Детям про рождество пресвятой богородицы

Детям про Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным.

Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Очень давно, больше двух тысяч лет назад, в Палестине, в Галилее, в маленьком городке Назарете, жили муж и жена — Иоаким и Анна. Происходили они из древних и знатных родов и глубоко верили в Бога. Семья была довольно зажиточная (Иоаким владел большими стадами овец), но жили они очень скромно — большую часть доходов жертвовали на Иерусалимский храм и раздавали беднякам.

И все же Господь послал Иоакиму и Анне нелегкое испытание — у них не было детей. Добрые супруги очень переживали и не переставали молить Господа, чтобы Он даровал им дитя: ведь семья без детей не семья. Да и, кроме того, как и все иудеи, они знали по предсказаниям, что из рода царя Давида (из рода Иоакима!) скоро должен родиться Спаситель мира.

А в то время считалось, что если у людей нет детей, то они — грешники и так наказывает их Господь за грехи. Поэтому-то соседи Иоакима и Анны частенько подсмеивались и осуждали их.

Но супруги старались не обижаться на злые и несправедливые слова и по-прежнему жили праведно и горячо молились Господу.

И вот, когда даже надежда уже почти оставила Иоакима и Анну, Господь вознагадил их за долготерпение и  веру.

Наступил один из больших праздников. Как и все мужчины, старец Иоаким направился в Иерусалим, чтобы принести жертву Господу в храме. Он принес богатые дары, но священник Иссахар в этот раз не принял его жертву.

Он сказал Иоакиму, что да бездетного, а значит, грешного человека неприятен Богу. Громко сказанные жестокие и несправедливые слова вызвали насмешки находившихся в храме людей. Сердце несчастного Иоакима пронзило такой болью, что казалось, оно сейчас разорвется.

Не глядя ни на кого, в глубокой печали, он поспешно покинул храм…

Иоаким не заметил, как оказался в пустынном месте. «Не вкушу никакой пищи, не возвращусь в дом свой, пока не услышит меня Господь Бог, — решил бедный Иоаким. — Пусть слезы мои будут мне пищей, а пустыня — домом моим…» Здесь, в пещере, где укрывались в непогоду пастухи, сорок дней и ночей оплакивал он свое горе и молился Господу.

Весть о том, что священник не принял жертву Иоакима, а сам он куда-то исчез, долетела и до Анны. Всем сердцем ощутила она боль мужа и не смогла сдержать слез.

«Теперь, — всхлипывала Анна, — я несчастнее всех: Богом оставлена и мужем забыта!» Долго плакала она… Но вот до ее слуха донеслось птичье пение.

Обернувшись, Анна увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися птенцами. Их кормила маленькая птичка.

Еще сильнее полились слезы у бедной женщины. «Я самая грешная из всех! Другие носят на руках детей своих, лишь одна я лишена этого утешения! От других принимают дары в храм Божий, и оказывают им уважение за то, что у них есть дети. Одна я отвержена от храма Бога моего! Горе, горе мне! Воззри же, Господи, на меня и услыши наконец плач мой и молитвы мои!»

И… о чудо! Плачущая Анна увидела Ангела, который произнес: «Анна! Господь услышал твои молитвы. Ты родишь Дочь и назовешь Ее Марией, что значит «госпожа, надежда». Ею даруется спасение всему миру». Ангел велел Анне идти в Иерусалим, где у Золотых ворот храма она встретит своего мужа. Изумленная Анна едва смогла вымолвить в ответ: «Жив Господь Бог мой!»

Немного времени потребовалось ей на сборы — и вот она уже в Иерусалиме. В указанном месте жену ждал взволнованный Иоаким.

Оказывается, и с ним случилось чудо: ему тоже явился Ангел и сказал: «Господь принял твои молитвы, Иоаким: у вас родится Дочь на радость всему миру. Иди же в Иерусалим — там у Золотых ворот ты встретишь свою жену».

Потрясенные Иоаким и Анна не верили своему счастью! Немного придя в себя от радости, они дали обещание посвятить будущего ребенка Богу.

А когда на деревьях зазолотились листья и наступила осень, у праведной четы родилась долгожданная Дочка. И это было чудом — ведь Иоаким и Анна были уже очень пожилыми людьми. Но Богу подвластно все, недаром Его называют Всемогущим. Девочку, как  и сказал Ангел, назвали Марией.

Иоаким и Анна нежно любили свою Дочь, они не могли нарадоваться на Нее. Помня слова Ангела о том, что их маленькой Дочурке предстоит великое будущее, счастливые родители просто благоговели перед Ней.

Теперь уже и соседи радовались за Иоакима и Анну. Они поняли, как были неправы, что обижали таких хороших людей. Но никто из них не мог себе и представить, что эта славная Девочка через несколько лет станет Матерью Самого Спасителя рода человеческого.

По книге «Сегодня праздник». О.Глаголева, Е.Щеглова. Издание Валаамского Спасопреображенского монастыря, 2006

Тропарь, кондак и величание РОЖДЕСТВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

С.Высоцкая. Рождество Богородицы

Источник: https://happy-school.ru/publ/detjam/detjam_o_prazdnikakh/141-1-0-163

Рождество Богородицы (детям о праздниках)

О Рождестве Пресвятой Богородицы в Евангелии ничего не говорится. Но сведения о Её рождении и детстве сохранялись и передавались устно из поколения в поколение, и теперь их можно прочитать во многих книгах.

Предание рассказывает, что Мария родилась в далеком городе Назарете, который находится в Палестине. Палестина разделялась на несколько областей. Назарет находился в Галилее – одной из областей Палестины.

Родителей Марии звали Иоаким и Анна.

Они были довольно богаты и отличались благочестием, всегда исполняли заповеди Божии. На всякий праздник отделяли они от своего имущества две части: одну отдавали Богу, на церковные нужды, а другую раздавали бедным людям. Они прожили в любви и согласии пятьдесят лет.

Но, несмотря на праведную жизнь, долгое время у них не было детей. И это очень их огорчало. Они часто ходили из Назарета пешком, чтобы в знаменитом иерусалимском Храме выразить Богу великую свою просьбу: иметь ребенка.

Они усердно молили Бога о даровании им ребёнка, но год проходил за годом, а долгожданного дитяти всё не было.

Случилось так, что Иоаким и Анна пришли в город Иерусалим на великий праздник. Иерусалим – главный город Палестины, расположенный в Иудее, где был построен древними евреями единственный тогда на земле храм в честь единого Бога, Творца вселенной.

Иоаким очень хотел горячими молитвами принести жертву Господу в Его храме, — так было принято в те времена.

Бывший там священник не захотел принять эти дары, укоряя Иоакима: «Ты не достоин того, чтобы от тебя были приняты дары: ты бездетен! По тайным грехам твоим нет у тебя детей!» И другие люди, бывшие в храме, тоже говорили Иоакиму эти мучительные для него слова.

Горько стало Иоакиму. «Увы! Всем ныне великий праздник, а для меня лишь время слёзных сетований», — говорил он.

Но никого не упрекал в своём бесчестии праведный Иоаким.

Тогда он решил не возвращаться домой, поститься 40 дней (даже хлеб не хотел кушать) и особенно усердно молиться Богу. Слёзы стали его пищей, а пустыня домом.

Благочестивые люди не обвиняют других в своих бедах, а стараются брать ответственность на себя. Так и Анна считала себя виновницей супружеского несчастья.

Выйдя в сад, она увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами.

«Горе мне, одинокой, отвергнутой от храма Господа Бога моего! Всё в природе рождает и воспитывает, все утешаются детьми; лишь я не знаю этого наслаждения!» — так плакала Анна и молила Господа, чтобы Он даровал ей дитя.

Радость приходит после скорби. За веру этих людей, за любовь к Богу и людям, за терпение и молитвы Господь послал Иоакиму и Анне великую радость.

Плачущей Анне явился ангел Господень и сказал: «Анна! Анна! Услышана молитва твоя, воздыхания прошли сквозь облака и слёзы твои дошли до Господа. Ты скоро родишь дочь благословенную! Ею даётся спасение всему миру и Она наречётся Марией».

Анна, услышав эти слова, поклонилась и сказала: «Жив Господь Бог! Если будет у меня дитя, то отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя имя Его святое всю жизнь!»

И Анна поспешила в храм поблагодарить Бога.

В то же время и Иоакиму явился ангел в пустыне и сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву и дарует тебе благодать Свою. Жена твоя Анна родит тебе Дочь, и Её рождение принесёт радость всему миру. Ступай в храм, там у золотых ворот найдёшь супругу свою Анну, ей возвещено то же самое!»

Читайте также:  Золотая осень. сценарий для начальных классов

Славя Бога в сердце, поспешил Иоаким в храм и там, по слову Ангела, нашёл свою жену. Они рассказали друг другу о случившемся и не переставали славить и благодарить Бога.

И через 9 месяцев родилась у них дочь.

Как и говорил ангел, Её назвали Марией. Имя Мария означает «госпожа».

Иоаким принёс Богу великие дары, и все вокруг удивлялись чуду, как это у старых людей родилось дитя, и понимали, что эта семья удостоилась великой милости Божией.

Вот таким чудесным образом родилась Мама нашего Спасителя.

авторы страницы: учащиеся 9 класса
Свято-Михайло-Архангельской церковно-приходской школы
Полякова Ольга и Синельник Елена

Просмотрено (2661) раз

Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/rozhdestvo-bogorodicy/

Анна Сапрыкина. Праздник Рождества Богородицы вместе с детьми / Православие.Ru

Анна Сапрыкина. Праздник Рождества Богородицы вместе с детьми / Православие.Ru

Православный педагог русского зарубежья Софья Сергеевна Куломзина, которая много лет преподавала детям эмигрантов Закон Божий, подчеркивала необходимость домашнего религиозного образования. Она видела, как быстро русские дети в чуждом культурном окружении перестают быть и русскими, и православными, даже если они учатся в русских религиозных школах.

Софья Сергеевна писала: «В деле христианского воспитания важны домашние традиции, связанные с праздниками и постами. Церковные праздники для детей — настоящее торжество, если их отмечают и дома. Только дома ребенок получает подлинное удовольствие и радость в праздничный день»[1].

И действительно, только домашний праздник оказывается по-настоящему родным для ребенка, и чем ребенок младше, тем это положение важнее.

Поэтому, когда мы будем готовиться к празднику Рождества Пресвятой Богородицы — первому из двунадесятых праздников церковного года, — мы попробуем охватить все и сразу:

1. Дадим детям знания (теорию): расскажем нашим детям об этом важном событии Священной Истории.

2. Сделаем это знание практикой и праздником: будем готовиться к этому дню все вместе, будем украшать дом и устроим хотя бы небольшое застолье.

3. И самое главное, конечно: вместе с детьми войдем внутрь этого праздника. То есть будем участвовать вместе со всей православной Церковью в праздничном богослужении.

Если мы дадим детям что-то одно из этого, не давая ничего другого, то и мы сами, и наши дети многое потеряем: потеряем полноту восприятия, понимания праздника.

Если дадим только одну теорию, получится вот что: знание в одно ухо влетает, в другое вылетает. По определению на самом лучшем уроке может быть усвоено не более 15% информации.

Если мы празднуем только дома — то это просто наше общение между собой, вроде дедушкиного юбилея. Вещь важная, но в этом случае явно недостаточная.

Если мы возродим только народные традиции — то мы получим просто обряды и раскрашенный фольклор. Тоже не самый плохой вариант, но это не полнота праздника.

Если же праздник у нас только «посещение храма», без знаний и без домашнего сопровождения, то чаще всего в реальности дети просто болтаются где-то вокруг церковного здания, смутно представляя себе все происходящее. «Мама привела — мама увела».

Если мы только водим детей за собой на богослужения, то чудо, конечно, может произойти, и дети по-настоящему войдут в жизнь Церкви.

Но когда родители просто рассчитывают на некое магическое «духовно-нравственное» воздействие посещения храма, то чаще всего им приходится разочаровываться.

И слишком поздно выяснить, что, оказывается, детьми нужно было заниматься, учить их теми самими пресловутыми «словами», передавать им «учение». И делом тоже учить — освящать не только воскресное утро, не только утро праздника, но и весь дом свой, быт и отношения — пространство жизни ребенка.

Так что попробуем дать детям знания — и подкрепим эти знания жизнью. Введем праздник в дом. И дом приведем в Церковь.

Сразу и навсегда, конечно, не получится. Но если постоянно пытаться, если жить так — то, с Божией помощью, возможно все.

И начать можно с полного и полноценного погружения в этот чудесный наступающий праздник — праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Рассказ о празднике

Чтобы рассказать детям о наступающем празднике, можно просто зачитать им что-то готовое. Текст для чтения легко взять из учебника «Закона Божия», из синаксаря, из Интернета. Для «продвинутых» можно почитать и об истории праздника, и о его иконографии.

А можно рассказать о Рождестве Богородицы своими словами.

Если старшие дети уже достаточно большие, и все мы всю жизнь каждый год встречаем церковные праздники, то рассказ может иметь форму разговора с детьми:

— Как звали родителей Богородицы? — это вопрос к малышу.

— Что вы о них знаете? — это можно спросить у ребенка постарше.

— Что сделал праведный Иоаким, когда священники не захотели брать у него жертву для Господа?

— Где молилась святая праведная Анна, когда ей явился ангел?

И так далее. Вопросы попроще задавить малышам, посложнее — старшим. И так старшие вспомнят что-то, а младшие из такого разговора получат эти знания.

Потом, после ужина, можно посмотреть иллюстрации: в наших книгах, в том же Интернете. На иконах и картинах художников увидеть, как купают в купели новорожденную будущую Матерь Божию, как из окошка выглядывает праведный Иоаким.

Иногда изображается колыбелька, в которой помощницы укачивают новорожденную Девочку. Девушки и женщины прислуживают праведной Анне. На некоторых иконах показан накрытый стол около ложа святой роженицы — ей надо подкрепиться после родов.

Иногда девушки подносят Анне дары, иногда также обмахивают ее опахалом. Можно сразу посмотреть и изображения самих Богоотец Иоакима и Анны, найти иконы «пестования» маленькой Марии.

Есть такое интересное изображение, где Иоаким и Анна выращивают маленькую Дочку, как плод зеленого деревца. Причем деревце иногда прорастает от лежащего на земле Иессея, отца царя Давида.

Наши дети к каждому празднику меняют заставку на большом домашнем компьютере: фон делают в цвет праздника, а в качестве изображения — икону или живописное изображение. И каждый раз, включая компьютер, мы видим напоминание о празднике. А чтобы всякие значки не попадали на святые лики, дети просто перетаскивают их на края экрана.

Подготовка тропаря

Чтобы подготовиться к празднику, чтобы подготовиться к богослужению, чтобы войти в учение Церкви о празднике — для всего этого мы заранее узнаем или вспоминаем тропарь Рождеству Богородицы. А может быть, и кондак, и величание. Эти тексты мы напишем по-церковнославянски крупными красивыми буквами. О том, как это можно сделать, я уже рассказывала раньше.

Украсить тексты можно просто красной рамочкой, а можно каким-нибудь орнаментом, геометрическим или растительным — что будет интересно самим детям. А можно использовать и те символы праздника, которые нам предлагает богослужение:

Солнце — Потому что «возсия Солнце правды Христос Бог наш». Так мы еще обратим внимание детей на этот образ. Так текст станет изображением.

Птичка и птенчики в гнезде — потому что на них смотрела, по преданию, праведная Анна, когда «восскорбела» о своем бесплодии: «Даже птицы имеют детей, а я не имею». Так мы еще раз напомним, проиллюстрируем и закрепим рассказ о родителях Пресвятой Богородицы. Такое изображение особенно уместно будет на тексте кондака или величания — где прославляются как раз Иоаким и Анна.

Дерево познания добра и зла с яблоками — как напоминание о том, что рождение Богородицы «отъяло клятву» грехопадения. А заодно этот образ еще раз напомнит детям о событиях Ветхого Завета.

Цветы, сад — потому что «От Анны днесь цвет, сад богоданный, Богородица прозябе» (из службы вечерни праздника). Цветы, сады — все это образы Пречистой Девы.

Разорванные кандалы или цепи — потому что рождеством Богородицы «Ева от уз свободися» (Седален канона празднику).

Это еще раз о той радости, которая сегодня возвещается «всей вселенней», и еще раз о Ветхом Завете.

И к тому же хотя бы небольшое знакомство с богослужением этого дня: чтобы достичь этого эффекта, стоит прочитать ребенку текст этой небольшой молитвы (его можно найти в тексте службы).

Гора, дверь, лестница — это все — также закрепленные в богослужениях и святоотеческом учении образы Богоматери.

Во время Всенощной в каноне празднику Рождества Богородицы будут читаться такие слова: «Гору и дверь небесную, и мысленную Тя лествицу боголепно лик Божественный пронарече: от Тебе бо камень отсечеся не руками мужескими, и дверь, еюже пройде Господь…». Конечно, все это тоже хорошо бы объяснить ребенку.

Богородица называется дверью, потому что через нее, как через дверь, вошел в этот мир Христос. Напомнить про Лествицу, которую видел Иаков — и подчеркнуть, что это, в числе прочего, образ Богородицы, соединившей небо и землю. Напомнить о видении пророка Даниила — когда от горы откололся камень и разбил истукана…

Читайте также:  Сценарий внеклассного мероприятия для 5-6 классов. устный журнал

Это могут быть и другие образы, конечно.

Здесь многое зависит от того, насколько мы с детьми глубоко продвинулись и погрузились в тему.

И если мы уже не первый год встречаем церковные праздники, и тем более если мы с нашими детьми уже читали Священное Писание, то каждый подобный праздник — повод вспомнить и Новый, и Ветхий Завет.

Так мы «пробегаем» по всей священной истории, и самое главное — можем увидеть ее смысл. Можем увидеть связь Ветхого и Нового Завета, увидеть историю «живьем» в церковном празднике.

А если мы ничего подобного не читали, и Библию представляем очень смутно — то это тоже не повод отказаться от таких экскурсов в Ветхий Завет.

Ведь раз уж мы встали на этот путь «образовательного общения» со своими детьми, раз уж мы начали такое приближение к Церкви, то однажды мы познакомимся с Книгой Книг.

И тогда мы будем узнавать эти пока неясные образы — узнаем и историю грехопадения, и историю Иакова, и Даниила. И все это окажется уже немного знакомым и почти понятным: «Ой, папа, мы же когда-то рисовали эту лестницу от земли на небо!»

В любом случае подготовленные тексты тропаря и кондака мы повесим где-то рядом с иконами. И эти песнопения мы будем все вместе петь перед едой — начиная с вечера накануне праздника — и после общих вечерних молитв.

Накануне праздника

20 сентября, если это будний день, мы, как обычно, ходим в школу, работаем. Но это уже наступление праздника. А значит — какая-то уборка дома, хотя бы как «перед гостями». Значит, хоть какое-то украшение дома.

Здесь будут уместны, конечно, цветы: это вообще символ чистоты Богородицы и Ее красоты. Той красоты, которую Она принесла в мир. Впрочем, цветы — удовольствие не всегда доступное. Проще использовать что-то «многоразовое». Например, голубые полотенца или кружева на иконах. Ведь голубой (или синий) — «богородичный» цвет в православной богослужебной традиции.

Можно поменять скатерть на обеденном столе: если есть какие-то варианты, то как раз уместно будет подготовить что-то голубое или с голубым узором.

А еще проще, если нет ни средств, ни сил, ни времени «заморачиваться», — для обычной нашей скатерти подготовить голубые салфетки. Хоть что-то. Но уже — в сторону праздника. Такая, казалось бы, ерунда — это наглядность.

Это напоминает нам о Рождении Богородицы и уже может настраивать наш дом на праздник.

А еще можно подготовить для девочек голубые платочки или голубые ленты — чтобы сегодня вечером и завтра утром все это надеть в храм. Одна моя знакомая матушка, мама девяти детей, рукодельница и мастерица, у которой, в отличие от меня, руки из правильного места растут, сама шьет своим детям красивую праздничную одежду.

И на службах дети оказываются в платьях и костюмах «цвета праздника». Дети растут, а праздничная одежда не снашивается — и переходит от одного ребенка к другому.

Сейчас ее старшие дети — уже сами мамы, но все равно их легко можно узнать на праздничных службах даже со спины: они всегда в красивых платьях, и хотя бы платки у этих девочек (уже скорее молодых женщин) голубые в богородичные праздники.

Впрочем, это уже, конечно, относится к третьестепенным, совсем не принципиальным вопросам. В чем бы ни приходили в храм — лишь бы вообще приходили. Конечно, одежда «в цвет праздника» не имеет отношения ни к богословию, ни к нашему спасению.

Но все же нельзя совсем отмахнуться от таких вещей: не самое важное — так и забудем об этом вообще и навсегда. Мол, будем мыслить «духовно». Но если на школьный концерт мы специально подбираем одежду, если в гости к бабушке надеваем детям все нарядное и чистое, а в храм — что попало, то какое отношение к богослужению мы воспитываем в своих детях?

Поэтому, если нет ничего такого особенного, голубого — конечно, не страшно и не важно, и даже переживать по этому поводу нечего. А вот пойти в храм в праздничной одежде — в той, которая для нас, для нашей семьи является праздничной — важно. Чтобы подчеркнуть и особенность дня, и наше уважение к храму и к празднику.

Богослужение

Источник: http://www.pravoslavie.ru/106469.html

Рождество Пресвятой Богородицы

Программное содержание
Познакомить детей с событиями Рождества Пресвятой Богородицы.

Материал к занятию
Икона или репродукция иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

Ход занятия
Занятие проходит в форме беседы воспитателя с детьми.

Быстро идет время. 14 сентября (1 сентября по церковному календарю) начинается новый церковный год. Первый в наступившем церковном году двунадесятый праздник – праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

– Вам, ребята, не трудно ответить на вопрос: на какое слово похоже слово «рождество»?
Правильно, на слово «рождение»; славянское слово «рождество» и означает – «рождение». Рождение любого ребенка – счастливое событие, приносящее радость и надежду родителям малыша и их близким.

– Чему радуются люди, узнав о рождении ребенка? На что надеются?
Люди радуются началу новой жизни, появлению на свет продолжателя рода. Родители и другие близкие радуются, что малыш будет здоровым и счастливым, вырастет достойным человеком.

– Сможете ли вы ответить на вопрос, почему Рождество Пресвятой Богородицы стало источником особой радости и торжества для всего мира?
Дети стараются ответить и на этот вопрос. Воспитатель обобщает и дополняет их ответы.

Это была радость исполнения древних пророчеств, радость, предваряющая приход в мир Спасителя.

О Рождестве Богородицы повествует нам Священное Предание.
В Иудее, в маленьком городе Назарете, жили два старых человека, супруги Иоаким и Анна. Оба они происходили из рода древних царей и пророков, оба были праведными, добрыми и смиренными. Они жили скромно и тихо. Но было в их жизни горе: пятьдесят лет прошло со времени свадьбы Иоакима и Анны, а детей у них не было.

– Почему во все времена горюют родители, если Бог не дает им детей?
Во все времена считалось, что дети – Божие благословение. Не жаловались, а радовались и богатые, и бедные, когда много было в доме детей.

В древней Палестине было особое отношение к появлению на свет ребенка: народ ожидал увидеть в одном из своих потомков обетованного Богом Спасителя мира.

Однажды в праздник пришел Иоаким в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу. Но архиерей отверг приношение и укорил Иоакима, сказав: «Господь из-за каких-то тайных грехов отнял от тебя Свое благословение, не дал тебе детей». Услышал Иоаким много обидных слов и от других людей.

Тяжело было Иоакиму слышать все это. Не возвратился он домой, а ушел в пустыню. 40 дней и 40 ночей постился и молился Иоаким, чтобы Господь даровал ему в старости дитя.

Узнала Анна о том, как обидели ее мужа, и тоже неутешно плакала. Она молилась в саду под старым деревом. А в ветвях дерева хлопотала птица, без усталости нося в клюве червячков и букашек своим птенцам. Увидев не оперившихся еще птенцов, сильнее заплакала Анна:

«Горе мне, одинокой! Все в мире утешаются детьми: и птицы небесные, и звери земные, и земля приносит вовремя плоды свои, и все благословляют Бога! Одна я, как степь безводная, без жизни и плодов. Воззри на меня, Господи, услышь молитву мою!»

И вдруг ей явился Ангел Господень и сказал: «Анна! Услышал и принял Бог молитвы твои. Ты родишь Дочь благословенную, Ею дастся спасение всему миру и наречется Она Марией».

И спустя некоторое время свершилось дивное чудо – у Иоакима и Анны родилась Дочь – Мария.

Светлана Высоцкая
Рождество Богородицы

Осень мягко золотится.В дальний путь готовы птицы.Освежает их собранье

Ветра теплое дыханье.

В день сентябрьский долгожданныйУ Иоакима с АннойДавняя мечта сбылась:

Дочь Мария родилась.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть икону Рождества Пресвятой Богородицы.
Задавая вопросы, педагог указкой показывает детям на ту или иную деталь изображения.

– Смотря на икону Рождества Пресвятой Богородицы, расскажите, пожалуйста, что вы на ней видите?
На большом ложе в центре иконы лежит женщина. Это святая праведная Анна – мама Пречистой Девы Марии. Изображены на иконе и другие люди и маленькая Мария.

– Можем ли мы, глядя на икону, узнать о праведности и святости жизни Анны, мамы Пресвятой Богородицы?
Мы помним, что знаком святости является изображение на иконе золотого сияния – нимба вокруг головы праведника. Мы видим золотой нимб над головой мамы Пресвятой Богородицы.

– А что за люди подходят к ложу праведной Анны? Что они делают?
Это святой праведной Анне прислуживают какие-то женщины (может быть, родственницы): одна из них подает чашу с питьем; другая несет предмет, похожий на праздничное украшение; третья – тарелку с кушаньем. Эти женщины хотят порадовать святую Анну и подкрепить ее силы.

Читайте также:  Воспитателям

– А почему же они хотят подкрепить силы праведной Анны, порадовать, поздравить ее?
Праведная Анна родила ребенка – дочь Марию.

– Изобразил ли иконописец на иконе Саму Пречистую Деву Марию?
Да, изобразил. Маленькая Мария, завернутая в белые пелены и покрытая красным одеяльцем, лежит на кроватке, стоящей у подножия ложа ее мамы Анны.

Вокруг головы маленькой Марии иконописец тоже изображает сияющий нимб – знак святости. Рядом с кроваткой маленькой Богородицы находятся две человеческие фигуры. Они больше похожи на детей, чем на взрослых.

Может быть, это юные родственницы, радующиеся появлению на свет Девы Марии и охраняющие покой новорожденной.

– А чем заняты две женщины, изображенные внизу, в левой части иконы?
Слева внизу иконы иконописец изображает двух женщин, занятых обычными хлопотами по уходу за маленьким, новорожденным ребенком: они или уже омыли, выкупали, или готовятся купать младенца. Рисуя на иконе эту сцену омовения младенца, иконописец показывает нам, что Пресвятая Богородица родилась таким же беспомощным, требовавшим забот взрослого ребенком, как и любой другой младенец.

– Ответьте, пожалуйста, еще на один вопрос: почему Рождество Пресвятой Богородицы можно назвать чудом?
Потому что Она родилась у старых родителей, которые много лет не имели детей. Сам Бог услышал молитвы праведных Иоакима и Анны и возвестил им через Ангела о скором рождении Дочери. А еще Рождество Богородицы должно было приготовить главное будущее чудо.

– Какое чудо должно было подготовить Рождество Пресвятой Богородицы?
Чудо рождения Христа, Спасителя мира.

Ни богатство, ни слава не окружали колыбели Божией Матери, другая слава была уготована Пречистой Деве Марии. Об этом поет Церковь в праздничных песнопениях.
Педагог поет или читает по-церковно-славянски тропарь праздника:

Рождество Твое, Богородице Дево,Радость возвести всей вселенней:из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,и разрушив клятву, даде благословение

и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Так красиво звучит тропарь – праздничное песнопение Рождества Пресвятой Богородицы по-славянски, а теперь послушайте его по-русски:

Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру,потому что от Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш;

Он разрушил проклятие (за грех прародителей) и дал благословение; уничтожил смерть и даровал нам жизнь вечную.

На праздничной службе Рождества Пресвятой Богородицы в храмах поют величание Богородице:

Величаем Тя, Пресвятая Дево,и чтим святых Твоих родителей,

и всеславное славим Рождество Твое.

После занятия воспитатель может предложить детям нарисовать дерево, под которым молилась святая праведная Анна о даровании ей ребенка, и гнездо с птицей и птенчиками на этом дереве.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36704.php

Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября 2018 года

Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября 2018 года

Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы означает великое торжество веры и явление Миру Матери Иисуса Христа, Сына Господня. Ее появление на Свет Божий было чудом, равно как и непорочное зачатие, явившее Миру Спасителя.

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в Иерусалиме.

Но в РПЦ распространена версия, которой повсеместно придерживался святитель Димитрий Ростовский, что Ее появление на свет Божий случилось в Назарете, где и проживали ее родители Иоаким и Анна.

Рождение Богородицы

Итак… К северу от Иерусалима в горной области около Эздрелонской долины лежал небольшой городок Назарет. Ничем знаменательным этот град, как и его жители, не прославился, поэтому среди евреев существовало мнение о том, что из Назарета ничего доброго не может происходить.

Но в этом городке проживала супружеская чета, именно их Бог избрал быть родителями Матери Спасителя Мира.

Выходец из царского рода и дочь первосвященника, Иоаким и Анна, были людьми зажиточными, имели богатство, прислугу и хозяйство.

Но это не помешало им благоговейно относиться друг к другу, вести богобоязненное житие, проявлять дела милосердия. За эти качества горожане очень любили благочестивое христианское семейство.

Но супругов очень удручало отсутствие детей, к тому же в те времена это являлось знаком наказания (гнева) Божиего. Но супруги не роптали, они постоянно умоляли о даровании им радости в жизни в виде долгожданного малыша, хотя в их преклонных летах рождение чада в принципе уже и не представлялось возможным.

Богородица и ее родители

Весть Ангела

Однажды Иоаким удалился в пустыню, дабы усиленно молиться и держать строгий пост. Праведная супруга, признав в себе вину бесчадия, сильно скорбела и стала еще усерднее молиться Богу о даровании дитя.

И тут случилось чудо — Ангел Господний спустился с Небес и возвестил ей о том, что мольба услышана Создателем и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится дочь, благословенная, выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария.

Этот же Ангел явился к Иоакиму. Он возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так и случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу.

Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна, вместе же они вернулись в Назарет. А по истечении срока чревоношения женщина произвела на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.

Иоаким устроил грандиозное застолье, на которое было созвано множество народа. Во время пира отец поднял Дочь и испросил священников благословить ее.

Рождество Богородицы. Фреска Джотто

Значение праздника

Именно в то время, когда в мире наблюдался сильнейший упадок нравственных ценностей и существовала огромная потребность в возрождении веры, родилась Пресвятая Дева. Именно Она была избрана Творцом быть достойнейшей из достойных дабы быть Богородицей и явить миру в образе человеческого естества сына Божия.

Появление на свет Марии приблизило земной мир к Царству Божию, к познанию истины и вечной жизни во Христе. А Самой Богородице была уготована судьба быть милосердной Заступницей православных христиан.

Как отмечают праздник Рождество Богородицы

Начиная с VI века, верующие люди спешат в храмы, где совершаются торжественные богослужения. Люди славят Бога и тот день, когда Господь даровал миру в виде Пречистой Девы надежду на приход в мир Спасителя.

Хозяюшки пекли хлеба с буквами «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Их раздавали всем членам семьи, родственникам, друзьям, а хранили под иконой Иисуса Христа, до дня Его Рождества. Считалось, что вкусив кусочек этого хлеба с молитвой, возможно излечиться от всевозможных хворей.

На Святой Земле Иерусалим и Назарет в эти праздничные дни становятся центром паломничества. Огромный поток верующих стекается к святыням, связанным с земные житием Царицы Небесной.

Особенно люди стремятся посетить источник Девы Марии и церковь Благовещения Богородицы в Назарете, греческую церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме.

Согласно Преданию, она построена на том месте, где ранее стоял дом родителей Марии.

В этот день Небеса слышат все молитвы православных христиан, поэтому необходимо покаяться во грехах, благодарить Творца и молитвенно испрашивать исполнения просимого.

Важный момент! В день Рождества Пресвятой Богородицы нельзя употреблять спиртные напитки, мясо и непостные продукты. Это день постный! Запрещена физическая работа, табу на ссоры, осуждения. Необходимо соблюдать душевную чистоту, совершать добродетель, помогать словом и делом.Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Обычаи праздника: что можно и стоит делать в этот день

  • Рождество Богородицы в миру считается женским праздником, когда каждую даму следует почитать как продолжательницу рода.
  • Бездетные женщины посещают праздничное богослужение, после чего устраивают обед и приглашают за стол бедняков, дабы те после еды помолились за хозяюшку, мечтающую о даровании малыша.

    Считается, что молитвы Божией Матери о даровании детей, вознесенные именно в день Ее Рождества, имеют особую силу.

  • Ранее этот Богородичный праздник считался началом нового года. Принято было зажигать лучину и не гасить ее даже ночью. Когда первая догорала, от нее возжигалась следующая и так далее.

    В современное время некоторые верующие придерживаются этой традиции: у них постоянно, днем и ночью, горит лампада у икон.

  • День Рождества Богородицы начинал отсчет сватовства: с этого дня в дома незамужних девиц засылали сватов. В этот день так же хорошо играть свадьбу — семья всегда будет под Покровом Царицы Небесной.

  • С древних времен и по сегодняшний день существует традиция: женщины рано утром отправлялись к водоему. Считается, если девушка или женщина умоет лицо до восхода солнца, то красота ее лица сохранится до преклонных лет. Конечно, в этом есть что-то языческое, но вреда нет никакого.

  • С недели Рождества хозяйки убирали лук с грядок, а до ее начала необходимо было убрать весь прочий урожай с полей. Сельчане засевали поля рожью, а пчеловоды готовили ульи к зимовке.

Народные приметы

21 сентября — это день осеннего равноденствия. С этой даты световой день постепенно уменьшается, а ночь, наоборот, становится длиннее. По погоде люди определяли то, какой будет предстоящая осень и зима.

  • Птицы поднимаются ввысь, в небо — осень наступит не скоро. Если же стаи птиц жмутся к земле и ищут корм, то следует ожидать суровой и голодной зимы.
  • Ясное солнце на Богородицу — означает продолжение осени и сохранение тепла до октября.
  • Утреннее небо звездное, ясное — к скорому наступлению морозов.
  • Туман на Рождество — предвестник дождей. Если он быстро рассеивается — нужно ожидать чередование дождливой и ясной погоды.
  • Дождь с раннего утра — ненастье еще на 40 дней и холодная зима.
  • Роса на Богородицу означает, что через месяц ляжет иней.
  • Сохнет быстро роса — к малоснежной зиме, если же она сохнет долго, до обеда — то следует ожидать много снега.
  • Ветер 21 сентября — к зиме малоснежной и ветреной.
  • С утра погода хорошая, теплая, а после обеда приморозело — нужно ожидать суровую, холодную зимушку.
  • Яркое и теплое солнышко — к частым оттепелям в холодную зиму.

Всемирно известный святитель Андрей Критский (Иерусалимский), христианский богослов, проповедник и автор духовных гимнов, назвал Рождество Богородицы «Началом всех праздников».

Действительно, появление на свет Божий Девы Марии — Невесты Неневестной, предуготовило воплощение в мир земной Сына Божия, Его проповедь, Спасительную Жертву и великое Чудо Воскресения.

Посмотрите видео о Рождестве Пресвятой Богородицы

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-rozhdestvo-presvyatoj-bogoroditsy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector