Детям о празднике покрова пресвятой богородицы

Почему стали отмечать этот праздник?

Начало празднику Покрова положила история, произошедшая в Х веке во время всенощной службы во Влахернской церкви, в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение.

В воздухе, над людьми, они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и Ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады врагов.

Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простерла его над молящимися и вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий.

Во храме Богородицу узрел в ночи святой Андрей,
Как омофором пречестным Она покрыла всех людей.
И ныне всех молящихся, ходящих в храм Христов,
Спасает Матерь Божия святым покровом от врагов.

Во храме Матерь Божия явила первый Свой Покров,
Во храме и теперь Она являет нам Свою любовь.
Утешьтесь, все скорбящие, обидимые от врагов,
В сей день прострет Владычица над нами Свой покров.

За милосердный Твой покров, за помощь и любов
Тебя мы, Богородице, прославим все во век веков. Прочитать остальную часть записи »

Иеромонах Роман — выдающееся явление русской духовной культуры

Наталья Лясковская

Песни-молитвы нашего современника иеромонаха Романа, чьё творчество сегодня почитают тысячи людей — прямое продолжение духовного наследия преподобного Романа Сладкопевца, грека, жившего в середине V столетия в сирийском городе Емесе, день памяти которого мы чтим 14 октября.

 Впервые я услышала голос иеромонаха Романа в сутолоке уличного шума, из чьего-то раскрытого окна:

Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью мягкой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.

За родником — белый храм,
Кладбище старое…
Этот забытый край
Русь нам оставила!

Прочитать остальную часть записи »

 11/10/12 Предстоятель УПЦ просить Президента України накласти вето на Закон «Про Єдиний державний демографічний реєстр та документи, що підтверджують громадянство України, посвідчують особу чи її соціальний статус»

ПРЕЗИДЕНТУ УКРАЇНИ

В.Ф. ЯНУКОВИЧУ
 

Шановний Вікторе Федоровичу!

2 жовтня 2012 року Верховна Рада України прийняла Закон «Про Єдиний державний демографічний реєстр та документи, що підтверджують громадянство України, посвідчують особу чи її спеціальний статус» (№ 10492).

Цей Закон запроваджує в Україні єдину інформаційно-телекомунікаційну систему (Єдиний державний демографічний реєстр), що містить персональні дані про особу та її біометричні дані. З застосуванням цього реєстру особі видаються документи, що посвідчують особу та підтверджують громадянство України.

Більшість передбачених цим Законом документів будуть містити імплантований безконтактний електронний носій, на який буде вноситися інформація про особу. Прочитать остальную часть записи »

Создано 2012-10-11 12:47

Митрополит Володимир зауважив, що Священний Синод УПЦ неодноразово наголошував про небезпеку цифрової ідентифікації та тотального електронного обліку, проте всі застереження залишились не почутими.

«Просимо Вас, шановний Вікторе Федоровичу, як гаранта Конституції та віруючу людину, в разі прийняття Верховною Радою цього злочинного і пагубного законопроекту, не підписувати його, захистити права людей і надати реальну можливість людям жити повноцінним громадянським життям без цифрових ідентифікаторів та згідно зі своїми релігійними переконаннями», – йдеться у листі намісника Почаївської Лаври владики Володимира на ім’я Президента України з приводу Проекту Закону «Про Єдиний державний демографічний реєстр» № 10492 від 18.05.2012 року, який винесено на розгляд Верховної Ради для другого читання. Прочитать остальную часть записи »

Источник: http://www.hram-obolon.com/2012/10/12/%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0/

Программное содержание:

-Познакомить детей с историей возникновения праздника «Покров Божией

Матери».

-Дать детям представления о Пресвятой Богородице как о Покровительнице, Заступнице перед Богом за всех людей.

-Познакомить детей с историей возникновения и разновидностями

рукотворной игрушки.

-Формировать навыки изготовления тряпичной куклы, умение трудиться и

творить.

-Закрепить знания фольклорной терминологии.

-Развивать познавательный интерес к изучению русского народного костюма и народной игрушки.

-Воспитывать художественный вкус на основе изучения народных ремёсел.

Новые слова и понятия:

Омофор (покров) — невидимое покрывало, Богородица — Заступница, рукоделие, летник, фартук — передник.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, дорогие дети! Посмотрите, что я сегодня я принесла к нам на занятие.

Дети: Это икона.

Педагог: Правильно, это икона. У неё есть своё название — «Покров Пресвятой Богородицы».

(Дети рассматривают икону и рассказывают, что они видят)

Педагог: Дети, давайте вспомним, кого мы называем Богородицей?

Дети: Дева Мария. Она была самой-самой доброй, и скромной на земле.

Педагог: Правильно, молодцы, ребятки. Она была самой-самой доброй, поэтому Она стала мамой Бога. Она всегда была со своим Сыном, во всём помогая Его делам. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Сыном.

И Он, как Сын, всегда внимательно слушает Её молитвы и спасает тех, за кого Она заступается. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы как раз рассказывает про один из таких случаев. 14 октября мы отмечаем церковный праздник – «Покров Пресвятой Богородицы». Сейчас я расскажу вам об этом празднике.

(Негромко звучит аудиозапись старинной лирической мелодии).

С именем Богородицы связан один из самых любимых праздников на Руси – «Покров Пресвятой Богородицы». В старинном предании рассказывается об удивительном событии, произошедшем давным-давно, более тысячи лет тому назад, в далёкой от Руси стране Византии.

Большой город Царьград был окружён врагами сарацинами, которые хотели захватить город, а всех жителей превратить в рабов. И вот тогда жители города собрались в храме, в котором бережно хранилась святыня – головное покрывало (покров) Богородицы.

Люди долго со слезами молились Господу и Богородице, прося помощи и заступничества от злых врагов. Ночью один из молящихся, святой Андрей, увидел, как с небес спускается Богородица, снимает с головы своё покрывало и покрывает им стоящих в храме молящихся людей. Этот покров блистал сильнее солнечных лучей. Ещё этот покров называется омофор.

Затем Богородица опять поднялась к небу, покров стал невидимым. А когда наступил рассвет (утро, жители города увидели, что враг в испуге быстро убегает от стен города Царьграда.

Посмотрите, пожалуйста, на икону. На ней изображены жители города которые собрались в храме Пресвятой Богородицы и просят Деву Марию о защите от врагов.

(Дети рассматривают икону.)

Вот такое чудесное событие произошло давным-давно. С тех пор православные люди верят, что Богородица – Заступница за всех людей, за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей и бед.

Праздник «Покров Пресвятой Богородицы» отмечают осенью – 14 октября. Особо почитаем этот праздник был на Руси.

(Звучит аудиозапись традиционной русской мелодии)

Существовало сказание о том, что, начиная с Покрова, ходит по земле Пресвятая Богородица со святыми и праведниками, которые заботливо проверяют, весь ли урожай собран. В народе приговаривали: «Батюшка Покров, покрой избушку теплом, а хозяйку – добром!»

К этому дню крестьяне убирали весь урожай. Поэтому для русского крестьянина праздник Покров исстари был ещё и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года.

На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили:

«На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима!»

«На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается!»

«Каков Покров, такова и зима!»

Детки мои дорогие! Лето давно закончилось, осень на дворе, дождик, холодно, на деревьях листья пожелтели.

По желанию дети читают стихотворения:

Вот так чудо — чудеса — пожелтели все леса!

Время сказочных даров — будем праздновать Покров!

Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром.

Так природа поздравляет нас с Великим Покровом!

Слякоть пусть и бездорожье, не грусти, потупив взор,

Ведь над нами Матерь Божья простирает омофор.

От всего на свете злого лес и поле, и дома –

Покрывает все Покровом Богородица сама.

А ещё Покров — конец хороводам, начало посиделкам. В деревне начиналось самое веселое время. Урожай-то убрали, всего наготовили, самое время гостей принимать да в гости ходить. Вот и мы с вами собрались сегодня на посиделки «Покровские».

В старину женщины и девушки занимались рукоделием – шили, вязали, вышивали одежду, полотенца, наволочки, салфетки, скатерти, а маленькие девочки учились делать кукол. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях – то веселее. Да и стыдно было перед подругами свою работу делать плохо, кое-как.

Ещё в это время начинались свадьбы. Девушки должны были сами сшить себе праздничную одежду и приданное.

(Демонстрация иллюстраций, как в старину женщины занимались рукоделием)

Педагог: Я предлагаю вам поиграть. Какие игры вы любите? (Ответы детей). Во многих играх используются разные игрушки. А какая игрушка ближе всех девочкам? Конечно, кукла! Как вы думаете, сколько лет этой игрушке?

Дети: Наверное, много!

Педагог: Верно, кукла существует столько, сколько существует человек. Давайте совершим путешествие во времени, заглянем в глубину веков, в «детство» куклы. А поможет нам в этом волшебная бабушкина шкатулка.

О многом может рассказать эта чудесная коробочка: как одевались в старину, чем украшали свой дом. А сегодня она нам поведает о том, как играли в детстве ваши бабушки, какие чудесные игрушки они умели делать.

Да и вы сами сможете смастерить старинную игрушку.

Женщина играет в куклы всю свою жизнь: сначала — в детстве, потом со своими детьми и внуками. Сегодня кукол покупают в магазинах (демонстрация нескольких видов современной куклы, а раньше игрушечных фабрик и в помине не было. Но играть-то детям надо! Как же выходили из этого положения родители? Давайте заглянем в шкатулку.

Читайте также:  День влюбленных в лагере

Педагог рассказывает присказку:

Как у бабушки Настасьи нету в доме даже квасу,

Нет ни печки, ни шестка, одна липова доска

Ой, да, лебеда, одна липова доска.

Это, девочки, слова одной старой — престарой песни. Тогда на Руси простые люди жили бедно. Кукольных магазинов не было. Мамы делали кукол для своих дочек из стареньких лоскутков, тесёмочек, ниточек.

(Педагог достаёт из шкатулки лоскутики, кружево, тесёмки и показывает детям. Далее он демонстрирует приёмы изготовления куклы из этого материала с помощью стихотворения, делая паузу на каждом этапе).

Сверну ветошь валиком, будет кукла маленька.

Туго ниткой обвяжу, где головка — покажу.

Сверну квадрат в косынку, найду серединку.

Плат накину на головку, завяжу тесёмочку,

Будет куколка моя лучше, чем Дюймовочка.

Обозначим ручки кукле, завязав два уголка,

Лучше всех моя игрушка, хоть совсем невелика.

Листик в трубочку сверну, туго тканью обтяну

Та цветная трубочка будет кукле юбочкой.

Поясочком подвяжу, ярким и красивым.

Знайте, куколка моя родом из России!

Вот так и бабушка Настасья — взяла один лоскут — на юбочку, другой — на кофтёнку, платочком подвязала! — и готова куколка! Играй, внучка!

(Демонстрация готовой куколи. Дети её трогают, мнут, рассматривают,

некоторые прижимают к себе, гладят.)

Педагог: Ребята, правда, эта куколка получилась красивой? А какая она ещё, кто скажет?

Дети: Мягенькая, тёпленькая, красивая, добрая.

Педагог: Да, так и есть. Свои куклы крестьянские детишки никогда не выбрасывали, бережно их хранили, называли их ласково: потешки, балушки.

Очень талантлив русский народ, горазд на выдумку. Вот еще одна потешка. Она дошла до наших дней в своем первоначальном виде.

(Демонстрируется кукла на крестообразной основе. Две палочки скреплены нитками в виде креста. И снова в ход идут лоскутки от старой одежды.)

Педагог: Ребята, этот нарядный сарафан из яркой ткани назывался летник — любимая одежда девушек-крестьянок. Вспомните, где вы могли видеть куклу такого типа.

Дети: На картинках в русских сказках, а ещё на наших праздниках девочки и воспитатели надевают такой наряд.

Педагог: Молодцы, вы очень наблюдательные. Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани. Такие куклы маленькие девочки начинали вертеть (делать) с пяти лет. А по тому, как кукла была наряжена, судили о мастерстве хозяйки.

В иных избах их было до сотни штук! Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок старой ткани — ветоши, свернутый в «скалку» (трубочку, тщательно обтянутое белой льняной тканью лицо, грудь, обязательно коса.

В старину крестьянские женщины ничего не выбрасывали, бережно хранили остатки одежды – лоскутки, ниточки, ленточки, тесёмочки: всё это использовали в изготовления кукол. Главным условием было то, что человек, носивший эту одежду должен быть обязательно добрым. Кукольная одежда точно копировала наряд крестьянки.

Обязательной принадлежностью народного костюма являлся передник, или завеса, а сейчас мы называем его фартук, прикрывающий сарафан спереди. Вот так русская красавица!

Косу длинную сплели, ленточка в косе —

Русскую красавицу в мире знают все!

Педагог: Ребята, а у ваших мам и бабушек есть фартук? А когда они его надевают?

Дети: Когда на кухне готовят еду: варят борщ, жарят пирожки…

Педагог: А теперь нам с вами самое время приступить к изготовлению куклы. В зависимости от способов изготовления, материалов, существует множество типов и названий кукол: «столбушки», «зернушки», «навертки», «скатки», «скрутки», «живульки» и др.

(Педагог демонстрирует несколько видов традиционных русских тряпичных кукол)

Давайте мы вместе сделаем самую простую куколку «Куватку». Для основы такой куклы необходимы однотонная и цветная ткань — два лоскутка один большой, другой по меньше, нитки для перетяжек, лоскутки цветные. (Дети рассматривают предложенные материалы)

Работа детей по алгоритму.

А теперь посмотрим, у кого что получилось. Правда, они все красивые? Покажите своих красавиц друг другу.

Фартучек — передник, сарафанчик — летник,

И в поневу обряжу, всем красотку покажу.

Вот моя малютка – куколка-закрутка.

Источник: https://marinaan-ozgdou31.edumsko.ru/folder/zanyatie_na_temu_prazdnik_pokrov_presvyatoj_bogorodicy_starshaya_gruppa_detej

О празднике покрова пресвятой богородицы

иерей Александр Пикалёв

Отец Александр, расскажите о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.

Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием.

И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял «паче лучей солнечных», а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов.  Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?».

«Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний.  Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей. 

В чем особенность этого праздника в православной традиции?

Особенность, я бы даже сказал, парадоксальность праздника в его «непатриотичности».

Сам факт существования этого праздника в русском православном  календаре разрушает ложный стереотип о том, что православие это некая национальная вера, национальная традиция… дело в том, что праздник этот неверно связывается с нападением сарацинов на Константинополь.

Но Византийские летописи того времени не содержат никакого упоминания о нападении сарацин.

Летописи детально раскрывают жизнь Влахернского дворца , отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов… Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

Но какое событие могло так сильно напугать жителей Константинополя? Ответ может быть следующим: около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были не менее страшны, чем арабы.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.

Таким образом получается, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского (языческого) оружия, оружия наших предков силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы.

Поэтому этот праздник имеет такое большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий.

Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции. 

Почему Православная Церковь так почитает Богородицу?

Потому что все основания для этого почитания изложены в Священном Писании:

«И сказала Мария: «…величит душа Моя Господа,  и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,  что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;  что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;» (Евангелие от Луки 1 гл.).

Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было предопределено величие Девы Марии и Ее почитание (ублажение) всеми народами. В 11 главе от Луки мы читаем слова некоей женщины из народа, которая, слыша Божественную мудрость Христа, восклицает: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»

Кроме того, евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о том, что первое Свое чудо, в результате которого ученики уверовали в Спасителя, Христос сотворил именно по просьбе, ходатайству Своей Матери. Поэтому почитание Богородицы как заступницы, ходатаицы за людей укоренено в самой глубине христианской традиции и опыта.

Именно чудесам Божией Матери мы обязаны такому количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием православных христиан, и не только православных. Мы знаем, как чтят католики Казанскую Икону Богородицы, мы знаем о том, что даже мусульмане принимали участие в крестных ходах с Моздокской иконой.

 

Почему же Богородица в Писании упоминается так редко? Как совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о Ней?

Спор о почитании Богородицы очень давний, и противники Ее почитания в первую очередь ссылаются именно на Евангелие, вернее, на то, что там крайне мало информации о Деве Марии. Но к Евангелию (как и к Церкви) неприменим статистический анализ.

Читайте также:  Вопросы для проверки знаний по пдд в доу

Смотреть нужно не на количество строк, а на то, что в них сказано. Безусловно, Священное Писание обладает огромным авторитетом, но ведь оно само порождено Церковью.

А Церковь своей двухтысячелетней историей ответила на вопрос, почему христиане почитают Божию Матерь.

Но вернемся к самому евангельскому тексту. Там есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, который приносит Деве Марии весть о том, что Она будет матерью Спасителя. Короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк.1:28). Благословенна – означает прославлена.

И Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. И Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк.1:48-49).

Поэтому Церковь всегда отвечала тем, кто, ссылаясь на Евангелие, отказывался почитать Богородицу: тем самым вы отказываетесь исполнять то, к чему призывает христиан Евангелие: почитать Божию Матерь.

Одна из древнейших молитв к Пресвятой Богородице (на церковнославянском):

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Как видим текст древнейшей молитвы по смыслу полностью тождественен тексту Евангелия.

Евангелие прямо говорит о том, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк.

2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать».

А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову.

А самое главное заключается вот в чем. Человечество ждало Спасителя множество веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени.

Но от женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно и свободно пошла на это.

Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически.

И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Боговоплощение – а значит, и наше спасение? 

Но ведь не все христиане почитают Богородицу…

Вы, конечно, говорите о протестантах и множестве отколовшихся от них псевдохристианских сект.

Причины того резко негативного отношения к двухтысячелетней христианской традиции у сектантов имеют целый ряд причин: от примитивного нигилизма по отношению ко всему церковному, когда уже слова «храм», «церковь», «священник» становятся ругательными, как это бытует у «Свидетелей Иеговы» до неспособности понять, что именно Церковь видит в самом Христе, как она Его воспринимает.
Если мы начнем перечислять православные праздники: Рождество, Пасху, Вознесение, Преображение и т.п., мы заметим одну очень важную особенность: праздники эти посвящены не просто Христу, не просто событиям  Его земной жизни, а человеческой плоти Христа. Благовещение – во чреве Богородицы созиждестя человеческое Тело Христа.  Кто рождается в Вифлеемском хлеву? ВОПЛОТИВШИЙСЯ Бог!, Что преображается на Фаворе? Человеческое Тело Христа! Что воскресает в  третий день в гробнице Иосифа Аримафейского? Человеческая плоть Бога! Что возносится через сорок дней на небо одесную Отца? Новое человеческое естество! По сути, мы празднуем то, что с пришествием Христа в мир нет больше непреодолимой границы между Богом и человеком в силу того, что человеческая природа во всей ее полноте воспринята, усвоена, исцелена и  преображена Христом.  Бог воплотился, чтобы человек обОжился. В этих словах вся внутренняя сущность христианства.

А воплотился Христос от Девы Марии, воплотился по собственному слову для того, чтобы исполнить закон.

А что гласит закон? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх.20:12) Сам Христос чтил Свою Матерь, потому что так велел Божий закон.

По Ее ходатайству творил чудеса, благодаря Ее заступлению спас православный Константинополь от варваров.

  Что в свете этого я могу сказать тем так называемым христианам, которые не чтят Богородицу?  Только то, что они игнорируют Священное Писание, историю Церкви и, в конце концов, здравый смысл.

А идя еще дальше, когда порочат Божью Матерь, называя ее самой обычной женщиной или утверждая что Христос не единственный Ее Сын, совершают нравственное преступление предусмотренное законом Ветхого Завета: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев.20:9).

И тем не менее всегда находились люди, воспринимавшие почитание Богородицы как идолопоклонство и при этом называвшие себя христианами. Они, к сожалению, не понимали внутренней сущности Церкви.

Православная Церковь – это живые люди, ее можно сравнить с большой семьей.

Глава семьи – Христос, а все члены семьи, где бы они ни находились, в каком бы веке они ни жили, через Христа духовно связаны и друг с другом.

В Церкви есть святые. Это люди, которые так сильно стремились к Богу при жизни, что после смерти оказались в особой близости к Нему.

И если в обычной семье старшие дети помогают младшим, могут попросить отца за них, то почему это не может происходить в семье церковной? Почему те, кто уже достиг святости, не могут просить Бога за тех, кто находится еще в пути?! Если человек приходит в храм и пишет записку о здравии или упокоении, тем самым прося священника помолиться за него, так почему тот же человек не может обратиться к людям, которые уже находятся рядом с Богом? И чем ближе эти люди к Богу, тем больше надежд мы возлагаем на их заступничество, на их любовь к нам. А ближе всех к Богу – Его Мать. Ее подвиг отличается от подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с самопожертвованием, но в то же время «нет человека, который не согрешил бы». Поэтому даже величайшие святые не были до конца свободны от человеческой «самости». Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия. Самый совершенный дар Божий человеку – быть матерью, утешенной удивительной связью со своим ребенком, для Богородицы был с самого начала подвигом, от которого, как Она знала, Ей не должно было достаться никакого обычного материнского утешения.

Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но при том Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне когда-либо Ей молившийся.

Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым, поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому написано столько Ее икон.

Каждая икона – это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери.

Каждый воздвигнутый в Ее честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека.

Источник: https://azbyka.ru/days/p-o-prazdnike-pokrova-presvjatoj-bogorodicy

Чадца моя

                     (по мотивам сказки «Грибок» Ю.Щербининой)

Цель:Формировать у детей впечатления о красоте и сезонных изменениях окружающего мира (осени). Знакомить с историей празднования праздника Покрова, народной традиции обращения о заступничестве к Богородице.

Знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном. Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным представлением.

Пополнить словарный запас детей словами: Покров, омофор,

          Воспитывать отзывчивость, доброту, милосердие, уважение к старшим.

Оборудование: икона «Покров Богородицы», белый шарф у ведущей, музыкальный центр, компакт-диск с записью колокольного звона, ширма, декорации (плоскостные и объемные): «домик» (шарф на кустах), осенние деревья, кусты, солнышко, тучи, театральные куклы: перчаточные – Мышка, Зайчик, Ежик, Лиса; тростевые – Машенька с белым шарфом, Бабушка.

Праздничное угощение: пироги или конфеты  

Игра «Шарф-Покров»: большой белый шарф

Вступительная беседа

(Материал предварительной беседы может быть увеличен или уменьшен в зависимости от возраста детей)

Ведущая 1: Здравствуйте, ребята!

Ведущая 2: Здравствуйте, дошколята!

Ведущая 1: Поздравляем вас с праздником осенним!

Ведущая 2: Покрова Пресвятой Богородицы! (Колокольный звон)

Ведущая 1: А что это за праздник? Знаете? Обычный или церковный?              ( Ответы)

Ведущая 2: А еще это праздник заступничества, защиты Пресвятой Богородицы.

Ведущая 1: Посмотрите вокруг чудеса –

                    Пожелтели сады и леса!

Ведущая 2: Это время сказочных даров

                     Приглашаем вас праздновать Покров!

Ведущая 1: Осень землю покрывает

                    Пестрым праздничным ковром –

Ведущая 2:  Так природа поздравляет

                      Нас с Великим Покровом.

Ведущая 1: Всех в огромном жизни море

                     Богородица согреет и простит.

Ведущая 2: Страждущих всегда утешит в горе

                    И Покровом драгоценным защитит.

Ведущая 1: В этот день люди идут в Храм, ставят свечи к иконе «Покрова» (показывает икону). Вот Богородица держит в руках большой светлый сияющий шарф, омофор, которым покрывает всех от бед и несчастий.

Читайте также:  Классный час «приметы осени», 4 класс

Ведущая 2: Когда-то очень-очень давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить да город их захватить.

Ведущая 1: Обратились тогда жители в слезной молитве к Богородице – заступись, помоги! Спаси! И вдруг…

Ведущая 2: Под куполом Храма, явилась сама Богородица, а в руках ее светился белый шарф-омофор, которым она и покрыла всех людей …

Ведущая 1: А в это время злые враги неожиданно, отступили от города и жители Константинополя были спасены.

Ведущая 2: И в память об этом чудесном спасении мы и празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы. А сейчас мы попросим батюшку Андрея рассказать нам об этом празднике.

Священник: В Церкви есть еще одно слово, которым называется шарф – это слово – «омофор». А Богородицу, заступницу называют еще «Радосте Наша» …Вот послушайте, как поют об этом празднике в Церкви.

Хор: «Радуйся, Радосте Наша, покрый нас от всякого зла честным твоим омофором». Священник: Вы внимательно слушали? Так о чем же, ребята, эта песня? (Ответы).

Ведущая 1: А мы сейчас поиграем с ребятами в веселую игру «Шарф-Покров». Когда вы услышите веселую музыку (хлопайте в ладоши вот так) (звучит веселая музыка),

Ведущая 2: А если звучит грустная музыка. Вот такая (звучит музыка)

Поднимите руки и попросите «Шарф-Покров помоги» (ведущие раскрывают большой белый шарф и проносят его над ребятами. (Музыка сменяется на веселую)

Ведущая 1: Ребята, а мы хотим вас поздравить с этим чудесным осенним праздником Покрова и подарить вам сказку «Шарф-покров». (Звучит музыка)

Ведущая 2:Сказку  мы сейчас покажем

                     Про Покров вам в ней расскажем! (Звучит музыка)

Кукольный спектакль — Сказка «Шарф-Покров» 

Действующие лица: Бабушка, Маша, Мышка, Зайчик, Ежик, Лиса.

Ведущая 1:Жила-была бабушка, звали ее Глаша

                     И была у нее любимая внучка – Маша.

Ведущая 2:Подарила ей бабушка на именины

                     Шарф-покров белый, красивый.

Ведущая 1:Маше шарф понравился очень

                    Не снимает она его, носит с утра до ночи.

                    То так покроет им голову, то вот так плечи

                     Красавица наша Маша, просто нет речи.

 (Звучит музыка)

                    Бабушка:    Ночь прошла, темноту унесла.                   

                                          Выйди, Машенька, открой ставенки.

 Маша: Доброе утро, бабушка!

Бабушка: Доброе утро! Внученька! Поздравляю тебя

с праздником — Покрова Богородицы.

Маша: Бабушка! А как это Покрова?

Бабушка: Покров – это то, что укрывает нас от чего-нибудь. Вот шарф твой тоже покров – можно и от холода укрыться и от ветра.

Маша: А почему Божьей Матери покров?

 Бабушка: Тех, кто просит Богородицу о защите – покрывает Она своим невидимым шарфом-омофором от всех бед и несчастий, болезней и скорбей, а еще и от врагов.

Маша: Вот здорово. И меня Богородица тоже под покров возьмет?

Бабушка: Ну, конечно, если ты ее попросишь.

Маша: Бабушка! А можно я к празднику осенний букет из листьев  соберу?

Бабушка: Иди, уж, озорница, да далеко в лес не заходи. А в опасности – Богородицу зови.

 Маша: Хорошо, хорошо, бабушка, я в лес недалеко пойду и букет красивый соберу. (Уходят)

Ведущая: Прохладно уже в осеннем лесу. Накинула Маша на плечи подарок бабушкин – шарф-покров и побежала по тропинке.

Маша (с букетом из листьев) поет:                                                                                             

Зашумела листьями осень золотая,

Закружила листьями, весело  играя.

Я на праздник, на Покров, по лесу гуляю

Я на праздник, на Покров, листья собираю.

Вот листок березы, вот листок рябины,

Вот листочек тополя, вот листок осины.

Маша:

Вот на этом деревце веточку сорву,

А за этим кустиком листик подберу.

Деревце за деревцем, кустик за кустик…

Ой, а где же тропинка? Я заблудилась…(Плачет)

Ведущая: Ребята, Машенька заблудилась в лесу, что же делать? (Ответы детей).

(Покричать «Ау», поискать тропинку) А Богородицу можно попросить помочь Маше? А как попросить? (Ответы)

Маша: Богородица, помоги! Покрой меня от беды, от несчастья. Побегу вон за ту березку, может там тропинка? (Убегает, а шарф остается на кустах).

Ведущая: Машенька тропинку за березкой нашла и домой поспешила. А шарф-покров – бабушкин подарок так и остался в лесу на кустике лежать… Да, вдруг…

Мышка: (поет) Я – мышка- норушка,

                             Вот носик, два ушка,

                             Еще длинный хвостик

                             И серый животик.   Пи-пи-пи                         

 Осень в гости к нам пришла

 А я домик не нашла. (Ищет)

Ой, тут шарф-покров лежит

Мышка хочет под ним жить.

Ребята, живет там кто-нибудь? (Ответы)

Никого! Буду я здесь жить!

Мышка: (поет)

У меня теперь есть дом

Мне тепло, уютно в нем. (Заходит)

(Музыка)

Зайчик: (поет)

Я Зайка-трусишка,

      люблю грызть  морковку.

       Я бегаю быстро

       И прыгаю ловко.

       В лесу стало холодать  

       Надо домик поискать. (Ищет)

       Да тут шарф-покров лежит

      Зайка хочет под ним жить.

Мышка: Я Мышка-норушка. А ты кто?

Зайчик: Я –Зайчик-побегайчик.

               Давай вместе будем жить

               Буду кашу нам варить.

Мышка: Заходи.

Все (поют): Вот какой хороший дом

                      Нам тепло, уютно в  нем. (Заходят)

         (Музыка)

Ежик: (поет)       Я колючий серый Еж

                               Я на елочку похож

                               Побегу – не видно ножек

                               А зовут меня все – Ежик.

Дождь и холод, ветер дует

Где же Ежик заночует? (Ищет)

   Ой, тут шарф-покров лежит

   Ежик будет под ним жить.

— Ребята, а вы знаете, кто там живет? (Ответы)

Мышка: Это я Мышка-норушка. (Выглядывает и прячется)

Зайчик: Это я — Зайчик-Побегайчик. А ты кто?

Ежик: Я колючий серый Еж.

             Я на елочку похож.

             Давайте вместе будем жить

             Я смогу вас защитить.

Зайчик и Ежик: (поют) Вот какой хороший дом

                                         Нам тепло, уютно в нем. (Уходят)

(Музыка)

Лиса: Такой Лисы, такой красы

            Не видел белый  свет

            Умней меня, кумы-Лисы

            Во всей округе  нет.

   Там зверушки могут жить. (Нюхает)

Зайчик: (выглядывает и прячется): Ой, боюсь, боюсь. Лиса!

Мышка: (выглядывает и прячется): Ох, утащит нас в леса.

Лиса:   Эй, трусишка, выходи, ну и мышку захвати.

   Поспешите. Я тут жду, не сердите вы Лису.

Ежик: Я колючий серый Еж

             Ты друзей моих не трож.

              Уходи-ка, прочь, плутовка,

              Уколю тебя иголкой. (Идет на Лису)

Лиса: Ой, спасите, помогите. Красу-Лиску защитите-е-е!

Зайчик, Мышка: Догоняй! Держи! Лови!

Лиса: А-а-а-а-а-ай-яй. Ой-Помогите! Ой-ой-ой! Меня спасите! (Все гоняются за Лисой, она убегает)

Ежик: Мы Лису прогнали ловко,

            Не вернется к нам плутовка.

             А хотела съесть зайчишку

             И мою подружку-мышку.

Мышка: Пи-пи-пи мы испугались! В доме прятались, боялись!

Зайчик: Всех укрыл нас дом-покров, от коварных, злых врагов.

Ежик: А еще укрыл покров от осенних холодов.

(Музыка)

Зайчик: Кто-то к нам спешит сюда. Вдруг опять это Лиса?

Все: Ой-ой-ой-ой. (Прячутся)

Выходят бабушка и Маша:

Бабушка: Машенька, да вот же твой шарф-покров.

Маша: А тут кто-то под шарфом сидит. Ребята, кто там? (Ответы) А шарф мой им зачем? (Ответы) Ах, покров?

Бабушка: Вот, Машенька и твой шарф оказался покровом для зверей, как будто шарф-омофор самой Богородицы.

Маша: А что же делать теперь, бабушка?

Шарф-покров забрать – зверушки замерзнут – зима  впереди.

Бабушка: Ребята, а вы как думаете? Можно шарф забрать? (Ответы)

Маша: Пусть зверушки живут под  шарфом.  

Мышка, Зайчик, Ежик: Спасибо!

Бабушка: Выходи, честной народ, праздник – Покрова идет!

Все: (поют) Нынче праздник у нас – Покрова

                     Веселится и поет детвора

                     Выйди, мышка, да топни ногой,

                      А ты, Зайка, спляши, дорогой,

                      А теперь будем все мы дружить

                      И под шарфиком весело жить

                      И работать, и петь, и плясать.

                      И друг другу во всем помогать.

                      Нынче праздник у нас Покрова

                      Веселится и поет детвора. (Звери уходят)

Маша: Я вас всех поздравляю с праздником Покрова и примите угощение от меня. (Подает корзину(поднос) с угощением)

Бабушка: Угощайтесь, звери лесные, и вы малыши дорогие!

Ведущая 1: Что надо сказать, ребята? (Ответ: Спасибо)

Ведущая 2: Спасибо, Машенька, за угощение. А мы тоже тебя, поздравить хотим!

Ведущая 1: За сердце твое доброе, да нрав кроткий, за то, что зверушек пожалела, без дома не оставила хотим подарить тебе на Покров вот такой красивый платок. Поздравим Машу, ребята? (Ответы) Иди, Дима, подари платок! (Ребенок подает платок на ширму)

Маша: Спасибо, мои дорогие, с радостью буду носить ваш платок. С праздником! До свиданья!

Все: До свиданья! Ребята! (Уходят)

 Ведущая:

Источник: http://chadtcamoya.prihod.ru/prakticheskie_materialy_razdel/view/id/12897

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector