День славянской письменности: сценарий для школьников

Загадка: Как называется «машина времени», которую можно держать в руках и с её помощью совершать увлекательные путешествия в прошлое и будущее, побывать в любой части земного шара, познакомиться с другими людьми? (Книга)

Сейчас с помощью книг мы с вами поговорим о Дне славянской письменности.День славянской письменности. Сценарий для школьников

24 мая – День славянской письменности и культуры. Праздник пришёл на российскую землю в 1992 году. В этот день, в Москве, на Славянской площади был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Как отмечается этот день? В этот день уместно вспомнить всё, что связано с родным языком, литературой, народными обычаями и традициями. Мы с вам будем вспоминать историю письменности.

Всегда ли у люди умели писать? Нет. Давайте посмотрим небольшой фильм о том, как зарождалась письменность. (Мультфильм «Как было написано первое письмо»)

На чём писали люди?

А) На глиняных табличках (Показ таблички)

Б) на пергаменте. Пергамент представлял собой особым образом выделанную телячью кожу; Чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.

На чём писали люди в Древней Руси? В отличие от жителей европейских стран, где письмом владели лишь богатые люди, на Руси даже домохозяйки умели писать. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Что находят археологи? Берестяные грамоты. Берёзовая кора – писчий материал не хуже любого другого.

Надо очистить будущую берёзовую «Страницу» от жёсткой коры, распрямить. Подсушить. Заострённой палочкой (писалом) можно не спеша процарапывать буквы на бересте, а тупым концом палочки – писала нетрудно затереть случайную ошибку. Береста – довольно долговечный материал, особенно если хранится во влажной среде без доступа воздуха.

Новгородская глина до сих пор дарит археологам берестяные грамоты многовековой давности.

Перо. Перо предпочитали гусиное. Из левого крыла. Чтобы подготовить перо к работе, его надо очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить;

Рукописные книги. Большинство рукописных книг были религиозного содержания. Рядили книгу как невесту. Убранство было дорогим и роскошным. Листы украшались красивыми и рисунками – иллюстрациями.

На переплёты из деревянных досок шла тщательно выделанная кожа. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застёжки. Прадеды любили говорить : «Книжное слово в жемчугах ходит». Больших денег книга стоила.

Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, на груду пышных собольих шуб. Дороги книги были не только из-за своего убранства. Дорого ценился и огромный труд, вложенный в создание книги. Переписыванием книг занимались монахи.

На переписывание одной книги иногда уходило несколько месяцев или даже лет.

Русское книгопечатание ассоциируется с именем Ивана Фёдорова. Именно он открыл первую типографию в Москве. Однажды Ивана Фёдорова озарила мысль: а не издать ли книгу для «скорого младенческого научения». Книгу для всех? Такая книга нужна была.

Писать первый учебник было некому. Иван Фёдоров сам взялся за работу. Тщательно писал, рисовал буквы, находил упражнения, примеры, чтобы люди учились не только письму, но и добрым мыслям. Так родился учебник, подобие которого до сих пор встречают в школе первоклашек.

Как называлась эта книга? Букварь

Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова: «В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни».

После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно.

Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги — зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» — «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище».

Заучить надо было всё во время занятий… Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат — во всю избу кричат».

Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.

Алфавит. Интересна история слова «алфавит». Оно родилось в Древней Греции и составлено из названий двух первых букв греческого алфавита: Альфы» и «Беты». Но почему мы тогда говорим «алфавит»? Так это слово произносим мы, носители русского языка. Западные языки передают его как «альфабете».

Современная книга прошла долгий путь, прежде чем стала такой, как сегодня. В современной технологии создания книги существует масса специальных терминов. Все они пришли в книжное дело в разные века, но используются и поныне. Давайте вспомним их. Из чего состоит книга?

Обложка

— Переплёт

— Титульный лист

— Иллюстрация

— Текст (красная строка (Каждую новую главу в книге начинали с большой буквицы. Очень красиво нарисованной, в виде цветка или невиданного зверя. Буквицу расписывали яркими красками, среди которых преобладал красный цвет. Отсюда термин «Красная строка»)

Предлагаю посмотреть мультипликационную историю о том, что происходит, если внезапно исчезнет хотя бы одна буква. Фильм называется «Пишичитай»

Викторина

  1. Название древней формы книги, свёрнутой в трубку и написанной на папирусе? (свиток)
  2. Какой город стал Родиной пергаментных книг? (Пергам)
  3. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий)
  4. Как звали изобретателя печатного станка и книгопечатания в Европе?

(Иоган Гутенберг)

  1. Название многоцветных иллюстраций, заставок в древнерусских рукописных книгах, так же называют и художественные произведения небольших размеров(Миниатюра)
  2. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная)
  3. Как называется книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся повышенным спросом? (Бестселлер)
  4. Название серии рисунков с кратким текстом. Впервые они появились в США; основная тематика: приключения животных, комических персонажей, суперменов.(Комикс)
  5. В какой стране изобрели бумагу? (Китай)
  6. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала?

(кору берёзы – бересту)

  1. Как называется первая славянская азбука?( Кириллица)
  2. Кто был русским первопечатником?(Иван Фёдоров)
  3. Как называется книга, бывшая в пользовании и вновь поступившая в продажу?(Букинистическая)

Источник: https://infourok.ru/scenariy_ko_dnyu_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury-504006.htm

ЦЕЛЬ: воспитывать интерес к истории России  через привлечение  внимания к происхождению русской письменности, культурному наследию родины.

ОБОРУДОВАНИЕ:

—  Портреты Кирилла и Мефодия;

— азбука « Кириллица»;

— древнерусская атрибутика.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:

— Музыка православной церкви;

— колокольный звон;

— Гимн славянской письменности.

(звучит музыка)

Чтец:    «Смерть Кирилла»

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких точек плыло…

И мудрый сеятель изрек: «Взошли на ниве семена

И стала полем целина, рукой засеянная щедрой».

   Ведущий: Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто- людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки.

Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Фауста».

Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих на земле языков-семьдесят!- имеет письменность на основе кириллицы.

1 Чтец: Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

( звучит музыка)

Ведущий:  Было это очень давно- в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей был город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына-Константин и Мефодий.

Население там было- наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец- болгарином, и поэтому с детства у них  — солунских братьев- было 2 родных языка- греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.

Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены.

Ведущий:  Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; ее звали София (по- гречески «мудрость»)».Так еще в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка.

Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие- все это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

Ведущий:  В то время, когда жили Константин и Мефодий- во 2 половине 9 века, славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы.

Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало  иметь письменность- свою, славянскую ( а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами). Представим себе двор византийского императора Михаила. 862 год.

Император: «Константин, ты закончил учебу, предлагаю тебе занять высокую и почетную должность управляющего провинцией». Константин: «Кроме просвещения ума, я ничего не желаю. Просветив же разум, хочу искать более важного, чем все почести и богатства».

Чтец:

Молчат гробницы, мумии и кости,

-Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный- речь.                             (И. Бунин).

Ведущий: Отказался Константин и занялся работой в библиотеке и дальнейшей учебой, самообразованием. Прошли годы. Однажды пришли к императору послы из далекой славянской Моравии, что в самом центре Европы (ныне Чехословакия).

Они приехали просить учителей, которые бы научили их вести церковную службу на славянском- родном языке, а не на латинском. Посол: «Добрый владыко!- обратился посол к императору.- Пошли нам, славянам-христианам, такого мужа, который бы поставил нас на путь разума и научил по-своему записывать слово Божие.

Читайте также:  Сценарий праздника загадок

Знаем мы, что уважаешь ты и другие народы, и их язык, и их веру».

Тогда вызвал  Михаил Константина Философа и сказал ему: «Слышишь ли, философ, речи сии? Знаю я, ты утомлен, но никто этого не сделает, кроме тебя.

Возьми брата своего Мефодия и идите с Богом, ведь вы оба- солуняне, а солуняне по-славянски разумеют». Константин: «Я немощен телом и болен, но с радостью пойду в моравскую землю, если они имеют азбуку своего языка.

Ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попыткам писать на воде».

Ведущий: Узнав, что азбуки у моравов нет, Константин начал ее создавать, он долго молился и «открыл ему Бог, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: «В  начале было слово, и слово было Бог…»     Император: «Бог, увидев веру твою и старание, сотворил и ныне в наши годы- объявив буквы для языка вашего, чтобы и вы были причислены к  великим народам, что славят Бога на своем языке. Прими же дар, что ценнее и больше всего серебра и золота, и драгоценных камней, и всего переходящего богатства…Подвижи всех, чтобы не ленились и ступили на путь истины…»

Чтец:    «Кириллица»

Так вот они- наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!»-заявила Вселенной,

«Я есмь!»-заявила векам.

Ведущий:  Славянскому алфавиту и славянской литературе более 1000 лет. Созданная в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука и сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам и русским.

Ведущий:  «От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем». Такие прекрасные слова из древнерусской летописи о книгах дошли до нас из глубокой старины. В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги.

Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до 14 века было примерно 100 тысяч экземпляров. Еще в 9 и 10 веках были люди, знавшие славянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов или других книг.

Но после принятия христианства на Руси- в 998году- письменность начала Старославянский язык, на который были уже переведены богослужебные книги, очень близок  древнерусскому, понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, то они добавляли в них еще и черты родного языка.

Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов (к сожалению, часто безымянных): «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.

Ведущий:  О жизни в Древней Руси есть немало летописей- это исторические повествования, в которых записи велись по годам. На первом месте стоит «Повесть временных лет», написанная в начале 12 века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

( сценка)

Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука:

Дед: Ну-ка, ты, пермяк, соленые уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть,- это что?

Внук: Добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь.

Дед: Верно. А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Внук: Это вы кричите…

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

Ведущий: Вот так было трудно учиться грамоте. Не случайно В.И.Даль в своем Толковом словаре записал пословицу : «Азбуку учат, во всю избу кричат».

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд Сочетания «оло» и «оро»-

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га.

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык.

Ведущий: Славянское слово можно услышать везде- на острове в Ледовитом океане, на Дунае, на берегах Байкале- в самых разных уголках земного шара. Не перечислить всех богатств славянской речи, без которых не было бы произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя и многих других. Исторические предания, сказки, песни- все это общее славянское письменное богатство.

Ведущий:  Уже в 9-10 веках на Родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности.  Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским.

Несмотря на это, имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине 14 века официально их причислили к святым. В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в 11 веке, здесь никогда не считали их еретиками, т.е.

безбожниками.

Ведущий:  Но все же это больше интересовало только ученых. Широкие празднества славянского языка начались в России в начале 60-х годов прошлого века. 1862 год.

В древнем русском Новгороде чествование подвига солунских братьев вписалось в программу торжеств, посвященных 1000-летию России.

На территории Новгородского Кремля состоялось открытие памятника «Тысячелетие России», рядом с другими выдающимися людьми изображены Кирилл и Мефодий.

Ведущий:  Накануне торжеств 1885 года вышло свыше 20 книг, рассказывающих о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. Особенно привлекает внимание книга «В память 1000-летия блаженной кончины св. Мефодия, просветителя славян», выпущенная большим форматом в синем бархатном переплете и красочно оформленная лучшими петербургскими художниками.

Ведущий:  К сожалению, потом несколько десятилетий народный праздник в России не проводился. На Кольской земле впервые в мае 1986 года по инициативе писателей возобновилась древняя традиция чествования первоучителей в России.

В течение недели проходили торжества с участием виднейших священнослужителей и литераторов страны. В знак признательности болгары подарили мурманчанам памятник Кирилла и Мефодия. Это точная копия памятника, который стоит в Софии- столице Болгарии и в Риме.

Этот монумент везли на большом КАМАЗе через все города, которые принимали участие в празднике славянского слова- Киев, Владимир, Ленинград, Новгород, Минск.

Ведущий: 23 мая 1990 года состоялось открытие памятника в Мурманске перед зданием областной научной библиотеки. Там прозвучало много хороших слов писателей и поэтов. Весной 1991 года праздник был объявлен всероссийским.

Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали-  Кирилл и Мефолий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.

Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий» на слова Стояна Михайловского.

Чтец: Вставай,народ,вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тете подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый-путь вперед!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живет.

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия-Кирилла

В славянстве будут жить века!                       (раздается колокольный звон)

Чтецы:

По широкой Руси-нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых  в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне,русичи,поляне,

Скажите, кто вы?

ВСЕ: Мы-СЛАВЯНЕ!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне- россияне,

Издревле, кто вы?

ВСЕ: МЫ-СЛАВЯНЕ!

Источник: https://riskina-ozgsch16.edumsko.ru/folder/scenariy-meropriyatiya-posvyaschennogo-dnyu-slavyanskoy-pismennosti

Сценарий «День славянской письменности и культуры» для школьников

Сценарий «День славянской письменности и культуры» для школьников

Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей, Знакомые тома, В них бьётся пульс России, В них вечна жизнь сама. Страница за страницей… На всё найдёшь ответ. Нет, им не запылиться

И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Демонстрация наскальных рисунков)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Демонстрация наскальных символов-букв)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Читайте также:  Януш Корчак: биография для детей

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

Ввы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл ( в миру Константин) и Мефодий ( в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником.

Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки.

24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя.

В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу.

В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(Изображение первых книг)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

(Изображение: Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

(Изображение:. АЗБУКА)

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать. Идти в науку – терпеть муку. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

(Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Русский язык. Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Он – язык луны и планет, Наших спутников и ракет, На совете за круглым столом Разговаривайте на нём: Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада — знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Два брата, Кирилл и Мефодий, Спасибо хотим вам сказать За буквы, что очень нужны нам

Чтоб научить нас читать.

Источник: http://scenarij-koncerta.ru/scenarij-den-slavyanskoj-pismennosti-i-kultury-dlya-shkolnikov/

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности

Вступление

Ведущий 1

Здравствуйте, дорогие гости. Мы позвали вас на праздник, который посвящен дню славянской письменности.

Ежегодно во всех славянских странах в этот день , 24 мая, прославляют создателей славянской письменности – Кирилла и Мефодия, учителей из города Солуни.

Ведущий 2

В Болгарии, например, это официальный национальный праздник, в Чехии- единственный государственный церковный праздник. В этот день проходят особые торжественные богослужения в храмах.

Чтец 1

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Чтец 2

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ведущий 1

Почему россияне, чехи, болгары, поляки, сербы, белорусы и многие другие славянские народы так почитают этих святых братьев?

Ведущий 2

Об этом и пойдет наш сегодняшний рассказ.

Ведущий 1

В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было.

СЦЕНКА 1

Детство Кирилла и Мефодия.

        Звучит фонограмма « шум моря». Освещается середина сцены. На ней два подростка. Один из них старше. Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке»

Кирилл : (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.

Мефодий. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.

Кирилл: А почему у славян нет своих книг?

Мефодий:. Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл: Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке).

Мефодий. А « Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.

Кирилл: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки.

Мефодий: Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного.

Кирилл: Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.

Ведущий 2

Младший брат – Кирилл был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту.

Ведущий 1

В юности Кириллу приснился необычайный сон.

Кирилл:Иду я полем,а на встречу мне девицы-одна краше другой.И вдруг роздается голос.

Голос:Выбирай себе невесту по сердцу.

Ведущий 2:Пригляделся Кирилл и выбрал самую красивую.

Голос:Выбрал ты себе Софию,что значит «премудрость».Будет она тебе спутницей.

Ведущий 1:И вправду,премудрость стала спутницей Кирилла.

Ведущий 1

С 862 года начинается главное дело всей жизни братьев. Соседние с Византией славянские страны не имели собственной азбуки. Один из правителей – великий моравский князь отправил гонца к императору Михаилу.

Сценка2

Гонец: С поклоном я к тебе, великий государь, от моравского князя Ростислава.

Император: Что просит он?

Гонец: Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский, но мы не имеем такого учителя, который на родном нашем языке открыл бы истинную веру. Просим- пришли нам учителя.

Император: Никто лучше не знает слявянского наречия, чем солунские братья Кирилл и Мефодий: Передай князю – пришлю к вам лучших из лучших.

Гонец: Благодарим тебя, великий государь.

Ведущий: Михаил велел вызвать к нему Кирилла из Солуни.

Кирилл: Спешил к тебе с поклоном.

Император: Встань с колен, Кирилл. Посылаю я вас с братом в Моравию, просвещать народ христианский.

Кирилл: Слаб я и болен, но рад идти босым, готов за веру даже умереть. Сажи, великий государь, имеют ли они азбуку?

Император: Нет, их письмена путаны и неразборчивы.

Кирилл: Учить без азбуки и без книг – все равно, что писать беседу на воде. С детства мечтал я азбуку создать, видно пришло мое время.

Ведущий: Перед тем, как отправиться в путь, святые братья затворились в монастыре занялись созданием азбуки и переводом Евангелия на славяский язык.

Ведущий 2

Великое дело совершил кирилл – в знакомом с дества славянском языке он смог уловить основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенное обозначение.

Много потрудились братья для создания славянской азбуки!

Сценка 2

Сценка 3

Ведущий. Создав азбуку и закончив перевод Библии, братья отправились в путь. Их ожидали многие испытания и трундости.

1 разбойник:Смотри,идёт!

2 разбойник:Да,в самом деле…

1 разбойник:На сей раз точно мы у цели.

Богач он видно.

2 разбойник:Иль купец?

1 разбойник:Озолотимся наконец!

(Выходит Кирилл с книгой в руках.)

1 разбойник:Стой!

2 разбойник:Выкладывай золотишко!

Кирилл:Вы говорите про деньги?У меня их нет.

2 разбойник:Да?А что это ты прижимаешь к груди?

Словно это драгоценность?

Кирилл:О да,это бесценный дар!

Господь славяном буквы дал!

И грамоту.

1 разбойник:Ха!Грамота!Зачем она?

2 разбойник:Она нам вовсе не нужна.

1 разбойник:А что это?

Кирилл:Закон букв.Сложенья,

Порядок слова в предложений.

1 разбойник (ухмыляясь):Зачем нужна такая штука:

2 разбойник:Такая хитрая наука:

1 разбойник:Её не требует живот.

2 разбойник:Её ведь не положишь в рот.

1 разбойник:И пашню её не засеешь.

Читайте также:  Игровая методика обучения детей дошкольников. методика развития никитиных

2 разбойник:Сдаётся мне,что это ерунда:

1 разбойник:Похоже драгоценностей у него и вправду нет.

Кирилл:Дороже многих злат и сребр!

Сей драгоценный мной ковчег

Ковчег завета и добра,

Святая книга библия,

И если будешь буквы знать,

Абоги сможешь прочитать. (Уходит)

1 разбойник:Абоги?.. Ишь ты…

2 разбойник:Благая весть…Подиж ты!

1 разбойник:Иль правда есть что в этих книгах? (Решительно.)-Догнать его скорей!

2 разбойник:Постой!

1 разбойник:Святой,и мы пойдём с тобой!

Ведущий1

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Ростислав радушно принял их в Моравии,а потом просветители пошли в другие страны.

Ведущий 2

Славянская азбука дошла и до Руси. Пришли на Русь и книги, возникли школы, где обучали чтению и письму.

Сценка №4

Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним.

Учитель: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ.

Ведущий: Даже пословица сложилась: «Азбуку учат, на всю избу кричат».

Ведущий

Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие.

Ведущий: О том, что письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка:

«Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело».

Ведущий

Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила.

ЧТЕЦ

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинный».

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Ведущий

Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам.

К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью.

Читать дети учились тоже на славянском языке. На славянском языке были написаны богослужебные книги, жития святых, поучения, летописи.

Ребенок-чтец

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о родине своей.

Ведущий

Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных храмах.

Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!..

Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке.

Чтец

Д о р о ж и т е Родным, милым словом: М н о г о л и к и м — Большим языком ! Нашей жизни ОН — П е р в о о с н о в а — Всем народам Планеты — знаком ! Берегите ЕГО От цветистых Иностранных И чуждых нам слов, Чтоб поток — От наречий ручьистых — Не затмил Родника — Родников ! В нём черпайте Живящую силу: Русских говоров, Песен, стихов… — Всё, что дорого С е р д ц у, Чтоб слилось В ЯЗЫКЕ, —

Источник: http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/kucha-mala/6599-stsenarij-prazdnika-posvyashchennogo-dnyu-slavyanskoj-pismennosti-20150605

Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры»

1-й ведущий:В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

1-й ведущий:

Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий:

Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

1-й  ведущий:После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку,  но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

2-й ведущий:

Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной.

(Входят буквы).

Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «Аз». Назовите слова, которые начинаются с меня. Дети называют.

Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут «Буки». Вспомните сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. А теперь назовите нас по порядку.

1Ведущий. Получилось слово «Азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

^ . Здравствуйте, дети! Меня зовут «Веди». Я все знаю, про все ведаю.

2Ведущий. Ну, тогда слушай мою загадку:

На полянке девчонки В белых рубашонках, В зеленых полушалках.(березы).

1Ведущий. Продолжим знакомство со славянской азбукой.
Глаголь. Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь».
1Ведущий. Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить — значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать. В народе говорили: «Молвишь — не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая «Глаголь», надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ:

2Ведущий. Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро. Добрый день, дети! Меня зовут «Добро».

2Ведущий. Какое у тебя доброе имя! Доброта — лучшая черта характера человека.

Добро

Добрым быть совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта — не пряник, не конфета.

Аз

Только надо очень добрым быть, Чтоб в беде друг друга не забыть. И народы будут жить дружней, Если будем мы с тобой добрей.

Буки

Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет.

1Ведущий. Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

^ . Здравствуйте, дети! Меня зовут «Мыслите»

1Ведущий. Какая мудрая буква к нам явилась!

Мыслите. Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

Сидел на заборе, пел да кричал, А как все собрались, взял да замолчал. (петух). Сто один брат, все в один ряд Вместе связаны стоят. (забор) Катался колобком, пока не стал носком. (клубок)

^ 2Ведущий
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Мудрецам давно известно: Там, где умным мыслям тесно, Нет ни зависти, ни скуки. Мастера там на все руки. Шить, варить и рисовать, Звонко петь и танцевать.

2-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского

Чтец

«Старославянский язык»:

Отчего, обжигая горло,Разбирая часами подрядСочетания «оло»и «оро» -«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?«Человек некий име два сына…»Я прислушиваюсь к словам.Открывается в них Россия,Легендарная быль славян…Сто-ро-на.Го-ло-са.До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы:

С давних лет к открытости слогаТяготел славянский язык!»

1-й ведущий:

Создатели алфавита постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

2-й ведущий:

Более 700 лет славянский язык и письменность просуществовали в неизменном виде. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые (Ё и Й).

В 1918 г была проведена реформа русского языка — алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, а раньше в кириллице было 43 буквы.

1-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

» Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!

1 –чтец

По широкой Руси – нашей матушкеКолокольный звон разливается.Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.

2 чтец –

Вспоминают Кирилла с Мефодием,Братьев славных, равноапостольных,В Белоруссии, Македонии,В Польше, Чехии и Словакии.Хвалят братьев премудрых в Болгарии,В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец –

Все народы, что пишут кириллицей,Что зовутся издревле славянскими,Славят подвиг первоучителей,Христианских своих просветителей.

Любовь святая глубока.Дела Мефодия – КириллаВ славянстве будут жить века!

2 Ведущий

А теперь предлагаем вам викторину о Кирилле и Мефодие

Викторина

  1. Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)
  2. Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)
  3. Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)
  4. Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)
  5. Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)
  6. Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)
  7. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
  8. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
  9. Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)
  10. Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)

Источник: http://lit-yaz.ru/kultura/74780/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector