Игра для развития и обучения детей дошкольников. методические пособия николая зайцева

Раннее развитие, методики, системы, школыОчень многие родители слышали уже про эту методику и знакомы с кубиками, но по мимо обучения чтению, Зайцев разработал методику обучения детей математике, грамматике, общим знаниям и английскому языку.
Николай Александрович Зайцев — Российский педагог новаторАвтор: Методические пособия и материалы для обучения детей чтению, письму, счету и английскому языку по новой авторской методике.Официальный сайт: Методика Зайцева

Основные принципы обучения детей по Зайцеву

  • Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
  • Человек сначала учится писать, а потом читать.

Кубики Зайцева — это новая методика обучения детей чтению, основанная на чтении слова по складам (не путать со слогами). По мнению автора методики, таким способом можно научить детей читать с 2-3х летнего возраста.

Складовой принцип чтения — основа Зайцевского метода обучения детей чтению.
Как сделать кубики зайцева >>>

Складовые картинки
Складовые картинки представляют собой квадратные картонные листы с изображениями объектов с названиями. Название объекта или предмета написано разными цветами, которые разделяют слово на склады, черным цветом выделен ударный склад.

Новаторские Зайцевские пособия и материалы: Счетные палочки Зайцева, Методические пособия “Тысяча +” и “Миллион +”, Игра “Орнамент”, “Платоновы тела”, учебное пособие “Твердая валюта” и др.

Методика упростила процесс изучения английского языка, уложив все грамматические особенности и фонетические правила в стройную систему схем и таблиц. Такое пособие подойдет для занятий как детей 7 лет, так и взрослых людей.

Новая методика освоения каллиграфии по зайцеву полностью отошла от традиционной методики обучения.

Основной слоган в прописях “Пишу красиво” — Ни строчки скучной не читать, ни строчки скучной не писать!
В прописях дети тренируются сначала на больших буквах, постепенно переходя на маленькие.

В прописях каждая буква расположена на отдельном листе и разложена на цветные элементы. Цвет определяет последовательность прописывания. Стрелочки указывают направление исполнения.

Другие авторские методики:
Методика Глена Домана
Мария Монтессори

Источник: http://www.babylessons.ru/nikolaj-zajcev-metodika-obucheniya-kubiki-zajceva/

Кубики Зайцева — методика обучения, отзывы родителей с видео

Освоение навыка чтения – это ключевой момент взросления малыша, когда он из несмышлёной крохи превращается в «почти» школьника. Поэтому многие родители стремятся выбрать наиболее эффективную методику, по которой можно научить ребёнка читать. И в этом отношении у кубиков Зайцева практически нет конкурентов.

Содержание

  • 1 Суть методики Зайцева
  • 2 Методика обучения
  • 3 Отзывы родителей

Суть методики Зайцева

Авторская методика Зайцева завоевала массу поклонников как среди родителей, так и среди педагогов

Педагог-новатор Николай Александрович Зайцев несколько лет назад выдвинул теорию о том, что традиционный процесс обучения ребёнка чтению противоречит его естественному речевому развитию.

В качестве основы данной гипотезы автор приводит следующее доказательство: начинающие говорить детки произносят звуки не так, как взрослые, у них нет чёткого разграничения между звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими, гласными и согласными.

А значит, малыш основывает свой лепет на звучности. Поэтому в качестве единицы обучения чтению Зайцев предложил склад – сочетание двух или нескольких букв, находящихся в созвучии. При этом некоторые склады являются однобуквенными.

В процессе занятий ребёнок должен складывать кубики в соответствии с услышанным заданием, а также показывать знакомые склады на таблице, которая входит в пособие Зайцева.

Достоинства и недостатки

Кубики Зайцева — идеальный вариант для деток-левшей, которые с трудом могут анализировать понятия

Авторская методика Зайцева позволяет быстро и интересно обучать малышей грамоте. Особенно кубики нравятся тем деткам, которые отдают предпочтение спокойным играм, любят собирать пазлы. При этом 6-летние ребята уже после 4-5 занятий могут читать по словам, а не по слогам, в отличие от традиционного подхода к обучению. Кроме этого, кубики Зайцева помогают:

  • расширить словарный запас;
  • вырабатывать навык грамотного письма;
  • сделать речь ребёнка более отчётливой;
  • исправить ряд логопедических проблем;
  • сформировать логическое мышление;
  • научиться самостоятельно работать.

Методика также даёт хорошие результаты и в работе с глухими, слабовидящими или имеющими отклонения в психическом развитии детьми. Более того, это самый эффективный способ обучения ребят с аутизмом.

О том, как самостоятельно изготовить пособие см. статью «Как сделать кубики Зайцева своими руками?»

Однако пособие Зайцева имеет и ряд недостатков:

  • детям сложно освоить понятие слога после того, как они обучались читать по складам;
  • могут возникнуть проблемы с пониманием вариативности твёрдости и мягкости согласных, так как малыши усвоили только одну версию этой нормы;
  • кубики в наборе довольно дорогостоящие;
  • для освоения методики требуется время не только детям, но и родителям.

Методика обучения

Занятия с кубиками могут быть как индивидуальными, так и групповыми

Пособие Николая Зайцева может использоваться как по оригинальной методике, так и с разнообразными дополнениями, играми, которые вы можете придумать вместе с ребёнком. В любом случае занятия с кубиками затрагивают зрительную, слуховую и тактильную память, так как для освоения различий между складами малыш включает разный канал восприятия.

Подготовка к занятиям

Ребёнок должен быть настроен на занятие, тогда результат не заставит себя ждать

Прежде чем начинать заниматься по кубикам Зайцева, необходимо убедиться в том что:

  • ребёнок настроен на занятие (он не хочет есть, пить, хорошо себя чувствует);
  • вы готовы уделить достаточно времени на работу с кубиками, ничто не будет вас беспокоить;
  • окружающая обстановка не отвлекает малыша от занятия (не работает телевизор, не пришёл друг и нет других отвлекающих нюансов).

Упражнения-игры с кубиками Зайцева

В учебнике, который продаётся в наборе Зайцева, есть много игр для занятий с кубиками

Автор обучающей методики рекомендует одновременное использование и кубиков, и таблиц: сначала ребёнок складывает буквы на кубиках, а затем показывает их на таблице. Хотя некоторые родители предпочитают ограничиваться только кубиками. Среди рекомендованных Зайцевым игровых упражнений можно выделить следующие:

  • «Сложи имя». Вместе с малышом проговорите его имя и сложите слово из кубиков. Постепенно добавляйте имена других членов семьи, названия животных и т.д.
  • «Пение по таблице». Вместе с малышом пропойте глухие-звонкие, твёрдые-мягкие согласные. Чтобы добавить в игру подвижности, предложите крохе вставать на носочки, когда он слышит звонкий склад, и приседать, если услышит глухой. По этому же принципу можно хлопать в ладоши на сочетания с мягким знаком или прыгать на одной ноге, если называете сочетание с твёрдым знаком.
  • «Что ты ешь?». Составьте с ребёнком меню из слов, которые называют продукты.
  • «Весёлый паровозик». Из гласных букв составляем вагоны поезда, а для начала движения просим малыша пропеть каждую букву.
  • «Колобок». Один кубик-колобок бросаем в разные стороны по комнате, малыш должен догнать «беглеца» и назвать склад, который окажется сверху.
  • «Найди пару». Проговариваем склад на кубике и находим его в таблице.
  • «Угадай голос». Вспоминаем, какие звуки произносят животные, и просим малыша найти склады с этими буквами (например, ав, мяу).

Видео: Попевки Зайцева

Видео: Групповые уроки

Отзывы родителей

Подключив свою фантазию, можно придумать массу игр с кубиками Зайцева

Родители, которые регулярно занимаются с малышами по методике Зайцева, отмечают существенный прогресс в развитии своего чада. Кубики не только помогают быстрее освоить навык чтения, но и развивают критическое мышление. При этом можно немного отходить от рекомендаций автора.

Орешник

http://irecommend.ru/content/nauchila-chitat-dvoikh-detei-ne-prilagaya-osobykh-usilii

Кубики Зайцева действительно можно сделать самому. Мы рассказываем об этом в статье «Как сделать кубики Зайцева своими руками?». А для продвинутых мам и пап существует приложение по этой методике для iPad.

Приложение «Учимся читать»

OlhaM

http://irecommend.ru/content/nam-tozhe-nravyatsya-kubiki-zaitseva-i-druie-osnovannye-na-etom-metode-razvivayushchie-igry

Методика обучения Зайцева не требует строгого следования рекомендациям автора. Можно использовать только элементы системы, которые удобны и понятны вам и вашему ребёнку. При этом удобная геометрическая форма для расположения складов позволяет самостоятельно придумывать игры, которые будут развивать малыша и показывать принцип сложения букв в слова.

(Visited 4 349 time, 4 visit today)

Источник: http://ShkolaBuduschego.ru/roditelyam/kubiki-zaytseva-metodika-obucheniya-otzyivyi.html

Методика Зайцева. Описание и методические пособия. :: Статьи :: Портал киевских мам

Кубики Зайцева.
Не слог, а усилие связокВ стремлении обогнать время многие сегодняшние родители пытаются научить детей читать чуть ли не с пеленок. И подрастающий человечек под ликование взрослых легко запоминает буквы, а затем наступает остановка — складывать их в слова никак не получается.

Почему? Да потому, что знание букв отнюдь не влечет за собой умения читать — так же как знание шахматных фигур не дает возможности виртуозно играть в шахматы. Малышу сложно научиться читать по буквам, а освоить хитрости звукобуквенного анализа, который сейчас принят в школе, еще сложнее.А как раньше учили читать? По складам.

Что оказалось методом более эффективным, чем соединение между собой символов-букв. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее.

Складовой принцип чтения стал той основой, на которой педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев и построил свою знаменитую систему обучения детей. Более всего она известна как кубики. Носящие имя их создателя.»Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет Николай Александрович.

— За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили «ъ» в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Гласный же обязательно предваряется согласным.

Это не всегда отражено на письме, но, произнесите, например,: «о-а-зис», держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед «о» и перед «а».Элементарной частицей речи, считает Зайцев, является не буква, не слог, а склад, или мускульное усилие речевого аппарата.

Складовой принцип обучения имеет нечто общее с тем, как малыш пытается произносить первые слова: не «мама» — целиком и полностью, а по складам — «ма-ма». Так и на кубиках написано, чтобы все было привычно и естественно. В обучении детей Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения, поняв, что отсутствие абстрактного мышления и логики компенсируются у ребенка обостренным восприятием импульсов, идущих от органов чувств.

Читайте также:  Как встретить гостей

Приступаем?

Почему дети скучают над азбукой и букварем? И почему они с таким восторгом хватаются за кубики Зайцева? Да все очень просто — в кубики можно играть, а по методике Зайцева все обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах.

Родители, желающие приохотить чадо к чтению, должны купить в специализированном детском магазине набор заготовок, из которого всего за несколько вечеров можно склеить кубики. По стенам надо развесить входящие в набор таблицы, а затем уже можно приступать к освоению методички и заучиванию кассет с попевками.

Спросите, причем тут попевки? При том, что вы вместе со своим ребенком будете не произносить нарисованные на кубиках склады, а петь их. По мнению Николая Александровича, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. А некоторых детей в нежном возрасте иначе и не научишь читать.

Обучающие кубики отличаются не только от обычных, но и друг от друга. В наборе есть кубики большие и маленькие, тяжелые и легкие, «железные», «деревянные» и даже два «золотых»! Одни звенят, другие гремят, а третьи постукивают. На больших кубиках нарисованы склады, обычно именуемые «твердыми». На маленьких — «мягкие».

Впрочем, с такой терминологией Николай Александрович решительно не согласен: «Ну что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите «БА» и «БЯ», «У» и «Ю», «О» и «Ё». По этому принципу кубики и различаются».На больших кубиках нарисовано Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ и т. д.

На «золотых» нарисованы гласные. На большом — А-О-У-Ы-Э (это его песня-попевка), на маленьком — Я-Ё-Ю-И-Е. А на других маленьких кубиках нарисовано: БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ и т.д. Есть еще пять особых двойных кубиков: это склады с теми согласными, которые не со всеми гласными «дружат».Как уже было сказано, кубики звучат по-разному.

Именно по звуку их разделяют на «железные», «деревянные» и «золотые». «Железные» и «деревянные» — это глухие и звонкие склады. Наполнены они соответственно крышечками от пива (или кока-колы) и кусочками дерева (или фасолью). В маленький «железный» кубик кладут четыре крышечки, в большой — шесть.

Но есть среди них и такой, в который запихивают целых восемь крышечек — это кубик со складом «И». Он самый тяжелый. А большой «золотой» кубик с гласными заполняется монетками (недаром он все-таки «золотой»!), маленькими наперстками или колокольчиками. В результате все встает на свои места: «золотые» кубики звенят, «железные» гремят, а «деревянные» глухо постукивают.

Песня кубика

Когда заботливые родители кубики смастерят, настает пора показывать их ребенку. Для начала пусть выберет кубик, который приглянул больше других. Возьмите его, и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады: «А-О-У-Ы-Э». Теперь пусть кроха выберет большой деревянный кубик. Затем маленький. Золотой. Железный.

Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.Дальше, согласно методике, надо начинать писать.

«То есть как? — удивится читатель — Ребенок ведь еще и ручку в руках не держит!» А кто сказал, что писать можно только ручкой на бумаге? Можно нажимать на клавиши компьютера и видеть, как появляется сказанное слово. А можно водить указкой по таблице Зайцева, напевая: «Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко».

Малышу ведь нужно понимать, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать.

Начните писать с того, что ребенку дороже всего — с имени. Кстати, можно написать КО-ЛЯ, но лучше — НИ-КО-ЛА-Й А-ЛЕ-К-СЕ-Е-ВИ-Ч (ребенок будет рад почувствовать себя большим). Потом составляйте названия игрушек, имена близких людей.

Собрав в одном конце комнаты слово МАМА, на столе — БАБУШКА АНЯ, а у окна — ДЯДЯ КОСТЯ, начинайте подвижную игру в слова: «Скорее беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто к нам приехал, — ДЯДЯ КОСТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!» Таким образом можно обучать чтению в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку.

Ну и где здесь учеба?В книге Зайцева «Письмо. Чтение. Счет» есть масса интересных игр и заданий с кубиками. Тем не менее вы скоро обнаружите, что «готовенького» там мало, надо придумывать свое. Кстати, во что любит играть ваш ребенок? В железную дорогу? Что ж, собирайте из кубиков ПА-РО-ВО-З с ВА-ГО-НА-МИ.

Строить города? Составьте ЗА-МО-К ВО-Л-ШЕ-Б-НИ-КА. С девочками, которые любят крутиться на кухне, можно «готовить» КО-Т-ЛЕ-ТЫ или, допустим, КО-М-ПО-Т. Только, чур, все по- всамделишному, пусть мама всерьез играет и время от времени просит дочку искать «продукты»-склады, без которых ничего не получится.

Пока малыш ищет нужный кубик, он вновь и вновь перебирает десятки других, запоминая по ходу дела склады, которые на них изображены. А кубики-то все разные, большие и маленькие, звенят, гремят, постукивают, да еще и цветом различаются — словом, каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия.

Ну и где здесь, спрашивается, учеба? Одна сплошная игра. Вы разочарованы? Напрасно: даже если дошколенок позанимался с кубиками 15 минут, а потом целый час машинки катал, он уже взял свое. Десятка таких занятий достаточно, чтобы четырехлетка начал читать.

Кстати, воспитатели детских садов, где применяется система Зайцева, в один голос утверждают, что кубики настолько увлекают малышей, что к чтению приобщаются даже те, чье умственное развитие никак нельзя назвать ранним.

А теперь учимся счету

Система Зайцева — это не только кубики. Займите одну из стен квартиры под таблицы «Стосчет», и призрак страшной математики никогда не будет мучить вашего ребенка. Иным родителям счет методом тыканья пальчиком в каждую клетку поначалу кажется непродуктивным, зато он нагляден, понятен и дает реальное представление о количестве.

В «Стосчете» каждое число дано в цифровом и количественном выражении. Если это 54, значит, рядом ребенок увидит 54 кружочка или квадратика, расположенных в определенном порядке.

Занимаясь по методике Зайцева математикой, дети знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, решают задачки на сложение и вычитание в пределах ста, а особенно любопытные быстро приучаются считать в уме, подбираются к умножению и делению и выходят за пределы первой сотни.

Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста. Но некоторые-то дети без этих самых кубиков уже успели отпраздновать свой трех- или даже пятилетний юбилей! Им-то каково? Не поздно ли осваивать чтение по кубикам? Не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.

И даже больше — все методики Зайцева, выстроенные по принципу «от наглядно-образного через конкретно-действенное к абстрактно-логическому», развивают не только детей. Они применяются, например, и для обучения иностранцев. Можно не расставаться с таблицами и кубиками, даже когда ребенок уже пойдет в школу, — просто задания станут более сложными.

А если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Выстроена она таким образом, что в ней легко разобраться и легко работать. В идеале кубики и таблицы должны стать частью жизни, а сами занятия незаметными.

Пусть каждое из них продолжается всего несколько минут — результат не заставит себя ждать! И время при этом экономится — все ведь происходит как бы между делом. А сегодняшние родители — люди сплошь занятые, просиживать вечера напролет вместе с детьми за приготовлением уроков им некогда.

В заключении хочется сказать, что, хотя эта система выстроена гармонично и продумана до мелочей, без вдохновения и фантазии взрослого, взявшегося ее применять, сами по себе кубики чуда не сотворят. Правда, идеей обучения «по Зайцеву» обычно загораются те родители и педагоги, которые чувствуют, что традиционные методы работы со школьниками совсем не годятся для дошколят

сайт Н. Зайцева http://www.metodikinz.ru/

Методические пособия, развертки кубиков, попевки смотрите на форуме

Источник: http://kiev-mama.com.ua/blog/show/628

Методики развития речи в раннем возрасте

Дети дошкольного возраста полностью зависят от родителей. Мамы и папы, кроме любви, должны помочь малышам правильно развиваться. Одна из актуальных тем обсуждения среди мамочек дошкольников — это развитие речи их чад.

Почему, выходит так, что у одних родителей ребенок в 3-4 года радует внятной, связной речью, а у других в таком же возрасте не может выговаривать целый ряд букв и понять, о чем он говорит порою чрезвычайно сложно.

Дело в том, что развитие речи у детей контролируется самой природой, но в некоторых случаях возникают проблемы, нюансы, о которых было бы неплохо знать родителям дошкольников.

Развитие речи

Для начала определимся, что скрывается под фразой «Развитие речи». Развитие речи — это расширение словарного запаса, умение составлять связный текст и последовательно передавать мысли. Сюда же относится знание грамматики и способность пересказывать готовый текст.

Чтобы ребенок не отставал в этом плане, существуют разные методики развития речи у детей. Слово «Методика» обозначает одновременность применения разных способов обучения. О некоторых методиках развития дошкольников, об их плюсах и минусах поговорим в этой статье.

Вместе с этим ищут и читают:

Видео: Учим живой мир

Методы развития речи

Существующие способы развития связной речи рекомендуется использовать комплексно, что гарантирует высокие результаты. Чтобы было легче во всем этом разобраться, все методы разделены на три основных группы:

  1. Словесные — чтение литературы, рассказы, заучивание текстов наизусть, пересказ прочитанного.
  2. Наглядные — используются в качестве пособий кинофильмы, картинки, фотографии, весь окружающий ребенка мир.
  3. Практические — занятия в виде игр, инсценировки, дидактические игры. С их помощью совершенствуются речевые навыки дошкольников.
Читайте также:  Улитки из пластилина. мастер-класс

Методики раннего развития ребенка

Очень важно вовремя в раннем возрасте уделить достаточно внимания развитию связной речи малыша. В этом деле родителям не обойтись без специальных методик. Папа и мама сами должны выбрать подходящий для их наследника или наследницы вариант.

При этом не следует забывать о том, что изучение с маленьким ребенком букв и развитие у него связной речи невозможно осуществлять обособленно. Выделим сейчас среди множества методик раннего развития наиболее популярные и рассмотрим их плюсы и минусы.

1.Методика Г. Домана

Плюсы — упор на физическое развитие, вместе с тем происходит развитие способности ребенка в раннем возрасте запоминать большое количество букв, слов.

Повзрослевшие дети 5-6 лет благодаря методике Г. Домана легко запоминают большие объемы информации и активно занимаются спортом.

Минусы — в процессе обучения у ребенка отсутствует стремление к творчеству и заметна его пассивность в ходе занятий.

Видео: Карточки Домана

2.Монтессори

Плюсы — благодаря тому, что занятия проходят в небольших группах, малыш оказывается помещенным в социум. Ребенка здесь все интересует, он радуется разнообразию букв, слов, ему совсем не скучно их изучать и запоминать.

Малыш с удовольствием учится связной речи в компании таких же любознательных детишек. Если родители остановят свой выбор на методике раннего развития Монтессори, то их сын или дочь получит возможность принимать решения, выполнять задания учителя, который ведет всю группу, оценивать результат.

Одним словом, малыш с ранних лет учится самостоятельности. Занятия проходят в атмосфере веселья и доброты.
Минусы — для замкнутых, необщительных ребятишек эта методика не подходит. Те малыши, которые стремятся к общению, не имеют возможности свободно контактировать в маленькой группе.

Поэтому в дальнейшем им трудно будет адаптироваться среди одноклассников в школе.

Видео: Развитие по Монтессори

3.Никитиных и Зайцева

Плюсы — обе методики идеально комбинируются с любыми другими. С их помощью ребенку будет легко овладеть связной речью, ему уже не будет казаться, что количество разных букв огромное, он выучит их все довольно быстро. Первая методика включает в себя обучение ребенка и спорт вместе с закаливанием. Методика Зайцева основана только на обучении, причем результат заметен почти сразу.

Минусы — не предоставляется возможность общаться в коллективе, и нет творческого развития.

Развиваем речь по Н.А. Зайцеву

Рассмотрим подробно методику Зайцева, которая заслуженно ведет первенство среди остальных. Она дает возможность родителям заниматься с малышом без помощи педагога. Занятия по данному способу позволяют за короткий срок обучить ребенка довольно большому набору букв, из которых вскоре он буде легко складывать слова и предложения, изучив весь алфавит.

Чтобы родителям было понятнее, вникнем в саму суть методики Зайцева. Огромной популярностью она пользуется среди мам и пап, в первую очередь, из-за того, что основывается на непреодолимой потребности маленького ребенка играть.

Используя такую любовь к играм, родители в интересной, ненавязчивой форме очень быстро помогают малышу развивать свою речь и овладевать различными навыками. В методике Зайцева нет ни капли принуждения, скуки и нудного повторения каких-либо заданий.

Ребенок учится и развивается во время легкой игры, главное, что ему это нравится! Данная система позволяет дошкольникам освоить программу начальных классов. В процессе успешно применяются развивающие игрушки.

Малыши 3-4 лет всего после нескольких занятий (в некоторых случаях достаточно двух) начинают читать, правильно выговаривая и связывая слова, а спустя 17-20 уроков могут прочитать вывеску на улице с несложными словами.

Методик развития речи у детей существует много. Каждая из них имеет свои недостатки и преимущества.

Родители, как никто другой, знают своего ребенка, поэтому просто обязаны выбрать тот способ, который подходит идеально. Правильно подобранная методика развития речи детей поможет ускорить этот процесс.

При этом главное правило, какую бы методику ни выбрали, начинать всесторонне развивать малыша как можно раньше.

Источник: https://BabyBrainy.ru/razvitie/metodiki-razvitiya-rechi.html

Методика Зайцева

Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев (р.

1939), автор уникального пособия «Кубики Зайцева«, настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка. Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются Кубики Зайцева

-основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала.

Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда — всей группой, когда — поодиночке «Кубики Зайцева» — прекрасная возможность для ребенка научиться читать с самого маленького возраста.

В состав комплекта входят картонные развертки кубиков, материал для их наполнения, методическое пособие для занятий, а также аудиозапись напевок всех слогов. Эффективность «Кубиков Зайцева» проверена многими педагогами из разных стран.

Зайцев Н. А. — автор знаменитого пособия Кубики Зайцева для обучения чтению и многих других методик раннего развития детей» Николай Александрович Зайцев родился в1939 году. Будущий создатель «кубиков зайцева» окончил филфак ЛГПИ им. Герцена.

Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного.

Автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению(кубики Зайцева), преподавания грамматики и математики. Основатель и руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании».

На сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом наиболее полно и емко разработаны именно Николаем Александровичем Зайцевым — выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела. Пособия Н.А.

Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.

Преподавание по Зайцеву — это преподавание в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, заниматься на спортивных снарядах, и это даже поощряется) — непременное условие занятий. Все мы привыкли, что во время уроков дети тихо сидят за партами. На занятиях в центре Зайцева (г. Санкт-Петербург) ученики прыгают, носятся по классу, шумят…

Дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. И все это выполняется с азартом, воодушевлением. Но это не значит, что игра является просто отдыхом, развлечением, физминуткой. По словам Николая Зайцева, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор.

Работая по складовым таблицам и кубикам Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. «Играя», дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать.
Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение.

Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.

Вcе методики так или иначе основаны в первую очередь на наблюдениях самих основателей. С этого же начиналась и выстраивалась методика нашего соотечественника петербургского педагога Николая Александровича Зайцева.

В своем подходе Зайцев использовал особенность развития речи у детей. Детский лепет не похож на язык взрослых: он непонятен, звуки не имеют четкого произношения. Поэтому освоение чтения в традиционной подаче противорчит естественному развитию речевой активности у ребенка.

Зайцев определяет, так сказать, единицу произношения — это «склад». Иными словами слияние согласных и гласных звуков в разных вариациях. Именно эти склады и обозначены на знаменитых «кубиках Зайцева» (в отличие от «кубиков Никитина», которые развивают воображение, моторику и пр.). Кубики подходят для обучения обычных детей и для детей с задержкой речевого развития.

С этим материалом могут заниматься дети, не умеющие читать, не знающие букв. Система обучения с применением «кубиков Зайцева» предполагает постепенный процесс. Для начала дети просто знакомятся с элементом обучения, пробуют поиграть. Затем учатся выкладывать из кубиков слова.

Все склады дети запоминают легко, потому что кубики отличаются друг от друга по оформлению, размеру, весу.

Далее процесс уложняется: из слов выкладываются простые фразы. Кроме кубиков, в пособие входят и таблицы с изображением букв, размещенных на гранях кубиков. И все это выстроено в единую систему, которая помогает ребенку плавно втянуться в процесс обучения.

Методика Зайцева отлично подходит для логопедической работы. Лучше, если обучение проводит специалист.

Родителям в самостоятельном обучении может просто не хватить терпения, потому что ребенок, прекрасно определяющий склады, не сразу может перейти к чтению. Зайцев делает отдельный акцент на том, что чтение приходит через письмо.

Для ребенка проще перевести звуки в знаки. Так постепенно он привыкнет к тому, что слова можно собрать и произнести.

Ну и, как в других развивающих методиках, занятия проходят в форме игры, поскольку любая другая подача материала делает процесс напряженным и в конце концов заводит все обучение в тупик.

В состав кубиков Зайцева входят: 5 листов таблиц формата А1, 60 картонных разверток, легко складывающихся в кубики, наполнители для кубиков (металлические пробки и деревяшки), аудиокассета или CD с попевками, методическое руководство, предлагающее 65 испытанных пятнадцатилетней практикой видов работы.

«Кубики Зайцева» рекомендованы для детей от 1,5-2-х лет. Кубики разных размеров заполняются различными наполнителями в зависимости от склада (например, звонкие — металлическими пробками от бутылок, глухие — деревяшками).

Читайте также:  Классный час по этикету, 3-4 класс. правила этикета

Кроме этого, за определенными буквами закреплены определенные цвета, что помогает на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора. «Кубики Зайцева» — уникальное пособие для обучения чтению детей. В основу методики положен складовой принцип.

Склады в таблицах и на кубиках благодаря систематизации, цвету, размеру, объему и заполнению кубиков различным материалом легко различаются по твердости/мягкости, звонкости/глухости, соотносятся по сходству, смежности и различию, что ведет к их более быстрому и осознаваемому восприятию и запоминанию.

Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Одного комплекта «Кубиков Зайцева» достаточно для работы дома, в группе, в классе на протяжении нескольких лет.

Как «работают» кубики?

Обучение чтению по методу Зайцева строиться на «складовом» принципе. Это имеет нечто общее в тем, как ребёнок начинает говорить. Мы ведь не начинаем говорить с отдельных букв. «М». Потом «А».

Мы начинали говорить «ма», «ба», «да». Так и с кубиками. Буквы и склады показываются ребёнку все сразу, все 56 кубика. Склады поются на мотив любой любимой песенки.

И так десятки раз, ненавязчиво, в правильное время — когда малышу это нравится, легко и интересно.

Почему кубики разного цвета и размера?

Кубики различаются по цвету — «золотые», «железные», т.е. серые, «деревянные», бело-зелёные и один «железо-дерево-бело-зелёный».

Эти названия они получили по своим наполнителям, которые нам предстоит в них положить. В железные — железные лимонадные крышки. В «золотые» — жестяные кусочки. В «деревянные» — маленькие деревяшки или очищенные прутики.

В бело-зелёные — бумагу. Тогда при встряхивании кубики будут звучать.

Наличие больших (для твёрдых складов, как, например, в кубике, который я склеила первым БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б) и маленьких кубиков (для мягких складов) отражает другую особенность русской речи — её двутоновость.

Твёрдые склады мы произносим с более открытым ртом, мягкие — полузакрытым, с узкой щелью.

Словом, серьёзная, научная обоснованность чувствуется в каждом ньюансе этого метода, и здорово понимать

Большое преимущество методики Зайцева в том, что она может как работать самостоятельно, так и легко сочетаться с другими, которые вы, возможно, захотите попробовать.

Можно начать, когда малышу всего несколько месяцев — показывать ему склады, называть, петь их. Продолжать в год, в два, в три. Складывать слова, писать кубиками своё имя.

И даже дорасти с ними до пяти и шести лет, когда ввести терминологию (гласные, согласные, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие, знаки пунктуации) и объяснить, наконец, малышу, почему его кубики такие разные по размеру и цвету. А в каком возрасте вы будете играть со своим малышом в загадки, скороговорки и «чистоговорки»? В книжке приводятся 300 (триста!) загадок.

С отгадками на два кубика, три… восемь и более. Вот, например, загадка на семь кубиков: «Кто на все руки мастер?» — «Пе-р-ча-то-ч-ни-к». Не просто, правда? Так что, если кубики полюбятся — будут с нами не один год.

Распространение системы Зайцева — огромно. По методикам Зайцева и его кубикам сегодня работают сотни детских садов, групп, площадок. В чем, еще раз, суть и новаторство этих занятий. Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило — упражнение.

Метод Зайцева: весь материал, компактно выраженный, разместить на стене.
Материал считывается со стены взглядом. Другая стратегия работы преподавателя по Зайцеву, учебный материал больше не тонет в ворохе упражнений.

Все, кто привык работать только по принципу: «открыл параграф, сделал упражнение», начинают чувствовать себя крайне неуютно. До Зайцева никогда весь материал не был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип «от частного — к общему, от общего — к частному», потому что общего не существовало.

Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем.

Источник: http://toyshops.ru/index.php/zaitcev

Методики Зайцева

Наш сайт посвящен обучению детей 4-5 лет чтению и математике по уникальным методикам Николая Александровича Зайцева. Это всемирно известные КУБИКИ ЗАЙЦЕВА и СТОСЧЁТ.

Вы познакомитесь с технологией,  практическим опытом работы, творческим применением методик Зайцева в детском саду и семье.

Обучение малышей по эффективной технологии Зайцева может проводиться в центрах раннего развития, в детских садах, в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, т.как не дублируется основная образовательная программа детского сада. Согласуется с ФГОС. Многие воспитатели, оказывая гувернерские и репетиторские услуги, успешно пользуются  пособиями Зайцева.

Одно из преимуществ системы Зайцева перед другими методиками раннего развития  – она легко применима в домашних условиях. Всё прописано по шагам. Любая мама сможет сама обучать своего ребенка, сохранив время и семейный бюджет.

Основная идея методики Зайцева: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка, мышление, активную практическую и самостоятельную деятельность, развивать слух и зрительную память.

Роль наставника — помочь ребенку, играя, весело, без утомительного сидения за партой, научиться читать и считать.

Результаты обучения по Зайцеву можно увидеть очень быстро, даже при крошечных затратах времени в день. И главное, работа со «Стосчетом» и кубиками позволяет сделать математику, чтение и письмо  любимыми для детей. 

Распространение и внедрение методик Зайцева убедительно доказало их высокую технологичность и эффективность.

«Кубики Зайцева» — пособие для раннего обучения чтению, хорошо продуманная система.

Принципиальное отличие методики обучения чтению Н.А.Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Именно складовой метод обучения  рекомендовал ещё Л.Н.Толстой, положив его в основу своей «Азбуки».

Но безусловным прорывом является то, что зайцевские кубики — звучащие!  Кубики различаются по цвету, объёму, весу,звуку, что обеспечивает непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач.Столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на популярные мелодии.

Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения и письма.

Результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение: речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов, быстро расширяется словарный запас, появляются навыки грамотного письма.Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

Первые «Кубики Зайцева» выпущены в 1989г.

Обучаясь математике по системе Зайцева, дети с 4 лет легко усваивают числа в пределах 100, их состав, порядок, действия сложения и вычитания двухзначных чисел!

Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы.

Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое  число, начинает предметно ощущать количество, может соотнести его с абстрактным значком цифры.

Малыши хорошо усваивают зрительный и звуковой образы числа в пределах сотни, запоминают порядковое расположение чисел и умеют свободно ориентироваться в числовой ленте; Таблицы Н.А.Зайцева помогают увидеть разницу между большим и меньшим числом, как увеличиваются и уменьшаются числа, что при этом меняется.

Сложение и вычитание чисел, которые выполняет ребенок, производятся не в уме, а с опорой на наглядность, на непосредственные действия с материалом. Практические действия не остаются неизменными. Постепенно дети «перерастают»  «Стосчет», совершают арифметические действия на основе абстрактного мышления.

В  старшем дошкольном возрасте ведется отработка навыков до автоматизма, и дети начинают складывать и вычитать числа в пределах сотни, решать задачи, совершенствуя вычислительные навыки.

Первый «Стосчёт» выпущен в 1990г.

Подробно о методике

Подробно о методике

Заказать  интерактивные кубики Зайцева

Заказать «Стосчёт»

видео:

Как работать с кубиками Зайцева

видео:

Как работать по методике «Стосчёт»

Методики Н. А. Зайцева — здоровьесберегающие технологии

Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка.

В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате: меняется вид и место деятельности, исключается монотонность, длительное пребывание в сидячем положении. Это не позволяет детям утомляться.  Они могут ходить, стоять, лежать на ковре, Не портится осанка и зрение, потому что дети смотрят на большие таблицы и карточки. Зрение и осанка часто даже улучшаются.

Так играем или учим? Конечно же, играем, часто соревнуемся один на один с партнером или в команде. В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик.

Методическая система Зайцева, будучи глубоко природосообразной, является основой формирования благоприятной среды развития и образования детей.

Инклюзивное образование и методики Зайцева

Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.

Такая универсальность заложена в самом принципе обучения, так как он позволяет формировать межанализаторные и межполушарные связи, реализует интегративную функцию мозга и, опираясь на сохранные функции, максимально задействует возможности ребенка.

Даже дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку система Зайцева предполагает  опору на все основные каналы восприятия. Другими словами, методика Зайцева реализует компенсаторный подход к обучению, что является обязательным условием работы логопеда и дефектолога.

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

В настоящее время для детей дошкольного и школьного возраста ООО Методики Н. Зайцева выпускает большое количество разнообразных пособий по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку по методикам Н. Зайцева. 

Оформить заказ >>>

Источник: http://stoschet.ru/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector