Игра «умники и умницы» по сказкам бажова

Литературная игра «Умники и умницы» по сказам П.П. Бажова

Чиркова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель:

Развитие познавательных интересов учащихся;

Обобщение знаний учащихся по теме “Сказы Бажова”;

Привитие любви к чтению;

Проявление личной инициативы учащихся.

Оборудование:

Портрет П.П. Бажова, выставка книг, камней, поделок, рисунков; иллюстрации к сказам художника В.Назарука,

Участникам игры для подготовки повторить биографию П.П. Бажова, сказы “Медной горы Хозяйка”, “Малахитовая шкатулка”, “Каменный цветок”, “Горный мастер”, “Хрупкая веточка”, “Синюшкин колодец”, “Живинка в деле”, “Огневушка-поскакушка”, “Про великого Полоза”, подготовить ордена “Умников”, цветной картон для дорожек.

Вместе с учителем игру ведут дети в костюмах Хозяйки Медной горы и Степана, они готовят инсценировку эпизодов из сказов “Первая встреча Степана с Хозяйкой Медной горы”, “Вторая встреча…”, “Данилушко и Хозяйка Медной горы”, которые представляют перед каждым агоном.

Ход игры

Ведущий: “Великий сказочник Пётр Петрович Бажов завладел нашими сердцами на протяжении нескольких уроков.

Мы представляли себе Хозяйку Медной горы, Синюшку, Огневушку-поскакушку, великого Полоза, которые испытывают людей богатством, помогают талантливым, смелым, честным, добрым людям, наказывают жадных, глупых. И сегодня участникам игры будет помогать сама Хозяйка Медной горы.

Сегодня в игре принимают участие 9 учащихся — агонисты, греческое слово “агон” означает ”соревнование”. Игра состоит из трёх агонов, по три игрока в каждом. Участники игры достают жетоны с номерами, определяющими порядок вступления в игру.

Правила игры:

Игрокам предоставляется на выбор три дорожки. 1) Зелёная состоит из 4-х этапов, и на ней дважды можно дать неправильный ответ. 2) Жёлтая состоит из 3-х этапов , неправильных ответов может быть не более одного. 3) Красная – из 2-х этапов, но ошибаться нельзя.

Первый, кто пройдет все этапы своей дорожки, становится победителем ( точнее, ответивший правильно на 2 вопроса, если противник не сможет это сделать это быстрее). Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных.

На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть. Зрители-теоретики имеют право ответить, если агонист затрудняется, и получить орден.

Игру оценивает АРЕОПАГ – орган власти в Древних Афинах, назван так по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя.

Приглашаются участники 1-го агона. Перед началом агона инсценировка эпизода “Первая встреча Степана с Хозяйкой Медной горы”.

Конкурс красноречия “Волшебная сила сказов Бажова” (перед каждым агоном). По результатам этого конкурса участники могут выбрать дорожку.

Предлагается на выбор 9 тем ( записаны на доске). Участники выбирают тему, ведущий задаёт вопросы.

“Долговекий Мастер”

Мудрые слова

Портрет

Хозяйка Медной горы

Творение рук человеческих

Волшебные предметы

Богатство

Прозвища

Иллюстрации

Вопросы к 1-й теме для 3-х агонов. “Долговекий Мастер”

В каком году вышла первая книга Павла Петровича Бажова? Как она называется? (1924год, “Уральские были”)

Как подписывал свои первые сказы Бажов? Почему? (Первые сказы не подписывал своим именем, т. к. не считал себя писателем, вместо подписи – П. Б.)

Как звали рассказчика, прототипа дедушки Слышко, чьи рассказы в детстве слушал Павел Бажов? (Василий Алексеевич Хмелинин ).

Вопросы ко 2-й теме. Мудрые слова.

В чём состоял наказ бабки Лукерьи? Как называется сказ? (“Синюшкин колодец”, “Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломе не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя ладно пойдёт, гладко покатится… А худые думки заведёшь, тут хоть в пень головой – всё немило станет.)

“… не с этой стороны кромку отбивать надо. Вишь, узор тут, а его и срежут”. Кто сказал эти слова? По какому поводу? (Данило, как только пришёл в дом к Прокопьичу, чтобы обучаться работе с малахитом).

“Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастера бежит и человека за собой тянет. Так-то, друг!” О чём идет речь? Продолжите мудрые слова. Назовите сказ. (“Живинка в деле”, “А потому, — объясняет дедушка Нефед, — что ты книзу глядел – на то, значит, что сделано; а как кверху поглядел – как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила”).

Вопросы к 3-й теме. Портрет.

“Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать”. Кто это? Как называется сказ? На что указывает девчонка? ( Огневушка-Поскакушка, указывает на золото.

“Где такая Поскакушка покажется, там и золото”).

“ Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место.” О ком идёт речь? Почему молодые глаза? ( Синюшка, “Синюшкин колодец”, оборачивается девушкой . “Всегда старая, всегда молодая”.

О ком идёт речь? “ Была сказывают старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от насады, которая от ломоты… Ну, всё как есть.

Сама те травы собирала в самое время , когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила да с мазями мешала”.Чем помогла она главному герою?.

(“Каменный цветок”, Бабка Вихориха, вылечила Данилу.)

Вопросы к 4-й теме. Хозяйка Медной горы.

Что несёт встреча с Хозяйкой Медной горы различным людям? (“Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало”).

В кого превращается Хозяйка Медной горы в разных сказах? В девушку и в ящерицу в сказе “Медной горы Хозяйка”, в странницу в “Малахитовой шкатулке”, в девчонку в сказе “Хрупкая веточка”.

Каким увидел каменный лес Хозяйки Медной горы Данилушко? А Катя? Почему? (Данилушко – “Деревья стоят высоченные, толь ко не такие, как в наших лесах, а каменные.

Которые мраморные, которые из змеевика-камня…Ну, всякие… Только живые, с сучьями, с листочками” ; Катя – “Взглянула, а лес кругом какой-то небывалый. Пощупала рукой дерево, а оно холодное да гладкое, как камень шлифованный. И трава понизу тоже каменной оказалась, и темно ещё тут”.

Катя ищет Данилушку, её не интересует мёртвый камень. “Не надо мне твоего мёртвого камня! Подавай мне живого Данилушку”. А Данило желает постичь секрет мастерства.)

Вопросы к 5-й теме. Творение рук человеческих.

Какой узор у Кати был на первых бляшках и на вторых? “И узор редкостный. Будто из середины-то дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу тоже птица”. “Птица с дерева книзу полетела, крылья расправила, а снизу навстречу другая летит”. Что обозначает этот узор?

Как выглядела чаша, которую Данилушко делал с цветка дурмана? “Низ камня отделал. Как есть, слыш-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки – всё пришлось лучше нельзя.

Прокопьич и то говорит – живой цветок-то, хоть рукой пощупать. Ну как до верху дошёл – тут заколодило.

Стебелёчек выточил боковые листики тонёхоньки – как только держатся! Чашку, как с дурман- цветка, а не то…Не живой стал и красоту потерял”.

Откуда пошло выражение “нефедовский уголь”? Как потом стал называться уголь и почему? Как называется сказ? “Живинка в деле”, “По угольному делу тогда на большой славе считался дедушко Нефед. Лучше всех уголь доводил. Так и назывался – нефедовский уголь”. “Когда Нефед умер, так Малоручков уголь в первых стал”. (Тимоха Малоручко стал углежогом).

Вопросы к 6-й теме. Волшебные предметы.

С помощью какого предмета Федюнька выбрался из незнакомого леса? Где он взял этот предмет? (Огневушка- Поскакушка дала ему лопату. “Гляди, из рук не выпусти! Держи крепче! Да дорогу-то примечай!..Привела лопатка Федюню к деду Ефиму затемно”. На лопате золотые таракашки посажены. Сдал их дед Ефим тайному купцу, и прожили ту зиму безбедно).

Какую памятку оставила странница Танюшке? Для чего? (“…пуговку махонькую. То ли из стекла, то ли из дурмашка на простую грань обделана…Как что забудешь по работе, либо трудный случай подойдёт, погляди на эту пуговку. Тут тебе и ответ будет”).

Как объяснял Илья, на что наговорены перышки? (“Белое вот – на весёлый день, чёрное – на спокойную ночь, а рыженькое на красное солнышко”)

Вопросы к 7-й теме. Богатство.

Какое наследство досталось Илье из сказа “Синюшкин колодец”? (“От отца – руки да плечи(сила, любовь к труду) , от матери – зубы да речи (добрый нрав, остроумие), от деда Игната – кайла да лопата (рабочая профессия), от бабки Лукерьи – особый поминок”).

За какую сумму Танюшка вышила портрет для Пароти? (За сто рублей. “Подаёт он , конечно, три сотенных билета, только Танюшка два-то не взяла.

– Не привыкши, — говорит, — мы подарки-то принимать. Трудами кормимся…”.

“Где он пройдёт – туда оно и побежит”, “Не любит он,вишь, чтобы около золота обман да мошенства были, а пуще чтобы один человек другого утеснял”. Кто заботится о том, чтобы богатство досталось нуждающемуся в нём человеку и чтобы люди при этом не притесняли друг друга? Перескажите эпизод. ( “Про великого Полоза”)

Вопросы к 8-й теме. Прозвища.

Какое прозвище было у Тимохи из сказа “Живинка в деле” и почему?

“– Никак, – говорит не могу в своём деле живинку поймать. Шустрая она у нас. Руки, понимаешь, малы…Вот Тимоху и прозвали Малоручком”.

Как стали дразнить Федю и деда Ефима из сказа “Огневушка-Поскакушка”? За что? (Ефима-Золотая редька, Федюньку – Тюнька Поскакушка).

Назовите приказчиков, которые упоминаются в сказах.О чём говорят их прозвища? Паротя “…Чисто-то выговаривал одно – пороть…”, Жареный Зад, Северьян Убойца, Турчанинов, Полторы Хари.

(Дополнительно.) Как Степан называл свою дочь, Танюшку? (Памяткой. “Ну-ка ты, Памятка моя!”).

Вопросы к 9-й теме. Иллюстрации.

Задания для 3-х агонов. Подобрать слова из текста к иллюстрациям художника В. Назарук.

Подведение итогов

Награждение участников книгами П.П.Бажова, календарями, закладками с иллюстрациями к сказам.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/10/04/literaturnaya-igra-umniki-i-umnitsy-po-skazam-p-p-bazhova

Внеклассное мероприятие Интеллектуальная игра «Умники и умницы» По сказкам А. С. Пушкина моу «Новороссийская сош» Рубцовского района Алтайского края

Внеклассное мероприятие

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

По сказкам А.С.ПушкинаМОУ «Новороссийская СОШ» Рубцовского района Алтайского краяУчитель русского языка и литературы Калюта Раиса Васильевна

Читайте также:  Сказка золушка на новый лад в стихах: сценарий для праздника

(5 – 9 классы)

Цели и задачи: повторение и закрепление полученных знаний по сказкам А.С.Пушкина;

  • Развитие умений быстро ориентироваться в ситуации;
  • Четко и грамотно выражать свои мысли;
  • Развитие индивидуального духа соперничества;
  • Развитие способностей самостоятельной работы.

Оформление: дорожки из бумаги или картона желтого, зеленого и красного цвета; столы и стулья для жюри; цитаты из произведений А.С.Пушкина.

^ : три теоретика , правильно ответившие на вопросы, становятся агонистами (отборочный тур). Высокий ареопаг, по определенному заданию, определяет агонистов, занявших 1,2, 3 место. После этого агонисты выбирают понравившуюся им дорожку.

Зеленая – самая безопасная дорожка. На ней можно ошибиться 2 раза, но это и самый долгий путь к победе.Желтая – можно ошибиться 1 раз. Это золотая середина.Красная –самый короткий путь. Но на этой дорожке ошибаться нельзя.

Если агонисты согласно своим дорожкам дают уже более одного неправильного ответа, они становятся теоретиками, и вопрос переходит к другим теоретикам. Один из теоретиков тоже может стать победителем, если все дорожки будут пусты.

^

Вопросы для выбора агонистов:

  1. В кого и в какой последовательности превращается князь Гвидон? (комар, муха, шмель).
  2. Сколько раз корабельщики приставали к острову, какие необычные чудеса видели на острове? (5 раз, град на острове, белка, 33 богатыря, царевна-лебедь).

  3. За какую плату Балда нанялся к попу в работники? (за 3 щелчка).
  4. Какие соревнования устроил Балда с чертом? (обежать вокруг моря, кто дальше бросит палку, поднять кобылу и пронести полверсты).
  5. Из какого произведения эти строки?

— Белка там живет ручная

— Да затейница такая.

(«Сказка о царе Салтане…»).

-Там чудеса, там леший бродит,

— Русалка на ветвях сидит. (У лукоморья дуб зеленый).

— Но царевна молодая,- До зари в лесу блуждая,

— Между тем все шла да шла… («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

^

Прочитать выразительно стихотворение А.С.Пушкина.Вопросы подготовлены по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»Зеленая дорожка Пес бежит и ей в лицоЖалко смотрит, грозно воет,Словно сердце песье ноет…

Вспомните, как звали пса, который не подпускал черницу с яблоком к царевне. (Соколко).

Нраву кроткого такого.И жених сыскался ей,Королевич Елисей.Сват приехал, царь дал слово,И приданое готово…

Назовите приданое царевны. (^ ).

Честь хозяям отдала,В пояс низко поклонилась,Закрасневшись, извинилась,Что-де в гости к ним зашла,Хоть звана и не была.

Вспомните, как 7 богатырей узнали, что царевну принимали. (по речам спознали).

Королевич ЕлисейМежду тем по свету скачет.Нет как нет! Он горько плачет,И кого не спросит он, Всем вопрос его мудрен…

Вспомните, к кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, ища свою невесту. (Красное Солнышко, Месяц, Ветер).

Желтая дорожка. Поднялася на крыльцоИ взялася за кольцо;Дверь тихонько отворилась,И царевна очутиласьВ светлой горнице; кругом…Вспомните, что увидела царевна, войдя в дом 7 богатырей.

( Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый.

^

  1. …Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на светеТы царевны молодой?Я жених ей. «Постой, -Отвечает ветер буйный, -Вспомните, как в сказке описано место, где находилась мертвая царевна.

(…Там над речкой тихоструйной

Есть высокая гора.

^

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов.

Вкруг того пустого места:

В том гробу твоя невеста.)

До зари в лесу блуждая,Между тем все шла да шла…

Как называется помещение, где живут 7 богатырей. (Терем).

Красная дорожка. Все порядком убрала,Засветила Богу свечку,Затопила жарко печку,На полати взобраласьИ тихонько улеглась.

Что такое « полати»? (род полуэтажа, антресоль)

Все в лесу, не скучно ейУ семи богатырей.Перед утренней зареюБратья дружною толпоюВыезжают погулять…Вспомните, чем занимались братья перед утренней зарею.

( Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

^

Серых уток пострелять.

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь.

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.)

6 – 7 класс.

Вопросы подготовлены по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».Отбор агонистов: сочинить буриме со следующими рифмами:Поэт – светВдохновение – горениеИскусство – чувствоСудьба – борьба.

^ : написать полное название сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Садтане…».

Зеленая дорожка Спорить с бабой не хотят.Чуду царь Салтан дивится –А царевич хоть и злится,Но жалеет он очей…

Вспомните, кем баба Бабариха приходится князю Гвидону. (родной бабушкой).

  1. Знайте, вот что не безделка –

Ель в лесу, под елью белка.Белка песенки поетИ орешки все грызет…

Вспомните, кто поведал царю Салтану и корабельщикам о чуде-белке. Кто был этот человек при дворе? (первая девица, повариха).

Выстроил хрустальный дом,Караул к нему приставил…

Вспомните, кто был приставлен к чудо-белке. (дьяк приказный).

В дно головкой уперся,Понатужился немножко:«Как бы здесь на двор окошкоНам проделать?» — молвил он,Вышиб дно и вышел вон.Вспомните, как выглядел остров, куда царицу и ребенка вынесла волна.

(Видят холм в широком поле,

Море синее кругом

^

Желтая дорожка Смотрит – видит дело лихо:Бьется лебедь средь зыбей,Коршун носится над ней;

В каком балете позднее были использованы мотивы пушкинской сказки? (П.Чайковский. «Лебединое озеро»).

«Грусть-тоска меня съедает,Одолела молодца:Видеть я б хотел отца».Лебедь князю: «Вот в чем горе!Ну, послушай: хочешь в мореПолететь за кораблем?..

Вспомните, в кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон. (комар, муха, шмель).

Пряли поздно вечерком,«Кабы я была царица,-Говорит одна девица, -То на весь крещенный мирПриготовила б я пир».

В какое время года начинается действие сказки? (^

Красная дорожка И кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах…

Вспомните, сколько раз корабельщики приставали к острову, какие необычные чудеса видели на острове и в какой последовательности. (5 раз, град на острове, чудо-белка, 33 богатыря, царевна – лебедь).

  1. Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,Их и кормит, и поит,И ответ держать велит:«Чем вы, гости, торг ведетеИ куда теперь плывете?»Какими товарами торговали корабельщики? Процитируйте Пушкина.

(^

Черно-бурыми лисами.

Торговали мы конями.

Все донскими жеребцами.

Торговали мы булатом.

Чистым серебром и златом…)

8 -9 класс

Вопросы подготовлены по произведениям А.С.Пушкина: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

^ : ответить на вопрос: «Где и в каком месте вы бы хотели поставить памятник А.С.Пушкину? Почему? Как бы он выглядел?

Выбор дорожки: задание агонистам.

А царица маладая Дела вдаль неотлагаяСпервой ноче панисла…

^

Дополнительные вопросы: объяснить значение слов и выражений:

— Царица понесла – понесла младенца, забеременела.

— Аршин – русская мера длины, равная 71 сантиметру.

-Снурок – шнурок.

— Удел – княжество.

— Бает – говорит.

— Дьяк – должностное лицо, служащее в приказе (конторе, канцелярии).

— Булат – твердая сталь для клинков. (булатный кинжал).

Зеленая дорожка Толоконный лоб.Пошел поп по базаруПосмотреть кой-какого товару.

Назовите круг обязанностей Балды. (Конюх, повар, плотник).

  1. Вспомните, каким образом Балда встретился с чертями.

(Пошел, сел у берега моря:

Там он стал веревку крутить

^

Стал стеречь его границы.Чуть опасность где видна,Верный сторож как со снаШевельнется, встрепенется,К той сторонке обернется…

Что кричал петушок, завидев врага? («Кири – ку – ку

^

  1. Чем вы гости торг ведете,

И куда теперь плывете?Вспомните, по какой причине корабельщикам срочно лежал «путь восвояси».- Мы объехали весь свет,Торговали мы недаромНеуказанным товаром;А лежит нам путь далек.Восвояси на восток, Мимо острова Буяна,В царство славного Салтана.

(их преследовали таможенники за незаконный товар).

Желтая дорожка

  1. Здравствуй, Балда, мужичок,

Какой тебе надобен оброк?Об оброке век мы не слыхали,Не было чертям такой печали.

Какие соревнования устраивал Балда и черти? В какой последовательности? (^

  1. Вспомните слова старого мудреца, когда он отдавал царю петушка. Как он его описывал?

(«Посади ты эту птицу

Молвил он царю – на спицу;

^

Будет верный сторож твой.

Коль кругом все будет мирно,

То сидеть он будет смирно.

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок.

Закричит и встрепенется

И в то место обернется»).

  1. Вспомните, «Сказку о золотом петушке». Сколько раз в сумме прошло дней, когда от войска не было вестей? В какую сторону света ведет свое войско царь? (16 дней, в сторону востока).

Красная дорожка

  1. Что просил Балда за работу? Назовите блюдо, которым питался Балда.

(Полба – каша. В ее состав входит ячмень и пшеница).

  1. Почему Балду так зовут? (Шишка, дубина, кувалда, большой топор, сильный, могучий, ел за четверых, работал за семерых.) Однокоренное слово – набалдашник, для утяжеления предмета, инструмента.

Источник: http://shkolnie.ru/literatura/37933/index.html

Игра «Умники и умницы» 5 класс по сказам П. П. Бажова Цели

Игра «Умники и умницы»

5 класс по сказам П.П. Бажова

Цели: обобщающий урок по сказам; создание эмоционального настроя на восприятия игры по сказам П.П. Бажова и условий для восприятия новых знаний о сказах, о событиях прошлого с использованием мультимедийных средств.

Задачи: Обучающая: Умение самостоятельно построить свое высказывание, сформировать представление о том, что Урал — любимый край писателя П.П.Бажова — с его богатствами и преданными делу людьми. Развивающая: Развивать образное восприятие, творческое мышление, умение оперировать терминологией.

Воспитательная: Воспитывать мыслящего читателя, способного анализировать и понимать искусство слова.

^ портрет писателя П.П.

Бажова, минералы, карта Урала, предметы сделанные руками учеников – ваза, шкатулка, выставка иллюстраций к сказам, плетение из стекляруса украшений, показ фрагментов из фильма «Каменный цветок».

Средства: беседа, исполнение учащимися эпизодов – сценок, выполнение поделок, рисунки к сказам, выполненные учащимися.

^

1. Представление жюри: 2. Представление игроков:1. ПРОЛОГ. РУССКИЙ ЯЗЫК: Вставь пропущенные буквы в словах. «Каме……ый цв…ток», «Медн…й г…ры (Х,х) озяйка», «М…л…хитовая шк…тулка», «С…нюшкин к…л…д…ц», «З…л…той вол…с», «С…ребря…ое к…пы…..е», «Г…лубая змейка», «Хру…кая вето..ка», «К…шач…и уш…», «Зм…..ный сле…», иску…ный мастер, иску…..твенный цветок.

^

Портрет П.П.Бажова (1879-1950)

На доске написан эпиграф:

Он в светлой памяти народаОстанется всегда живой.И будут жить веками былиВ чудесном малахите строк,И не завянет на могилеЧудесный каменный цветок (Е. Хоринская)

^

Уральские горыПо каменным плитамВедут за собой насВ страну малахита.В страну, где не счестьДрагоценных камней,В страну работящихИ добрых людей. (В.Степанов ) 2.Конкурс красноречия: Подумайте и приготовьте высказывание о сказе.

СКАЗ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды: для него характерно сочетание точных зарисовок народного

быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Жюри оценивают задания:

Выход участников на дорожки и объяснение правила:

1. Красная – нельзя ошибаться, если ошибка идут ва-банк, т е добавочный вопрос задают участнику. 2. Желтая — можно ошибиться 1 раз. 3. Зеленая — 2 ошибки можно. 1 ЭТАП ИГРЫ. ИМЕНА И ПРОЗВИЩА выбирает первый на красной дорожке, если КАМНИ – САМОЦВЕТЫ не отвечает ва-банк, если не может ответить ОРУДИЯ ТРУДА спрашивают у участников, которые могут заработать вместо 2 медалей орден.

^

А) У этой героини было два имени-прозвища. Почему два имени?

(Она была Хозяйкой Медной горы, так как в горе находилась медная руда, Второе – Малахитница – так как давала малахит, одно — авторское, а другое народное).

Б) «Сама черненькая, да басенька, а глазки зелененьки. На наших девчонок будто и не походит». Кому принадлежало прозвище «Памятка», кто и кого так называл? В каком сказе об этом говорится?

( «Памяткой» — называл свою дочь Танюшку Степан в «Малахитовой шкатулке»)

В) «Сиротка круглый был этот парнишечка. На ногах высоконький, а худой – прихудойГодов поди тогда 12, а то и боле. Прозывали его все Недокормышем». Как называется сказ, в котором говорится об этом мальчике?. Какое имя он получает за созданные им шедевры — вещи?

( Так звал дед Прокопьич в сказе «Каменный цветок» мальца — Недокормыш , а потом он стал Данила – мастер)

^

А) Медная руда — по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, идет на облицовку изваяний и разных украшений, этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень, названный так из-за сходства своего цвета с цветом листьев мальвы.

Как называется этот камень и произведение, из которого была сделана одна вещица для украшений?

(^ )

Б). Этот камень в древнерусском языке назывался СМАГАРД. На Урале их добывали с19 века, они по цвету травянисто-зеленые. Это один из самых дорогих драгоценных камней и ценятся дороже алмазов.

В такие камни зеленого цвета превратились слезы Хозяйки. (Слезы Малахитницы превратились в изумруды)

В). « Одному увидеть — прямое счастье: И много его. Поверху большими кусками лежит. Только оно тоже с подвохом. Если лишку захватишь да хоть капельку сбросишь, все в простой камень повернется.

Второй раз тоже не придешь, потому [что] место сразу забудешь. Ну а когда Змейка двоим — троим покажется, вовсе черная беда.

Все перессорятся и такими ненавистниками друг дружке станут, что до смертоубийства дело дойдет».

О каком из металлов идет речь в этом отрывке сказа, оно встречается только в чистом виде в жилах? Как называется этот сказ?

( Сказ « Голубая змейка», речь идет о золоте).

^

А). Какими орудиями добывали рабочие руду и в каких сказах?

(Лопата — заступ, Кирка – кайло каелка “Таюткино зеркальце”, «Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка»)

Б) Какие орудия труда были у Данилы- мастера?

(Орудием был станок для работы по камню, чертежи, да резцы, молоток и стамеска, а чашу изукрасил разными цветками да листиками трав: черемица да омег, дурман да багульник).

^ Какие орудия труда были у Айлыпа?

(Был в башкирах охотник Айлып, а для охотника конь, стрела, лук и ружье являются орудиями).

2 ЭТАП ИГРЫ. ПОРТРЕТЫ РЕЧЬ

^

ПОРТРЕТЫ

А) « Она была хитрая, по улицам перья собирала.

Подушку внучку готовила. Чей это портрет? Кто и кому готовил подушку? И в каком произведении?

( Сказ «Синюшкин колодец», Бабка Лукерья,

приготовила подушку внуку Илье).

Б)«Глядит, – а за кустом на белом камешке девица сидит красоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула и по воде конец пустила. А коса – то у ней золотая и длинной – то в десять сажен. Чей портрет?Кто эта девица, из какого сказа?

(Эта девица Золотой волос из сказа «Золотой волос»).

В) « У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая». Кто эта героиня?

(Сказ «Серебряное копытце», дочка Григория Потопаева Даренка и кошка.)

РЕЧЬ

А) «От отца – руки да плечи, от матери — зубы да речи, от деда Игната кайло да лопата, а от бабки – особый поминок».

В каком произведении звучит это выражение и как называется такой вид фольклора? (Сказ «Синюшкин колодец» Поговорка ).

Б). Какие герои исполняют эту сценку и в каком сказе? Как называется такой вид речи? Сценка. «Малахитница и Степан» Малахитница – Давай, Степан, посидим здесь и поговорим.(Садятся). Что, Степан, видал ты мое приданое? Степан — Видал! М – Ну, как теперь насчет женитьбы? С- Я ведь человек простой, обыкновенный. Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий.

М – А ты, друг любезный , не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет? С – Не могу я тебя в жены взять потому, что другой обещался. М – Молодец! Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял Настеньку на каменну девку.

алахитница и Степан сказ «Хозяйка Медной горы».

Диалог)

В) Погоди! Вот управлюсь. Надоела мне она. Того и гляди – молотком стукну, а он про женитьбу! Уговорились мы с Катей. Подождет она меня». Кто это говорит, и в каком сказе, и почему она его должна подождать?

( сказ «Каменный цветок», монолог Данилушки-мастера).

^

А). Как понять это слово? ВАТАГА, ВАТАЖКА?

(Отряд, артель, группа)

Б) Сама черненькая, да басенька, что означает это слово?

(красивенькая)

В) Кто такая ЛАЗОРЕВКА? Что означает это слово?

(пташка из рода синичек; лазурит, темно-голубой камень)

3 ЭТАП ИГРЫ

^

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫЖИВОТНЫЕ

А) «Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие». О каком животном идет речь, как называется этот сказ? ( Сказ « Серебряное копытце», козел)

Б) «Раздавишь мою слугу – беда будет. Он поглядел под ноги, а там и земли не незнатко. Кто ведет речь и о ком?

(Ящерицы — « Медной горы Хозяйка»)

В) «Думал-думал, да и вспомнил, — как на дереве сидел, так вился один у самого носу и все кричал – фубу, фубу! Будто упреждал: берегись, дескать. Кто в этом отрывке так себя ведет и в каком сказе?

(Сказ « Золотой волос», речь о филине).

^

А). «Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от надсады, которая от ломоты. Ну, все как есть.

Сама те травы собирала в самое время , когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила, да с мазями мешала.

Кто эта бабка, как ее имя?

(Бабка Вихориха в «Каменном цветке»).

2. Какой сказ ни прочтешь, везде рассказчик есть — старичок. Как называют этого рассказчика? От чьего лица он ведет рассказ?

(Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш — ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко», он говорит от имени автора.)

3. «Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь…» Так говорила мудрая женщина, кто она, и кому она давала такие наставления?

(^

Просмотр фильма «Каменный цветок» фрагменты.

«Малахитовая шкатулка раздел 7-8

«Каменный цветок» раздел10, 17

«Медной горы Хозяйка» раздел 17-18.

Дополнительные задания для игроков — зрителей

1. Артуть девка – девушка, подвижная, как ртуть вода долить стала – одолевать, затапливатьЧто означает это слово? КОРОЛЕК

(самородная медь)

А) До середины 19 века поставщиком изумрудов на мировой рынок была Колумбия. Затем открыли месторождения изумрудов на Среднем Урале. Самый крупный прозрачный камень (так называемый «чистой воды») был найден в 1834 году.

По фамилии тогдашнего директора Екатеринбургской гранильной фабрики этот камень стали называть «изумрудом Коковина» Скажите, в каком сказе идет речь о герое с такой фамилией или именем? («Жил старик в заводе, по прозвищу КОКОВАНЯ» так начинается сказ «Серебряное копытце».)

Б)«Удалее его не было.

Медведя с одной стрелы бил, сохатого за рога схватит да через себя бросит — тут зверю и конец». Чей это портрет?

(Сказ «Золотой волос», охотник Айлып).

Ответ для конкурса «Русский язык»Вставь пропущенные буквы в словах.

«Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Золотой волос», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Хрупкая веточка», «Кошачьи уши, «Змеиный след», искусый мастер, искусственный цветок.

База данных защищена авторским правом © kursovaya-referat.ru 2017 При копировании материала укажите ссылку

Источник: http://kursovaya-referat.ru/docs/index-278839.html

Павла Бажова «Уральский сказитель»

Сценарий литературного праздника, посвящённого 130 – летию Павла Бажова

«Уральский сказитель»

(на экране 1 слайд)

Недалёко от Исети — Старый дом и сад густой. Там шумит весенний ветер Беспокойною листвой. Облаков пушистых гребни Проплывают стороной. В этом доме жил волшебник – Мудрый сказочник седой… След копытца серебрится, Вьётся змейкою в ночи. Огневушкою кружится Пламя жаркое в печи, Ящерки мелькнули разом, Встал Данило над цветком… И шкатулкой, полной сказов, Кажется бажовский дом.

А из сада гомон птичий, Ветви тянутся к лучам. Есть ещё такой обычай У ребят у свердловчан: Каждою весною новой Тихо входят на крыльцо – Попросить в саду Бажова Маленькое деревцо. И посадят возле школы Всем лихим ветрам назло, Чтобы крепким и весёлым Это деревцо росло. И шумит листвой рябинка. Зеленеет каждый год… К дому этому тропинка Никогда не зарастёт… Е.

Хоринская Домик писателя

(на экране 2 слайд)

15 января или 27 января по новому стилю 1879 года в городе Сысертский Завод на Урале в семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так писалась тогда фамилия этой семьи) родился сын Павел.

(на экране 3 слайд)

Отец Павла был потомственный уральский рабочий, горнозаводской мастер на Сысертском металлургическом заводе. Он был опытным мастером, имел независимый характер и за острый язык получил прозвище Сверло. За частую критику несправедливых порядков начальства, его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли.

Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его на работу. Мать писателя была искусной кружевницей, не щадя глаз работала в «рукодельной мастерской», плела кружева, вязала ажурные чулки для жён и дочерей заводского начальства. Детство будущего писателя прошло среди уральских мастеровых людей. Впечатления детства оказались для П. П.

Бажова самыми важными и яркими.

(на экране 4 слайд)

Павел учился в земской трёхлетней школе. Был способным и любознательным учеником. Павел любил читать и обладал хорошей памятью. Однажды он прочёл наизусть школьный сборник стихотворений Николая Алексеевича Некрасова, чем удивил присутствующих при этом учителей и гостей школы.

По окончанию школы учителя советовали родителям будущего писателя продолжить его обучение в уездном городе – Екатеринбурге. Родители, люди небогатые, смогли отдать сына только в Екатеринбургское духовное училище, где была самая низкая плата за обучение, и не требовалось покупать форму. Бажов успешно сдал экзамены в училище.

(Ранее в этом училище учились изобретатель радио Александр Степанович Попов и писатель Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк). Окончив Екатеринбургское духовное училище в 14 лет, Бажов поступает в Пермскую духовную семинарию. Здесь он учится шесть лет. Здесь он продолжает много читать.

Среди его любимых писателей были Антон Павлович Чехов, Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин, Николай Александрович Добролюбов, Дмитрий Иванович Писарев и многие другие.

В 1899 году Бажов окончил семинарию (был третьим учеником по сумме баллов), но продолжить обучение в университете было невозможно из – за его политических взглядов (ему было отказано в приёме в Томский университет, т. к. он принимал участие в выступлении семинаристов против реакционно- настроенных преподавателей), а от предложения поступить в Киевскую духовную академию он отказался сам. Бажов решает работать учителем.

(на экране 5 слайд)

Сначала в 20 лет он работал в начальной школе глухой деревни Шайдуриха под городом Невьянском, затем в качестве преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, в епархиальном (женском) училище, где он вёл занятия по русскому языку, а также церковнославянскому и алгебре. Одна из выпускниц этого училища, Валентина Александровна Иваницкая, впоследствии в 1911 году стала женой Павла Петровича.

(на экране 6 слайд)

Брак этот был счастливым и многодетным – семеро детей (дочь П. П. Бажова Ариадна вышла замуж за сына писателя А. П. Гайдара – Тимура. П. П. Бажов – дед политического деятеля Егора Гайдара)

(на экране 7 слайд)

Одновременно с учительской работой Павел Петрович Бажов много занимался изучением фольклора и этнографии, истории родного уральского края. Во время летних каникул будущий писатель пешком или на велосипеде путешествовал по Уралу, делал различные записи.

К этому времени относится его первая публикация – статья «Д. Н. Мамин – Сибиряк как писатель для детей» в «Екатеринбургских Епархиальных новостях». События революции и Гражданской войны не оставили Бажова в стороне. Он вступает в Красную Армию. Это было трудное, тревожное время.

Был белогвардейский плен, побег, партизанский отряд в колчаковском тылу. После войны он становится журналистом, руководит народным образование, редактирует газеты, заведует информационным отделом, пишет очерки, статьи, фельетоны, рассказы.

Так постепенно в Павле Петровиче Бажове рождается большой писатель.

(на экране 8 слайд)

В свои писательские возможности Павел Петрович поверил не сразу. «Для меня звание писателя стояло очень высоко, и мне казалось, что тянуться в эту сторону у меня и сил нет, и возможности нет, и поэтому я никогда не думал, что мне когда – нибудь придётся писать», — отмечал Бажов.

В 1936 году, когда Бажову шёл 58 – й год, он поступает на заочное отделение Литературного института им. М. Горького. К этому времени Бажов накопил большое количество фольклорных произведений. Свою знаменитую «Малахитовую шкатулку» — книгу сказов – Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет.

Сборник вышел впервые в 1939 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), и включал в себя 14 сказов. В 1943 году за эту книгу писатель был удостоен Сталинской премии второй степени (в 2009, в этом году юбилей у книги – 70 лет).

В 1944 году книга была переведена на английский язык, и вышла в Лондоне, Нью–Йорке, в Праге, в Париже, а в дальнейшем она была переведена на 100 языков мира. «Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа.

Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его невесте Насте Хозяйка Медной горы… Название книги оказалось удачным ещё и потому, что писатель постепенно «складывал» в этот сборник, как в шкатулку, всё новые и новые произведения.

Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством» Н. И. Савушкина. Сказы «Малахитовая шкатулка» были представлены читателю, как восстановленные по памяти рассказы дедушки Слышко. Эти сказы Бажов слышал в 1892 – 1895 гг. когда приезжал домой на каникул.

(на экране 9 слайд)

Что такое сказ? Чем он отличается от сказки и рассказа? Павел Бажов любил в детстве слушать старых горняков, знатоков прошлого. Такими людьми были Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим рассказчиком из всех был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин (в сказах П. П. Бажова дед Слышко).

Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе всегда собирались ребятишки и взрослые, охотники послушать его истории. Свои истории о необычных и загадочных случаях, ящерках, бурой кошке и других чудесных помощниках камнерезов и горняков В. Хмелинин никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, «маленьким рассказывают.

Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житьё да про земельные дела – это вот помню… только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются». Сказ – это устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу. Бажов говорил, что сказы его «Малахитовой шкатулки» распадаются на две разные группы.

Это сказы «взрослого тона»: «Каменный цветок», и «детского тона» — «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка».

Действительно, Огневушка – поскакушка приметила восьмилетнего Федюньку, сироту, славного, трудолюбивого и доброго паренька, козлик Серебряное копытце «показался» девочке Дарёнке да кошке Мурёне, Голубая змейка одарила за доброту души да за крепкую дружбу мальчишек.

( на экране 10 слайд)

В изданиях «Малахитовой шкатулки» и отдельных её сказов всегда можно найти пояснения непонятных слов, понятий и выражений, а их немало в сказах Бажова. Ведь язык его сказов особый, его не спутаешь ни с какими другими произведениями.

Вот так о нём говорил Лев Кассиль « Павел Петрович никогда не стремился щегольнуть знанием народного языка, поиграть редкими, неведомыми словечками. Он говорил очень просто без книжных оборотов, не впадая в интеллигентное гладкоречие.

Человек чрезвычайно начитанный, впитавший в себя лучшие традиции передовой русской литературы, великолепно знавший её, он сочетал в себе подлинно народную мудрость с тонким, взыскательным вкусом большого художника, отлично ощущавшего новые времена…» Многие слова, которые уральским горнякам и камнерезам были понятны и знакомы. Сейчас ушли из разговорной речи, но навсегда остались в нашей фольклорной и художественной литературе.

( на экране 11 слайд)

Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала. Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

«Урал» по-башкирски – «пояс». Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах.

Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл. На Урале родилось слово «самоцветы». Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах.

Урал – родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.

(на экране 12 слайд)

«Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется». Так говорил сам П. П. Бажов. В последние годы жизни Бажову становилось всё труднее работать, одолевали старческие недуги, слабело зрение, но до конца жизни он сохранил ясность ума, хорошую память. Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: «Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание». Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль «Серебряное копытце», балеты «Каменный цветок» в 1954 г. и «Сказ о каменном цветке», опера «Сказ о каменном цветке» в 1950 г. Сняты художественные фильмы по сказам Бажова «Каменный цветок» в 1946 г. и «Тайна зелёного бора», мультфильмы «Медной горы хозяйка» и «Подарёнка». Первое изобразительное воплощение «Малахитовой шкатулки» принадлежит художнику А. Кудрину, выполнены в скульптуре герои бажовских сказов. На ВВЦ можно увидеть фонтан «Каменный цветок», плавает по рекам теплоход «Павел Бажов», в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику. Сам П. П. Бажов был награждён за литературную работу орденом Ленина.

(на экране 13 слайд)

Я детство помню по уральским сказам, Вечерний костёр И время это в памяти свежо. И старую вышку, Не видела я автора ни разу, И Думную гору, Но знала, автор – дедушка Бажов.

и дедушку Слышко И в сердце, в самых дальних закоулках, Представил я сразу… Как память детства будет жить поэт За ясное слово, Богатство «Малахитовой шкатулки», За чудные сказы Где каждый сказ – уральский самоцвет. Спасибо Бажову. .

Он трогает словом И сердце и разум.

— Спасибо Бажову

Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-553302.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector