у вас эти животные. 

лисамуравейсвиньямуравейстрекозаобезьянавороносёлволкзаяц хитрый обманщикнеряшливыйбеззаботныймудрыйтрудолюбивыйкривлякаглупыйжадныйтрусливыйкровожадный

Афиширование. Прочитайте басни. Выразительное чтение басен детьми «Лебедь, щука и рак», «Белка», «Мартышка и очки».

Социализация. Дети рассказывают, что высмеивается в каждой басне, в образе какого животного.

Афиширование. Их наблюдения записываются на доске.

Самоконструкция. Вспомните, что такое басня, что высмеивается в них. Попробуйте привести свой пример, когда человек поступает неправильно, отрицательно, желательно используя образы животных.

Можно нарисовать рисунок к своему рассказу.

Афиширование.

Рефлексия. Ваши чувства, открытия.

Приложение 1

Приложение 2

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/11354.html

Презентация на тему «В мире басен»

Орг.момент

Вводная часть

Основанная часть

Заключительная часть

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный день. Именно сегодня мы попадем с вами в удивительный и увлекательный мир басен. На протяжении долгого времени вы читали и изучали бани различных авторов.

(Класс заранее делится на 3 команды. Каждая команда придумывает себе название и девиз)

Ребята! Я знаю, что вы хорошо подготовились к нашему путешествию. Попрошу команды представиться друг другу.

Но перед тем, как нам отправится в басенный мир. Нам нужно вспомнить, что же такое басня?

Вставьте вместо пропусков нужные слова.

Басня-это краткое нравоучительное _____, написанное ______ или _______. В басне высмеиваются _____и ________ людей. В басне обязательно есть ______.

Мораль басни – это ______или ________ строки басни с нравоучительным ______ .

-А чем басня отличается от других литературных жанров: от рассказа, сказки, стихотворения? (Ответы учащихся)

Вы все правильно сказали. Действительно, в басне обязательно должно быть поучение – мораль, на примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.

А теперь мы с вами проверим, насколько хорошо вы запомнили басни, с которыми мы работали на уроках.

Конкурс № 1. «Назови баснописца»

— Перед вами портреты баснописцев. Назовите их.

1 команда

(Портреты Эзопа и Л.Н. Толстого)

2 команда

(Портреты Жана де Лафонтена и К.Д. Ушинского)

3 команда

(Портреты И.А. Крылова и С.В. Михалкова)

Конкурс № 2. «Назови героя»

— Кто сказал такие слова?

1 команда

1) «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!»

(Лисица из басни Крылова «Ворона и лисица»)

2) «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко».

(Крестьянин из басни Эзопа «Крестьянин и его сыновья»)

2 команда

3)«Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка из басни Крылова «Квартет»)

4) «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей». (Мужик из басни Толстого «Как мужик убрал камень»)

3 команда

5) «Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу?»

(Носорог из басни Михалкова «Зеркало»)

6) «Который колос полон, тот к земле гнётся, а который пустой, тот и торчит кверху».

(Отец из басни Ушинского «Кто дерет нос кверху»)

Конкурс № 3. «Потерянные слова»

— Вставьте пропущенное слово в название басни. Кто автор каждой басни?

1 команда

Крестьянин и … (его сыновья) Эзоп

Зеркало и… (обезьяна) И.А. Крылов

Слон и … (Моська) И.А. Крылов

2 команда

Гусь и … (журавль) К.Д. Ушинский

Ворона и ….(лисица) И.А. Крылов

Лебедь, Щука и… (рак) И.А. Крылов

3 команда

Ворон и … (лисица) Эзоп, Лафонтен

Стрекоза и …(муравей) И.А. Крылов

Мартышка и …(очки) И.А. Крылов

Конкурс № 4. «Узнай басню»

— Перед вами иллюстрации к различным басням. Вам нужно узнать к какой басне, какая иллюстрации я относится.

Читайте также:  Двигательная активность в начальной школе

1 команда

Иллюстрация к басне «Квартет»

2 команда

Иллюстрация к басне « Крестьянин и его сыновья»

3 команда

Иллюстрация к басне «Зеркало и обезьяна»

Конкурс № 5. «Мораль сей басни такова»

— В какой басне была такая мораль? И кто автор басни?

1 команда

1) «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо».

(К.Д. Ушинский «Гусь и журавль»)

2) «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука»

(Лебедь, Щука и Рак»)

2 команда

3) «А вы, друзья, как ни садитесь,� Всё в музыканты не годитесь».

(И.А. Крылов «Квартет»

4) «Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

(Зеркало и обезьяна)

3 команда

5) «Сударь,

Запомните, всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает» (Жан де Лафонтен «Ворон и лисица»)

6) К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

(И.А. Крылов «Мартышка и очки»)

Конкурс № 6. «Басня- путаница».

— Из каких произведений собрана эта басня?

(Карточки раздаются каждой команде)

К кому-то принесли от мастера «Ларец»

Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза «Осел и Соловей»

Кидался.

На тысячу ладов тянул, переливался.

Увидевши Слона, ну на него

метаться,

И лаять, и визжать, и рваться. «Слон и Моська»

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки! «Зеркало и обезьяна»

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была

Похожа.

Мартышка тут с досады и печали «Мартышка и очки»

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали,

Прощай, хозяйские горшки! «Обоз»

А сейчас, жюри подсчитает баллы и скажет, какая из команд победила. (Награждение победителей)

Ребята, прошло уже очень много веков с того момента, как была сочинена первая в мире басня. Но до сих пор жанр басни не утратил своей актуальности! И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями, перечитывать их, задумываться о мудрости этих басен, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Слайд 1,2

Цель: эмоциональный настрой на мероприятие

Цель: представление и знакомство с командами.

Слайд 3

Слайд 4

Цель: соревнование между командами, закрепление полученных знаний.

Слайды

5, 6, 7, 8

Слайды 9,10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Цель: подвести итоги, наградить команду-победителя

Слайд 26

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/v-mire-basen

Самые короткие басни Крылова

Лиса, не видя сроду Льва,С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,Но уж не так ей страшен показался.А третий раз потомЛиса и в разговор пустилася со Львом.Иного так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся.

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:Бедняжка в ней и рвался и метался,А Голубь молодой над ним же издевался.«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дняПопался!Не провели бы так меня:За это я ручаюсь смело».Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.И дело!

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Волк и Пастухи

Волк, близко обходя пастуший дворИ видя, сквозь забор,Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,Спокойно Пастухи барашка потрошат,А псы смирнёхонько лежат,Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,

Когда бы это сделал я!»

Водопад и Ручей

Кипящий Водопад, свергался со скал,Целебному ключу с надменностью сказал(Который под горой едва лишь был приметен,Но силой славился лечебною своей):«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,А у тебя всегда премножество гостей?Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –

Смиренно прожурчал Ручей.

Мальчик и Змея

Мальчишка, думая поймать угря,Схватил Змею и, воззрившись, от страхаСтал бледен, как его рубаха.Змея, на Мальчика спокойно посмотря:«Послушай, – говорит, – коль ты умней не будешь,То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.На сей раз бог простит; но берегись вперёд

И знай, с кем шутишь!»

Овцы и Собаки

В каком-то стаде у Овец,Чтоб Волки не могли их более тревожить,Положено число Собак умножить.Что ж? Развелось их столько, наконец,Что Овцы от Волков, то правда, уцелели,Но и Собакам надо ж есть.Сперва с Овечек сняли шерсть,А там, по жеребью, с них шкурки полетели,А там осталося всего Овец пять-шесть,

И тех Собаки съели.

Петух и жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы, право, был гораздо боле рад Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно, Да сытно.*** Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Туча

Над изнурённою от зноя стороноюБольшая Туча пронеслась;Ни каплею её не освежа одною,Она большим дождём над морем пролиласьИ щедростью своей хвалилась пред Горою,«Чтo? сделала добраТы щедростью такою? –Сказала ей Гора. –И как смотреть на то не больно!Когда бы на поля свой дождь ты пролила,Ты б область целую от голоду спасла:

А в море без тебя, мой друг, воды довольно».

Крестьянин и Лисица (Книга восьмая)

Лиса Крестьянину однажды говорила:«Скажи, кум милый мой,Чем лошадь от тебя так дружбу заслужила,Что, вижу я, она всегда с тобой?В довольстве держишь ты её и в холе;В дорогу ль – с нею ты, и часто с нею в поле;А ведь из всех зверейЕдва ль она не всех глупей». –«Эх, кумушка, не в разуме тут сила! –Крестьянин отвечал. – Всё это суета.Цель у меня совсем не та:Мне нужно, чтоб она меня возила,

Да чтобы слушалась кнута».

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда — висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Сокол и Червяк

В вершине дерева, за ветку уцепясь,Червяк на ней качался.

Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,Так с высоты шутил и издевался:«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?Какая у тебя и воля и свобода?И с веткой гнёшься ты, куда велит погода».

 –«Тебе шутить легко, –Червяк ответствует, – летая высоко,Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;Но мне судьба дала достоинства не те:Я здесь, на высоте,

Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»

Собака и Лошадь

У одного крестьянина служа,Собака с Лошадью считаться как-то стали.«Вот, – говорит Барбос, – большая госпожа!По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.

Велика вещь возить или пахать!Об удальстве твоём другого не слыхать:И можно ли тебе равняться в чём со мною?Ни днём, ни ночью я не ведаю покою:Днём стадо под моим надзором на лугу,А ночью дом я стерегу».

«Конечно, – Лошадь отвечала, –Твоя правдива речь;Однако же, когда б я не пахала,

То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?Вот отдохнуть и нам пора настала!»«Не радуйся, мой свет, –Ей Крыса говорит в ответ, –И не надейся по-пустому!Коль до когтей у них дойдет,То, верно, льву не быть живому:Сильнее кошки зверя нет!»Я сколько раз видал, приметьте это сами:Когда боится трус кого,То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами.

Крестьянин и Разбойник

Крестьянин, заводясь домком,Купил на ярмарке подойник да коровуИ с ними сквозь дубровуТихонько брёл домой просёлочным путём,Как вдруг Разбойнику попался.Разбойник Мужика как липку ободрал.

«Помилуй, – всплачется Крестьянин, – я пропал,Меня совсем ты доконал!Год целый я купить коровушку сбирался:Насилу этого дождался дня».«Добро, не плачься на меня, –Сказал, разжалобясь, Разбойник.

И подлинно, ведь мне коровы не доить;Уж так и быть,

Возьми себе назад подойник».

Лягушка и вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола, Затеяла сама в дородстве с ним сравняться: Она завистлива была. И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться. «Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?» Подруге говорит. «Нет, кумушка, далеко!» — «Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.

Ну, каково? Пополнилась ли я?» — «Почти что ничего».— «Ну, как теперь?» — «Все то ж». Пыхтела да пыхтела И кончила моя затейница на том, Что, не сравнявшися с Волом, С натуги лопнула и — околела.

*** Пример такой на свете не один: И диво ли, когда жить хочет мещанин, Как именитый гражданин,

А сошка мелкая, как знатный дворянин?

Источник: https://vsebasni.ru/krylov/korotkie-basni-krylova.html

Басни Крылова

Басни Крылова

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале.

Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками.

Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей.

Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения.

После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива.

Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические.

Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть.

Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом.

Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости.

Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром.

Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти.

Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

Читайте также:  Сценка по пдд, 5 класс

В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/

Басни Крылова Ивана Андреевича

Басни Крылова Ивана Андреевича

Потерянный Алмаз валялся на пути;

Случилось наконец купцу его найти.

Он от купца

Царю представлен,

Им куплен, в золоте оправлен

И украшением стал царского венца.

Читать дальше

 Запущенный под облака,

Бумажный Змей, приметя свысока

В долине мотылька,

«Поверишь ли! — кричит, — чуть-чуть тебя мне видно;

Признайся, что тебе завидно

Смотреть на мой высокий столь полет».

«Завидно? Право, нет!

Читать дальше

Какой-то в древности Вельможа

С богато убранного ложа

Отправился в страну, где царствует Плутон.

Сказать простее, — умер он;

И так, как встарь велось, в аду на суд явился.

Тотчас допрос ему: «Чем был ты? где родился?»

Читать дальше

Вельможа, в праздный час толкуя с Мудрецом

О тот о сем,

«Скажи мне, — говорит, — ты свет довольно знаешь,

И будто в книге, ты в сердцах людей читаешь:

Как это, чт_о_ мы ни начнем,

Суды ли, общества ль учены заведем,

Едва успеем оглянуться,

Как первые невежи тут вотрутся?

Ужли от них совсем лекарства нет?»

Читать дальше

Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:

Не более ль вреда, чем пользы, от наук?

Не расслабляет ли сердец и рук

Ученье?

И не разумнее ль поступит он,

Когда ученых всех из царства вышлет вон?

Но так как этот царь, свой украшая трон,

Душою всей радел своих народов счастью

И для того

Не делал ничего

По прихоти иль по пристрастью, —

Читать дальше

Кипящий Водопад, свергался со скал,

Целебному ключу с надменностью сказал

(Который под горой едва лишь был приметен,

Но силой славился лечебною своей):

Читать дальше

Волчонка Волк, начав помалу приучать

Отцовским промыслом питаться,

Послал его опушкой прогуляться;

А между тем велел прилежней примечать,

Нельзя ль где счастья им отведать:

Хоть, захватя греха,

Читать дальше

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

Зато на одного из них пришла беда!

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

Читать дальше

Волк из лесу в деревню забежал,

Не в гости, но живот спасая;

За шкуру он свою дрожал:

Охотники за ним гнались и гончих стая.

Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,

Да то лишь горе,

Что все ворота на запоре.

Вот видит Волк мой на заборе

Кота

И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,

Читать дальше

«Прощай, соседка! — Волк Кукушке говорил, —

Напрасно я себя покоем здесь манил!

Всё те ж у вас и люди и собаки:

Один другого злей; и хоть ты ангел будь,

Так не минуешь с ними драки». —

«А далеко ль соседу путь?

И где такой народ благочестивой,

С которым думаешь ты жить в ладу?»

«О, я прямехонько иду

В леса Аркадии счастливой.

Соседка, то-то сторона!

Там, говорят, не знают, что война;

Читать дальше

Произведения разбиты на страницы

Источник: http://VseSkazki.su/avtorskie-skazki/basni-krilova-ivana.html?start=10

Иван Андреевич Крылов, Басни И. Крылова, 2

Иван Андреевич Крылов, Басни И. Крылова, 2

Осёл и Соловей — басня И.А. Крылова Осёл увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твоё услышав пенье, Велико ль подлинно твоё уменье?».

Тут Соловей являть свое искусство стал: Защёлкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало всё тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом: «Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Ещё б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и — полетел за тридевять полей. Избави Бог и нас от этаких судей.***

Волк и Журавль — басня И.А. Крылова

Что волки жадны, всякий знает; Волк, евши, никогда Костей не разбирает, За то на одного из них пришла беда: Он костью чуть не подавился. Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; Пришло хоть ноги протянуть! По счастью, близко тут Журавль случился. Вот кой-как знаками стал Волк его манить И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею Кость вытащил и стал за труд просить. «Ты шутишь! — зверь вскричал коварный,— Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный! А это ничего, что свой ты долгий нос И с глупой головой из горла цел унес! Поди ж, приятель, убирайся, Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

***

Слон и Моська — басня И.А. Крылова

По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться,— Ей Шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт Вперёд И лаю твоего совсем не примечает.— «Эх, эх! — ей Моська отвечает,— Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!»***

Кукушка и Петух — басня И.А. Крылова

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!»— «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!»— «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».— «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова… Отколь такой берётся голосок? И чист, и нежен, и высок!.. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни — что твой соловей!»— «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поёшь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я». Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,— Все ваша музыка плоха!..» За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.***

Свинья под Дубом — басня И.А. Крылова

Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит,— Ей с Дубу Ворон говорит,— Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

«Пусть сохнет, — говорит Свинья,— Ничуть меня то не тревожит, В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».— «Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут,— Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут».

Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.***

Зеркало и Обезьяна — басня И.А. Крылова

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: «Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть».— «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»— Ей Мишка отвечал. Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

***

Обоз — басня И.А. Крылова

С горшками шёл Обоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь добрый на крестце почти его понёс, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая, Ругает бедного коня за каждый шаг: «Ай, конь хвалёный, то-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять.

Какой осёл! Добро бы было в гору Или в ночную пору,— А то и под гору, и днём! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнём! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезём, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но, только под гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырёх ног На славу; По камням, рытвинам пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву! Прощай, хозяйские горшки!

Другие темы из этого раздела смотрите здесь — Русские былины и сказки — для взрослых и детей

Источник: http://luntiki.ru/blog/byliny/1085.html

Басни Крылова для 2 класса

Басни Крылова для 2 класса

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,—

Ведь ты б у нас была царь-птица!

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он её ещё и гонит.

Басня Ивана Крылова «Стрекоза и Муравей»

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всё прошло с зимой холодной.

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». —

«Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

Читайте также:  Конкурсная программа для детей 10-12 лет

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он всё-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет! —

Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

https://www.youtube.com/watch?v=qnh6aXzRVQI

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё

С песком и с илом?

За дерзость такову

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». —

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого, приятель, не забыл!» —

«Помилуй, мне ещё и от роду нет году», —

Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». —

«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —

«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал — ив тёмный лес Ягнёнка поволок.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом,

И что приходит, наконец,

Ему расчесться за овец, —

Пустился мой хитрец

И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад

И волчьей клятвой утверждаю,

Тут ловчий перервал в ответ, —

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Какой-то Повар, грамотей,

С поварни побежал своей

В кабак (он набожных был правил

И в этот день по куме тризну правил),

А дома стеречи съестное от мышей

Но что же, возвратясь, он видит? На полу

Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

Тут Ваську Повар укоряет, —

Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?

(А Васька всё-таки курчонка убирает.)

Как! был честным Котом до этих пор,

Бывало, за пример тебя смиренства кажут, —

А ты. ахти, какой позор!

Теперя все соседи скажут:

«Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:

Он порча, он чума, он язва здешних мест!»

(А Васька слушает, да ест.)

Тут ритор мой, дав волю слов теченью,

Не находил конца нравоученью.

Но что ж? Пока его он пел,

Кот Васька всё жаркое съел.

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело».

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ —

Известно, что Слоны в диковинку у нас —

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться,—

Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт

И лаю твоего совсем не примечает».—

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? —

Вбежавши, Крысе Мышь сказала, —

Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?

Вот отдохнуть и нам пора настала!» —

Ей Крыса говорит в ответ, —

И не надейся по-пустому!

Коль до когтей у них дойдёт,

То, верно, льву не быть живому:

Сильнее кошки зверя нет!»

Я сколько раз видал, приметьте это сами:

Когда боится трус кого,

То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами.

«Соседушка, мой свет!

Ещё тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —

«Я три тарелки съел». — «И, полно, что за счёты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарём подёрнулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Ещё хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» —

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же ещё тарелку он берёт:

Сбирается с последней силой

И — очищает всю. «Вот друга я люблю! —

Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!»

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Скорей без памяти домой —

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Басня Ивана Крылова «Зеркало и Обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть». —

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —

«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;

Всё видел, высмотрел; от удивленья,

Поверишь ли, не станет ни уменья

Пересказать тебе, ни сил.

Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа таровата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

Какие бабочки, букашки,

Козявки, мушки, таракашки!

Одни, как изумруд, другие, как коралл!

Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее булавочной головки!» —

«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!

Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —

Слона-то я и не приметил».

Басня Ивана Крылова «Кукушка и Горлинка»

Кукушка на суку печально куковала.

«Что, кумушка, ты так грустна? —

Ей с ветки ласково Голубка ворковала, —

Или о том, что миновала

И с ней любовь, спустилось солнце ниже,

И что к зиме мы стали ближе?» —

«Как, бедной, мне не горевать? —

Кукушка говорит. — Будь ты сама судьёю:

Любила счастливо я нынешней весною,

И, наконец, я стала мать;

Но дети не хотят совсем меня и знать:

Такой ли чаяла от них я платы!

И не завидно ли, когда я погляжу,

Как увиваются вкруг матери утяты,

Как сыплют к курице дождём по зву цыпляты,

А я, как сирота, одним-одна сижу,

И что есть детская приветливость — не знаю». —

«Бедняжка! о тебе сердечно я страдаю;

Меня бы нелюбовь детей могла убить,

Хотя пример такой не редок;

Скажи ж, так стало, ты уж вывела и деток?

Когда же ты гнездо успела свить?

Я этого и не видала:

Ты всё порхала, да летала». —

«Вот вздор, чтоб столько красных дней

В гнезде я, сидя, растеряла:

Уж это было бы всего глупей!

Я яйца всегда в чужие гнёзда клала». —

«Какой же хочешь ты и ласки от детей?» —

Ей Горлинка на то сказала.

Отцы и матери! вам басни сей урок.

Я рассказал её не детям в извиненье:

К родителям в них непочтенье

И нелюбовь — всегда порок;

Но если выросли они в разлуке с вами,

И вы их вверили наёмничьим рукам,

Не вы ли виноваты сами,

Что в старости от них утехи мало вам?

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» —

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!» —

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова.

Отколь такой берётся голосок?

И чист, и нежен, и высок!.

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, что твой соловей!» —

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, —

Всё ваша музыка плоха. »

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

Мальчишка, думая поймать угря,

Схватил Змею и, воззрившись, от страха

Стал бледен, как его рубаха.

Змея, на Мальчика спокойно посмотря:

«Послушай, — говорит, — коль ты умней не будешь,

То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.

На сей раз бог простит; но берегись вперёд

И знай, с кем шутишь!»

Рекомендуем посмотреть:

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Источник: http://rus-poetry.ru/basni-krylova-dlya-2-klassa/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector