Беседа о временах года для дошкольников в старшей группе

Беседа о временах года для дошкольников в старшей группе

Карпова М. Г., Шабусова Л. С., Воронцова Т. А. Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/1897/ (дата обращения: 03.05.2018).



Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.

Задачи:

Образовательные: формировать умения детей отвечать на вопросы, составлять предложения; активизировать словарь по теме; совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать прилагательные с существительными.

Развивающие: развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе и интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов и наблюдение за погодой на прогулке.

Ход занятия:

(Раздается звон колокольчика. Дети встают в круг и держатся за руки, хором проговаривают):

Встанем рядышком друг с другом,

Скажем: «Здравствуйте!», — друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель предлагает послушать внимательно стихотворение автора И. Сурикова [3].

Белый снег, пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы — и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,

Снеговые горы строят ребятишки.

Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,

И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,

Не надули б снега вьюги и метели.

Он теперь покоен — все кругом укрыто,

И ему не страшен злой мороз, сердитый.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Зима!

Воспитатель: Все верно, это стихотворение о зиме. Давайте вспомним приметы зимы?

(Дети называют приметы зимы).

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково». Мы будем превращать зимние слова в ласковые.

Шуба- шубка

Санки- саночки

Снеговик- снеговичек

Снег- снежок

Лёд- льдинка

Снежинка- снежиночка

Мороз- морозец

Шарф- шарфик

Елка- елочка

Подарок- подарочек

Снежок- снежочек

Каток- каточек

Метель- метелица

Мороз- морозик

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вам разгадать загадки о зиме [1].

Все укроет одеялом,

Все разгладит, приберет,

А потом земле усталой,

Колыбельную споет.

(Зима)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет.

На всех садится,

Никого не боится.

(Снег)

С неба звездой,

На ладошку водой.

(Снежинка)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Вьюга)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Метель)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лед)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала- сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки.

(Снежная туча)

Словно белая звезда

Из серебряного льда,

Кружится, летает,

На ладошке тает.

(Снежинка)

В шубу снежную одет,

То ли баба, то ли дед!

Нос — морковка, руки — палки,

И прическа из мочалки.

(Снеговик)

Лёгкий, белый, словно пух,

И похож на белых мух,

Он сугробом вырастает,

А в лучах весенних тает!

(Снег)

Что за модница стоит?

На верхушке шпиль горит,

На ветвях игрушки,

Бусы и хлопушки!

(Ёлка)

Эту девочку привёз

В гости к детям Дед Мороз.

Шубка, длинная коса,

Словно звёздочки глаза.

(Снегурочка)

В длинной шубе дед седой

С длинной-длинной бородой.

К ёлке нашей в Новый Год

Он с подарками придёт.

(Дед Мороз)

Подвижная игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком,

Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.

Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (Снег.)

На снегу-то, посмотри — С красной грудкой… (Снегири.)

Вот веселье для ребят — Все сильнее… (Снегопад.)

Рядом снежная фигурка — Эта девочка —… (Снегурка.)

Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (Снежки.)

С неба все скользят пушинки — Серебристые… (Снежинки.)

На поселке, на лужок все снижается… (Снежок.)

Воспитатель: Ребята, какие слова вы добавляли? Что общего между ними?

(Ответы детей).

Упражнение «Подбери признак» (подбирать как можно больше прилагательных к

существительным).

Зима (какая?) — холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная.

Снег (какой?) — белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Снежинки (какие?) — белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.

Сосулька (какая?) — твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Лед (какой?) — гладкий, блестящий, холодный, твердый.

— О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

—Мы с вами играли в разные игры, вам понравилось?

—Что больше всего понравилось вам делать?

—Может быть, у кого-нибудь были сложности при выполнении заданий?

Литература:

  1. Гурина И. Новогодние загадки. — М.: Фламинго, 2013.
  2. Лазаревич А.Я., Степанов В., Сеф Р. С Новым годом! Зимушка-Зима! Стихи, песенки, загадки, пословицы, считалки, скороговорки. — М.: АСТ, 2014.
  3. Суриков И. Стихи детям. — М.: Эксмо, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): Вопросы дошкольной педагогики, фонематический слух детей, связную речь детей, Воронцова Т, умения детей, Конспект занятия, звон колокольчика, старшей группе, Организационный момент, Шабусова Л, Предварительная работа, чтение стихов, рассматривание иллюстраций.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/54/1897/

Конспект занятия «Четыре времени года». Подготовительная группа

Конспект занятия «Четыре времени года». Подготовительная группа

Название: Конспект занятия «Четыре времени года»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий НОД ,интегрированное занятие, Подготовительная группа
Автор: Бурова Татьяна Константиновна Должность: музыкальный руководитель Место работы: МДОУ ЦРР д/с № 13

Месторасположение: Костромская область, г.Галич

Четыре времени года.
(совместно-образовательная деятельность детей старшего возраста)

Цель: Проверить знания детей о временах года.

Программные задачи: Закрепить представление детей о годовом цикле, как о непрерывной смене времен года. Развивать творческие способности в разных видах деятельности: музыке, танцевальной импровизации, декламировании стихов, театрализованной деятельности, художественно – ручном труде. Развивать воображение, формировать словарный запас детей.

Оборудование: Оформление музыкального зала «Четыре времени года»; дидактическая игра «Собери пейзаж»; цветные шарфики, подносы с песком, влажные салфетки, карточки для разделения на подгруппы, аудиозаписи, экран, проектор, 12 слайдов для каждого месяца, картонные маски для каждого месяца.

Ход.

Дети входят в зал под музыку, подходят к оформлению, разглядывают его.

Музыкальный руководитель:

-Сегодня у нас необычная встреча, в нашем зале встретились все четыре времени года. Давайте мы с вами вспомним название сказки, где тоже встречаются все месяцы?

Дети: Сказка « 12 месяцев».

Музыкальный руководитель:

-Правильно, вот и у нас с вами будет удивительная встреча, а начнем мы ее с самого вашего любимого времени года – это Лето.

На экране появляется первый летний слайд.

Выходят трое детей в масках: Июнь, Июль, Август.

Июнь:

Весна уходит, лишь успела

Махнуть сиреневым платком

И тополиным пухом белым

Июнь влетает в каждый дом.

Июль:

И вот уже в разгаре лето

Июль печет во всю, жара!

Но во дворах забыв про это

С утра резвиться детвора!

Август:

Совсем другое дело – август,

Прохладней среднего он брата.

В садах так много груш и яблок

Поспело! Радуйтесь ребята!

Музыкальный руководитель:

-Летние месяцы все правильно рассказали о себе, а что еще мы любим делать летом?

Дети: — Купаться, кататься на велосипедах, собирать ягоды, гулять, играть.

Педагог ИЗО: — Дети, когда художник рисует времена года, он старается подбирать правильные нужные цвета. Вот, например, какими красками можно изобразить лето?

Дети: Яркими, солнечными, разноцветными…

Педагог ИЗО: — Правильно, но если под рукой нет красок, и карандашей, а нарисовать лето очень хочется, можно нарисовать его просто — на песке. Давайте попробуем?

Дети рисуют на песке пальцем или палочкой.

Музыкальный руководитель:

-Я вам предлагаю поиграть в веселую летнюю игру.

Игра « Ищи»

Музыкальный руководитель:

-Закончилось звонкое лето, в лесу полетели легкие паутинки, дунули прохладные ветры. И все деревья вдруг надели красивый наряд. Какое же время года наступило?

Дети: — Осень.

Музыкальный руководитель:

-Осень очень красивое время года, особенно та пора, которую называют «золотая осень».

Почему ее так называют?

Дети: ……………

-Осенью мы любуемся разноцветным убранством деревьев, наблюдаем, как звери готовятся к зиме. Вот и к нам пришли три ее брата: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Выходят трое детей, меняются слайды.

Сентябрь:

Лето кончилось привольное,

Наступило время школьное,

И по правде говоря,

Он любимый и желанный

Звонкий праздник сентября.

Октябрь:

Листья опали, птицы пропали,

Читайте также:  Праздник цветов в начальной школе. сценарий

Все что цвело притаилось в опале,

Заняты норы, замерли споры.

Заиндевели утром заборы.

Что же так сладко в этой поре,

В сердце сжимающем на октябре?!

Ноябрь:

И вот уже зима спешит,

Чтоб встретить осень на пороге

А за окошком снег кружит,

Ноябрь месяц к нам приходит.

Педагог ИЗО: — Дети, а если бы вы рисовали осень, какими бы красками вы её изобразили?

Дети: — Жёлтую, оранжевую…………

Музыкальный руководитель:

-Ребята, а как вы думаете, какой танец больше всего соответствует летящим осенним листьям?

Дети: — Вальс.

Беседа с детьми «Почему это именно вальс?».

Детям раздаю осенние листья и предлагаю потанцевать.

Импровизация с осенними листочками.

Музыкальный руководитель:

-Следом за осенью наступает…

Дети: — Зима.

Дети вспоминают о ее признаках, о том какие трудности будут у зверей и птиц зимой,

как им можно помочь зимой, о зимних праздниках. Перечисляют зимние месяцы.

Выходят дети, меняются слайды.

Декабрь:

У декабря полно забот-

Как все успеть не знает

Он провожает старый год

И Новый год встречает

Он должен елку нарядить

Последний день сегодня,

Чтоб всех на свете пригласить

На праздник новогодний.

Январь:

Под снегом спят

Кусты и сад, и пруд и огород

Открыл январь наш календарь

И начал новый год.

Февраль:

Февраль последний зимний месяц

Но, февралю какая жалость

Не потому ль он так невесел?

Лишь двадцать восемь дней досталось.

Педагог ИЗО: — Дети, а если бы вы рисовали зиму, какие бы краски вы взяли?

Дети: — Белую, голубую……

Музыкальный руководитель: сейчас я вам предлагаю взять в руки голубые и белые шарфы, цвет выбирайте сами, и под музыку А. Вивальди выложить зимнюю картину.

(дети вместе с педагогом по изо выкладывают картину)

Песня о зиме (по желанию детей)

Музыкальный руководитель:

— И вот после долгой, холодной зимы наступает долгожданная…

Дети: — Весна.

Дети называют приметы весны, перечисляют весенние месяцы.

Выходят трое детей в масках- 3 весенних месяца, меняются слайды.

Март:

Снег тает и бежит ручьями,

Весна-красавица идет.

С весною месяц март встречаем!

Нам звонкая капель поет.

Апрель:

За ним апрель спешит и греет,

И вот уже из-под земли

На тонкой ножке, словно феи,

Цветы подснежники взошли.

Май:

Деревья в мае зеленеют,

И все вокруг вдруг зацвело

А солнце с каждым сильнее

Нам дарит летнее тепло.

Педагог ИЗО: — Дети, а какие бы краски вы взяли, если бы весну рисовали?

Дети: — Светлую, зелёную, голубую……

Музыкальный руководитель:

Сейчас мы с вами послушаем знакомое музыкальное произведение и по характеру произведения подберем соответствующие музыкальные инструменты.

Звучит «Подснежник» П.И.Чайковского, дети вспоминают композитора, рассказывают о характере произведения. В беседе используются эпитеты: музыка прозрачна, просветленная, лирическая, возвышенная.

Дети выбирают соответствующие характеру музыкальные инструменты и озвучивают отрывок из музыкального произведения.

Педагог ИЗО: — Дети, я вижу, вы хорошо разбираетесь во временах года и их красках. И сейчас я предлагаю вам доказать это ещё раз. Составьте четыре картины о каждом времени года. Для этого нам надо разделиться на 4 подгруппы.

Дети разбирают жетончики и расходятся за столы: 1 стол – бабочка,

2 стол – осенний листок, 3 стол – снежинка, 4 стол – подснежник.

Практическая деятельность.

Дети составляют композицию под звучание спокойной музыки. По окончании работы взрослые и дети рассматривают картины, делятся впечатлениями.

Музыкальный руководитель:

-Наше путешествие по временам года подошло к концу. Каждое время года неповторимо и прекрасно по- своему. Что бы сохранить красоту природы, нужно ее беречь. Ведь это такое счастье почувствовать на ладошке первую снежинку, подставить лицо первому весеннему дождику, увидеть летнюю радугу, поймать упавший с дерева осенний листок.

Педагог ИЗО:

-Вы так хорошо рассказали о каждом времени года, пели, танцевали, у вас получились прекрасные картины, что у нас не осталось никакого сомнения в том, что вы любите каждое из них.

Дети прощаются и уходят в группу.

Источник: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-chetyre-vremeni-goda-podgotov/

Конспект НОД в старшей группе. Беседа о осени

Конспект НОД в старшей группе. Беседа о осени

Автор презентации: Посикунова Татьяна Александровна

Конспект НОД в старшей группе. Беседа о осени.

Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников,

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

Предварительная работа: Наблюдения за осенними изменениями в природе (ветер, листопад, моросящий дождь), сбор осенних листьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья».

Оборудование: конвертики с разрезными разноцветными осенними листочками. Карточки – иллюстрации перелетных и зимующих птиц; животных; осенние пейзажи. Мяч. Смайлики настроения.

Ход: Ребята, вы сейчас услышите загадку, попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

О каком времени года идет речь? Перед детьми карточки с изображением разных периодов времен года. Посмотрите и найдите карточки на которых изображено время года осень.

Объясните, почему вы выбрали эти карточки?

Какие приметы вы осени знаете?

Как это явление называется? (листопад) из каких слов состоит?

Какого цвета бывают осенью листья?

Что вы можете сказать о птицах?

Что происходит с днем и ночью?

Что делают животные осенью?

— Ребята, посмотрите на наш календарь природы и скажите: Сколько осенних месяцев в году?

— Каждый из осенних месяцев хорош. Давайте отправимся в путешествие по осени, расскажем об осенних изменениях.

Как называется первый месяц осени?

— Что происходит в природе в сентябре, что может нас порадовать?

Как изменяется природа вокруг, что происходит с листьями на деревьях?

Почему они такими становятся?

Давайте поиграем в игру: “ Собери листочек”.

Дети присаживаются за столы. В конвертах разрезные листочки.

Предлагаю собрать листочки из нескольких частей.

А теперь скажите мне, какие листья на деревьях бывают осенью? (разноцветные, красные, желтые, оранжевые).

— А что в сентябре может нас огорчить?

— Ребята, давайте рассмотрим календарь погоды, который вы отмечали в сентябре. Каких дней было больше в сентябре?

— Да было больше пасмурных, дождливых, чем ясных. По утрам стелются туманы, дни короче, а ночи длиннее.

— В сентябре птицы готовятся к отлету в теплые края.

А все ли птицы улетают в теплые края, да птицы которые остаются зимовать им порой очень тяжело в лютые морозы и человек старается помочь, подкармливает птиц.

А у сентября есть еще одно название –хмурень (небо хмурится, часто солнце прячется за тучами)

Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел следующий месяц. Как он называется?

— Посмотрите на календарь. Какая погода была в октябре?

— Как называется этот период осени? (Золотая осень)

А у октября –грязник (грязь под ногами от частых осенних дождей)

— В октябре звери готовятся к зиме. Показываю иллюстрации как животные готовятся к зиме, где и как хранят припасы на зиму. Ребята, а вы знаете, что животных можно разделить на группы по способу питания? Бывают хищники, травоядные и всеядные.

Загадываю загадки про зайца, лося, мышь, волка, рысь, лису, медведя, ежа, кабана.

Ноябрь последний осенний месяц.

И назывался этот месяц- листогной (листья опали, в слове листогной спрятались два слова- листья и гнить)

Давайте поиграем в игру: “ Скажи со словом “ Осенний”

В.:Ребята, посмотрите, какой “осенний” мячик у меня есть. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик”.

— Солнце “какое?” осеннее и т.д.

(С помощью пиктограмм составлены предложения об осени, дети пытаются их “прочитать”)

Осенью с деревьев опадают листья.

Девочка идет под зонтом.

Мальчик любит овощи.

Дети идут в лес собирать грибы.

Капуста растет в огороде

В огороде мальчик собирает овощи.

Дети в лесу срывают цветы.

В огороде мальчик поливает капусту.

— Очень интересный у нас получился рассказ об осени.

Итог: Скажите, пожалуйста, вы любите осень? Мы сегодня вспомнили разные периоды этого времени года. У вас есть смайлики настроения. Покажите то настроение, которое вызывает Сентябрь?

— А сейчас покажите, какое настроение вызывает Октябрь?

— А Ноябрь, какое у вас вызывает настроение?

— Из вашего настроения я поняла, что осень вам очень нравится.

Воспитатель: предлагает поиграть в пальчиковую игру “Осенние листья”.

1, 2, 3, 4, 5 – (загибают пальчики)

Будем листья собирать: (сжимают, разжимают кулачки)

Листья березы, листья осины, (загибают пальчики по одному)

Листики тополя, листья рябины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем” (показываем букет)

В какое время года из листьев составляют разноцветные букеты?

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-beseda-o-oseni.html

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Времена года — весна»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Времена года - весна»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Времена года — весна»

Интеграция образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Читайте также:  Как организовать дистанционное обучение в школе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

Цель: систематизировать представления детей о времени года – весна

Задачи:

— образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках весны; учить замечать изменения в ней, находить признаки самостоятельно; совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ; формировать умение подбирать прилагательные к существительным; расширять словарный запас по теме «Весна»; учить передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны.

— развивающие:развивать мышление, внимание; умение ориентироваться на плоскости; развивать зрительное восприятие; формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже; развивать художественные и творческие способности.

— воспитательные: воспитывать речевое внимание, эстетическое отношение к природе, через изображение цветов; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: корректурные таблицы по теме «Весна», предметные картинки по теме «Весна», фишки и разрезные картинки на каждого ребенка, альбомные листы, акварель, кисти №3, №1; магнитофон, запись произведений П.И. Чайковского «Времена года», Д. Шостаковича «Весна — пробуждение».

Предварительная работа: беседы о весне и её признаках; наблюдение на прогулке за изменениями в природе; рассматривание репродукций картин известных художников о весне; заучивание стихотворений о весне, чтение произведений, пение песен, слушание произведений П.И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

1. Вводная часть

В.: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла …весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне. Какая она весна?

2. Основная часть

В.: Ребята, давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие изменения происходят в природе весной. (дети рассматривают корректурную таблицу № 1 по теме «Весна»)

Дидактическая игра «Приметы Весны»

— Весной ярко светит, греет, припекает…?

— Что птицы делают весной?

— Какие цветы появляются первыми весной?

— Кто просыпается весной?

— Что на деревьях появляется в начале весны?

— Что весной голубое, высокое, чистое?

— Что весной бежит, журчит?

Упражнение: «Продолжи предложение»

— Закончилась долгая, холодная… (зима);

— Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

— Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

— Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);

— Появляются первые… (проталины);

— Бегут звонкие…(ручьи);

— С крыш домов капают… (сосульки);

— На деревьях набухают… (почки);

— С тёплых краёв прилетают… (птицы);

— Мы очень любим первые весенние… (цветы);

— Первые весенние цветы это… (подснежники);

— Весной на деревьях почки… (набухают);

— Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);

— После зимы наступает … (весна);

— Зима ушла, а весна — …(пришла);

— Зима холодная, а весна — … (тёплая);

— Ребята строят для скворцов… (скворечники);

— Лед растаял, появились …(лужи)

Дидактическая игра: «Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»

— Пробиваюсь я в апреле —

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

— В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка (Ручей)

— Первым вылез из земли

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

— Здесь на ветке чей-то дом,

Не дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло

Дом такой зовут …(Гнездо)

— Хозяин лесной

просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

— Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши … (Стаи)

— Что на веточках раскрылось .

И в апреле распустилось? (Листва, почки)

— Голубые Зеркала

Туча наземь пролила.

Неглубоки, мелки.

Мелки как тарелки.

Не боятся стужи

Голубые …(Лужи.)

— Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ……….(Капель)

— Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата —

К нам плывут издалека

В синем небе… (Облака)

— Гнездышко из веток —

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть… (Птенцы)

— Хозяин лесной

Просыпается весной …(Медведь)

Физминутка «В группу к нам жук влетел»

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Ж-ж-ж.

Жук – вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Дидактическая игра: «Объясни значение слов»

(рассмотрите картинки и объясните, значение слов)

— Ручей – это…;

— Скворечник – это…;

— Капель – это…;

— Подснежник – это…;

— Почки – это…;

— Проталина – это…;

— Гнездо – это…;

— Стая – это…

— Насекомые – это…

Дидактическая игра «Составь предложение»

(учить самостоятельно, составлять рассказ на тему «Наступила весна», используя корректурную таблицу № 1, по теме «Весна»)

Дидактическая игра «Сравни и назови»

(дети рассматривают корректурную таблицу № 2 по теме «Весеннее солнышко»

воспитатель начинает фразу, а ребенок должны ее закончить).

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)

Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, шуба)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Физминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращения головой)

Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминчик. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни,

Наконец медведь наелся потом наоборот)

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

В.: Весну издавна любил народ и называл её «весна – красна». О весне поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, а художники изображали ее на своих картинах. И каждый художник видел её по-разному. Давайте рассмотрим картину А.Саврасова «Ранняя весна» и В.Бакшаева «Голубая весна».

(рассматривание таблицы № 3; «Весна в творчестве художников»)

Упражнение: «Подумай и ответь»

— Какое время года изображено на картинах? Почему вы так решили?

— На какой картине изображена ранняя весна?

— На какой картине изображена поздняя весна?

— Какая погода? Настроение картины?

— Что можно сказать о красах картины?

— Как бы вы назвали эти картины?

В.: Мы сейчас тоже поиграем, мы станем художниками и нарисуем весну. Сначала продумайте сюжет рисунка. Вспомним, какая она весна? Что можно изобразить? Теперь приступаем к работе, а музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передает весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге.

Дети приступают к работе.Тем, кто затрудняется, воспитатель помогает советом.

Итог:

В.: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали картинки с признаками весны.

— Что вы узнали о весне?

Молодцы, вы постарались и нарисовали отличные весенние картины, которым могут позавидовать великие художники. Рассмотреть работы детей, похвалить сказать, что все справились с таким сложным заданием. Предложить найти рисунок, где изображен ясный день, ранняя весна, поздняя весна и т. д.

На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо!

Литература:

  1. Примерная основноя образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. МОСКВА.», 2014

  2. Н.В. Гавриш, Безсонова О.К. «Калейдоскоп інформаційно-ігрової творчості дітей. Методичні рекомендації щодо використання коректурних таблиць». К. Видавництво: Слово. 2012. 256 с.

  3. Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ : Альма-матер, 2007. − 496 с.

  4. Крашенинников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС. Издатель — Мозаика-Синтез. Серия — Библиотека программы «От рождения до школы», 2014

  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС. Издатель — Мозаика-Синтез. Серия — Библиотека программы «От рождения до школы», 2014

  6. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. — 2012.- №5.

  7. «Мы» программа экологического образования детей/ Н,Н, Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

  8. Николаева С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.

  9. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» — 1999 – 128 с.: ил.

Читайте также:  Как преодолеть страх в общении?

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-intieghrirovannogho-zaniatiia-v-starshiei-ghruppie-vriemiena-ghoda-vie.html

Конспект занятия в старшей группе «Итоговая беседа о зиме»

Программное содержание

      Систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц.

      Учить замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам, поэтическое восприятие природы. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

    Дети, я хочу с вами поиграть в игру «Времена года». Я буду показывать картинку «время года» — а вы показывать фишку нужного цвета.

Напомните мне, какие времена года вы знаете?

 (ответы детей)

  Игра «Времена года»

   (ответ ребенка – время года, как ты определил)

Скажите, что бывает только зимой?

(мороз, снег)

А кто знает загадки о зиме?

Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет —

Когда это бывает?                                                                     (зима)

Скатерть бела, весь свет одела.                                           (снег)

Без рук без ног, а рисовать умеет.                                       (мороз)

Отгадайте и мою загадку:

Бел как мел

С неба прилетел

Зиму пролежал

В землю убежал

А кто вспомнит, как начиналась зима?

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

И зима настала.

А какой первый месяц зимы?

(ответ)

Входит мальчик-декабрь.

Давайте посмотрим на календарь погоды. Всю зиму, каждый день мы с вами отмечали погоду.

А сейчас посмотрим и сравним с другими месяцами.

Открываем первую страничку – декабрь.

Сколько солнечных дней? Сколько пасмурных? Каких больше?

Какая была погода?                                             (морозная, холодная, снежная, вьюжная)

А все это старуха – зима разозлилась: вздумала всех заморозить. Прежде всего она стала до птиц добраться – надоели они ей своими писками и криком.

Что сделали птицы?

Собрались покричали полетели за синее море, в теплые страны.

А какие птицы остались зимовать?

    (вороны, синицы, воробьи, щеглы, дятлы, снегири)

А как вы думаете, как живется птицам зимой?

(зимой не услышишь веселого пения птиц, им не до песен, Холодно, голодно, трудно добывать пищу. Многие прилетают во двор и живут поблизости от дома – люди заботятся о них, подкармливают)

Входит мальчик – январь.

Открываем календарь на второй страничке. Какой второй месяц зимы?

Открываем календарь

Начинается январь

В январе, в январе

Много снега на дворе

Снег на крыше, на крылечке

Солнце в небе голубом

В наше доме топят печки

В небо дым идет столбом.

          Все зеленое, что радовало глаз весной, летом, осенью исчезло, спряталось глубоко под снегом.

Какой снег?

   (белый, холодный, скрипучий, хрустящий)

А из чего состоит снег?

                     (ответ)

А вы хотите узнать, из чего образуются снежинки?

Я прочитала об этом в одной книге, её написали учёные.

Они летели в самолёте в облаках и под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали маленькие кристаллики льда, и как только они опускались в тучу, они сразу же становились снежинками. А маленькие кристаллики льда – водяной пар, летом он превращается в капли дождя, а зимой в снежинки.

А теперь расскажите, какие бывают снежинки? Какой формы?

 (звёздочки с шестью лучами,  цветочки с шестью лепестками, иголочки, тонкие пластинки)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

     А что мы слышим в морозный денек при ходьбе? Почему?

   (под тяжестью тела ломаются лучики)

Чем тише морозный, ясный денек, тем красивее снежинки. А при ветре лучики обламываются и превращаются в снежную пыль.

А вне сильный мороз, что происходит с снежинками происходит?

 (они ломаются, скатываются в шарики- крупа)

А если несколько снежинок прилепились друг другу- получаются хлопья снега.

Еще пуще злится зима.

Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом.

Чтение стихотворения «Морозец»

Много пословиц и поговорок придумал народ о зиме.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Солнце блестит, а мороз трещит.

Зимой денек, как у комара носок.

Зима без снега, лето без хлеба.

В холодном тумане встает холодное тусклое солнце. Спит заснеженный лес.

Подойдите все к картине, посмотрите внимательно.

Что изобразил художник?

Что происходит зимой в лесу?

Я начну рассказ, а вы продолжите.

Тихо. Зима. Лесная полянка покрыта снегом. На ней тихо и пусто. Кажется, все живое замерзло в такой стуже – ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

                 (дети рассказывают об увиденном)

Посмотрите на деревья, как красиво лежит снег на ветках.

Что происходит с деревьями?

(они стоят «отдыхают»)

А как проверить, что они не засохли?

Давайте вместе с вами поставим веточки в воду. Я шла сегодня в детский сад и нашем участке нашла эти веточки – их обломал ветер.

Почему?

   (они хрупкие от мороза, легко ломаются)

Что нужно любимому растению для роста, созревания?

                (свет, тепло и вода)

Вот и на наше веточке через некоторое время набухнут почки, раздвинутся на их верхушках чешуйки и покажутся кончики зеленых листьев. Чешуйки опадут, а нежные, зеленые листочки будут расти.

Пень – старый, трухлявый – а ведь это терем – теремок.

Кто под корой спрятался?

    (мелкие букашки, много их, каждый занял крохотную спаленку)

А кто еще живет в лесу зимой?

Пуще прежнего злится зима. Испугались звери мороза?

Белка орешки и грибочки в дупле грызет.

Зайчик прыгает, кору деревьев ест.

Лиса и волк за зайчиком бегают, но никогда его не поймают, зайчик быстро бегает.               Очень трудно лосям, оленям, козам.

Летом гуляет, зимой отдыхает – медведь в берлоге спит.

(им помогают люди)

Нет, не испугались звери мороза!

Вот и последний месяц зимы настал.

Посмотрите на календарь погоды.

Каких дней больше?

   (ясных, солнечных, морозных)

Какая погода в феврале?

    (холодно, крепкий мороз по утрам, но днем солнышко не только светит, но уже и греет)

В полях покажутся первые проталинки, воробьи начинают драться и весело кричать, таскать в клювах соломку и перышки, вороны – сучки для гнезд.

А на крыше, дети

Смотрите, белая морковка

За крышу ухватилась ловко

Тихонько плакала она

Роняя слезы вдоль окна.

Сильнее солнышко пригрело

И ту морковку съело.

     Обидно зиме – ни птиц, ни зверей, ни деревья не заморозила.

До рыб хочет добраться?

Что произошло с реками, озерами?

(замерзли, да только сверху, а рыба вся в глубь ушла- под ледяной кровлей ей еще теплее)

А кто мостик на реке мостит – без топора, без гвоздей, без клиньев и досок?

(мороз)

А какой лед?

     (хрупкий, холодный. твердый, прозрачный)

Прозрачный как стекло, а не вставишь в окно.

Этот кусок льда я взяла, когда делали прорубь во льду на речке, чтобы уловить рыбку. Вот эта рыба, которой так хорошо под ледяной крышей.

Не боится рыба мороза, зимы.

   (рассмотреть живых рыб в емкости)

Ну постой – думает зима-дойму я людей. И шлет мороз за морозом. Заволокли морозы узорами стекла, а окнах, стучатся в двери и стенки.

Как защитились люди от мороза?

(одели теплую одежду – пальто, шапки, валенки, затопили печки, да на зимой посмеиваются)

Но обиднее всего оказалось зиме, что даже малые ребята и те ее не боятся.

Какую пословицу надо помнить, зимой?

Береги нос в большой мороз.

Никто не боится старухи – зимы.

В январе он молодой

В декабре совсем седой

Ему стужа не помеха

Шапка теплая из меха

Шерстяные валенки

Очень любит маленьких

С большой палкой, в рукавицах

Он один во многих лицах

Краснощекий, красный нос

Его имя — Дед Мороз.

Заходит Дед Мороз.

Здравствуйте, дети. Хорошо мы с вами повеселились и поиграли на встрече нового года. А теперь мне пора уходить, но напоследок хочу с вами поиграть.

  1. Игра «Перетяни канат».
  2. Игра с Дедом Морозом в музыкальном сопровождении.

А теперь, до свидания, дети.

Дед Мороз и три месяца – мальчика (декабрь, январь, февраль) уходят.

Вот и попрощались мы с Дедом Морозом и русской зимой, которая в трех месяцах живет.

Вы много о зиме и зимних явлениях знаете, но еще больше узнаете, когда придет к нам вновь зима и мы будем наблюдать и изучать.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-itogovaya-beseda-o-zime.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector